План-конспект урока «Лесная газета» устный журнал по произведениям В. Бианки и В. Белова о природе




Скачать 56.42 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока «Лесная газета» устный журнал по произведениям В. Бианки и В. Белова о природе
Дата28.10.2012
Размер56.42 Kb.
ТипУрок
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Лесная газета» устный журнал

по произведениям В. Бианки и В. Белова о природе





ФИО (полностью)

Платонова Елена Валерьевна



Место работы

МОУ СОШ № 63



Должность

Учитель



Предмет

Русский язык и литература



Класс

5



Тема и номер урока в теме






Базовый учебник

Литература 5 класс в двух частях В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Москва, Просвещение, 2010 год




  1. Цель урока: Познакомить учащихся с произведениями В. Бианки и В. Белова о природе в форме устного журнала «Лесная газета».

9. Задачи:

  • обучающие: Расширить представления учащихся о многообразии форм отражения темы природы в художественной литературе, дать первичное понятие об экологических проблемах, затронутых в произведениях писателей;

  • развивающие: Развивать навыки самостоятельной подготовки о жизни и творчестве писателей, умение видеть мир чувств и переживаний персонажей;

  • воспитательные : Воспитывать любовь и восхищение природой, стремление беречь и защищать природу.




  1. Тип урока: Изучение нового материала.

  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная, самопроверка.

12. Необходимое техническое оборудование: красочно оформленные название страниц «Лесной газеты»: «Визитная карточка», «Сказочная», «Экологическая», «Веселый тир», «Портреты писателей»

Предварительное задание (всему классу) прочитать произведение В. Бианки: «Лесной колобок – колючий бок», «Теремок», «Анюткина утка» и В Белова: «радуга», «Мышонок, бабушка и кот», «Птички – руковочки», «Как воробья ворона обидела», «Жадный петух» из цикла «Рассказы о разной живности»; задание по группам – подготовить рассказ и писателях В. Бианки и В Белове; подготовить чтение по ролям сказки В Бианки «Люля», подобрать вопросы по произведениям В Бианки и В Белова для викторины «Веселый тир»

Оборудование: красочно оформленные название страниц «Лесной газеты»: «Визитная карточка», «Сказочная», «Экологическая», «Веселый тир», «Портреты писателей»


13.Структура и ход урока

Подготовка к восприятию темы.

Слово учителю


  • Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем читать газету. Но газету не обычную, а лесную. «В обыкновенных газетах пишут только про людей и их дела. Но нам всем интересно знать и про то, как живут звери и птицы, насекомые, растения. В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Там тоже идет работа, бывают веселые праздники, несчастные случаи. Там есть свои герои и разбойники. А в обычных газетах об этом мало пишут, и поэтому никто не знает всех лесных новостей» (В Бианки). Впервые придумал и выпустил все 12 номеров такой газеты Виталий Бианки – писатель, охотник, следопыт.

Страница первая «Визитная карточка»


  • На первой странице нашей газеты помещены портреты двух выдающихся писателей, которые написали не мало произведений о родной природе, обо всем живом, что существует на свете. Это Виталий Бианки и Василий Белов. Любовь к природе – вполне естественные чувства каждого нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждет момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Такими писателями были и М. Пришвин, и К. Паустовский, и В Бианки, таков и В Белов и многие другие.

Сообщения учащихся (рассказ о писателях).


Восприятие, осознание, осмысление темы.

Страница вторая «Сказочная страница»


  • Сказки В Бианки и В Белова отличаются от хорошо известных вам народных сказок. Это особенные сказки – лесные. Из них можно узнать, чей нос лучше, кто чем поет, кто ночью спит, где раки зимуют, как муравьишка домой спешил, как Лис Ежа перехитрил, как воробья ворона обидела, кто такие птички-рукавички и многое другое. Есть на этой странице сказки, название которых кажутся нам знакомыми: «Теремок», «Лесной колобок – колючий бок», «Муравей и стрекоза».

Вопросы:

  1. О каком теремке рассказывает В Бианки, и кто в нем живет? (теремок – дупло в старом дубе, жители – Дятел, Скворец, Сыч, Белка, Куница, пчелиный рой и, наконец, Медведь).

  2. Кто пел такую песенку: Я - Лесной колобок – колючий бок! Я по коробу не скребен, по сусеку не метен, на сметане не мешан, я под кустиком рос, весь колючками оброс, я кругом нехорош, как меня ты возьмешь? (еж)

  3. Какие рукавички сидели на деревьях? (снегири)

  4. С кем разговаривал родничок? (пчелка, синичка, девочка, дедушка).

  • О многих птицах, животных, насекомых рассказывают В Бианки и В Белов в своих сказках и каждый раз за сказочной историей встает лесная жизнь, как, например, в сказке В Бианки и птичке – нырке Люле, которая помещена в нашей «Лесной газете»

Чтение по ролям сказки В Бианки «Люля»


Вопросы:

  1. Почему Люля трижды ныряла на дно моря?

  2. Почему у птички Люли нос и глаза красного цвета?

  3. Где живет птичка Люля и почему?

  • В своей сказке писатель не только рассказал о повадках и внешнем виде незаметно птичке, а сумел поведать нам с бескорыстии и самоотверженности незаметных на первый взгляд героев.

Из сказки В Бианки и В Белова мы узнаем не только о загадках и тайнах лесной жизни, но и о добром отношении друг к другу, взаимовыручке, справедливости. Один из учеников в Бианки говорил, что «он только из хитрости пишет о зверях и птицах. На самом деле он учит мальчишек и девчонок, как вырасти настоящими людьми».

Страница третья «Экологическая страница»


  • Ребята, знаете ли вы, что означает слово – экология? Вот как дается его объяснение в толковом словаре: «Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов между собой и с окружающей средой. (От греческого экос – дом, логос – учение)». Назовите рассказы В Бианки и В Белова, в которых встречаются экологические проблемы, проблемы взаимоотношений человека и природы, охраны окружающей среды. (Рассказы В Бианки «Анюткина утка» и В Белова «Радуга»)

Вопросы:

  1. Кто является главными героями рассказа В Бианки «Анюткина утка»?

  2. Почему Анюта отпустила Белое Зеркальце на волю?

  3. В чем проявились хитрость и самоотверженность уточки?

  4. Как вела себя Анюта по отношению в утке, живущей на воле?

  5. Почему белое Зеркальце вернулась в Анюткину запруду?

  • Итак, ребята, обратите внимание на то, что в столкновении с силами природы (наводнения, хищные птицы) Белое Зеркальце всегда выходила победителем. Но вот появились охотники. И спасти уточку от людей смог только человек.

Вопросы:

  1. Какова главная мысль сказки В Белова «Радуга» (Необходимость бескорыстной заботы о других, иначе – гибель).

  2. Чему же учат нас рассказы этих писателей? (Внимательному отношению к природе и друг к другу).

Четвертая страница «Тир» – «Бей ответом прямо в цель».

Викторина по произведениям В Бианки и В Белова. Вопросы готовит одна группа учеников, а соревнование идет между второй и третьей группой.

На доске вывешиваются символические листики, рядом записывается количество очков, «выбитых» правильными ответами учащихся.

Вопросы:

  1. Как звали отважного мышонка-путешественника из известной сказки В Бианки? (Мышонок Пик).

  2. В какой сказке насекомые приходят на помощь своему собрату, попавшему в беду? («Как муравьишка домой спешил»).

  3. Почему в рассказе «Анюткина утка» уточка носила прозвище Белое Зеркальце? (Потому что на крыле, где у обычных уток бывает синее с фиолетовым отливом пятно (зеркальце), у нее была белая тряпочка).

  4. Какая собака каждый день бегала за два километра в чужую деревню, чтобы накормить своего сына? (Малька из «Рассказов о всякой живности» В Белова)

  5. Кому родничок дал воды напиться? (пчелке, синичке, зайчику, Маше, дедушке, комару – В Белов «Радуга»)

  6. За какую провинность выгнала бабушка кота в рассказе В Белова «Мышонок, бабушка и кот»? (Кот стащил и съел сметану).

Подведение итогов викторины.

Итог урока:

  • Вот и подошла к концу наша «Лесная газета». Но знакомство с ней на этом не должно закончиться. И читая рассказы уже известных писателей, и наблюдая самостоятельно природу, учитесь быть внимательными к ней, видеть ее красоту и незащищенность, стремитесь не нарушить ее гармоничного мира.

Похожие:

План-конспект урока «Лесная газета» устный журнал по произведениям В. Бианки и В. Белова о природе iconПлан-конспект урока лесная промышленность
Тема и номер урока в теме: Лесная промышленность, 20 урок по теме «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география»
План-конспект урока «Лесная газета» устный журнал по произведениям В. Бианки и В. Белова о природе iconПлан-конспект урока «Химический элемент кислород»
Цель урока: познакомить учащихся с химическим элементом кислородом, распространением его в природе, аллотропными видоизменениями...
План-конспект урока «Лесная газета» устный журнал по произведениям В. Бианки и В. Белова о природе iconПлан-конспект урока
Цель урока: сформировать у учащихся представление о сезонных изменениях в природе
План-конспект урока «Лесная газета» устный журнал по произведениям В. Бианки и В. Белова о природе iconПлан-конспект урока информация и информационные процессы в живой и не живой природе
Цель урока: формирование у учащихся представлений об информации как одного из трех основополагающих понятий науки
План-конспект урока «Лесная газета» устный журнал по произведениям В. Бианки и В. Белова о природе iconПлан-конспект урока " Происхождение и многообразие пресмыкающихся и их роль в природе и жизни человека"
Тема и номер урока в теме «Происхождение и многообразие пресмыкающихся и их роль в природе и жизни человека»
План-конспект урока «Лесная газета» устный журнал по произведениям В. Бианки и В. Белова о природе iconПлан-конспект урока тепловые явления. Температура
Цель урока: Развивать интерес к физике, мотивировать необходимость изучения тепловых явлений, раскрывать на интересных и важных примерах...
План-конспект урока «Лесная газета» устный журнал по произведениям В. Бианки и В. Белова о природе iconПлан-конспект урока по теме: «Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение»
Изучение темы урока начнем с классификации. Класс Насекомые делится на два подкласса: Первичнобескрылые, или Низшие, насекомые и...
План-конспект урока «Лесная газета» устный журнал по произведениям В. Бианки и В. Белова о природе iconУрок "Белки" План конспект урока «Белки»
...
План-конспект урока «Лесная газета» устный журнал по произведениям В. Бианки и В. Белова о природе iconПлан-конспект урока информационные процессы в обществе и живой природе
К учебнику: Информатика и икт 8-9/ Под ред проф. Н. В. Макаровой. –Спб.: Питер, 2010. 416с.: ил
План-конспект урока «Лесная газета» устный журнал по произведениям В. Бианки и В. Белова о природе iconПлан-конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 6-х классов
Воспитывать чувства товарищества и бережное отношение к своей жизни и здоровью, воспитание любви к природе
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница