Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов IV




Скачать 426.41 Kb.
НазваниеМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов IV
страница1/2
Дата28.10.2012
Размер426.41 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

                                                ИНСТИТУТ


Система государственного управления


Методические указания

по выполнению контрольной работы


для студентов IV курса специальности 080504

«Государственное и муниципальное управление»,

(первое высшее образование)


М о с к в а 2009


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

                                                    ИНСТИТУТ


Система государственного управления


Методические указания

по выполнению контрольной работы


                         для студентов IV курса специальности 080504

«Государственное и муниципальное управление»,

(первое высшее образование)


         Факультет менеджмента и маркетинга

Кафедра региональной экономики и управления


М о с к в а 2009


Методические указания подготовил:

доктор экономических наук, профессор - А.Н.Бойко


Методические указания одобрены на заседании Научно-методического                                               совета  ВЗФЭИ


Председатель НМС: проректор, профессор Д.М.Дайитбегов


Система государственного управления. Методические указания по выполнению контрольной работы для  студентов   IV курса специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» (первое высшее образование)- М:   ВЗФЭИ, 2009.


Методические указания

по выполнению контрольной работы


*Общие положения

Изучение учебной дисциплины студентами, обучающимися по специальности «Государственное и муниципальное управление», предусматривает выполнение контрольной работы по ключевым вопросам всех тем учебного курса.

Тематика контрольных работ составлена таким образом, чтобы, с одной стороны, способствовать систематизации и углублению теоретических знаний студентов, а с другой - развивать способности самостоятельно находить необходимые для работы источники, аналитически прорабатывать их в соответствии с принятым планом работы и обосновывать выводы, осмысленно воспринимать программные документы государственных и муниципальных органов управления, приобщаться к выработке собственных выводов и управленческих предложений.

В данном учебном курсе целесообразно, чтобы контрольная работа была выполнена: не в информационно-описательном, а в творчески-аналитическом стиле, с учетом актуальности рассматриваемых вопросов в современной экономической и управленческой практике; содержала анализ фактических, в том числе статистических, материалов, а также практики деятельности конкретных управленческих органов за определенный период времени.

Контрольная работа представляет собой комплексное задание, включающее теоретическую часть, а также тесты.

Тема контрольной работы выбирается студентом самостоятельно, с учетом его личных склонностей. В соответствии с начальной буквой своей фамилии необходимо выбрать одну из пяти тем, содержащихся в таблице.


  Начальные буквы фамилии      студента



Номер темы контрольной работы

А Е Л Р Х Э

1

6

11

16

21

Б Ж М С Ц Ю

2

7

12

17

22

В З Н Т Ч Я

3

8

13

18

23

Г И О У Ш

4

9

14

19

24

Д К П Ф Щ

5

10

15

20

25


 * Составление плана контрольной работы


Составление плана - исходный и очень ответственный этап выполнения контрольной работы. Непродуманный план неизбежно снижает качество работы, так как ориентирует ее на посторонние вопросы. Напротив, продуманный, логически последовательный план закладывает хороший фундамент для написания высококачественной контрольной работы.

        В связи с этим необходимо, чтобы студент самостоятельно сформулировал план предстоящей работы. Рекомендуемые в тематике (вариантах) контрольной работы вопросы следует рассматривать не как план, а лишь как обязательную основу составления плана и логику раскрытия избранного варианта работы.

План обычно включает три-четыре вопроса, введение, в котором кратко обосновывается актуальность, узловые проблемы и цели работы, а также заключение, в котором обобщенно формулируются выводы и предложения выполненной работы.

Содержание контрольной работы должно точно раскрывать принятый план. Любое расхождение между планом и содержанием работы снижает ее качество и, соответственно, конечную оценку.


* Использование литературных и иных источников


Следует иметь в виду, что рекомендуемая литература в данном учебном курсе объективно очень быстро устаревает и потому является вместе с материалом лекционного курса лишь отправной теоретической основой для самостоятельного поиска, изучения и аналитической обработки студентом современной научной, учебной и иной литературы, источников периодической печати, интернет-ресурсов, а также нормативно-правовых документов, непосредственно относящихся к теме контрольной работы.

При этом цитируемые выдержки из работ, приводимые фактические данные, необходимо оформлять в установленном порядке соответствующими ссылками на источники - можно непосредственно в тексте, или же в сноске внизу страницы.


* Оформление контрольной работы

Рекомендуемый объем контрольной работы - не более 10-12 форматных листов (А 4) со стандартными полями и шрифтом -14 через 1,5 интервала. Текст целесообразно выполнить в компьютерном наборе, но допускается и в аккуратно исполненном рукописном виде .

Титульный лист оформляется согласно принятому трафарету на факультете (кафедре), с указанием учебной дисциплины и учебной группы, названия темы работы, названия кафедры, фамилии автора работы и преподавателя.

Текст контрольной работы должен быть изложен самостоятельно, разборчиво, стилистически просто, грамотно, без сокращений слов (кроме общепринятых аббревиатур).

Табличный и графический материал можно помещать как в тексте работы, так и в приложениях с оформлением ссылки.

Перечень использованных источников целесообразно размещать в следующем порядке: нормативно-правовые документы; монографии и учебная литература в алфавитном порядке; статьи из периодических и текущих изданий; материалы интернет-ресурсов.

Выполненная работа подписывается студентом на последней странице и указывается дата.


* Порядок представления контрольной работы


Контрольная работа представляется в два этапа: а) предоставление в установленные сроки для проверки преподавателю лично, или же на кафедру; б) если работа соответствует требованиям, проводится собеседование по основным вопросам с учетом замечаний. Работу, не допущенную к собеседованию, следует доработать в соответствии с замечаниями преподавателя и вновь представить для проверки.

Положительная оценка по итогам контрольной работы выставляется в виде «зачета» в зачетную книжку студента и служит допуском к сдаче экзаменационного зачета. Кроме того, качественно выполненная контрольная работа может послужить основой для подготовки доклада (сообщения) и выступления студента на студенческой научной конференции.


* Варианты контрольных работ по темам учебного курса


Вариант 1. Государство - субъект власти и субъект управления                                 экономикой


1. Государство - особая форма политической и правовой организации общества.

 В этом вопросе необходимо объяснить происхождение государства и отличительные черты государственной власти, а также источники, ресурсы и признаки государственной власти. Проведите анализ различных учений и взглядов. Раскройте причины и содержание различных форм власти (правления) и государственного устройства, в том числе в Российской Федерации.


  1. Государство как субъект управления экономикой.

Власть реализуется через процессы управления общественными, прежде всего, социально-экономическими отношениями. Отсюда следует провести анализ понятия «управление», на его основе - «государственное управление», отразить специфику последнего, структурные уровни и системное качество.

       Отдельно следует объяснить содержание механизма государственного управления и его составляющих элементов. В заключительной части работы раскройте структуру, функции и классификацию государственного управления экономикой.


Тесты:

1. Дайте определение  сущности государства:

а) общность людей с единым языком, культурой и территорией проживания;

б) общность людей, интегрируемая системой правового и властного принуждения;

    в) форма политической организации общества на определенной территории.


2. Назовите конституирующие признаки государства:

а) однородный национальный и языковый состав населения;

б) наличие определенной территории под единой юрисдикцией;

в) особая структура органов и учреждений, осуществляющих властные функции;

г) наличие территориальных границ.


Вариант 2. Формы государственной власти (правления) и                                    государственного устройства


  1. Особенности политико-правовой формы власти, ее источники и ресурсы.

Объясните, чем государственная власть отличается от всех иных видов власти. Как утверждается и реализуется конкретная форма властного правления? Проанализируйте различие государств по форме политического правления и политического режима. При этом следует остановиться на анализе особенностей организации и осуществления демократической власти и демократического режима. Что представляет собой т.н. «гражданское общество» и почему оно необходимо, в том числе в современной России.

  1. Формы государственного устройства по принципу политико-административного устройства.

          Проанализируйте: принцип унитаризма, его содержание и практику государствоосуществления; принцип федерализма, его содержание и особенности осуществления в разных странах (США, Германии, России и др.); принцип конфедерализма, его содержание и особенности осуществления, причины неустойчивости.

Покажите, какая причинно-следственная связь, детерминация существует между формами государственного устройства и системой государственного управления экономикой.


Тесты:

        1. Демократия это:

 а) наличие многопартийности;

б) власть народа;

в) наличие конституции;

г) наличие разделения властей.


2. Чем характеризуется унитарное государство?

а) наличием автономных территориальных единиц;

б) административно-территориальным делением;

в) разделением власти по субъектам федерации.

г) существованием двухпалатного парламента.


 

Вариант 3. Механизм государственного управления экономикой


1. Государственное управление экономикой как атрибут экономической системы.

Поскольку управление есть процессовое (функциональное) содержание организованной экономической системы, постольку следует раскрыть понятия система, структура и функция, в том числе и применительно к самому государственному управлению. Покажите при этом специфические особенности государственного управления экономикой, структуру органов управления, их управленческие задачи и функции, а также классификацию функций управления экономикой.

2. Механизм государственного управления экономикой, его структурные элементы.

Раскройте содержание понятия «механизм» государственного управления экономикой, соотношение с понятиями «система», «структура» государственного управления. Обстоятельно остановитесь на анализе структурных элементов механизма государственного управления, а именно - методов управления, институтов управления, инструментов управления (используйте факты и примеры из современной управленческой практики).

В заключительной части поясните содержание эффективности государственного управления экономикой, необходимости и методов ее измерения, факторов повышения.


Тесты:


1.Укажите базовый уровень государственной власти и управления:

а) организационно-структурный:

б) общественно-политический;

в) структурно-функциональный.


        2. Институт» как элемент механизма государственного управления - это:

  а)   научное учреждение, разрабатывающее и определяющее эффективные          механизмы управления;

б) раздел гражданского права;

в) единство органов (учреждений) и специального права в данной            сфере управления;

г)  орган управления.


    Вариант 4.  Конституционные основы государственного                                                   устройства Российской Федерации


  1. Основы конституционного строя Российской Федерации

          Вопрос следует изложить на основе материалов Конституции РФ с учетом поправок (см.новую редакцию этого акта в Российской газете от 21 января 2009 г.), конституционных законов, а также учебной и прочей литературы по теории государства и права, конституционному праву. При этом следует сделать акцент на политическом устройстве (демократической форме власти), правах и свободах граждан, структуре и содержании федеральных конституционных органов власти.

  1. Основы государственного устройства Российской Федерации.

           В этом вопросе необходимо раскрыть: содержание и специфику федеративного устройства Российской Федерации (глава 6 Конституции РФ); разграничение и содержание предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ; пути и способы укрепления федеративных начал в 2000-е годы

Тесты

1. Что не характерно для федеративного государства?

а) однопалатный парламент;

б) двухпалатный парламент;

в) двухканальная налоговая система.


2. Какую форму правления имеет Российская Федерация?

а) президентская республика;

б) парламентская республика;

в) президентско-парламентская;

г) авторитарно-демократическая.


Вариант 5. Институт Президента Российской Федерации.


1. Институт президента государства: происхождение, особенности статуса в разных странах.

Раскройте историю вопроса (где и когда впервые был учрежден институт президента государства), историческую практику осуществления президентской власти в разных странах. Каковы особенности президентского статуса в условиях президентской республики, парламентской республики и президентско-парламентской республики.

2. Институт Президента Российской Федерации.

За основу анализа целесообразно взять главу 4 Конституции РФ, используя при этом дополнительные источники.

Раскройте правовой статус президента РФ, конституционные полномочия, порядок избрания и отрешения от должности, практику руководства и управления страной.


Тесты:


1.Назовите формы государственного устройства по источнику власти       (форме правления):


 а) монархия;

б) народовластие;

в) олигархия;

г) автократия


        2. Кто является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека?

а) Конституционный суд РФ;

б) Президент РФ

в) Федеральное Собрание РФ.


Вариант 6. Федеральное  собрание: структура,  полномочия и                                  функции

  1. Парламент в правовой системе разделения властей

Объясните необходимость разделения властей в демократическом государстве, историю возникновения и развития парламентаризма общие и специфические полномочия и функции в разных странах.

2. Федеральное собрание РФ, его структура, полномочия. Практика деятельности.

Анализ целесообразно провести на основе главы 5 Конституции Российской федерации, используя при этом и дополнительные литературные источники. Покажите порядок формирования и роспуска российского парламента, его двухпалатную структуру (назвать причину этого строения), полномочия обеих палат. Отдельно проанализируйте порядок принятия различных законов. Каковы новые поправки, внесенные в Конституции РФ в части правомочий Федерального собрания РФ. Почему необходим контроль деятельности правительства РФ. Объясните учреждение и назначение Счетной палаты РФ, порядок ее взаимодействия с палатами Федерального Собрания РФ.


Тесты:

1. Положения 1-й главы Конституции РФ «Основы конституционного               строя» могут быть изменены:

а) Федеральным законом;

б) Федеральным конституционным законом

в) Конституционным собранием;

г) Всенародным референдумом.



2. Выборы в Государственную Думу РФ назначаются в соответствии с                законом:

  а) постановлением Федерального собрания РФ;

  б) решением Совета федерации Федерального собрания РФ;

в) постановлением правительства РФ;

г) указом президента РФ.


Вариант 7. Система и пути совершенствования государственной                                      службы в    Российской Федерации


1. Правовые основы системы государственной службы в Российской федерации.

В начале следует раскрыть систему государственной службы в России. За основу порядка изложения материала возьмите содержание Федерального закона « О системе государственной службы в РФ» от 27. 05.2003 № 58-ФЗ.

Далее проанализируйте особенности правового статуса, прав и обязанностей государственных служащих в системе гражданской службы. Эти и иные вопросы следует изложить на основе анализа содержания Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27.07. 2004, №79-ФЗ с изменениями и дополнениями

2. Необходимость и основные направления совершенствования государственной службы в Российской Федерации.

Покажите существенные недостатки в организации и осуществлении государственной службы, в том числе в части проведения кадровой работы. Недостаточная открытость работы государственных служб, зарегламентированнность и бюрократизм, недостаточный профессионализм (в том числе из-за плохого подбора и расстановки кадров, их подготовки), отсутствие правил оценки и вознаграждения управленческой работы - существенно снижают эффективность государственного управления в стране.

Особое внимание уделите проблеме беспредельно возросшей коррумпированности в деятельности госслужащих. Какие меры принимаются в этой связи по инициативе Президента РФ (других инициаторов попросту не было!) Д.А.Медведева.


Тесты:

1.Какие вопросы не относятся к ведению Государственной Думы ?

а) назначение выборов Президента РФ;

б) принятие федеральных законов ;

в) определение статуса и защита государственных границ РФ;

г) принятие постановлений по вопросам международной политики.


            2. Какие вопросы не относятся к ведению Президента РФ?:

а) утверждение изменения границ;

б) назначение выборов Государственной Думы;

в) обеспечение кредитной и денежной политики;

г) полномочия Главнокомандующего Вооруженными силами РФ.

д) решение вопросов гражданства РФ.


Вариант 8. Система исполнительных органов федеральной власти                                     и управления


1. Правительство РФ - высший орган исполнительной власти                  Российской Федерации.

В этом вопросе необходимо отразить конституционные полномочия и функции правительства РФ, его состав, структуру и порядок взаимодействия с другими высшими органами федеральной власти. Далее раскройте новые функции и формы совершенствования управленческой деятельности правительства РФ, вмененные ему различными правовыми актами в последние годы, в том числе отчетность перед Государственной думой Федерального собрания РФ. Обратите внимание на деятельность президиума и различных межведомственных комиссий правительства РФ.

2. Административная реформа: цели, содержание, порядок                осуществления.

Этот вопрос должен быть посвящен анализу структурных и функциональных преобразований во всех органах федеральной исполнительной власти, начало которым было положено указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 и от 20 мая 2004 г. №649. При этом следует учесть последующие преобразования в структурах исполнительной федеральной власти на основании указа Президента РФ от 12 мая 2008г. №724 и иных правовых актов. Дать оценку полученным результатам.


Тесты:

       1. В результате административной реформы  министерства РФ  наделены

            полномочиями:


а) правового регулирования и выработки государственной политики

          в установленной сфере;

б) правового регулирования, надзора и контроля;

      в) руководства деятельностью подведомственных федеральных агентств

          и федеральных служб;

г) оказания государственных услуг, реализации исполнительских            функций. 


          2. К полномочиям федерального агентства относятся:

а) правовое регулирование в сфере ответственности;

б) осуществление надзора и контроля;

в) правоприменительные, исполнительные функции.


Вариант 9. Система органов государственной власти субъектов                                   РФ, порядок их образования и функционирования


1.    Правовой порядок формирования законодательных и                  исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Правовой основой рассмотрения этого вопроса являются: Конституция РФ и федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999г № 184-ФЗ. Очень значимо при этом показать: особенности и практику образования органов власти в разных субъектах РФ; состояние и укрепление федеративных основ государства с начала 2000-х годов, в том числе в части приведения местного законодательства в соответствие федеральному законодательству, порядка избрания губернаторов, представления ими отчетности о реализации программных задач развития региона и др.


2. Разграничение полномочий и порядок взаимодействия органов             исполнительной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

В этом вопросе необходимо на основе правовых документов раскрыть: установленный порядок разграничения полномочий между указанными органами, гарантии и принципы их функционирования в пределах их полномочий и функций; пути правового и фактического их взаимодействия в ходе совместного управления различными социально-экономическими процессами, в том числе в условиях экономического кризиса. Особенно следует исследовать порядок взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления.


Тесты:

1. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся следующие                    вопросы:

а) формирование федеральных органов власти;

б) управление федеральной собственностью;

      в) обеспечение соответствия законов, иных правовых актов субъектов            РФ Конституции РФ и федеральным законам;

г) вопросы владения, пользования землей, недрами и другими            природными ресурсами.


  2. Какие правовые нормы (принципы) законодательства субъектов РФ

          не соответствуют федеративному устройству РФ?:

а) разделение властей;

б) самостоятельное исполнение вмененных полномочий;

в) констатация договорного порядка нахождения в составе РФ;

г) провозглашение суверенитета республики в составе РФ.


Вариант 10. Особые формы территориального управления


  1. Необходимость, статус, управление закрытыми административно-территориальными образованиями (ЗАТО).

Объясните: необходимость формирования ЗАТО, правовой порядок образования, особенности правового статуса, их финансирования и управления. На фактическом материале покажите состав и практику деятельности ЗАТО (см. постановление правительства РФ от 5. 06.2001, № 508 и др. документы).

2. Особые экономические зоны (ОЭЗ): правовые основы, структура, практика учреждения и деятельности.

В начале дайте краткую характеристику мировой практики формирования и функционирования свободных экономических зон. Каковы причины, цели и задачи их формирования.

Далее на основе содержания ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» от 22.07.2005г. №116-ФЗ раскройте правовые основы, структуру и порядок формирования ОЭЗ в современных условиях в России. Покажите фактическую информацию об образовании ОЭЗ, в том числе на основе новых правовых актов, в морских портах и аэропортах.

3. Наукограды: необходимость, правовой статус, практика деятельности.

Объясните необходимость учреждения наукоградов (на основе указов президента РФ), их правовой статус, порядок финансирования. Далее на фактическом материале покажите перечень утвержденных и функционирующих наукоградов, профиль, проблемы и возможные достижения их практической деятельности.


Тесты:

1.   Кто устанавливает административно-территориальное устройство в          пределах  субъекта РФ?:

а) Президент РФ;

 б) Федеральное собрание (парламент) РФ;

 в) Законодательное собрание субъекта РФ.

  1   2

Похожие:

Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов IV iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Для самостоятельной работы студентов II курса направления
Методические указания по выполнению контрольной работы обсуждены на заседании кафедры «Экономики труда и управления персоналом»
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов IV iconМетодические указания к выполнению курсовой работы Методические указания к выполнению контрольной работы
Информатика: учебно-методический комплекс (блок контроля освоения дисциплины: методические указания к выполнению курсовой работы;...
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов IV iconМетодические указания по выполнению контрольной работы №1, 2
Английский язык. Методические указания по выполнению контрольной работы №1, 2 и тексты для дополнительного чтения для самостоятельной...
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов IV iconМетодические указания по выполнению контрольной работы №1, 2
Английский язык. Методические указания по выполнению контрольной работы №1, 2 и тексты для дополнительного чтения для самостоятельной...
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов IV iconМетодические указания по выполнению кОнтрольной работы для студентов всех форм обучения
Методические указания по выполнению контрольной работы составлены на основании рабочей программы дисциплины «Исследование систем...
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов IV iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Специальность 080111 Маркетинг Специализация «Управление брендами»
Методические указания к выполнению контрольной работы
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов IV iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов 6 курса (1 образования) и 5 курс (2 образование) специальности 060400 «Финансы и кредит»
Методические указания по выполнению контрольной работы одобрены на заседании Научно-методического совета взфэи
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов IV iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлениям 080100. 62 «Экономика» (бакалавр), 080500.
Методические указания по выполнению контрольной работы обсуждены на заседании кафедры Философии и социологии, протокол №12 от 7 июня...
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов IV iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине
Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика. Методические указания к выполнению контрольной работы. Для студентов, обучающихся...
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов IV iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Для самостоятельной работы студентов IV курса
Территориальная организация населения. Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница