Скачать 245.62 Kb.
|
Институт проблем развития среднего профессионального образования Примерная программа учебной дисциплины “Русский язык и культура речи” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) МОСКВА 2002 Примерная программа учебной дисциплины “Русский язык и культура речи” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). —М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2002. - 22 с. Управление среднего профессионального образования Минобразования РФ “ 29 ” апреля 2002 г. Авторы: А.И.Власенков, доктор пед. наук, профессор, ведущий научный сотрудник ИОСО РАО; Т.В.Потемкина, канд. пед. наук, доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиПРО Рецензенты: Н.Н. Соловьева, канд. филолог, наук, доцент Московского открытого социального университета; Л.В. Ладатко, преподаватель гуманитарных дисциплин колледжа государственной службы, г. Москва Ответственный Р.Л. Палтиевич, главный специалист ИПР СПО, за выпуск канд. ист. наук, доцент Редактор Т.Н. Маннина Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ИПР СПО по адресу: 109316, Москва, Волгоградский пр-т, 43 © ИПР СПО Минобразования РФ, 2002 Пояснительная записка Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с ГОС СПО второго поколения в средних специальных учебных заведениях в качестве инвариантной дисциплины цикла ОГСЭ - “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины”. Основные задачи курса: - совершенствовать речевую культуру, воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи; способствовать полному и осознанному владению системой норм русского литературного языка; обеспечить дальнейшее овладение речевыми навыками и умениями; - совершенствовать знания студентов о языковых единицах разных уровней (фонетического, лексико-фразеологического и т.д.) и их функционировании в речи; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность. В процессе обучения на основе данной программы студенты должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка; знать наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка. В процессе обобщающего повторения фонетики и графики, лексики и фразеологии, словообразования, частей речи и синтаксиса студенты обогащают свои знания о соответствующих единицах языка - фонетических, лексических, фразеологических, морфологических, синтаксических - и в то же время овладевают соответствующими языковыми нормами письменной и устной речи, наиболее употребительными выразительными средствами литературного языка, выявляют орфоэпические, лексические, словообразовательные и иные ошибки и недочеты в специально подобранных текстах и в своей речи. Особую важность приобретают анализ и преобразование студентами текстов, самостоятельное построение ими текстов типа повествования, описания, рассуждения с учетом нормативных требований. Основной частью этой работы является совершенствование навыков связной устной речи. Работа над стилями литературного языка предполагает более основательное ознакомление студентов с особенностями научного, публицистического и официально-делового стилей речи, с жанрами деловой и учебно-научной речи. При этом вполне естественно и даже предпочтительно привлечение в качестве дидактического материала текстов, профессионально значимых для студентов данного образовательного учреждения, привлечение профессионально и социально значимой тематики планируемых сообщений, высказываний студентов, тематики анализируемых текстов. Повторяя лексику, словообразование, части речи, студенты будут обращаться к профессиональной лексике, к терминам; повторяя синтаксис -будут обращаться к типичным для данной профессии словосочетаниям, в том числе терминологическим, к синтаксическим структурам, наиболее типичным для текстов по данной специальности. При анализе, например, лексики конкретного научного текста или официального документа важно не только выявить её в тексте, не только привлечь внимание студентов к словосочетаниям, характерным для данного жанра, для данной тематики научных текстов, но и представить возможные пути реализации этих знаний в речевой практике. Орфографические и пунктуационные нормы на данном этапе обучения не являются предметом специальных занятий. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков осуществляется одновременно с работой над текстом, стилями речи, речевыми жанрами на том же дидактическом материале. Однако есть некоторые орфографические и пунктуационные трудности, с которыми студенты незнакомы, но которые профессионально значимы и потому требуют особого внимания. Таковы, например, употребительные для данной профессии слова специальной лексики, словосочетания с ними, пунктуационное оформление официальных документов, деловых бумаг. Программа состоит из “Введения” и семи разделов: “Фонетика”, “Лексика и фразеология”, “Словообразование”, “Части речи”, “Синтаксис”, “Нормы русского правописания”, “Текст. Стили речи”. В разделах программы четыре рубрики: в первой дается содержание учебного материала, во второй представлены требования к знаниям, в третьей - к умениям по данному разделу, в четвертой - примерный перечень рекомендуемых лабораторных и практических работ. В программе представлен примерный тематический план данной учебной дисциплины с указанием количества часов, рекомендуемых на изучение каждой темы и на проведение лабораторных и практических работ. Содержательной основой занятий по данному курсу явится обобщение ранее приобретенных студентами знаний и умений по русскому языку с более глубоким осмыслением общих вопросов русского языка и с разветвленной системой практической работы по применению лингвистических знаний к речевой деятельности студентов, к культуре их речи, к обогащению их речи изобразительно-выразительными средствами, к повышению их грамотности. Требования к минимуму содержания по дисциплине (основные дидактические единицы):
Примерный тематический план учебной дисциплины
* На практические и лабораторные занятия (не менее 10 часов) рекомендуется вынести одну-две проблемы по каждой теме из представленных в примерной программе или сформулированных преподавателем. Остальные рекомендуемые лабораторные и практические задания могут быть выполнены на различных этапах теоретических занятий: урока, лекции и пр.
Примерное содержание учебной дисциплины Введение Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Словари русского языка. Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). Требования к знаниям: знать различия между языком и речью, функции 1зыка, признаки литературного языка и типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента). Требования к умениям: уметь создавать тексты в устной и письменной форме; различать элементы нормированной и ненормированной речи. Рекомендуемые лабораторные и практические работы:
Тема 1. Фонетика Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов; сценическое произношение и его особенности. Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация. Требования к знаниям: знать особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы. Требования к умениям: владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности, пользоваться орфоэпическими словарями. Рекомендуемые лабораторные и практические работы:
ведение личного словарика “Пишу и говорю правильно!”. Тема 2. Лексика и фразеология Слово, его лексическое значение. Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексико-фразеологическая норма, её варианты. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Употребление профессиональной лексики и научных терминов. Лексические ошибки и их исправление: плеоназм, тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы. Требования к знаниям: знать лексические и фразеологические единицы языка. Требования к умениям: владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова; уметь пользоваться толковыми, фразеологическими, этимологическими словарями, словарем устаревших слов русского языка; находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов; уметь определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять слова, относимые к авторским новообразованиям. Рекомендуемые лабораторные и практические работы:
происхождение, строение и значение фразеологизмов;
Тема 3. Словообразование Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Требования к знаниям: знать способы словообразования. Требования к умениям: уметь пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике, использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях. Рекомендуемые лабораторные и практические работы:
Тема 4. Части речи Самостоятельные и служебные части речи. Нормативное употребление форм слова. Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова. Требования к знаниям: знать самостоятельные и служебные части речи, Требования к умениям: уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста; выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте. Рекомендуемые лабораторные и практические работы
Тема 5. Синтаксис Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение. Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложения. Актуальное членение предложения. Выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и другие фигуры речи). Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Требования к знаниям: знать синтаксический строй предложений. Требования к умениям: различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты; уметь пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей; редактировать собственные тексты и тексты других авторов. Рекомендуемые лабораторные и практические работы:
Тема 6. Нормы русского правописания Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения. Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности. Требования к знаниям: знать правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания. Требования к умениям: уметь пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания. Рекомендуемые лабораторные и практические работы:
Тема 7. Текст. Стили речи Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования). Описание научное, художественное, деловое. Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей. Жанры деловой и учебно-научной речи. Требования к знаниям: знать функциональные стили литературного языка, иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка. Требования к умениям: различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов. Рекомендуемые лабораторные и практические работы:
Рекомендуемая литература и технические средства обучения Литература для преподавателя Блинов Г. И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. - М., 2002. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно: Науч.-попул. — М., 1993. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. для вузов . -М., 1988. Гольдин В.Е. Речь и этикет. -М., 1983. Горбачевич КС. Нормы современного русского литературного языка. -М.,1989. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М., 2002. Земская Е.А. Русская разговорная речь. - М., 1987. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. -М.,2002. Ковтунова И. И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. - М., 1976. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. -М., 1994. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. - М., 2002. Культура русской речи. / Под ред. проф. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. - М.,2000. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. - М., 2001. Педагогическое речеведение. — М., 2000. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. -М.,2001. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987. Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. - М., 1984. Русский язык: Энциклопедия. Гл. ред. Ю.Н-Караулов. - М., 1997. Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи.- М., 1996. Солганик Н.Я. Стилистика текста. -М., 1997. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989. Литература для студентов Алгазта Н.Н. Дидактические материалы по пунктуации с компьютерной поддержкой. - М., 2001. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. -М.,2002. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М., 2001. Власенков А. И., Рыбченкова Л.М. Дидактический материал к учебнику “Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи”. — М., 2002. Воробьева КВ., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи: Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. - СПб.: Изд-во “Союз”, 2001. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. -М.,2002. Кудрявцева Т.С., Шарапова О.Ю. Деловые бумаги. Деловые качества. Деловой стиль речи. - М., 1997. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов. - М., 2002. Мучник Б. С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления. - М. 1996. Ожегов С.И. Словарь русского языка (любое издание). Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. -М,, 1983. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. - М,, 2001. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. — М.,2001. Рогожникова Р.П., Канарская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка. - М., 1996. Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы (любое издание). Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о русской речи. — М., 1998. Солганик Г. Я. Стилистика русского языка: 10-11 классы. - М., 1996. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.-М., 1996. Толковый словарь по бизнесу, коммерции и маркетингу. / Под ред. П.Ф.Протченко. - М., 1972. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. — М.,2001. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. -М., 1997. Школьный словарь иностранных слов. /Под ред. В.В.Иванова. -М.,2002. Технические средства обучения Видеопроектор, видеоплеер, графопроектор, диапроектор, кинопроектор, персональный компьютер, телевизор, экран, эпипроектор. Содержание Стр. Пояснительная записка................................................ 3 Требования к минимуму содержания по дисциплине (основные дидактические единицы)......................................... 5 Примерный тематический план учебной дисциплины ...... .... 6 Примерное содержание учебной дисциплины .................. .. 10 Рекомендуемая литература и технические средства обучения 16 Александр Иванович Власенков, Татьяна Валерьевна Потемкина Примерная программа учебной дисциплины “Русский язык и культура речи” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Институт проблем развития среднего профессионального образования 109316, Москва, Волгоградский пр., 43 |
![]() | Примерная программа учебной дисциплины “ Основы философии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Примерная программа учебной дисциплины “Основы философии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М-: Издательский... | ![]() | Примерная программа учебной дисциплины “ социальная психология” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Примерная программа учебной дисциплины “Социальная психология” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). — М.:... |
![]() | Примерная программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности для средних специальных учебных заведений Базовый уровень Примерная программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень).... | ![]() | Примерная программа учебной дисциплины “ основы политологии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Примерная программа учебной дисциплины "Основы политологии" для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М.: Издательский... |
![]() | Учебной дисциплины “ основы экономики” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Москва 2002 Примерная Примерная программа учебной дисциплины “Основы экономики” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М.: Издательский... | ![]() | Примерная программа учебной дисциплины “ иностранный язык” (Английский, немецкий, французский, испанский языки) для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень Английский, немецкий, французский, испанский языки) для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М.: Издательский... |
![]() | Примерная программа учебной дисциплины “ Основы права” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Примерная программа учебной дисциплины "Основы права" для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М | ![]() | Примерная программа учебной дисциплины “ основы социологии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Авторы: А. И. Кравченко доктор социологических наук, профессор мгу им. Ломоносова |
![]() | Примерная программа учебной дисциплины «социальная психология» дли средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Тема Закономерности процесса общения. Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения | ![]() | Учебник построен в соответствии с новыми функциональными ориентациями дисциплины «Русский язык и культура речи» Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений по дисциплине «Русский язык и культура речи». Книга может быть полезна... |