Кафедра политической теории утверждаю проректор по научной работе мгимо (У) мид РФ




Скачать 176.4 Kb.
НазваниеКафедра политической теории утверждаю проректор по научной работе мгимо (У) мид РФ
Дата27.10.2012
Размер176.4 Kb.
ТипПрограмма курса


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ


КАФЕДРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ


УТВЕРЖДАЮ

ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ

МГИМО (У) МИД РФ

__________________А.И. ПОДБЕРЕЗКИН

«________»_______________2011 г.


ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ДИСКУРСЫ

(программа курса для аспирантов)

24 часа


Москва 2011


Программа курса по курсу «Политические институты и процессы» утверждена на заседании Кафедры политической теории Факультета политологии МГИМО (У) МИД России.

Протокол заседания № _____ от «____» _______________­­­­­­__ 2011 г. ­­


Зав. Кафедрой

политической теории Т.А. Алексеева


Программу курса разработала Алексеева Т.А., д.ф.н, проф. МГИМО, Заслуженный деятель науки РФ

© Алексеева Т.А.,

© МГИМО (У) МИД России

Раздел 1. Организационно-методический


1.1 Место курса в образовательной программе.

Курс предназначен для аспирантов МГИМО, обучающихся по специальностям 23.00.02 и 23.00.04 в качестве курса, включенного в программу подготовку к экзамену кандидатского минимум по специальности, а также в качестве факультатива для аспирантов других специальностей.


1.2. Цели и задачи курса. Образовательные результаты (знания и компетенции)

Одной из важных проблем подготовки политологов-международников является недостаточное знание теоретического материала современных международных отношений, а также отсутствие умения анализировать текущую политику с учетом множества внутренних и внешних факторов выработки и осуществления внешней политики с использованием наиболее современных и полных методов анализа. Между тем, наиболее полное познание сущности внешнеполитического процесса возможно только в сравнительной перспективе (исторических, политико-страновых и культурно-цивилизационных дискурсов).

Предлагаемый курс нацелен на формирование у студентов компетентностного подхода, сформулированного в Национальном проекте поддержки образования, а также входит в категорию «полезного знания» (Usable Knowledge), позволяющего применять теоретические конструкты к анализу реальной политической практики.

Образовательные результаты курса:

Знание и понимание


Знание и понимание:

  1. выявление базовых паттернов развития, оказывающих влияние на формирование и способы осуществления нешнеполитического процесса, а также «генетических проблем» внешней политики ( в соответствии с требованиями «полезного знания»);

  2. понимание анатомии и физиологии процессов, знание ключевых звеньев и предзаданности и внешних влияний на поведение акторов внешнеполитического процесса;

  3. знание логики инновативности, т.е. способности продуцировать принципиально новые для данной политической системы внешнеполитические идеи и средства влияния на пути прохождения идей через систему институтов внешнеполитического процесса в разных странах;

  4. Понимание базовых паттернов развития, оказывающих влияние на формирование и способы осуществления внешнеполитического процесса, а также «генетических проблем» внешней политики ( соответствии с требованиями «полезного знания»).



Образовательные методики (формы проведения занятий)


В рамках лекционного материала будет сочетаться традиционная форма преподавания с выявлением в ходе общения со слушателями так называемых «точек восприятия влияний».

_______________________________________

Форма проверки знаний

Курс предполагает проведение двух

коллоквиумов, в рамках которых будут обсуждены студенческие рефераты, посвященные конкретным «кейсам». Это позволит показать как именно работает сопоставительная методика на примере разного типа политий. Предполагается, что к каждому коллоквиуму студенты готовят письменный реферат объемом 5-6 стр.






КОМПЕТЕНЦИИ


Аналитические компетенции (их развитие является основным в рамках данного курса):

- способности к анализу и синтезу (способность к комплексному и ситуационному анализу политических, социально-экономических и культурных процессов в международной среде, способность к сравнительному анализу и синтезу, способность к соединению разнодисциплинарных аналитических инструментов в приложении к решению конкретной задачи, знание политической системы на глобальном, региональном и государственном уровне);

- некоторые компетенции в области управления проектами (в частности, способность к системному видению).

Образовательные методики (формы проведения занятий)

Сочетание лекционного материала, в рамках которого будет сочетаться традиционная форма преподавания с выявлением в ходе общения со слушателями точек восприятия влияний (интерактивная форма), с самостоятельной работой учащихся (последняя сопровождается личными консультациями с преподавателем по поводу написания 3 рефератов; результаты ее закрепляются в ходе 2 коллоквиумов).


Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

- Интерактивные лекции, направленные на выявление точек воздействия на внешнеполитические процессы;

- Написание 3 самостоятельных работ и коллоквиумы в ходе которых они будут проверяться;

- Экзамен.




Системные компетенции (их развитие является второстепенной задачей в рамках курса):

В ходе усвоения курса учащиеся приобретают ряд системных компетенций:

(способность к самостоятельной работе и обучению; применение знаний на практике – развитие этой компетенции, в особенности, обеспечивается за счет обсуждения со слушателями точек восприятия влияний во внешнеполитических процессах и методов воздействия на них).


Образовательные методики (формы проведения занятий)

Сочетание лекционного материала, в рамках которого будет сочетаться традиционная форма преподавания с выявлением в ходе общения со слушателями точек восприятия влияний (интерактивная форма), с самостоятельной работой учащихся (последняя сопровождается личными консультациями с преподавателем по поводу написания 3 рефератов; результаты ее закрепляются в ходе 2 коллоквиумов).



Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

- Интерактивные лекции, направленные на выявление точек воздействия на внешнеполитические процессы;

- Написание 3 самостоятельных работ и коллоквиумы в ходе которых они будут проверяться;

- Экзамен.




Коммуникационные компетенции (их развитие является второстепенной задачей в рамках курса):

В ходе усвоения курса студенты приобретают ряд коммуникационных компетенций, связанных с работой в международной среде (способность к работе с нормами и традициями других стран; способность работать в мультикультурной среде; способность быть толерантным).


Образовательные методики(формы проведения занятий)

Сочетание лекционного материала, в рамках которого будет сочетаться традиционная форма преподавания с выявлением в ходе общения со слушателями точек восприятия влияний (интерактивная форма), с самостоятельной работой учащихся (последняя сопровождается личными консультациями с преподавателем по поводу написания 3 рефератов; результаты ее закрепляются в ходе 2 коллоквиумов).


Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

- Интерактивные лекции, направленные на выявление точек воздействия на внешнеполитические процессы;

- Написание 3 самостоятельных работ и коллоквиумы в ходе которых они будут проверяться;

- Экзамен.





1.3. Критерии оценки знаний и компетенций.


Итоговая оценка по курсу складывается из следующих оценок по разным видам работы студента:



Вид работы

Знания и компетенции, проверяемые в процессе выполнения данного вида работы

Доля вида работы в итоговой оценке

Коллоквиум №1

Умение анализировать особенности принятия и реализации внешнеполитических решений на национальном уровне (страна 1 по выбору). Аналитические компетенции.

15%

Коллоквиум №2

Умение анализировать особенности принятия и реализации внешнеполитических решений на национальном уровне (страна 2 по выбору). Аналитические компетенции.

15%

Коллоквиум №3

Навык проведения сравнительного анализа (страна 1 и 2). Аналитические компетенции.

15%

Активное участие в процессе выявления «точек воздействия» в ходе лекций

Комплексные аналитические, системные и коммуникационные компетенции.

15%

Ответ на экзамене

Знания об особенностях внешнеполитических процессов в различных частях мира. Комплексные аналитические, системные и коммуникационные компетенции.

40%

Итог

Знания об особенностях внешнеполитических процессов в различных частях мира. Комплексные аналитические, системные и коммуникационные компетенции.

100%



Раздел 2. Содержание курса

2.1. Организационно-методические данные курса.



Вид работы

Трудоемкость

(в акад. часах)

Общая трудоемкость

48

Аудиторная работа

24

Лекции


22

Практические занятия/коллоквиумы




Самостоятельная работа

26






Самоподготовка (самостоятельное изучение лекционного материала и материала учебников, подготовка к практическим занятиям, текущему контролю и т.д.)

26

Виды текущего контроля (коллоквиумы)

-

Вид итогового контроля (зачет)

4



2.2. Тематический план курса



Наименование разделов и тем

дневная форма обучения*



Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)

Лекции

Практические занятия

Самостоят. Работа

Всего часов по теме

Как осуществляется дискурс-анализ?


Понятие внешнеполитического процесса (ВПП). Сравнительный анализ внешнеполитического процесса: теоретико-методологические основания.

2

-

2

4

Внешнеполитические идеологии.

Индивидуальный уровень сравнительного анализа внешней политики

2

-

2

4

От «государственной разумности» к рационализму .

2

-

2

4

Баланс сил: эволюция понятия и практики.


Системный уровень анализа.

2

-

2

4

Проблема гегемонии в международных отношениях.


2

-

2

4

Пан-славизм и идея освобождения Константинополя в дискурсе Российской империи.



2

-

2

4

Колониальный дискурс и идея империй.


2

-

2

4

Прагматизм во внешней политике: опыт США.


2

-

2

4

Идея трансляции идеологии: цивилизаторская миссия, мировая революция, распространение демократии.

2

-

2

4

Проблема идентичности и взаимодействия с «Другими».


2

-

2

4

Роль этики в международно-политическом дискурсе. Этические проблемы глобализации.


2

-

2

4

Зачет

4

-

4

4



2.3. Содержание курса

Лекция № 1. Как осуществляется дискурс-анализ?

Область дискурс-анализа. Концепция археологии и генеалогии Мишеля Фуко. Теория дискурс-анализа Лакло и Муфф.


Литература:

Филипс Л., Йоргенсен М.В. Дискурс анализ. Теория и метод. Харьков: Гуманитарный центр. 2004. Гл.1,2.

Макаров М. Основы теории дискурса. Москва: Гнозис. 2003. Раздел 6.3.

Ферро, Марк. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. Москва: Книжный клуб 36.6. 2010.


Лекция № 2. Внешнеполитические идеологии.

Идеологии как политическое воображаемое. Сущностно оспариваемые концепции ( теория В. Гэлли). Идеологии и политическая теория. Легитимация и узаконивание. Идеология как «ложное сознание». Англо-саксонская модель идеологий. Влияние идеологий на принятие внешнеполитических программ.

Литература:

Алексеева Т.А. Идеологии как политическое воображаемое. // Россия: история, политика. Москва: Идея-Пресс. 2011. С. 19-50.

Алексеева Т.А. Политическая философия. От концепций к теориям. Москва: РОССПЭН. 2007 Гл. 2.


Лекция № 3. От «государственной разумности» к рационализму во внешнеполитическом дискурсе.

Идея «государственной разумности».«Национальное государство»: его признаки и эволюция. «Классики» политической мысли о «государственной разумности». Рационализм Просвещения и внешняя политика. «Реальная политика» Х1Х века. Реальность и утопия в МО.

Литература:

Васильева Н.Ю. «Европейская идея» от античности до середины Х1Х в. Москва: МГИМО. 2008.

Ван Кревельд, Мартин. Расцвет и упадок государства. Москва: ИРИСЭН. 2006. Главы 3,4.

Тешке, Бенно. Миф о 1648 годе: класс, геополитика и создание современных международных отношений. Москва: ГУ-ВШЭ.2011.

Cassels, Alan Ideology and International Relations in the Modern World. London Routledge. 2004. Ch. 4.


Лекция № 4. Баланс сил: эволюция понятия и практики.

Зарождение идеи «баланса сил». «Система Меттерниха». Баланс сил в «политическом реализме». «Холодная война» как модель.

Литература:

Лебедева М.М. Мировая политика. Москва: Кнорус. 2011.

Федотова В.Г., Колпаков В.А., Федотова Н.Н. Глобальный капитализм: три великие трансформации. Москва: Культурная революция. 2008.

Войтоловский Ф.Г. Единство и разобщенность Запада. Москва: Крафт+. 2007.

Хабермас, Юрген. Расколотый Запад. Москва: Весь мир. 2008.

Cassels, Alan Ideology and International Relations in the Modern World. London Routledge. 2004. Ch. 1.


Лекция № 5. Проблема гегемонии в международных отношениях.

Доминирование в международных отношениях. Страна-лидер. Смена лидеров. Насилие и социальные порядки. Апологетика силы.

Литература:

Мировая политика. Теория, методология, прикладной анализ. Под ред. А.А. Кококшина и А.Д. Богатурова. Москва: УРСС. 2005.

Шапталов Б.Н. Феномен государственного лидерства. Экспансия в мировой истории. Москва: Крафт+ 2009.

Кабаченко А.П. История мировой политики. Систематизация политических учений и доктрин. Москва6 МГУ. 2009. Гл. 7.

Норт, Дуглас, Уоллис, Джон, Вайнгаст, Барри. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. Москва: Институт Гайдара. 2011 – Гл.1,2.

Маклинн, Фрэнк. 1759. Год завоевания Британией мирового господства. Москва: Аст. 2009.

O’Hagan, Jacinta. Conceptualizing the West in International Relations. London: Palgrave. 2002.


Лекция № 6. Пан-славизм и идея освобождения Константинополя в дискурсе Российской империи.

Византийское содружество наций. Москва как «Третий Рим». «Восточный» вопрос во внешней политике Российской империи. Зарождение и метаморфозы пан-славизма. Пан-славизм как ответ на «пан-германизм». Идея славянского единства в ХХ веке.

Литература:

Айрапетов, Олег. Внешняя политика Российской империи ( 1801-1914). Москва: Европа. 2006.

Оболенский, Дмитрий. Византийское содружество наций. Москва: Янус-К. 1998. С. 175-214.

Ливен, Доминик. Российская империя и ее враги с ХУ1 века до наших дней. Москва: Европа. 2007.


Лекция № 7. Колониальный дискурс и идея империй.

Концепции и доктрины формирования и осуществления колониальной политики. Сравнительный анализ колониальных стратегий. Проблема территориальных приращений. Идеологии деколонизации.

Литература:

Кабаченко А.П. История мировой политики. Систематизация политических учений и доктрин. Москва6 МГУ. 2009. Гл. 6.

Кагарлицский, Борис. От империй к империализму. Москва: ГУ-ВШЭ. 2010.

Ideas and Foreign Policy. Ed. by Judith Goldstein and Robert Keohane. Ithaca: Cornell University Press. 1993. Ch. 111.


Лекция № 8. Прагматизм во внешней политике: опыт США.

Прагматизм во внешней политике Х1Х в., ХХ в., ХХ1 в. Американская мечта. Основные принципы американской внешнеполитической стратегии и их метаморфозы.

Литература:

Баталов Э.Я. Русская идея и американская мечта. Москва: Прогресс-традиция. 2009.

Судаков С.С. Демократический прагматизм в трудах Джона Дьюи, Шелдона Волина, Бенджамина Бербера. Калининград: РГУ им. И. Канта. 2010.

Gaddis, John. Surprise, Security, and the American Experience. Harvard: Harvard University Press. 2004.


Лекция № 9. Идея трансляции идеологии: цивилизаторская миссия, мировая революция, распространение демократии.

Идея универсальности собственных представлений. Субъект и объект трансляции идеологии. Демократия как идеология.

Литература:

Алексеева Т.А. Идеологизация внешней политики. // Лидерство и конкуренция в мировой системе. Россия и США. Под ред. А.Д. Богатурова и Т.А. Шаклеиной. Москва: УРСС. 2010. С. 57-74.

Issues in 21st Century World Politics. Ed. by Mark Beeson and Nick Bisley. London: Palgrave. 2010.

Salter, Mark. Barbarians and Civilization in International Relations. London: Pluto Press. 2002.


Лекция № 10. Проблема идентичности и взаимодействия с «Другими».

Идеологическое обоснование «идентичности». Образ и взгляд. Социальный фантазм. Примеры идентификации. Роль мифов и трактовки истории.

Литература:

Россия в современном диалоге цивилизаций. Под ред. А.В. Логинова. Москва: Культурная революция. 2008.

Жижек, Славой. Возвышенный объект идеологии. Москва: Художественный журнал. 1999. Гл. 3.

Чугров С.В. Япония в поисках новой идентичности. Москва: «Восточная литература» РАН. 2010. Гл. Раздел 1 , Гл.1.; Раздел 4, Гл.1.


Лекция № 11. Роль этики в международно-политическом дискурсе. Этические проблемы глобализации.

Политический идеализм. Кризис нормативности в международных отношениях ХХ века. Культура «прав человека» и ее недостатки. Дискурсивная этика и МО. Варианты новых «общественных договоров». Проблема глобальной справедливости.

Литература:

Boucher, David. The Limits of Ethics in International Relations. Oxford: Oxford University Press. 2011.


ВОПРОСЫ К ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМУ ЗАЧЕТУ:

  1. Смысл в дискурсе: компоненты и категории.

  2. Сущностно оспариваемые концепции.

  3. Идеологическое и неидеологическое политическое мышление.

  4. Идея «государственной разумности».

  5. Национальное государство и сущность Вестфальского договора.

  6. Рационализм Просвещения и внешняя политика.

  7. Понятие «идентичности» и его компоненты ( по Жижеку).

  8. Рост государства и идея гегемонии.

  9. Генезис капитализма и внешний мир.

  10. Англо-саксонская модель идеологий.

  11. Модель геополитической конкуренции.

  12. Прагматизм и либерализм во внешней политике США.

  13. Концептуализация понятий «Запада» и «Востока».

  14. Понятие «Другого».

  15. Идентичность и ее параметры.

  16. «Общественный договор» в мировой политике.

  17. Территориальная экспансия и ее цели.

  18. Гегемонизм в мировой политике.

  19. Демократия как идеология.

  20. Глобализация как идеология.

  21. Пан-славизм и пан-германизм.

  22. Понятие «баланса сил».



Похожие:

Кафедра политической теории утверждаю проректор по научной работе мгимо (У) мид РФ icon1. Сущность, содержание и цели маркетинговой деятельности
Программу составили: Ноздрева Р. Б., д э н., профессор, мгимо (У) мид россии Крылова Г. Д., к т н., профессор, мгимо (У) мид россии...
Кафедра политической теории утверждаю проректор по научной работе мгимо (У) мид РФ iconМеждународных отношений (университет)
Испанский язык в контексте диалога культур: исследования и преподавание / El español en el espacio intercultural: investigación y...
Кафедра политической теории утверждаю проректор по научной работе мгимо (У) мид РФ iconМгимо (Университет) мид россии Кафедра международного частного и гражданского права
Доцент кафедры международного частного и гражданского права мгимо (У) мид россии Вершинина Елена Валерьевна
Кафедра политической теории утверждаю проректор по научной работе мгимо (У) мид РФ iconАктуальные процессы и перспективы тезисы и
Испанский язык в информационном обществе: актуальные процессы и перспективы / El español en la sociedad de la información: actualidad...
Кафедра политической теории утверждаю проректор по научной работе мгимо (У) мид РФ iconПрограмма вступительного экзамена мгимо(У) мид россии по истории
Экспертного совета по инновационным методикам и программам довузовской подготовки мгимо(У) мид россии
Кафедра политической теории утверждаю проректор по научной работе мгимо (У) мид РФ iconУчреждение образования «гродненский государственный медицинский университет»
Рецензенты: проректор по научной работе, проф. В. В. Зинчук; проректор по учебной работе, доц. И. П. Богданович
Кафедра политической теории утверждаю проректор по научной работе мгимо (У) мид РФ iconРектор Первый проректор Проректор по учебно-методической работе Проректор по организационно-методической работе Проректор по административно-хозяйственной работе
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Кафедра политической теории утверждаю проректор по научной работе мгимо (У) мид РФ icon«Оренбургский государственный педагогический университет» утверждаю проректор по научной работе
Программа составлена в соответствии с утвержденными фгт и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных...
Кафедра политической теории утверждаю проректор по научной работе мгимо (У) мид РФ iconЕвропейский учебный институт при мгимо (У) мид РФ
Цель курса состоит в том, чтобы дать слушателям общее представление о функционировании политической системы Европейского союза и...
Кафедра политической теории утверждаю проректор по научной работе мгимо (У) мид РФ iconФгоу впо «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт» Кафедра «Финансы и кредит»
Ганиева Ирина Александровна, канд экон наук, доцент, проректор по научной работе Кемеровского государственного сельскохозяйственного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница