Совместная деятельность семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания в начальных классах




НазваниеСовместная деятельность семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания в начальных классах
Дата25.10.2012
Размер46.9 Kb.
ТипДокументы
Совместная деятельность семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания в начальных классах.

Филатова Наталья Александровна

учитель начальных классов ВКК МОУ СОШ №4 г. Борисоглебска Воронежской области.

Аннотация.

В данной статье говорится о совместной деятельности семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания в начальных классах. Материал отражает реализацию авторской программы «Духовность и культура» по основам православной культуры. Перечислены варианты принятия участия родителей в школьных мероприятиях. Раскрываются возможности изучения своей семьи, которая является основой всей жизни человека.


This article refers to the joint activities of family and school in the process of spiritual and moral education in primary schools. The material reflects realization of the authorial program "Spirituality and culture" on bases of the Orthodox culture. There are some the options for making the participation of parents in school activities. Disclosed the possibility of studying the family, which is the foundation of all human life.


В современном, излишне прагматичном мире, ощущается недостаток духовно-целостных личностей. Жизнь в обществе рациональных потребителей не способствует развитию творческой активности личности. Заглушается звучание тонких струн детской души в процессе познания окружающего мира [1; 14]. Мы, учителя начальных классов, имеем доступ к детской душе и несём ответственность за духовно-нравственное развитие в образовательном и воспитательном процессе. Формирование системы ценностей, становление личности и развитие культуры происходит одновременно в семье и школе. Неразрывность данного процесса является важнейшим условием совместной деятельности школы и семьи в данном направлении воспитательной работы.

Осознавая актуальность данного направления, мною была разработана программа факультатива «Духовность и культура» по основам православной культуры. После прохождения курсов для работников ОУ по проблеме «Духовно-нравственное просвещение» в Воронежском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования я внесла некоторые коррективы в свою программу. Основная цель занятий факультатива «Духовность и культура» - приобщение детей к духовно-нравственным и культурным традициям Отечества. Цель и задачи данной программы были озвучены на родительском собрании. Принцип добровольности и светский характер занятий соблюдены в обязательном порядке. А методы и формы их проведения не только совместно обсуждались, но и были дополнены в ходе совместного обсуждения. Так, например, родители не просто согласились побывать на некоторых мероприятиях в качестве зрителей, но и предложили свою помощь и поддержку, выбрав различные варианты своего участия:

-подбор и разработка сценариев праздников с учётом индивидуальных особенностей учеников класса;

-помощь в оформлении места проведения праздника;

-подбор музыкальных композиций;

-помощь в изготовлении костюмов и атрибутов;

-помощь в постановке танцевальных номеров;

-непосредственное участие, исполняя определённую роль или являясь членами жюри;

- организация экскурсий в музеи и на тематические выставки;

-участие в акциях милосердия, благотворительности и взаимопомощи, как общегородского и школьного уровня, так и внутри своего класса (лечение, потеря близких, несчастный случай).

Начиная с первого класса, в ходе бесед по православию использую детские презентации со звуком, видеофильмы и мультфильмы. С помощью зрительного и слухового восприятия шедевров мировой культуры живописи и музыки оказывается наиболее сильное эмоциональное воздействие. Не меньшую роль играет знакомство с литературными произведениями таких авторов, как Г.Х. Андерсен, А.С. Пушкин, И. Бунин, С.В. Сухомлинский, В. Солоухин, Л.Н. Толстой, И.С. Шмелёв, И.С. Никитин, Л. Пантелеев, К. Паустовский [3; 7]. Неизгладимый след в душе детей остаётся после экскурсии по святым местам нашего города, посещения историко-художественного музея, тематической выставки икон, вышитых бисером.

Одним из самых ярких праздников была защита проекта «Моя семья – моя основа». Долгая творческая совместная подготовка детей и родителей, предшествовали ему. На протяжении двух месяцев каждый исследовал свою семью. Накопилось много собранных материалов: рисунки, коллажи, ответы на вопросы анкеты, фотографии. Дети беседовали со старшим и средним поколением, узнали много нового о членах своей семьи, некоторые составили родословное дерево. Состоялась встреча с благочинным Борисоглебского церковного округа протоиереем Андреем Черницыным, на которой говорилось о семейных ценностях в русской православной культуре.

На следующем этапе произошло разделение на группы. Их получилось четыре, у каждой своё направление, условное, так как по тематике они слишком взаимосвязаны. Каждая готовила отчет по своей теме: «Растём и развиваемся в семье», «Труд и отдых в семье», «Забота и внимание», «Традиции семьи». Дети из первой группы рассказали о том, как растут и развиваются они от самого рождения до настоящего времени в окружении своей семьи. Именно здесь в семье человек учится не только ходить, говорить, но и чувствовать, ощущая нежность и ласку, строгость и требовательность. О трудовой деятельности в семье говорили ребята из второй группы. Выяснилось, что дети являются не только помощниками, но и порой ответственными за какое-нибудь дело. Отдых в семье рассматривали не как праздность и безделье, а как заслуженную награду за труд, как возможность восстановить силы, здоровье, обогатить себя духовно и культурно. Принимая заботу близких по отношению к себе, ученики из третьей группы, отметили, что и они могут и уже заботятся о своих младших братишках и сестрёнках. Проявляют внимание они и к тем, кто заболел или просто устал после работы. Важно отметить вывод, о том, что заботиться надо не только сейчас, но и потом, в своих будущих семьях: не оставлять детей в домах ребёнка, не сдавать в дома престарелых бабушек и дедушек.

О семейных традициях поведали ребята из третьей группы. Речь шла как о православных традициях, сохранённых и передаваемых из поколения в поколение: крещение, венчание, пасхальные и рождественские встречи, так и новых традициях, появившихся в каждой семье. Упоминалась традиция празднования Всемирного Дня семьи, который совпал с Днём нашего города 15 мая, в честь святых Бориса и Глеба. Познавательной была информация о Всероссийском Дне семьи, любви и верности 8 июля, в память святых Петра и Февронии. Совместно с родителями собрали ромашку – символ крепкой семьи, основанной на любви. В наглядной презентации использовались фотографии всех семей учащихся класса. Незабываемое впечатление произвели стихи, песни и танцевальная композиция, прозвучал «Гимн семье».

В процессе подготовки и проведения праздника каждый прошёл свой путь от простых наблюдений, до размышлений о важности своей роли и роли каждого члена семьи, и наконец, пришло осмысление того, что основой всего в жизни является его собственная семья


Литература.

  1. Т. В. Дорофеева, Л. И. Романова «Основы православной культуры" Методическое пособие. Воронеж, 2009.

  2. О. А. Куревина «Воспитание основ духовности и нравственности». Начальная школа плюс До и После. – 2010. № 9, Москва, ООО «Балассс».

  3. О. Н. Урбанская «Работа с родителями младших школьников», Москва, Просвещение, 1989.




Похожие:

Совместная деятельность семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания в начальных классах iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Совместная деятельность семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания в начальных классах iconПримерная программа воспитания и социализации обучающихся
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы 40
Совместная деятельность семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания в начальных классах iconПримерная программа воспитания и социализации обучающихся
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы 20
Совместная деятельность семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания в начальных классах iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания
Программа духовно-нравственного развития и воспитания создана нами на основе требований Федерального государственного образовательного...
Совместная деятельность семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания в начальных классах iconПрограмма духовно-нравственного воспитания
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России1, Концепции умк «Школа России» с учетом методических...
Совместная деятельность семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания в начальных классах iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания
Программа днрв должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной...
Совместная деятельность семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания в начальных классах iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания
Программа днрв должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной...
Совместная деятельность семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания в начальных классах iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Й и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся моу головинской сош на ступени начального...
Совместная деятельность семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания в начальных классах iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Совместная деятельность семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания в начальных классах iconПрограмма духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «начала нравственности»

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница