Методическая разработка Программы элективного курса «Учимся понимать художественный текст»




Скачать 287.68 Kb.
НазваниеМетодическая разработка Программы элективного курса «Учимся понимать художественный текст»
страница1/3
Дата24.10.2012
Размер287.68 Kb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

Муниципальное образовательное учреждение

" Ибресинская средняя общеобразовательная школа №1"

Методическая разработка

Программы элективного курса

«Учимся понимать художественный текст».

Выполнила:

Чернова Маргарита Викторовна

учитель русского языка и литературы

Ибреси 2009


Аннотация.


Методическая разработка программы элективного курса «Учимся понимать художественный текст» предназначена для учителей русского языка и литературы, работающих в 9-11 классах как гуманитарного профиля, так и классах с базовым уровнем обучения. В ней даются конкретные методические рекомендации по обучению учащихся приемам осознанного чтения. Методическая разработка поможет словеснику организовать интересные виды работ в рамках любой из существующих программ образовательной области «филология».


Введение.


Из чего складывается главным образом оценка на уроке литературы? Чаще всего она фиксирует добросовестность и исполнительность ученика, но не учитывает его читательского таланта, читательских умений. А именно эти качества должны быть, на мой взгляд, в центре внимания учителя в первую очередь.

Вопрос о критериях литературного развития не новый. Он широко освещался и освещается в научно-методической литературе. Многие ученые, педагоги, методисты прошлого и настоящего единодушны в том, что целью преподавания литературы должно быть воспитание Читателя. Этой проблеме посвящены работы Никифоровой О.И., Жабицкой Л.Г., Молдавской Н.Д., Берхина Н.Б., Маранцмана В.Г., Граник Г.Г., Концевой.Л.А. и многих других.

Мой интерес к данной проблеме связан с концепцией Маранцмана В.Г.(«Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников». –Л.,1974), который рассматривает структуру читательского восприятия как взаимодействие эмоций, внимания, воображения, памяти, осмысления содержания и формы. Следовательно, научить школьников читать литературу (художественную, публицистическую, научную), то есть наслаждаться чтением – главная задача учителя-словесника. Что значит наслаждаться чтением? Я думаю, это значит находить в книге близкое своим мыслям и чувствам, открывать для себя разнообразный мир человеческих отношений. Вдумываясь в книгу, видеть в ней не только внешнюю, событийную сторону, но и всю глубину настроений, ощущений, раздумий героев, психологическую и социальную обусловленность их действий и брать для себя все лучшее из опыта прошедших поколений и своих современников. Поэтому я говорю своим воспитанникам: «Учитесь читать!» Не улыбайтесь иронически: речь идет не об азах грамотности. Хорошо читать - значит не только владеть техникой чтения, но и понимать, воспринимая мысли, изложенные в тексте, а также не выраженный словами смысл.

Итак, цель элективного курса « Учимся понимать художественный текст» - вырастить читателя, который сам научился бы видеть в художественном тексте интеллектуальные, эстетические и нравственные задачи и решать их собственными силами и с собственных нравственных позиций.

Какой смысл я вкладываю в понятие «понимание художественного текста»? Известно, одни произведения искусства рассчитаны в первую очередь на эмоциональное восприятие, другие на размышление. Кино, например, сначала будит эмоции, а потом мысль, а книга через понимание пробуждает эмоции. Это не моя мысль. Так говорил режиссер И. Бергман. Иногда то же самое бывает при восприятии художественной литературы, особенно поэзии. Я заметила, как нравятся учащимся иногда не вполне понятные стихи. Вспомним, например, известное стихотворение С. Есенина:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.


Школьники, думаю, улавливают лишь общий смысл, настроение, практически невыразимое словами и не поддающееся пересказу. Однако это стихотворение оказывает на них эмоциональное воздействие. Значит, это происходит помимо понимания? Да, но лишь на первом этапе восприятия. Прочитав стихотворение не раз, не два, читатель (настоящий) все же представит эту картину и осмыслит то, что хотел сказать автор. Таким образом, восприятие художественного текста подразумевает обязательно почтительное внимание к Слову, знаку препинания, тропу, умение видеть и чувствовать авторский стиль. Но главное, на мой взгляд, все же эмоциональный отклик, размышление над прочитанным, решение нравственных задач, собственная оценка произведения.

Как разработка соотносится с программами по русскому языку и литературе? Это не часть программы. Обучать пониманию художественного текста можно в рамках любой из существующих программ при любом варианте стандартов обучения. Цель этой разработки показать приемы работы с художественным текстом и тем самым подготовить ребят к восприятию литературных произведений. Основным материалом разработки являются учебные задачи, воздействующие на психологические механизмы понимания. Благодаря действию психологического механизма переноса, полученные умения, я думаю, могут быть приложимы к пониманию любого текста и, таким образом, стать основой полноценного чтения.

Данный элективный курс рассчитан на учащихся 9-11 классов, но, так как уровень читательской компетенции часто не зависит от порядкового номера класса или от возраста, задачи-вопросы, предлагаемые в разработке, могут быть использованы и в средней школе с целью реализации интегрированного подхода в преподавании русского языка и литературы.


  1   2   3

Похожие:

Методическая разработка Программы элективного курса «Учимся понимать художественный текст» iconПояснительная записка Программа элективного курса «Учимся рецензировать текст»
Программа элективного курса «Учимся рецензировать текст» рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-11 классов образовательных...
Методическая разработка Программы элективного курса «Учимся понимать художественный текст» iconПермский строительный колледж методическая разработка
Методическая разработка предназначена для студентов 3 курса. Цель разработки познакомить учащихся с особенностями технического перевода,...
Методическая разработка Программы элективного курса «Учимся понимать художественный текст» iconУчимся понимать исходный текст (Факультативное занятие в 10 классе по подготовке написания сочинения рассуждения)
Тема: Учимся понимать исходный текст (Факультативное занятие в 10 классе по подготовке написания сочинения – рассуждения)
Методическая разработка Программы элективного курса «Учимся понимать художественный текст» iconМетодическая разработка может представлять собой
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...
Методическая разработка Программы элективного курса «Учимся понимать художественный текст» iconМетодическая разработка классного часа на тему: «О правилах дорожного движения»
...
Методическая разработка Программы элективного курса «Учимся понимать художественный текст» iconПрограмма элективного курса «тайна текста»
Поэтому именно текст рассматривается высшей единицей коммуникации и как основной объект коммуникативно – ориентированного обучения...
Методическая разработка Программы элективного курса «Учимся понимать художественный текст» iconМетодическая разработка занятия элективного курса в 10 классе «Земля наш дом»
Цель: способствовать углублению знаний учащихся по географии и экологии, развитию кругозора и системного мышления школьников, чувства...
Методическая разработка Программы элективного курса «Учимся понимать художественный текст» iconМетодическая разработка элективного курса «Компьютерная графика» на основе использования графических программ Adobe Photoshop, Corel Draw и пспо в 10-11 классах
Икт моу уренская средняя общеобразовательная школа №1, высшая квалификационная категория
Методическая разработка Программы элективного курса «Учимся понимать художественный текст» iconМетодическая разработка элективного курса по физике
Включение в программу вопросов, связанных с физикой человека, позволит учащимся продвинуться по пути познания самих себя, лучше понять...
Методическая разработка Программы элективного курса «Учимся понимать художественный текст» iconОтчет итоговый по программе «Учимся с Intel» в России за 2006 год
Социологическое сопровождение пилотного проекта «Учимся с Интел» осуществлялось в соответствии с требованиями и нормами, разработанными...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница