Разработка урока истории в 6 класе Тема: Культура Древней Руси




Скачать 45.27 Kb.
НазваниеРазработка урока истории в 6 класе Тема: Культура Древней Руси
Дата25.10.2012
Размер45.27 Kb.
ТипРазработка урока

Ивандаева Валентина Вячеславовна, учитель истории МБОУ Аршановская СОШ


Разработка урока истории в 6 класе


Тема: Культура Древней Руси


Цель: формирование у учащихся целостного представления о Киевской Руси; ее значении в системе европейских и восточных государств.


Задачи:

- рассказать о начале русской письменности и летописания;

- пояснить роль Киевской Руси как государства, ставшего исторической и культурной колыбелью трех восточно-славянских народов – русских, украинцев и белорусов;

- воспитывать уважение к культуре своего народа и желание познакомиться с ней.


Основные понятия: культура, былины, летопись, искусство, икона, миниатюра, устав, зодчество, фреска, патриотизм.


Основные персоналии: Кирилл и Мефодий, Нестор, Илларион


Оборудование: учебник Данилов А.А. и др. История России с древнейших времен до до нач. XVI в., иллюстрации, мультимедийное оборудование, наст.карта «Русь в ХII – н. ХIII вв.».


Форма проведения урока: КСО (коллективный способ обучения)


Ход урока.


  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: подготовить учащихся к изучению нового материала

-Что вы понимаете под культурой?

(Все, что вы перечислили, представляет ценность?

- Кто создает эти ценности?)

-С культурой какого государства мы будем знакомиться?


Сообщение темы урока

- О каких ценностях мы будем сегодня с вами говорить?

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?


  1. Изучение нового материала.

Цель:  сформировать у учащихся представление об основных направлениях

развития древнерусской культуры 

План урока

  1. Особенности культуры Древней Руси.

  2. Устное народное творчество (былины, пословицы, поговорки, сказки, песни и т.д.)

  3. Письменность и грамотность

  4. Литература.

  5. Зодчество и храмовая живопись.

1) Особенности культуры.

-Как вы считаете, что могло повлиять на формирование культуры Древней Руси?

(Работа с картой «Киевская Русь в IX-XI вв.»)

( наследие восточных славян, другие народы и соседи, Византия)

-Исходя из этого, в чем вы видите самобытность древнерусской культуры?


Вывод: древнерусские мастера творчески перерабатывали культурные достижения Византии и других соседей, создавая свои творения, они стремились отразить в них думы русского народа.


2) Устное народное творчество.


Бытует мнение, что былины играли большую роль в жизни человека Древней Руси.

-Вы согласны с этим или нет? Почему?

-Что воспевается в былинах? (Какой идеей они проникнуты?)

-Каких былинных героев вы знаете?

-Какими качествами они обладают?

ВЫВОД: русские былины воспевали подвиги богатырей во имя освобождения своей земли, ее защиты от врагов.


3) Письменность и литература

Культурное наследие в Киевской Руси передавалось не только из уст в уста, но и в письменном виде.

Еще до принятия христианства на Руси существовала письменность.

Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные в Новгороде, которые сохранились до наших времен. Но вместо букв использовались знаки, имеющие разные значения. Березовую кору люди использовали для переписки, записи деловой информации.

Более простая и понятная славянская азбука (Кириллица) была создана византийскими монахами Кириллом и Мефодием.

Некоторые буквы Кирилл взял из греческого алфавита, другие придумал сам. Братья начали переводить греческие и латинские рукописи на славянский язык. После этого стали открываться школы при монастырях и церквах.

Обучение велось на родном языке; учили чтению, письму, счету и основам христианского вероучения.

Стали появляться первые рукописные книги. Они изготавливались из специально выделанной телячьей кожи.

Книга украшалась небольшими изящными картинками-миниатюрами. Книги были очень дорогими. Их могли себе позволить только богатые люди.

Развитие письменности приводит к развитию первых литературных произведений.

-Какие это были произведения, вы определите самостоятельно, заполнив таблицу по тексту параграфа на стр.58.

-Какая идея объединяет эти произведения? (идея величия Руси, ее особой роли в христианстве)


4) Зодчество.

В Киевской Руси были памятники каменного зодчества, сохранившиеся и по сей день. Среди них Софийские соборы в Киеве и в Новгороде.

Сообщения учащихся.

Вам рассказали о внешнем виде. Но внутреннее убранство соборов тоже отличалось изысканностью и богатством.

Стены были покрыты фресками и мозаикой.

-Фрески – это…..

- Мозаика-это…

-Как вы думаете, какая идея объединяет эти памятники зодчества?

(храм-сосредоточение нескольких видов искусства, единство, строились на века)

Выводы

-Какие качества воспитывались в русском народе через рассмотренные нами ценности?

-Как это можно выразить одним словом? (патриотизм)


III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Цель: проверить насколько учащиеся усвоили новый материал

Сейчас мы с вами проверим, как усвоили материал нашего урока.

Тест.

1.Кто был автором «Повести временных лет»?

А) митрополит Илларион Б) монах Нестор В) Владимир Мономах

2. Что такое миниатюра?

А) небольшое архитектурное сооружение

Б) иллюстрация в рукописной книге

В) название иконы в Древней Руси

3. На каком языке составлялась летопись в Киевской Руси?

А) на латыни б) на греческом В) на славянском

4. Как называлась славянская азбука?

А) кириллица Б) буквица В) скоропись

5. Что относится к жанру героического эпоса?

А) сказки Б) былины В) летописи


IV. Домашнее задание: мы с вами рассмотрели не все ценности древнерусской культуры, дома обратите внимание на пункт «Художественное ремесло» п.7, отв на вопросы на стр.63.

Похожие:

Разработка урока истории в 6 класе Тема: Культура Древней Руси iconКультура Древней Руси. Древнерусская литература. Основные жанры древнерусской литературы
Тема и номер урока в теме «Культура Древней Руси. Древнерусская литература. Основные жанры древнерусской литературы». Урок №1
Разработка урока истории в 6 класе Тема: Культура Древней Руси iconУрок, тема: Культура Киевской Руси в IX-XIII веках
Ознакомления учащихся с достижениями культуры Древней Руси в различных ее отраслях
Разработка урока истории в 6 класе Тема: Культура Древней Руси iconМетодическая разработка урока по истории древнего мира 5 класс Тема: «Местоположение и природа Древней Индии»
Цель урока: познакомить учащихся с природой занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии, продолжить формирование умений...
Разработка урока истории в 6 класе Тема: Культура Древней Руси iconВопросы для экзамена по истории отечества
Возникновение государства. Правления киевских князей с Рюрика по Владимира Мономаха. Социально-экономические отношения на Руси. Внешняя...
Разработка урока истории в 6 класе Тема: Культура Древней Руси iconРазработка урока: Древнегреческий театр. 5 класс
Цель урока: познакомить учащихся с театром Древней Греции, раз- вивать интерес к изучению истории, познавательную активность
Разработка урока истории в 6 класе Тема: Культура Древней Руси iconБиблиография по истории древней руси
Алексеев Ю. Г. Псковская Судная грамота и ее время: развитие феодальных отношений на Руси XIV – xviвв
Разработка урока истории в 6 класе Тема: Культура Древней Руси iconТема: Культура Древней Руси
Вывод: древнерусские мастера творчески перерабатывали культурные достижения Византии и других соседей, создавая свои творения, они...
Разработка урока истории в 6 класе Тема: Культура Древней Руси iconПлан работы: Введение Древнерусское государство когда и как Духовная культура
Древней Руси можно считать IX век. Я решил описать культуру Киевской Руси до 1236 года начала татаро-моногольского ига. После этого,...
Разработка урока истории в 6 класе Тема: Культура Древней Руси iconРеферат по истории России Тема: Язычество и христианство Древней Руси Работу
Одной из самых интересных тем в истории России, на мой взгляд, является история верований русского народа в прошлом и сейчас. Язычество,...
Разработка урока истории в 6 класе Тема: Культура Древней Руси iconРусь Древняя и Удельная Библиографический указатель
Киевской Руси (09–xi в.), а также период феодальной раздробленности страны (xii–xiv в.). Представлены книги по истории, философии,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница