ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Лесная газета» устный журнал по произведениям В. Бианки и В. Белова о природе
| ФИО (полностью) | Платонова Елена Валерьевна |
| Место работы | МОУ СОШ № 63 |
| Должность | Учитель |
| Предмет | Русский язык и литература |
| Класс | 5 |
| Тема и номер урока в теме |
|
| Базовый учебник | Литература 5 класс в двух частях В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Москва, Просвещение, 2010 год | Цель урока: Познакомить учащихся с произведениями В. Бианки и В. Белова о природе в форме устного журнала «Лесная газета». 9. Задачи: обучающие: Расширить представления учащихся о многообразии форм отражения темы природы в художественной литературе, дать первичное понятие об экологических проблемах, затронутых в произведениях писателей; развивающие: Развивать навыки самостоятельной подготовки о жизни и творчестве писателей, умение видеть мир чувств и переживаний персонажей; воспитательные : Воспитывать любовь и восхищение природой, стремление беречь и защищать природу. Тип урока: Изучение нового материала. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная, самопроверка. 12. Необходимое техническое оборудование: красочно оформленные название страниц «Лесной газеты»: «Визитная карточка», «Сказочная», «Экологическая», «Веселый тир», «Портреты писателей» Предварительное задание (всему классу) прочитать произведение В. Бианки: «Лесной колобок – колючий бок», «Теремок», «Анюткина утка» и В Белова: «радуга», «Мышонок, бабушка и кот», «Птички – руковочки», «Как воробья ворона обидела», «Жадный петух» из цикла «Рассказы о разной живности»; задание по группам – подготовить рассказ и писателях В. Бианки и В Белове; подготовить чтение по ролям сказки В Бианки «Люля», подобрать вопросы по произведениям В Бианки и В Белова для викторины «Веселый тир» Оборудование: красочно оформленные название страниц «Лесной газеты»: «Визитная карточка», «Сказочная», «Экологическая», «Веселый тир», «Портреты писателей»
13.Структура и ход урока Подготовка к восприятию темы. Слово учителю Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем читать газету. Но газету не обычную, а лесную. «В обыкновенных газетах пишут только про людей и их дела. Но нам всем интересно знать и про то, как живут звери и птицы, насекомые, растения. В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Там тоже идет работа, бывают веселые праздники, несчастные случаи. Там есть свои герои и разбойники. А в обычных газетах об этом мало пишут, и поэтому никто не знает всех лесных новостей» (В Бианки). Впервые придумал и выпустил все 12 номеров такой газеты Виталий Бианки – писатель, охотник, следопыт. Страница первая «Визитная карточка» На первой странице нашей газеты помещены портреты двух выдающихся писателей, которые написали не мало произведений о родной природе, обо всем живом, что существует на свете. Это Виталий Бианки и Василий Белов. Любовь к природе – вполне естественные чувства каждого нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждет момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Такими писателями были и М. Пришвин, и К. Паустовский, и В Бианки, таков и В Белов и многие другие. Сообщения учащихся (рассказ о писателях). Восприятие, осознание, осмысление темы. Страница вторая «Сказочная страница» Сказки В Бианки и В Белова отличаются от хорошо известных вам народных сказок. Это особенные сказки – лесные. Из них можно узнать, чей нос лучше, кто чем поет, кто ночью спит, где раки зимуют, как муравьишка домой спешил, как Лис Ежа перехитрил, как воробья ворона обидела, кто такие птички-рукавички и многое другое. Есть на этой странице сказки, название которых кажутся нам знакомыми: «Теремок», «Лесной колобок – колючий бок», «Муравей и стрекоза». Вопросы: О каком теремке рассказывает В Бианки, и кто в нем живет? (теремок – дупло в старом дубе, жители – Дятел, Скворец, Сыч, Белка, Куница, пчелиный рой и, наконец, Медведь). Кто пел такую песенку: Я - Лесной колобок – колючий бок! Я по коробу не скребен, по сусеку не метен, на сметане не мешан, я под кустиком рос, весь колючками оброс, я кругом нехорош, как меня ты возьмешь? (еж) Какие рукавички сидели на деревьях? (снегири) С кем разговаривал родничок? (пчелка, синичка, девочка, дедушка). О многих птицах, животных, насекомых рассказывают В Бианки и В Белов в своих сказках и каждый раз за сказочной историей встает лесная жизнь, как, например, в сказке В Бианки и птичке – нырке Люле, которая помещена в нашей «Лесной газете» Чтение по ролям сказки В Бианки «Люля» Вопросы: Почему Люля трижды ныряла на дно моря? Почему у птички Люли нос и глаза красного цвета? Где живет птичка Люля и почему? В своей сказке писатель не только рассказал о повадках и внешнем виде незаметно птичке, а сумел поведать нам с бескорыстии и самоотверженности незаметных на первый взгляд героев. Из сказки В Бианки и В Белова мы узнаем не только о загадках и тайнах лесной жизни, но и о добром отношении друг к другу, взаимовыручке, справедливости. Один из учеников в Бианки говорил, что «он только из хитрости пишет о зверях и птицах. На самом деле он учит мальчишек и девчонок, как вырасти настоящими людьми». Страница третья «Экологическая страница» Ребята, знаете ли вы, что означает слово – экология? Вот как дается его объяснение в толковом словаре: «Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов между собой и с окружающей средой. (От греческого экос – дом, логос – учение)». Назовите рассказы В Бианки и В Белова, в которых встречаются экологические проблемы, проблемы взаимоотношений человека и природы, охраны окружающей среды. (Рассказы В Бианки «Анюткина утка» и В Белова «Радуга») Вопросы: Кто является главными героями рассказа В Бианки «Анюткина утка»? Почему Анюта отпустила Белое Зеркальце на волю? В чем проявились хитрость и самоотверженность уточки? Как вела себя Анюта по отношению в утке, живущей на воле? Почему белое Зеркальце вернулась в Анюткину запруду? Итак, ребята, обратите внимание на то, что в столкновении с силами природы (наводнения, хищные птицы) Белое Зеркальце всегда выходила победителем. Но вот появились охотники. И спасти уточку от людей смог только человек. Вопросы: Какова главная мысль сказки В Белова «Радуга» (Необходимость бескорыстной заботы о других, иначе – гибель). Чему же учат нас рассказы этих писателей? (Внимательному отношению к природе и друг к другу). Четвертая страница «Тир» – «Бей ответом прямо в цель». Викторина по произведениям В Бианки и В Белова. Вопросы готовит одна группа учеников, а соревнование идет между второй и третьей группой. На доске вывешиваются символические листики, рядом записывается количество очков, «выбитых» правильными ответами учащихся. Вопросы: Как звали отважного мышонка-путешественника из известной сказки В Бианки? (Мышонок Пик). В какой сказке насекомые приходят на помощь своему собрату, попавшему в беду? («Как муравьишка домой спешил»). Почему в рассказе «Анюткина утка» уточка носила прозвище Белое Зеркальце? (Потому что на крыле, где у обычных уток бывает синее с фиолетовым отливом пятно (зеркальце), у нее была белая тряпочка). Какая собака каждый день бегала за два километра в чужую деревню, чтобы накормить своего сына? (Малька из «Рассказов о всякой живности» В Белова) Кому родничок дал воды напиться? (пчелке, синичке, зайчику, Маше, дедушке, комару – В Белов «Радуга») За какую провинность выгнала бабушка кота в рассказе В Белова «Мышонок, бабушка и кот»? (Кот стащил и съел сметану). Подведение итогов викторины. Итог урока: Вот и подошла к концу наша «Лесная газета». Но знакомство с ней на этом не должно закончиться. И читая рассказы уже известных писателей, и наблюдая самостоятельно природу, учитесь быть внимательными к ней, видеть ее красоту и незащищенность, стремитесь не нарушить ее гармоничного мира. |