Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования




Скачать 78.34 Kb.
НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата03.09.2012
Размер78.34 Kb.
ТипПрограмма
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



Программа для вступительных испытаний, проводимых институтом по традиционной форме по предмету: «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Настоящая программа составлена на базе курса русского языка для основной и полной средней школы.

Содержание экзамена определяют следующие нормативные документы:

1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ Минобразования России № 1236 от 19.05.1998 г.);

2. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (Приказ Минобразования России №56 от 30.06.1999 г.);

3. Приказ Минобразования России №1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

Испытание по русскому языку осуществляется в соответствии с Порядком приема в государственные высшие учебные заведения Министерства образования и науки РФ и Правилами приема в ВЗФЭИ.

Вступительный экзамен по русскому языку проводится в письменной форме в виде изложения. Предлагается отрывок из художественного произведения или отдельный рассказ либо публицистическая статья повествовательного характера объемом 450-500 слов для абитуриентов, поступающих на бюджетной основе, и 350 слов для абитуриентов, поступающих на платно-договорной основе.

Продолжительность написания изложения – 180 минут без перерыва. Отсчет времени начинается после того, как текст будет прочитан три раза.

На вступительном испытании при оценке изложения учитывается:

а) содержание - объем изложения должен составлять не менее 70% исходного текста; если объем изложения в два раза меньше нижнего предела, то такая работа не засчитывается вовсе (оценивается «неудовлетворительно»);

- соответствие основной мысли исходного текста;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- логическая последовательность при передаче содержания текста.

б) речевое оформление - разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- точность выражения мысли и уместное использование выразительных средств языка;

- смысловая цельность и композиционная стройность и связность изложения, присутствие абзацного членения;

в) грамотность - количество допущенных абитуриентом ошибок: орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых.

Письменная работа не должна быть написана без опоры на исходный текст.

Для успешного прохождения вступительных испытаний абитуриент должен:

— иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;

— владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;

— уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл суждений о прочитанном — в устной и письменной форме;

— пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;

— иметь представление о социальной сущности языка, его функ­циях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях.


Содержание программы


Фонетика. Орфоэпия

Основные фонетические единицы: звук, слог, фонема, ударение.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.


Лексика и фразеология

Лексическое и грамматическое значение слов.

Прямое и переносное значение слова.

Многозначность слова.

Изобразительные возможности омонимов, паронимов, синонимов, антонимов.

Слово в тексте. Точность словоупотребления. Лексическая сочетаемость
Общее понятие о фразеологии. Основные типы фразеологических единиц.



Состав слова (морфемика). Словообразование

Понятие морфемы. Морфемный анализ.

Основные способы словообразования и формообразования.


Орфография

Принципы русской орфографии. Орфографическое правило.

Правописание гласных после шипящих и ц.

Правописание ъ и ь в частях слов

Гласные и согласные с корнях слов:

— безударные гласные в корнях;

— корни с чередующимися гласными;

— буквы о-е в корнях слов после шипящих;

— согласные в корнях слов

Правописание приставок:

— гласные и согласные в приставках;

— буквы ъ и ы после приставок;

— приставки пре- и при-

Употребление большой и малой букв.


Морфология. Орфография

Имя существительное: типы склонений; правописание падежных окончаний;

правописание окончаний и суффиксов, употребляемых для образования существительных.

Сложные имена существительные и их правописание.

Использование в речи существительных-синонимов.

Имя прилагательное: правописание суффиксов и окончаний;

правописание сложных имен прилагательных.

Правописание имен числительных и их правильное употребление.

Местоимение. Правописание отрицательных и не­определенных местоимений. Правильное использование местоимений как средство связи предложений и частей текста.

Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов.

Использование в речи глаголов-синонимов (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повторения слов

Причастие как особая форма глагола. Правописание гласных в падежных окончаниях и суффиксах причастий. Построение предложений с причастным оборотом.

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий и их правописание. Построение предложений с деепричастием.

Правописание а, о, ь в наречиях.

Правописание наречий через дефис, слитно и раздельно.
Н и нн в полных и кратких причастиях и прилагательных, в именах существительных и наречиях.


Предлоги и союзы как служебные части речи. Их значение и правописание.

Правильное употребление предлогов по, благодаря, согласно, вопреки.

Частицы как служебная часть речи.

Раздельное и дефисное написание частиц.

Правописание не с разными частями речи. Различение на письме частиц не и ни

Синтаксис и пунктуация

Понятие о словосочетании. Типы связи слов в словосочетаниях. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.

Простое предложение и его виды.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Пунктуация в предложениях с обобща­ющими словами

Понятие об обособлении. Обособленные определения и приложения. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборота и существительными с предлогами несмотря на, благодаря, согласно, вопреки и др.

Знаки препинания при сравнительных оборотах и приложениях с союзом как

Обособление уточняющих членов предложения

Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями и знаки препинания при них. Вводные предложения

Основные виды сложных предложений. Смысловые взаимоотношения и средства грамматической связи между частями сложного предложения.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Строение сложноподчиненного предложения и пунктуация в нем.
Смысловые взаимоотношения между частями в бессоюзном сложном предложении. Интонация. Знаки препинания.


Сложные предложения с различными видами связи и пунктуация в них.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной.

Знаки препинания при заимствованных словах и выражениях.

Культура речи. Текст и его строение. Стили речи

Основные виды речевой деятельности. Качества хорошей речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Понятие о тексте и его частях. Лексические средства связи частей текста. Тема и основная мысль текста.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Основные языковые средства выразительности.

Характеристика стилей речи.

Анализ текста при подготовке к изложению. Оценка текста. Редактирование текста. Речевые и грамматические ошибки и недочеты.

Рекомендуемая литература

1. Учебники русского языка, имеющие гриф Министерства образования РФ.

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10—11 классов общеобразовательных учреждений. — М.: 2005.

3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособия для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. — М., 1998 (и другие годы издания).

4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. — М., 2001.

5. Жестерева Е.В., Стерина Е.И. Русский язык: Учебное пособие. — М., 2005 (и другие годы издания).

6. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. — М., 1990 (и другие годы издания).

7. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы. — М., 1994 (и другие годы издания).

8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. — М.: 1996.

9. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В. , Кобанова Н.П. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование.- М., 2008

10. Савко И.Э. Весь школьный курс русского языка: Пособие для учащихся старших классов и абитуриентов.- Минск, 2000


Программа составлена доцентом кафедры иностранных языков Е.В. Жестеревой

и одобрена на заседании кафедры от 18.01 2011 г. протокол №1




Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограммы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский государственный университет экономики и финансов» Деканат общеэкономического факультета
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный технический университет»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тульский государственный педагогический университет им
В государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежская государственная медицинская академия имени н. Н. Бурденко»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тюменская государственная академия культуры и искусств» Институт сервиса и социально-информационных коммуникаций
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный университет культуры и искусств» приказ «16» июня 2009 года №264-О
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «поволжский государственный университет сервиса (пвгус)» процедура проведения
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный технический университет гражданской авиации» (мгту га)
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconКазеное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «владимирский юридический институт федеральной службы исполнения наказаний»
Казеное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница