Закономерность обнаруживается равно и в стихосложении, и в музыке




НазваниеЗакономерность обнаруживается равно и в стихосложении, и в музыке
страница1/9
Дата25.10.2012
Размер1.1 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Развитие ритмического слуха как компонент музыкальности у детей старшего дошкольного возраста


Отражение в сознании человека ритмов действительности - условие его

адекватной ориентировки во времени. Возникшую в результате этого

отражения способность воспринимать и воспроизводить ритмично протекающие

процессы называют чувством ритма. Оно необходимо человеку, когда перед

ним встают задачи ритмизации деятельности или овладения объективно

заданным в ней ритмом.


«Единство жизни - это лишь единство ритма» - такой афоризм вкладывает в

уста художника Винсента Ван-Гога автор книги о нем И. Стоун. В этом

высказывании заключена высокая правда, которая объясняет всесилие ритма

в искусстве: он приходит в искусство из жизни, причем менее всего как

сознательное ее отражение.


Ритм, двудольность заложены в природе. Они наблюдаются в равномерности

биения пульса, в дыхании (вдох и выдох, то есть сильное и слабое время).

В жизни вслед за напряжением всегда следует расслабление, за подъемом

активности идет ее спад. Рабочий цикл живого органа состоит из активного

периода и периода бездействия, когда работающие мышцы или клетки

отдыхают. Так, с периодами покоя бьется наше сердце, так работают наши

легкие, так происходит смена сна и бодрствования. Двудольность мы

наблюдаем в обыденной речи, особенно ярко - в стихах и в музыке.

Трехдольность получается в результате деления целого на наименьшее

нечетное, то есть три. Итак, в двудольности мы имеем чередование сильной

и слабой долей, в трехдольности - сильной и двух слабых. Эта

закономерность обнаруживается равно и в стихосложении, и в музыке.

Двудольность, например, в поэзии выражается в хореической стопе:


Мчатся тучки, вьются тучки,


Невидимкою луна.


В применении к поэзии существует термин поэтическая метрика.

Применительно к музыке -метр, хотя полного совпадения в этих понятиях

нет. Следовательно, метром в музыке будет чередование сильных и слабых

долей с различным их соотношением. Наиболее ярко метр ощутим в

танцевальной музыке (например, двудольность в польке - М. Глинка,

Детская полька ).


Понятие ритма в его широком значении в применении к природе живой и

неживой несколько не сходится с этим словоупотреблением в музыке. Скорее

понимание двудольного музыкального метра как чередования акцентируемой и

неакцентируемой долей характеризует те биологические процессы, о которых

мы уже говорили (дыхание, сердцебиение).


Ритм порождается любым повторением какого-либо элемента, любой

организацией их последования и в этом смысле не знает границ, а его

проявления неисчислимы. Он пронизывает собой все без исключения области

художественного творчества (именно художник тем и отличается от

человека, лишенного творческого дара, что он включен в качестве особого

чуткого элемента во Вселенную, и в нем - элементе этого гигантского,

непредставимого целого - вибрирует и бьется пульс мира, его ритм) [9.

с.57]. Но музыка - искусство временное - всегда считалась сосредоточием

ритма, наиболее ярким и непосредственным его воплощением.


Однако именно то обстоятельство, что ритм был осознан и как одна из

главных закономерностей живописи и скульптуры, позволило древним грекам

ввести их в состав мусических искусств и распространить на них те

принципы, которые были разработаны теорией искусств - «музыкой» Свой

трактат «О музыке» Аврелий Августин посвятил, прежде всего, проблемам

ритма. «Музыкой в музыке» назвал ритм немецкий философ Ф. Шеллинг; и до

сего дня наиболее заметные проявления ритма в словесном,

изобразительном, драматическом видах искусства воспринимаются как

«музыкальность».


Но - одновременно - ритм остается самой свободной, наиболее далекой о

регламентации стороной музыкального мышления и, соответственно,

музыкальной речи.

изучения музыкальных произведений на

музыкальных занятий музыкально-ритмическими движениями,

соответствующими по характеру эмоциональной окраске музыки;


-использования нетрадиционных форм обучения на занятиях музыки в


ДОУ


Для решения цели и гипотезы исследования мы ставим следующие

задачи:


- изучить психолого-педагогические основы проблемы развития музыкальных

способностей


- выявить уровень развития у детей старшего дошкольного возраста

ритмического слуха как компонента музыкальной способности;


- определить педагогические условия, способствующие наиболее

эффективному развитию ритмического чувства и проверить их в ходе

опытно-экспериментальной работы;


Методы исследования:


- наблюдение;


- педагогический эксперимент;


-количественная и качественная обработка результатов исследований;

Теоретической основой исследования: являются психолого-педагогические и

эстетические исследования, связанные с темой курсовой работы. Изучались

труды известных педагогов и психологов, таких как: Теплов Б.М.,

Ветлугина Н.А., Холопова В.Н., Саямов М., Кабалевский Д.Б., Радынова

О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Петрушин В.И., Зимина А.Н.,

Школяр Л.В. и др.


База исследования: Подготовительный класс хореогрфического отделения

Харбалахской детской музыкальной школы Таттинского улуса.


Наша дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и

практической), заключения, методических рекомендаций, списка литературы

и приложения.


Глава I. Научно-теоретические основы развития ритмического

слуха у детей старшего дошкольного возраста


1.1. Психолого-педагогические основы проблемы развития музыкальных

способностей


Музыка - одно из богатейших и действенных средств эстетического

воспитания. Она обладает большой силой эмоционального воздействия и

поэтому является важным средством формирования идейных убеждений,

нравственных и эстетических идеалов. Вот почему музыкальному воспитанию

подрастающего поколения уделяется такое большое внимание.


В нашей стране проблемы музыкального воспитания и музыкальной психологии

получили широкую разработку в трудах: Н.А. Ветлугиной, А.Н. Зиминой,

О.П. Радыновой, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили, Б.М. Теплова, Е.В.

Назайкинского, В.В. Медушевского, Г.С. Тарасова, Л.Л. Бочкарева, В.И.

Петрушина и др.


Определение структуры музыкальности позволяет установить те музыкальные

способности, которые надо развивать для успешного выполнения ребенком

того или иного вида музыкальной деятельности.


Вопросы развития музыкальности изучались С.Н. Беляевой-Экземплярской,

Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, М. Нильсон, М. Викат, А.И. Катинене,

О.П. Радыновой, СМ. Шоломович и др.


Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных

способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или

развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и

обучения.


Другим важным теоретическим аспектом проблемы, от которого существенно

зависит практика музыкального воспитания, является определение

содержания понятий: музыкальные способности, музыкальность, музыкальная

одаренность. От того, что принимается за основу содержания этих понятий,

в большей степени зависят и направления педагогических воздействий,

диагностика музыкальных способностей.


В разработке теоретических и практических аспектов проблемы развития

музыкальных способностей существуют различные подходы, имеются

разночтения в определении важнейших понятий.


Так, определение понятия музыкальности, которое дается в

психологической и музыкально-педагогической литературе, подчеркивает ее

комплексность и многосоставность, установление между отдельными

компонентами музыкальности своеобразных связей.


Б.М. Теплов в своих работах (в частности, в работе «Психология

музыкальных способностей») дал глубокий и всесторонний критический

анализ этому и ряду других направлений изучения музыкальности. Он

сравнивал точки зрения психологов, представлявших самые различные

направления в психологии, и излагал свой взгляд на проблему.


Рассматривая вопросы о природе музыкальных способностей и об определении

понятия музыкальность,

Б.М. Теплов противопоставляет два направления в

психологии: гештальтпсихологию (на примере работ немецкого психолога

Г.Ревеша) и психологию элементов (основанную на трудах американского

психолога С.Сишора).


Несмотря на кажущееся различие позиций авторов, Б.М. Теплов находит

точки соприкосновения во многих важнейших положениях, высказанных ими.


Г. Ревеш понимал музыкальность как единое целостное явление, которое не

поддается никакому анализу и не допускает его. Она, по его мнению,

включает в себя способность эстетически наслаждаться музыкой,

переноситься в ее настроение, глубоко понимать форму и строение фразы,

предполагает тонкое чувство стиля.


Он не включает в понятие музыкальность отдельные музыкальные

способности, а определяет ее как единое неделимое свойство, данное

человеку от природы. Для того чтобы определить, музыкален ли ребенок, Г.

Ревеш предлагает пользоваться рядом испытаний, тестов, которые не

характеризуют самого понятия музыкальность, а лишь косвенно указывают на

ее наличие.


Педагогическим выводом, вытекающим из теории Г. Ревеша, признающей

врожденность музыкальности, является его утверждение, что развить

музыкальность возможно только у людей, у которых она имеется от природы,

и, следовательно, лишь лица, обладающие ею, способны обучаться музыке.

Не обладающие музыкальностью люди (а таких, по Ревешу, много) не могут

воспитать ее в себе.


С. Сишор, напротив, рассматривал музыкальность как совокупность

отдельных, не связанных между собой музыкальных способностей (их он

насчитывает 25), которые сводятся в пять больших групп: музыкальные

ощущения и восприятие; музыкальное действование; музыкальная память и

музыкальное воображение; музыкальный интеллект, музыкальное

чувствование. По мнению С. Сишора, в основе музыкальности лежат

сенсорные музыкальные способности, которые могут быть представлены у

индивидов в различной степени и точно измерены с помощью специальных

тестов. Тесты, разработанные С. Сишором для диагностики музыкальности,

названы элементными, т.е., с его точки зрения, не зависящими от

практики, упражнений, возраста и т.д. Диагностируемые качества человека

признаются, таким образом, врожденными, данными от природы.


Таким образом, С. Сишор является автором первой системы тестовых

измерений музыкальных сенсорных способностей.


Тесты, построенные на признании в понятии музыкальность ведущей роли

простейших сенсорных способностей - различение мелких единиц высоты,

интенсивности, длительности отдельных звуков С. Сишор предлагает

определять наличие музыкальных способностей с помощью неких

количественных норм. На основании измерения мелких градаций

чувствительности к изменениям высоты, интенсивности звуков и т.д.

определяется целесообразность занятий детей музыкой. Например, если

ребенок обнаруживает чувствительность к различению высоты звуков до трех

герц, то, по мнению С. Сишора, он может стать музыкантом; если свыше

восемнадцати герц, он не должен иметь никакого отношения к музыке.


Признавая врожденность музыкальности, С. Сишор сходится в своих конечных

выводах с Г. Ревешем.


Б.М. Теплов опровергает утверждение С.Сишора, что способность различать

мелкие единицы высоты не может быть развита у человека. Он приводит

данные, свидетельствующие о том, что в результате несложных упражнений

звуковысотная чувствительность быстро развивается. Кроме того, она

заметно улучшается с возрастом, повышается в результате музыкальной

деятельности. Эти факты доказывают, что разработанные тесты, построенные

на диагностике якобы врожденных, не развиваемых способностей, не могут

быть достоверными.


Б.М. Теплов отрицает и саму идею различения мелких единиц высоты звуков

как показателя музыкальности человека. Он доказывает, что музыкальный

слух не имеет никакого отношения к различению колебаний высоты одного

звука (эта способность нужна лишь для настройки музыкальных

инструментов).


Приведенные Б.М. Тепловым экспериментальные данные свидетельствуют: у

половины обследованных им детей с выдающимися музыкальными способностями

достаточно низкий порог различения мелких единиц высоты звуков, что

опровергает диагностику С. Сишора, по «нормам» которой эти дети не

должны обучаться музыке.


Теплов четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных

способностей. Опираясь на работы выдающегося физиолога И.П. Павлова, он

признавал врожденными свойства нервной системы человека, но не

рассматривал их только как наследственные (ведь они могут формироваться

в период внутриутробного развития ребенка и в течение ряда лет после

рождения).


Врожденные

свойства нервной системы Б.М. Теплов отделяет от психических

свойств человека. Он подчеркивает, что врожденными могут быть лишь

анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в

основе развития способностей.


Способности Б.М. Теплов определяет как индивидуально-психологические

особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения

какой-либо одной деятельности или многих. Они не сводятся к наличию

навыков, умений или знаний, но могут объяснить легкость и быстроту их

приобретения [74, с. 16-17].


Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления

музыкальной деятельности, объединяются в понятие музыкальность. К ним

относятся: способность чувствовать эмоциональную выразительность

звуковысотного движения (то есть, способность произвольно оперировать

музыкально-слуховыми представлениями), способность чувствовать

эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить

последний [71, с. 304-305].


Важным выводом, сделанным психологом, является признание динамичности,

развиваемости способностей: «Не в том дело, что способности проявляются

в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» [47,
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Закономерность обнаруживается равно и в стихосложении, и в музыке iconЛекция №4. Закономерности систем
Целостность. Закономерность целостности проявляется в системе в возникновении новых интегративных качеств, не свойственных образующим...
Закономерность обнаруживается равно и в стихосложении, и в музыке iconЛитература и музыка «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов»
Цель: систематизировать знания учащихся о творчестве поэта, привить любовь к русской музыке и поэзии
Закономерность обнаруживается равно и в стихосложении, и в музыке iconИмпрессионизм в живописи и музыке
Освоение знаний о стилях и направлениях (отличие импрессионизма от традиционного искусства, как это новое направление в художественно-изобразительном...
Закономерность обнаруживается равно и в стихосложении, и в музыке iconИмпрессионизм в икусстве, музыке, литературе
Данный реферат посвящён импрессионизму в искусстве, музыке и литературе
Закономерность обнаруживается равно и в стихосложении, и в музыке iconИмпрессионизм в икусстве, музыке, литературе
Данный реферат посвящён импрессионизму в искусстве, музыке и литературе
Закономерность обнаруживается равно и в стихосложении, и в музыке icon10 минут; каждая задача – 6 баллов
Частное от деления двух одночленов равно 9х2у, а их произведение равно х8 Приведите пример таких одночленов
Закономерность обнаруживается равно и в стихосложении, и в музыке iconЗакон необходимого разнообразия 28 > 13. Закономерность осуществимости и потенциальной эффективности систем 28 > 14. Закономерность целеобразования 28 > 17. Системный подход и системный анализ 29
Развитие различных сфер человеческой деятельности на современном этапе невозможно без широкого применения вычислительной техники...
Закономерность обнаруживается равно и в стихосложении, и в музыке iconУчебные пособия Воспоминания бычков юрий Николаевич о системном характере ладовой организации в музыке
Музыкальная эстетика Ладовая организация в музыке Гармония и музыкальная форма Музыкальная педагогика
Закономерность обнаруживается равно и в стихосложении, и в музыке iconПрограмма внеурочной деятельности
Только в этом случае решается очень важная задача музыкального развития: воспитывается интерес и любовь к музыке, эмоциональное отношение...
Закономерность обнаруживается равно и в стихосложении, и в музыке iconТема реферата: «Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» развитие или закономерность?» Научный руководитель : Бубнова Н. Н., учитель литературы, 1 квалификационная категория
«Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» развитие или закономерность?»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница