Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» российский университет дружбы народов




Скачать 357.76 Kb.
НазваниеПрограмма «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» российский университет дружбы народов
страница1/3
Дата28.10.2012
Размер357.76 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3

Приложение 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ




Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»



РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ


Программа дисциплины




Конфликтология


Москва

2003

Программа дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, а также требованиями, предъявляемыми НФПК к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.


Программа подготовлена при содействии НФПК – Национального Фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.


Автор (составитель) _Орланова Анна Ивановна, к.ф.н., доцент, РУДН_

(ФИО, ученая степень, ученое звание, вуз)


Рецензенты: _Нарбут Н. П., к.ф.н., доцент, РУДН____________


(ФИО, ученая степень, ученое звание, вуз)

Содержание

Введение


Тематический план

Программа курса

Планы семинарских занятий


Предлагаемый курс предназначен для бакалавров социологии, уже имеющих базовые знания в области общей социологии, общей психологии и социологии управления. Актуальность предлагаемого курса определяется взрывным ростом конфликтности во всех сферах социальной жизни современного общества, в т.ч. в России, где обнажились острейшие проблемы, связанные с переустройством общественной системы. Для понимания и эффективного разрешения конфликтов необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний и приобрести практические навыки поведения в конфликтных ситуациях.

Научные исследования социальных конфликтов имеют давние и прочные корни. К середине первого тысячелетия до нашей эры относятся первые попытки проникнуть в глубинные причины социальных столкновений, теоретически осмыслить, обобщить накопленный практический опыт. Значительный вклад в решение этой проблемы внесли мыслители античности. Известный философ-диалектик Гераклит (ок. 530-470 гг. до н.э.) стремился связать свои рассуждения о войнах и социальных конфликтах с общей системой взглядов на природу мироздания. Для него все было подвержено вечному круговороту и взаимопревращению, в том числе и нормы человеческого общения - в мире все рождается через вражду и распри. «Враждующее соединяется, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу».

Идея социальной дифференциации, из которой возникают конфликты, получила свое развитие в учении Платона (472 – 347 гг. до н.э.). Он сформулировал образ идеального государства, где представил этическую трехступенчатую иерархию людей и их добродетелей.

Выдающийся мыслитель античности Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) в своем знаменитом трактате «Политика», утверждал, что государство – «продукт естественного возникновения, человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек; - такой человек по природе своей только и жаждет войны». Деление людей на тех, кто властвует и тех, кто должен подчиняться, он относил к естественным законам природы и считал, что для одного человека полезно и справедливо быть рабом, для другого - господином. А отсюда вытекает, что конфликт представляет собой естественное состояние общества, в котором господин должен обращаться со своим рабом как с «говорящим орудием». Важнейшие источники конфликтов, с его точки зрения, коренятся в имущественном неравенстве людей и в неравенстве получаемых почестей.

Идеи античных мыслителей послужили основой современной конфликтологии, ставшей самостоятельной наукой к середине ХХ века - века, который наиболее ярко в истории человечества проявил себя через столкновение различных социальных и политических сил, мнений и идей.

Интерес к общественному конфликту питает объективная потребность в исследовании этого явления. Работы по проблематике конфликта всегда имели свою аудиторию – многочисленные социальные и политические движения, критически относящиеся к существующим в обществе порядкам, решительно настроенные на реформы и устремленные в будущее. Россия является, пожалуй, бесспорным лидером не только по людским потерям в конфликтах, но по другим их последствиям - материальным и моральным.

Противоречие, возникающее между производительными силами и производственными отношениями в рамках уходящей тоталитарной системы, и процесс формирования демократического правового государства предопределяют главные линии в противоборстве различных социальных групп. С особой остротой звучит вопрос о выяснении специфичности отечественных конфликтов, необходимости управления ими, прогнозировании их возникновения и последствий. Независимо от того или иного понимания природы конфликтов и зарубежные, и отечественные исследователи единодушны в том, что его нужно изучать и вырабатывать конкретные рекомендации по их регулированию в целях предотвращения непоправимых разрушительных последствий.


Овладение данным курсом предполагает:


прослушивание учебных лекций студентами;

самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы;

активное участие в семинарах;

выполнение контрольных работ в течение семестра.


Знания студентов оцениваются по 100-балльной системе:


100 – 81 балл – оценка «отлично»;

80 – 71 балл - оценка «хорошо»;

70 – 51 балл – оценка «удовлетворительно»;

менее 50 баллов – «неудовлетворительно».

  1   2   3

Похожие:

Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» российский университет дружбы народов iconПрограмма «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Волгоградский государственный университет
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» российский университет дружбы народов iconПрограмма “Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах” воронежский государственный университет
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы “Совершенствование преподавания социально-экономических...
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» российский университет дружбы народов iconПрограмма “Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах” Новосибирский Государственный Университет
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы “Совершенствование преподавания социально-экономических...
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» российский университет дружбы народов iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Государственный университет Высшая школа экономики (наименование вуза)
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» российский университет дружбы народов iconПрограмма «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» российский университет дружбы народов iconПрограмма “Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах” Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы “Совершенствование преподавания социально-экономических...
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» российский университет дружбы народов iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» российский университет дружбы народов iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» российский университет дружбы народов iconПроект развития образования программа«Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» российский университет дружбы народов iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница