Скачать 456.85 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный университет»Кафедра __Естествознания и философии образования_ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ __________________________ ________________________ декан __________ факультета проректор по учебной работе __________________________ зав. кафедрой ______________ « » ____________ 20__ г. « » ____________ 20__ г. Программа дисциплины
Магнитогорск, 2009 I. Организационно-методический раздел
Подготовка студентов по курсу Концепции современного естествознания в соответствии с требованиями «Государственного образовательного стандарта ВПО 080507 – Менеджмент организации». 1.2. Задачи курса: 1. Формирование у студентов понятия о современной естественно-научной картине мира (что невозможно без анализа основных этапов ее развития). 2. Выявление скрытых связей, создающих органическое единство всех физических, химических, биологических явлений и их связей с некоторыми социально-экологическими и психолого-педагогическими явлениями. 3. Более глубокое и точное познание этих явлений, на основе владения естественно-научным методом познания сущности (понятия) или исследования предметов изучения и обобщенными умениями самостоятельно добывать новые знания (что активизирует самообучение). 4. Формирование и развитие естественнонаучного рефлексивного идейно-понятийного мышления 1.3. Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы: Данный курс является обязательной частью естественнонаучного комплекса предметов в подготовке специалистов (бакалавров) с высшим образованием в программе подготовки студентов факультета начального образования по специальности / направлению подготовки –080507 – Менеджмент организации». Дисциплина «Концепции современного естествознания» изучается на 1 курсе (1 семестр). 1.4. Требования к уровню освоения содержания курса: Специфика университетского обучения, как истинно научного образования будущих ученых, диктует необходимость активизации их самообучения по овладению, прежде всего, научным методом познания сущности (понятия) или исследования предметов изучения и обобщенными умениями самостоятельно добывать новые знания. Содержание объединяет три взаимосвязанных блока: историко-логические основания современного естествознания; идеи и понятия квантово-космологической картины природы; интегративное понятие о земле и феномен человека. При изучении этих блоков реализован разноуровневый и, в определенной мере, полусубъектный подход, что позволило учесть интересы и возможности разного контингента студентов. В программе представлены вопросы, для трехуровневой «траектории» изучения и, соответственно, – трех уровней усвоения учебного материала. Первый уровень (уровень в соответствии с требованиями ГОС к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по специальности). Второй, более высокий – теоретический, уровень предполагает хорошее усвоение всего материала и его выводных элементов, а третьего, обобщенно-диалектического уровня можно достичь лишь в случае достаточно глубокого изучения и сопоставления содержания учебного материала с соответствующим идейно-понятийным содержанием разных учебников и пособий по современному естествознанию. Критерием успешного освоения программы курса является: - умения формирования естественнонаучных понятий, умения рефлектировать, умения системно мыслить, т.е. выявлять скрытые взаимосвязи, создающие органическое единство всех астрофизических, химических, биологических, психологических и социально-экологических явлений, умения глубоко и полно познавать сущность (понятие) законов самих этих явлений и создание современной естественнонаучной картины мира. - усвоение методов и форм научного мышления (анализ, синтез и сравнение; абстракция, конкретизация и обобщение; умозаключения по индукции, дедукции и аналогии; ассоциации; суждения; формирование понятий или представлений; классификация и систематизация), усвоение основных идей и понятий современного естествознания. Усвоение понятия об общем интуитивно – рациональном диалектическом научном методе, который лежит в основе любых познавательных умений выдвигается здесь на первый план (тем более, в таком интегративном естественнонаучном курсе). - знания, обозначенные в ГОС к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по дисциплине «080507 – Менеджмент организации»: Естественно-научная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие; дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; экология и здоровье; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 2.1. Разделы курса: Раздел I Историко-логические основания современного естествознания Раздел II Идеи и понятия квантово-космологической картины природы Раздел III Интегративное понятие о земле и феномен человека 2.2. Темы и содержание занятий1 Раздел I Историко-логические основания современного естествознания
Основания науки о Природе. Современное естествознание (интегративная природа, объект, предмет, цели, концепции развития), закономерности и специфика Природы и науки. Понятие о научной картине мира. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.
Структурные элементы научного и учебного знания. Теория и понятие (структура и признаки). Порядок и беспорядок (хаос) в Природе. Самоорганизация в живой и неживой природе.
Панорама идей современного естествознания. Методы научных и естественнонаучных исследований. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира. Панорама идей современного естествознания. Обобщенный план познания идеи. Тенденции развития естествознания. Обобщенный план познания идеи. Тенденции развития естествознания.
Загадки Природы. Развитие представлений о материи, движении, взаимодействии. Свойства и признаки движения. Типы взаимодействий и их характеристики. Структурные уровни и системная организация материи. Микро-, макро- и мегамиры. Типы мировоззрений и триадность научной картины мира. Типы центризма и этапы (история) развития естествознания. Его парадоксы. Раздел II Идеи и понятия квантово-космологической картины природы
Идеи и понятия квантово-космологической картины Природы. Принципы и характерные черты стиля мышления в естествознании. Общая структура естественнонаучной картины мира. Система идей современной физической картины мира (ФКМ).
Динамические и статистические закономерности в природе. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы.
Структурные элементы механической картины мира (МКМ). Механика как теория. Эволюция представлений о пространстве и времени.
Общая структура электродинамической ФКМ. Роль МКМ и ЭДКМ в развитии современного естественнонаучного стиля мышления. Идеи близкодействия и дальнодействия. Принципы суперпозиции, симметрии, причинности, близкодействия, дуализма, квантования, принцип возрастания энтропии и др. в современной ФКМ.
Законы Кеплера, тяготения Ньютона и исходные положения ОТО. Основные следствия ОТО. Развитие идеи (принципа) сохранения и симметрии в естествознании. Законы сохранения. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах
Предпосылки современной квантовой ФКМ (открытия М. Планка, А. Эйнштейна, В. Вина, Релея-Джинса, Э. Резерфорда, Н. Бора, В. Паули и др.)
Квантовая механика (определение, три ее формы, идеи Луи де Бройля). Уравнение Шредингера. Процессы в микромире. Мир, построенный на вероятности (квантовостатистическая причинность). Соотношение неопределенностей и принцип дополнительности. Краткая характеристика идеи дополнительности. Задачи квантовой механики. Принцип суперпозиции квантовых состояний.
Космология (мегамир). Идея единства. Закон Хаббла. Космологический принцип. Модели Вселенной А. Фридмана, Г. Гамова. Идеи С. Хокинга. Эры развития Вселенной. Эволюция звезд. Ранняя эволюция Солнца и Земли.
Открытия электрона, протона и позитрона. Кварки. Спин. Состояние. Принцип Паули. Виртуальные частицы. Диаграммы Фейнмана. Классификация элементарных частиц и типы взаимодействий. Суперобъединение. Свойства пространства-времени. Необратимость времени. Главные открытия в астрономии и космологии.
Химические концепции в естествознании. Двойственная роль химии. Экологический кризис (определение, структура, причины, пути выхода). Концептуальные уровни развития химии.
Структура и содержание этапов развития ХКМ:
- формульных схематизм Кекуле; - теория Бутлерова; - понятие о периодическом законе химических элементов Д.И. Менделеева. 3. Учение о химических процессах (синтез химии, физики, биологии). Энергетика химических процессов. Реакционная способность веществ. Химическая система. 4. Эволюционная химия. Понятие о теории химической эволюции.
Биологические концепции в естествознании. Обобщения и аксиомы биологии. Происхождение жизни. Три образа биологии и структурные уровни биосистем. История жизни на Земле и методы исследования эволюции. Особенности биологического уровня организации материи. Этапы создания теоретической биологии. Синергетический подход. Самоорганизация в живой и неживой природе
Единство и многообразие живого; Многообразие живых организмов и их взаимосвязь - основа организации и устойчивости биосферы. Генетика и эволюция. Принципы воспроизводства живых систем. Генные механизмы эволюции живого. Свойства ДНК, РНК и генов. Принципы и законы эволюционной теории. Принципы теории Дарвина. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем
Законы Менделя. Концепция единства и популяционно-генетических подход в современной биологии. Принципы универсального эволюционизма. Раздел III Интегративное понятие о земле и феномен человека
Интегративное понятие о Земле и феномен человека. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли. Внутреннее строение и история геологического развития (эволюции) земли. Современные концепции развития геосферных оболочек. Общая характеристика, строение, поверхность и атмосфера Земли. Этапы прошлого и будущего развития Земли.
Концепция биосферы, ее функции. Постулаты В.И. Вернадского. Представления о ноосфере. Биосфера и космические циклы. Необратимость времени и будущее человечества. Интегративное понятие о свете и идея дополнительности.
Биосфера и Человек. Антропологические концепции. Антропогенез. Сложность природы человека. Физиология, здоровье, работоспособность. Мозг человека. Эмоции и творчество. Особенности самоактуализирующейся личности. Мировоззрение и смысл жизни человека. Биоэтика. Концепция экоцентризма. Законы и принципы экологии.
Научная картина мира и ноосфера. Идеи русских космистов. Этика ответственности и коэволюционная парадигма. Современная этика и этика ответственности. Путь к единой культуре. Характеристика понятия «метод дополнительности». Концепция дополнительности в методологии непрерывного развивающего образования.
На кафедре, кроме федерального тестирования и УМК разработаны задания и программированные упражнения по данному курсу, выполняя которые студент может самостоятельно изучить учебный материал. Для самоконтроля знаний имеются контрольные вопросы и задания (по различным уровням усвоения учебного материала).
|
![]() | Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана доцентом кафедры прикладной и медицинской физики, к ф м... | ![]() | Рабочая программа дисциплины (модуля) Концепции современного естествознания Главная цель дисциплины «Концепции современного естествознания» – дать студентам наиболее полное представление о картине Мира в рамках... |
![]() | Программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» Программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» / Сост.: С. Х. Карпенков, В. В. Логвинов; гуу. М., 2002. 20... | ![]() | Программа дисциплины концепции современного естествознания для студентов 3 курса очной формы обучения по специальности «Финансы и кредит» Факультета финансов Поэтому дисциплина «Концепции современного естествознания» является важным звеном в обучении студентов |
![]() | Комплекс дисциплины концепции современного естествознания москва Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» / сост. А. И лобачев. М. Импэ им. А. С. Грибоедова,... | ![]() | Программа дисциплины Концепции современного естествознания для специальности 080506. 65 -«Логистика и управление цепями поставок» Изучение курса «Концепции современного естествознания» способствует формированию у студентов научного мировоззрения, основы для понимания... |
![]() | Программа дисциплины Концепции современного естествознания Специальность/направление подготовки (цикл гсэ, ен, опд, сд, дс, дн, Ф): 080507 «Менеджмент организации» Подготовка студентов по курсу Концепции современного естествознания в соответствии с требованиями «Государственного образовательного... | ![]() | Программа курса «Концепции современного естествознания» Курс «Концепции современного естествознания» является одной из дисциплин, преподаваемых на первом курсе факультета Политологии мгимо... |
![]() | Программа курса «концепции современного естествознания» Пояснительная записка Дисциплина «Концепции современного естествознания» Печатается по решению учебно-методической комиссии Института педагогики, психологии и управления | ![]() | «Концепции современного естествознания» Рабочая программа составлена в соответствии с содержанием и требованиями Государственных образовательных стандартов Министерства... |