Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм»




НазваниеКафедра «Социально-культурный сервис и туризм»
страница1/19
Дата03.09.2012
Размер2.48 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики

Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм»







КУЛЬТУРА И СЕРВИС:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ИННОВАЦИИ, ПОДГОТОВКА КАДРОВ



Сборник материалов

I Межрегиональной научно-практической конференции


17 апреля 2009 г.


Санкт-Петербург

2009


Одобрено на заседании кафедры «Социально-культурный сервис и туризм», протокол № 10 от 27 мая 2009 г.


Рекомендовано Ученым советом Института социологии и управления социальными процессами. Протокол № 9 от 18 июня 2009 г.


Культура и сервис: взаимодействие, инновации, подготовка кадров: Сборник материалов I Межрегиональной научно-практической конференции 17 апреля 2009 г./Сост. Велединский В.Г., Мышьякова Н.М. – СПб.: Изд-во СПб ГУСЭ, 2009. – 1 с.


Сборник материалов конференции, проведенной кафедрой социально-культурного сервиса и туризма Института социологии и управления социальными процессами СПб ГУСЭ, является результатом начального этапа работы коллектива кафедры над одноименной инициативной темой НИР в аспекте сервисологии.

В статьях сборника исследуются проблемы взаимодействия культуры и сервиса, рассматриваются философские и культурологические аспекты сервиса, практический опыт и инновации в сфере социально-культурного сервиса и туризма, проблемы и перспективы сервисологического образования.

Материалы конференции могут быть интересными для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, специализирующихся в сфере сервиса.


Составители:

Велединский В.Г. – к. пед. н., профессор кафедры СКСиТ

Мышьякова Н.М. – д. искусств., профессор кафедры СКСиТ


Рецензенты:

Назиров А.Э. – д. филос. н., профессор, зав. кафедрой философии и культурологии СПб ГУСЭ

Маняхина М.Р. – д. культ., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Западного института печати Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна.


Под общей редакцией профессора Велединского В.Г., профессора Мышьяковой Н.М.


© Коллектив авторов

© Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики,

2009.


СОДЕРЖАНИЕ

От составителей


Раздел 1. Философские и культурологические аспекты сервиса


Велединский В.Г.(Санкт-Петербург) Сервис и культура: Аспекты взаимодействия

Триодина И.М. (Санкт-Петербург) Государственная сервисная политика.

Мuxeeea Н.А. (Санкт-Петербург) Теоретические аспекты изучения непроизводственной сферы и сферы социально-культурного сервиса в её составе.

Писанко В.А. (Санкт-Петербург) Проблема пропаганды достоинств сервиса.

Коптев Л.Н. (Санкт-Петербург) О религиозных аспектах социально-культурного сервиса.

Бирюкова А.В. (Санкт-Петербург) Потребление культуры и рекреация

Эртпман Е.В. (Санкт-Петербург) Ценностный контекст историко-культурологического анализа досуга.

Кормаков Н.Ю. (Санкт-Петербург) Социальная память как ресурс социально-культурного сервиса.

Давлет-Кильдеева Н.Г. (Санкт-Петербург) Новые тенденции в развитии российских музеев.

Чернышева Е.К. (Санкт-Петербург) Новые музейные программы в Государственном музее-памятнике «Исаакиевский собор».

Пушкина А.Л. (Санкт-Петербург) Коллектив самодеятельного творчества как средство развития социально-культурной активности подростков.

Васильева М.В. (Псков) Технология создания модели базового рынка мастерами промыслов.

Дробышева Е.Э. (Санкт-Петербург) Медийные «звёзды»: божества vs рабы социальности.

Литвинцева Г.Ю. (Санкт-Петербург) Хеппининг как социально-культурный феномен гостеприимства Санкт-Петербурга.

Шкуропат С.Г. (Санкт-Петербург) Роль истории и традиций для развития индустрии гостеприимства.

Мирошниченко Т.И. (Санкт-Петербург) Культура подарка как фактор взаимодействия в социально-культурных отношениях.

Вейнмейстер А.В. (Санкт-Петербург) Приметы «на счастье» в сфере туристского сервиса.


Раздел 2. Практический опыт и инновации в сфере социально-культурного сервиса и туризма


Лапина В.Г. (Санкт-Петербург) Регион: пространственные отношения природы и общества.

Егоров В.Е. (Псков) Правовое регулирование туризма Псковской области: проблемы и перспективы дальнейшего развития.

Аврамова Е. В. (Псков) Эндогенные и геополитические особенности социально-культурного сервиса в Псковской области.

Куликова О.С., Житный П.Е. (Украина, г. Луганск) Инновации банковского сервиса Украины в условиях глобализации.

Васильева В.А. (В.Новгород) Возможности и проблемы сферы гостеприимства Великого Новгорода.

Баженова Е.О., Горюнова Т. .Л. (В.Новгород) Эколого-социальные проблемы развития Валдайского заповедника.

Давлет-Кильдеева Н.Г. (Санкт-Петербург) Альтернативный туризм как перспектива развития туризма в современном мире.

Жуков П.В. (Санкт-Петербург) Специфика мини-отелей Санкт-Петербурга.

Михеева Д.Г. (Санкт-Петербург) Необходимость государственного регулирования рынка медицинских услуг.

Петракова Т.В. (Санкт-Петербург) Фитнес-тур как вид спортивно-оздоровительного туризма.

Рябова Т.В. Педагогические условия организации детского туристского досуга.

Лебедева А.А. (В.Новгород) Инновационные технологии. Использование глобальной сети Internet в туризме.

Телегин В.А. (Санкт-Петербург) Диагностика свойств личности работника на предприятии сервиса.

Скрипова Т.В. (Санкт-Петербург) Стратегия и тактика развития турбизнеса в условиях кризиса: прогнозы и перспективы.

Усуфов М.М. (Санкт-Петербург) Культура обслуживания в автосервисе: нерешенные проблемы.

Моисеева B.C. (Санкт-Петербург) Социально-досуговые отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов как одно из инновационных направлений в сфере социально-культурного сервиса.


Раздел 3. Проблемы и перспективы сервисологического образования


Костенко О.Е. (Омск) Проблемы модернизации образования.

Мороз Т.Г. (Санкт-Петербург) Социально-педагогический аспект профессиональной подготовки специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма.

Кокшина Г.Н. (Санкт-Петербург) Практические меры по формированию системы менеджмента качества образования в вузе.

Марихин СВ. (Санкт-Петербург) Некоторые вопросы изучения инновационных технологий в системе профессиональной подготовки специалистов в вузах России.

Антонова О.А. (Санкт-Петербург) Психолого-актёрские тренинги для специалистов социально-культурного сервиса.

Росенко С.Г., Алексеева О.В. (Санкт-Петербург) Подготовка кадров по спортивно-оздоровительному туризму для сферы услуг.

Белунова Н.И. (Санкт-Петербург) Культура речи и её значение в подготовке

специалистов нефилологического профиля.

Виноградова Л.В. (Псков) Особенности формирования терминосистемы «туризм» в русском языке.

Блохина М. (Санкт-Петербург) Реклама как категория СКС.

Рябкова Н.И. (Санкт-Петербург) Языковая игра в рекламном тексте.

Аврамов А.В. (Псков) Проблемы и перспективы межкультурной коммуникации в сервисе.

Блинова А.В. (Санкт-Петербург) Формирование ценностного отношения кпрофессиональной деятельности как компонент культуры труда в сфере автосервиса.

Слесарь Е.А. (Санкт-Петербург) Образовательный сервис: к вопросу о технологиях «обратной связи» в европейских университетах.


ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ


Настоящий сборник составлен по материалам организованной кафедрой социально-культурного сервиса и туризма Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики Первой Межрегиональной научно-практической конференции «Культура и сервис: проблемы взаимодействия, инновации, подготовка кадров», которая состоялась 17 апреля 2009 г.

По замыслу издание представляет собой «свободную композицию» научных работ по различным аспектам теории и практики сервисной деятельности и сервисологии, инновационным процессам в сфере социально-культурного сервиса и туризма, проблемам подготовки специалистов-сервисников. Преобладающая в работах тематика определила три раздела сборника: «Философские и культурологические аспекты сервиса», «Практический опыт и инновации в сфере социально-культурного сервиса и туризма» и «Проблемы и перспективы сервисологического образования».

Разнообразная тематика статей, по мнению составителей, отвечает современным потребностям в широком и многообразном сервисологическом диалоге и может расширить круг заинтересованных читателей. «Собеседники» данного издания – люди разного возраста, опытные исследователи и молодые аспиранты и студенты, только начинающие свой научный путь. Их «разговор», рассматривающий сервисную сферу с различных точек зрения и расширяющий проблемное поле сервисологического исследования, позволяет увидеть в современной сервисной культуре и культуре сервиса «плюсы» и «минусы», наметить магистральные и «интеркурентные» маршруты сервисологии.

По мнению составителей, сборник обладает научной перспективой. Тема различного рода услуг обладает проблемной агрессией, постоянно захватывая новые территории и вовлекая в свое обсуждение всё большее количество участников. Кафедра социально-культурного сервиса и туризма надеется на дальнейшее сотрудничество с авторами настоящего сборника и новыми заинтересованными исследователями и полагает, что диалог о настоящем и будущем сервисной реальности и сервисологии будет продолжен на следующих конференциях.


Раздел 1.

Философские и культурологические аспекты сервиса


Велединский В.Г.

СЕРВИС И КУЛЬТУРА: АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Понятия «культура» и «сервис» оказались в названии межрегиональной конференции не случайно: сами явления тесно связаны между собой и соприкасаются, взаимодействуют во многих взаимно пересекающихся аспектах.

Всмотримся в само определение: Сервис – деятельность субъекта (специалист или организация) по качественному удовлетворению потребностей общества, социальной группы, отдельного человека путем предоставления услуг (1). Иначе говоря, это целенаправленный социальный процесс взаимодействия субъекта и объекта в ходе производства, распространения и потребления благ, удовлетворяющих соответствующие потребности. Заметим, что предоставление услуг осуществляется на основе платежеспособного спроса.

С самых ранних пор развития человеческого общества возникает дифференциация, выделение отдельных видов деятельности, которые сосуществуют одновременно и выполняют разные социальные функции. Этот процесс в науке получил название «общественное разделение труда», поскольку он, прежде всего, коснулся сферы труда, производственной деятельности людей. Здесь, еще в глубокой древности, выделились и стали сосуществовать земледелие, скотоводство и ремесло.

В дальнейшем, по мере движения человеческого общества во времени, процесс разделения труда продолжался. В качестве одной из сфер деятельности общества выступило удовлетворение повседневных потребностей людей, т.е., по сути, здесь обнаруживаются первоначальные черты явления, которое мы сегодня определяем как сервис, сервисную деятельность.

Сама этимология слова «сервис» отсылает нас в давние исторические времена. Сервы (от лат. servus – раб) – рабы в Древнем Риме и полукрепостные слуги феодалов в средневековой Европе. Уже тогда это были социальные группы, главным занятием которых было обслуживание, удовлетворение повседневных нужд своих хозяев, представителей «верхов» общества, хотя и нельзя говорить, что это было сферой их профессиональной деятельности в современном смысле.

На последующих этапах общественного развития этот взаимообмен деятельностью и ее результатами исторически видоизменялся. Стало очевидным, что сервис связан с возникновением в обществе новых потребностей и функций, с научно-техническим прогрессом, с возникновением социальных групп, обладающих специализированными профессиональными навыками и закрепляющих за собой различные сферы деятельности, в частности, производство услуг как особого товара.

В наше время, в начале 3-го тысячелетия сфера услуг и сервисной деятельности стала одной из быстрорастущих и даже доминирующих областей жизни общества. Все изложенное дает основание утверждать, что сервис есть часть культуры общества. Обратимся к одному из определений: «Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (1). Сервис - определенная форма функционирования культуры, поскольку сервисные технологии – это и есть «формы организации жизни и деятельности людей».

Итак, сервис – часть культуры общества.

Теперь о других аспектах. Длительное время сфера сервиса понималась как бытовое обслуживание населения.

В 2000-2001 гг. выходит из печати четырехтомная монография «Сфера услуг: проблемы и перспективы развития», подготовленная Московским государственным университетом сервиса. В этом издании было преодолено узкое, ограниченное понимание сферы сервиса, реализован комплексный подход к сфере услуг как системе, включающей элементы других систем: экономической, социальной, культурной. Была обоснована «функциональная включенность» подсистем сервиса в эти системы (3).

В последующие годы стала очевидна ограниченность одностороннего подхода к сервису и назревшая необходимость подхода системного, т.е. построения обобщенной модели сервиса. Такая модель может играть методологическую роль при подготовке комплексных исследований, при определении подходов к подготовке кадров, при внедрении инноваций, при рассмотрении любого конкретного практического вопроса.

Анализ в плане выяснения связей сервиса как общественного явления с системами большими, играющими в отношении ее роль метасистем, позволил заклю­чить, что он является подсистемой, по крайней мере, трех боль­ших метасистем.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм» iconРабочая программа дисциплина Мировая культура и искусство специальность 23050 «Социально-культурный сервис и туризм»
При разработке программы в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальности 23050 – «Социально-культурный...
Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм» icon2 Кафедра «Социально-культурного сервиса и туризма» осуществляет обучение по специальностям и направлениям: 100103. 65 Социально-культурный сервис и туризм
Кафедра «Социально-культурного сервиса и туризма» осуществляет обучение по специальностям и направлениям: 100103. 65 Социально-культурный...
Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм» iconУчебно-методический комплекс дисциплины мировая культура и искусство для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания по дисциплине...
Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм» iconПрограмма учебной дисциплины «Мировая культура и искусство» для специальности 230 500 «социально-культурный сервис и туризм»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «социально-культурный сервис и...
Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм» iconКафедра «туризм и сервис» методические рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам для студентов 5 курса заочной формы обучения (специальность 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», на базе среднего общего образования)
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей, интересующихся вопросами туристской деятельности
Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм» iconРабочая программа по дисциплине «Математика и информатика» для специальности 100103 Социально-культурный сервиз и туризм
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности...
Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм» iconУчебно-методический комплекс
«управление маркетингом в социально-культурном сервисе и туризме» по специальности 100103 Социально-культурный сервис и туризм
Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм» iconМетодические рекомендации Петрозаводск
Методические рекомендации предназначены для студентов очного и заочного обучения по специальности «Социально-культурный сервис и...
Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм» iconПримерная программа дисциплины
Рекомендуется Министерством образования РФ по специальности 230500 Социально-культурный сервис и туризм
Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм» iconЕ. Л. Малютина И. А. Романкина > И. Е. Светлов
«Социально-культурный сервис и туризм» / Коломенский государственный педагогический институт, исторический факультет, кафедра муниципального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница