2008г. Аналитический отчёт о реализации программы областной экспериментальной площадки




Название2008г. Аналитический отчёт о реализации программы областной экспериментальной площадки
страница1/5
Дата28.10.2012
Размер0.65 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32

Администрации «город Южно-Сахалинск»


УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы:_____________

/Бетнарская С.Ф./

« » 2008г.


Аналитический отчёт


о реализации программы областной экспериментальной площадки

на период 2007 – 2012 г.

на базе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 32 г. Южно – Сахалинска


«Модель социально – педагогической поддержки учащихся с особыми образовательными потребностями»





2008 год


Содержание

Введение

3

Глава 1. Теоретические разработки модели социально-педагогической поддержки учащихся с особыми образовательными потребностями.

9

    1. Модель социально-педагогической поддержки

учащихся с особыми образовательными потребностями.

9

1.2. Особенности познавательной деятельности учащихся

с особыми образовательными потребностями.

10

1.3. Особенности мыслительной деятельности

11

1.4. Коррекционная направленность УВП в классах компенсирующего обучения.

12

1.5. Методические рекомендации к построению урока КО.

14

1.6. Общие рекомендации к организации к организации образовательного пространства для детей с особыми образовательными потребностями.

16

1.7. Выводы по главе.

18

Глава 2. Опытно-поисковая работа по реализации программы социально-педагогической поддержки учащихся с особыми образовательными потребностями.

19

2. 1 Характеристика условий, в которых проходит эксперимент.

19

2.2. Характеристика педагогического коллектива.

20

2.3 Реализация программы.

21

2.4. Анализ результатов

23

2.4.1. Сравнительный анализ качества знаний учащихся по русскому языку

23

2.4.2. Сравнительный анализ качества знаний учащихся по математике

26

2.4.3. Сравнительные результаты проверки техники чтения учащихся

29

2.4.4. Результаты диагностики уровня развития вербального интеллекта учащихся с особыми образовательными потребностями

32

3.Заключение

37

4. Список литературы

38

Приложение:




№ 1.Уровень опытности учителей, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями.

39

№ 2. Уровень квалификации учителей, работающих с детьми с ООП

40

№3 Уровень заслуженности педагогов, работающих с детьми с ООП

41

№4.Конспект открытого урока по математики в 4 классе.

42

№5. Конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе.

47

№6. Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе

50

№7.Памятка учителю, работающему с детьми с ООП

53

№8.Экзаменационные билеты по английскому языку за курс основной школы

55

№9.Результаты динамики коррекции

56

№10 Договор о сотрудничестве

58

№11 Календарно-тематический план работы ОЭП

59








Введение.


Совершенствование системы образования на современном этапе характеризуется повышенным вниманием к вопросам изучения особенностей психофизического развития школьников. Увеличение с каждым годом количества детей с трудностями в обучении (40 – 60%) адаптации и социализации, разнообразия отклонений в развитии вызывает необходимость своевременного выявления таких детей с целью обеспечения каждому ребёнку адекватных условий для развития формирования полноценной личности и получения должного образования.

Вхождение нашего образования в мировое информационное пространство обусловило необходимость пересмотра традиционных подходов к учебно-воспитательному процессу.

Однако гуманистическая направленность при изучении, обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями не всегда и не в полном объёме переориентирует педагогический процесс общеобразовательных учреждений на максимальный учёт индивидуально-творческих особенностей каждого ребёнка, создание оптимальных условий для его самореализации развития.

Наиболее актуальными проблемами в общеобразовательном учреждении являются:

  • Недостаточное взаимодействие между 1 и 2 ступенями обучения;

  • Низкая компетентность педагогов в вопросах психологического специального педагогического сопровождения обучающихся (умение корректно анализировать неудачи, выстраивать оптимистический прогноз, грамотно работать с родителями, адаптировать образовательные стандарты к индивидуальным возможностям учащегося);

  • Недостаточное методическое сопровождение компенсирующего обучения;

  • Отсутствие вариативных программ образования для удовлетворения запросов учащихся и родителей

  • Неразработанность параметров оценивания учащихся с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, современное образовательное учреждение нуждается в адаптивной модели обучения и воспитания всех категорий детей, учитывая их особые образовательные потребности и возможности.


Тема эксперимента: ««Модель социально – педагогической поддержки учащихся с особыми образовательными потребностями».

Заказчик эксперимента: Департамент образования администрации г. Южно-Сахалинска.

Исполнитель эксперимента: Дмитриева Елена Васильевна – зам. директора по УВР.

Научный руководитель: Картухина Галина Николаевна – зав. кафедрой социальной педагогики и психологии СОИПиПКК.

Основания для разработки программы:

    • «Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.»

    • Закон РФ «Об образовании».

    • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».

    • Областная целевая программа «Развитие образования Сах. обл. на 2006 – 2010 г.».

    • Положение о классах компенсирующего обучения.

    • Положение о службе практической психологии в системе.

    • Положение о школьном ПМПк (консилиуме).

Теоретической основой формирования модели компенсирующего обучения в общеобразовательном пространстве (работы Я. А. Каменского, К. Д. Ушинского, психологов А. Маслоу, А. Адлера, К. Роджерса, Л. С. Выготского), учения о закономерностях психического и личностного развития, учение психологических особенностях развития детей с различными нарушениями( Л. С. Выготский, В. В. Лебединский, В. И. Лубовский, Р. Е. Левина), теории о компенсации дефекта в условиях специально психолого-педагогического сопровождения (А. Р. Лурия, А.

Адлер, Л. С. Выготский, Л. В. Занков).

Идея эксперимента:

  • Комплексный подход (психолого-педагогического и социально-бытового сопровождения детей и подростков);

  • Формирование здорового образа жизни;

  • Нравственное обогащение социальной среды;

  • Социальное закаливание;

  • Развитие самостоятельности и инициативы;

  • Формирование конкурентоспособной личности;

  • Системность и комплексность образовательного процесса (непрерывность и медико-психолого-педагогическая поддержка).

Замысел эксперимента:

  • Создать модель образовательного учреждения, ориентированного на запросы и потребности каждого ребёнка;

  • Обеспечить непрерывность компенсирующего пространства для учащихся с проблемами развития;

  • Достичь успешной социальной адаптации выпускника образовательного учреждения с особыми образовательными потребностями;

  • Обобщить и распространить опыт.

Объекты эксперимента: условия обучения и развития личности с особенностями психофизического развития.


Предмет эксперимента: образовательные системы компенсирующей направленности.

Цель экспериментальной деятельности:

Разработка и апробация инновационных технологий к образованию лиц с особыми образовательными потребностями в условиях создания условий для непрерывного компенсирующего обучения.

Задачи;

  1. Разработать нормативно-правовое обеспечение деятельности по формированию системы работы с категорией детей, имеющих особые образовательные потребности.

  2. Создать систему для своевременного выявления детей с особыми образовательными потребностями.

  3. Создать учебно-методический комплекс для непрерывного компенсирующего сопровождения.

  4. Освоить современные коррекционно-развивающие технологии.

  5. Создать мониторинг компенсирующего сопровождения.

  6. Обобщить и распространить опыт педагогов по заявленной проблеме.

Гипотеза: эффективность учебно-воспитательного процесса детей с особыми образовательными потребностями зависит от организации адаптированной обучающей, воспитывающей и развивающей среды и создания благоприятной атмосферы в образовательном учреждении.

Ожидаемые результаты:

  • Создание системы непрерывного комплексного подхода к образованию лиц с особыми образовательными потребностями (компенсирующее пространство);

  • Обновление содержания учебных образовательных программ;

  • Совершенствование координации деятельности педагогов, психологов, медицинских работников, социальных институтов, родителей, органов управления образованием;

  • Разработка и апробация инновационных технологий компенсирующего обучения;

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов, родителей, других работников в сфере «Специальная педагогика и психология»;

  • Создание комплексной медико-психолого-педагоической и консультативной службы;

  • Обобщение и распространение опыта экспериментальной деятельности;

  • Создание пакета диагностических методик и методических рекомендаций;

  • Создание банка данных образовательных потребностей на муниципальном уровне.

Критерии оценки ожидаемых результатов:

    1. Организация учебного труда, культуры поведения, информированность, социальные знания, умения и навыки профессионального образования, безопасности жизнедеятельности.

    2. Учебные знания, умения и навыки.

Сроки проведения эксперимента; 2007-2012г.г.


Этапы эксперимента:

  1. Подготовительный этап (2007-2008г.г.)

    • Анализ проблемы на местном уровне и изучение экспериментальной работы по данной проблеме.

    • Определение целевой группы участников эксперимента.

    • Мониторинг ОЭП.

    • Повышение уровня профессиональной компетентности целевой группы.

    • Организация службы социально-психологического сопровождения, разработка локальных нормативно-правовых актов и Положения о службе; подбор специалистов и определение функционала.

  2. Практический этап (2008-2011 г.г.)

  • Создание системы комплексного непрерывного психолого-педагогического, медико-социального сопровождения ребёнка и его социального окружения.

  • Апробация выбранных технологий, методик, программ и форм работы.

  • Создание мониторинга ожидаемых результатов.




  1. Аналитический этап (2012 г.)

  • Обобщение опыта экспериментальной деятельности.

  • Анализ результатов эксперимента.

  • Внедрение результатов эксперимента в практику.

Состав участников эксперимента и функциональные обязанности:

В эксперименте принимают участие педагогический коллектив, учащиеся классов компенсирующего обучения МОУ СОШ № 32, члены семей в сетевом взаимодействии с социальным окружением (СМИ, государственные общественные организации, заинтересованные частные лица и др.).

Управление деятельности осуществляют:

  • Совет ОЭП при Департаменте образования Сахалинской области;

  • Совет ОЭП при МОУ СОШ № 32.


Масштаб эксперимента: Локальный эксперимент на период 2007-2012 г.г.

Тип эксперимента: поисково-формирующий.


Областная экспериментальная площадка действует на основании приказа ДО Сахалинской области № 257-ОД от 27.03.2007г. Ей присвоен статус областной экспериментальной площадки МОУ СОШ № 32 г. Южно-Сахалинска с темой эксперимента «Модель социально-педагогической поддержки учащихся с особыми образовательными потребностями».

1.2. Особенности познавательной деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями.

По характеру поведения и особенностям познавательной деятельности учащиеся с особенностями психофизического развития значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и нуждаются в специально организованном учебно-воспитательном процессе для компенсации нарушенных функций.

Исследователи данной проблемы (З.И.Калмыкова, И.А.Коробейников, Н.А.Менчинская, Н.И.Мурачковская, Ю.К.Бабанский, Л.В.Занков, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский,Ю Н.А.Никашина и др.) отмечают у всех категорий детей с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта общие закономерности развития.

  • незрелость мотивации к учебной деятельности;

  • низкий уровень познавательной активности;

  • незрелость эмоционально-волевой сферы;

  • ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающей действительности;

  • недостаточная сформированность тонкой моторики и пространственной ориентировки;

  • своеобразие речевого развития;

  • различный по структуре и качественным параметрам интеллектуальные нарушения;

  • сниженная работоспособность учебной деятельности;

  • замедленный прием информации и неполноценность способов ее переработки и др.

Нормальное функционирование учебной деятельности предполагает сформированность базовых возрастных психических функций: мышления, речи, восприятия, внимания, памяти и др.


1.3.Особенности мыслительной деятельности

Имеет место недостаточная сформированность операций анализа, синтеза и обобщения. При анализе учащиеся выделяют значительно меньше признаков объекта, анализируют хаотично, бессистемно, затрудняются интегрировать сходные качества. При операции обобщения затрудняются выделять главное, опираются на случайные признаки, не умеют самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, группировку и классификацию по родовому и видовому признакам выполняют с ошибками из-за недостаточной сформированности понятий. На начальном этапе у детей преобладает конкретно-ситуативное мышление и только после специального обучения отмечаются вербально-логические умозаключения, снижается стереотипность и инертность мыслительных процессов.

1.4. Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса в классах компенсирующего обучения.

Главной особенностью учебно-воспитательного процесса в классах корректирующего обучения является коррекционно-развивающая работа, основная цель которой – создание условий для развития личности ребенка, механизмов компенсации, способствующих адаптации, обучению и социализации.

Коррекция осуществляется на учебном материале, который является содержанием того или иного учебного предмета.

Целью учебно-воспитательной работы являются ЗУНы в соответствии с образовательными стандартами. Целью коррекционной работы – исправление (сглаживание) нарушений психофизического развития.

Педагогические приемы коррекционной работы отличаются тем, что они стимулируют компенсаторные процессы, в результате которых у учащихся формируются обобщенные учебные и трудовые умения, позволяющие отражать уровень самостоятельности при решении новых учебных и трудовых (профессиональных) заданий.

Результаты учебно-воспитательной и коррекционной работы отличаются темпом их достижения: обучение учащихся конкретным умениям, знаниям и навыкам происходит быстрее, чем исправление недостатков развития.

Поэтому для педагога качественные параметры обучения должны быть приоритетными: как работал ученик, была ли в учебном процессе максимальная аналитико-синтетическая нагрузка (зрительные, слуховой, рече-двигательный анализаторы и др.), как менялся вид деятельности ученика, включался ли он в самостоятельную обработку информации, в проблемно-поисковый метод обучения, какие виды помощи принимал, как реагировал на результаты и др.

Коррекционная направленность заключается в использовании специфических методов и приемов обучения, методологической основой которых являются традиционные и инновационные подходы к коррекционно-педагогической деятельности.

Обучение детей с особыми образовательными потребностями основывается на некоторых принципах, разработанных в образовательном научно-методическом центре «Развитие и коррекция» (руководитель Е.Д. Худенко).

  1. принцип развития динамического восприятия;

  2. принцип формирования продуктивных способов обработки учебной информации;

  3. принцип усиления мотивационной направленности;

  4. принцип мобилизации потенциальных механизмов компенсации.

1.5. Методические рекомендации к построению урока компенсирующего обучения.

Урок является одной из форм учебной работы и позволяет организовать не только учебно-познавательную, но и другие виды развивающей деятельности. Особенности психофизического развития учащихся с нарушениями развития требуют от педагогов повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Основные условия эффективного планирования коррекционно-развивающих уроков:

- четкая постановка целей уроков;

- определение его структуры и преемственности этапов;

- отбор методов с опорой на несколько анализаторов (сенсорных механизмов) и определение их рациональной комбинации (последовательности);

- уяснение дидактической функции наглядности;

- организующая роль педагога.

Особенностью компенсирующего урока является решение трех задач: обучающей, коррекционно-развивающей и коррекционно-воспитывающей. Решение этих задач предъявляет к уроку следующие требования:

  1. правильное определение места данного урока по теме или разделу на основе программы, связь с предыдущим материалом и подготовка к изучению следующего;

  2. достоверность и научность сообщаемых знаний, их связь с жизнью;

  3. доступность формируемых знаний с учетом познавательных возможностей учащихся;

  4. создание условий для активации мыслительной деятельности учащихся на каждом уроке (необходимо развивать все операции мышления: анализ, синтез сравнение, обобщение, конкретизацию и др.);

  5. создание условий для максимальной коммуникативной направленности (необходимо формировать речевую потребность в учебных высказываниях);

  6. учет взаимосвязи речи и мышления с другими психическими функциями (развивать память, внимание, восприятие, планирование учебной задачи; все виды контроля);

  7. учет индивидуальных особенностей учащихся;

  8. научная организация педагогического процесса, выражающаяся в оптимальной организации труда учащихся, выборе форм и методов, адекватных поставленным не уроке задачам.

  9. оборудование урока, соответствующе его дидактической цели, рациональное использование средств наглядности (достаточно сбалансированный материал, который постепенно должен сокращаться).


1.6. Общие рекомендации к организации образовательного пространства для детей с особыми образовательными потребностями.

1. Коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса детей, имеющих психофизические особенности развития, должна осуществляться в специально организованных условиях, которыми являются:

  • раннее выявление и учёт нарушений развития познавательной деятельности и эмоционально-личностного развития;

  • организация коррекционно-развивающей работы в процессе обучения и внеклассных мероприятий посредством междисциплинарных связей (уроки чтения, русского языка, природоведения и др.)

  • включение детей в образовательный процесс при создании ситуации активного взаимодействия, сотрудничества и общения с учителем и воспитателем;

  • организация охранительного режима, использование дозированных учебных нагрузок для учащихся с ослабленным здоровьем;

  • организация учебных ситуаций, стимулирующих активную познавательную деятельность посредством проблемно-поисковых методов обучения.

2. Данные клинического (медицинского) и психолого-педагогического изучения детей с нарушениями и задержками развития (ЗПР) позволяют осуществлять принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальные занятия должны быть направлены на исправление (выравнивание) недостатков психологического развития, ликвидацию пробелов в знаниях. Наиболее эффективными являются профилактические мероприятия с первых дней обучения.

3. Коррекционные занятия с детьми, имеющими особенности психофизического развития, должны проводиться группой специалистов (педагогом, логопедом, психологом и др.) с учетом непрерывности образовательного процесса и преемственности начальной и основной школы.

Дефектолог (логопед) и психолог должны проводить индивидуальные и групповые занятия, учителю необходимо использовать специальные задания и коррекционно-развивающие упражнения на уроках по общеобразовательным программам.

4. Для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса важно осуществлять комплексный подход и наблюдение за коррекционно-развивающим сопровождением. В каждом образовательном учреждении необходимо организовать психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПК).


1.7. Выводы по главе.

Коллектив учителей, работающих в классах компенсирующего обучения, пришел к пониманию, что:

1. социально-педагогическая поддержка учащихся с особыми образовательными потребностями должна начинаться с первого класса, так как повышается мотивация учебной деятельности, происходит коррекция познавательной деятельности. С начала учебного процесса дети сформированы в единый коллектив, привыкают друг к другу, учителю, что способствует лучшей адаптации. Условия обучения в классе с малой наполняемостью с первых дней пребывания в школе позволяют детям чувствовать себя успешными.

2. образовательный стандарт, образовательная программа, билеты для итоговой аттестации учащихся за курс основной школы, для учащихся с особыми образовательными потребностями должен меняться. Необходимо изменять систему оценивания с целью создания комфортной, благоприятной атмосферы учебных занятий. Главным объектом оценивания становится процесс деятельности ученика, сегодняшние достижения ребенка по сравнению с тем, что характеризовало его вчера.

3. необходимо обеспечить максимальное включение всех учащихся с особыми образовательными потребностями в развивающую среду, посещение кружков, спортивных секций, факультативов.

4. требуется особый подход к построению урока с учетом психологических особенностей детей с особыми образовательными потребностями.

  1   2   3   4   5

Похожие:

2008г. Аналитический отчёт о реализации программы областной экспериментальной площадки iconОтчет методиста-куратора
Южно-Сахалинска преподавание математики в пятых, шестых классах соответственно велось согласно плану работы областной экспериментальной...
2008г. Аналитический отчёт о реализации программы областной экспериментальной площадки iconКонцепция экспериментальной работы городской сетевой экспериментальной площадки по теме
Исследование проводится в рамках городской целевой программы развития образования «Столичное образование-5»
2008г. Аналитический отчёт о реализации программы областной экспериментальной площадки iconОтчет экспериментальной площадки
Фгоу спо «Липецкий колледж строительства, архитектуры и отраслевых технологий» за отчетный период 2008 2011 уч гг
2008г. Аналитический отчёт о реализации программы областной экспериментальной площадки iconЭкспериментальной работы
В ноябре 2010 года школа получила статус экспериментальной площадки Хакасского республиканского института повышения квалификации...
2008г. Аналитический отчёт о реализации программы областной экспериментальной площадки iconОтчет по итогам работы городской экспериментальной площадки
Ма доу црр д/с №24 по теме «Патриотическое воспитание дошкольников на материале краеведения и историко-культурных традиций малой...
2008г. Аналитический отчёт о реализации программы областной экспериментальной площадки iconЭкспериментальной площадки Нижегородского института развития образования по английскому языку
С сентября 2011-2012 уч года нашей школе присвоен статус экспериментальной площадки Нижегородского института развития образования...
2008г. Аналитический отчёт о реализации программы областной экспериментальной площадки icon«Педагогическая поддержка социально профессионального самоопределения старшеклассников». Сроки: 2007 2012гг., Приказ хрипк и про №1-ус от 12. 2007г
Отчёт экспериментальной базовой площадки хакиро и пк по итогам 2011-2012 учебного года
2008г. Аналитический отчёт о реализации программы областной экспериментальной площадки iconМетодические рекомендации по созданию проекта по изучению жизни и творчества С. П. Федорова при реализации Программы Эколого-гражданского развития учащихся в рамках инновационной площадки. Разрабатывая контуры программы инновационной площадки на тему
Методические рекомендации по созданию проекта по изучению жизни и творчества С. П. Федорова при реализации Программы Эколого-гражданского...
2008г. Аналитический отчёт о реализации программы областной экспериментальной площадки iconГуз «Пензенский областной медицинский информационно-аналитический центр» приложение
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2008г. №387 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской...
2008г. Аналитический отчёт о реализации программы областной экспериментальной площадки iconКурса
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница