Отчет о работе школьной библиотеки за 2011-2012 учебный год




Скачать 121.82 Kb.
НазваниеОтчет о работе школьной библиотеки за 2011-2012 учебный год
Дата27.10.2012
Размер121.82 Kb.
ТипОтчет
ОТЧЕТ О

РАБОТЕ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ за 2011-2012 учебный год


В 2011-2012 учебном году перед библиотекой школы № 3 были поставлены следующие задачи:

  • Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов;

  • Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения;

  • Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий (компьютер).

  • Использование ИКТ в работе библиотеки (электронные презентации, ведение электронного каталога, использование в работе медиатеки)


Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе. Библиотека – важное звено в структуре школы. От ее фондов, библиографической работы, работы библиотекаря с читателем во многом зависит уровень знаний учащихся.


Библиотека выполняет следующие функции: образовательную, информационную и культурно – досуговую.


  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.

Фонд библиотеки ежегодно пополняется учебной литературой и справочными изданиями. В этом году был получен полный комплект основных учебников для 1 классов по новым ФГОС и сделан заказ на комплект учебников для 2 класса и дозаказ на недостающие учебники.

На 15 июня 2012 года фонд библиотеки –17203 экз.

Количество читателей 673 чел.

Из них 554 ученика ,53 педагога, 52 прочих читателей.

Библиотека школьная _10565 + 6262(врем. хранен.) = 16877

Структура библиотечных фондов школьной библиотеки: 10565


  • учебники - 7298+990 (2011г.) = 8288

  • книжный фонд – 2277

  • материалы на других видах носителей информации (аудио-, видео-, CD-ROM, DVD) -249

  • периодические издания, связанные с обеспечением образовательного процесса – 3

  • литература временного хранения – 6668

Исходя из вышеприведенных показателей, можно сделать следующий вывод о работе библиотеки:

  1. Увеличилось количество читателей на 25 человек

  2. Книжный фонд библиотеки увеличился в сравнении с прошлогодними показателями (на 990 экз.) в связи с поступлением заказа на учебники для 1 класса и увеличение временного фонда библиотеки (406 экз.) в связи с проведением акции по школе «Подари книгу библиотеке!»

  3. Книгообеспечение повысилось в связи с увеличением книжного фонда.

  4. Полностью обеспечены учебниками 1-11 классы школы, т.к. существенно пополнился фонд учебников.




  1. РАБОТА С БИБЛИОТЕЧНЫМ ФОНДОМ.

Это один из основных видов внутрибиблиотечной работы. От ее качества зависит наполняемость фонда, и обновление фонда библиотеки. В этом направлении проводилась следующая работа:

  • Изучение состава фонда и анализ его использования (в течение года);

  • Формирование фонда б-ки:

  • Изъятие устаревшей литературы (декабрь)

  • Пополнение фонда б-ки справочными изданиями, художественные книги для младшего и среднего звена (дар от читателей, в течение года), пополнение фонда периодики газетами и журналами (дар от читателей в течение года), пополнение учебного фонда за счет подарков от учеников, пополнение фонда методической литературы за счет УИМЦ

  • Пополнение фонда учебников (август - сентябрь 2011 г)

Вся поступающая в библиотеку литература подвергается обработке, регистрации, систематизации, ставится на библиотечный учет (инвентарные книги, картотеки, каталоги, суммарная книга учета). Эта работа проводится библиотекарем по мере поступления новых книг;

  • Еще одно основное направление библиотечной работы – выдача документов пользователям библиотеки и заполнение формуляра читателя (ежедневно);

  • Ежедневно заполняется в библиотеке «Дневник библиотеки»

  • Ежедневно занимается библиотекарь и расстановкой документов в фонде в соответствии с таблицами ББК (после 14.00).

  • Ежемесячно проводится проверка расстановки фонда.

  • Ведется работа по сохранности фонда: организован фонд читального зала, проводится контроль над своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий, работа по мелкому ремонту ветхих книг (с активом библиотеки, а также совмесно с учениками 1 классов, где осуществлялась акция «Книжкина больница»). К этой работе привлекаю ребят из ГПД.

В библиотеке работает читальный зал на 20 мест. Учащиеся пользуются читальным залом постоянно для работы со справочниками, энциклопедиями, периодикой. А также используют для подготовки поиск в сети Интернет, которая появилась в библиотеке в этом году. Здесь же проводятся библиотечные мероприятия, книжные выставки, беседы, учащиеся готовят рефераты, доклады, домашние задания и играют в развивающие игры .


3.РАБОТА ПО ПРОПАГАНДЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ . СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Рабочее место библиотекаря оснащено компьютером. Ведется электронный каталог на основе АБИС «MARC-SQL – Школьная библиотека». Благодаря новым информационным технологиям существенно пополнился фонд справочной литературы (диск с рефератами по всем отраслям знаний), фонд детской и художественной литературы (электронная библиотека), продолжаем пополнять медиатеку новыми дисками.


В АБИС «Школьная библиотека» есть все необходимые документы для внутрибиблиотечной работы, библиотекарем ведется работа по составлению электронного каталога библиотеки. Он поделен на три раздела – учебники и книги, медиатека. Процесс этот очень трудоемкий и долгий, работа по составлению и редактированию электронного каталога ведется в течение всего учебного года и по мере поступления новой партии учебников. Но эта работа затягивается, т. к. введение каждой каталожной карточки требует достаточно времени. В электронный алфавитный каталог необходимо внести все книги, имеющиеся в фонде библиотеки.

Компьютерная программа «Школьная библиотека» обеспечивает комплексную автоматизацию всех библиотечных процессов и призвана, существенно облегчить и ускорить работу библиотекаря, и читателей с каталогами, поиск нужной книги в фонде библиотеки.

С помощью компьютера необходимо предельно точно систематизировать все картотеки, имеющиеся в библиотеке. Следует уделить большее внимание автоматизации библиотечных процессов – составлению электронного каталога, ведению документации в электронном варианте, т. к. сегодня библиотека – это не только книги, но и электронные информационные ресурсы.

Наряду с созданием электронного каталога в библиотеке ведется постоянная работа со справочным аппаратом библиотеки (алфавитным каталогом, картотекой учебников), а также начато составление систематического каталога на вновь поступающую литературу (т.к. в инвентарной книге из-за краткости записи не всегда понятно ее библиографическое описание), составлению электронного каталога, ведению документации в электронном варианте. С этими каталогами и картотеками ребята должны знакомится на библиотечных уроках. Но, к сожалению, 1-2 уроков в год не достаточно для учащихся для глубокого изучения справочного аппарата библиотеки. Поэтому наряду с библиотечными уроками также проводится индивидуальная работа с читателями по пропаганде библиотечных знаний, по использованию каталогов и картотек в поиске книг.

В этом году были проведены следующие библиотечные уроки:

1. «Знакомьтесь, Книгоград!» - экскурсия для 1 классов (сентябрь) ,

2. «Структура книги» - урок библиотечной грамотности для 2 классов (ноябрь),

3. «Как не заблудиться в информации» - для 4классов (январь), библиотечный урок-презентация,

4. «Книжная Галактика» (энциклопедии и словари) библиотечный урок-беседа для 3 классов (апрель)

В этом году на сайте нашей школы в интернете на страничке школьной библиотеки, где собран краткий материал о режиме работы, целях нашей библиотеки, медиотеке были представлены фотографии выставок и список интересных мероприятий прошедших в библиотеке.

Материально-техническая база библиотеки претерпела значительные изменения: есть компьютер, поступили металлические стеллажи для расстановки книг, есть подключение к Интернету, принтер, копир для полноценного функционирования библиотеки как информационного центра. Техника существенно облегчила работу, библиотеки по распространению информации среди учащихся, т.к. книги и энциклопедии зачастую имеются в библиотеке в одном экземпляре. А также техника нужна для работы самой библиотеки по созданию формуляров, каталожных карточек и др. внутренней библ. работы, а также для совершенствования предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.


4.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКИ.

Библиотекарем ежедневно ведется дневник библиотеки, где указываются кол-ва посещений за день, за месяц, книговыдача, массовые мероприятия.

Так, например средняя книговыдача за один месяц этого учебного года –1220 экз., но с учетом выдачи учебников.

Количество посещений в месяц – 558

Все массовые мероприятия запланированы и согласовываются с планом воспитательной работы классных руководителей. Проводятся совместные классные часы, беседы.

За 2011-2012 уч. год проведены следующие массовые мероприятия:

Книжные выставки – основная форма пропаганды книги:

  1. «Человек, не читающий книг, удивительно скучен!»

  2. Писатели – юбиляры из календаря знаменательных дат на 2011-2012 учебный год

Сентябрь Г. УЭЛЛС, Р. ФРАЕРМАН, Л.ВОРОНКОВА. 

Октябрь С.Е.АКСАКОВ. А. ПРИСТАВКИН, Е. ШВАРЦ.

Ноябрь Ф.ДОСТОЕВСКИЙ, М. ЛОМОНОСОВ, В. ДАЛЬ.

Декабрь Н.КАРАМЗИН, Н.НЕКРАСОВ А. ФАДЕЕВ.

Январь Д Р ТОЛКИН,Ж. МОЛЬЕР, А,МИЛН, Л.КЭРРОЛЛ,В.П. КАТАЕВ

Февраль Ч. ДИККЕНС, В.ГЮГО

Март В.Г. РАСПУТИН,

Апрель В.А. КАВЕРИН, В.А.ОСЕЕВА

Май И.С. СОКОЛОВ-МИКИТОВ, К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

  1. Выставка научно - популярной и методической литературы в рамках "Месячника безопасности детей" и "Месячника гражданской защиты"

  2. «На дороге не зевай!

  3. «Выкинь мышку – возьми книжку!

  4. Закаляйся, если хочешь быть здоров!

  5. Красная книга- цвет тревоги!

  6. «Земли роднее нету!» к 231-летию г.Вольска

  7. «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

  8. Будем толерантны!

  9. «К слову о словах» к юбилею В.И. Даля

  10. «Россия! Родина! Символы!!»

  11. «Жизнь без вредных привычек» (о зож)

  12. Права ребенка- права человека!

  13. «Детская книга – лучшая книга»

  14. Зимние забавы

  15. Выставка «Русские ремесла»

  16. Нескучные ремесла (о профессиях)

  17. ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА, ДЕНЬ ВЛЮБЛЕННЫХ

  18. Пионеры-герои

  19. Сталинградская битва

  20. «И это время называется Весна»

  21. Экзамен - будь готов!

  22. «В гостях у сказки»

  23. «Святыни православные»

  24. «Береги Землю» к Международному дню Земли

  25. «Памятники героям книг»

  26. Береги здоровье смолоду! К Всемирному дню здоровья

  27. День Победы 9 мая – 66 лет Победы в Великой Отечественной войне

  28. «История Книгопечатания»

А так же массовые мероприятия в виде бесед, диспутов, устных журналов, библиотечных уроков, электронных презентаций и выступлений на семинарах:

  1. «Лучшая книжка на лето!» беседа и конкурс рисунков «Какую книгу ты прочел (а) летом?» для 1-4 классов к Международному дню распространения грамотности (8 сентября) 17чел. ГПД

  2. «Знакомьтесь - Книгоград!» Урок – экскурсия знакомство с библиотекой для 1 классов 1А 25 чел.1Б 24 чел. 1В 14 чел. 1Г 21чел.

  3. «Мы за здоровый образ жизни Вредные привычки. » (Здоровый образ жизни) Для 5 кл.24 чел. ГПД

  4. «Виртуальная прогулка по Вольску» беседа – экскурсия к 231-летию Вольска для 5-9 классов библ. 5 чел

  5. . «Структура книги» - урок библиотечной грамотности для 2 классов (ноябрь) 21чел ГПД

  6. Вечер на тему: Зажги звезду добра …» 4А 25 чел

  7. Устный журнал «В дружбе сила» 6Б 24 чел

  8. Викторина с презентацией «Осенний марафон» 4А 28 чел.

  9. Обзор литературы «Люблю тебя, мама, за что, я не знаю» 8 чел

  10. Познавательная игра – викторина «Государственные символы России», пос. Дню Конституции Компьютерная презентация. Для 1кл. 1Г 10 чел.

  11. Развлекательная викторина «Мульти-пульти» 28 чел. ГПД

  12. Обзор книг Н.Некрасова выставки «Мысли о народе» для 5-8 классов 10 чел.

  13. Библиотечный урок: Зимние забавы 1Г 12 чел.

  14. Библиотечный урок: История нового года ГПД 14 чел.

  15. «Коляда, коляда поскорей спеши сюда!» устный журнал (обычаи и традиции встречи нового года и рождества) биб-ка 10 чел

  16. Биб. урок «Как не заблудится в информации» 4А 20 чел.

  17. День Святого Валентина. Беседа и комп. през . 4Б 27 чел.

  18. Беседа «Мы гордимся вами!» (о героях г.Вольска принявших участие в ВОВ) 4Б 25 чел.

  19. Обзор кн. выставок писателям юбилярам к Неделе детской книги

  20. Внекл. мероприятие для 4-х классов "Экологический КВН «Сохраним природу вместе 4Б 20 чел

  21. Сказочный досуг по произведениям К.И. Чуковского «Чудо-дерево» 3А 21 чел.

  22. «Художники иллюстраторы»: библ. урок к Неделе детской книги ГПД 12 чел.

  23. Своя игра «ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ, СКАЗАНИЯ, ЖИТИЯ» к Неделе детской книги с мультимедийной презентацией. ГПД 17 чел.

  24. Компьютерная презентация для 3-4 кл «Памятники героям книг» библ. 7 чел.

  25. «Азбука здоровья!» беседа к Всемирному дню здоровья ГПД 8 чел.

  26. «Создатели Азбуки» библ урок к Дню Славянской письменности для 5-8 кл и компьютерная презентация 4Б 20 чел.

  27. «Жестокое слово – Война!» беседа к 66-летию Победы биб-ка 5чел.

  28. Викторина к Международному дню птиц «Птицы наши друзья» ГПД 22 чел.



Особенно учащимся пришелся по душе такой вид мероприятия, как компьютерные презентации в виде игр (Своя игра, Поле чудес, Лото). Они внимательно следили за происходящим на экране, и в то же время им лучше раскрывался текст, озвученный мной. Планирую увеличить количество таких мероприятий в следующем учебном году.

Все мероприятия библиотеки призваны формировать читательский интерес у учащихся, развивать знания о культуре нашей Родины, патриотизм.

Особое внимание в школьной библиотеке уделяется читальному залу. Помощь в подготовке докладов и рефератов после уроков осуществляется ежедневно. Ребята каждый день приходят в читальный зал и библиотекарь старается помочь в поиске нужного материала. Ребята с интересом и творчески относятся к этой работе.

Большой проблемой для библиотеки является отсутствие свежих журналов и газет для подростков и молодежи. Ежегодно обращаем внимание попечительского совета на эту проблему, но подписка не оформляется на такие издания ужу несколько лет. Выходим из положения своими силами. Ребята сами приносят из дома журналы и дарят нам. Так пополняется фонд периодикой.

Есть в работе библиотеки и недостатки. Во-первых, редко проводятся библиотечные уроки. Во-вторых, мало готовится рекомендательных списков к предметным неделям, необходимо провести анкетирование учащихся и учителей на предмет отношения к чтению, их читательских предпочтений. (О любви к чтению). Следует уделить этим вопросам больше внимания. Так же необходимо продолжить работу по обеспечению комплексной автоматизации всех библиотечных процессов (работа с каталогами, картотеками, читательскими формулярами).

Проводится в библиотеке так же индивидуальная работа с читателями: беседы на выдаче книг, советы по подбору литературы и использованию каталогов и картотек, консультации по работе с текстом, с книгой.

Оказывается помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям (подбор сценариев, стихов, тематические подборки, книжные выставки, выставки к предметным неделям).

Информационное обслуживание педагогического коллектива заключается в рекомендательных беседах о новых поступлениях, в обзоре новинок на собраниях учителей, информировании о пользовании уч-ся библиотекой, совместная работа по составлению заказа на учебно-методическую литературу (сентябрь, март- май), помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям.

Следует отметить, что работа школьной библиотеки всегда опирается на план школьных мероприятий и ведется в сотрудничестве с классными руководителями. Особенно хотелось бы отметить сотрудничество с Худяковой О.Н., Малаховой С.Г., Андреевой И.И., Белкиной Л.П., Павловой О.А.., Орловой Н.Г., Ханбековой С.П., Антипиной Е.А., Ветренцевой Н.В., Остер Н.Р..

Информационное обслуживание родителей заключается в информировании о пользовании библиотекой их детьми; индивидуальной работе по подбору дополнительного материала и книг для летнего чтения для обучающихся начальных классов.


5. Повышение квалификации

Библиотекарь по мере возможности старается повышать свою квалифи-кацию:

  • работа по самообразованию (чтение ж. «Библиотека», «Школьный библиотекарь», «Читаем, учимся, играем», газеты «Первое сентября», «Учительская газета» «Мой друг компьютер»).

  • Консультации с методистом по библиотечной работе, с лучшими школьными библиотекарями города (шк.№4, шк.№ 6, лицей и гимназия)

  • Посещение семинаров, открытых библиотечных мероприятий.

  • Компьютерные курсы

  • Расширение библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования компьютера, медиатеки.

Информационно-библиографическое обслуживание учебно-воспитательного процесса и самообразования обеспечивалось за счет пополнения фонда учебниками и справочными изданиями.

С появлением в библиотеке компьютера существенно облегчился поиск нужной литературы для самоподготовки учащихся (рефераты, доклады).

В компьютер загружен диск с рефератами по всем предметам. Тем самым расширился в несколько раз фонд справочной литературы школьной библиотеки, А значит, уменьшилось число отказов на запросы.

Таким же образом пополнен был и фонд детской литературой и сказками, а также художественной литературой (электронная библиотека). В библиотеке имеется медиатека по предметам, которой пользуются многие учителя.

По мере поступления литературы в библиотеку, проводится индивидуальная информационная работа с педагогическим коллективом школы (Обзоры новинок, прессы, обзоры к предметным неделям). Необходимо библиотекарю чаще проводить обзоры прессы и библиографические обзоры на совещаниях учителей. Это будет способствовать наиболее полному раскрытию фонда библиотеки.

Ведется постоянная библиографическая работа – составление систематической картотеки статей, ведется картотека учебников и алфавитный каталог, который постепенно дублируется электронным алфавитным каталогом. Но эта работа затягивается, т. к. введение каждой каталожной карточки требует достаточно времени. В электронный алфавитный каталог необходимо внести все книги, имеющиеся в фонде библиотеки.

Следует уделить внимание составлению библиографических рекомендательных списков литературы. Компьютер существенно облегчит и эту работу. Рекомендательные списки привлекают внимание учащихся к библиотечным фондам и существенно ускорят поиск нужной литературы.

Основные задачи, поставленные перед библиотекой, в этом учебном году были выполнены. Недостатки и пути их устранения указаны в отчете.


Зав. библиотекой школы № 3 Московская А.М.

Похожие:

Отчет о работе школьной библиотеки за 2011-2012 учебный год iconОтчет о работе библиотеки за 2011 -2012 учебный год г. Шелехов, 2012. Отчет о работе библиотеки мбоу шр «сош №6»
Организация деятельности, способствующей расширению культурного и социального кругозора и эмоциональному развитию учащихся, развитию...
Отчет о работе школьной библиотеки за 2011-2012 учебный год iconОтчет о работе школьной библиотеки «сош №11 им. И. А. Кабалина» за 2009- 2010 учебный год

Отчет о работе школьной библиотеки за 2011-2012 учебный год iconНа 20 11-2012 учебный год. I. Задачи школьной библиотеки
Школьной библиотеки моу «исаковская средняя общеобразовательная школа буинского района рт»
Отчет о работе школьной библиотеки за 2011-2012 учебный год iconПлан работы школьной библиотеки на 2011-2012 учебный год
В истекшем учебном году была продолжена работа библиотеки в рамках комплексной программы «Воспитание»
Отчет о работе школьной библиотеки за 2011-2012 учебный год iconПлан работы библиотеки на 2010 2011 учебный год I. Задачи библиотеки
Поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в концепции школы и школьной программе
Отчет о работе школьной библиотеки за 2011-2012 учебный год iconОтчет о работе за 2011-2012 учебный год и план работы на 2012-2013 учебный год гаоу мо спо «Мурманский индустриальный колледж»
Государствеенное автономное образовательное учреждение Мурманской области «Мурманский индустриальный колледж», г. Мурманск, 2012
Отчет о работе школьной библиотеки за 2011-2012 учебный год iconОб обеспеченности учащихся учебниками из школьной библиотеки на 2012-2013 учебный год

Отчет о работе школьной библиотеки за 2011-2012 учебный год iconСистема в работе школьного библиотекаря (методические рекомендации)
Заканчивается учебный год. Подводятся итоги проделанной работы. Есть время привести в систему работу школьной библиотеки по основным...
Отчет о работе школьной библиотеки за 2011-2012 учебный год iconИтоги работы мкоу «Кодинская сош№4» за 2011-2012 уч год На 2011-2012 учебный год были определены направления деятельности: изменение школьной инфраструктуры
К новому 2012-2013 учебному году произведена покраска негорючим материалом путей эвакуации
Отчет о работе школьной библиотеки за 2011-2012 учебный год iconПлан работы библиотеки на 2011/2012 учебный год Цели и задачи работы библиотеки
Основные функции библиотеки: образовательная, информационная и культурная. Направления деятельности
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница