2. Педагогическая система как основа реализации методики проблемного обучения




Скачать 472.05 Kb.
Название2. Педагогическая система как основа реализации методики проблемного обучения
страница1/5
Дата26.10.2012
Размер472.05 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5
Проблемный подход при изучении географии в средней школе

1. Значение и роль проблемного подхода в географии……………………………………………………………………………..

1. 1. Проблемное обучение в психолого-педагогической литературе 1.2. Сущность проблемного обучения…………………………………..

1.3. Типы и способы создания проблемных ситуаций………. …….

1. 4. Условия и способы реализации проблемного обучения………….

2. Педагогическая система как основа реализации методики проблемного обучения………………………………………………………………………………

3. Учащиеся – главное звено педагогической системы……………. 3.1. Учет возрастных особенностей детей среднего школьного возраста……………………………………………………………….. ….

3. 2 Дифференциация школьников………………………………………

3. 2. 1. Диагностика уровня обученности учащихся………...............

3. 2. 2. Диагностика отношения учащихся к проблемному обучению…………………………………………………………………..

3. 2. 3. Анализ результатов диагностики. Выделение

типологических групп и их характеристика………………………..

4. Отбор и содержание информации для реализации проблемного подхода в обучении учащихся географии…………………………………………………

5. Роль и место учителя в педагогической системе…………............................

6. Технологическая карта, ориентированная на реализацию проблемного подхода в обучении учащихся географии ……………………………………….

7. Разработка сценариев уроков, ориентированных на реализацию проблемного подхода в обучении учащихся географии…………………………………………………………………………….


Методика реализации проблемного подхода

в обучении учащихся географии

1. Значение и роль проблемного подхода в обучении географии

1.1. Проблемное обучение в психолого-педагогической литературе

По вопросам проблемного обучения до сих пор ведутся острые споры и дискуссии: одни авторы рассматривают его широко, определяя как новый тип обучения (Лернер И.Я.,1974; Махмутов М.И., 1977), другие – как метод обучения (ОконьВ.,1968), третьи относят проблемное обучение к категории принципа (Кудрявцев В.Г., 1991). В данной работе проблемное обучение понимается как дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной мыслительной деятельности человека.

Несмотря на разные точки зрения на проблемное обучения, общими для всех исследователей является следующее: основными элементами проблемного обучения дидакты, как и психологи, считают создание проблемных ситуаций и решение проблем. Психологами доказано, что мышление возникает в проблемной ситуации и направлено на её разрешение. Проблемная ситуация означает, что в процессе деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное, неизвестное. Проблемная ситуация в дидактике определяется почти так же, как и в психологии. По И.Я. Лернеру «проблемная ситуация представляет собой явно или смутно осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действия». (Душина И.В., Понурова Г.А., 1986).

М.И.Махмутов проблемную ситуацию понимает как «психическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека тогда, когда он в ситуации решаемой им проблемы не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними знакомыми способами и должен найти новый способ действия».

Таким образом, главный элемент проблемной ситуации – неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения нужного действия. А.М. Матюшкин (1972) пишет, что « для того, чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, нужно поставить учащегося перед необходимостью выполнить такое практическое или теоретическое задание, при котором подлежащее усвоению знание будет занимать место неизвестного».

Но не всякая проблемная ситуация неизбежно побуждает мышление. Мышление не возникает, если у субъекта нет потребности в разрешении проблемной ситуации, а также отсутствуют исходные знания, необходимые для начала поиска. Для возникновения этого начала надо проанализировать проблемную ситуацию.

В процессе анализа проблемной ситуации определяется тот элемент, который вызвал затруднение, Таким элементом считается проблема».-Махмутов М.И. ., 1977.

Проблему можно рассматривать, как логическую, психологическую и дидактическую категории. Как дидактичекую категорию разные авторы определяют её по-разному. «Проблема – возникший или поставленный перед субъектом вопрос, ответ на который, заранее не известен и подлежит творческому поиску, для осуществления которого у человека имеются некоторые исходные средства, пригодные для поиска» (И.Я.Лернер).

«Проблема, как подчёркивает Оконь В. (1968) – это трудность, требующая исследовательской активности, приводящей к решению».

Несмотря на различия в приведённых примерах определений, все они в той или иной степени подчёркивают важную особенность: проблема представляет собой трудность для человеческого познания. Однако, некоторые, философы, психологи, педагоги считают, что не трудность как таковая есть проблема, а то, что в этой трудности должен быть обнаружен источник проблемы. Таковым, по мнению многих исследователей, является противоречие. По М.И.Махмутову, это « диалектическое противоречие между прежними знаниями ученика и новыми фактами, явлениями, для объяснения которых прежних знаний недостаточно, нужны новые». (Махмутов М.И.,1977)

В учебном процессе проблема может быть выражена в форме проблемного вопроса или задания. И проблемное задание, и проблемный вопрос имеют одно общее: в их содержании заложены потенциальные возможности для решения, возникновения проблемных ситуаций в процессе их выполнения.

Соподчинённость основных понятий проблемного обучения можно представить в виде простейшей структурной схемы, из которой видно, что сущность проблемного обучения составляют два понятия: «проблемная ситуация» и «проблема».Как уже было сказано, проблемное обучение понимается в данной работе как дидактический подход, основой которого является создание на уроках различных проблемных ситуаций, организация учащихся на их анализ, обучение учащихся решению проблем, формирование у школьников умения видеть и формулировать проблему. Характерным признаком проблемного подхода являетcя самостоятельная познавательная деятельность учащихся. (Панчешникова Л.М.,1983)


1.2. Сушность проблемного обучения

Согласно положениям дидактики проблемное обучение реализуется с помощью следующих методов: частично – поискового, проблемного изложения, исследовательского.

И.Я.Лернер (1974) считает, что в целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению проблем их необходимо предварительно учить выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования, формируя эти умения постепенно.

Процесс выполнения проблемных заданий и решение проблемных вопросов является наиболее сложным в теории проблемного обучения. Специально этим вопросом в методике обучения географии занимались мало. В ряде работ В.А.Щенева (1998) рассмотрены некоторые способы решения познавательных вопросов: нахождение причинно-следственных связей, группировка фактов, сравнение, обобщение и показаны пути формирования этих приёмов. Но понятие «познавательный вопрос» намного шире, чем понятие «проблемный вопрос». Ведь всякий проблемный вопрос является познавательным, но не всякий познавательный вопрос проблемный. Познавательный вопрос можно считать проблемным , если на его основе учителем на уроке будет создана проблемная ситуация, разрешение которой приведёт учащихся к получению новых знаний.

Овладение опытом творческой деятельности происходит в процессе выполнения учащимися проблемных заданий, построенных на содержании

программного материала. В дидактике имеются разные подходы к построению системы проблемных знаний. В методике обучения географии нашел применение подход, разработанный И.Я. Лернером. В качестве основы для построения системы проблемных заданий приняты, во - первых, методы исследования, что позволяет наиболее полно отразить в обучении содержание учебного предмета, во-вторых, ведущие идеи географической науки, ее теория и проблемы, адаптированные к условиям средней школы. (Панчешникова Л.М 1984)

Система проблемных заданий, разработанная с учетом вышеуказанных условий под руководством Л.М. Панчешниковой, получила широкую апробацию в методике обучения и практике школы.



Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Проблемная ситуация

проблема

Проблемный вопрос

Проблемное задание

Проблемная задача

Знания, умения, навыки, способы умственной деятельности
  1   2   3   4   5

Похожие:

2. Педагогическая система как основа реализации методики проблемного обучения iconМетодика реализации проблемного обучения на уроках географии в школе Малимонов В. В
Проблемные задания как основной элемент проблемного обучения на уроках географии 36
2. Педагогическая система как основа реализации методики проблемного обучения iconТехнология проблемного обучения
Заметным явлением в педагогической теории и практике обучения было введение проблемного обучения, которое, как показывает историко-педагогический...
2. Педагогическая система как основа реализации методики проблемного обучения icon«Озера России»
Великий педагог Адольф Дистервег писал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить». Эти слова как никакие другие...
2. Педагогическая система как основа реализации методики проблемного обучения iconПроектный метод как педагогическая технология проблемного обучения
Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя...
2. Педагогическая система как основа реализации методики проблемного обучения iconМетодические рекомендации к разработке и проведению проблемного урока
Основная часть. Сущность проблемного обучения и необходимость его внедрения в современный учебный процесс
2. Педагогическая система как основа реализации методики проблемного обучения iconМетодика обучения химии как наука и учебный предмет в педвузе
Предмет методики обучения химии, задачи методики обучения химии, методы исследования, современное состояние и проблемы
2. Педагогическая система как основа реализации методики проблемного обучения iconЗимняя И. А. Педагогическая психология Содержание Обращение к студенту будущему педагогу
Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса 45
2. Педагогическая система как основа реализации методики проблемного обучения iconКурсовая работа Применение метода проблемного обучения в школе
Iii. Практическое применение проблемного метода на примере организации групповой беседы
2. Педагогическая система как основа реализации методики проблемного обучения icon«Региональная система научно -технического творчества учащихся как основа инженерного образования Ростовской области» июль 2012 года
Тема: «Региональная система научно -технического творчества учащихся как основа инженерного образования Ростовской области»
2. Педагогическая система как основа реализации методики проблемного обучения iconВопросы к вступительным экзаменам
Объект и предмет методики, её задачи. Основные закономерности методики обучения иностранным языкам: закономерности смежных наук,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница