Муравьев В. А., Созинова Н. А




НазваниеМуравьев В. А., Созинова Н. А
страница1/6
Дата27.10.2012
Размер0.93 Mb.
ТипСтатья
  1   2   3   4   5   6
Техника безопасности на уроках физической культуры


Серия "Физкультура и спорт в школе"


Рекомендовано Центром организационно-методического обеспечения

физического воспитания Московского комитета

образования в качестве методических рекомендаций

для общеобразовательных и дошкольных учреждений





Московский комитет образования

Центр организационно-методического обеспечения физического воспитания

Методический кабинет

В методические рекомендации вошли нормативные акты, документы, извле­чения из методических указаний, правил и инструкции по охране труда, регла­ментирующие безопасность проведения физкультурно-оздоровительной учеб­ной и внеклассной работы в образовательных учреждениях и на спортивных со­оружениях, во время соревнований и туристских мероприятий.

Рекомендовано для лиц, которым доверена физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая с обучающимися и воспитанниками общеобразовательных и дошкольных учреждений при подготовке, проведении и организации учеб­ных внеклассных и внешкольных занятий физической культурой и спортом. Ре­комендации будут не менее полезны для самих учащихся и их родителей.


Техника безопасности на уроках физической культуры / Составители; Муравьев В.А., Созинова Н.А. — М.: СпортАкадемПресс, 2001.


В подготовке методических рекомендаций принимали участие: ЮЛ. Пузырь - директор Центра организационно-методического обеспечения физического воспитания, Н.В. Мурина - заместитель директора Центра. Попков Ф.Е. - глав­ный технический инспектор труда Совета профсоюза работников образования и науки г. Москвы.


I. Нормативно-правовые акты, документы, регламентирующие

безопасность занятий физической культурой и спортом

и использование спортивных сооружений, инвентаря и

оборудования в образовательных учреждениях


В предлагаемый раздел включены извлечения и выдержки из ос­новных нормативно-правовых актов, документов, инструкций государ­ственных органов, регламентирующих деятельность руководителей, специалистов и работников, отвечающих за безопасность занятий физической культурой и спортом в образовательном учреждении.


Основы законодательства Российской Федерации об охране труда 06.08.1993 г. № 5601 (Извлечения)


Статья I. Понятие охраны труда.

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоро­вья работников в процессе трудовой деятельности, включающая пра­вовые, социально-экономические, организационно-технические, са­нитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитацион­ные и иные мероприятия.

Должностные обязанности руководителей и специалистов образо­вательных учреждений по охране труда. (Извлечение из Положения о службе охраны труда в системе Министерства образования РФ, приказ МОРФ от 27.05.95 № 92).

Должностные обязанности по охране труда являются дополнением к должностным инструкциям руководителей и специалистов образователь­ных учреждений, утверждаются руководителем по согласованию с проф­комом или другим органом представляющим интересы трудового коллек­тива и доводятся до соответствующих работников ежегодно под роспись.


Извлечения из закона РФ "Об образовании" Гл. III.


Статья 32. Пункт22.

Образовательное учреждение несет в установленном законодатель­ством РФ порядке ответственность за: жизнь и здоровье обучающих­ся, воспитанников и работников образовательного учреждения во вре­мя образовательного процесса.


Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников.

Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников оп­ределяются уставом образовательного учреждения на основе реко­мендаций, согласованных с органами здравоохранения.


Извлечения из закона РФ "О физической культуре и спорте в РФ", принятого 29.04.1999 г. № 80-ФЗ


Статья 34. Соблюдение правил безопасности, охраны здоровья, чести и достоинства граждан при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий,

1. Работники физкультурно-спортивных организаций обязаны соблю­дать нормы и правила безопасности при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортив­ных зрелищных мероприятий, не допускать причинения вреда здоровью..,

2. Должностные лица физкультурно-оздоровительных и спортивных со­оружений обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест про­ведения спортивных занятий и соревнований в соответствии с правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами и несут ответственность за охрану здоровья. ..при проведении занятий физической куль­турой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий в соответствии с законодательством РФ.


Извлечение из Положения о физическом воспитании детей и обучающихся в образовательных учреждениях

города Москвы


(Приложение № 1 к Решению коллегии МКО №4 от 27,01.2000 г.)

Общая организационно-управленческая деятельность по физичес­кому воспитанию осуществляется руководителем образовательного учреждения (директором).


Директор:

- создает необходимые условия для проведения уроков физичес­кой культуры и общей организации физкультурно-оздоровительной , спортивно-массовой работы;

- организует приобретение физкультурного и спортивного обору­дования и инвентаря в соответствии с табелем для проведения всех форм физического воспитания;

- обеспечивает в соответствии с законодательством проведение регулярных медицинских осмотров и врачебно-педагогического кон­троля, проверок (тестирования) физического состояния обучающих­ся, выполнение всех гигиенических требований к санитарному состо­янию и обслуживанию мест физкультурных занятий обучающихся;

- организует систематический контроль за процессом физическо­го воспитания, эффективным использованием имеющейся базы, еже­годным рассмотрением на педагогическом совете с участием меди­цинского персонала итогов физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися и конкретных мер по укреплению их здоровья.


Заместитель директора:

- совместно с учителями физической культуры обеспечивает выполнение учебных программ, планомерность проведения учебных заня­тий по физической культуре на протяжении всего учебного года;

- обеспечивает условия для организации занятий физическими упражнениями с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, и дополнительных занятий обучающихся со слабой физи­ческой подготовленностью и низким уровнем физического развития;

- добивается соблюдения гигиенического режима дня обучающих­ся, координирует деятельность педагогов школы по формированию у обучающихся гигиенических и других знаний, связанных с укреплени­ем здоровья и формированием навыков здорового образа жизни.


Учитель физической культуры (руководитель и преподаватель физического воспитания):

- всю работу по физическому воспитанию, развитию физической культуры, спорту и туризму среди обучающихся, по подготовке обще­ственного физкультурного актива осуществляет совместно с педаго­гическим коллективом и с помощью общественных организаций учеб­ного заведения;

- проводит работу по обеспечению контроля за состоянием здо­ровья и физическим развитием обучающихся в течение всего перио­да обучения;

- готовит инвентарь и оборудование;

- проводит работу по оборудованию и поддержанию в соответствии с гигиеническими требованиями мест занятий физической куль­турой и спортом;

- осуществляет приобретение спортивного инвентаря, обеспечи­вает правильную его эксплуатацию, хранение и уход за ним;

- обеспечивает санитарно-гигиенические условия и меры по тех­нике безопасности на всех видах занятий физической культурой.


Извлечения из Правил по безопасности занятий

по физической культуре и спорту

в общеобразовательной школе

1. Учитель физической культуры или лицо, проводящее занятие по физическому воспитанию при внешкольной работе, несут прямую от­ветственность за охрану жизни и здоровья учащихся и обязаны:

- перед началом занятий провести тщательный осмотр места про­ведения занятий, убедиться в исправности спортинвентаря, надежно­сти установки и закрепления оборудования, соответствии санитарно-гигиенических условий требованиям, предъявляемым к месту прове­дения занятий настоящими правилами, инструктировать школьников о порядке, последовательности и мерах безопасности при выполне­нии физических упражнений;

- обучать школьников безопасным приемам выполнения физических упражнений и следить за соблюдением учащимися мер безопасности, при этом строго придерживаться принципов доступности и последо­вательности обучения; по результатам медицинских осмотров знать физическую подготовленность и функциональные возможности каждо­го учащегося, в необходимых случаях обеспечить страховку; при прояв­лении у учащегося признаков утомления или при жалобе на недомога­ние и плохое самочувствие немедленно направлять его к врачу;

- после окончания занятий тщательно осмотреть место проведе­ния занятий, убедиться в отсутствии напряжения в энергосети и уст­ранить обнаруженные недостатки.

2. На администрацию школ возлагается ответственность за исправ­ность спортивного инвентаря и оборудования, соответствие санитар­но-гигиенических условий требованиям, предъявляемым к месту про­ведения занятий настоящими правилами.

3. На медицинский персонал возлагается ответственность за про­ведение в установленном порядке лечебно-профилактических мероприятий, содействующих сохранению здоровья учащихся, а также осу­ществление санитарного надзора за местами и условиями проведе­ния учебно-воспитательного процесса по физической культуре.

4. Проведение занятий с применением неисправного оборудова­ния или спортинвентаря без специальной спортивной одежды не до­пускается.

5. Решение о невозможности проведения спортивных мероприятий на открытом воздухе в связи с неблагоприятными метеорологически­ми условиями выносится местными органами.

6. Разрешение на проведение занятий по физкультуре в школе выдается комиссией Управления образования при приеме школ к ново­му учебному году.

Решение оформляется актом установленной формы (приложение).

7. Помещения спортивных залов, размещение в них оборудования должны удовлетворять требованиям строительных норм и правил (СНиП 11-65-73, СНиП П-М-3-68 и СНиП П-Л - П-70), а также Правил по технике электробезопасности и пожаробезопасности для общеобра­зовательных школ.

8. Количество мест в спортивном зале во время проведения заня­тий должно устанавливаться из расчета 0,7 м2 на одного учащегося.

9. Полы спортивных залов должны быть упругими, без щелей и зас­тругов, иметь ровную, горизонтальную и нескользкую поверхность, окрашенную эмульсионной или силикатной краской.

10. Полы не должны деформироваться от мытья и к началу занятий должны быть сухими и чистыми.

11. Полезная нагрузка на полы спортивных залов должна быть не более 400 кг/м2.

12. Допускается в полуспортивного зала в соответствии с норма­тивной документацией оборудовать место приземления после прыж­ков и соскоков.

13. Стены спортивных залов должны быть ровными, гладкими, ок­рашенными в светлые тона на всю высоту панелей красками, позволя­ющими легко производить влажную уборку помещения. Окраска дол­жна быть устойчивой к ударам мяча, не осыпаться и не пачкать при ка­сании стен.

14. Стены спортивного зала на высоту 1,8 м не должны иметь высту­пов, а те из них, которые обусловлены конструкцией зала, должны быть закрыты панелями на ту же высоту. Приборы отопления должны быть закрыты сетками или щитами и не должны выступать из плоскости стен.

15. Проем, связывающий спортивный зал с инвентарной, должен быть шириной и высотой не менее двух метров и не иметь выступаю­щего порога.

16. Оконные проемы спортивного зала должны располагаться по продольным стенам, остекленение окон должно иметь защитное ог­раждение от ударов мяча, окна должны иметь фрамуги, открывающи­еся с пола, и солнцезащитные приспособления.

17. Потолок зала должен иметь не в осыпающуюся краску, устойчивую» к ударам мяча.

18. В зданиях школ перекрытия над спортивным залом должны быть трудно сгораемыми с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч. Не до­пускается создавать утепление перекрытий спортивного зала торфом, древесными опилками и другими легко загорающимися материалами.

19. Чердачные помещения гимнастического зала должны содер­жаться в чистоте и запираться на замок. Ключи от чердачных помеще­ний должны храниться в определенном месте, доступном для получе­ния их в любое время суток. В чердачных помещениях запрещается устраивать склады спортивного инвентаря и учебного оборудования.

20. В качестве источников света для залов должны быть использо­ваны либо люминесцентные светильники типа потолочных плафонов, снабженные бесшумными пускорегулирующими аппаратами, либо све­тильниками с лампами накаливания полностью отраженного или пре­имущественно отраженного светораспределения, при этом примене­ние светильников с защитными углами менее 30° не допускается.

21. Чистка светильников должна проводиться электротехническим персоналом не менее двух раз в месяц.

22. Вентиляция крытых спортивных сооружений должна осуществ­ляться естественным сквозным способом проветривания зала через окна и фрамуги, а также с помощью специальных вентиляционных приточно-вытяжных устройств, при этом устройства должны быть всегда исправны, подвергаться планово-предупредительному ремонту, пери­одическому техническому и санитарно-гигиеническому испытанию. Результаты испытаний заносятся в специальный журнал.

23. Вентиляция и отопление должны обеспечивать воздухообмен при занятиях физкультурой 80 м3/час на одного человека и температу­ру не ниже 14°С.

24. Управление освещением должно обеспечивать возможность частичного отключения осветительной установки. Для этой цели электрическая сеть, снабжающая физкультурный зал, должна быть оборудована рубильниками или двухполюсными выключателями. Рубильники должны управляться и устанавливаться вне помещений - в коридоре, на лестничной площадке и др.

25. Для механизированной уборки в спортивном зале должно пре­дусматриваться не менее двух штепсельных розеток в двух противо­положных углах зала. На всех штепсельных розетках должны быть ус­тановлены предохранительные заглушки.

26. Комнаты для переодевания для детей и обучающихся должны иметь не менее 0,18 мг площади на место.

27. Шкафы в комнатах для переодевания устанавливаются в один ярус. Ширина проходов между скамьями и шкафами должна быть не менее 1,5 м. В проходах нельзя устанавливать зеркала, предметы обо­рудования, загромождать их инвентарем.

28. Душевые кабины должны быть оборудованы индивидуальными смесителями холодной и горячей воды с арматурой управления, рас­положенной у входа в кабину, подножками для мытья, а также полоч­ками для принадлежностей.

29. Размеры открытых душевых кабин в осях перегородок должны быть не менее 0,9г О,9 м.

30. Между фронтом душевых кабин и противоположной стеной дол­жно быть расстояние не менее 1,3 м, а между фронтом противополож­ных рядов душевых кабин - не менее 1,5 м.

31. Температура в комнатах для переодевания должна быть не ме­нее 20°С; в душевых 25°С. Кратность обмена воздуха в комнатах для переодевания - 1,5, в душевых - 5,0 м3/час.

32. Вспомогательные помещения могут иметь только искусствен­ное освещение, причем в санитарных узлах освещенность на горизон­тальной поверхности на высоте 0,8 м от пола должна быть не менее 75 лк при люминесцентных лампах и 30 л к - при лампах накаливания.

33. В крытых спортивных сооружениях должно быть оборудовано аварийное освещение, обеспечивающее освещенность не менее 0,5 лк на полу по линии основных проходов и ступеней лестниц. При этом сеть аварийного освещения должна быть либо раздельной, либо с ав­томатическим переключением при аварийной ситуации на источники питания аварийного освещения.

34. В помещении основных спортивных сооружений на видном ме­сте должен быть вывешен план эвакуации занимающихся на случай пожара или стихийного бедствия. В данном плане эвакуации должно быть предусмотрено спасение детей с территории всех помещений и мест проведения занятий по физическому воспитанию, в том числе из всех вспомогательных помещений.

35. Расстояние от наиболее удаленной точки пола до дверей, веду­щих к эвакуационному выходу, не должно превышать 27 метров. Две­ри, предназначенные для эвакуации, должны открываться в сторону выхода из помещения.

36. В спортивном зале должно быть не менее двух дверей, одна из которых должна выходить на пришкольный участок.

37. Двери эвакуационных выходов в спортивных залах допускается запирать только изнутри, с помощью легко открывающихся запоров, задвижек или крючков, Категорически запрещается забивать наглухо или загромождать двери запасных выходов из спортивного зала.

38. Спортивный зал в прилегающих к нему рекреациях должен быть оборудован пожарным щитом с набором ручного противопожарного инвентаря в количестве: огнетушителей- 2 шт., ведер пожарных-2-4 шт., топоров - 2-4 шт., ломов -1 -2 шт., багров - 2-4 шт.

39. Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в зак­рытых или открытых местах проведения занятий, должны находиться в полной исправности и надежно закреплены.

Надежность установки в результате испытаний инвентаря и обору­дования должна быть зафиксирована в специальном журнале. Основ­ные размеры и методы испытания гимнастических снарядов приводят­ся в данном пособии.

40. Гимнастические снаряды не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний, прогибов, детали крепления (гайки, винты) долж­ны быть надежно завинчены.

41. Жерди брусьев каждый раз перед началом учебного года долж­ны ремонтироваться по всей длине. При обнаружении трещин жердь необходимо заменить.

42. Гриф перекладины перед выполнением упражнений и после их окончания необходимо протирать сухой тряпкой и зачищать шкуркой.

Пластины для крепления крюков, растяжек должны быть плотно при­винчены к полу и заделаны заподлицо.

43. Бревно гимнастическое не должно иметь трещин и заусенец на брусе, заметного искривления.

44. Опоры гимнастического козла должны быть прочно укреплены в коробках корпуса.

При выдвижении ноги козла должны свободно устанавливаться и прочно закрепляться в заданном положении.


45. Гимнастические маты должны вплотную укладываться вокруг гимнастического снаряда, обеспечивая площадь соскока или предпо­лагаемого срыва и падения.

46. Мостик гимнастический должен быть подбит резиной, чтобы исключить скольжение при отталкивании.

47. Мячи набивные используются по номерам строго в соответствии с возрастом и физической подготовленностью учащихся.

48. Вес спортивных снарядов для метания должен соответствовать возрасту и полу согласно правилам соревнования.

49. Размещение оборудования должно предусматривать безопас­ную зону вокруг каждого гимнастического снаряда.

50. Лыжный инвентарь должен быть подобран в соответствии с росто-весовыми данными учащихся и подогнан индивидуально:

- палки должны быть легкими, прочными и удобными, иметь петли для хвата руками, острие для упора и ограничительное кольцо;

- по верхи ость лыж не должна иметь перекосов и боковых искривле­ний, трещин, заусенец и сколов, скользящая поверхность деревянных лыж должна быть просмолена и смазана специальной мазью в соот­ветствии с погодными условиями.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Муравьев В. А., Созинова Н. А iconПечатные работы и статьи Удовиченко Т. Г
Аноректальная манометрия в диагностике и мониторировании заболеваний прямой кишки(Пасечников В. Д., Муравьёв А. В., Муравьев К. В.)...
Муравьев В. А., Созинова Н. А iconИсследование муравьёв Formica
«Илоранта», расположенной в Выборгском районе Ленинградской области. Муравейники находятся только в северной части изучаемого участка....
Муравьев В. А., Созинова Н. А iconТ. А. Флоренская диалог в практической психологии
Сова жить в том дупле. И вдруг она услышала: стучит кто-то. Выглянула из дупла никого нет. Все равно кто-то стучит. Выглянула за...
Муравьев В. А., Созинова Н. А iconИсследование муравьёв Formica

Муравьев В. А., Созинова Н. А iconЗам ответственного редактора), И. Д. Ковальченко, И. И. Минц (ответственный редактор), В, А. Муравьев (ответственный секретарь), В. П. Наумов Рецензе н т ы
А. И. 'Зевелев, jj В. Е. Идлерицкий| (зам ответственного редактора), И. Д. Ковальченко, И. И. Минц (ответственный редактор), В, А....
Муравьев В. А., Созинова Н. А iconТема История изучения поведения животных Вопросы к теме
Изучая постройки муравьев, термитов, пчел и птиц он учился строить, а плотины бобров наводили его на мысль о возможности преобразования...
Муравьев В. А., Созинова Н. А iconМуравьев В. А. М.: 2004 Двигательная активность ребенка. /Рупова М. А
Цель: формирование у детей интереса кфизической культуре и целенаправленного развития у детей физических и волевых качеств через...
Муравьев В. А., Созинова Н. А iconНайти ответы на свои вопросы в различных источниках информации: Почему муравьёв так много?
Андрей Астафьев, Юлия Парамошкина, Евгений Селиванов – ученики 4 «В» класса, средней школы №141, Советского района, г. Казани
Муравьев В. А., Созинова Н. А iconХ VIII республиканская научно практическая конференция по экологии. Внегнездовая жизнедеятельность муравьев вида
Муравьи самые многочисленные в мире насекомые. Известно около 12 тыс видов, а в Чувашии, по данным Красильникова В. А. 39 видов
Муравьев В. А., Созинова Н. А iconИсследование проводилось 3 -9 сентября 2011 года
«чужаков» это и было целью нашей работы. Наша работа актуальна и практически значима, так как она дополняет знания о жизни муравьев,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница