В русской истории «Слепцовка» встречается редко всего в трёх




Скачать 319.19 Kb.
НазваниеВ русской истории «Слепцовка» встречается редко всего в трёх
страница1/3
Дата27.10.2012
Размер319.19 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
В русской истории «Слепцовка» встречается редко – всего в трёх вариантах:

1. просторечное название станицы Слепцовской на Северном Кавказе;

2. деревня Слепцовка в Пензенской области;

3. село Слепцовка Саратовской области.

Все три населённых пункта связывает старинный дворянский род Слепцовых.

Станица Слепцовская (в начале XIX в. – Сунженская, в советское время Орджоникидзевская), она же «Слепцовка», «Слепцовск», переименована в 1854 году в честь героя Кавказской войны генерала Слепцова, командира Сунженского казачьего полка.1

Деревня Слепцовка Сердобского уезда Саратовской губернии (ныне Пензенская область) – родовое имение Слепцовых, предмет вдохновения В.Э.Борисова-Мусатова; при Советской власти была переименована в Ананьено и в 70-х годах исчезла как «неперспективная».2

Возможно Слепцовкой некоторое время называлась Сергиевка нынешнего Калининского района Саратовской области.3

Наше же село расположено в Татищевском районе.

Письменной истории села не существует, кроме рукописного альбома, составленного учителями Слепцовской школы в середине прошлого века. Чтобы не превратиться в «Иванов, не помнящих родства», манкуртов, мы должны знать, как жили наши предки, сохранить память об этом для последующих поколений. В этом мы и видим главную цель работы над страницами этого альбома.

Объём альбома не позволяет представить все имеющиеся материалы по истории и современной жизни села, поэтому работа выполнена фрагментарно - на основе сведений, собранных для создания разделов «Топонимика родного края», «Книга Памяти односельчан – участников второй мировой войны» в «Энциклопедии села Слепцовка»4 и некоторых материалов школьного музея.

Наименее изученной проблемой является само возникновение села – в силу недостаточности письменных источников. Официальной датой основания Слепцовки считается 1835 год.5 Для довольно крупного в прошлом населённого пункта (в 1917 г. проживало более 1,5 тыс. душ), волостного центра, чьи соседи ведут свою родословную с XVIII и даже XVI века, эта дата кажется неубедительной уже при поверхностном взгляде. Поэтому первым вопросом нашего повествования станет начало заселения Слепцовки и окрестностей.


1 Материальные следы древнейшей истории окрестностей

Нельзя не сказать, что задолго до основания Слепцовки окрестные земли были обитаемы уже тысячи лет. Материалы, собранные в школьном музее позволяют проследить некоторые этапы заселения долины Малой Идолги.

Наиболее многочисленным было население эпохи поздней бронзы. В этот период произошёл своеобразный «демографический взрыв».6 Образовалось множество поселений т.н. «срубной» культуры.

Вокруг села их найдено три. На левом берегу Гусевского ручейка следы поселения средних размеров видны на пашне. Школьниками найдены кремнёвый наконечник мотыги, обломок «тёрочника» (приспособление для ручного перетирания зерна) и фрагменты керамики. Там же покойный А.Н.Фёдоров (из Вязовки) нашёл целую зернотёрку (очень редкая находка). Поселение существовало в поздний период (около XIV в до н.э.). Небольшое срубное поселение было и в верховьях М.Идолги, на дальнем краю села, у родника (сейчас там брошенные огороды).

Наконец в урочище Чичера, (на фото) на мысу, образованном слиянием двух оврагов, среди родников в течение нескольких веков располагалось обширное (не менее гектара) поселение (появилось более 3,5 тыс лет назад). К сожалению оно разрушено посадкой леса в 80-е годы (глубина борозд достигала 1 м) Сейчас там лес.

Пробные раскопы дают большой объём костей и керамики. Бронзовых предметов не найдено. Множество случайных отдельных находок срубной керамики доказывает, что в округе были и другие поселения, возможно размытые Малой Идолгой.

Кроме того, известны три курганные группы и два одиночных кургана.

В урочище Чичера, в лесу небольшая (3-5 насыпей) курганная группа «срубников». Местность холмистая, чтобы понять, курганы ли это, школьники делают пробный раскоп, находят фрагменты человеческих костей и почти целый «срубный» погребальный горшок (сейчас в школьном музее). На фото – начало раскопок.

Несколько севернее, на водоразделе среди пашни многочисленная группа курганов (не менее 15) вероятно принадлежавшая разным народам.

Ближе к перекрёстку, у самой дороги, два кургана кочевников. Третий, видимо, под поворотом «бетонки». Два одиночных (скорее всего тоже кочевников) на пашне западнее села, на одном – геодезический знак.

В школьном музее есть раздел (фото слева), посвящённый древнейшей истории окрестностей, отстоящей на тысячи лет. Раздел постоянно пополняется новыми находками.

Ежегодно школьники во время летнего похода проводят археологическую разведку и наносят на карту новые объекты.


История, отстоящая на несколько веков, представлена в другом разделе, состоящем из двух частей: история окрестностей и основание села.



  1. Основание села (некоторые версии).

Основание села Слепцовка нельзя рассматривать отдельно от колонизации всех нижневолжских земель. Во времена Золотой Орды эти земли входили в Увекский улус, после опустошительного похода Тамерлана их стала считать своими ногайская орда, а с завоеванием Казани и Астрахани Иваном Грозным Московское государство объявило их своими. В реальности это было Дикое поле, используемое ногайцами как летнее кочевье (осёдлые поселения в этот период здесь не известны).7 Усиленное заселение правого берега Волги русскими и набеги ногайцев на поселенцев вынудило правительство построить сначала Симбирско-Корсунскую засечную черту, а затем Пензенско-Сызранскую. Но переселенцы продвигались всё дальше на юг.

Весь XVII век земли правобережья Волги, «с ковыльной и целинной степью», с рыбными, звериными, бортными, лесными и сенокосными угодьями, привлекали к себе людей. Здесь, по берегам рек, селились крестьяне, бежавшие от произвола помещиков и царской администрации. Некоторые становились казаками, другие нанимались на суда и рыбные промыслы, превращались в вольных хлебопашцев.8 Наиболее старым поселением округи (14 км к югу от Слепцовки-Ред.) считается деревня Кувыка (1599 г) 9– становище бандитской шайки атамана Кувыкина.10

Среди беглых встречались русские, мордва, чуваши, татары. Татары, видимо, переселялись сюда из-за принуждения к крещению. Со временем татары стали подавать челобитья и получать земельные наделы.11

В первой половине XVII века Саратовский край заселялся служилыми людьми разных национальностей. Они подают прошения и получают здесь «челобитные земли» за несение сторожевой службы.12 Известны документы о наделении пензенских служилых людей во второй половине XVII века (до1685 г) «угодьями с местами рыбной ловли, лебедиными гнездами и бобровыми плотинами начиная с речки Хорошевки (30 км к северо-западу от Слепцовки-Ред) и вверх по Медведице».13 Затем земли в районе нынешней Слепцовки входили в Петровский уезд, а в XIX веке в Аткарский. Кологриво-Слепцовская волость граничила с Мариинской, Широкинской и Полчаниновской волостями бывшего Саратовского уезда. С 1928 года в составе Татищевского района.

В начале XVIII века здесь появляются русские помещики. Правительство отводит им земельные угодья. Сюда помещики переселяют своих крепостных крестьян, которых заставляют обрабатывать полученные земли. Многие деревни и селения называются по фамилиям помещиков-владельцев: например Кологривовка 14 (в 10 км от Слепцовки-Ред.).

Разумеется, название нашего села происходит от фамилии Слепцов. Слепцовы - дворянский род, восходящий к половине XVII века и внесенный в VI часть родословных книг Пензенской, Саратовской, Симбирской и Тамбовской губерний, герб находится в 12 части "Общего гербовника дворянских родов Российской империи" 15

Множество Слепцовых – и дворян, и однодворцев упоминается в списках погибших во время похода Е.И.Пугачёва на Пензу и Петровск.16

Исследование архивных материалов, проведённое учителями Слепцовской школы в послевоенное время, связывает основание села с П.С.Слепцовым, получившим эти земли от императрицы Анны Иоанновны. Он же называется и первым владельцем Кологривовки.17

Первое достоверное упоминание о Слепцовке относится к 1775 году и связано с документами, найденными известным исследователем Пугачёвского восстания Д.Л.Мордовцевым:18 «…Села Никольского, Слепцовка тож, помещик Маматов убит. Села Рождественского, Идолга тож (другая Идолга - в устье реки), помещица Дурасова заколота копьями. Села Дмитриевского, Лысые горы тож, помещик Чемадуров в лесу повешен. Села Белгазы помещик Агишев заколот».19

Никольским село официально называлось по церкви Николая Чудотворца (новая кирпичная церковь, построенная в 1835 году, стоит и по сей день)20.

Д
Слепцовская церковь святого Николая Чудотворца в год 170-летия

аже архитектура церковного здания указывает на 30-е годы XIX столетия (в Аткарском уезде в этот период было выстроено множество кирпичных храмов).

Однако столь крупное сооружение обычно строят на месте старой деревянной церкви (о чём и говорится в передаваемых устно преданиях). Церковь и погост это первые признаки села, т.е., даже не учитывая документ 1775 года, можно утверждать, что в 1835 году Слепцовка была достаточно крупным селом.

Нам же интересно упоминание о помещиках Маматове и Агишеве. В списке Саратовских дворянских родов XIX века (1320 фамилий) Маматовых нет,21 а село Белгаза ранее называлось Маматова Белгаза и помещиком там был Димитрий Михайлович Куткин.22 Южная часть Слепцовки до сих пор называется Куткино (по некоему помещику Куткину)23, а холм прямо над ней - Маматова гора. Родник под горой тоже назывался Куткин родник. Куткино расположено за оврагом, впадающим в Малую Идолгу под Маматовой горой. Кроме того, среди окрестных помещиков старожилами упоминался и некто Агишев.

Другая древняя часть села расположена вдоль Лизина оврага, впадающего в Малую Идолгу выше. Между этими частями был огромный пустырь, среди которого как связующее звено располагались церковь и огромное кладбище для помещиков и священников (ныне не сохранившееся). Вероятно, крестьян там перестали хоронить после строительства новой церкви.

Вдоль М.Идолги тянулось поместье Слепцовых. Т.е., возможно, Слепцовка возникла из двух центров и в середине XIX века слилась. Это подтверждается и находками монет первой половины XVIII века.

Возможно несколько позднее вдоль дороги на Саратов появилась ещё одна часть села – Островка, где жили крепостные помещиков Ивановых.

Наиболее старые монеты, из найденных в разных частях села: «полушка» 1731 года, найденная в Куткино (в южной части села)

«деньга» 1737 года, найденная в районе улицы Овражной (в северной части села) в 70-х гг XX века в составе клада (глиняный горшок с медными монетами первой половины XVIII века), пять копеек 1766 года, найденные на месте усадьбы Слепцовых (в центре), там же часто находят монеты первой половины XIX века

Находка клада говорит о том, что владелец не смог его выкопать (погиб либо умер во время бегства). Датировка монет наводит на мысль, что это произошло либо в Пугачёвщину, либо раньше. Значит, в то время здесь постоянно проживал сам помещик или его приказчик. И, разумеется, крестьяне, с которых этот доход можно было получить. Периодизацию заселения различных частей села вероятно можно получить только широкомасштабными археологическими раскопками

Агишевы, Маматовы, Куткины – старинные татарские роды, известные с XVII века.24 Большинство приняли православие и обрусели. Некоторые Маматовы погибли в Пугачёвщину.25 К тому же татары по Указу 1784 года должны были подтвердить документально своё знатное происхождение.26

Мы не знаем имени убитого пугачёвцами в Слепцовке, однако уместно предположить, что служилые татары Маматовы поселились здесь раньше других (т.е. не позднее 20-х годов XVIII века) для несения сторожевой службы. Маматова гора очень удобное место для укреплённой усадьбы: крутые склоны фронтом на юго-запад, позади - лес, родники у подножья, прекрасный обзор на юг - далеко вдоль долины Малой Идолги. (К сожалению, гора была перекопана блиндажами и траншеями в годы Великой Отечественной войны и пробные раскопки 2006 года не принесли серьёзных доказательств существования усадьбы.) Либо Маматовы не подтвердили своё дворянство, либо наследников по мужской линии не осталось, но земли впоследствии перешли к Куткиным.

Усадьба Слепцовых в первой половине XVIII века могла быть построена на другой горе - над Лизиным оврагом (все те же преимущества), но она уже оказывалась не передовой в случае набега кочевников или «лихих людей» из той же Кувыки. Под горой вдоль ручья очень скученно жили крестьяне.

С постройкой Царицинской линии к 1720 году укреплённые усадьбы постепенно становятся не нужными, помещики перебираются вниз и строят усадьбы с обширными парками и садами.

3 Помещичье землевладение в окрестных названиях.

Аткарский и Саратовский уезды входили в зону преимущественно помещичьего землевладения и крепостного права. Поэтому наибольшая часть исторических топонимов связана именно с помещичьим землевладением. В названиях ближайших окрестных сёл слышны дворянские фамилии Каракозовых, Петровых, Глядковых и многих других. Вокруг села и внутри него тоже хватает подобных названий. Среди них есть и прочно вошедшие в обиход, и мало кому известные. К первой группе можно отнести топонимы:

«Иванов лес» (лес при въезде в село, прямо над бывшей усадьбой крупного саратовского помещика Иванова). От усадьбы остался один запустевший парк, а лес в народной памяти сохранил название бывшего владельца, хотя на официальных картах он называется Лисья Гора.

«Лизин овраг» происходит от помещицы Лизы, чей дом стоял на крутом берегу оврага, а внизу были пруд, «купальни», на обратном склоне рос большой сад. Дом сожжён в 1905, а топоним живёт уже больше века

«Псарка» связана с охотничьей псарней Слепцовых, остатки каменных стен её ещё сохранились, как и небольшой пруд, называемый «Старая Псарка»

Название места «у Йордана» тоже пока сохраняется, хотя уже нет и следов от усадьбы, в 2005 году в возрасте 101 года умерла старушка, работавшая в детстве подёнщицей у этого Йордана. Остался на картах лес Йордан, Йорданов пруд.

Интересна судьба многих старых деревень. Каракозовка, например, после покушения студента Каракозова на императора была срочно переименована в Новоникольский и во всех официальных документах (даже в советское время) так и именовалась. Ничего удивительного, если даже владельцы сменили фамилию.27 До 70-х годов стояла на месте уже исчезнувшей деревни прекрасная церковь. Теперь только остатки фундамента напоминают о былом величии. Каракозовы, кстати, славились на всю Россию и своими борзыми псами, в одиночку бравшими волка.28

Петров хутор – это усадьба помещика Петрова. До 70-х годов все постройки (дом, людская, конюшни и амбары) сохранялись в прекрасном состоянии т.к. в имении разместился Военторг и называлось оно теперь «Подхоз». Сейчас всё лежит в развалинах, а старое название вернулось.

Глядковка была крупным и богатым селом: несколько мельниц, церковь и школа. Ничего этого сейчас нет. После «раскулачивания» жизнь стала замирать и теперь Глядковка – задворки Македоновки, которая прежде была значительно меньше богатой соседки.

  1   2   3

Похожие:

В русской истории «Слепцовка» встречается редко всего в трёх iconРеферат (лат refero сообщаю) один из видов научной работы, содержащей краткое изложение основного содержания первичного оригинального документа текста (статьи, главы, книги, монографии и др.
Однако реферат в его первоначальном значении редко встречается в исследовательской деятельности учащихся. Чаще всего под рефератом...
В русской истории «Слепцовка» встречается редко всего в трёх iconКонкурс на лучшую работу по русской истории
«интеллигентоведение». Проблема изучения прошлого и настоящего русской культуры действительно тесно связана с пониманием феномена...
В русской истории «Слепцовка» встречается редко всего в трёх iconЮ. Т. Дьяков, С. Ф. Багирова Юрий Таричанович Дьяков
Н. И. Вавилова, который в 1919 г написал книгу “Иммунитет растений к инфекционным болезням”. Действительно, в англоязычной фитопатологической...
В русской истории «Слепцовка» встречается редко всего в трёх iconЗнаменский- руководство по истории Русской Церкви
Христианство в пределах России до начала Русского государства. Крещение великой княгини Ольги. Обстоятельства крещения святого Владимира....
В русской истории «Слепцовка» встречается редко всего в трёх iconКонкурс на лучшую работу по русской истории
Историк отмечал, что ряд известий встречается здесь «в той несвойственной житиям форме, какую имели они в погодной монастырской записи»,...
В русской истории «Слепцовка» встречается редко всего в трёх iconВселенской Православной Церкви Предисловие
Российского Православного Университета. Поскольку автор не преподавал историю Русской Церкви, ее изложение отсутствует в данной книге....
В русской истории «Слепцовка» встречается редко всего в трёх iconРаспределены по тематическим коллекциям
«История государства Российского» и др.); Костомаров И. Н. («Русская история в жизнеописаниях» и др.); Платонов С. Ф. («Полный курс...
В русской истории «Слепцовка» встречается редко всего в трёх iconКонкурс на лучшую работу по русской истории
С исторической точки зрения этот феномен — явление второго порядка и представляет собой всего лишь частную производную, так сказать,...
В русской истории «Слепцовка» встречается редко всего в трёх iconПрограмма курса “ введение в литературоведение ” факультет филологический
Овладение им должно помочь студентам подготовиться к углубленному изучению базовых литературоведческих дисциплин: истории русской...
В русской истории «Слепцовка» встречается редко всего в трёх iconЮ. Ю. Булычев история русской культуры
Вводные замечания: ХVIII век как эпоха культурной истории России, основные задачи и периоды изучения истории русской культуры в XVIII...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница