Тема опыта




НазваниеТема опыта
Дата26.10.2012
Размер75 Kb.
ТипДокументы



Лесунов Виктор Леонидович

учитель физики

высшей категории.


Тема опыта: «Контроль и оценивание знаний учащихся по зачетно- контрольным урокам».

Ведущая идея опыта:

Проверка и оценка достижений учащихся являются существенными составляющими процесса обучения и входят в число важнейших задач педагогической деятельности учителя. Система контроля и оценки учебной работы школьника должна соответствовать основным приоритетам и целям современного образования. В развивающей школе она не может ограничиваться только проверкой знаний и уровня выработки умений и навыков по данному предмету. Система контроля и оценки должна решать более важную социальную задачу:

- развивать у школьников умение проверять и контролировать себя;

- критически оценивать свою деятельность;

- устанавливать ошибки и находить пути их устранения и предотвращения.

Технология опыта:

В результате перехода в режим развивающего обучения меняются структура урока, содержание его этапов, что естественно приводит к преобразованию системы оценки и контроля. В связи с этим возникают предложения полностью отказаться от поурочного оценивания и контроля школьников в ходе освоения нового материала. На мой взгляд, такой подход не правомерен, так как в результате его осуществления учитель лишается оперативной информации об успешности усвоения учащимися новых знаний и уровня овладения умениями и навыками, вследствие чего исчезает возможность своевременной помощи учителя ученику. При таком подхода возникнет ситуация, в которой после завершения изучения темы ученику самооценивать и самоконтролировать будет просто нечего. Я считаю, что несмотря на ряд недостатков поурочного оценивания и контроля на ряде уроков его следует сохранить, максимально ослабив его недостатки (выборочный и случайный опрос, т.е. проверке подвергаются лишь некоторые учащиеся, нервно- напряженная обстановка в классе в момент опроса, на процесс оценивания не влияет качество работы учителя, контроль и оценка не несут информации о потенциальных возможностях ученика, препятствие самоконтролю и самооценке) дополнив другими видами оценивания и контроля, например зачетными уроками.

При составлении календарно-тематических и поурочных планов я проектирую не только цель уроков, содержание учебного материала, методы и средства обучения, организационные формы обучения, но и контрольно-оценочный компонент, формулирую вопросы, задания, темы зачетных уроков с точным указанием того, какие качества знаний учащихся будут подвергаться контролю и оценке (прочность и глубина знаний, их оперативность, системность, умение переносить знания и умения при решении нового класса задач и т.д.).

Особенностью зачетов является то, что они проводятся в форме итогового оценивания и контроля учащихся по всей теме. Такая форма уроков учит школьников думать, обобщать, делать выводы не с позиции одного урока, а с позиции всей темы. Старшеклассники развивают навыки самостоятельной работы с учебной, научно-популярной, справочной литературой. Из опыта данного вида работы можно сформулировать некоторые принципы ее организации:

- зачеты проводятся только по темам программы и только во время уроков;

- на зачет отводится два урока;

- к зачетному уроку тщательно готовится раздаточный материал с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

- учащиеся готовятся к зачету заблаговременно, для чего на первом уроке изучения темы им сообщаются дата проведения зачета, перечень вопросов, рекомендации по подготовке;

- для контроля берется теоретический материал, экспериментальный, проверяется умение решения задач;

- во время зачета каждый школьник должен быть охвачен активной, посильной для него работой;

- за зачетное занятие каждый ученик получает три отметки: за теоретическую, практическую, экспериментальную части;

- выставлению отметки предшествует ее комментирование учителем, одноклассниками, самим учеником. Смысл комментирования отметок учителем, а если быть точным – оценочных суждений учителя, заключается, во первых, в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика, во вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним, а в третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой. Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней. При несогласии с оценкой даю возможность ученикам оспорить справедливость отметки, даю возможность отстоять свое мнение или убеждаю в ошибке;

- если ученик получает неудовлетворительную общую отметку за зачет, то во внеурочное время ему предлагается пересдать ту часть зачета, за которую получена эта отметка, для чего ученику дается время и оказывается необходимая помощь.

При практическом осуществлении зачетной системы оценивания и контроля достижений учащихся следует помнить о том, что это не единственный способ данного вида деятельности. Только при гармоничном сочетании его с другими способами оценивания и контроля возможно решение тех задач, которые стоят перед современной школой.


Результативность опыта.

Такая система оценивания позволяет учителю диагностировать образовательный процесс, оценивать его результаты, корректировать свои действия, строить следующий этап обучения на основе достигнутого уровня знаний, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития учащихся

Проанализировав данную форму оценивания, отмечаю следующие ее преимущества:

- объективность – оцениваются действительные успехи и недостатки работы учащихся на определенном этапе, отсутствует предвзятость в оценивании;

- субъективность – реализуется здоровьесберегающий подход, учитывающий реальные возможности учащихся; эффект оценивания носит стимулирующий характер;

- систематичность;

- открытость и обоснованность оценки и выставленной отметки;

- действенность, которая выражается в советах и указаниях на то, как улучшить свои достижения, на что обратить внимание, каким способом работать дальше.


Тема опыта: «Методика использования мультимедийных презентаций в преподавании физики и астрономии».

Ведущая идея опыта: в настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это проявление постоянства разрушает и убивает интерес, особенно детский. Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность. Существует много способов развития познавательной активности учащихся. Один из способов это применение видеофильмов и мультимедиа технологий, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание учащихся.

Технология опыта: преподавание физики в силу особенностей самого предмета представляет собой благоприятную среду для использования информационных технологий, в частности мультимедийных презентаций, которые я использую при проведении уроков и во внеурочной деятельности. Мультимедийные сценарии уроков выполняются в виде презентаций с применением программы Power Point , входящей в состав пакета программ Microsoft Office . Таких сценариев мною в содружестве с моими учениками создано более 30. По сути дела, создано авторское мультимедийное сопровождение преподавания курса физики с 7 по 11 класс. Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока. Презентации демонстрируются самим учителем непосредственно в кабинете физики, с помощью мультимедийного проектора, подключенного к компьютеру. Изображение проецируется на большой настенный экран. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.

Презентации используются при объяснении, при повторении пройденного и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Разработаны также презентации-опросы для входного тестирования на первом уроке нового учебного года для 8-11 классов. Как правило, в такие опросы включаются слайды презентаций, использованных в предыдущем учебном году при объяснении нового материала. Я использую входное тестирование в течение нескольких лет и считаю, что входной тест актуализирует материал, пройденный учениками в предыдущем году, позволяет экономить время на повторение.


Технология проведения ученических конференций с использованием мультимедийных презентаций.

Наряду с вышеизложенным, использую мультимедийные презентации при проведении ученических конференций по астрономии. В течение учебного года я провожу два таких занятия в 11 классе по темам «Звездный калейдоскоп», «Парад планет». На каждую конференцию отвожу два часа учебного времени. Подготовку и проведение конференции осуществляю в несколько этапов. Сначала предлагаю ученикам примерные темы докладов, сообщений (либо ученик, исходя из общей темы конференции, формулирует тему сообщения сам). Затем ученики занимаются поиском материала, его оформлением в электронном виде. После окончания этапа самостоятельной работы ученики представляют свои материалы учителю, который формирует секции для работы на конференции («Малые планеты», «Внешние планеты», «Спутники планет» и т.д.). Во время выступлений докладчиков остальные учащиеся заполняют специальные таблицы по планетам Солнечной системы, которая станет основой для выявления закономерностей в мире планет и основой для дискуссии. При оценивании работы учащихся учитываю содержание сообщения, качество электронного сопровождения доклада и участие в обсуждении.

Источниками иллюстративного материала для создания презентаций служат:

•  CD диски мультимедийных курсов физики, энциклопедий или CD дисков-сборников электронных наглядных пособий по физике (фирмы «Кирилл и Мефодий », совместный диск «Образование» фирм 1С и «Дрофа», фирмы « Физикон »).

•  Материалы из Интернет-источников , например, с сайтов "Физика. ru " http :// fizika . ru , сайта физического факультета МГУ http :// phys . web . ru и многих других.

•  Материалы, созданные собственными руками или руками учеников школы – видеоролики, фрагменты художественных фильмов, отсканированные рисунки с различных печатных изданий.

Результативность опыта: уроки с применением ЭОР расширяют возможности творчества ученика и учителя, стимулируют учащихся к более серьезному овладению компьютером, повышают мотивацию к изучению физики и астрономии, позволяют создавать положительную эмоциональную обстановку на уроке, что способствует повышению качества и обучения и обученности.

Похожие:

Тема опыта iconТема опыта
Тема опыта: Повышение орфографической зоркости через коллективный способ обучения на уроках русского языка
Тема опыта iconТема опыта
Ведущая идея опыта: предмет «Основы исследовательской деятельности» способствует развитию личности ученика, установлению интегративных...
Тема опыта iconИнформационная карта инновационного опыта информационная карта инновационного опыта участника Приоритетного национального проекта «Образование»
Тема инновации (основная проблема, по которой представляется инновационный педагогический опыт (ипо)
Тема опыта iconСовременная экономика: вопросы теории, практики и методики изучения
Каверина Е. И. – тема 10; асистент Коновалюк Р. А. – тема 6, 8; ассистент Макарук Д. Г. – тема 13. 4; 13. 5; 13. 6; 13,7; ст препод....
Тема опыта iconПотемкиной Татьяны Владимировны
Тема педагогического опыта: «Технология проверки качества знания в основной школе»
Тема опыта iconТема опыта
«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения английскому языку в современной школе»
Тема опыта iconС. К. Шайхитдинова концепции идентичности
Навык определения концепций идентичности в медиа-дискурсе отрабатывается с использованием имеющегося у автора опыта работы журналистом,...
Тема опыта iconТема опыта
Место работы: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 Х. Куликовского муниципального образования...
Тема опыта iconТворческая работа. Тема опыта: «Развитие основных психических процессов, необходимых для овладения навыком чтения и обучение чтению старших дошкольников с использованием методики Зайцева»
Тема опыта: «Развитие основных психических процессов, необходимых для овладения навыком чтения и обучение чтению старших дошкольников...
Тема опыта iconИзложение своего педагогического опыта
Тема: Коррекция фонетических недостатков при тяжелых нарушениях речи у детей посредством логопедического массажа
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница