«Силь общения. Коммуникативная компетентность учителя» Цель: овладение практическими умениями диалогического общения, создание в школе атмосферы




Скачать 129.63 Kb.
Название«Силь общения. Коммуникативная компетентность учителя» Цель: овладение практическими умениями диалогического общения, создание в школе атмосферы
Дата27.10.2012
Размер129.63 Kb.
ТипДокументы
Методический семинар

«Силь общения. Коммуникативная компетентность учителя»

Цель: овладение практическими умениями диалогического общения, создание в школе атмосферы дружественности, психологического комфорта, сотрудничества.

Одна из грубейших ошибок – считать,

что педагогика является наукой о ребенке, а

не о человеке.

Януш Корчак


План


1.Компетентность современного учителя.

2.Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность современного педагога.

3.Модели общения педагога.

4.Диалог как личностно развивающий фактор в условиях гуманизации образования.

5.Диагностика (тест «Диалогичная личность». Характерные признаки диалогичной личности.)

6.Выводы.

Ход семинара

1.Компетентность современного учителя. Выступление руководителя ШМО Цепелевой Н.М.





Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и прежде всего педагогов. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у школьников способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т.е. реализовывать ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому учителю для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетенции? Проблема определения профессиональной компетенции и ее соотношения с понятием компетенции с недавних пор стала предметом обсуждений в научной педагогической среде и среди педагогов-практиков.

В наиболее общем понятии «компетентность» означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией.

Понятие «компетенция» впервые стало употребляться в США в 60-е годы в контексте деятельностного образования, целью которого было готовить специалистов, способных успешно конкурировать на рынке труда. Компетентность может рассматриваться как личностная категория; компетенции же – как «анатомия» компетентности.

Компетентностного специалиста (педагога) с позиций современного подхода к организации трудовой деятельности должно отличать критическое мышление, умение работать с информацией.

Есть несколько определений понятия профессиональной компетенции учителя:

Компетентность – это знания, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.

Компетентным считается труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяется также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств- с другой стороны.

Компетентность – это способность работников качественно и безошибочно выполнять свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Компетентность – это совокупность профессионально-педагогических компетенций.




Выделяют следующие профессионально-педагогические компетенции:

  • Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи.

  • Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

  • Общепедагогическая профессиональная компетентность, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.

  • Предметная компетентность в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.

  • Управленческая компетенция, т.е. владение умениями проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

  • Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности

  • Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.

  • Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.

  • Креативная компетенция, т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.



2. Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность современного педагога.

Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности, связанную с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, преодолением психологических затруднений. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, деятельность которого дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя.

Модернизация образования предъявляет учителям ключевые компетенции в сфере проектирования развития учащихся, педагогического сопровождения личностно ориентированного и развивающего обучения, создания условий становления ключевых компетенций обучающихся. Таким образом, в настоящее время актуальным является поиск таких форм повышения квалификации и их сочетаний, которые в максимальной степени будут способствовать становлению ключевых компетенций педагогов:

  • Овладение основами педагогической и творческой деятельности (индивидуальная компетенция)

  • Овладение элементарными способностями по самопроектированию, самореализации и рефлексии

  • Овладение коммуникативной деятельностью

  • Овладение навыками исследовательской деятельности

  • Овладение способами составления проектов и программ

  • Компетенция информационных технологий



Исследование педагогической и психологической литературы выявило, что большая часть рабочего дня педагога протекает в напряженной обстановке, причем наиболее напряженными являются ситуации общения учителя с учениками, поэтому сейчас наиболее значимой представляется проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога.

Известно, что коммуникация в профессиональной деятельности выполняет 3 функции:

  • Коммуникативную, включающую обмен информацией

  • Интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия

  • Перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия

Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения педагога в общении с обучаемыми на занятиях.


3.Модели общения педагога. Выступление заместителя директора по УВР Кочемировой Т.И. Презентация.





4. Диалог как личностно развивающий фактор в условиях гуманизации образования.


Принципы гуманистического обучения очень активно сегодня применяются в новаторском движении под названием “педагогика сотрудничества”. Цель известна. В процессе обучения ученик и учитель сотрудничают. В такой системе учитель обязан более активно использовать свою силу учительского слова. Полноценное педагогическое общение – это основа гуманизации школы, где первостепенное значение приобретает партнерство в отношениях учитель-ученик. Через общение происходит становление личности. Образование и воспитание духовно развитой личности возможно только в диалоге. Только в диалоге развивается способность критически мыслить. Диалогической форме общения в диаде “ученик-учитель” свойственны следующие особенности: личное равенство пеадгога и воспитанника, сосредоточенность педагога на потребностях ребенка, сотрудничество и согласие, стремление к творчеству. При таком подходе взаимодействие учителя и ученика является интерактивным, духовным, продуктивным, а значит, диалоговым.

Существует три формы диалогового взаимодействия: непродуктивная, предпродуктивная, продуктивная.

Первая осуществляется на формальном уровне, преобладает монологичная форма, учитель не создает условий для сотрудничества.

Вторая – предпродуктивная. Взаимодействие осуществляется при доминирующей роли педагога и преобладании монологичной формы, частично вводится диалог.

Третья форма - продуктивная. Взаимодействие осуществляется на личностном уровне, возникают отношения равноправного сотрудничества, преобладает диалогичная форма.

Воспитательное воздействие возможно только при реализации продуктивной формы. Диалог используется как метод обучения.

Лишь педагог, превосходно знающий особенности школьного диалога, может создать на уроке диалогичную обстановку. Во время диалога происходит обмен информацией и регулируются межличностные отношения.

Поэтому модель активного взаимодействия “Союз” наиболее продуктивна, т.к. педагог постоянно находится в диалоге с учениками.

К сегодняшнему семинару вам было предложено принять участие в тестировании “Диалогичная личность”. С результатми анкетирования познакомит психолог щколы.


5. Выступление психолога.




В заключение предлагаем вам посмотреть мультфильм, основу которого составляют конфликтные ситуации, но так как сейчас прозвучало, что все мы практически относимся к диалогичной личности, т.е. свободно решаем проблемы, связанные с конфликтной ситуацией, определите конфликты.

Обмен мнениями.





Вывод: Хочу заострить ваше внимание, что на сегодняшний день наиболее значимой представляется коммуникативная компетенция, которая составляет профессиональную ценность современного педагога.


Тест «Диалогичная личность»

1. Размышляя о своей личности, вы проявляете наибольший интерес:

А)к тому, насколько значимы вы для людей, насколько вас замечают, отмечают, не обделяют вниманием;

Б)к тому, какие изменения происходят в вашем внутреннем мире и растете ли вы как личность.

2. В своей деятельности вы ориентируетесь: А)на оценку, которую дают вам другие; Б)вашу собственную оценку 3.Во взаимодействии с людьми вы обращаете внимание:

А)на то, что могут дать они вам; Б)что можете дать вы им

4.В общении с людьми вам важнее:

А)играть социальные роли, гарантирующие вам «выживание» и стабильность, дающие возможность занимать выгодные позиции;

Б)быть искренним и непосредственным, не боясь попасть впросак, показать свои ошибки

5.Если человек при первом знакомстве вам неприятен, то вы:

А)пытаетесь либо ему это показать, либо от него отгородиться;

Б)стараетесь понять причину своей неприязни и найти в нем что-то хорошее.

6. Знания в той или иной области вам необходимы:

А)для того, чтобы быть хорошим специалистом (чтобы вас отмечали) или выглядеть в глазах других образованным человеком;

Б)помочь себе решать вопросы собственного бытия и быть более полезным для людей

7. В своих ошибках, неудачах, в нерезультативности дела вы чаще всего вините:

А)обстоятельства или других людей; Б)самого себя

8. Если чужая точка зрения не совпадает с вашей, то вы пытаетесь:

А)возмущаться, перебивать или переубеждать собеседника;

Б)понять и признать позицию собеседника

9.При возникновении конфликтной ситуации вы:

А)возмущаетесь, ищете правых и виноватых;

Б)спокойно пытаетесь найти компромиссное решение

10. В трудовом коллективе вам предпочтительнее видеть себя:

А)независимой индивидуальностью; Б)значимым членом «команды»

11. Наибольшее удовлетворение вам приносит дело, которое выполнено:

А)вами в одиночку; Б) совместно с другими

12. В коллективной деятельности ценнее всего для вас:

А) дело; Б) человеческие отношения

13. В условиях меняющейся ситуации вам важнее:

А)сохранять верность своим принципам, проявить характер;

Б) открываться навстречу новому, не боясь потерять былой авторитет

14. Ваша жизненная установка:

А)выполнять свои обязанности и ждать, когда кто-то и что-то для вас должен сделать;

Б) проявлять инициативу и придумывать дело, интересное всем

15. Чаще всего вы задаетесь такими вопросами:

А) «Ну почему это случилось именно со мной?»; «Почему это я должен за всех отвечать?»

Б) «Что же предпринять?»; «Что зависит в этом случае от меня?; «Может, я неправ?»

16.В своей речи вы склонны употреблять выражения:

А) «Так быть не должно»; «Почему я должен это делать?!»; «Ты неправ!»; «Сколько можно говорить!»; «Еще этого не хватало на мою голову!»

Б) «Простите, я был неправ»; «Я могу ошибаться»; «Давайте разберемся»; «У меня к вам просьба»; «Я вас правильно понял?..»

17. Вы предпочитаете в разговоре с другими:

А)говорить, доносить информацию, насаждать свое мнение;

Б)прислушиваться к мнению собеседников, узнавать, как ваша информация откликается в другом человеке.


Ключ к тесту: А) 1 балл; Б) 2 балла



  1. «Монологичная личность».

Если вы набрали от 17 до 21 балла, то скорее всего, вы не нуждаетесь в других людях как собеседник ах и интересных, самобытных личностях, у которых вы могли бы поучиться. Вас Вас больше волнует то, какую выгоду (лучше – материальную) вы будете иметь от конкретного человека или деятельности. Наверное, вы недовольны окружающей действительностью и считаете, что часто к вам относятся несправедливо. В большинстве случаев вы недопонимаете кого-то и вас недопонимают. Когда к вам приходит успех, вы не хотите делить его ни с кем. Чужое мнение, если оно не совпадает с вашим, раздражает вас. Видимо, вы монологичны, и подлинная, глубокая, созидательная «встреча» с самим собой, со своим Я, у вас еще не произошла. Это не значит, что вы плохой человек – просто вы не узнали еще одну радость жизни – радость диалогического взаимодействия с миром.

  1. «Мотивационно-диалогичная личность».

Если вы набрали 22-29 баллов, то можно предположить, что вы стремитесь к гармонии с миром и с самим собой. Вам хотелось бы жить с людьми в мире и согласии, но часто этому мешают какие-то обстоятельства или люди недостаточно готовы идти вам навстречу. Вам пока еще трудно найти свое место в «команде», наступив на «горло собственной песне». Вы не получаете удовлетворения от коллективного дела и общения с людьми. У вас есть желание стать «диалогичной личностью», но вы пока еще не очень хорошо знаете, как это можно сделать, боитесь ущемить свою «самостихийность». Может быть, вам надо научиться слушать «чужой» голос.

  1. «Диалогичная личность».

Если при подсчете у вас оказалось 30-34 балла, то вполне можно считать вас человеком, рядом с которым всем уютно. И самому с собой вам тожде очень комфортно. Хотя это не означает, что вам известны ответы на все вопросы. Просто вы способны услышать правду другого, не привыкли сваливать вину на других и в любом деле в первую очередь спрашиваете с себя. Вы знаете, что часто нельзя изменить обстоятельства, но можно изменить свое отношение к ним. Вы пытаетесь без лишней суеты решить проблемы, выходить из конфликтов. Наверное, вас очень любят в коллективе и многие втайне мечтают научиться жить так же, как вы: содержательно, интересно, бесконфликтно, в согласии с миром и с людьми, с интересом к собственному самосовершенствованию.


Характерные признаки диалогичной личности



  • Проявляет интерес к собственному духовному, душевному, нравственному, этическому, эстетическому обогащению

  • Изучает свой внутренний мир

  • Оценивает свои поступки(рефлексивность)

  • Объективно смотрит на себя, jewtybdftn свои возможности

  • Принимает общечеловеческие ценности, осваивает накопленный человечеством разнообразный опыт и соотносит его с проблематикой своего бытия: не зазубривает предлагаемые знания, а сознательно и критично относится к своему образованию, способствующему максимальной реализации способностей

  • «самооткровение личности», способность быть самим собой, подлинность самовыражения

  • Понимание другой точки зрения, терпимость к инакомыслию (толерантность)

  • Признает множественность истин, соотносит «свое» и «чужое», делает ревизию различных мнений, суждений, оценок, позиций

  • Обладает культурой избирательности и автономности

  • Умеет разрешать конфликты с позиций ненасилия

  • Оценивает любую ситуацию, логически анализирует, тщательно взвешивает, трезво рассуждает, объективно оценивает себя и других, идет на компромисс, предвидит результат

  • Умеет преобразовывать себя, открываясь навстречу новым возможностям

  • Стремится к духовному единству с людьми, к совместному бытию, умеет работать в «команде»



Отличительные особенности форм общения педагога

монологическая форма общения

диалогическая форма общения


  • отстаивание своего мнения




  • поиск «правильного» ответа




  • механическая передача информации

  • стремление к воздействию, подчинению

  • ритуальный характер взаимодействия

  • пристройка «сверху-снизу»

  • авторитарный стиль общения

  • действовать по шаблону

  • признание абсолюта, стереотипа

  • интерес к ответу, к результату

  • завышенная самооценка

  • стремление к изменению других

  • говорение (навязывания своего)

  • словесные воздействия: приказ, утверждение, упрек, предупреждение, отстранение

  • открытость к изменению своего мнения

  • признание множественности истин

  • личностная подключенность к информации

  • стремление к сотрудничеству




  • межличностный характер взаимодействия

  • позиция «наравне»

  • демократичный силь общения

  • творчество, поиск нового

  • признание незавершенности




  • интерес к вопросу, к процессу

  • адекватная самооценка

  • стремление к самосовршенствованию

  • слушание (понимание)

  • словесные воздействия: просьба, ободрение, удивление, объяснение




Похожие:

«Силь общения. Коммуникативная компетентность учителя» Цель: овладение практическими умениями диалогического общения, создание в школе атмосферы iconПримерная программа учебной дисциплины «социальная психология» дли средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Тема Закономерности процесса общения. Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения
«Силь общения. Коммуникативная компетентность учителя» Цель: овладение практическими умениями диалогического общения, создание в школе атмосферы iconОпределить стиль педагогического общения
Взаимосвязанные способы деятельности воспитателя и воспитанника, направленные на овладение знаниями, умениями, навыками – это
«Силь общения. Коммуникативная компетентность учителя» Цель: овладение практическими умениями диалогического общения, создание в школе атмосферы iconКафедра дошкольной и социальной педагогики
Помочь студентам осознать роль раннего возраста для последующего развития ребенка, обеспечить владение некоторыми практическими умениями...
«Силь общения. Коммуникативная компетентность учителя» Цель: овладение практическими умениями диалогического общения, создание в школе атмосферы iconРабочая программа дисциплины «Библиотечный фонд»
Цель курса – овладение знаниями теоретических основ библиотечного фондоведения и практическими умениями формирования библиотечного...
«Силь общения. Коммуникативная компетентность учителя» Цель: овладение практическими умениями диалогического общения, создание в школе атмосферы iconЭтика делового общения раздел Этические принципы и нормы делового общения Тема Понятие общения: сущность и содержание 4 часа
Схема коммуникативной цепи: 1 источник сообщения; 2 отбор, фильтр информации; 3 кодировка и передача информации по каналам; 4 расшифровка...
«Силь общения. Коммуникативная компетентность учителя» Цель: овладение практическими умениями диалогического общения, создание в школе атмосферы iconОвладение коммуникативными навыками как фактор устойчивой мотивации в развитии личности
Коммуникативная компетентность есть результат длительной совместной работы учителя и ученика в нескольких направлениях. Выявление...
«Силь общения. Коммуникативная компетентность учителя» Цель: овладение практическими умениями диалогического общения, создание в школе атмосферы iconАкопян Л. Г. Педагогическая сущность диалогического общения
Дополнения
«Силь общения. Коммуникативная компетентность учителя» Цель: овладение практическими умениями диалогического общения, создание в школе атмосферы iconТическому планированию по английскому языку для 6-9 классов
Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для данной ступени обучения темами, проблемами и ситуациями...
«Силь общения. Коммуникативная компетентность учителя» Цель: овладение практическими умениями диалогического общения, создание в школе атмосферы iconТическому планированию по английскому языку для 5-9 классов
Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для данной ступени обучения темами, проблемами и ситуациями...
«Силь общения. Коммуникативная компетентность учителя» Цель: овладение практическими умениями диалогического общения, создание в школе атмосферы iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Культура общения»
Курс «Культура общения» идет в параллели с «Психологией общения», что в целом оказывает положительное влияние на развитие студентов....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница