МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный педагогический университет»
АННОТАЦИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Уровень основной образовательной программы: бакалавриат
Направление подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование
Профиль: Психология образования
Форма обучения: очная
Кафедра: Практической психологии ФИО разработчиков: к.псих.н., доцент Т. Л.Худякова к.псих.н., доцент Ю. В. Клепач
Трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы Количество часов - 72 В.т.ч. аудиторных - 36 час.; внеаудиторных – 36 час. Форма отчетности: зачет
Воронеж – 2011
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целями освоения дисциплины Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса являются: формирование у студента системы базовых знаний о теоретических основах психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса, а также возможностей их практического применения . В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции: Общепрофессиональные: способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6); способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) № п/п | Наименование раздела учебной дисциплины (модуля) | Содержание раздела В дидактических единицах | 1 | Социально-психологические закономерности межличностного взаимодействия | Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения). Интеракции и коммуникации. Анализ акта взаимодействия в социальной психологии. Структура взаимодействия в деятельностной парадигме. Подход к взаимодействию в транзактном анализе Э.Берна. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Типы взаимодействия. Исследование конфликта в социальной психологии. Конструктивный и деструктивный конфликт. Структура, функции, динамика конфликта. Модель стилей разрешения конфликтов Томаса- Килмена. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия. Схема Р.Бейлза. Теории «диадического взаимодействия»: использование математического аппарата теории игр для анализа стратегии партнеров. Анализ категории взаимодействия в «символическом интеракционизме». Исследование взаимодействия в отечественной психологии. Деятельностный подход к анализу категории взаимодействия. Классификация форм совместной деятельности.
| 2 | Психолого-педагогическое взаимодейсвие в условиях ДОУ |
Социально- психологические особенности взаимоотношений и взаимодействия дошкольника и взрослого Социально-психологические особенности взаимоотношений и взаимодействия дошкольника со сверстниками. | 3 | Психолого-педагогическое взаимодейсвие в условиях массовой школы | Особенности психолого-педагогического взаимодействия в системе «Педагог-учащийся» Социально-психологические особенности организации групповой деятельности учащихся. Развитие групповой сплоченности у учащихся. Социально-психологическая специфика психолого-педагогической работы с неформальными группами школьников. Ролевое и личностное влияние учителя на процесс группообразования и личностного развития в ученическом сообществе.
| 4 | Психолого-педагогическое взаимодействие в педагогическом коллективе | Организационная культура образовательного учреждения Сплоченность педагогического коллектива как базовая социально-психологическая характеристика межличностных отношений. Основные социально-психологические аспекты руководства педагогическим коллективом. Особенности психолого-педагогического взаимодействия в системе «Педагог-родитель» Особенности психолого-педагогического взаимодействия педагога со специалистами смежных специальностей
| 5 | Методы исследования и повышения эффективности психолого- педагогического взаимодействия в образовательном процессе | Традиционные методы исследования взаимодействия участников образовательного процесса . Характеристика активных методов повышения эффективности взаимодействия участников образовательного процесса. Классификация методов активного обучения, основные подходы к ее построению
Групповая дискуссия как метод принятия решения в процессе взаимодействия в группе. Характеристика игровых методов как естественных методов оптимизации межличностного взаимодействия участников образовательного процесса. Ролевая игра как активная форма оптимизации взаимодействия. Возможности решения задач психолого-педагогического взаимодействия в процессе деловой игры. Организационно-деятельностная игра как метод оптимизации взаимодействия в процессе образования. Психологический тренинг как форма специально организованного взаимодействия участников, его роль в повышении эффективности психолого-педагогического взаимодействия. Технологии командообразования в образовательном процессе Публичное выступление как метод воздействия в образовательном процессе
|
Образовательные технологии № п/п | Наименование модуля | Образовательные технологии | Лекция | Практическое занятие | | Социально-психологические закономерности межличностного взаимодействия | Вводная лекция, лекция – информация | Семинар – беседа | | Психолого-педагогическое взаимодейсвие в условиях ДОУ | Лекция- информация, лекция - визуализация | Семинар исследовательского типа, ролевая игра | | Психолого-педагогическое взаимодейсвие в условиях массовой школы | Лекция – консультация, лекция - визуализация | Семинар с использованием неигровых и игровых технологий, | | Психолого-педагогическое взаимодействие в педагогическом коллективе | Проблемная лекция, лекция -консультация | Семинар с использованием неигровых и игровых технологий, ролевые игры | | Методы исследования и повышения эффективности психолого- педагогического взаимодействия в образовательном процессе | Обзорная лекция, лекция - визуализация | ролевая игра, деловая игра, кейс-технология, элементы психологического тренинга, элементы видеотренига
|
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
4.1. Основная литература
№ п/п | Наименование | Автор(ы) | Год и место издан. | Используется при изучении разделов | Семестр | Количество экзмепляров | в б-ке | на каф. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 1. | Социальная психология : учебник для высш. учеб. заведений | Андреева.Г.М. | М. : Аспект Пресс, 2007. | 1-4 | | 1 | 5 | | Социальная психология : Учебник для вузов | Андреева Г.М. | М : Аспект Пресс, 2000. | 1-4 | | 54 | 5 | 2. | Тренинг эффективного взаимодействия с детьми : Комплексная программа. | Лютова Е.К. | СПб : Речь, 2001. | 2,3,5 | | 5 | 3 | 3. | Особенности адаптации развивающейся личности в условиях становления ученической группы | Кондратьев М. Ю., Вартанова Э. Г. | Вопросы психологии. — М. — 2007. | 3,5 | | 1 | 2 | 4. | Социально-психологический феномен авторитета и отношения авторитетности в группе | Кондратьев Ю. М. | Мир психологии. — М. — 2006. | 3,4 | | 1 | 2 | 6. | Социальная психология: практикум : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец.-"Психология" | под ред. Т. В. Фоломеевой.
| М. : Аспект Пресс, 2006. | 5 | | 80 | 6 | 7. | Психологический тренинг. Методология и методика проведения.
| Вачков И.В. | М.:Эксмо, 2010 | 5 | | | 3 | 8. | Методы практической социальной психологии. Учебное пособие для вузов. | Под ред Жукова Ю.М. | М., 2004. | | | | |
4.2. Дополнительная литература
№ п/п | Наименование | Автор(ы) | Год и место издан. | Используется при изучении разделов | Семестр | Количество экзмепляров | в б-ке | на каф. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 1. | Теоретические и методологические проблемы социальной психологии | Г.М.Андреевой,Н.Н.Богомоловой. | М. : Изд-во МГУ, 1977 | 1-4 | | 1 | 2 | 2. | Технологии проведения группового тренинга:[групповая психотерапия]
| Вачков И.В | Школьные технологии. — Б.м. — 2001.-N1. — С.123-132. | 5 | | 1 | 2 | 3. | Психологические игры и упражнения (для ведущего тренингов):[деловые игры для школьников]
| Вачков, И.В. | Шк.технологии. — Б.м. — 2001.-N6. — С.182-190.
| 5 | | 1 | 2 | 4. | Основные идеи программы "Психологическая азбука"
| Вачков, И.В. | Психологическая наука и образование. — Б.м. — 2001.- №4.-С.100-106. | 5 | | 1 | 1 | 5. | Психологические игры и упражнения для ведущих тренингов | Вачков, И.В. | Шк.технологии. — Б.м. — 2002.-№2.-С.222-231
| 5 | | 1 | 1 | 6. | Психологические сказки о лидерстве для младших школьников
| Вачков, И. В. | М. : Чистые пруды, 2009. — 32 с. : ил. — (Б-чка "Первого сентября", сер. "Школьный психолог" Вып. 27) | 2,5 | | 1 | 1 | 7. | Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители | Монина Г.Б.,Лютова- Робертс Е.К. | СПб.: Речь, 2010 | 2-5 | | | 4 | 8. | Введение в практическую социальную психологию | Под ред. Ю.М. Жукова Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой.
| М.: Смысл, 1996. | 1-5 | | | 5 |
4.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/defaultx.asp Официальный сайт Министерства образования и науки http://www.ed.gov.ru Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева http://sites.google.com/site/nechaevsite/ Фундаментальная библиотека ВГПУ http://lib.vspu.ac.ru/index.html www.//flogiston.ru
|