Основные направления и этапы работы с детьми в период адаптации в школе




Скачать 57.57 Kb.
НазваниеОсновные направления и этапы работы с детьми в период адаптации в школе
Дата27.10.2012
Размер57.57 Kb.
ТипДокументы
Основные направления и этапы работы с детьми в период адаптации в школе.

Система психолого-педагогической работы по адаптации детей в школе рассчитана на учебный год. То есть первый год обучения в школе рассматривается как период естественной адаптации. При этом условно выделяется в нем первое полугодие как этап первичной адаптации. Его особенность, состоит в том, что все дети первые пол года пребывания в новой школе испытывают определенные трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новому стилю общения. Трудно ожидать от учащихся в это время высокой интеллектуальной активности, учебной “производительности”, так большая часть имеющихся в распоряжении школьника психических ресурсов задействованы в процессы адаптации. Но к середине года большинство учащихся, так или иначе, выходят на достаточно успешный уровень школьного функционирования, а на их фоне выделяется группа школьников, испытывающих выраженные трудности (в адаптации) в обучении, общении в школьной среде, внутреннем психическом или физическом самочувствии. То есть для нас, учащиеся испытывающие трудности в адаптации, не только те, кому трудно учиться или общаться в соответствии с принятыми нормами, но и те кому успешное обучение или общение дается за счет высоких психологических затрат (повышенная требовательность, низкая самооценка, психопатические заболевания и невротические симптомы и др.). Таким образом, осознание необходимости управления адаптацией учащихся к обучению в классах, с одной стороны, и разрыв между спросом на педагогические, психологические, диагностические исследования в этой области и предложениями, которые может дать наука в настоящее время, с другой, определяют актуальность проблемы организационного и психолого-педагогического обеспечения адаптации учащихся к обучению в классах общеобразовательной школы. Объект исследования – процесс адаптации учащихся в общеобразовательной школы. Предмет исследования – организационное и психолого-педагогическое обеспечение адаптации учащихся к обучению в классах.


Изучение литературы по проблеме позволило определить следующие структуры адаптации:

1. Психологическая адаптация – процесс освоения совокупности всех условий, необходимых ученику в процессе обучения.

Объективный показатель: степень утомляемости.

Субъективный показатель: оценка самочувствия, условий обучения.

2. Социально-психологическая адаптация – включение учащегося в систему взаимоотношений коллектива школы и класса с их традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации ученик постоянно получает разностороннюю информацию о своем коллективе, его нормах, ценностях, о системе деловых и личностных взаимоотношений в группе, о социально-психологической позиции отельных членов группы в структуре взаимоотношений, о групповых лидерах.

Объективный показатель: участие в жизни коллектива, социально-психологическая позиция в нем.

Субъективный показатель: оценка отношений с классным коллективом, учителями.

3. Учебная адаптация – выражается в определенном уровне овладения обще учебными умениями и навыками, в формировании некоторых необходимых качеств личности в развитии устойчивого положительного отношения к учению.

Объективный показатель: соответствие личности требованиям к учащемуся.

Субъективный показатель: отношение к учебе, к будущей профессии, оценка перспектив обучения.


Процесс адаптации проходит несколько стадий.


1. Стадия ознакомления: учащийся получает информацию о новой ситуации в целом, критериях оценки различных действий, об эталонах, нормах поведения.

2. Стадия приспособления: учащийся переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей.

3. Стадия ассимиляции и аккомодации: приспособление к сфере, идентификация с новой группой, а так же преобразование среды.

На сроки, темпы, результаты адаптации влияют факторы адаптации, учащихся к обучению в классах. Поскольку адаптация – двусторонний процесс между личностью и средой, в которую она включается, все факторы адаптации учащихся к обучению в классах можно разделить на личностные и обусловленные спецификой образования. Управление адаптацией включает в себя измерение, регулирование, контроль. В ходе измерений определяется уровень адаптации: полная адаптация, частичная адаптация, дезадаптация, если портрет школьника не вписывается в структуру индивидуальности личности учащегося. Регулирование адаптацией предполагает проведение системы мероприятий, направленных на ускорение адаптации учащихся. Контроль за адаптацией включает определение контингента учащихся частично адаптированных и дезадаптированных успешной адаптации. Определение и принятие мер по устрашению действия указанных факторов. Определение эффективности принятых мер. Факторы адаптации учащихся к условиям школьного образования.

Факторы, способствующие адаптации учащихся:

1. Единство педагогических требований к оценке учебного труда учащихся, результатов личностного роста.

2. Скоординированная деятельность педколлектива:

  • по формированию знаний и над предметных умений.

  • по включению форм организации обучения (парная, групповая, индивидуальная работа) и организационных форм обучения (семинар, лекция, зачет, учебная дискуссия).

  • по интеграции учебного материала различных предметов вокруг проблем, имеющих социально-экономический аспект.

  • по организации совместных воспитательных усилий классных руководителей.

3. Благоприятный психологический климат (атмосфера) в классном коллективе.

4. Система дифференцированной и индивидуальной работы учителей-предметников, классных руководителей, психолога родителей компенсации субъективных и объективных факторов, препятствующих адаптации.

Таким образом, система работы по компенсации факторов, препятствующих адаптации, предполагает взаимосвязанную деятельность.

Психолога.

1. По повышению психологической культуры педагогов с целью формирования психологической готовности к работе в условиях школьного образования.

2. По диагностике и коррекции стиля семейных отношений с целью исключения гиперонека и формирования отношений доверия и сотрудничества.

Классного руководителя.

1. По включению родителей в жизнедеятельность класса с целью мотивации родителей, коррекцией стиля семейных отношений, согласование ценностей семьи и школьного образования.

2. По проведению практикумов общения с целью создания условий для социально-психологической адаптации учащихся, испытывающих затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

3. По организации личностного принятия коллективом класса учащихся пришедших из разных сел, конструирование ситуации успеха.

4. По вовлечению учащихся, испытывающих трудности в учебной и социально-психологической адаптации, в жизнедеятельность класса с целью согласования целей, ценностей ученика и школьного образования.

Учителей-предметников.

1. По воспитанию потребности в самообразовании с целью компенсации последствий сменяемости учителей.

2. По конструированию ситуаций успеха в урочной деятельности для учащихся, испытывающих трудности в учебной адаптации, имеющих низкий уровень принятия себя.

3. По знакомству с ученическим опытом учащихся, с целью согласования требований к учащимся и оценке результатов его труда.

Родителей.

1. По повышению личной ответственности ученика за качество своего образования с целью компенсации недостатков организации УВП.

Заключительная стадия адаптации связана со становлением собственной системы оценок и ценностей. Для нее характерно – бурное развитие рефлексии – осознания себя и возможных преобразований в окружении и в самом себе. Именно благодаря рефлексии появляется возможность саморегуляции деятельности, организации и самоорганизации поведения. По мере развития самопознания, представленности личностных ценностей в рефлексивном опыте возрастает значение самооценивания, самовосприятия, приятия других. Важным компонентом оформляющегося самосознания у подростка является самоуважение.

Человек, который способен принять себя таким, каков он есть, верит в себя и считает, что он не хуже других, отчетливее видит перспективы своего роста и совершенствования.

Таким образом в этой стадии адаптации происходит не просто приспособление к среде, а личность приобретает некую автономность, потребность и возможность преобразования среды, ее ценностей сложившихся отношений.

Похожие:

Основные направления и этапы работы с детьми в период адаптации в школе iconМетодические указания к выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 031001. 65-филология нерюнгри 2010 г
Охватывает период от выбора темы (сентябрь октябрь) до защиты дипломной работы (май июнь) и включает следующие основные этапы
Основные направления и этапы работы с детьми в период адаптации в школе iconПравительство республики коми распоряжение от 31 декабря 2010 г. N 615-р
...
Основные направления и этапы работы с детьми в период адаптации в школе iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студента тема: Основные этапы развития и ведущие направления в психиатрии
Руководство по психиатрии. Под ред. Академика Снежневского А. В. – Т. – М., Медицина, 1983
Основные направления и этапы работы с детьми в период адаптации в школе iconОтчет о проведенном мероприятии
«Основные направления и новые аспекты работы в современных условиях с детьми с нарушениями речи». Категория слушателей состояла из...
Основные направления и этапы работы с детьми в период адаптации в школе iconАдаптационный период в школе Замысел и концептуальные подходы
Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения
Основные направления и этапы работы с детьми в период адаптации в школе iconВ этом модуле мы наметили основные направления оу на планируемый (трёхлетний) период по развитию (обновлению) содержания образования и системы мер по освоению
В этом модуле мы наметили основные направления оу на планируемый (трёхлетний) период по развитию (обновлению) содержания образования...
Основные направления и этапы работы с детьми в период адаптации в школе iconПроблема адаптации первоклассников в школе Форма проведения
Познакомить родительский коллектив с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения
Основные направления и этапы работы с детьми в период адаптации в школе iconАнализ работы с одарёнными, мотивированными, творческими детьми в моу сош №9 в 2008-2009 учебном год
В школе сложилась определенная система работы с одаренными, мотивированными, творческими детьми: это создание авторских учебных программ,...
Основные направления и этапы работы с детьми в период адаптации в школе iconУтверждено Ученым советом
Их положение в системе наук. Основные этапы развития. Основные разделы и направления. Практическая значимость как научной основы...
Основные направления и этапы работы с детьми в период адаптации в школе iconТема лекции
Введение в анатомию человека. Основные этапы развития анатомии как науки. Предмет и задачи анатомии, её значение в медицине. Основные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница