Скачать 26.55 Kb.
|
© Центр дистанционного образования МГУП, 2001
РУКОПИСНАЯ КНИГА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В эпоху раннего Средневековья Европа вернулась к временам первобытной дикости. Сохранились немногочисленные монастырские центры, где велась переписка книг. Во времена Крестовых походов потребность в книгах уже не уступала потребности в них в античный период и наряду с молитвенниками, библиями, трактатами Блаженного Августина и Фомы Аквинского переписывались книги Цицерона, Вергилия, Тита Ливия. Создавались героические эпосы (наиболее известный - "Песнь о Нибелунгах"), различные сказания, песни. Литературное наследие античности сыграло огромную роль в развитии книжной культуры Средневековья. Произведения Гомера, Эсхила, Еврипида, Платона, Аристотеля не только переписывали, но и обогащали собственными комментариями. Византийские ученые, философы создавали антологии, словари, грамматики, высокохудожественные произведения житийного жанра. Высокого мастерства достигли арабы и в искусстве книгописания. Внешний облик вязеподобного арабского письма способствовал его декоративности. Заголовки сур выделялись цветом и орнаментом, внизу строк помещался сторож ("хафиз"). В Европе подъем книгописания связан с распространением христианства. Большое значение имели монастырские скриптории, которые являлись центрами по переписке и распространению книг на протяжении всего периода Средневековья. В Европе в эпоху позднего Средневековья было построено множество монастырей, в которых трудились прекрасные каллиграфы, мастера книжного оформления. Здесь же изготавливались оклады для книг. Основным материалом для письма служил пергамен, который раскрашивался в пурпурный, черный и другие цвета, буквы наносились серебряной или золотой краской. В готовую рукопись вписывались инициалы, рубрики, иллюстраторы готовили миниатюры и орнаменты. Роскошь переплетов, драгоценные каменья, золотые и серебряные оклады делали книгу настоящим произведением искусства. Для получения большого количества книг опытный чтец вслух произносил текст, а 30-40 переписчиков одновременно его копировали. Книги, создаваемые практически поэкземплярно, стоили дорого. В этой связи важное значение приобретают книжные хранилища, которые устраивались при светских и церковных заведениях. В библиотеках собирались священные писания, жития, сочинения святоотеческой литературы, литургические книги. В конце XVI века только в Англии было 160 церковных и монастырских библиотек. Университетские библиотеки создавались не только с целью хранения, но и использования книг. В общественных хранилищах рукописи приковывались к полкам цепями, только в отдельных случаях книги разрешалось брать на дом. В XIV веке во многих европейских странах производство книг постепенно перешло в руки мастеров-ремесленников. Среди них выделились специалисты по украшению книг. Для этой цели мастера-переплетчики изобрели оригинальный переплет, который по своему внешнему виду напоминает кошель или конверт. Он прикреплялся к поясу, а для прочности закалывался красивой булавкой или брошью. Такие книги-кошели дошли до нашего времени в единичных экземплярах. Сейчас в мире их известно пять. Изображения книг-кошелей можно встретить на старинных гравюрах и картинах. С XIII века книги собирали короли и рыцари, бароны и состоятельные горожане. В XIV веке французский король Карл V собрал в Лувре богатую коллекцию книг. Английский аристократ и видный государственный деятель Ричард де Бери собрал библиотеку с впечатляющим для современников количеством томов 1500. |
![]() | Учебник "История книги", подготовлен коллективом Центра дистанционного образования на основе Электронный учебник "История книги", подготовлен коллективом Центра дистанционного образования на основе одноименного учебника под... | ![]() | Учебник "История книги", подготовлен коллективом Центра дистанционного образования на основе Электронный учебник "История книги", подготовлен коллективом Центра дистанционного образования на основе одноименного учебника под... |
![]() | В соответствии с календарём массовых мероприятий моудод «Центр внешкольной работы» 4 марта 2011 года на базе Ресурсного территориального центра дистанционного Совершенствование образовательного процесса в учреждениях образования области на основе современных информационных технологий, технических... | ![]() | Публичный отчет подготовлен авторским коллективом Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №21» Публичный отчет подготовлен авторским коллективом Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа... |
![]() | Учебник подготовлен представителями кафедры трудового права и охраны труда юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета на основе Трудового кодекса РФ. ... | ![]() | Положение о Центре дистанционного образования Стр из Центр дистанционного образования (далее цдо) является структурным подразделением Института открытого образования и информационных... |
![]() | Доклад подготовлен коллективом управления образования администрации Коченевского района Основная цель доклада – предоставление информационно-аналитической базы для обсуждения по вопросам образования, которое приведет... | ![]() | Книга, 1984. 248 с России с IX в по октябрь 1917 г и история книги в советский период. Учебник написан в соответствии с программой ведущего курса для... |
![]() | Фестиваля идей в области образования Вопросы Интернет Образования №33 Ведущий специалист-преподаватель, Московского учебного центра фио, куратор курсов Дистанционного Обучения, координатор Фестиваля... | ![]() | Учебник для студентов юридических вузов и факультетов ... |