Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)




Скачать 121.95 Kb.
НазваниеКонспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Дата24.10.2012
Размер121.95 Kb.
ТипКонспект
Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)


Город: Магнитогорск

Муниципальная Общеобразовательная Школа «Средняя Общеобразовательная Школа № 3» города Магнитогорска.

Учитель: Бобырь Ю.Ю.

Класс: 5 класс

Предмет: история

Тема: Письменность Древнего Востока.

Продолжительность учебного занятия: 45 минут.

Цели урока:

Обучающая: охарактеризовать письменность Древнего Востока.

Развивающая: научить работать с источниками, анализировать материал, уметь отвечать на поставленные вопросы.

Воспитывающая: воспитывать интерес к истории Древнего мира.

Тип урока: обобщающий.

Форма: традиционная.

Методы: наглядности, словесный, практический, объяснительно – иллюстративный.

Методическое оснащение урока: мультимедиапроектор, компьютер, экран, собственная презентация в форме сайта «Письменность Древнего Востока» ,тетради учащихся.

Основные понятия: иероглифика, клинопись, рисуночное письмо.

Комментарий: при изучении истории Древнего Востока в курсе «История Древнего мира» учителя сталкиваются с необходимостью объяснения основ письменности древневосточных государств. Сама по себе эта тема достаточно сложна для понимания учениками 5-го класса, да и учителя в большинстве случаев не сильны в этом вопросе. Обычно заканчивается всё кратким рассказом, основанным на иллюстрациях из учебника, вписывая эту тему в раздел «Культура Древнего Востока». Ещё одной проблемой является то, что в учебнике эта тема рассматривается не в целом , а по мере изучения отдельных регионов Древнего мира. Таким образом, у учащихся создаётся довольно поверхностное представление о письменности в некоторых государствах Древнего Востока и, как правило, отсутствует целостное представление о ней для изучаемой эпохи.

Данный урок предполагает изучение письменности трех великих держав Древнего Востока – Египта ( иероглифика) , Месопотамии ( клинопись) и Хеттского царства ( рисуночное письмо). На примере этих государств рассматриваются три основные системы письменности, при этом неохваченной остается только алфавитная система письма (финикийское письмо), но с ней школьники знакомятся на примере родного языка.

Важной особенностью данной разработки урока является то, что, познавая особенности той или иной системы письменности, учащиеся выступают в роли «дешифровщиков», не только зарисовывая те или иные значки, но и понимая их особенность и значение. Они могут попытаться написать простые фразы на том или ином языке и даже придумать свой язык, соответствующий всем нормам той или иной системы письменности. При это у школьников создается яркий образ письма в государствах Древнего Востока, а сами они при помощи учителя выступают активными участниками дешифровки древних памятников письменности.

План урока:



  1. Письменность Древнего Египта;

  2. Письменность Месопотамии;

  3. Письменность хеттов;



Ход учебного занятия:


Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

I этап организа-ционный.

2 мин.

Подготовить учащихся к работе.


-


Организация внимания и внутренней готовности.



Словесный.



Общеклассная.



Компьютер, мультимедиапроектор (презентация в форме сайта «Письменность Древнего Востока» слайд №1)

Деятельность учителя



Деятельность ученика





Приветствие, фиксация отсутствующих.


Организация внимания.






















Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

I I этап. Подготовка учащихся к усвоению нового материала (мотивационный).

3 мин.

Организовать и направить познавательную деятельность учащихся, определить цель и задачи урока.

-


Уметь организовать свою деятельность.



Наглядный, словесный.



Общеклассная форма.



Компьютер, мультимедиапроектор (презентация в форме сайта «Письменность Древнего Востока» слайд №2)

Деятельность учителя



Деятельность ученика



Показ практической значимости урока, постановка цели:

- познакомиться с письменностью Древнего Востока, выделить различия и попробовать самим выступить в роли «переводчиков».



Внимательно слушают учителя, активизируют познавательную деятельность.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

III этап.

Изучение нового материала

30 мин.

Дать представления об изучаемом материале, на основе приобретенных знаний; вырабатывать соответствующие ЗУН.

Познакомиться с письменностью Древнего Египта.


Выбирать главное, делать выводы, своевременно вести записи в тетрадях.

Словесный. наглядный, практический,

объяснительно – иллюстративный.



Общеклассная форма, индивидуальная.



Компьютер, мультимедиапроектор (презентация в форме сайта «Письменность Древнего Востока» слайд №3-15)

Деятельность учителя



Деятельность ученика



Сообщение нового материала с помощью ЦОР, учитель комментирует слайды.

1раздел: - Египетский язык, один из самых древних языков человечества, воз­ник на

рубеже IV-III тыс. до н.э. И в измененном виде существует до сих пор. Хотя в наше время его исполь­зуют лишь немногочисленные копт­ские общины.

Язык Древнего Египта достаточ­но сложен, далеко не все египтяне владели письмом, это была преро­гатива знатных людей, и прежде все­го фараона, жрецов и, конечно, пис­цов. На протяжении всей своей ис­тории он прошел несколько этапов формирования: иероглифика, ско­ропись, коптский период. В данном случае мы рассматриваем только иероглифику как классический язык Древнего Египта, характерный для III-II тыс. до н.э.

Алфавита как такового в Егип­те не существовало, а все иеро­глифы можно. разделить на четыре группы:

  1. Иероглифы-буквы (фонети­ческие знаки), которые похожи на буквы любого современного алфавита, но вместе с тем, часть из них еще являлись и местоимениями.

2. Иероглифы-слоги - это один иероглиф, обозначающий сразу не­сколько букв, т.е. слог.

  1. Иероглифы-слова - один или группа таких иероглифов обозначали слово, произношение которого не все­гда совпадало с суммой звуков, кото­рые обозначали иероглифы.

( Рассматривая с учениками иеро­глифы этой группы, учитель может предложить им найти иероглифы-­буквы.)

  1. Иероглифы - определения (детер­минативы) - эти иероглифы бук­вально означают то, что они изоб­ражают. Эти значки ставились после того слова, которое они поясняли (показывая эти иероглифы на экране, учи­тель может предложить школьникам самим 'отгадать их значение).


А теперь я вам предлагаю попробовать себя в роли «переводчиков», перевести простые предложения с египетского языка, смотря значение некоторых слов в предыдущих рисунках ( перевод: а)слушаешь ты совет её; б) идет осёл домой.)

Проводится физ. минутка.


2 раздел: - Клинопись по сравнению с египетскими иероглифами кажется значительно менее яркой и выразительной, к тому же, однажды выйдя из употребления, она вскоре была забыта. Вместе с тем её значение для Древнего Востока очень часто недооценивается. Дело тв том, что клинопись фактически являлась международным языком, как английский в наши дни. Практически все договоры обязательно переводились на шумерский язык (на один из его диалектов). Таким образом, клинопись на Древнем Востоке была распространена гораздо шире, чем иероглифы, к тому же если последние считались «божественными» символами, то к клинописи это не относилось, а значит, она была доступна любому человеку, независимо от его этнического и социального происхождения.

Материалом для письма в Вавилоне были глиняные таблички- таблетки. Каким бы неудобным материалом для письма они нам ни казались, именно глиняная таблетка (а не папирус, пергамент и пр.) распространилась вместе с клинописью из Шумера в самые отдаленные районы Передней Азии, в Сирию, Малую Азию, на них писали в доисторической Греции и на острове Крит.

П освоей сущности египетская письменность и клинопись очень близки.

  1. Символы-слова- обозначали то понятие, которое они изображали, хотя со временем в этом рисунке с трудом можно было узнать первоначальное изображение, так первый значок изображал (и обозначал) звезду, а второй-царя.

  2. Символы-слоги.

  3. Символы-определения.

3 раздел: Письмо хеттов состоит из уже знакомых нам видов знаков,его основное отличие от предыдущих видов письменности состоит в том, что хетты на письме четко разделяли слова друг от друга, что было очень важно из-за отсутствия знаков препинания на Древнем Востоке. Интересным было и направление письма, которое менялось от строки к строке. Такую манеру письма греки называли «бустрофедон» - «как поворачивают волы во время пахоты».

1.Рисунки-слоги.

2.Рисунки-определения.



Слушают рассказ учителя.


Слушают учителя, делают записи в тетрадях.


Слушают учителя, делают записи в тетрадях.

Слушают учителя, делают записи в тетрадях, пытаются самостоятельно найти иероглифы-буквы.


Слушают учителя, делают записи в тетрадях, самостоятельно пытаются отгадать значение иероглифов-определений.


Самостоятельно переводят и проверяют вместе с учителем.


Слушают рассказ учителя.


Слушают учителя, делают записи в тетрадях.


Слушают учителя, делают записи в тетрадях.


Слушают рассказ учителя.


Слушают учителя, делают записи в тетрадях.



Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

IV этап.

Проверка понимания учащимися нового материала.

5 мин.

Установить, усвоили или нет учащиеся содержание нового материала

Понятия: иероглифика, клинопись, рисуночное письмо.


Анализировать, делать выводы.


Словесный, наглядный, практический.



Коллективная форма, индивидуальная.



Компьютер, мультимедиапроектор (презентация в форме сайта «Письменность Древнего Востока» слайд №16-17)

Деятельность учителя



Деятельность ученика



Определяет задания (на слайде), требующее активной мыслительной деятельности:

-Теперь мы с вами вместе проверим, как вы усвоили сегоднешнюю

тему. Я вам предлагаю выполнить следующие задания:

а) Какие государства его подписали и в какой последовательности они это делали?

б) Какие знакомые группы значков можно найти в каждом из видов письменности?

в) Попробуйте «перевести» отдельные значки.



Задание спроецировано на экран.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, дают ответы.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

V этап. Обобщение и систематизация знаний .

3 мин.

Обобщить, систематизировать полученные знания.

Понятие письменность Древнего Востока, отличия между иероглификой, клинописью и хеттской письменностью.


Обобщать, анализировать, делать выводы.


Словесный, наглядный.



Коллективная.


Компьютер, мультимедиапроектор (презентация в форме сайта «Письменность Древнего Востока» слайд №1.)

Деятельность учителя



Деятельность ученика



Что нового вы узнали?

Какие интересные моменты вы для себя подчеркнули?



Делают выводы по теме, делятся впечатлениями.


Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

VI этап.

Итоги.

2 мин.

Подведение итогов работы.

---------------------

-----------------------

Словесный.



Коллективная.



---------------------------

Деятельность учителя

Деятельность ученика


Подводит итоги работы на уроке, выставляет оценки.

Домашнее задание не задается, т.к по типу урок обобщающий.

Слушают учителя.

Похожие:

Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) iconКонспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)

Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) iconКонспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)

Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) iconКонспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)

Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) iconКонспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)

Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) iconКонспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)

Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) iconКонспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) по окружающему миру

Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) iconКонспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) по Черчению
Моу «сош №54 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) iconКоллекция цор по предметам (54 диска)
Программное обеспечение, цифровые и электронные образовательные ресурсы(цор и эор)
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) iconКонспект учебного занятия по теме «Калейдоскоп искусств» по мировой художественной культуре с использованием цор

Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) iconЦифровые образовательные ресурсы (цор), поступившие в школьную библиотеку моу «Браженская сош» в 2008 – 2009 учебном году Начальное общее образование Обучение грамоте
Цор к учебнику Бунеев Р. Н. и др. Русский язык (первые уроки) 1 кл. (3 и 4 четверть)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница