Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)
Город: Магнитогорск Муниципальная Общеобразовательная Школа «Средняя Общеобразовательная Школа № 3» города Магнитогорска. Учитель: Бобырь Ю.Ю. Класс: 5 класс Предмет: история Тема: Письменность Древнего Востока. Продолжительность учебного занятия: 45 минут. Цели урока: Обучающая: охарактеризовать письменность Древнего Востока. Развивающая: научить работать с источниками, анализировать материал, уметь отвечать на поставленные вопросы. Воспитывающая: воспитывать интерес к истории Древнего мира. Тип урока: обобщающий. Форма: традиционная. Методы: наглядности, словесный, практический, объяснительно – иллюстративный. Методическое оснащение урока: мультимедиапроектор, компьютер, экран, собственная презентация в форме сайта «Письменность Древнего Востока» ,тетради учащихся. Основные понятия: иероглифика, клинопись, рисуночное письмо. Комментарий: при изучении истории Древнего Востока в курсе «История Древнего мира» учителя сталкиваются с необходимостью объяснения основ письменности древневосточных государств. Сама по себе эта тема достаточно сложна для понимания учениками 5-го класса, да и учителя в большинстве случаев не сильны в этом вопросе. Обычно заканчивается всё кратким рассказом, основанным на иллюстрациях из учебника, вписывая эту тему в раздел «Культура Древнего Востока». Ещё одной проблемой является то, что в учебнике эта тема рассматривается не в целом , а по мере изучения отдельных регионов Древнего мира. Таким образом, у учащихся создаётся довольно поверхностное представление о письменности в некоторых государствах Древнего Востока и, как правило, отсутствует целостное представление о ней для изучаемой эпохи. Данный урок предполагает изучение письменности трех великих держав Древнего Востока – Египта ( иероглифика) , Месопотамии ( клинопись) и Хеттского царства ( рисуночное письмо). На примере этих государств рассматриваются три основные системы письменности, при этом неохваченной остается только алфавитная система письма (финикийское письмо), но с ней школьники знакомятся на примере родного языка. Важной особенностью данной разработки урока является то, что, познавая особенности той или иной системы письменности, учащиеся выступают в роли «дешифровщиков», не только зарисовывая те или иные значки, но и понимая их особенность и значение. Они могут попытаться написать простые фразы на том или ином языке и даже придумать свой язык, соответствующий всем нормам той или иной системы письменности. При это у школьников создается яркий образ письма в государствах Древнего Востока, а сами они при помощи учителя выступают активными участниками дешифровки древних памятников письменности. План урока:
Письменность Древнего Египта; Письменность Месопотамии; Письменность хеттов;
Ход учебного занятия:
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | Знания | Умения | I этап организа-ционный. | 2 мин. | Подготовить учащихся к работе.
| - |
Организация внимания и внутренней готовности.
| Словесный.
| Общеклассная.
| Компьютер, мультимедиапроектор (презентация в форме сайта «Письменность Древнего Востока» слайд №1) | Деятельность учителя
| Деятельность ученика
|
Приветствие, фиксация отсутствующих.
| Организация внимания. |
|
|
|
|
|
|
| Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | Знания | Умения | I I этап. Подготовка учащихся к усвоению нового материала (мотивационный). | 3 мин. | Организовать и направить познавательную деятельность учащихся, определить цель и задачи урока. | - |
Уметь организовать свою деятельность.
| Наглядный, словесный.
| Общеклассная форма.
| Компьютер, мультимедиапроектор (презентация в форме сайта «Письменность Древнего Востока» слайд №2) | Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Показ практической значимости урока, постановка цели: - познакомиться с письменностью Древнего Востока, выделить различия и попробовать самим выступить в роли «переводчиков».
| Внимательно слушают учителя, активизируют познавательную деятельность. | Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | Знания | Умения | III этап. Изучение нового материала | 30 мин. | Дать представления об изучаемом материале, на основе приобретенных знаний; вырабатывать соответствующие ЗУН. | Познакомиться с письменностью Древнего Египта. |
Выбирать главное, делать выводы, своевременно вести записи в тетрадях. | Словесный. наглядный, практический, объяснительно – иллюстративный.
| Общеклассная форма, индивидуальная.
| Компьютер, мультимедиапроектор (презентация в форме сайта «Письменность Древнего Востока» слайд №3-15) | Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Сообщение нового материала с помощью ЦОР, учитель комментирует слайды. 1раздел: - Египетский язык, один из самых древних языков человечества, возник на рубеже IV-III тыс. до н.э. И в измененном виде существует до сих пор. Хотя в наше время его используют лишь немногочисленные коптские общины. Язык Древнего Египта достаточно сложен, далеко не все египтяне владели письмом, это была прерогатива знатных людей, и прежде всего фараона, жрецов и, конечно, писцов. На протяжении всей своей истории он прошел несколько этапов формирования: иероглифика, скоропись, коптский период. В данном случае мы рассматриваем только иероглифику как классический язык Древнего Египта, характерный для III-II тыс. до н.э. Алфавита как такового в Египте не существовало, а все иероглифы можно. разделить на четыре группы: Иероглифы-буквы (фонетические знаки), которые похожи на буквы любого современного алфавита, но вместе с тем, часть из них еще являлись и местоимениями. 2. Иероглифы-слоги - это один иероглиф, обозначающий сразу несколько букв, т.е. слог. Иероглифы-слова - один или группа таких иероглифов обозначали слово, произношение которого не всегда совпадало с суммой звуков, которые обозначали иероглифы. ( Рассматривая с учениками иероглифы этой группы, учитель может предложить им найти иероглифы-буквы.) Иероглифы - определения (детерминативы) - эти иероглифы буквально означают то, что они изображают. Эти значки ставились после того слова, которое они поясняли (показывая эти иероглифы на экране, учитель может предложить школьникам самим 'отгадать их значение).
А теперь я вам предлагаю попробовать себя в роли «переводчиков», перевести простые предложения с египетского языка, смотря значение некоторых слов в предыдущих рисунках ( перевод: а)слушаешь ты совет её; б) идет осёл домой.) Проводится физ. минутка.
2 раздел: - Клинопись по сравнению с египетскими иероглифами кажется значительно менее яркой и выразительной, к тому же, однажды выйдя из употребления, она вскоре была забыта. Вместе с тем её значение для Древнего Востока очень часто недооценивается. Дело тв том, что клинопись фактически являлась международным языком, как английский в наши дни. Практически все договоры обязательно переводились на шумерский язык (на один из его диалектов). Таким образом, клинопись на Древнем Востоке была распространена гораздо шире, чем иероглифы, к тому же если последние считались «божественными» символами, то к клинописи это не относилось, а значит, она была доступна любому человеку, независимо от его этнического и социального происхождения. Материалом для письма в Вавилоне были глиняные таблички- таблетки. Каким бы неудобным материалом для письма они нам ни казались, именно глиняная таблетка (а не папирус, пергамент и пр.) распространилась вместе с клинописью из Шумера в самые отдаленные районы Передней Азии, в Сирию, Малую Азию, на них писали в доисторической Греции и на острове Крит. П освоей сущности египетская письменность и клинопись очень близки. Символы-слова- обозначали то понятие, которое они изображали, хотя со временем в этом рисунке с трудом можно было узнать первоначальное изображение, так первый значок изображал (и обозначал) звезду, а второй-царя. Символы-слоги. Символы-определения. 3 раздел: Письмо хеттов состоит из уже знакомых нам видов знаков,его основное отличие от предыдущих видов письменности состоит в том, что хетты на письме четко разделяли слова друг от друга, что было очень важно из-за отсутствия знаков препинания на Древнем Востоке. Интересным было и направление письма, которое менялось от строки к строке. Такую манеру письма греки называли «бустрофедон» - «как поворачивают волы во время пахоты». 1.Рисунки-слоги. 2.Рисунки-определения.
| Слушают рассказ учителя.
Слушают учителя, делают записи в тетрадях.
Слушают учителя, делают записи в тетрадях. Слушают учителя, делают записи в тетрадях, пытаются самостоятельно найти иероглифы-буквы.
Слушают учителя, делают записи в тетрадях, самостоятельно пытаются отгадать значение иероглифов-определений.
Самостоятельно переводят и проверяют вместе с учителем.
Слушают рассказ учителя.
Слушают учителя, делают записи в тетрадях.
Слушают учителя, делают записи в тетрадях.
Слушают рассказ учителя.
Слушают учителя, делают записи в тетрадях.
| Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | Знания | Умения | IV этап. Проверка понимания учащимися нового материала. | 5 мин. | Установить, усвоили или нет учащиеся содержание нового материала | Понятия: иероглифика, клинопись, рисуночное письмо. |
Анализировать, делать выводы.
| Словесный, наглядный, практический.
| Коллективная форма, индивидуальная.
| Компьютер, мультимедиапроектор (презентация в форме сайта «Письменность Древнего Востока» слайд №16-17) | Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Определяет задания (на слайде), требующее активной мыслительной деятельности: -Теперь мы с вами вместе проверим, как вы усвоили сегоднешнюю тему. Я вам предлагаю выполнить следующие задания: а) Какие государства его подписали и в какой последовательности они это делали? б) Какие знакомые группы значков можно найти в каждом из видов письменности? в) Попробуйте «перевести» отдельные значки.
| Задание спроецировано на экран. Учащиеся самостоятельно выполняют задание, дают ответы. | Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | Знания | Умения | V этап. Обобщение и систематизация знаний . | 3 мин. | Обобщить, систематизировать полученные знания. | Понятие письменность Древнего Востока, отличия между иероглификой, клинописью и хеттской письменностью. |
Обобщать, анализировать, делать выводы.
| Словесный, наглядный.
| Коллективная.
| Компьютер, мультимедиапроектор (презентация в форме сайта «Письменность Древнего Востока» слайд №1.) | Деятельность учителя
| Деятельность ученика
|
Что нового вы узнали? Какие интересные моменты вы для себя подчеркнули?
| Делают выводы по теме, делятся впечатлениями.
| Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | Знания | Умения | VI этап. Итоги. | 2 мин. | Подведение итогов работы. | --------------------- | ----------------------- | Словесный.
| Коллективная.
| --------------------------- | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Подводит итоги работы на уроке, выставляет оценки. Домашнее задание не задается, т.к по типу урок обобщающий. | Слушают учителя. | |