Задача: раскрытие функции искусства на примере конкретных художественных произведений Объект исследования: программа «Искусства»




Скачать 215.32 Kb.
НазваниеЗадача: раскрытие функции искусства на примере конкретных художественных произведений Объект исследования: программа «Искусства»
Дата25.10.2012
Размер215.32 Kb.
ТипЗадача
«Функции искусства, их направленность на духовно-нравственное совершенствование личности школьника (анализ содержания программы «Искусства» для 8-9 классов тематическое планирование разделов курса»


Автор Симонова Антонина Николаевна, учителя музыки МОУ Обуховская СОШ № 23 Ногинского оайона Московской области, слушателя курсов повышения квалификации 2010/2011 учебного года « Содержание предмета «Искусство» для 8-9 классов образовательных учреждений» (вариативный модуль).


2011


Содержание



  1. Цели и задачи проекта 2

  2. Введение 3

  3. Основная часть 5

  4. Заключение 14

  5. Список используемой литературы 16



Тема: Функции искусства, их направленность на духовно-нравственное совершенствование личности школьника (анализ содержания программы «Искусства» для 8-9 классов тематическое планирование разделов курса

Актуальность: данный вопрос очень важен , поскольку очень остро ощущается необходимость возврата к духовным ценностям и ориентирам

Цель работы: формирование у школьника целостного представления о роли искусства в культурно- историческом процессе развития человечества, развитие личности в духовно-нравственном плане, раскрытие творческих способностей школьника его мышления и познавательной деятельности

Задача: раскрытие функции искусства на примере конкретных художественных произведений

Объект исследования: программа «Искусства» 8-9 кл.

Методы исследования: анализ и синтез, конкретизация, классификация, обобщение


Введение.

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности школьника.

Музыка как вид искусства также воздействует на формирующуюся личность, на её духовно-нравственное становление. Определяющий фактор в музыкальном искусстве — его гуманистическая направленность, усвоение личностью извечных человеческих ценностей — любви, красоты, добра, достоинства, жизнелюбия. Искусство — предмет и источник духовного обще­ния, совершенствования. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений школьника к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Его задача состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого школьника, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках школьники приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках школьники могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Следует помнить, что в разные времена своего существования искусство выполняло социальную функцию, реализовывая через систему художественных образов поставленное перед ним "социальный заказ". На "заказ" работала значительная часть художников времени Просветительского. Следовательно, анализ социальной функции искусства дает возможность обратиться к общетеоретической проблеме.


Основная часть

Искусство - это специфическое явление: особый вид духовного, практического освоения объективного мира. Каждая форма общественного сознания фиксирует окружающий мир в присущих ей специфических средствах (в науке - с помощью понятий, категорий, в праве - в виде законов, в религии - догм, в морали - норм и т.д.). Искусство есть средство отражения и выражения жизни в форме художественных образов. Источником художественных образов является реальная действительность.

На искусство влияет политическое сознание. Но особенность искусства в том, что оно оказывает идейное воздействие благодаря своим эстетическим достоинствам. Любая форма общественного сознания связана с действительностью через свои функции. Сила искусства в непосредственном воздействии на личность и общество. Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания – выявление функций искусства: познавательно-эвристической, эстетической, практической, коммуникативной, ценностно-ориентирующей, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической, преобразующую и др. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства, с учетом того что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами.

Искусство всегда играло большую роль в жизни общества, выполняя познавательно-эвристическую функцию, поэтому в истории всегда шла острая борьба вокруг вопроса о том, в каком направлении произведения искусства будут воспитывать людей, как будут воздействовать на психологию человека, на его взгляды и вкусы, на его потребности. Произведения искусства оказывают влияние на все формы общественного сознания, особенно на политическое и нравственное сознание, на формирование атеистического или религиозного миро воззрения. Через общественное сознание искусство влияет на практическую деятельность, на создание материальных и духовных ценностей. В то же время искусство само испытывает на себе влияние общественных условий и потребностей.

В искусстве как в специфической форме общественного сознания отражается система общественных отношений, складывающихся в процессе материального и духовного производства, преломляясь в идеалах, потребностях, вкусах, познание мира вечных тем жизни добро и зло и усвоение опыта предшествующих поколений. Искусство – как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, формирует художественное и научное творческое мышление Раздел №2 8кл. «Искусство открывает новые грани мира». Существенна роль искусства и как регулятора социальной деятельности людей и их личностного поведения. Эффективность потребления искусства, т.е. степень его воздействия на чувства и взгляды личности, на ее творческое развитие, зависит непосредственно от художественного развития личности.

Немаловажную роль играет эстетическая функция, эстетическое сознание и его высший продукт - искусство являются необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность и направленность в будущее.

Элементами эстетического сознания являются эстетический вкус и идеал, выступающие регуляторами оценки человеком объектов эстетического восприятия и собственной деятельности. Эстетический вкус - это умение понимать и оценивать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое в жизни и в искусстве. Гегель писал о том, что объективной основой вкуса является прекрасное и что вкус воспитывается. Эстетический вкус социально обусловлен и имеет свое индивидуальное проявление. Он определяется мировоззрением личности, поэтому так важно формирование эстетического вкуса, основанного на научном мировоззрении и на этических принципах.

В формировании эстетического сознания большую роль призвано играть искусство, оно открывает широкие возможности приобщения к духовным ценностям, формирует взгляды на нравственные и эстетические ценности, помогает превращению знаний в убеждения, развивает эстетический вкус чувства, развивает творческие способности личности, влияет на практическую деятельность.

Следующая функция- практическая. Искусство всегда играло большую роль в жизни общества. Поэтому в истории всегда шла острая борьба вокруг вопроса о том, в каком направлении произведения искусства будут воздействовать на человека. Искусство, влияя на практическую деятельность, на создание материальных и духовных ценностей, в то же время само испытывает на себе влияние общественных условий. В разделе дар созидания происходит знакомство с формированием окружающей среды, архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи. Выполнение витражей для украшений зданий, эскизов панно, художественной росписи, резьбы, проект детской площадки вот неполный перечень творческих заданий какие могут выполнить ученики.

Большое влияние на формирование социальных качеств личности, удовлетворение его эстетических потребностей оказывает коммуникативная функция искусства, духовное общение с другими людьми как средство общения между людьми, поколениями, народами. Искусство служит средством приобщения человека к общественным, эстетическим и нравственным идеалам. Общение с искусством, активное сопереживание зрителей, читателей, слушателей обогащает личный опыт художественного восприятия мира. Искусство как универсальный способ общения» художники разных эпох, изображая окружающую их действительность как бы посылая потомкам свои сообщения живописные, поэтические, музыкальные произведения, скульптуры, дворцы и храмы, приобщая современных людей к идеалам, которыми они жили, в действительности в которой они творили стр.47


Ценностно-ориентированная функция нацелена на постижение духовно-нравственной установки идеологическим нормам общества. В разделе программы «прекрасное пробуждает доброе» ученики познают соотношение чувств, мысли, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора, художника, постижения художественных образов, воплощающих черты человека, как стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты.

Важнейшей функцией искусства является воспитательная. Отражая мир в его эстетическом своеобразии, показывая прекрасное или безобразное, трагическое или комическое, возвышенное или низменное, искусство облагораживает эмоциональный мир человека, воспитывает чувства, формирует интеллект, пробуждает лучшие стороны души чело века, вызывает ощущение эстетической радости. Обогащение духовного мира человека во многом зависит от того, насколько полно воздействуют на личность различные виды искусства. При прослушивании музыки, просмотра картин учеником учителю важно донести до него смысл произведения. Для этого ученикам надо иметь богатый словарный запас который поможет ученику выразить свои мысли, чувства. Пример этому работа над произведением «Первый концерт для фортепиано с оркестром» П.И. Чайковского.

Большую роль в жизни людей играет зрелищная функция искусства, удовлетворение тех эмоциональных потребностей, которые не могут быть реализованы в других сферах жизнедеятельности. При современном уровне развития технических средств массовой информации заполнение свободного времени человека общением с искусством является весьма ценным способом проведения досуга. Современный проект «Танцы со звездами» требует эмоциональный отклик на происходящее на сцене: единение танца и музыки.

Внушающее- суггестивная функция- постижение заряда воздействия на чувства и мысли людей. Школьники знакомятся с произведением разного рода искусств и влиянием их на чувства и сознание от древнейших времен и до наших дней. Демократические настроения находят яркие выражения в искусстве в переломный момент истории. Ученик свои чувства может выразить в творческих заданиях по созданию эскизов граффити, сценарии клипа, рекламной листовки.

Важнейшей функцией искусства является гедонистическая. Произведения искусства доставляют человеку эстетическую радость, активизируют его духовные и физические силы, удовлетворяют потребность в эмоциональном и интеллектуальном наслаждении. Эстетически воз действуя на человека, духовно обогащая его и доставляя эстетическое удовольствие, искусство удовлетворяет, таким образом, различные духовные потребности.

Преобразующая функция нацелена на преобразование мира по законам красоты и гармонии.

Содержание программы «Искусство» обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействии его на духовный мир, формирование ценностно- нравственных ориентаций.


.



Учебно-тематический план предмета «Искусство»

8 - 9 класс.



п/п

урока

Тема урока

Кол-во

часов

В том числе

Контрольные работы

8 класс.

Искусство в жизни современного человека.

3




1.

1

Искусство вокруг нас.

1




2.

2

Художественный образ – стиль – язык.

1




3.

3

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

1




Искусство открывает новые грани мира.

7




4.

4

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.

1




5.

5

Зримая музыка.

1




6.

6

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

1




7.

7

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников

Как начиналась галерея.

2




8.

8

9.

9

Музыкальный портрет. Александр Невский.

1




10

10.

Портрет композитора в литературе и кино.

1




Искусство как универсальный способ общения.

7




11

11.

Мир в зеркале искусства.

1




12-13.

12-13.

Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?

2




14.

14.

Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

1




15.

15.

Художественные послания предков. Разговор с современником.

1




16.

16.

Символы в жизни и искусстве.

1




17.

17.

Музыкально-поэтическая символика огня.

1

1

Красота в искусстве и жизни.

10




18.

18.

Что есть красота.

1




19.

19-20.

Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.

2




21.

21-22.

Есть ли у красоты свои законы.

2




23.

23-24.

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

2




25.

25.

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

1




26.

26.

Как соотноситься красота и польза.

1




27.

27.

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

1




Прекрасное пробуждает доброе.

8




28-33.

28-33.

Преобразующая сила искусства.

6




34.

34.

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

2

1

35.

35.

Всего:




35

2

9 класс

Воздействующая сила искусства.

9




36 - 38.

1 -3.

Искусство и власть.

3




39 - 40.

4 -5.

Какими средствами воздействует искусство?

2




41 - 42.

6 -7.

Храмовый синтез искусств.

2




43 - 44.

8 -9.

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

2




Искусство предвосхищает будущее.

7




45 - 46.

10 –11.

Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство?

2




47.

12.

Предсказание в искусстве.

1




48 - 49.

13 - 14.

Художественное мышление в авангарде науки.

2




50 - 51.

15 - 16.

Художник и ученый.

2

1

Дар созидания. Практическая функция.

11




52.

17.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

1




53.

18.

Архитектура исторического города.

1




54.

19.

Архитектура современного города.

1




55.

20.

Специфика изображений в полиграфии.

1




56.

21.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

1




57.

22.

Декоративно-прикладное искусство.

1




58.

23.

Музыка в быту.

1




59.

24.

Массовые, общедоступные искусства.

1




60 - 61.

25 - 26.

Изобразительная природа кино. Музыка в кино.

2




62.

27.

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.

1




Искусство и открытие мира для себя.

8




63 - 64.

28- 29.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

2




65.

30.

Литературные страницы.

1




66 - 70

31- 35.

Исследовательский проект «Пушкин – наше все»

5

1

Всего:




35

2

Итого




70

4



Заключение.

Музыка как самый любимый вид искусства детей и подростков способна предлагать путь духовно-нравственной активности и гармонизации душевных сил и противовес страстям и мерзостям жизни, вопрос лишь в том, какая музыка? Все чаще говорят о музыкальной наркомании. А все великие достижения европейской музыкальной культуры были тесно связано с верой и религией. Без этого духовного аспекта нельзя понять суть музыки. И Баха, В.Моцарта, Л.Бетховина, М.Глинки, П.Чайковского, С Рахманинова и других отечественных и зарубежных композиторов. Где же, если не в школе на уроках музыки в теме «Музыка и Жизнь» говорить об этом! Концепция современного массового музыкального образования школьников должна включать раздел «Музыкально-экологическое просвещение».

Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но увы! Отстает в духовно-нравственном плане. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Необходимы духовно-нравственные акценты в массовом музыкальном образовании.

Современной массовой школе нужна концепция музыкального образования с духовно-нравственными акцентами, с ориентацией на творческое развитие в процессе формирования общей музыкальной культуры: не только слушать музыку. Но и создать условия для музыкально-творческого самораскрытия природного дара каждого ребенка, - только в этом случае музыкальное воспитание и образование может стать целостным и гармоничным.
Большие перспективы в этом направлении открывает интеграция различных видов искусства и учебных предметов, способствующая единому процессу постижения окружающего мира (отражается в мире искусства) в его целостности. В этом – стык предметов эстетического цикла с другими учебными предметами (чтение, изо, природоведение, экология, математика и др…). Учащиеся должны постигать учебные предметы в их взаимосвязи, понимать специфику процесса художественного отображения мира (внешнего и внутреннего). Такой комплексный подход к образованию создает условия для формирования универсальных способностей, важных для любых сфер деятельности, и является мощным стимулом развития ассоциативного мышления. В итоге школьный урок музыки может стать искусством постижения жизни во всем ее многообразии.

Чрезвычайно важна «обратная» связь содержания урока с внутренним миром подростка, окружающей его действительностью и вечными ценностями жизни. Усвоение полученной информации подтверждается творческой деятельностью учащихся на уроках-исследованиях.

Старшеклассникам нужно не просто усвоить и заполнить, но и постичь в собственных переживаниях и размышлениях идеи произведений, научиться формировать собственные взгляды и ценности, опираясь на представления прошлого и современности.


Список используемой литературы.

  1. Владимирская А.О., Владимирский П.А. «Искусство для простых смертных»- М: «Диалектика», 2005 год, стр. 252.

  2. «Искусство и образование : опыт взаимодействия» составитель Сергеева Г.П., М.,: ГОУ Педагогическая академия, 2009 год, стр. 21,26.

  3. Сергеева Г.П., Кашекова И.Е., Критская Е.Д., Программа «Искусство 8-9 класс», М.: «Просвещение» 2010

  4. Сергеева Г.П., Кашекова И.Е., Критская Е.Д., Учебник «Искусство 8-9 класс», М.: «Просвещение» 2011



Похожие:

Задача: раскрытие функции искусства на примере конкретных художественных произведений Объект исследования: программа «Искусства» iconТ. Е. Лончинская Особенности материаловедения в педагогическом процессе реновации произведений искусства кружевоплетения
Татья посвящена вопросам реновации произведений народного искусства на примере русского кружевоплетения. Обоснована актуальность...
Задача: раскрытие функции искусства на примере конкретных художественных произведений Объект исследования: программа «Искусства» iconВиктор Демин Первое лицо: Художник и экранные искусства
Западе, оставляет этому мощному социальному феномену всего только функции тиражирования голой информации или художественных произведений...
Задача: раскрытие функции искусства на примере конкретных художественных произведений Объект исследования: программа «Искусства» iconПрограмма к вступительному испытанию по истории искусства для поступающих на магистерские программы «история русского искусства»
Своеобразие средневековой культуры. Искусство и действительность. Памятник искусства как исторический источник. Виды искусства и...
Задача: раскрытие функции искусства на примере конкретных художественных произведений Объект исследования: программа «Искусства» iconПроект "Художественный образ как часть произведения"
Во-вторых, влиять посредством художественных произведений искусства на чувства и мышления людей, воздействовать на их взгляды, отношение...
Задача: раскрытие функции искусства на примере конкретных художественных произведений Объект исследования: программа «Искусства» iconВладимир Вейдле Кратчайший конспект моих основных мыслей об искусстве
Рёскиным, который был начат судебным процессом 1874 года]. Произнося его, нынче почти всегда разумеют изготовление произведений,...
Задача: раскрытие функции искусства на примере конкретных художественных произведений Объект исследования: программа «Искусства» iconПрограмма учебной дисциплины по специальности: Культурология
Целью изучения общепрофессиональной дисциплины «История искусства Индии» является обретение студентами понимания сущности, основных...
Задача: раскрытие функции искусства на примере конкретных художественных произведений Объект исследования: программа «Искусства» iconПримерная программа дисциплины «История изобразительного искусства»
Освоение духовных, нравственных и эстетических доминант эпох, объединяющих творчество разных мастеров. Обогащение внутреннего мира...
Задача: раскрытие функции искусства на примере конкретных художественных произведений Объект исследования: программа «Искусства» icon«фотография»
Привлечение внимания студентов к стилевому и формальному единству произведений, созданных в разных областях визуальной культуры;...
Задача: раскрытие функции искусства на примере конкретных художественных произведений Объект исследования: программа «Искусства» iconРоссийский государственный гуманитарный университет факультет истории искусства
Курс “Искусство Древней Греции” является общепрофессиональным предметом и предназначен для I курса слушателей, обучающихся по образовательной...
Задача: раскрытие функции искусства на примере конкретных художественных произведений Объект исследования: программа «Искусства» iconИзображение фигуры человека в истории искусства
Подбор иллюстраций произведений искусства различных жанров и периодов с изображениями фигуры человека
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница