9. система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования контроль и оценка результатов обучения в начальной школе




Скачать 129.07 Kb.
Название9. система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования контроль и оценка результатов обучения в начальной школе
Дата25.10.2012
Размер129.07 Kb.
ТипДокументы


9. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе


Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения. Система контроля и оценки ставит задачу развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности:

- качество усвоения предметных знаний – умений-навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

- степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);

- степень развития основных качеств умственной деятельности (умение наблюдать, анализировать, сравнивать классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и т.д.);

- уровень развития познавательной активности, интересов отношения к учебной деятельности, степень прилежания.


Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные словесными суждениями (характеристиками ученика).


Характеристика цифровой отметки


«5» - отлично - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему так и по предыдущему материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке);

«4» - хорошо - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; использование нерациональных приёмов, незначительные нарушения логики изложения материала; отдельные неточности при изложении материала.

«3» - удовлетворительно - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых в конкретной работе: не более 4-6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочётов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» - неудовлетворительно - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса.

Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность её состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и т.д.).


Таким образом, в тетрадь и в дневник учитель может выставить две отметки, например, «5/3»: за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Оценка за общее впечатление от работы снижается, если:

- в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;

- работа оформлена небрежно;

- работа плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, неоправданных сокращений слов;

- отсутствуют поля и «красные» строки.


Методы и формы организации контроля


Устный опрос – устное изложение учеником изученного материала.

Письменный опрос – проведение самостоятельных и контрольных работ, тестовых заданий, графических работ.


Особенности контроля и оценки по русскому языку


Формы организации контроля

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изученных грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слова и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение – проверяет, как идёт формирование навыка письменной речи, умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов, умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных ситуациях.


Классификация ошибок и недочетов,

влияющих на снижение оценки

Ошибки:

- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;

- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (словарные слова);

- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

- наличие ошибки на изученные правила по орфографии;

- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отражённых в авторском тексте;

- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочёты:

- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

- отсутствие «красной» строки;

- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;

- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.


Особенности контроля и оценки по чтению


В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

- навык осознанного чтения в определённом темпе;

- умение выразительно читать и пересказывать текст;

- учить наизусть стихотворение и прозаическое произведение;

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется передаче основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника:

- умение ориентироваться в книге;

- знание литературных произведений;

- знание жанров литературных произведений и особенностей;

- знание имён детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.д.).

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеют специфические особенности уровня сформированности навыка чтения. Учитывая эти особенности, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

- в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения 25-30 слов в минуту (конец учебного года); понимание значения отдельных слов и предложений;

- во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

- в третьем классе, наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами, основными задачами контроля является достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту вслух и 85-90 слов в минуту «про себя»; проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений; использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;

- в четвёртом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и предложениями; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту вслух и 150-120 слов в минуту «про себя»; выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного так и неподготовленного текста; самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.


Классификация ошибок и недочётов,

влияющих на снижение оценки

Ошибки:

- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

- неправильная постановка ударений (более 2);

- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;

- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

- нетвёрдое знание наизусть подготовленного текста; монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочёты:

- не более двух неправильных ударений;

- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;

- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное время;

- неточности при формулировке основной мысли произведения;

- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.


Формы организации контроля по чтению:

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный устный опрос;

- письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события и пр.)

- самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями, оглавлением;

- тестовые задания.


Особенности контроля и оценки по математике


В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.


Классификация ошибок и недочётов,

влияющих на снижение оценки

Ошибки:

- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;

- неправильный выбор действий¸ операций;

- неверные вычисления в случае, когда цель задания – проверка вычислительных умений и навыков;

- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;

- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;

- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

Недочёты:

- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);

- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;

- неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;

- наличие записи действий;

- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.


Оценивание устного ответа

В основу оценивания устного ответа учащегося положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

Ошибки:

- неправильный ответ на поставленный вопрос;

- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;

- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующее объяснение.

Недочёты:

- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;

- при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;

- неумение точно формулировать ответ решённой задачи;

- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;

- неправильное произношение математических терминов.


Формы организации контроля по математике:

Текущий контроль по математике осуществляется как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего материала рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта.

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится, в основном, в письменной форме. Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся даётся несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров. На выполнение такой работы отводится 5-6 минут.

Итоговый контроль проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.


Особенности контроля и оценки по образовательной области «Окружающий мир»


Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.


Классификация ошибок и недочётов,

влияющих на снижение оценки

Ошибки:

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики несущественной;

- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

- ошибки в сравнении объектов, их классификация на группы по существенным признакам;

- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

- отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстрированным материалом;

- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочёты:

- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

- неточности при нахождении объекта на карте.


Формы организации контроля по «окружающему миру»

Для контроля и оценки знаний по этому предмету используются индивидуальные и фронтальные устные проверки, различные письменные работы, не требующие развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные, практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса.

Индивидуальный устный опрос проводится в следующих формах: рассказ-описание, рассказ-рассуждение.

При письменной проверке знаний используются контрольные работы, тестовые задания, работа с карточками-заданиями, графические работы.

Нормы оценок за все виды проверочных работ по предметам образовательной области «Окружающий мир» соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.


Итоговое оценивание и формы сохранения результатов учебной

и внеучебной деятельности учащегося

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП НОО являются достижения в предметных грамотностях (компетентностях) и ключевых компетентностях при освоении основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования, а также внеучебные достижения младших школьников как в рамках ООП, так и за её пределами.

В итоговой оценке реализации ООП выделяются отдельно (независимо друг от друга) три составляющие:

  • результаты текущего (формативного, промежуточного) оценивания, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП НОО;

  • результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых культурных предметных способов действий/средств, необходимых для продолжения образования на следующем шаге;

  • внеучебные достижения младших школьников.


Для сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащихся (в строгом терминологическом смысле этого слова) используются:

1) общеклассные справочники, сборники правил по каждой предметной линии, плакаты (цифровые учебные объекты, распечатываются в своём окончательном виде при переходе из класса в класс или в среднюю школу) — как форма сохранения результатов учебной деятельности класса;

2) презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) — как форма сохранения результатов пробно-поисковой работы группы.


Для сохранения результатов практических работ учащихся используются:

1) творческие работы (графические, живописные, литературные, научные описания собственных наблюдений и экспериментов) как в форме портфолио (накопительных папок), так и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников (возможны как цифровые, так и печатные формы);

2) презентация, фиксация результатов преобразования модели (схема, чертёж и др. знаковые формы, полученные ребёнком в ходе индивидуального решения задачи (в виде цифрового объекта или распечатки);

3) выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребёнка — соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки).


Все материалы младшего школьника по итогам образования в начальной школе оформляются в форме портфолио (дневника, накопительной папки).

«Портфолио» ученика представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов: всех контрольно-проверочных и диагностических работ (стартовая, итоговая, диагностическая, тематическая проверочная работы) и их оценочных листов; продуктов учебно-познавательной деятельности школьника (докладов, презентаций и т.п.); «карт знаний», а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, учителей, родителей и т.п.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности учащихся и дальнейшей коррекции процесса обучения.

Оценка содержимого «портфеля» осуществляется одноклассниками и учителем в форме содержательной качественной оценки с использованием информационной среды образовательного учреждения.

Похожие:

9. система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования контроль и оценка результатов обучения в начальной школе iconСистема оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
С требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система...
9. система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования контроль и оценка результатов обучения в начальной школе iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100»
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов...
9. система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования контроль и оценка результатов обучения в начальной школе iconViii. Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Едерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в гоу прогимназии №1736 разработана система...
9. система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования контроль и оценка результатов обучения в начальной школе iconПоложение об оценке достижения планируемых результатов в начальной школе
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её...
9. система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования контроль и оценка результатов обучения в начальной школе iconАдминистрации лысковского района нижегородской области
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
9. система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования контроль и оценка результатов обучения в начальной школе iconОсновная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения «Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начальгого общего образования 95
9. система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования контроль и оценка результатов обучения в начальной школе iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Система оценки достижения...
9. система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования контроль и оценка результатов обучения в начальной школе iconМуниципального образования город дербент муниципальное общеобразовательное учреждение
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Система оценки достижения...
9. система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования контроль и оценка результатов обучения в начальной школе iconПояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
9. система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования контроль и оценка результатов обучения в начальной школе iconОсновная образовательная программа начального общего образования в контексте фгос моу чайковская сош нытвенского района Пермского края школа работает по умк «Школа России»
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования 36
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница