Программа практики направления 030300. 62 «психология» Педагогическая практика москва 2007 Разработано И. В. Сыромятниковым, канд психол наук, доц




Скачать 176.78 Kb.
НазваниеПрограмма практики направления 030300. 62 «психология» Педагогическая практика москва 2007 Разработано И. В. Сыромятниковым, канд психол наук, доц
Дата28.10.2012
Размер176.78 Kb.
ТипПрограмма
Современная


Гуманитарная


Академия


Дистанционное образование

2233.х1.01;2


ПРОГРАММА ПРАКТИКИ


НАПРАВЛЕНИЯ 030300.62 «ПСИХОЛОГИЯ»


Педагогическая практика


МОСКВА 2007

Разработано И.В. Сыромятниковым, канд. психол. наук, доц.

Под ред. В.В. Сысоева, д-ра психол. наук, проф.


Рекомендовано Учебно-методическим

советом в качестве учебного пособия

для студентов СГА


ПРОГРАММА ПРАКТИКИ


НАПРАВЛЕНИЯ 030300.62 «ПСИХОЛОГИЯ»


Рассматриваются основные вопросы прохождения студентами направления «Психология» Современной Гуманитарной Академии педагогической практики в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направ-ления 030300 «Психология». Приводятся цели, задачи, темы и порядок проведения педагогической практики.

Настоящая программа педагогической практики разработана для степени (квалификации) выпускника – бакалавр психологии.


Для студентов Современной Гуманитарной Академии


© СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ


Общие положения 6

Общие положения 6

1 Цели и задачи педагогической практики 6

1 Цели и задачи педагогической практики 6

2 Места прохождения педагогической практики 7

2 Места прохождения педагогической практики 7

3 Обязанности студентов на практике 8

3 Обязанности студентов на практике 8

4 Документы, регламентирующие проведение практики 8

4 Документы, регламентирующие проведение практики 8

5 Формы отчета о прохождении практики 8

5 Формы отчета о прохождении практики 8

6 Требования к содержанию и оформлению отчета о прохождении педагогической практики 9

6 Требования к содержанию и оформлению отчета о прохождении педагогической практики 9

7 Подведение итогов и оценка практики 13

7 Подведение итогов и оценка практики 13

8 Темы педагогической практики 13

8 Темы педагогической практики 13

Приложение Б 16

Приложение Б 16

16

16



Общие положения



В соответствии с ГОСом подготовки бакалавров по направлению 030300 «Психология» студенты за время обучения должны пройти педагогическую практику.

Объектом профессиональной деятельности бакалавра психологии являются индивиды и группы; предметом – психологические процессы, свойства, состояния, образования и особенности их проявления.

Педагогическая практика должна способствовать саморазвитию студента, развитию психи-ческих и личностных свойств и качеств; развитию педагогических умений, профессионально значимых свойств и качеств личности.

Практика студентов по направлению подготовки «Психология» является неотъемлемой составной частью учебного процесса и выступает средством формирования у студентов профессиональных навыков и умений.

Педагогическая практика играет важную роль в профессиональной подготовке психолога.
В ходе прохождения практики студенты анализируют и закрепляют знания, полученные в теоретических курсах, и умения, которые начали осваивать на активных семинарах, коллективных тренингах, лабораторных занятиях и практикумах.

Продолжительность и сроки прохождения практики определяются учебным планом.


1 Цели и задачи педагогической практики



Педагогическая практика предназначена для формирования представлений о содержании и специфике профессионального обучения в вузе по специальности «Психология», об основных направлениях, задачах и методах обучения профессиональной деятельности, ориентации обучающихся в реальных условиях, что позволяет студенту активнее осваивать учебные дисциплины и более целенаправленно участвовать в учебном процессе на последующих этапах обучения.

Основным содержанием педагогической практики студентов направления «Психология» СГА, квалификация - бакалавр психологии, является участие в занятиях, учебно-воспитательной и методической работе, осуществляемое под руководством опытного педагога по дисциплинам направления «Психология».

Целями педагогической практики являются:

- закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;

- освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе;

- знакомство со спецификой деятельности преподавателя психологии;

- формирование профессиональной позиции преподавателя психологии, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики.

Задачами педагогической практики являются:

1 закрепление у студентов теоретических знаний:

- об основных принципах и методах организации педагогического процесса по направлению «Психология»;

- о научных основах педагогического взаимодействия педагога и учащихся в процессе обучения, воспитания и развития;

- о психолого-педагогических механизмах формирования личности обучаемого;

- о психологических особенностях учащихся как субъектов обучения и их влиянии на резуль-таты педагогической деятельности;

- о принципах контроля и оценки знаний обучаемых;

- об основах дидактики и риторики;

- о требованиях, предъявляемых к преподавателю в учебных заведениях в современных условиях;

2 формирование умений и навыков:

- использования изученного опыта организации педагогического процесса по направлению «Психология» в самостоятельной педагогической деятельности;

- анализа возникающих в педагогической деятельности затруднений;

- формулирования педагогических задач по разрешению проблемных ситуаций;

- применения выводов и рекомендаций психологии и педагогики в образовательном процессе;

- руководства учебно-познавательной деятельностью обучающихся на учебных занятиях;

- выступления перед аудиторией;

- создания творческой атмосферы в процессе занятий;

- самоконтроля и саморегуляции;

- осуществления методической работы по обеспечению учебного процесса.


2 Места прохождения педагогической практики



По выбору студента, в зависимости от его профессионального интереса, педагогическая практика может проходить:

1 в Учебном центре СГА, в котором обучается студент-практикант;

2 на психологических факультетах других вузов;

3 в школах, учебно-производственных комбинатах (УПК), средних специальных учебных заведениях, где ведутся занятия по психологическим дисциплинам.


3 Обязанности студентов на практике



Студенты при прохождении практики обязаны:

  • подчиняться внутреннему распорядку работы по месту прохождения практики;

  • выполнять все виды работ, которые не противоречат функциям учреждения и не угрожают здоровью практикующихся студентов;

  • выполнять программу и конкретные задания практики и представить отчет в установленный срок;

  • отработать программу практики в другие сроки в случае болезни или других объективных причин.


4 Документы, регламентирующие проведение практики



Проведение практики студентов регламентировано определенными документами. К ним относятся:

а) руководящие документы, которые расположены в телекоммуникационной двухуровневой библиотеке (ТКДБ) СГА:

- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (направление 030300 «Психология»);

- Положение о практике студентов Современной Гуманитарной Академии;

б) документы, определяющие порядок и специфику педагогической практики:

- программа педагогической практики студентов по направлению 030300.62 «Психология»;

- направление на прохождение практики (форма НП-1/7, приложение А);

- оформленный студентом отчет о прохождении практики, сброшюрованный вместе с титульным листом (форма ТП-1, приложение Б);

- отзыв о прохождении практики, оформленный на бланке «Направление на практику» (форма НП-1/7, приложение А).


5 Формы отчета о прохождении практики



В качестве отчетных материалов выступают:

1 отзыв о прохождении практики студентом, составленный руководителем практики. Для составления характеристики используются данные наблюдений за деятельностью студента во время практики, результаты выполнения заданий, а также беседы со студентом. Отзыв оформляется на бланке «Направление на практику» (форма НП-1/7, приложение А);

2 отчет о прохождении практики, составленный по утвержденной форме. Аттестацию осуществляет АЦ (аттестационный центр).

В установленный срок (не позднее семи дней после окончания практики) студент составляет письменный отчет в формате Microsoft Word (в рукописном виде отчеты не принимаются), оформленный в соответствии с методическими указаниями СГА и отражающий степень выполнения программы, и представляет его в сброшюрованном виде вместе с другими отчетными документами учебному менеджеру учебного центра.

Все оформленные отчетные документы по практике сброшюровываются в следующей последовательности (1 – самый верхний отчетный документ, 3 – самый низший отчетный документ):

1 «Направление на практику» (форма НП-1/7).

2 «Титульный лист отчета о прохождении практики» (форма ТП-1).

3 Письменный отчет о прохождении практики.


6 Требования к содержанию и оформлению отчета о прохождении педагогической практики



В отчет по педагогической практике должны входить следующие составляющие.

1 «Направление на практику» (форма НП-1/7, приложение А).

2 Титульный лист (форма ТП-1, приложение Б).

В бланке «Направление на практику» необходимо заполнить графы: тема, задание (перечень работ), организация (место прохождения практики), срок начала и окончания практики, продолжительность практики, навыки (приобретенные за время практики).

В отзыве руководителя практики от предприятия по месту прохождения практики необходимо дать оценку отношению студента к работе (с подписью ответственного лица), поставить дату завершения практики и круглую печать предприятия. По итогам аттестации прохождения практики преподаватель-экзаменатор оформляет рецензию-рейтинг отчета практики студента (форма РР-05).

Текст отчета по практике набирается в Microsoft Word и печатается на одной стороне стандартного листа бумаги формата А-4, содержит, примерно, 1800 знаков на странице (включая пробелы и знаки препинания): шрифт Times New Roman – обычный, размер 14 пт; междустрочный интервал – полуторный; левое, верхнее и нижнее – 2,0 см; правое – 1,0 см; абзац – 1,25 см (отчеты, выполненные в рукописном виде, не принимаются).

Объем отчета должен быть для педагогической практики – 5-10 страниц (в формате Microsoft Word в соответствии с требованиями, изложенными выше).

Исходя из указанного объема текста отчета, он должен включать следующие основные структурные элементы и соответствовать основным требованиям, предъявляемым к содержанию отчета и его структурным элементам:

Введение:

- цель, место, дата начала и продолжительность практики;

- перечень основных работ и заданий, выполняемых в процессе практики.

Основную часть:

- описание организации работы в процессе практики;

- описание практических задач, решаемых студентом за время прохождения практики;

- перечень невыполненных заданий и неотработанных запланированных вопросов.

Заключение:

- необходимо описать навыки и умения, приобретенные за время практики;

- дать предложения по совершенствованию и организации работы предприятия;

- сделать индивидуальные выводы о практической значимости для себя проведенного вида практики.

Отчет должен быть иллюстрирован таблицами, графиками, схемами, заполненными бланками, рисунками.

Качество напечатанного текста и оформление иллюстраций, таблиц, распечаток с ЭВМ должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения (электрографическое копирование, микрофильмирование).

При оформлении отчета необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту. В отчете должны быть четкие, нерасплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки, одинаково черные по всему тексту.

Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм и другие имена собственные приводят на языке оригинала.

Страницы отчета нумеруют арабскими цифрами, с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер проставляется в центре нижней части листа (выравнивание от центра) без точки в конце номера.

Схемы, рисунки, таблицы и другой иллюстративный материал, расположенный на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц, но не засчитываются в объем работы. Если они не могут быть приведены в варианте компьютерной графики, их следует выполнять черными чернилами или тушью.

Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, однако номер страницы на титульном листе не проставляется.

Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все приводимые таблицы должны быть ссылки в тексте отчета. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста отчета. Номер следует размещать над таблицей слева без абзацного отступа после слова «Таблица». Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается в одну строку с ее номером через тире.

Рисунки (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

На все рисунки должны быть даны ссылки в работе.

Иллюстрации / рисунки следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Название и нумерация иллюстраций, в отличие от табличного материала, помещаются под ними внизу посередине строки. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1».

На все приводимые иллюстрации должны быть ссылки в тексте отчета. Например, «см. рисунок 1», «… в соответствии с рисунком 2».

При необходимости в отчете могут быть приведены перечисления.

Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте отчета на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, й, о, ч, ь, ы, ъ), после которой ставится скобка.

Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано на примере.

Пример:

а) ____________

б) ____________

1) ______

2) ______

в) ____________


Примечания приводят в отчетах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала. Примечания не должны содержать требований.

Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзаца и не подчеркивать.

Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруется. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

Пример:

Примечание - _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами без проставления точки.

Пример:

Примечания

1 _______________________________________________________________________________

2 _______________________________________________________________________________

3 _______________________________________________________________________________

Подстрочные ссылки также имеют сплошную нумерацию.

Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводятся сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины, справа – их детальная расшифровка.

Приложения, используемые в отчете, следует применять только те, на которые есть ссылка в тексте отчета. Приложения даются в конце отчета, располагаются в порядке появления ссылок на них в тексте. В приложения обычно входят различные схемы, графики, таблицы, данные исследований и т.п. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения и степени, иметь содержательный заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая ее последовательность. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.

Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

Если в качестве приложения в отчете используется документ, имеющий самостоятельное значение и оформляемый согласно требованиям к документу данного вида, его вкладывают в отчет без изменений в оригинале. На титульном листе документа в центре печатают слово «Приложение» и проставляют его буквенное обозначение, а страницы, на которых размещен документ, включают в общую нумерацию страниц отчета.

При написании текста отчета кроме навыков, приобретенных за время практики и предложений по организации учебного процесса, важно показать проблемы и противоречия, возникшие в ходе практики и предложить пути разрешения этих проблем.

Наиболее общими недостатками при прохождении практики и составлении отчета по ней являются:

- нарушение правил оформления отчетных документов (отчета о практике);

- невыработка положенного по Государственным образовательным стандартам времени, отводимого на практику;

- отсутствие вспомогательных документальных материалов, подтверждающих проведение (выполнение) в ходе практики различных задач (например, материалов проведенного под руководством педагога-технолога коллективного тренинга);

- невыполнение выданного индивидуального задания на практику и плана прохождения практики;

- неудовлетворительное состояние личной дисциплины во время прохождения практики;

- расплывчатость заключений студента о прохождении практики.





7 Подведение итогов и оценка практики



Аттестацию практики по представленным отчетам, отзыву организации, предприятия или учреждения, оформленному в бланке «Направление на практику», и другим фактическим материалам и документам осуществляют квалифицированные преподаватели.

Результаты аттестации практики фиксируются в экзаменационных ведомостях.

Получение студентом «неудовлетворительной» оценки за аттестацию любого вида практики является академической задолженностью. При наличии академической задолженности по любому виду практики студент не может быть переведен приказом на следующий курс, так как перевод на следующий курс оформляется после выполнения студентом всего учебного плана данного периода обучения.

Ликвидация академической задолженности по практике осуществляется путем ее повторной отработки по специально разработанному графику. При нарушении графика ликвидации академической задолженности по практике студент может быть отчислен из института.

Заинтересованное отношение студента к практике, активное овладение профессиональными навыками помогут студенту-выпускнику при трудоустройстве на работу.


8 Темы педагогической практики



Педагогическая практика в современных учреждениях/организациях и фирмах осущест-вляется на базе различных департаментов и может проходить по темам, представленным в перечне тем педагогической практики студентов направления «Психология».

В зависимости от своих склонностей и формирующихся профессиональных интересов студент самостоятельно выбирает из представленного перечня тему педагогической практики и согласовывает свой выбор со специалистом, который осуществляет руководство практикой на месте.


Перечень тем педагогической практики студентов направления «Психология»

1 Преподавание психологических дисциплин в учебных заведениях.

2 Специфика преподавания психологических дисциплин в вузе с дистанционной формой обучения.

3 Особенности преподавания психологических дисциплин в разных учебных заведениях (средних школах, техникумах, вузах).

4 Виды и формы организации преподавания психологических дисциплин.

5 Специфика организации учебного процесса в различных учебных заведениях.

6 Особенности проведения различных видов учебных занятий по психологическим дисци-плинам.

7 Формирование личности студентов как цель преподавания психологических дисциплин.

8 Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и студентом как осно-ва развития личности студента.

Перечень тем педагогической практики может быть дополнен темой, предложенной студентом. Для утверждения самостоятельно выбранной темы студент должен мотивировать ее выбор и представить примерный план написания отчета.


Требования к содержанию и оформлению отчета


Основными требованиями, предъявляемыми к содержанию отчета по практике, являются следующие.

Введение:

  • цель, место, дата начала и продолжительность практики;

  • перечень основных работ и заданий, выполненных в процессе практики.

Основная часть:

  • описание организации работы в процессе практики;

  • описание практических задач, решаемых студентом за время прохождения практики;

  • перечень невыполненных заданий и неотработанных запланированных вопросов.

Заключение:

  • необходимо описать навыки и умения, приобретенные за время практики;

  • дать предложения по совершенствованию организации работы предприятия;

  • сделать индивидуальные выводы о практической значимости для себя проведенного вида практики.


Основными требованиями, предъявляемыми к оформлению отчета по практике, являются:

  • отчет должен быть отпечатан на компьютере через 1,5 интервала, номер шрифта – 14 пт, объемом не менее 5 страниц машинописного текста;

  • в отчет могут входить приложения (таблицы, графики, заполненные бланки, прайс-листы, фотографии и т.п.) объемом не более 20 страниц. Приложения (иллюстрационный материал) в общее количество страниц отчета не входят.

Приложение Б


Форма ТП-1

НАЧОУ ВПО

СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ


Филиал _________________________________________________


Отчет по практике


Вид практики _______________________________________________


ТЕМА: ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________


Выполнил студент __________________________________________________________

фамилия, имя, отчество

№ контракта ___________________________________________

Направление подготовки _________________________________

№ группы ______________________________________________

№ семестра _____________________________________________


Подпись студента: __________ Дата сдачи отчета: «___» ____________200 __ г.

подпись


Отчет принят: _______________________________________________________________

Ф.И.О. ответственного лица, должность


«____»____________________ 200 __ г.


Оценка ____________________________________________________ _____________

Ф.И.О. преподавателя-экзаменатора АЦ подпись


«____»____________________ 200 __ г.



Похожие:

Программа практики направления 030300. 62 «психология» Педагогическая практика москва 2007 Разработано И. В. Сыромятниковым, канд психол наук, доц iconПрограмма практики направления 030300 «психология» Учебно-ознакомительная практика москва 2007 Разработано И. В. Сыромятниковым, канд психол наук, доц
Программа учебно-ознакомительной практики студентов сга по направлению подготовки «Психология» разработана в соответствии и на основе...
Программа практики направления 030300. 62 «психология» Педагогическая практика москва 2007 Разработано И. В. Сыромятниковым, канд психол наук, доц iconПрограмма дисциплины Антропология и человекознание для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра
Авторы: канд биол наук, доцент Лихачев Ю. В. и канд психол наук, доцент Агапов В. С
Программа практики направления 030300. 62 «психология» Педагогическая практика москва 2007 Разработано И. В. Сыромятниковым, канд психол наук, доц iconПрограмма практики Направления 030300. 62 «психология» Научно-исследовательская практика
Сга направления 030300. 62 «Психология» разработана в соответствии и на основе требований Государственного образовательного стандарта...
Программа практики направления 030300. 62 «психология» Педагогическая практика москва 2007 Разработано И. В. Сыромятниковым, канд психол наук, доц iconПрограмма практики направления 520500 «Лингвистика» Производственная практика москва 2005 Разработано Л. Д. Захаровой, канд филол наук, доц
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления 520500 "Лингвистика", утвержденного...
Программа практики направления 030300. 62 «психология» Педагогическая практика москва 2007 Разработано И. В. Сыромятниковым, канд психол наук, доц iconПрограмма дисциплины «психология бизнеса» для направления 030300. 68 Психология подготовки магистра Авторы: Иванова Н. Л
Авторы программы: доктор психол наук, профессор Н. Л. Иванова, кандидат психол наук, преподаватель О. И. Патоша
Программа практики направления 030300. 62 «психология» Педагогическая практика москва 2007 Разработано И. В. Сыромятниковым, канд психол наук, доц iconАктуальные проблемы науки и образования Сборник научных статей Под общей редакцией С. А. Ляшко
Е. В. Сухорукова — доц., канд пед наук; С. И. Шумарин — доц., канд филол наук; В. В. Назаров — доц., канд ист наук; А. И. Золотухин...
Программа практики направления 030300. 62 «психология» Педагогическая практика москва 2007 Разработано И. В. Сыромятниковым, канд психол наук, доц iconПрограмма дисциплины Психология конфликта для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Авторы: Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко
Авторы программы: доктор психол наук, профессор Надежда Михайловна Лебедева и кандидат психологических наук Александр Николаевич...
Программа практики направления 030300. 62 «психология» Педагогическая практика москва 2007 Разработано И. В. Сыромятниковым, канд психол наук, доц iconБалтийская педагогическая академия
И. П. Волков; доктор пед наук проф. Ю. А. Гагин; доктор пед наук, проф. В. Ф. Костюченко; доктор психол наук, проф. А. Н. Николаев;...
Программа практики направления 030300. 62 «психология» Педагогическая практика москва 2007 Разработано И. В. Сыромятниковым, канд психол наук, доц icon2210. 01;2 программа практики направления 030300. 62 «психология»
Сга направления 030300. 62 «Психология» разработана в соответствии и на основе требований Государственного образова-тельного стандарта...
Программа практики направления 030300. 62 «психология» Педагогическая практика москва 2007 Разработано И. В. Сыромятниковым, канд психол наук, доц iconГоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Социально-психологическая
Д-р псих наук, проф. В. В. Гриценко (Смоленск); д-р соц наук, проф. Н. Р. Маликова (Москва); канд псих наук, доц. Г. Н. Малюченко...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница