Урок по природоведению (5кл) по теме: Вода и ее роль в природе




Скачать 45.69 Kb.
НазваниеУрок по природоведению (5кл) по теме: Вода и ее роль в природе
Дата27.10.2012
Размер45.69 Kb.
ТипУрок
Открытый урок по природоведению (5кл)

по теме: Вода и ее роль в природе


Предварительная подготовка: поскольку это заключительное занятие по теме: «Вода», учащимся дается задание повторить пройденный материал, определения. Учащиеся готовят доклады по теме: «Проблема загрязнения водоёмов».


Цели: закрепить понятия «вода», «состояния воды», «вода в природе»; расширить знания учащихся о широко распространенном в природе веществе, а важности воды; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, способности выступать с докладами на публике; воспитывать интерес к предмету, взаимоуважение, терпимость к товарищам.


Оборудование: химические реактивы для выполнения опытов; стаканы с дистиллированной, минеральной газированной, водопроводной, «живой» (щелочной), «мертвой» (кислотной), морской водой; аппарат для получения «живой» и «мертвой» воды; глобус; плакат с изображением загрязненного водоёма; схема «Круговорот воды в природе».


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.


Ход урока


  1. Работа над новым материалом

Сегодня мы заканчиваем изучение раздела «Вода». Но все ли мы знаем об этом удивительном веществе? Давайте попробуем представить, как бы выглядела Земля, если бы с нее внезапно исчезла вода. Моря и океаны бы пересохли и покрылись толстым слоем солей, раньше растворенных в воде. Горные породы бы разрушились, в их состав тоже входит вода. Погибли бы все растения и животные. Так давайте поговорим о воде!


Вопросы:

  1. Назовите свойства воды, которые вам уже известны. (прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха, обладает текучестью)

  2. В каких состояниях может быть вода? (в твердом, жидком и газообразном)

  3. Почему мы должны беречь воду? (96% воды – солёная, ее нельзя пить, ей нельзя поливать растения. Пресной воды всего 4 %)

  4. Как называется водная оболочка Земли? (Гидросфера)

  5. Что входит в состав гидросферы? (воды Мирового океана, суши, атмосферы.)

  6. Что называют морем? (часть океана, которая обособлена сушей или возвышениями подводного рельефа).

  7. Что относится к водам суши? (реки, озера, болота, ледники, подземные воды)

  8. Расскажите об атмосферной воде. (в атмосфере содержатся водяные пары, капельки воды, кристаллики льда)

Посмотрите на мой стол, на нем стакан с водой. Но вода в них разная. Кто может рассказать, чем вода в этих стаканах различается?

(Учащиеся с помощью учителя определяют воду в стаканах: минеральная вода газированная, дистиллированная – очищенная и т.п.)

Вы все знаете русскую сказку об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке». В сказке рассказывается о «живой» и «мертвой» воде. А вы знаете, что такая вода может существовать? «Живую» и «мертвую» воду можно получить на уроках химии. «Живая» вода – щелочная, «мертвая» - кислотная.

Посмотрите на глобус. Голубым цветом изображается вода. Вы видите, что водоемы занимают в два раза больше места, чем суша. А вот какие интересные факты я могу вам рассказать. Самый большой из 4 океанов –Тихий океан. В Тихом океане находится до 10 тысяч подводных гор. Филиппинское море – самое глубоководное – это Желтое море, его глубина не превышает 100м. красное море является самым теплым и соленым морем на планете, в него не впадают реки. Море Уэдделла (у берегов Антарктиды) славится своей самой прозрачной морской водой. Белый предмет, брошенный на глубину 79м, остается видимым невооруженным глазом. Самое большое содержание золота в морской воде было обнаружено в Балтийском море. Нил - самая большая в мире река, ее протяженность – 6671км. Каспийское море является крупнейшим озером мира. Его площадь составляет 371 тыс.км кв., что равно территории Греции и Великобритании. Самое глубокое озеро в мире – Байкал, его глубина – 1620м.

- Вы уже знаете, что и в нашем организме есть вода. Без пищи человек может прожить 2 месяца, а без воды не более 3 дней. Даже верблюд, «корабль пустыни», не может прожить без воды больше 8 дней. А теперь вспомните, какое значение имеет вода? (Вода кормит и поит все живые организмы. Вода работает на гидроэлектростанциях, вырабатывает электрический ток.)

Я покажу вам интересный опыт. Алюминий и йод в сухом виде между собой не взаимодействует. Когда на смесь попадает вода, сначала появляется дым, а потом разгорается пламя с клубами фиолетового дыма (возгонка йода). Вода здесь играет роль катализатора, вещества, ускоряющего химическую реакцию.

Вода окружает нас повсюду. Она вокруг нас играет: в морях и океанах, озерах и реках, снеге и дожде, в еде и питье, в льдинах и водопроводных трубах. Мы сами на 2/3 состоим из воды. Вся жизнь на Земле не может существовать без воды. Загрязнение воды несет гибель всему живому. И каждый из нас должен бороться за чистоту воды. К сегодняшнему уроку один из вас подготовил доклад, посвященный охране водоёмов. Давайте послушаем.


ДОКЛАДЧИК. Человек с каждым годом оказывает все большее влияние на природу. Вода загрязняется промышленными удобрениями и прочими вредными веществами. Каждый год в атмосферу выбрасываются азот, углерод, сера. Часть этих выбросов возвращается на землю в виде кислотных дождей. Люди поняли, что такая ситуация опасна. Ведь загрязнение воды оказывает вредное влияние на весь живой мир Земли. Возникла необходимость в охране природы. Человечество принимает меры по ее охране. К ним относятся создание безотходных технологий, сооружений по очистке водоемов, ограничения в использовании вредных веществ. Благодаря принимаемым природоохранительным мерам удалось восстановить чистоту и качество воды в Великих озерах в Канаде.


Проверим ваши знания, ответьте на ряд вопросов.

  1. Какое озеро самое глубокое в мире? (Байкал)

  2. Какое озеро самое большое по площади в мире? (Каспийское море)

  3. Какая река самая полноводная в мире? (Амазонка)

  4. Какая самая длинная река в мире? (Нил)

  5. Какая самая длинная река в России? (Обь с Иртышом)

  6. Какая самая многоводная река России? (Енисей)

  7. Какой океан самый холодный? (Северный Ледовитый)

  8. Какой океан самый большой? (Тихий)

  9. Как называется плавающие обломки материкового льда? (айсберги)

  10. Как называется самая глубокая впадина в океане? (Марианский желоб)

- Посмотрите на схему и расскажите мне о круговороте воды в природе.


(схема - на доске)


Итак, на этом уроке мы повторили тему: «Вода». Теперь мы знаем, как важна вода для жизни на Земле. Давайте подумаем, что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить водоемы в чистоте.

- Посмотрите на картинку и расскажите, что на ней неправильно. (Демонстрируется картинка с изображением реки, в которой плавают бутылки и прочий мусор. Ученики рассказывают о необходимости содержать водоёмы в чистоте.)


  1. Подведение итогов

На этом уроке мы узнали, как важна вода для жизни на Земле, какая бывает вода, как следует беречь воду.


  1. Домашнее задание

Написать рассказ о том, как были спасены речка, озеро или море от вредного воздействия человека.

Похожие:

Урок по природоведению (5кл) по теме: Вода и ее роль в природе iconУрок Вода в масштабе планеты. Круговорот воды в природе. Вода в организме человека
Эксперимент: «Сравнение образцов технической, питьевой, дождевой, воды из ближайшего озера» Вывод по работе
Урок по природоведению (5кл) по теме: Вода и ее роль в природе iconПлан-конспект урока по теме: «Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе»
Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе. Урок 52
Урок по природоведению (5кл) по теме: Вода и ее роль в природе iconУрок биологии, 7 класс
Тема: Обобщений знаний по теме: «Тип Хордовые. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Особенности усложнения в процессе эволюции, многообразие,...
Урок по природоведению (5кл) по теме: Вода и ее роль в природе iconТема: Вода и её роль в природе. Свойства и превращения воды
Повторим изученный материал о воздухе. Дома вы готовили рисунки «Берегите воздух»
Урок по природоведению (5кл) по теме: Вода и ее роль в природе iconУрок по теме «Иглокожие» Слайд 1
Цели: выделить особенности внешнего и внутреннего строения иглокожих, дать представление о классах морских лилий, морских звезд,...
Урок по природоведению (5кл) по теме: Вода и ее роль в природе iconКнига Открытый урок по природоведению
Цель: познакомить учащихся с проблемой редких и исчезающих животных и растений; развивать умение выявлять положительное и отрицательное...
Урок по природоведению (5кл) по теме: Вода и ее роль в природе iconВода самое распространенное вещество в природе. Она есть повсюду
Из космоса наша Земля кажется голубой, потому что вода занимает три четверти поверхности планеты. Вода образует океаны, моря, реки...
Урок по природоведению (5кл) по теме: Вода и ее роль в природе iconПлан-конспект урока " Происхождение и многообразие пресмыкающихся и их роль в природе и жизни человека"
Тема и номер урока в теме «Происхождение и многообразие пресмыкающихся и их роль в природе и жизни человека»
Урок по природоведению (5кл) по теме: Вода и ее роль в природе iconУрока по природоведению по теме: «красная книга». Автор учебника А. А. Плешаков «Мир вокруг нас. 2 класс» Технология урок с использованием икт
Расширить и углубить знания детей о растениях и животных, встречающихся в нашей местности и нуждающихся в охране
Урок по природоведению (5кл) по теме: Вода и ее роль в природе iconУрок по теме: «вода и ее свойства»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница