Методическая разработка раздела учебной программы




Скачать 402.96 Kb.
НазваниеМетодическая разработка раздела учебной программы
страница1/6
Дата24.10.2012
Размер402.96 Kb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3   4   5   6


Методическая разработка раздела учебной программы

Информатика 6 класс

(линия Л. Л. Босовой)

Глава 2 «Человек и информация»


Работу выполнила

учитель Лебедева Оксана Александровна

МОУ «Шахунская гимназия имени А.С.Пушкина»


г. Шахунья

2010 г

Содержание

  1. Пояснительная записка 3

  2. Цели, задачи раздела 5

  3. Психолого-педагогическое обоснование 5

  4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы 6

  5. Используемые технологии, методы, приемы, формы организации деятельности 7

  6. Система знаний и система деятельности 9

  7. Контроль и коррекция результатов по разделу 11

  8. Поурочное планирование по разделу 13

  9. Проект одного из уроков по данной теме 18

  10. Список литературы 23

  11. Приложения 24




  1. Пояснительная записка.

Учебная программа, автор Босова Л.Л., базового курса «Информатика» для 6 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года. Программа предусматривает  в 6 классе  обучение в объеме 1 час в неделю, 35 часов в год.

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • Босова Л. Информатика 6. Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ, 2007;

  • Босова Л. Информатика 6. Рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ, 2007;

  • Босова Л. Уроки информатики в 5-7 классах. Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ, 2004;

  • набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:

Аппаратные средства:

  • мультимедийные ПК;

  • локальная сеть;

  • глобальная сеть;

  • мультимедиапроектор;

  • принтер;

  • сканер;

Программные средства:

  • операционная система Windows;

  • полный пакет офисных приложений Microsoft Office;

  • растровые и векторные графические редакторы;

  • архиватор Winrar.

В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определен необходимый набор форм учебной деятельности. Данная программа включает в себя следующий подход к изложению учебного материала.

Содержание главы 1 «Компьютер и информация» подчеркивает, что компьютер является универсальной машиной для работы с информацией. На доступном для учащихся 6 класса уровне раскрываются вопросы, касающиеся двоичного представления числовой, текстовой и графической информации.

Глава 2 «Человек и информация» продолжает раскрытие ли­нии "Информация и информационные процессы», акцентируя внимание на информационной деятельности человека. В главе показано, каким образом человек познает мир. Основной акцент делается на мышление, дается представление о логике. Рассмотрение основ формальной логики в рамках курса информатики в дан­ном учебнике осуществлено впервые.

В главе 3 «Алгоритмы и исполнители» на многочисленных примерах рассмотрены понятие алгоритма и базовые алгоритмические конструкции, введено понятие исполнителя.

Опыт преподавания предмета «Информатика» в школе показывает, что знакомство учащихся в курсе информатики (на предметном уровне) с анализом, синтезом, сравнением, абстрагированием и обобщением как информационными методами познания способно послужить сильным импульсом к развитию и совершенствованию соответствующих умений и навыков в рамках других предметов. Уже на ранних этапах обучения школьники получают представление о сущности информационных процессов, учатся классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения. Алгоритмическое мышление определяет творческий потенциал человека. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения. Одна из задач современной школы - обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность подкрепляется самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума программы. Таким образом, программа является развивающей, направлена не только на получение предметных знаний, но и на развитие ребенка, формирование его мыслительных процессов. В программе оптимально соотношение практической и теоретической частей, что позволяет развивать познавательную мотивацию учащихся. Такое содержание программы послужило причиной выбора программы Л. Л. Босовой для изучения в гимназии.

Цели обучения информатике и информационным технологиям в 6 классе определяются следующим образом:

  • пропедевтика курса школьной информатики, изучаемого в 8-9 классах;

  • формирование у учащихся умений и навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.




  1. Цели, задачи главы 2 «Человек и информация».

Цель главы:

  • формирование у учащихся знаний о способах познания окружающего мира, знакомство с основами формальной логики.

Задачи главы:

Образовательные:

  • научить учащихся понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

  • познакомить учащихся с логикой – наукой о законах и формах человеческого мышления;

  • научить учащихся работать с главными признаками понятия.

Развивающие:

  • развить мыслительные умения учащихся: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение как методы обработки информации;

  • формировать и развивать умения и навыки использования средств ИКТ (текстовый редактор Word, графический редактор Paint), тесно связывая их с потребностями других предметов, через практическую деятельность на ПК;

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию информационной культуры учащихся, настойчивости в достижении поставленной цели, навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия.




  1. Психолого - педагогическое обоснование.

Компетентность учителя проявляется в опоре в своей учебно – воспитательной работе на научные знания об общих закономерностях развития личности, на глубокое изучение особенностей каждого ученика. Ученики 6 класса относятся к периоду «Средний школьный возраст – подростковый». Это возраст бурного, неравномерного роста ребенка во всех отношениях. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, развитием познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, возможности познания мира. Важным психическим новообразованием подросткового возраста является развитие произвольности всех психических процессов. Подросток уже вполне самостоятельно может организовать свое внимание, память, мышление, воображение. Быстро развиваются смысловая логическая память, понятийное мышление. Мышление подростка приобретает способность строить логические рассуждения на основе выдвинутых гипотез. Подросток становится способным к умственным экспериментам, к мысленному решению задач. В этом возрасте борьба за самостоятельность в мыслях и поступках приобретает для подростков особое значение. Для них очень важно, чтобы окружающие с уважением выслушивали их точку зрения, поэтому им обычно нравятся различного рода дискуссии. Большинство подростков проявляют живой интерес к самопознанию, поэтому они с радостью принимают любые игры, задания, позволяющие им посмотреть на самих себя. Поэтому важно подчеркивать ценность и уникальность каждого, повышать его самоуважение.

Для шестиклассников важным можно считать: раз­витие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную де­ятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельную выборку критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. При выполнении творчес­ких работ формируется умение опреде­лять адекватные способы решения учебной задачи, мотивированно отказываться от образца деятель­ности, искать оригинальные решения.

На уроках по теме «Человек и информация» учащиеся овладевают такими определениями, как «понятие», «суждение», «умозаключение», которые являются основополагающими для любой предметной области. С точки зрения развития умений и навыков познавательной, рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать ее результаты, определить причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Содержание главы позволяет предлагать учащимся задания на развитие понятийного мышления, развитие способности строить логические рассуждения, мысленно решать задачи.


4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

Учащиеся 6 класса должны:

  • уметь соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ,

  • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение», «анализ», «синтез», «сравнение», «абстрагирование», «обобщение»;

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение;

  • различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • приводить жизненные примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • различать общие и единичные понятия, приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи;

  • приводить примеры сравнения понятий по содержанию и объему;

  • приводить примеры логических отношений;

  • составлять план преобразования информации различными способами;

  • приводить примеры классификаций по определенному признаку;

  • приводить примеры различного вида суждений;

  • приводить примеры умозаключений;

  • приобрести навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия;

  • проявлять интерес к предмету информатика;

  • повысить уровень своей информационной культуры.




  1. Используемые технологии, методы, приемы, формы организации деятельности.

Для достижения наибольшего педагогического эффекта при организации занятий школьников 6 класса по информатике и информационным технологиям используются различные технологии, методы и средства обучения.

Достижение цели и задач главы «Человек и информация» осуществляется через реализацию педагогических технологий:

1. Технология развивающего обучения. На уроках реализуются основные принципы технологии:

  • обучение на высоком уровне трудности;

  • ведущая роль отводится теоретическим знаниям с разнообразным использованием практических умений и навыков учащихся;

  • стимулируется рефлексия учащихся в различных ситуациях учебной деятельности;

  • осуществляется самостоятельная мыслительная деятельность учащихся, развиваются мыслительные умения учащихся: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

2. Технология проблемного обучения. При изучении содержания главы создаются проблемные ситуации, выход из которых осуществляется через познавательную деятельность учащихся поискового характера; используются дифференцированные и разноуровневые задания с самостоятельным поиском решения.

3. Технология игрового обучения. Реализуется на уроках через игровые приемы и ситуации, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учеб­ной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по направле­ниям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в каче­стве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

4. Информационно-коммуникационные технологии. Учащиеся осваивают представления о современных информационных технологиях, осваивают навыки работы с компьютером, применяют ПК для решения задач, повышают информационную культуру.

5. Здоровьесберегающие технологии. На уроках информатики это соблюдение санитарно-гигиенических норм: организация рабочего места, гигиенические требования к правильной посадке учащихся, организация режима работы.

Для предупреждения развития утомления обязательными мероприятиями являются:

- упражнения для глаз и пальцев рук через каждые 20-25 минут;

- сквозное проветривание помещений во время перерывов (при отсутствии в нем учащихся);

- физкультминутки в течение 1-2 минут. Для снятия локального утомления выполняются индивидуально при появлении начальных признаков усталости.

6. Групповые технологии. На 80% уроков осуществляется деление класса на группы для выполнения разнообразных заданий одинакового или дифференцированного характера, что обеспечивает активность учащихся, достижение высокого уровня усвоения содержания раздела. Групповые технологии направлены на приобретение навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия, формирование коммуникационной компетентности учащихся.

На уроках главы «Человек и информация» параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);

  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);

  • активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры, работа в группах, парах).

Отличительная черта курса информатики – активное и систематическое использование в учебном процессе средств ИКТ, эффективность применения которых в значительной степени зависит от правильного выбора приемов их использования:

1) приемы общей (внешней) организации учебной деятельности – приемы слушания, наблюдения, планирования работы с учебником, компьютером и другими средствами информации, пересказа информации, самоконтроля, организации учебного общения, организации домашней работы и т.п.;

2) приемы познавательной (внутренней) деятельности – приемы развития внимания, приемы запоминания, оперирования образами, представлениями, понятиями, суждениями, умозаключениями, мыслительными операциями и действиями, приемами словесного описания, объяснения, формулировки вопросов или проблем, приемы рефлексии и др.

На уроках информатики при изучении главы «Человек и информация» возможно использование коллективной, фронтальной, групповой, парной и индивидуальной (в том числе дифференцированной по трудности и видам техники) форм работы учащихся.

Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;

  • урок контроля знаний;

  • урок – лабораторно-практическая работа;

  • обобщающий урок;

  • комбинированный урок.

В 6 классе наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом, с учетом данных о распределении времени усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а конец урока планировать практическую деятельность учащихся (оптимальная длительность работы за компьютером для учащихся 6 класса не должна превышать 20 минут).


  1. Система знаний и система деятельности.

Система знаний по главе:

Общеучебные знания: информация, представление, ощущение, восприятие, факты, знания, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

Предметные знания: логика, объект, признак, понятие, содержание и объем понятия, отношения тождества, пересечения, подчинения, соподчинения, противоречия и противоположности, суждение и его виды, умозаключение.


Система деятельности по главе:

1. Познавательная деятельность: при изучении главы осуществляется самостоятельная мыслительная деятельность учащихся, реализуются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация. Технология проблемного обучения направлена на осуществление таких видов деятельности учащихся как постановка проблем, установление причинно-следственных связей, применение методов дедукция и индукция. При изучении главы реализуются методы чувственного познания объектов: наблюдение, создание зрительного образа, ощущение, представление, восприятие.

2. Преобразующая деятельность: при изучении раздела преобразуются отношения «Человек - окружающий мир». При изучении темы «Чувственное познание окружающего мира» учащиеся узнают о том, что законы мира, сущность предметов и явлений познаются с помощью мышления. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение реализуются учащимися при изучении содержания всего раздела. Решая проблемы познания, учащиеся учатся задавать вопросы, действовать в ситуациях неопределенности (урок по теме «Отношение между понятиями»), осваивают технику выбора (урок по теме «Классификация»), поиск путей решения проблем (урок по теме «Суждение и умозаключение как формы мышления»).

3. Общеучебная деятельность: используемые при изучении главы технологии, методы, формы, приемы обучения позволяют развивать навыки общеучебной деятельности. Учащиеся рационально организуют свое рабочее место и рабочее место за ПК, работают с учебником на этапах изучения нового материала, закрепления изученного, учатся работать с памятками (урок по теме «Отношения между понятиями»), интерактивным словарем (при изучении всей главы «Человек и информация»). Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работы на уроках развивают навыки общения: монолог, диалог, полилог. Работая в группах (80% уроков) учащиеся осваивают такие виды деятельности как: распределение ролей в группе, взаимообучение, взаимооценка, подготовка выступления, сообщения.

4. Самоорганизующая деятельность: изучение главы направлено на освоение учащимися способов самоорганизующей деятельности. Постановка целей осуществляется на этапах целеполагания, перед каждым новым видом работы, цели ставятся личные, для работы в паре, группе. Учащиеся планируют деятельность на уроке с помощью алгоритмов, ланируют деятельность на уроке с помощью алгоритмов (), перед каждым новым видом работы, цели ставятся линыещиеся работают с папамяток (урок по теме «Отношения между понятиями»), кратких конспектов (уроки по теме «Отношения между понятиями», «Классификация»). Учащиеся осуществляют самоконтроль, самооценку своей деятельности, используя образец выполненного задания (урок по теме «Как образуются понятия»), критерии оценивания. Учащиеся осознают свое продвижение через использование листов учета, контроля (урок по теме «Классификация»). Рефлексия деятельности осуществляется как на промежуточных, так и заключительных этапах урока с помощью вопросов листа рефлексии:

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

7.Домашнее задание мне кажется

легким / трудным
интересным / не интересным




  1. Контроль и коррекция результатов по разделу.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Контроль и оценивание знаний, умений и навыков учащихся являются важнейшей составной частью педагогического процесса. Учащиеся должны знать, что любое обучение сопровождается проверкой, в ходе которой устанавливается насколько прочно и хорошо усвоен учебный материал. Для этого контролирующие мероприятия проводятся не стихийно, а систематически, каждый раз осуществляется анализ результатов, и принимаются соответствующие меры для своевременной коррекции знаний, умений и навыков.

Виды контроля при изучении темы «Человек и информация»:

  • входной: тест «Информация вокруг нас».

  • промежуточный: фронтальный опрос, тесты «Информация и знания», «Чувственное познание окружающего мира», «Понятие как форма мышления», «Содержание и объем понятия», «Отношения между понятиями», «Суждение как форма мышления», «Умозаключение как форма мышления», «Формы мышления»;

  • текущий: экспресс-опрос; фронтальный опрос, решение логических задач, выполнение творческих заданий; рефлексия.

  • тематический: контрольная работа по теме «Человек и информация» с элементами теста, интерактивный тест, практическая контрольная работа за ПК.




Вид

контроля

Форма

контроля

Контроль

знаний

Контроль

умений,

навыков

Технология

оценивания

Входной,

промежуточный

Тесты



Контроль знаний по разделу: информация, факты, обобщение, сравнение,

логика, объект, признак, понятие, анализ, синтез, абстрагирование, содержание и объем понятия, отношения тождества, пересечения, подчинения, соподчинения, противоречия и противоположности, классификация, суждение и его виды, умозаключение.

Анализ, систематизация полученной информации.

Отметочная (самоконтроль, взаимоконтроль)

Текущий,

промежуточный



Фронтальный опрос


Правильная речь, восприятие на слух, умение слушать.

Рейтинговая, отметочная

Экспресс-опрос



Быстрое воспроизведение знаний, правильная речь.

Рейтинговая, отметочная

Интерактивный тест

Работа с мышью, с тестовой программой

Оценка компьютера(по программе)

Решение логических задач(парная и групповая технология)

Умение анализировать, сравнивать, обобщать. Навыки сотрудничества, группового взаимодействия.

Отметочная

Выполнение творческих заданий(парная и групповая технология)

Формулировка вопросов (составление кроссворда, теста), задавать вопросы, создание дизайна (работа с рисунком), самостоятельная познавательная деятельность. Навыки сотрудничества, группового взаимодействия. Навыки сотрудничества, группового взаимодействия.

Отметочная (учителем, взаимоконтроль, в группе)

Практическая работа за ПК



Составление таблиц в Word, структурирование текстовой информации с помощью таблиц, размещение текста и графики в таблице, построение диаграмм в Word, рисование в Paint.

Сотрудничество учащихся, оказание помощи, самооценка.

Отметочная

Рефлексия






Самоконтроль, самоанализ деятельности

Смайлики, лист рефлексии

Тематический

Контрольная работа

Контроль знаний по разделу.

Навыки самостоятельной работы, сформированность мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Отметочная
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методическая разработка раздела учебной программы iconМетодическая разработка может представлять собой
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...
Методическая разработка раздела учебной программы iconМетодическая разработка урока: «Когда музыка не нуждается в словах»
Данный урок разработан на основе программы В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак «Музыка» и является четвёртым уроком по теме...
Методическая разработка раздела учебной программы iconМетодическая разработка Программы элективного курса «Учимся понимать художественный текст»
В ней даются конкретные методические рекомендации по обучению учащихся приемам осознанного чтения. Методическая разработка поможет...
Методическая разработка раздела учебной программы iconМетодическая разработка раздела образовательной программы по физике тема «Давление»
И, сельского хозяйства. Все школьники, оканчивающие школу, должны иметь необходимые теоретические и прикладные знания, общие и практические...
Методическая разработка раздела учебной программы iconМетодическая разработка учебной программы по биологии 7 класса Царство Прокариоты Курс «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс»
Психолого педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями....
Методическая разработка раздела учебной программы iconМетодическая разработка семинара по дисциплине: «Сестринское дело в хирургии»
Методическая разработка семинара по теме «Основы трансфузиологии», дисциплина «Сестринское дело в хирургии», выполнена в рамках программы...
Методическая разработка раздела учебной программы iconМетодическая разработка открытого занятия по дисциплине «История»
Методическая разработка предназначена для преподавателей истории средних специальных учебных заведений, реализующих государственный...
Методическая разработка раздела учебной программы iconМетодическая разработка классного часа на тему: «О правилах дорожного движения»
...
Методическая разработка раздела учебной программы iconМетодическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия Неделя химии «Химия в спецовке строителя»
Методическая разработка предназначена преподавателям химии и спецтехнологии колледжей строительного профиля во внеклассной работе...
Методическая разработка раздела учебной программы iconМетодическая разработка для преподавателей и студентов по проведению семинарских занятий по учебной дисциплине «История медицины»
Рецензенты: проректор по учебной работе Стгма, к м н., доцент Филимонов Ю. А., зав кафедрой общественного здоровья и здравоохранения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница