Исследование магии и религии от редакции «Золотая ветвь» известного английского религиоведа и этнолога Джеймса Фрэзера (1854 1941)




Скачать 12.53 Mb.
НазваниеИсследование магии и религии от редакции «Золотая ветвь» известного английского религиоведа и этнолога Джеймса Фрэзера (1854 1941)
страница1/89
Дата27.10.2012
Размер12.53 Mb.
ТипИсследование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   89
www.darksign.ru


Джеймс Джордж Фрезер




ЗОЛОТАЯ ВЕТВЬ

ИССЛЕДОВАНИЕ МАГИИ И РЕЛИГИИ




От редакции


«Золотая ветвь» известного английского религиоведа и этнолога Джеймса Фрэзера (1854 1941) принадлежит к числу тех фундаментальных исследований, которые составляют непреходящую ценность для многих поколений ученых. Посвятив жизнь изучению фольклористики и истории религии, Дж. Фрэзер собрал огромный фактический материал, позволивший ему с помощью сравнительно исторического метода показать связь между современными религиями и первобытными верованиями, выявить земные истоки религиозного миропонимания. [...]

Первое издание «Золотой ветви» вышло в Лондоне в 1890 году в двух томах, а затем книга переиздавалась в различных вариантах, – то в более пространных, то в сокращенных. Труд был переведен на множество языков. На русском языке он впервые был издан в 1928 году (1 4 й выпуски). Однако перевод был сделан с подготовленного женой Дж. Фрэзера авторизованного сокращенного французского издания.

Настоящее издание – это первый перевод «Золотой ветви» на русский язык с английского сокращенного издания, подготовленного самим автором (Freser J.J. The Golden Bough. London, 1923)... В тексте книги имеются подстрочные примечания, составленные профессором С.А.Токаревым. Им же осуществлена общая научная редакция издания.


СОДЕРЖАНИЕ.

ЗОЛОТАЯ ВЕТВЬ I. Главы I-XXXIX. БОГИ И УЧЕНЫЕ

ОТ РЕДАКЦИИ.. 2

ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ АВТОРА К СОКРАЩЕННОМУ ИЗДАНИЮ «ЗОЛОТОЙ ВЕТВИ». 2

Глава I. ДИАНА И ВИРБИЙ.. 2

Артемида и Ипполит. 2

Резюме. 2

Глава II. ЦАРИ-ЖРЕЦЫ.. 2

Глава III. СИМПАТИЧЕСКАЯ МАГИЯ.. 2

Принципы магии. 2

Гомеопатическая, или имитативная, магия. 2

Контагиозная магия. 2

Этапы становления мага. 2

Глава IV. МАГИЯ И РЕЛИГИЯ.. 2

Глава V. МАГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ НАД ПОГОДОЙ.. 2

Колдун на службе общества. 2

Управление дождем с помощью магии. 2

Магическое управление солнцем. 2

Управление ветром с помощью магии. 2

Глава VI. КОЛДУНЫ-ПРАВИТЕЛИ.. 2

Глава VII. ВОПЛОЩЕННЫЕ БОГИ В ОБРАЗЕ ЛЮДЕЙ.. 2

Глава VIII. ЦАРИ ОТДЕЛЬНЫХ ПРИРОДНЫХ СТИХИЙ.. 2

Глава IX. ПОКЛОНЕНИЕ ДЕРЕВЬЯМ... 2

Духи деревьев. 2

Благодетельные способности духов деревьев. 2

Глава X. ПЕРЕЖИТКИ КУЛЬТА ДЕРЕВЬЕВ В СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕ. 2

Глава XI. ОТНОШЕНИЕ ПОЛОВ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАСТИТЕЛЬНОСТЬ. 2

Глава XII. СВЯЩЕННЫЙ БРАК.. 2

Диана — богиня плодородия. 2

Глава XIII. ЦАРИ РИМА И АЛЬБЫ.. 2

Нума и Эгерия. 2

Царь как олицетворение Юпитера. 2

Глава XIV. ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИЕ В ДРЕВНЕМ ЛАЦИУМЕ. 2

Глава XV. ПОКЛОНЕНИЕ ДУБУ.. 2

Глава XVI. ДИАНУС И ДИАНА.. 2

Глава XVII. БРЕМЯ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ.. 2

Табу, относящиеся к царям и жрецам. 2

Разделение духовной и светской власти. 2

Глава XVIII. ОПАСНОСТИ, УГРОЖАЮЩИЕ ДУШЕ. 2

Душа как маленький человек. 2

Глава XIX. ЗАПРЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.. 2

Табу на общение с иноплеменниками. 2

Табу на пищу и питье. 2

Табу на обнажение лица. 2

Табу на выход из жилища. 2

Табу на остатки пищи. 2

Глава XX. ТАБУ НА ЛЮДЕЙ.. 2

Табу, распространяющееся на вождей и правителей. 2

Табу, налагаемые на воинов. 2

Табу на убийц. 2

Табу, налагаемые на охотников и рыболовов. 2

Глава XXI. ТАБУ НА ПРЕДМЕТЫ.. 2

Смысл табу. 2

Табу на железо. 2

Табу на острое оружие. 2

Табу на кровь. 2

Табу на голову. 2

Табу на волосы. 2

Ритуалы, соблюдаемые при стрижке волос. 2

Удаление остриженных волос и ногтей. 2

Табу на плевки. 2

Табу на пищу. 2

Табу на узлы и кольца. 2

Глава XXII. ЗАПРЕТНЫЕ СЛОВА.. 2

Табу на имена собственные. 2

Табу на имена родственников. 2

Табу на имена покойников. 2

Табу на имена правителей и других священных особ. 2

Табу на имена богов. 2

Глава XXIII. НАШ ДОЛГ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПЕРВОБЫТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ.. 2

Глава XXIV. ПРЕДАНИЕ СМЕРТИ БОЖЕСТВЕННОГО ВЛАСТИТЕЛЯ.. 2

Смертные боги. 2

Умерщвление правителей по причине их одряхления. 2

Правители, предаваемые смерти по истечении установленного срока. 2

Глава XXV. ВРЕМЕННЫЕ ЦАРИ.. 2

Глава XXVI. ПРИНЕСЕНИЕ В ЖЕРТВУ СЫНА ПРАВИТЕЛЯ.. 2

Глава XXVII. НАСЛЕДОВАНИЕ ДУШИ.. 2

Глава XXVIII. УМЕРЩВЛЕНИЕ ДУХА ДЕРЕВА.. 2

Маски Троицы. 2

Погребение Масленицы. 2

Изгнание Смерти. 2

Внесение Лета. 2

Борьба между Летом и Зимой. 2

Смерть и воскресение Кострубонько. 2

Смерть и возрождение растительности. 2

Аналогичные индийские ритуалы. 2

Магическая весна. 2

Глава XXIX. МИФ ОБ АДОНИСЕ. 2

Глава XXX. АДОНИС В СИРИИ.. 2

Глава XXXI. АДОНИС НА ОСТРОВЕ КИПР. 2

Глава XXXII. РИТУАЛ АДОНИСА.. 2

Глава XXXIII. «САДЫ АДОНИСА». 2

Глава XXXIV. МИФ ОБ АТТИСЕ И ЕГО РИТУАЛ.. 2

Глава XXXV. АТТИС - БОГ РАСТИТЕЛЬНОСТИ.. 2

Глава XXXVI. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ВОПЛОЩЕНИЯ АТТИСА.. 2

Глава XXXVII. ВОСТОЧНЫЕ РЕЛИГИИ НА ЗАПАДЕ. 2

Глава XXXVIII. МИФ ОБ ОСИРИСЕ. 2

Глава XXXIX. ОБРЯДОВЫЙ ЦИКЛ, СВЯЗАННЫЙ С ОСИРИСОМ... 2

Народные обряды. 2

Государственные обряды. 2

КРАТКАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА.. 2

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ. 2

СОДЕРЖАНИЕ. 2


СОДЕРЖАНИЕ

ЗОЛОТАЯ ВЕТВЬ. II. Главы XL-LXIX. БОГИ И УЧЕНЫЕ

Глава XL. АТРИБУТЫ ОСИРИСА.. 2

Глава XLI. ИСИДА.. 2

Глава XLII. ОСИРИС И СОЛНЦЕ. 2

Глава XLIII. ДИОНИС.. 2

Глава XLIV. ДЕМЕТРА И ПЕРСЕФОНА.. 2

Глава XLV. МАТЬ ХЛЕБА И ХЛЕБНАЯ ДЕВА В СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЕ. 2

Глава XLVI. МАТЬ ХЛЕБА В РАЗНЫХ СТРАНАХ.. 2

Глава XLVII. ЛИТИЕРС.. 2

Песнопения жнецов. 2

Умерщвление духа хлеба. 2

Принесение человеческих жертв ради посевов. 2

Умерщвление духа хлеба в лице человека, его воплощающего. 2

Глава XL VIII. ЖИВОТНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДУХА ХЛЕБА.. 2

Воплощения хлебного духа в образах животных. 2

Хлебный дух в образе волка или в образе собаки. 2

Хлебный дух в образе петуха. 2

Хлебный дух в образе зайца. 2

Хлебный дух в образе кошки. 2

Хлебный дух в образе козла. 2

Дух хлеба в облике быка, вола или коровы. 2

Хлебный дух в обличье коня или кобылицы. 2

Дух хлеба в обличье свиньи (борова, кабана). 2

Воплощения духа хлеба в животной форме. 2

Глава XLIX. ЖИВОТНЫЕ ОБРАЗЫ ДРЕВНИХ БОГОВ РАСТИТЕЛЬНОСТИ.. 2

Дионис в виде козла и в виде быка. 2

Отношение Аттиса и Адониса к свинье. 2

Осирис в образе свиньи и быка. 2

Отношение Вирбия к лошади. 2

Глава L. ПРИЧАЩЕНИЕ ТЕЛОМ БОГА.. 2

Таинство вкушения первых плодов. 2

Причащение телом бога у ацтеков. 2

«В Ариции много Маниев». 2

Глава LI. ГОМЕОПАТИЧЕСКАЯ МАГИЯ МЯСНОЙ ПИЩИ.. 2

Глава LII. УМЕРЩВЛЕНИЕ СВЯЩЕННОГО ЖИВОТНОГО.. 2

Предание смерти священного канюка. 2

Предание смерти священного барана. 2

Предание смерти священной змеи. 2

Предание смерти священных черепах. 2

Предание смерти священного медведя. 2

Глава LIII. УМИЛОСТИВЛЕНИЕ ОХОТНИКАМИ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ.. 2

Глава LIV. ТИПЫ ПРИЧАЩЕНИЯ МЯСОМ ЖИВОТНЫХ.. 2

Египетский и айнский тип причащения. 2

Шествия со священными животными. 2

Глава LV. ПЕРЕНЕСЕНИЕ СИЛ ЗЛА.. 2

Перенесение сил зла на неодушевленные объекты. 2

Перенесение зла на животных. 2

Перенесение напастей на людей. 2

Перенесение зла в Европе. 2

Глава LVI. ПУБЛИЧНОЕ ИЗГНАНИЕ ЗЛЫХ СИЛ.. 2

Вездесущность злых духов. 2

Эпизодическое изгнание злых духов. 2

Периодическое изгнание злых духов. 2

Глава LVII. СУЩЕСТВА, ПРИНОСИМЫЕ В ЖЕРТВУ НА БЛАГО ОБЩЕСТВА.. 2

Изгнание злых духов в лице их представителей. 2

Эпизодические изгнания злых духов в материальный объект. 2

Изгнание злых сил в материальные тела, совершаемое регулярно. 2

Об искупителях грехов вообще. 2

Глава LVIII. ЛЮДИ В РОЛИ ИСКУПИТЕЛЕЙ ЧУЖИХ ГРЕХОВ В КЛАССИЧЕСКОЙ ДРЕВНОСТИ.. 2

Искупители чужих грехов в Древнем Риме. 2

Искупители чужих грехов в Древней Греции. 2

Римские Сатурналии. 2

Глава LIX. ПРАКТИКА УМЕРЩВЛЕНИЯ БОГА В МЕКСИКЕ. 2

Глава LX. МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ.. 2

Не касаться земли. 2

Не видеть солнца. 2

Заточение девушек в период полового созревания. 2

Причины изоляции достигших половой зрелости девушек. 2

Глава LXI. МИФ О БАЛЬДЕРЕ. 2

Глава LXII. ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ ОГНЯ.. 2

Общая характеристика праздников огня. 2

Огни Великого поста. 2

Пасхальные огни. 2

Бельтановы огни. 2

Огни летнего солнцестояния. 2

Огни кануна дня Всех Святых. 2

Огни зимнего солнцестояния. 2

Огни бедствия (Need-fire). 2

Глава LXIII. ИСТОЛКОВАНИЕ ПРАЗДНИКОВ ОГНЯ.. 2

О праздниках огня вообще. 2

Солярная теория праздников огня. 2

Очистительная теория праздников огня. 2

Глава LXIV. СОЖЖЕНИЕ НА КОСТРАХ ЛЮДЕЙ.. 2

Сожжение изображений. 2

Сожжение на кострах людей и животных. 2

Глава LXV. БАЛЬДЕР И ОМЕЛА.. 2

Глава LXVI. ПРЕБЫВАЮЩАЯ ВНЕ ТЕЛА ДУША И ЕЕ РОЛЬ В НАРОДНЫХ СКАЗКАХ.. 2

Глава LXVII. БЕСТЕЛЕСНАЯ ДУША В НАРОДНЫХ ОБЫЧАЯХ.. 2

Душа, пребывающая в неодушевленных предметах. 2

Душа, пребывающая в растениях. 2

Душа, пребывающая в животных. 2

Обряд смерти и воскресения. 2

Глава LXVIII. ЗОЛОТАЯ ВЕТВЬ. 2

Глава LXIX. ПРОЩАНИЕ С НЕМИ.. 2

СЭР ДЖЕЙМС ДЖОРДЖ ФРЭЗЕР: ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА1 2

1. ПАРАДОКС ЛИЧНОСТИ ФРЭЗЕРА И ЕГО ТРУДОВ.. 2

2. МЕСТО ФРЭЗЕРА В РАЗВИТИИ ЭТНОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.. 2

КРАТКАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА.. 2

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ. 2

СОДЕРЖАНИЕ. 2


Из предисловия автора к сокращенному изданию «Золотой Ветви»



Основной целью настоящей книги является объяснение любопытного правила, которое определяло порядок наследования должности жреца Дианы в Ариции. Впервые приступив к изучению этой проблемы более тридцати лет тому назад, я полагал, что решение может быть найдено очень быстро. Однако вскоре обнаружилось, что для того, чтобы найти правдоподобное (и даже просто понятное) решение, необходимо обсудить ряд более общих вопросов, часть которых ранее практически не поднималась. В последующих изданиях обсуждение этих и близких к ним вопросов занимало все больше места, исследование разрасталось во многих направлениях до тех пор, пока два первоначальных тома не превратились в двенадцать. За это время читатели часто высказывали пожелание переиздать «Золотую ветвь» в более сжатой форме. Выход в свет данного, сокращенного издания продиктован стремлением удовлетворить это пожелание и сделать книгу доступной более широкому кругу читателей. Хотя объем книги был значительно сокращен, я постарался сохранить в неприкосновенности основные ее идеи и привести для их иллюстрации достаточное количество примеров. Несмотря на сжатость изложения, большей частью был сохранен и язык полного издания. Чтобы вместить возможно больший объем текста, я пожертвовал примечаниями и точными ссылками на источники. Поэтому для проверки источника того или иного высказывания читатели должны обращаться к полному изданию, снабженному подробной библиографией.

В сокращенном издании я не вводил новый материал и не изменял взглядов, высказанных в последнем, полном издании. В целом данные, с которыми мне удалось познакомиться за это время, либо подтверждали мои выводы, либо по новому иллюстрировали старые положения...

Является ли моя теория верной, или от нее следует отказаться, покажет будущее. Я всегда готов отказаться от нее в пользу лучшей теории. Предоставляя новый вариант книги на суд публики, мне хотелось бы предостеречь против неверного понимания ее задачи, которое продолжает иметь место, несмотря на то, что в прошлом я уже выступал против него. Если я в данной работе подробно останавливаюсь на культе деревьев, то это происходит не потому, что я преувеличиваю его значение в истории религии, и еще менее потому, что я вывожу из него всю мифологию. Просто, стремясь объяснить смысл должности жреца, носившего титул Царя Леса, я не мог обойти молчанием этот культ. Ведь в обязанности этого жреца входило срывать Золотую ветвь – ветвь с дерева в священной роще. Но я далек от того, чтобы приписывать поклонению деревьям первостепенное значение в развитии религиозного сознания, и, в частности, считаю его подчиненным страху перед покойниками, который представляется мне самым мощным фактором в формировании первобытной религии. Надеюсь, что теперь меня не будут обвинять в том, что я являюсь сторонником мифологии, которую я считаю не просто ложной, но нелепой и абсурдной. Однако я слишком близко знаком с гидрой заблуждения, чтобы, отрубая одну из ее голов, рассчитывать на то, что смогу предотвратить рост другой (или даже той же самой) головы. Тем не менее, я верю в искренность и ум своих читателей: пусть же они исправят это серьезное заблуждение.

Джеймс Джордж Фрэзер Лондон, июнь 1922


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   89

Похожие:

Исследование магии и религии от редакции «Золотая ветвь» известного английского религиоведа и этнолога Джеймса Фрэзера (1854 1941) iconИсследование магии и религии от редакции «Золотая ветвь»
Посвятив жизнь изучению фольклористики и истории религии, Дж. Фрэзер собрал огромный фактический материал, позволивший ему с помощью...
Исследование магии и религии от редакции «Золотая ветвь» известного английского религиоведа и этнолога Джеймса Фрэзера (1854 1941) iconБешанов В. В. Танковый погром 1941 года. Впервые в авторской редакции
Танковый погром 1941 года. Впервые в авторской редакции. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — 480 с
Исследование магии и религии от редакции «Золотая ветвь» известного английского религиоведа и этнолога Джеймса Фрэзера (1854 1941) icon1. Введение в историю религии
Теории происхождения религий. Религия и культ. Религия и мифология. Ранние формы религиозного сознания. Фетишизм. Тотемизм. Анимизм....
Исследование магии и религии от редакции «Золотая ветвь» известного английского религиоведа и этнолога Джеймса Фрэзера (1854 1941) iconМумриков Олег, иер. Рецензия на книгу Р. К. Докинза «Бог как иллюзия»
Московской духовной академии священника Олега Мумрикова на книгу известного английского зоолога и этолога Ричарда Докинза «Бог как...
Исследование магии и религии от редакции «Золотая ветвь» известного английского религиоведа и этнолога Джеймса Фрэзера (1854 1941) iconМалиновский Б. Магия, наука и религия
В каждом примитивном обществе, изучавшемся заслуживающими доверия и компетентными наблюдателями, всегда обнаруживаются две четко...
Исследование магии и религии от редакции «Золотая ветвь» известного английского религиоведа и этнолога Джеймса Фрэзера (1854 1941) iconЛекция для аспирантов и молодых ученых
Разумеется, можно махнуть рукой на логику и методологию, но тогда мы выпадаем из научного поля. Это будет область религии, магии,...
Исследование магии и религии от редакции «Золотая ветвь» известного английского религиоведа и этнолога Джеймса Фрэзера (1854 1941) iconИстория религии тематический план заданий
Эволюция религии и возникновение национальных религий: а классовое общество и эволюции религии
Исследование магии и религии от редакции «Золотая ветвь» известного английского религиоведа и этнолога Джеймса Фрэзера (1854 1941) iconВопросы к семинарам по курсу «Философия религии» для студентов 5 курса философского факультета
Социология религии Георга Зиммеля. Структурно-функциональный подход Г. Зиммеля. Понятие религии
Исследование магии и религии от редакции «Золотая ветвь» известного английского религиоведа и этнолога Джеймса Фрэзера (1854 1941) iconВопросы к экзамену по курсу «Философия религии» для студентов 5 курса философского факультета
Предмет, структура и возникновение философии религии как самостоятельной отрасли знания. Задачи философского изучения религии
Исследование магии и религии от редакции «Золотая ветвь» известного английского религиоведа и этнолога Джеймса Фрэзера (1854 1941) iconЛеонид Кондратьев Отыгрывать эльфа непросто!
Скажете, что отыгрыш роли эльфа это ерунда? Тогда отыграйте ее в настоящем теле дроу в реальности 1941 года. Да, магии почти нет,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница