Задачи: привлечение детей к регулярному посещению школьной библиотеки; привлечение детей к чтению




Скачать 97.82 Kb.
НазваниеЗадачи: привлечение детей к регулярному посещению школьной библиотеки; привлечение детей к чтению
Дата28.10.2012
Размер97.82 Kb.
ТипКнига
Путешествие в Читай-город

(разработала библиотекарь МОУ Садовская СОШ №1 Карташова Т. В.)

ЦЕЛЬ: Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге.

Задачи:

  • привлечение детей к регулярному посещению школьной библиотеки;

  • привлечение детей к чтению;

  • знакомство с историей создания письменности и книги;

  • воспитание бережного отношения и любви к книге.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ: Путешествие по библиотеке. Знакомство с «Книжным домом». Понятия «читатель», «библиотекарь», «абонемент», «читальный зал». Библиотеки большие и малые.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: путешествие по библиотеке. Беседа. Просмотр красочных изданий книг. Просмотр имеющихся в библиотеке периодических изданий: «Мурзилка», «Простоквашино», «Читайка». Плакат «Основные правила пользования библиотекой». Презентация. К занятию готовится выставка повреждённых книг.

На доске высказывания о книге:

  • С книгой жить – век не тужить!

  • Книга – разумный советчик человека.

  • Дом без книги – день без солнца.

  • Книга поможет в труде, выручит в беде.

  • Умнее книги не скажешь.


Здравствуйте, ребята! Вот вы уже и школьники! И на многие вопросы вы знаете ответ - как называется дерево, что на нём растёт, что выращивают на полях, кто даёт молоко. Но есть на свете дом, в котором для тебя собраны все путеводители жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он - библиотекой. А что это такое - библиотека. «Библио» - по-гречески - книга, а тека» - хранилище. То есть библиотека - это помещение, где хранятся книги. А знаете ли вы, сколько лет существуют библиотеки в мире? Более 7 тысяч лет. Ещё бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? А хранили в них книги. Но книги, которые вы видите сейчас, раньше, в древности были не такими. У книг было много прообразов.

Самый первый из них - то ЧЕЛОВЕК-КНИГА. В далёкие времена люди не умели, не только читать, но и писать. Свои законы, предания, они хранили не на книжной полке, а в своей памяти. Умирали люди, а предания оставались. Они передавались от поколения к поколению, от старших к младшим. Тех, кто рассказывал предания - называли сказителями. До появления письменности человек пользовался и другими способами передачи информации. Один из этих способов узелковое письмо. Им владели древние китайцы, персы. Для узелкового письма требовалась толстая верёвка и тонике разноцветные шнурки. И, если что-то хотели сказать, передать важные сведения, к толстой верёвке привязывали особым способом разноцветные шнурки или шнурок. На смену узелковому письму, которое было трудно читать, пришло письмо в картинках.

Слайд

Если надо было рассказать, например, об охоте, то на каменных плитах рисовали зверей, птиц, человека с копьём. Позднее на каменных плитах стали появляться надписи - иероглифы, их изобрели египтяне.

Слайд

На египетских памятниках можно было увидеть вырезанные из камня змеи, совы, гуси, львы, руки и головы людей, вперемежку с этими изображениями были также и причудливые значки: дужки, крючки, петли. Одни обозначали целое слово, другие - слоги, а третьи - буквы.

Слайд

В древнем Риме существовали «КНИГИ-ПЛИТКИ». Писец чертил свои знаки на мяг кой глиняной плитке трехгранной заостренной палочкой. Вдавив палочку в глину, он тут же вытаскивал её. На плитке из глины оставался след. После этого плитку обжигал человек, который назывался горшечником. Существовала целая библиотека, сделанная из глиняных плиток. Такая странная библиотека без единого листа бумаги была найдена среди развалин древнего города ассирийцев – Ниневин. Эта библиотека – хранилище принадлежала царю Ашшурбанипалу. Каждая “книга” состояла из нескольких десятков или даже сотен плиток, как наша книга из многих страниц. Плитки нумеровали как страницы и на каждой проставляли название.

Слайд

Самой крупной была Александрийская библиотека в Египте. Она просуществовала 6 столетий и имела 700 тысяч свитков с записями лучших произведений мудрецов, поэтов, драматургов. Александрийскую библиотеку называли одним из семи чудес света.

Слайд

«КНИГИ-ЛЕНТЫ» - придумали такие книги древние египтяне. Они выглядели в виде длинной-предлинной ленты, шагов сто в длину. Делалась такая книга из специальной бумаги. А бумага изготовлялась из растения, которое называлось папирусом. Это растение имеет прямой трёхгранный стебель высотой до 5 метров. Для приготовления материала для письма использовалась только нижняя часть стебля длиной около 60 сантиметров. Её освобождали от наружного зелёного слоя, а белую сердцевину разрезали ножом на тонкие узкие полоски и 2-3 дня выдерживали в свежей воде для набухания и удаления водо - растворимых веществ.

Но такие книги были очень неудобными, так как быстро ломались, их тогда скатывали в трубку. Да и сунуть в карман такую книгу было нельзя. Их тогда укладывали аккуратно в ящик с ремнями и несли за спиной. Богатые книг не носили, за них это делали рабы. Длина таких свитков была до 6 метров.

Позже у древних римлян появились «КНИГИ ИЗ ВОСКА». Выглядели они так. Несколько табличек-дощечек, аккуратно выструганных в середине, скреплялись шнурками через дырочки, проделанные в углах дощечки. Квадратную выемку заполняли воском: желтым или окрашенным в чёрный цвет. Первая и последняя дощечка воском не покрывалась. Писали на такой дощечке стальной палочкой, она называлась «СТИЛО». С одного конца она была острой, а с другого закруглённой. Острой писали по воску, а закруглённой стороной сглаживали то, что не нужно. Можно было бесконечно стирать написанное, а затем писать снова.

Слайд

Затем вместо папируса и воска появился пергамент, и свитки из папируса и восковые дощечки стали вытесняться «КНИГАМИ ИЗ КОЖИ». «Пергамент» - это овечья или козья шкура. Пергамент для книг оказался лучше папируса.

Слайд

Его можно было резать, сгибать, сшивать в книги, он не ломался. Можно было писать с обеих сторон, а не с одной как на папирусе. Отдельные листы сшивались и в таком виде они выглядели уже как книга.

Слайд

Нужно было истребить целое стадо животных, чтобы сделать книгу в 700 страниц. Слайд

Правда книга была огромной и тяжелой. Переплёт такой книги делали из двух досок, обтянутых кожей.

Слайд

Его украшали драгоценными камнями, книга закрывалась на застёжки и замки, которые запирались. В библиотеке такие книги приковывались железными цепями к столбам, чтобы их не украли.

Слайд

На Руси существовали БЕРЕСТЯНЫЕ КНИГИ. Которые берут начало от берестяных грамот. Брали бересту (кору березы), кипятили в особом растворе, соскабливали внутренний слой коры, обрезали по краям, придавая нужную форму (прямоугольную). Пойдя такую обработку береста, становилась мягкой и эластичной. Писали на бересте острым железным стержнем (ПИСАЛО), он процарапывал буквы. Надписи на бересте выполнялись кириллицей, но есть надписи и на латыни, карельском языке. По свидетельству учёных, берестяные книги возникли у нас на Руси в 9 веке.

Слайд

Затем бересту вытеснила бумага. На Русь бумагу привезли итальянские купцы, приезжавшие в Новгород. А бумажные фабрики, или как тогда их называли «бумажные мельницы» сначала появились в Германии, Франции, Италии. Сначала на бумаге писали то, что недолго хранится.

Слайд

Но со временем дорогой пергамент уступает место дешёвой бумаге. Потому что повсюду стали возникать школы, и нужно было много книг.

Слайд

Сперва книги переписывались от руки. Представьте, сколько времени уходило на то, чтобы аккуратно, красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки. На переписку толстых книг уходили месяцы и годы.

Слайд

Но время шло. И вот появились первые печатные станки. Сначала маленькие, ручные, а потом настоящие печатные машины.

Слайд

Около 1450 г. Иоганн Гуттенберг построил первый печатный станок. За час на нём можно было напечатать примерно 16 страниц книги. Гуттенберг составлял слова, соединяя металлические буквы – их называют шрифтом.

Слайд

А у нас первопечатником стал Иван Фёдоров, который в 1564 году в Москве совместно с Петром Мстиславцем выпустили первую русскую книгу «Апостол».

Слайд

Пройдёт время и стальные великаны, а не маленькие типографские станки будут печатать книги. Книга измениться внешне, она будет с великолепными иллюстрациями, с разными шрифтами и, наконец, станет такой, какой мы видим её сейчас.

Слайд

Но некоторые первые книги (КНИГИ-ПЛИТКИ, КНИГИ ИЗ ВОСКА, БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ) сохранились до наших дней и хранятся они в самых крупных библиотеках (в Санкт-Петербурге, в Москве).

Слайд

Итак, что же это такое библиотека. Библиотека - это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В нашей библиотеке много книг, есть журналы и газеты. Всё это называется книжным фондом. Каждая книга стоит на своём месте. Или каждая книга имеет свой дом, квартиру. Книги стоят в алфавитном порядке, по фамилии втора. А найти вам нужную книгу поможет всегда библиотекарь.

В нашей библиотеке два отделения: абонемент, читальный зал. Абонемент - это место, где книги выдают на дом. Несколько дней и книга твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, но всегда нужно возвращать книгу в библиотеку. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней. А если не успел прочитать, не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения. Но долго не держи - ведь книга нужна другим ребятам.

Но у нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература - энциклопедии, словари, справочники. И хорошо когда они есть под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале.

В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите разговоры

В вестибюли, коридоры!

Не мешайте нам читать! -

Фантазировать, мечтать.

В тишине библиотечной

Каждый слышит голоса

Речи птичьи, человечьи

В каждой книге - чудеса!

И, конечно тишина

Здесь особенно нужна.


Далеко ушла современная книга от своих древних предков. Она стала легче, радует глаз цветным переплётом и картинками. И всё-таки современная книга сохранила в своём облике черты, которые складывались веками. Как и много лет назад, создание книги требует труда многих людей: писателей, поэтов, художников, типографских рабочих и множества других. Если мы откроем книгу и посмотрим, то увидим, какие множество людей приложило свой труд к её созданию. А как вы думаете, ребята, что надо знать, чтобы стать хорошим читателем?

(Ответы детей)

Совершенно верно, надо знать, как правильно обращаться с книгой. А вы знаете, как правильно обращаться с книгой? Ведь книги, как и люди: рождаются, живут и стареют. И как люди могут болеть. А, заболев, нуждаются в лечении. Поэтому книги и учебники мы должны с вами что? БЕРЕЧЬ! Итак, давайте более подробно остановимся на том, чего боится книга.

  • Во-первых, книга боится дождя и снега. Почему? Правильно. У вымокшей книги коробятся страницы, разбухает и отслаивается переплёт. Что же делать, если на улице дождь или снег, а вам нужно нести книгу в библиотеку? Конечно. Вы будете очень хорошими читателями, если положите книгу в непромокаемую сумку.

  • Ещё книга боится грязи. Особенно она не любит читателей с грязными руками. Они оставляют на её страницах пятна, которые потом трудно отчистить. Особенно трудно ликвидировать жирные пятна. А они чаще всего появляются, если книгу кладут рядом с тарелкой. Пожалуйста, не читайте книгу во время еды!

  • Наконец, книга очень боится всего, из-за чего она может рассыпаться на кусочки. А из-за чего книги рассыпаются, знаете?

(Ответы детей).

  • Да, совсем не сложно привести книгу к такому концу. Она начинает рассыпаться, если её кладут раскрытым переплётом вверх и если вместо закладок оставляют в ней толстые линейки, карандаши и прочие толстые предметы. Книги библиотечные и учебники – особо уязвимые существа: ведь ими пользуются намного чаще, чем домашними. Когда вы берёте книгу, вы становитесь её полноправным хозяином, но – только на несколько дней в соответствии с правилами библиотеки. Вы можете её читать, рассматривать картинки, но, если вам захочется что-то нарисовать или записать, сделайте это в специальной тетради или альбоме.

  • Не разбрасывайте книги – они ведь могут потеряться даже в маленькой комнате. Лучше заранее определить библиотечным книгам место “временного проживания” - на столе или на книжной полке.

  • В назначенный срок книги ждут в родном доме – библиотеке. А если вы не успели её прочитать? Не беда, придите в библиотеку и продлите её срок.


А теперь посмотрите, пожалуйста, на нашу выставку. На ней вы видите книги, которые стали жертвами неумелого обращения читателей.

Я надеюсь, что книги, которые вы будете брать в школьной библиотеке, никогда не окажутся на подобной выставке. Иначе, с вами может приключиться такая же неприятная история, как с героем “Книжки о книгах” Самуила Маршака. Сейчас я познакомлю вас с ним.

1. У Скворцова Гришки
Жили-были книжки –
Грязные, лохматые,
Рваные, горбатые,
Без конца и без начала,
Переплёты как мочала,
На листах – каракули.
Книжки горько плакали.

2. Дрался Гришка с Мишкой,
Замахнулся книжкой,
Дал разок по голове –
Вместо книжки стало две!

1. Горько жаловался Гоголь:
Был он в молодости щёголь,
А теперь, на склоне лет,
Он растрёпан и раздет.

2. У бедняги Робинзона
Кожа содрана с картона,
У Крылова выдран лист,
А в грамматике измятой,
На странице тридцать пятой
Нарисован трубочист.

1. В географии Петрова нарисована корова,
И написано: “Сия География моя.
Кто возьмёт её без спросу, тот останется без носу”.

2. “Как нам быть?” - спросили книжки –
“Как избавиться от Гришки?”

Что было с книжками дальше, вы узнаете, если прочитаете всё стихотворение. Скажу только по секрету, что эта история заканчивается хорошо. Вот какой у неё конец:

Написал я эту книжку,
Много лет тому назад,
А на днях я встретил Гришку,
По дороге в Ленинград.
Он давно уже не Гришка,
А известный инженер.
У него растёт сынишка,
Очень умный пионер.
Побывал у них я дома,
Видел полку над столом.
Пятьдесят четыре тома,
Там стояли за стеклом.
В переплётах – в куртках новых,
Дружно выстроились в ряд,
Блещут книги двух скворцовых,
Точно вышли на парад.
А живётся им не худо, -
Их владельцы берегут.
Никогда они отсюда,
Никуда не убегут.

Больше всего книги любят к себе бережного отношения. Ведь книга предназначена для того, чтобы передавать знания, накопленный опыт, ценную информацию. Книга является важным средством образования и воспитания. Читая книги, мы с вами можем превратиться в путешественников, учёных, волшебников. Мы можем переноситься в разные времена и во все концы Земного шара. Мне хочется верить, что каждый из вас, будет бережнее относиться к книгам и любить их, а я всегда рада видеть вас в школьной библиотеке.


МОЙ ДРУГ

Хорошая книга, мой спутник, мой друг.

С тобой интересней бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоём

И наш разговор потихоньку ведём.

Я слышу тебя, я иду за тобой

Я к морю спускаюсь и вижу прибой.

С тобою дорога моя далека

В любую страну и в любые века.

Ты мне отвечаешь на каждый вопрос

Ты мне говоришь про дела смельчаков.

Про злобных врагов и смешных чудаков.

Про тайны земли и движенья планет.

С тобой ничего непонятного нет.

Ты учишь правдивым и доблестным быть

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу.

Без книги хорошей я жить не могу.

Похожие:

Задачи: привлечение детей к регулярному посещению школьной библиотеки; привлечение детей к чтению iconЦели и задачи конкурса IV городской
Целью Конкурса является привлечение внимания детей, подростков, молодежи и педагогических работников к здоровому образу жизни, формирование...
Задачи: привлечение детей к регулярному посещению школьной библиотеки; привлечение детей к чтению iconОтчет о проделанной работе моу дод
Привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом
Задачи: привлечение детей к регулярному посещению школьной библиотеки; привлечение детей к чтению icon«Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам» Цели и задачи
Акция является просветительская деятельность образовательных учреждений в популяризации физкультурно-оздоровительной, спортивной...
Задачи: привлечение детей к регулярному посещению школьной библиотеки; привлечение детей к чтению iconМоу «сош №1 г. Нариманова» в составе: Сытько Н. Я. директор школы
Привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей
Задачи: привлечение детей к регулярному посещению школьной библиотеки; привлечение детей к чтению iconПлан воспитательной работы на 2011/2012 учебный год моу сош с. Дубовое
Усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса
Задачи: привлечение детей к регулярному посещению школьной библиотеки; привлечение детей к чтению iconКорпоративные финансы и управление стоимостью бизнеса Цель курса
Долгосрочное финансирование корпорации. Первичная и повторные эмиссии акций: процедура ipo на примере России. Привлечение акционерного...
Задачи: привлечение детей к регулярному посещению школьной библиотеки; привлечение детей к чтению iconНа 20 11-2012 учебный год. I. Задачи школьной библиотеки
Школьной библиотеки моу «исаковская средняя общеобразовательная школа буинского района рт»
Задачи: привлечение детей к регулярному посещению школьной библиотеки; привлечение детей к чтению iconПрограмма по профилактике безопасности дорожного движения 2012-2016 г г
Целью Программы является: сохранение жизни и здоровья детей создание необходимых условий для обеспечения непрерывного воспитательного...
Задачи: привлечение детей к регулярному посещению школьной библиотеки; привлечение детей к чтению iconВитамины и минеральные вещества в питании и поддержании здоровья детей
Особая роль в этом отношении принадлежит полноценному и регулярному снабжению организма всеми незаменимыми микронутриентами: витаминами...
Задачи: привлечение детей к регулярному посещению школьной библиотеки; привлечение детей к чтению iconКонкурс Дебют для начинающих. Танцевальное шоу (эстрадно-сценический, эстрадно-спортивный стили) Открытый конкурс среди детей младшей возрастной группы «бэби»
России и ближнего зарубежья, пропаганда здорового образ жизни и полноценного досуга среди населения, привлечение к занятиям современной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница