ОТЧЕТ О РАБОТЕ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ за 2011-2012 учебный год
В 2011-2012 учебном году перед библиотекой школы № 3 были поставлены следующие задачи: Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов; Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения; Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий (компьютер). Использование ИКТ в работе библиотеки (электронные презентации, ведение электронного каталога, использование в работе медиатеки)
Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе. Библиотека – важное звено в структуре школы. От ее фондов, библиографической работы, работы библиотекаря с читателем во многом зависит уровень знаний учащихся.
Библиотека выполняет следующие функции: образовательную, информационную и культурно – досуговую.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. Фонд библиотеки ежегодно пополняется учебной литературой и справочными изданиями. В этом году был получен полный комплект основных учебников для 1 классов по новым ФГОС и сделан заказ на комплект учебников для 2 класса и дозаказ на недостающие учебники. На 15 июня 2012 года фонд библиотеки –17203 экз. Количество читателей 673 чел. Из них 554 ученика ,53 педагога, 52 прочих читателей. Библиотека школьная _10565 + 6262(врем. хранен.) = 16877 Структура библиотечных фондов школьной библиотеки: 10565
учебники - 7298+990 (2011г.) = 8288 книжный фонд – 2277 материалы на других видах носителей информации (аудио-, видео-, CD-ROM, DVD) -249 периодические издания, связанные с обеспечением образовательного процесса – 3 литература временного хранения – 6668 Исходя из вышеприведенных показателей, можно сделать следующий вывод о работе библиотеки: Увеличилось количество читателей на 25 человек Книжный фонд библиотеки увеличился в сравнении с прошлогодними показателями (на 990 экз.) в связи с поступлением заказа на учебники для 1 класса и увеличение временного фонда библиотеки (406 экз.) в связи с проведением акции по школе «Подари книгу библиотеке!» Книгообеспечение повысилось в связи с увеличением книжного фонда. Полностью обеспечены учебниками 1-11 классы школы, т.к. существенно пополнился фонд учебников.
РАБОТА С БИБЛИОТЕЧНЫМ ФОНДОМ. Это один из основных видов внутрибиблиотечной работы. От ее качества зависит наполняемость фонда, и обновление фонда библиотеки. В этом направлении проводилась следующая работа: Изучение состава фонда и анализ его использования (в течение года); Формирование фонда б-ки: Изъятие устаревшей литературы (декабрь) Пополнение фонда б-ки справочными изданиями, художественные книги для младшего и среднего звена (дар от читателей, в течение года), пополнение фонда периодики газетами и журналами (дар от читателей в течение года), пополнение учебного фонда за счет подарков от учеников, пополнение фонда методической литературы за счет УИМЦ Пополнение фонда учебников (август - сентябрь 2011 г) Вся поступающая в библиотеку литература подвергается обработке, регистрации, систематизации, ставится на библиотечный учет (инвентарные книги, картотеки, каталоги, суммарная книга учета). Эта работа проводится библиотекарем по мере поступления новых книг; Еще одно основное направление библиотечной работы – выдача документов пользователям библиотеки и заполнение формуляра читателя (ежедневно); Ежедневно заполняется в библиотеке «Дневник библиотеки» Ежедневно занимается библиотекарь и расстановкой документов в фонде в соответствии с таблицами ББК (после 14.00). Ежемесячно проводится проверка расстановки фонда. Ведется работа по сохранности фонда: организован фонд читального зала, проводится контроль над своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий, работа по мелкому ремонту ветхих книг (с активом библиотеки, а также совмесно с учениками 1 классов, где осуществлялась акция «Книжкина больница»). К этой работе привлекаю ребят из ГПД. В библиотеке работает читальный зал на 20 мест. Учащиеся пользуются читальным залом постоянно для работы со справочниками, энциклопедиями, периодикой. А также используют для подготовки поиск в сети Интернет, которая появилась в библиотеке в этом году. Здесь же проводятся библиотечные мероприятия, книжные выставки, беседы, учащиеся готовят рефераты, доклады, домашние задания и играют в развивающие игры .
3.РАБОТА ПО ПРОПАГАНДЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ . СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА. Рабочее место библиотекаря оснащено компьютером. Ведется электронный каталог на основе АБИС «MARC-SQL – Школьная библиотека». Благодаря новым информационным технологиям существенно пополнился фонд справочной литературы (диск с рефератами по всем отраслям знаний), фонд детской и художественной литературы (электронная библиотека), продолжаем пополнять медиатеку новыми дисками.
В АБИС «Школьная библиотека» есть все необходимые документы для внутрибиблиотечной работы, библиотекарем ведется работа по составлению электронного каталога библиотеки. Он поделен на три раздела – учебники и книги, медиатека. Процесс этот очень трудоемкий и долгий, работа по составлению и редактированию электронного каталога ведется в течение всего учебного года и по мере поступления новой партии учебников. Но эта работа затягивается, т. к. введение каждой каталожной карточки требует достаточно времени. В электронный алфавитный каталог необходимо внести все книги, имеющиеся в фонде библиотеки. Компьютерная программа «Школьная библиотека» обеспечивает комплексную автоматизацию всех библиотечных процессов и призвана, существенно облегчить и ускорить работу библиотекаря, и читателей с каталогами, поиск нужной книги в фонде библиотеки. С помощью компьютера необходимо предельно точно систематизировать все картотеки, имеющиеся в библиотеке. Следует уделить большее внимание автоматизации библиотечных процессов – составлению электронного каталога, ведению документации в электронном варианте, т. к. сегодня библиотека – это не только книги, но и электронные информационные ресурсы. Наряду с созданием электронного каталога в библиотеке ведется постоянная работа со справочным аппаратом библиотеки (алфавитным каталогом, картотекой учебников), а также начато составление систематического каталога на вновь поступающую литературу (т.к. в инвентарной книге из-за краткости записи не всегда понятно ее библиографическое описание), составлению электронного каталога, ведению документации в электронном варианте. С этими каталогами и картотеками ребята должны знакомится на библиотечных уроках. Но, к сожалению, 1-2 уроков в год не достаточно для учащихся для глубокого изучения справочного аппарата библиотеки. Поэтому наряду с библиотечными уроками также проводится индивидуальная работа с читателями по пропаганде библиотечных знаний, по использованию каталогов и картотек в поиске книг. В этом году были проведены следующие библиотечные уроки: 1. «Знакомьтесь, Книгоград!» - экскурсия для 1 классов (сентябрь) , 2. «Структура книги» - урок библиотечной грамотности для 2 классов (ноябрь), 3. «Как не заблудиться в информации» - для 4классов (январь), библиотечный урок-презентация, 4. «Книжная Галактика» (энциклопедии и словари) библиотечный урок-беседа для 3 классов (апрель) В этом году на сайте нашей школы в интернете на страничке школьной библиотеки, где собран краткий материал о режиме работы, целях нашей библиотеки, медиотеке были представлены фотографии выставок и список интересных мероприятий прошедших в библиотеке. Материально-техническая база библиотеки претерпела значительные изменения: есть компьютер, поступили металлические стеллажи для расстановки книг, есть подключение к Интернету, принтер, копир для полноценного функционирования библиотеки как информационного центра. Техника существенно облегчила работу, библиотеки по распространению информации среди учащихся, т.к. книги и энциклопедии зачастую имеются в библиотеке в одном экземпляре. А также техника нужна для работы самой библиотеки по созданию формуляров, каталожных карточек и др. внутренней библ. работы, а также для совершенствования предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
4.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКИ. Библиотекарем ежедневно ведется дневник библиотеки, где указываются кол-ва посещений за день, за месяц, книговыдача, массовые мероприятия. Так, например средняя книговыдача за один месяц этого учебного года –1220 экз., но с учетом выдачи учебников. Количество посещений в месяц – 558 Все массовые мероприятия запланированы и согласовываются с планом воспитательной работы классных руководителей. Проводятся совместные классные часы, беседы. За 2011-2012 уч. год проведены следующие массовые мероприятия: Книжные выставки – основная форма пропаганды книги: «Человек, не читающий книг, удивительно скучен!» Писатели – юбиляры из календаря знаменательных дат на 2011-2012 учебный год Сентябрь Г. УЭЛЛС, Р. ФРАЕРМАН, Л.ВОРОНКОВА. Октябрь С.Е.АКСАКОВ. А. ПРИСТАВКИН, Е. ШВАРЦ. Ноябрь Ф.ДОСТОЕВСКИЙ, М. ЛОМОНОСОВ, В. ДАЛЬ. Декабрь Н.КАРАМЗИН, Н.НЕКРАСОВ А. ФАДЕЕВ. Январь Д Р ТОЛКИН,Ж. МОЛЬЕР, А,МИЛН, Л.КЭРРОЛЛ,В.П. КАТАЕВ Февраль Ч. ДИККЕНС, В.ГЮГО Март В.Г. РАСПУТИН, Апрель В.А. КАВЕРИН, В.А.ОСЕЕВА Май И.С. СОКОЛОВ-МИКИТОВ, К.Г. ПАУСТОВСКИЙ Выставка научно - популярной и методической литературы в рамках "Месячника безопасности детей" и "Месячника гражданской защиты" «На дороге не зевай! «Выкинь мышку – возьми книжку! Закаляйся, если хочешь быть здоров! Красная книга- цвет тревоги! «Земли роднее нету!» к 231-летию г.Вольска «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА» Будем толерантны! «К слову о словах» к юбилею В.И. Даля «Россия! Родина! Символы!!» «Жизнь без вредных привычек» (о зож) Права ребенка- права человека! «Детская книга – лучшая книга» Зимние забавы Выставка «Русские ремесла» Нескучные ремесла (о профессиях) ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА, ДЕНЬ ВЛЮБЛЕННЫХ Пионеры-герои Сталинградская битва «И это время называется Весна» Экзамен - будь готов! «В гостях у сказки» «Святыни православные» «Береги Землю» к Международному дню Земли «Памятники героям книг» Береги здоровье смолоду! К Всемирному дню здоровья День Победы 9 мая – 66 лет Победы в Великой Отечественной войне «История Книгопечатания» А так же массовые мероприятия в виде бесед, диспутов, устных журналов, библиотечных уроков, электронных презентаций и выступлений на семинарах: «Лучшая книжка на лето!» беседа и конкурс рисунков «Какую книгу ты прочел (а) летом?» для 1-4 классов к Международному дню распространения грамотности (8 сентября) 17чел. ГПД «Знакомьтесь - Книгоград!» Урок – экскурсия знакомство с библиотекой для 1 классов 1А 25 чел.1Б 24 чел. 1В 14 чел. 1Г 21чел. «Мы за здоровый образ жизни Вредные привычки. » (Здоровый образ жизни) Для 5 кл.24 чел. ГПД «Виртуальная прогулка по Вольску» беседа – экскурсия к 231-летию Вольска для 5-9 классов библ. 5 чел . «Структура книги» - урок библиотечной грамотности для 2 классов (ноябрь) 21чел ГПД Вечер на тему: Зажги звезду добра …» 4А 25 чел Устный журнал «В дружбе сила» 6Б 24 чел Викторина с презентацией «Осенний марафон» 4А 28 чел. Обзор литературы «Люблю тебя, мама, за что, я не знаю» 8 чел Познавательная игра – викторина «Государственные символы России», пос. Дню Конституции Компьютерная презентация. Для 1кл. 1Г 10 чел. Развлекательная викторина «Мульти-пульти» 28 чел. ГПД Обзор книг Н.Некрасова выставки «Мысли о народе» для 5-8 классов 10 чел. Библиотечный урок: Зимние забавы 1Г 12 чел. Библиотечный урок: История нового года ГПД 14 чел. «Коляда, коляда поскорей спеши сюда!» устный журнал (обычаи и традиции встречи нового года и рождества) биб-ка 10 чел Биб. урок «Как не заблудится в информации» 4А 20 чел. День Святого Валентина. Беседа и комп. през . 4Б 27 чел. Беседа «Мы гордимся вами!» (о героях г.Вольска принявших участие в ВОВ) 4Б 25 чел. Обзор кн. выставок писателям юбилярам к Неделе детской книги Внекл. мероприятие для 4-х классов "Экологический КВН «Сохраним природу вместе 4Б 20 чел Сказочный досуг по произведениям К.И. Чуковского «Чудо-дерево» 3А 21 чел. «Художники иллюстраторы»: библ. урок к Неделе детской книги ГПД 12 чел. Своя игра «ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ, СКАЗАНИЯ, ЖИТИЯ» к Неделе детской книги с мультимедийной презентацией. ГПД 17 чел. Компьютерная презентация для 3-4 кл «Памятники героям книг» библ. 7 чел. «Азбука здоровья!» беседа к Всемирному дню здоровья ГПД 8 чел. «Создатели Азбуки» библ урок к Дню Славянской письменности для 5-8 кл и компьютерная презентация 4Б 20 чел. «Жестокое слово – Война!» беседа к 66-летию Победы биб-ка 5чел. Викторина к Международному дню птиц «Птицы наши друзья» ГПД 22 чел.
Особенно учащимся пришелся по душе такой вид мероприятия, как компьютерные презентации в виде игр (Своя игра, Поле чудес, Лото). Они внимательно следили за происходящим на экране, и в то же время им лучше раскрывался текст, озвученный мной. Планирую увеличить количество таких мероприятий в следующем учебном году. Все мероприятия библиотеки призваны формировать читательский интерес у учащихся, развивать знания о культуре нашей Родины, патриотизм. Особое внимание в школьной библиотеке уделяется читальному залу. Помощь в подготовке докладов и рефератов после уроков осуществляется ежедневно. Ребята каждый день приходят в читальный зал и библиотекарь старается помочь в поиске нужного материала. Ребята с интересом и творчески относятся к этой работе. Большой проблемой для библиотеки является отсутствие свежих журналов и газет для подростков и молодежи. Ежегодно обращаем внимание попечительского совета на эту проблему, но подписка не оформляется на такие издания ужу несколько лет. Выходим из положения своими силами. Ребята сами приносят из дома журналы и дарят нам. Так пополняется фонд периодикой. Есть в работе библиотеки и недостатки. Во-первых, редко проводятся библиотечные уроки. Во-вторых, мало готовится рекомендательных списков к предметным неделям, необходимо провести анкетирование учащихся и учителей на предмет отношения к чтению, их читательских предпочтений. (О любви к чтению). Следует уделить этим вопросам больше внимания. Так же необходимо продолжить работу по обеспечению комплексной автоматизации всех библиотечных процессов (работа с каталогами, картотеками, читательскими формулярами). Проводится в библиотеке так же индивидуальная работа с читателями: беседы на выдаче книг, советы по подбору литературы и использованию каталогов и картотек, консультации по работе с текстом, с книгой. Оказывается помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям (подбор сценариев, стихов, тематические подборки, книжные выставки, выставки к предметным неделям). Информационное обслуживание педагогического коллектива заключается в рекомендательных беседах о новых поступлениях, в обзоре новинок на собраниях учителей, информировании о пользовании уч-ся библиотекой, совместная работа по составлению заказа на учебно-методическую литературу (сентябрь, март- май), помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям. Следует отметить, что работа школьной библиотеки всегда опирается на план школьных мероприятий и ведется в сотрудничестве с классными руководителями. Особенно хотелось бы отметить сотрудничество с Худяковой О.Н., Малаховой С.Г., Андреевой И.И., Белкиной Л.П., Павловой О.А.., Орловой Н.Г., Ханбековой С.П., Антипиной Е.А., Ветренцевой Н.В., Остер Н.Р.. Информационное обслуживание родителей заключается в информировании о пользовании библиотекой их детьми; индивидуальной работе по подбору дополнительного материала и книг для летнего чтения для обучающихся начальных классов.
5. Повышение квалификации Библиотекарь по мере возможности старается повышать свою квалифи-кацию: работа по самообразованию (чтение ж. «Библиотека», «Школьный библиотекарь», «Читаем, учимся, играем», газеты «Первое сентября», «Учительская газета» «Мой друг компьютер»). Консультации с методистом по библиотечной работе, с лучшими школьными библиотекарями города (шк.№4, шк.№ 6, лицей и гимназия) Посещение семинаров, открытых библиотечных мероприятий. Компьютерные курсы Расширение библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования компьютера, медиатеки. Информационно-библиографическое обслуживание учебно-воспитательного процесса и самообразования обеспечивалось за счет пополнения фонда учебниками и справочными изданиями. С появлением в библиотеке компьютера существенно облегчился поиск нужной литературы для самоподготовки учащихся (рефераты, доклады). В компьютер загружен диск с рефератами по всем предметам. Тем самым расширился в несколько раз фонд справочной литературы школьной библиотеки, А значит, уменьшилось число отказов на запросы. Таким же образом пополнен был и фонд детской литературой и сказками, а также художественной литературой (электронная библиотека). В библиотеке имеется медиатека по предметам, которой пользуются многие учителя. По мере поступления литературы в библиотеку, проводится индивидуальная информационная работа с педагогическим коллективом школы (Обзоры новинок, прессы, обзоры к предметным неделям). Необходимо библиотекарю чаще проводить обзоры прессы и библиографические обзоры на совещаниях учителей. Это будет способствовать наиболее полному раскрытию фонда библиотеки. Ведется постоянная библиографическая работа – составление систематической картотеки статей, ведется картотека учебников и алфавитный каталог, который постепенно дублируется электронным алфавитным каталогом. Но эта работа затягивается, т. к. введение каждой каталожной карточки требует достаточно времени. В электронный алфавитный каталог необходимо внести все книги, имеющиеся в фонде библиотеки. Следует уделить внимание составлению библиографических рекомендательных списков литературы. Компьютер существенно облегчит и эту работу. Рекомендательные списки привлекают внимание учащихся к библиотечным фондам и существенно ускорят поиск нужной литературы. Основные задачи, поставленные перед библиотекой, в этом учебном году были выполнены. Недостатки и пути их устранения указаны в отчете.
Зав. библиотекой школы № 3 Московская А.М. |