Модульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №3




Скачать 178.92 Kb.
НазваниеМодульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №3
Дата27.10.2012
Размер178.92 Kb.
ТипСамостоятельная работа



Битянова М.Р.

Модульный курс I

«Служба психологического сопровождения
как система профессиональной деятельности педагога-психолога»


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №3

Психолого-педагогический статус школьника и методы его изучения. Содержание психолого-педагогического статуса воспитанника интернатного учреждения


План изучения:

Понятие и содержание психолого-педагогического статуса учащегося на разных этапах обучения.

Методическое наполнение диагностического скрининга и предпочтительные процедуры диагностики.

Особенности социально-личностного и когнитивного развития детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях.


Задания для самостоятельной работы.

Все задания выполняются письменно, оформляются в 1 файл:

Составьте перечень наиболее значимых показателей развития детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях.

Отберите и сформулируйте основные, с вашей точки зрения, параметры и показатели психолого-педагогического статуса таких детей. Отметьте возрастной «вес» разных показателей.

Для каждого показателя подберите на основе литературы и личного опыта наиболее подходящую процедуру диагностики (экспертный опрос, наблюдение, специальная методика).

Составьте перечень рекомендованных методик для скринингового изучения данных показателей.


Методические материалы для самостоятельной работы

    1. М.Р.Битянова. Психолого-педагогический статус: общая характеристика.


Понятие психолого-педагогического статуса.

Решение задач психолого-педагогического сопровождения развития детей так или иначе связано с необходимостью разработки определенных представлений о том, какие же из разнообразнейших психических особенностей ребенка принципиально влияют на успешность его обучения и развития. Это важно и для создания системы отслеживания уровня развития и психологического состояния учащихся, и для разработки развивающих, психопрофилактических программ (на что именно они, прежде всего, должны быть направлены?), и, несомненно, для осуществления корректирующих мероприятий. И, кроме того, мы должны не только определить, назвать эти важнейшие психологические характеристики ребенка, задающие успешность его обучения и развития, но и разработать систему их оценки. Достаточен ли уровень их развития для обучения на данной ступени, в данной школе, по данной педагогической программе? Эту принципиально важную проблему позволяет решить понятие о психолого-педагогическом статусе школьника на различных этапах обучения.

Психолого-педагогический статус школьника представляет собой систему психологических характеристик ребенка или подростка, оцениваемых с точки зрения предъявляемых образовательной средой психолого-педагогических требований. В эту систему включаются те параметры его психической жизни, знание которых необходимо для создания благоприятных социально-психологических условий обучения и развития. Психолого-педагогические требования к его содержанию выступают своеобразными «школьными нормативами» оценки реального состояния и перспектив обучения школьника.

Психолого-педагогический статус, наполненный конкретным содержанием, представляется нам ориентиром для построения всей системы работы с ребенком в рамках сопровождения, что позволяет по-новому взглянуть на содержание многих видов деятельности школьного психолога. Например, в диагностическом плане это дает нам возможность:

- разработать критерии, с помощью которых можно оценить различные аспекты психологического развития школьника;

- подобрать конкретные методики для обследования;

- организовать наблюдение за состоянием и развитием школьника на протяжении всех лет обучения с использованием одних и тех же параметров анализа и оценки;

- провести сравнение показателей внутри определенной параллели, между параллелями и др.;

- вывести определенные нормативы по различным отслеживаемым психологическим параметрам развития школьников, характерные для данной школы, данной параллели.

В психокоррекционном и развивающем плане мы выходим на наполнение коррекционно-развивающей работы содержанием, которое действительно позволяет работать со школьными трудностями и школьными задачами детей и подростков. В консультативном и просветительском планах мы можем проанализировать и усовершенствовать предметные педагогические программы в их содержательном и методическом аспектах, стиль педагогического общения с учетом выявленных особенностей обучающихся детей и подростков; можем наполнить содержанием просветительскую работу с педагогами — ознакомить их с содержанием понятия психолого-педагогического статуса (на что, прежде всего, надо обратить внимание в наблюдении за школьниками) и причинами возникающих у школьников психологических проблем обучения, поведения и психического самочувствия.

Содержание психолого-педагогического статуса

Набор психологических характеристик ребенка, включаемых в статус, неизменен и сохраняется с момента приема ребенка в образовательное учреждение до его окончания. А система психолого-педагогических требований к содержанию и уровню развития этих характеристик существенно зависит от того, на каком этапе обучения находится ребенок.

В психолого-педагогический статус учащегося мы включаем следующие параметры и показатели развития:

1.Особенности познавательной сферы

1.1. Соответствие уровня развития когнитивных процессов и способностей педагогическим требованиям (на данном этапе обучения в школе):

- произвольность психических процессов;

- развитие мышления;

- сформированность важнейших учебных действий;

- развитие речи;

- развитие тонкой моторики рук.

1.2. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности.

2. Особенности поведения и общения школьников.

2.1. Во взаимодействии со сверстниками и педагогами.

2.2. Соблюдение социальных, внутригрупповых и этических норм поведения, произвольная саморегуляция поведения.

3. Особенности мотивационно-личностной сферы.

3.1. Наличие и характер учебной мотивации.

3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень личностной тревожности).

4.Особенности системы отношений к миру и самому себе.

4.1. Отношения со сверстниками и педагогами.

4.2. Отношение к ведущей социальной деятельности (учебе).

4.3. Отношение к себе.

4.4. Ценностные отношения.

Определение «веса» параметров психолого-педагогического статуса

Четыре основных показателя, составивших карту, сохраняются на протяжении всех обследований школьника. Однако в зависимости от того, на каком этапе школьного обучения производится оценка развития, эти показатели приобретают различный «вес» — значимость с точки зрения анализа состояния ребенка. Так на этапе приема и адаптации в школе принципиальное значение имеют показатели познавательной сферы, сформированность учебной мотивации. А, скажем, в подростковом возрасте увеличивается значение «субъективного» показателя — системы отношений и значительно уменьшается роль некоторых интеллектуальных показателей, например развитие тонкой моторики. Кроме того, и это принципиально важно, на каждом этапе обучения предъявляются свои, специфические требования к уровню развития и качественному содержанию каждого показателя.

«Вес» различных показателей статуса в различные периоды обучения:




Показатель имеет большое значение для характеристики развития в данном возрасте







Показатель имеет определенное значение для характеристики развития в данном возрасте







Показатель имеет мало значения для характеристики развития в данном возрасте.




Показатели

1 ‒ 4 класс

5 ‒ 8 класс

9 ‒ 11 класс

Особенности познавательной деятельности










Особенности поведения и общения










Особенности мотивационно-личностной сферы










Особенности системы отношений к миру и себе











Изучение психолого-педагогического статуса учащегося

Для изучения психолого-педагогического статуса учащегося применяются 2 основные диагностические схемы – диагностический минимум и углубленная психологическая диагностика.

Диагностический минимум ‒ комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенного класса/параллели. Схема ориентирована на выявление социально-психологических особенностей статуса школьников, существенно влияющих на эффективность их обучения и развития. Диагностический минимум позволяет условно разделить всю обследованную группу детей на две подгруппы — «психологически благополучные» дети, обладающие своими особенностями психического и личностного развития, которые не привели в настоящее время к выраженным проблемам обучения, взаимодействия и самочувствия в школьной среде, и дети с трудностями обучения и развития.

Проведение минимума планируется психологом-куратором и администрацией школы в начале года как часть учебного плана школы, проводится силами педагогов и психолога и состоит большей частью из экспертных опросов педагогов и родителей. Экспресс-диагностическое обследование самих детей и подростков сведено к минимуму и проводится комплексными методиками.

Основными методами получения информации о психолого-педагогическом статусе ребенка и его соответствии школьным требованиям на этапе диагностического минимума являются:

экспертные опросы педагогов и родителей;

структурированное наблюдение школьника в процессе обследования;

психологическое обследование самих детей;

анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.

Экспертные опросы позволяют получить информацию об особенностях обучения, поведения и общения школьника от людей, имеющих возможность регулярно наблюдать его в значимых жизненных ситуациях. Это, прежде всего, учителя, воспитатели и родители.

Опрос педагогов рассматривается нами как основной способ получения информации от экспертов. Он позволяет выявить соответствие большинства важнейших характеристик обучения, поведения и общения ребенка или подростка предъявляемым ему психолого-педагогическим требованиям, а также уточнить содержание и природу трудностей, возникающих у школьников с нарушениями поведения и обучения.

Опрос родителей и их законных представителей является вспомогательным методом получения информации об отношении ребенка к школе, некоторых аспектах его учебной деятельности и актуальном психологическом состоянии.

Структурированное наблюдение за деятельностью и поведением школьников в процессе тестирования позволяет получить дополнительную информацию об особенностях поведения, психического состояния и познавательной деятельности школьника, проявляющихся в ходе индивидуального обследования. Такие наблюдения осуществляются психологом.

Психологическое обследование школьников направлено на получение информации о тех особенностях психолого-педагогического статуса школьника, которые скрыты от непосредственного наблюдения: это система отношений к миру, себе и значимым видам деятельности, особенности мотивационно-личностной сферы, эмоциональное состояние.

Анализ документации предполагает работу с классным журналом и тетрадями школьников, ретроспективный анализ данных предыдущих диагностических срезов.

Классный журнал служит источником информации об объективных педагогических показателях школьной успешности ребенка (оценках). Их анализ позволяет выяснить, насколько стабильно учится ребенок и подросток (по динамике или разбросу оценок), сравнить успешность обучения по разным предметам, сравнить объективные достижения каждого ученика с достижениями одноклассников.

Анализ ученических тетрадей служит дополнительным источником информации об особенностях познавательной деятельности ребенка (внимательность, утомляемость, характер типичных ошибок и др.), тонкой моторики. Внимательный просмотр тетрадей позволяет педагогу или психологу извлечь из них дополнительные сведения об отношении ребенка к учебе и к отдельным предметам, о некоторых его личностных и характерологических особенностях (аккуратность, ответственность, пунктуальность и др.).

Повторное обращение к сведениям, полученным на предыдущих этапах сопровождения, позволяет уточнить причины тех или иных дезадаптивных проявлений и вернее определить пути оказания помощи.

Общий алгоритм отбора диагностических средств для проведения диагностических минимумов состоит в следующем:




В таблице № 2 показана взаимосвязь между параметрами психолого-педагогического статуса, способами их выявления и конкретными диагностическими методиками, которые могут быть использованы для проведения диагностического минимума в различных параллелях (в таблицу не включен первый диагностический срез, проводимый на этапе поступления в школу). Курсивом выделены основные способы получения информации.

Таблица № 2. Методическое содержание основных диагностических срезов

Класс

Формы участия педагогов в диагностическом

минимуме

Психологическое обследование школьников

Формы участия родителей (законных представителей) в диагностическом минимуме

1 класс

  • Психолого-педагогическая характеристика школьника

  • Карта наблюдения Стотта

  • Мотивационная анкета Лускановой

  • Тематические рисуночные тесты «Мой класс», «Моя учительница», «Моя школа»

  • Теппинг-тест

  • Методика Замбацявичене

  • Наблюдение за школьниками на уроках и в процессе обследования




  • Опросник для родителей

3 класс

  • Психолого-педагогическая характеристика школьника

  • Карта наблюдения Стотта

  • ГИТ (групповой интеллектуальный тест)

  • Теппинг-тест

  • Мотивационная анкета

  • Тест школьной тревожности Филлипса

  • Наблюдение за школьниками на уроках и в процессе обследования




  • Опросник для родителей

5 класс

  • Психолого-педагогическая характеристика школьника

  • ГИТ

  • Тест школьной тревожности Филлипса

  • Незаконченные предложения

  • Социометрический тест

  • Наблюдение за школьниками на уроках и в процессе обследования




  • Опросник для родителей



Класс

Формы участия педагогов в диагностическом минимуме

Психологическое обследование школьников

Формы участия родителей

(законных представителей)

в диагностическом минимуме

8 класс

  • Психолого-педагогическая характеристика школьника

  • ШТУР: Школьный тест умственного развития

  • Тест школьной тревожности (Прихожан)

  • Личностный опросник Айзенка для подростков

  • Социометрический тест

  • Наблюдение за школьниками на уроках и в процессе обследования




  • Опросник для родителей




10 класс

  • Психолого-педагогическая характеристика школьника

  • АСТУР: Для абитуриентов и старшеклассников тест умственного развития

  • Методика Прихожан

  • Незаконченные предложения

  • Социометрический тест

  • Опросник Голланда

  • Наблюдение за школьниками на уроках и в процессе обследования











4.2. Содержательное и методическое наполнение углубленной психодиагностики.

Психолог-куратор организует проведение углубленной диагностики для тех школьников, которые по результатам диагностического минимума попали в группу детей, имеющих трудности в обучении и развитии.

Для организации углубленной психодиагностики используются три основных схемы:

  • Дифференциация нормы и патологии умственного развития.

  • Изучение особенностей познавательной деятельности школьников (в рамках возрастной нормы).

  • Изучение зоны и содержания внутреннего конфликта и личностных особенностей ребенка или подростка.


4.2.1. Дифференциация нормы и патологии психического развития школьника.

Обследование осуществляется либо психологом-куратором при наличии соответствующей квалификации, либо нейропсихологом/специальным психологом, входящим в состав психологической службы. Задача обследования – определить наличие/отсутствие у ребенка нарушений психического развития, их характер и дальнейшие перспективы обучения в НОУ. Дифференциальное обследование ребенка может быть достаточно успешно организовано с помощью таких экспресс-методов, как методика Переслени-Падобеда, Бендер гештальт-теста, при использовании полного варианта детского опросника Векслера и нейропсихологических методик.

4.2.2. Изучение особенностей познавательной деятельности школьников (в рамках

возрастной нормы).

Изучение особенностей познавательной деятельности учащихся осуществляется в большинстве случаев с помощью различных интеллектуальных проб, методик на изучение свойств памяти, внимания, восприятия. Их конкретный выбор определяется гипотезой, выдвинутой психологом на основе имеющейся предварительной информации. Такое обследование может проводиться вслед или одновременно с дифференциальной диагностикой. Если гипотеза об отклонении от нормы умственного развития не подтверждается, не всегда стоит совсем отказываться от изучения познавательной сферы. Причина может быть в частичных, парциальных нарушениях отдельных познавательных процессов, их несформированности, а также в некоторых индивидуальных характеристиках познавательной деятельности, которые по тем или иным причинам породили школьные проблемы у ребенка.

4.2.3. Изучение зоны и содержания внутреннего конфликта и личностных особенностей школьника. При необходимости изучения зоны и содержания внутреннего конфликта ребенка могут быть с успехом использованы проективные методики САТ и ТАТ, тест Розенцвейга, методика Рене Жиля, цветовой тест отношений, рисуночные проективные методики. Для изучения личностных особенностей школьников, провоцирующих те или иные проблемы в обучении, поведении и психическом самочувствии, могут применяться детский вариант опросника Кеттела, подростковый диагностический опросник Личко, тест Люшера.

2.2. Показатели психологического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей1


Психолого-педагогические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Особенность

Проявления

Психолого-педагогические задачи работы

Негативная Я-концепция

Личностный инфантилизм:

- представляют и ведут себя как дети более младшего возраста;

-не принимают и не любят себя;

- не простроена временная перспектива личности;

- акцент на сиюминутных потребностях.

- Помощь в принятии ситуации прошлого и построения позитивного образа будущего.

- Формирование чувства самоуважения.

- Формирование устойчивых жизненных интересов.


Неадекватная самооценка, высокий уровень личностной тревожности


- Самооценка может быть как завышенной, так и заниженной.

- Не сформированы критерии для оценки личностью самой себя.

- Развитие умения разделять оценку своей деятельности и оценку себя как личности.

- Помощь в разработке критериев для самооценки своей деятельности.

- Обучение навыкам эмоциональной саморегуляции.

- Помощь в построении конструктивных отношений


Трудности эмоционально- личного и делового общения

- Контакты носят поверхностный характер.

- Ребенок одновременно требует внимания и отторгает его.

- Отчужденность, эмоциональная холодность.

- Неумение эмоционально общаться.

- Чувство «Мы» строится на основе деления мира на «свои» (детдомовские) - «чужие» (домашние).


- Помощь в осознании и построении границ в общении.

- Создание ситуаций для построения отношений с четкими правилами и обязательствами.

- Обучение навыкам делового и эмоционально-личностного общения.

- Помощь в построении позитивного образа окружающих людей.

- Расширение границ собственного пространства жизнедеятельности.




Особенность

Проявления

Психолого-педагогические задачи работы

Эмоциональные нарушения

- Однообразие эмоциональных средств общения.

- Склонность к быстрой смене настроения.

- Однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений.

- Основная направленность положительных эмоций - получение все новых и новых удовольствий.

- Непонимание эмоционального состояния другого человека.

- Чрезмерная импульсивность.

- Создание ситуаций для расширения эмоциональных контактов ребенка.

- Обучение навыкам анализа собственного эмоционального состояния и состояния других людей.

Обучение навыкам психоэмоциональной саморегуляции.

Трудности полоролевой идентификации

Бедность и примитивность представлений о полоролевых отличиях.

- Образ строится на отрицательных эталонах мускулинности-феминности.

- Нечеткое представление о будущей половой роли в семье.

- Неадекватно завышенные представления о своей будущей роли в семье.

- Создание ситуаций для яркой демонстрации полоролевого поведения.

- Помощь в формировании полоролевых позиций.

- Обучение поведению, характерному для собственной половой группы.



Трудности целеполагания

Неумение определять личностные приоритеты.

- Слабость волевой функции.

- Преобладание потребительской позиции.

- Примитивность целей – в основном связаны с получением удовольствия.

- Обучение навыкам постановки целей, выбору средств для ее достижения, планирования и оценки результатов.

- Поддержка волевых проявлений.




Рекомендованная литература:


Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб: Питер Пресс, 2007. С. 140 ‒ 250.



1 Материалы из книги Бобылевой И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007.


Похожие:

Модульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №3 iconМодульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №1
Особенности организации и содержательного наполнения профессиональной деятельности психолога в модели «психолог-консультант»
Модульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №3 iconМодульный курс IV «Психотерапевтические методы помощи детям в работе педагога-психолога» самостоятельная работа №1
Опишите преимущества и недостатки медицинской и психологической моделей психотерапии в применении к работе психолога интернатного...
Модульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №3 iconМодульный курс IV «Психотерапевтические методы помощи детям в работе педагога-психолога» лекция №8
Эти особенности проявляются в виде чрезвычайной подвижности, импульсивности, быстрой утомляемости, невнимательности. Этот феномен...
Модульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №3 iconМодульный курс III «Психологический тренинг как способ развития индивида и группы» самостоятельная работа №1
На основе изучения рекомендованной литературы изложите материал по следующему плану
Модульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №3 iconМетодические рекомендации к составлению самоанализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников
Представлять в качестве приложения к заявлению на аттестацию. Самоанализ – самостоятельная, творческая работа педагога, основанная...
Модульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №3 iconРабота психолога с детьми-инвалидами
Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т д рассматривают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы,...
Модульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №3 iconОтчет о работе педагога психолога Ю. А. Осиповой за 2010-2011 учебный год
Работа школьного педагога-психолога в 2010-2011 учебном году велась по следующим направлениям
Модульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №3 iconОб отделе психологического сопровождения
...
Модульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №3 iconМоу «сош №6 г. Вольска Саратовской области» Цель психологического сопровождения
Цель психологического сопровождения оказание помощи учащимся в выборе профиля обучения и направления дальнейшего образования
Модульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №3 iconI семестр Аппаратное и программное обеспечение современных информационных технологий в профессиональной деятельности психолога
Предмет информатики иее роль в научной деятельности и практической работе психолога
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница