Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы Учебное исследование и школьное обучение




Скачать 302.43 Kb.
НазваниеМетодика проведения учебных исследований учащихся начальной школы Учебное исследование и школьное обучение
страница1/3
Дата03.09.2012
Размер302.43 Kb.
ТипИсследование
  1   2   3
Наш постоянный автор, доктор педагогических наук Александр Ильич Савенков, знакомит вас с методикой проведения учебных исследований учащихся начальной школы. Более подробно о содержании и управлении исследовательской деятельностью школьников вы можете узнать из книг А.И. Савенкова «Одаренный ребенок в массовой школе», выпущенной издательской фирмой «Сентябрь» в 2001 году, и «Содержание и организация исследовательского обучения школьников», которая выйдет в серии «Библиотека журнала «Директор школы»» в конце текущего года.


Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы


Учебное исследование и школьное обучение

Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одаренных детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Однако утвердившееся в отечественном образовании представление об обучении как преимущественно процессе трансляции информации явно с этим не согласуется.

Может ли образовательная деятельность быть другой? Положительный ответ на этот вопрос давно найден детской психологией и педагогикой. Решение это выглядит удивительно просто - обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики. Организовывать его надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Примечательно, что с этим давно никто не спорит. Но нельзя не признать, что идея эта не доведена до уровня практического использования в массовой образовательной практике.

Разработке педагогической технологии проведения учебных исследований со старшими дошкольниками и первоклассниками была посвящена экспериментальная работа, проводимая в рамках исследовательской программы «Одаренный ребенок в массовой школе» в государственных образовательных учреждениях г. Москвы (начальная школа - детский сад) № 1611, № 1669, № 1882, № 2386, в школе № 3 г. Реутова.


Учебное исследование в начальной школе

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально, с небольшой группой детей, в процессе основных учебных занятий.

Экспресс-исследования. Эта форма организации предполагает массовое участие детей и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, третьеклассники, отправляясь на прогулку после учебного дня, получали индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований по природоведению: исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья, роза ветров в окрестностях школы, выявить основные признаки зимы, наблюдаемые в природе, как зимуют травы, как ложится снег, какие насекомые живут на территории школы, как и почему люди прокладывают тропинки по территории и т.п. Аналогичные задания в нашей работе с успехом выполняли и старшие дошкольники.

Возможны не только эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах), но и теоретические и, конечно же, фантастические экспресс-исследования. Для этого надо лишь обозначить круг проблем для сбора материала и, не затягивая время, включить детей в работу. Например, для проведения фантастических исследований можно предложить темы: архитектура будущего (поручить детям оперативно составить проекты жилого дома будущего, школьного здания будущего, магазина и др.); неземные цивилизации; фантастические рассказы и др.

Теоретические экспресс-исследования технически сложней, однако в плане обучения они очень продуктивны и их легко можно привязать ко всем основным традиционным предметным дисциплинам. Но здесь с особой остротой проявляется проблема источников информации.

Мы предлагали детям поработать в специально созданном школьном «Центре обогащения содержания образования»*. Задача ребенка - собрать материал из книг и других источников по заранее предложенным темам, которые чаще всего были связаны с историей, краеведением, музыкой, изобразительным искусством.

Например: искусство портрета (основные особенности, классификация портретов, особенности современных портретов и портретов прошлого и др.); история возникновения московского трамвая, забытые народные музыкальные инструменты и др.

Иногда работы, начатые как теоретические, перерастали в эмпирические. Например, однажды у двух второклассников из ГОУ № 1611 г. Москвы, собиравших материал по искусству пейзажа в России, родилась идея провести исследование художественных предпочтений одноклассников. Они расклассифицировали картины по стилям и, вооружившись их репродукциями, провели опрос одноклассников. С помощью простого ранжирования определили рейтинги каждого из живописных направлений и каждой из участвовавших картин. Выводы по результатам опроса составили основное содержание доклада.

Особую важность в данной форме организации учебных экспресс-исследований имеет заключительный момент. Мы проводили его обычно в виде симпозиума и конференции. Оперативно собранные материалы исследований обобщались, и авторы делали краткие сообщения.

Для того чтобы провести такую конференцию, столы обычно ставились в круг или каре, что позволяет организовать многостороннее общение. Наш эксперимент показал, что председательские функции следует брать на себя педагогу. Детям с ролью ведущего справляться еще трудно. Каждый ребенок получает несколько минут для своего доклада.

Долговременные исследования. Эта работа проводилась нами в рамках внеучебной деятельности. Ее методическая сторона может быть условно поделена на шесть относительно самостоятельных этапов:

• ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);

• предлагает возможные варианты решения;

• собирает материал;

• делает обобщения;

• готовит проект (доклад, макет и др.);

• защищает проект.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

Постановка проблемы, или как выбрать тему исследования. От правильного выбора темы в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребенку и при этом должна нести в себе познавательный заряд. Темы, которые мы использовали в своей работе с детьми, можно объединить в три основные группы:

фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;

теоретические - эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.;

эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Наиболее сложны и при этом наиболее интересны в познавательном смысле теоретические исследования, но их способны выполнять только одаренные младшие школьники. Эмпирические исследования более занимательны и доступны для большинства детей, но они сложны в плане подготовки для педагога. Наш опыт показал, что чем менее подготовлены к работе дети и педагоги, тем чаще в ход идут фантастические темы.


Правила выбора темы

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, добровольно-обязательное мероприятие. В этих условиях и думать нечего о том, чтобы увлечь его содержанием или процессом исследования.

Волнуют детей самые разные проблемы. Так, например, в ходе экспериментальной работы в школе № 3 г. Реутова младшие школьники выполняли самые разные проекты. Мальчики из второго класса Сережа Лошкарев, Ваня Морозов и Ваня Ваганов сделали проект пограничной заставы для охраны южных рубежей России. Их одноклассницы Аня Екжанова, Маша Вдовица и Лена Алябышева провели настоящее психологическое исследование «Идеальный учитель для первоклассников». В третьем классе Максим Соболев и Саша Плешков сделали собственный вариант компьютерной игры. Учебник логики для первоклассников с образным названием «Первые шаги» разработали и написали ставшие уже третьеклассницами Лена Алябышева, Катя Глухова и Вика Морозова. Миша Реверюк,Миша Каленович и Вова Сафонов сделали проект гоночного автомобиля для кольцевых гонок «Формула-1» и т.п.

Аналогичная картина наблюдалась и в других экспериментальных учреждениях. Второклассники из ГОУ № 1611 г. Москвы Саша Шереметьев и Толя Тимофеев сделали проект космического корабля - «Космический турист». Их одноклассники разработали и сделали несколько номеров специального детского журнала. Девочки провели исследование с использованием специальной несложной методики о том, как воспринимают незнакомого взрослого дошкольники из старшей и подготовительной групп детского сада.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.

На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле идеальная для каждого ребенка в данный момент его развития тема учебного исследования - результат, находящийся на грани между первым и вторым правилами. Искусство педагога при проведении этой работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он бы считал своим выбором.

Второклассники из ГОУ № 1669 г. Москвы Беспрозванный Вова и Дегтяренко Денис взялись за разработку фантастического проекта «Жилой дом будущего». Но работа потребовала не только умения фантазировать. Исследователям вскоре стало очевидно, что необходимо знать, что представляли собой жилища в прошлом, как они устроены в настоящем. Мальчики с интересом изучали творчество Ле Корбюзье и Оскара Нимейера, произведения современных архитекторов. Но Вова и Денис считали, что находятся в лучшем положении - их проект был фантастическим. Поэтому в конструкции они использовали несуществующие строительные материалы. Это позволило наделить дом необыкновенными возможностями, свойственными природным (растения, морские раковины и др.) и фантастическим объектам.

Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя одаренным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам. Эта мысль всем хорошо известна и доказательств не требует. О ней не стоит забывать при разработке тематики детских исследований. Тема, как отмечено выше, зависит в первую очередь от интересов ребенка, но, двигаясь навстречу этим интересам, следует держаться ближе к той сфере, где вы сами чувствуете себя как «рыба в воде».

В ГОУ № 1669 г. Москвы младшие школьники охотно проводили исследования в области педагогики, психологии человеческих отношений и зоопсихологии. Например, третьеклассница Маша Фелицина разработала тест для оценки умственных способностей кошки. Сделала она его по аналогии с тестом для оценки интеллекта собак, разработанным канадским психологом С. Кореном.

Изучив проблему, Маша тщательно разрабатывала субтесты, многократно проверяя их на собственной кошке и кошках одноклассников. В итоге ею была создана шкала оценок по самым разным параметрам: долговременная и кратковременная память, способность решать проблемы, обучаемость и др. Машей был создан интересный комплект методик, может быть и наивный, с точки зрения профессиональной зоопсихологии, но, безусловно, очень интересный и заслуженно высоко оцененный жюри и одноклассниками.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека - сверхчувствительности к проблемам. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные объекты отличает истинного творца от посредственного, творчески неразвитого человека.

Приведу один из примеров такого подхода. «Как защитить деревья в городе» - так называлась тема исследования второклассника Мурашкина Виталия. Интересна сама постановка проблемы, Виталий рассматривает дерево нетрадиционно. Ведь принято считать, что деревья спасают города от многих экологических бед. Но ребенок сумел увидеть другой аспект проблемы, подчеркнув уже самой темой своего исследования, что и сами спасатели нуждаются в нашей защите.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена. Часто приходится наблюдать, что увлеченно начатый и не доведенный сразу до конца проект (рисунок, постройка и др.) так и остается незаконченным. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно, но, учитывая названную выше особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Тема должна быть доступной. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это правило касается не столько выбора проблемы (темы исследования), сколько уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка и отбор материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться в ходе собственной исследовательской практики разными возрастными группами на разных этапах обучения.

Сочетание желаний и возможностей. Выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов. Отсутствие необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают пустословие. Все это не только не содействует, а, напротив, существенно мешает развитию критического мышления, основанному на доказательном исследовании и надежных знаниях.

С выбором темы не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одаренных, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, не надо затягивать время. Действовать следует быстро, пока интерес не угас. Постепенно, как показали наши наблюдения, интересы становятся устойчивее.

Поиск вариантов решения и сбор материала

Естественно, что способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Во-первых, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Проведя классификацию, сделать выбор, оценив без эмоций, как и следует исследователю, эффективность каждого способа.

Однако следует постоянно иметь в виду, что важны не сами эти способы, а педагогическая составляющая их использования. Поэтому стоит поощрять использование нестандартных, альтернативных способов, даже если это грозит тем, что вполне реальная тема из разряда, например, эмпирических приобретает черты фантастической.

Выбор источников для сбора материала также во многом зависит от формулировки темы. Но сама актуализация поиска новой информации создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами.

Например, чтобы этот этап сделать более продуктивным, в ГОУ № 1611 и № 1669 г. Москвы были созданы Центры обогащения содержания образования.

Выше уже был приведен пример выполнения мальчиками проекта «Жилой дом будущего» из нашей экспериментальной работы. Тема этого проекта активизировала интерес детей к архитектуре, и они не просто пытались реализовать то, что в голову придет, а изучали жилые здания и тенденции развития архитектуры жилых строений. Другие мальчики, работавшие над проектом пограничной заставы, также расспрашивали взрослых, тщательно отбирали нужную информацию в художественных фильмах, программах новостей, изучали военные журналы.

Но следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с информацией, кем-то уже добытой. Главный смысл долговременного исследования школьника - добыть знания самостоятельно.

Поэтому в данном случае наиболее ценным источником информации следует считать саму природу в самых разных ее проявлениях. Очень важны в образовательном плане при проведении детьми учебных исследований такие методы, как наблюдение и эксперимент.

Понаблюдать можно за поведением людей, птиц и животных, за тем, как деревья теряют осенью листву, как выбирает себе дорогу весенний ручей, и за многим другим. Особенно ценно проведение собственных экспериментов.

Хорошую почву и для наблюдений, и для экспериментов дает исследовательская работа младших школьников в области человеческих отношений. Дети с увлечением наблюдают за поведением людей, проводят несложные тесты и в ходе этого учатся важнейшему качеству - понимать других.

Например, исследование по выявлению настроений детей старшей группы детского сада провела третьеклассница Лена Чураева. Мама Лены работает воспитателем в детском саду, и девочку заинтересовала проблема эмоционального отношения малышей к посещению детского сада, их настроения. Почему многие малыши плачут, просят родителей не оставлять их в детском саду утром, и те же самые малыши снова плачут, не хотят уходить из детского сада вечером?

В поисках ответа на этот вопрос была модернизирована методика психолога А. Н. Лутошкина «экран настроения». И Лена стала внимательно изучать динамику настроения детей в течение дня, тщательно фиксируя получаемые данные. Особого внимания исследователя были удостоены факторы, влияющие на формирование настроения ребенка. Лена нашла ряд интересных закономерностей, о некоторых из них, как выяснилось позже, даже профессиональные воспитатели не всегда задумывались. Так, например, воспитатели, как правило, убеждены, что проводимые ими занятия и праздничные мероприятия делают жизнь детей в детском саду интересной и повышают эмоциональный настрой детей. Исследование Лены показало, что это возможно и часто встречается, но все же далеко не всегда соответствует действительности.

На этом этапе исследования, как показала работа в экспериментальных учебных заведениях, торопиться не стоит. Исследовательская работа - дело серьезное и не любит спешки и суеты. Надо учить детей вникать в проблему. Воспитывать у них способность не только предлагать интересные необычные идеи, но и учиться их разрабатывать.

  1   2   3

Похожие:

Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы Учебное исследование и школьное обучение iconМетодика проведения учебных исследований учащихся начальной школы Учебное исследование и школьное обучение
А. И. Савенкова «Одаренный ребенок в массовой школе», выпущенной издательской фирмой «Сентябрь» в 2001 году, и «Содержание и организация...
Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы Учебное исследование и школьное обучение iconМетодика «психологическая культура личности» (для учащихся 2 7 классов начальной и средней школы)
Методика предназначена для изучения особенностей психологического функционирования личности школьников начальной и средней школы
Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы Учебное исследование и школьное обучение iconМетодика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды в учебной деятельности Задание 2 Тема
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы Учебное исследование и школьное обучение iconМетодика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды в учебной деятельности. Тема 6
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы Учебное исследование и школьное обучение iconПеречень и аннотация элективных курсов профильной экологической школы Педагог Фролова Галина Ивановна Основы проектно-исследовательской деятельности (1,5 часа)
Метод проектов. Проектная деятельность учащихся. Проектно-исследовательская деятельность. Учебное исследование и научное исследование....
Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы Учебное исследование и школьное обучение iconМетодические рекомендации по оценке качества образовательных достижений выпускников начальной школы (Татур А. О., Марголина В. В., Зозуля Е. С.) (10 печ л.)
Ализ используемых в начальной школе учебников; результаты анкетирования выпускников начальной школы; рекомендации администрации оу...
Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы Учебное исследование и школьное обучение iconКомитет по архитектуре и градостроительству города москвы временная методика формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта для проведения
Временная методика формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта для проведения конкурса (аукциона) по выбору...
Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы Учебное исследование и школьное обучение icon«Основы проведения экологических исследований в учреждениях образования»
Тема: Методика проведения комплексных экологических исследований. Отчетная документация и правила ее оформления
Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы Учебное исследование и школьное обучение iconЭстетическое воспитание учащихся начальной национальной (адыгейской) школы в условиях интегрированного обучения
Гипотеза исследования – целенаправленное формирование эстетического отношения к действительности учащихся начальной национальной...
Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы Учебное исследование и школьное обучение iconОбучение изобразительному искусству учащихся начальной школы средствами компьютерных технологий
Фгбоу «Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова», г. Владикавказ, рсо-алания
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница