Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра теории, истории педагогики и образовательной практики
УТВЕРЖДЕНА Ученым советом ФГБОУ ВПО «АГПА» протокол № ___ от «___» __________20__ года
Ученый секретарь академии _________________ М.П. Евдокимова
|
| РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА на заседании кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики « » ___________ 2012 года (протокол № ____) Зав. кафедрой д. педагог. наук проф. _____________Е.А. Тупичкина
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ»
по научной специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования Форма обучения очная (заочная)
Составитель: Докт.пед.наук, проф. Тупичкина Е.А.
Армавир 2012 г. АННОТАЦИЯ рабочей программы учебной дисциплины «Инновационные процессы в образовании» Целью учебной дисциплины является формирование у аспирантов профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность к проектированию, организации и рефлексии инновационных процессов в образовании и развитию способности к профессиональному росту. Место учебной дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится к дисциплинам по выбору цикла специальных дисциплин образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов. Изучение дисциплины «Инновационные процессы в образовании» является необходимым содержательным дополнением предметов педагогического цикла. Требования к результатам освоения учебной дисциплины: Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование и развитие методических и технологических компетенций, связанных с внедрением новационных процессов в процесс преподавания в высшей школе.
В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен: Знать: базовые методологические понятия, идеи, теории инноватики в области образования; главные элементы инновационных процессов в образовании; социокультурные и психолого-педагогические условия, необходимые для генерирования инновационных идей, типы нововведений, специфику инновационной образовательной деятельности, особенности проектирования, организации и реализации педагогических новшеств на разных уровнях от учебного предмета до модернизации образования в регионе и стране; основные направления и виды инновационной деятельности педагога, преподавателя; содержание методики экспертизы, проектирования, реализации, распространения инновационного опыта; Уметь: использовать в педагогической деятельности инновационные подходы, касающиеся содержания учебного материала, технологий обучения; использовать элементы инновационного менеджмента в реализации учебного процесса; проводить экспертизу инноваций в учебном процессе; разрабатывать инновационные проекты, на примерах конкретных педагогических инноваций, анализировать их эффективность и результативность; создавать собственные инновационные проекты; Владеть: способностью критически мыслить и принимать самостоятельные решения; нестандартно решать проблемы в различных контекстах; творческое применять имеющийся опыт в новых условиях; стремиться генерировать оригинальные идеи, доводить их до технологического уровня, участвовать во внедрении; желание сотрудничать и воспринимать чужой опыт; мыслить и действовать гибко и мобильно; методикой экспертизы, применения чужого инновационного опыта; методикой проектирования и реализации авторских инноваций в учебном процессе; навыками менеджмента в отношении авторского инновационного опыта.
Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 2 зачётных единицы (72 часа).
Основные разделы учебной дисциплины: 1. Теория и инструментарий инновационных процессов в образовании. Структура и содержание инновационно-педагогической деятельности
Автор программы: Докт.пед.наук, проф. Тупичкина Е.А. СТРУКТУРА рабочей программы учебной дисциплины Цель и задачи освоения учебной дисциплины: Цель учебной дисциплины: является формирование у аспирантов профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность к проектированию, организации и рефлексии инновационных процессов в образовании и развитию способности к профессиональному росту. Задачи учебной дисциплины: Осуществление профессионального образования и личностного роста для проектирования инновационных процессов; Создание образовательной среды, обеспечивающей работу по новым технологиям; Организация взаимодействия с другими членами образовательного процесса для реализации инновационных процессов; Обладание методами получения современного научного и эмпирического знания; Активизация самостоятельной деятельности, включение в исследовательскую работу. Место дисциплины в структуре ООП:
Курс «Инновационные процессы в образовании» относится к факультативным дисциплинам образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов. Данная дисциплина имеет большое значение в общей системе профессионально-педагогической подготовки аспирантов к преподавательской деятельности.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате изучения учебной дисциплины аспиранты должны: Знать: базовые методологические понятия, идеи, теории инноватики в области образования; главные элементы инновационных процессов в образовании; социокультурные и психолого-педагогические условия, необходимые для генерирования инновационных идей, типы нововведений, специфику инновационной образовательной деятельности, особенности проектирования, организации и реализации педагогических новшеств на разных уровнях от учебного предмета до модернизации образования в регионе и стране; основные направления и виды инновационной деятельности педагога, преподавателя; содержание методики экспертизы, проектирования, реализации, распространения инновационного опыта; Уметь: использовать в педагогической деятельности инновационные подходы, касающиеся содержания учебного материала, технологий обучения; использовать элементы инновационного менеджмента в реализации учебного процесса; проводить экспертизу инноваций в учебном процессе; разрабатывать инновационные проекты, на примерах конкретных педагогических инноваций, анализировать их эффективность и результативность; создавать собственные инновационные проекты; Владеть: способностью критически мыслить и принимать самостоятельные решения; нестандартно решать проблемы в различных контекстах; творческое применять имеющийся опыт в новых условиях; стремиться генерировать оригинальные идеи, доводить их до технологического уровня, участвовать во внедрении; желание сотрудничать и воспринимать чужой опыт; мыслить и действовать гибко и мобильно; методикой экспертизы, применения чужого инновационного опыта; методикой проектирования и реализации авторских инноваций в учебном процессе; навыками менеджмента в отношении авторского инновационного опыта. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 2 зачётные единицы 72 (часа):
Форма обучения | Курс | Семестр | Трудоёмкость дисциплины в часах | Форма итогового контроля | всего часов | ауд. часов | лекции | семинар. (практич.) занятия | лаборат. занятия | самост. работа | Очная | 1 |
| 72 | 18 | 18 |
| - | 54 | зачет | Заочная | 2 |
| 72 | 4 | 4 | - | - | 68 | зачет |
ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Структура и содержание учебной дисциплины: № п/п | Наименование разделов дисциплины | Всего часов | Аудиторные занятия | Самост. работа | Форма итогового контроля | лекции | семинар. (практич.) занятия | лаборат. занятия | 1. | Теория и инструментарий инновационных процессов в образовании.
| 8 | 2 |
|
| 6 | Контрольная работа | 2. | Структура и содержание инновационно-педагогической деятельности | 64 | 16 |
|
| 48 | Тест |
| Итого: | 72 | 18 | - | - | 54 |
|
Содержание учебной дисциплины (Тематической планирование) № п/п | Тема | Виды учебной работы | Форма текущего контроля | лекции | семинар. (практич.) занятия | лаборат. занятия | Самост. работа | | Раздел 1. Теория и инструментарий инновационных процессов в образовании | 1. | Общее понятие о внедрении новационных процессах в высшее образование | 2 |
|
| 2 |
| 2. | Характеристика этапов педагогического новационного процесса. | 2 |
|
| 2 |
| 3. | Виды педагогических инноваций | 4 |
|
| 2 |
|
| Раздел 2. Структура и содержание инновационно-педагогической деятельности | 4. | Инновационно-педагогическая деятельность как система | 2 |
|
| 8 | Терминологический диктант | 5. | Особенности личности педагога-новатора | 2 |
|
| 8 | Опорный конспект | 6. | Процессуальный компонент инновационно-педагогической деятельности | 2 |
| - | 8 | Опорный конспект | 7. | Особенности управления новационными образовательными процессами вузе. | 4 |
| - | 8 | Опорный конспект. Тест | 8. | Система оценочных показателей эффективности инновационных процессов в образовании. | 4 |
| - | 8 | Опорный конспект. Тест. | 9. | Личностно-профессиональное саморазвитие преподавателей высшей школы как условие реализации инноваций | 2 |
|
| 8 | Опорный конспект. Тест. |
| Итого: | 18 | - |
| 54 |
|
ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Структура и содержание учебной дисциплины: № п/п | Наименование разделов дисциплины | Всего часов | Аудиторные занятия | Самост. работа | Форма итогового контроля | лекции | семинар. (практич.) занятия | лаборат. занятия | 1. | Теория и инструментарий инновационных процессов в образовании.
| 22 | 2 |
|
| 20 | Контрольная работа | 2. | Структура и содержание инновационно-педагогической деятельности | 50 | 2 |
|
| 48 | Тест |
| Итого: | 72 | 4 | - | - | 68 |
|
Содержание учебной дисциплины (Тематическое планирование)
№ п/п | Тема | Виды учебной работы | Форма текущего контроля | лекции | семинар. (практич.) занятия | лаборат. занятия | Самост. работа | | Раздел 1. Теория и инструментарий инновационных процессов в образовании.
| 1. | Общее понятие о внедрении новационных процессах в высшее образование. Характеристика этапов педагогического новационного процесса. Виды педагогических инноваций. | 2 |
|
| 20 | Терминологический диктант Опорный конспект Тест |
| Раздел 2. Структура и содержание инновационно-педагогической деятельности | 2. | Инновационно-педагогическая деятельность как система Особенности личности педагога-новатора Процессуальный компонент инновационно-педагогической деятельности Особенности управления новационными образовательными процессами вузе. Система оценочных показателей эффективности инновационных процессов в образовании. Личностно-профессиональное саморазвитие преподавателей высшей школы как условие реализации инноваций | 2
|
| -
| 48 | Опорный конспект Тест. |
| Итого: | 4 | - |
| 68 |
| Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
Основная литература: Ангеловский К. Учитель и инновации: Книга для учителя: Пер. с макед. М., 1991. Герасимов, Г.И. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы [Текст] / Г.И. Герасимов, Л.В. Илюхина. - Ростов-на-Дону: НМД «Логос», 1999. Загвязинский В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1990. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособие к спецкурсу. М., 1994. Маренков, Н.Л. Инноватика: учебное пособие [Текст] / Н.Л. Маренков - М.: КомКнига, 2005. Петривняя И. В. Инновации в подготовке учителя. Киев, 1990. Поташник М. М., Лоренсов А. В., Хомерики О. Т. Управление инновационными процессами в образовании. - М., 1994. Тодосийчук А.В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании.- М., 2005 Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. [Текст] / А. В. Хуторской. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. Хуторской, А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. Цыркун И. И. Дидактические основы организации научно-технического творчества учащихся. Метод, пособие. Мн., 1987. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в школе. - М: Педагогика, 1991. Дополнительная литература: Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. В. И. Журавлева. М., 1988. Евдокимова, Т.Г. Инновационный менеджмент [Текст] / Т.Г. Евдокимова, Г. А. Маховикова, Н.Ф. Ефимова. - СПб.: «Вектор», 2005. Инновационные модели школы: учеб.-метод. Пособие: В 3-х кн..- СПб., 2003 Инновационные процессы в образовании: Сб. науч. тр. Тюмень,1990. Мазур З.Ф. Управление инновациями: социально-образовательный аспект.- М., 2001 Мазур З.Ф. Управление инновациями: социально-образовательный аспект.- М., 2001 Морозов Е. П., Пидкасистый П. И. Подготовка учителей к инновационной деятельности // Советская педагогика. 1991. № 10. С. 88-93. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью.-М., ИНФРА-М, 2005. Попова, И.В. Опыт магистерской подготовки в контексте инновационного развития отечественного высшего профессионального образования / И.В. Попова. // Известия Уральского Государственного Университета. - 2007. - №52. - Серия 1. Пугачёва, Н. Б. Источники инноваций общеобразовательного учреждения/ Н. Б. Пугачёва// Завуч. – 2005. – № 3. – с.29. Розов Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании Управление развитием инновационных процессов в школе / Науч. ред. Т. И. Шамова, П. И. Третьяков. - М., 1995. Хомерики О Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс / Под ред. М. М. Поташника. М.,1994.
Интернет-ресурсы Афанасьева Е.Д., Борисова Л.Г. Инновационная культура педагогов // Информационно-методический и дидактический журнал [сайт]. – URL: http://www.image.websib.ru/05/text_article.htm?237 Батурин С.О.Современные инновационные технологии в школьном образовании. – URL: www.sch130.nsc.ru/people/staff/sovet/BaturinSO_170308.rtf Богуславская И.Г. Инновационная деятельность как условие развития личности. – URL: http://www.rusedu.info/Article752.html Волов В.Т. Инновационные принципы системы образования. – URL: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1195049350&archive=1195938639&start_from=&ucat=& Волынкина М.В. О месте инноваций в образовании // Центр развития инноваций: [сайт] / Ин-т гуманитар. образования. – URL: http://www.innovatika.ru/bibl/st2.html Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы // Рос. Гуманит. Интернет-университет [сайт]. – URL: http://www.vusnet.ru/biblio/archive/gerasimov Гребенюк О.С. Педагогические технологии и инновации. – URL: http://www.bestreferat.ru/referat-98226.html Диканская Н.Н., Диканский А.Ю. Информационная поддержка инновационных процессов в образовании. – URL: http://conf.stavsu.ru/_WordDocs/198.doc Инновации в образовании: Выступления участников VII-й Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции // Центр дистанционного образования «Эйдос»: [сайт]. – URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-26.htm Инновации в образовании: специализированный образовательный портал. – http://sinncom.ru/ Инновации и образование: сб. материалов конф. / ред. Ю.Н. Солонин [и др.]; С.-Петерб. филос. о-во. – СПб., 2003. – 528 с. // web-кафедра филос. антропологии. – URL: http://anthropology.ru/ru/texts/gathered/educinnov Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия. – URL: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193231110&archive=1195596940&start_from=&ucat=& Новикова Т. Условия эффективности инноваций: зарубежный опыт и российская практика // Школа: день за днем: педагогический альманах. – URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=385 НОЦ «Институт инноваций в образовании» // Томский государственный университет [сайт]. – URL: http://www.tsu.ru/webdesign/tsu/core.nsf/structurl/education_innedu Окушева Г.А. Управление педагогическими системами: инновации в образовании: понятие, сущность, характеристика и классификация // Томский государственный педагогический университет: [сайт]. – URL: http://www.tspu.ru/students/1/innovac1.htm Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации / Сост. А.В. Машуков, под ред. А.Г. Обоскалова. – Челябинск, 2007. – URL: www.ipk74.ru/files/raznoe/master-klass.doc Основы инновационно-технологического менеджмента // Сетевой Ресурсный Центр менеджмента образования, науки и технологий. – URL: http://nrc.edu.ru/index.html Перекрестова Т.С. Разработка и реализация инновационной методической системы учителя // Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество» [сайт]. – URL: http://journal.sakhgu.ru/work.php?id=25 Петракова Т.И.: Инновационные процессы в педагогике. Православная школа как инновационная модель современного образования. – URL: http://obrazovanie.viperson.ru/wind.php?ID=425435 Погребная Т.В., А.В. Козлов А.В., О.В. Сидоркина.О.В. Новое поколение педагогических инноваций в контексте инновационного пути развития цивилизации // Вопросы интернет-образования. № 29. – URL: http://vio.fio.ru/vio_29/cd_site/Articles/art_1_5.htm Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. – URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/234 Предложения по улучшению процедуры, организационной и содержательной схемы конкурсного отбора школ и учителей. – URL: www.school-net.ru/res_ru/0_hfile_445_1.doc Предложения по формированию перечня и примерных программ по дисциплинам, способствующим формированию инновационной культуры выпускников вузов // Федеральный центр образовательного законодательства [сайт]. – URL: http://lexed.ru/pravo/notes/?blinov_march2006.html Пузыревский В.Ю. Нужны ли образованию инновационные утопии? – URL: http://www.epischool.edu.ru/article07.htm Рябова О.А., Жигулина Л.А. Приоритетный национальный проект, как условие формирования инновационных подходов в образовании // Вопросы интернет-образования. № 60. – URL: http://vio.fio.ru/vio_60/cd_site/Articles/art_2_7.htm Сезень Т.А. Методические рекомендации по изучению и обобщению положительного педагогического опыта воспитательной работы в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования // Журнал «Воспитание. Личность. Профессия» [сайт]. – URL: http://ripo.unibel.by/cvr/vlp/03/show.php?art=2&auth=sezen Семенов П.П. Развитие инновационного образовательного учреждения как открытого социально-воспитательного института (автореферат). – URL: http://www.dissertation1.narod.ru/avtoreferats/avtoref12.htm Сластенин В., Исаев И. и др. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации учителей / Педагогика: Учебное пособие // Библиотека ГУМЕР [сайт]. – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/25.php Слободчиков В.И. Инновации в образовании: основания и смысл // Городской экспертный совет по экспериментальной и инновационной деятельности в образовании: [сайт] / Департамент образования г. Москвы. –URL: http://www.experiment-dom.ru/index.php?action=article&id=2 Тодосийчук А. В. Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в образовании. – URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=765&binn_rubrik_pl_articles=172 Торгунская Н. Л. Личностное знание как механизм развития педагогических инноваций // Знание. Понимание. Умение: эл. журнал [сайт]. – URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/1(2)/Torgunskaia/ Файзуллина Г.З. Инновационные процессы в сфере образования (теоретический обзор). – URL: http://2002.pedsovet.alledu.ru/files0/files1/files45/files333/docs/fai.doc Хван А.А. Психологическое обеспечение инноваций как понятие психологии образования // Психологическая наука и образование. 2008. №1.– URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2008/n1/Khvan.shtml Хуторской А.В. Педагогическая инноватика // Центр дистанционного образования «Эйдос»: [сайт]. – URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-19.htm Хуторской А.В. Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании // Центр дистанционного образования «Эйдос»: [сайт]. – URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0326.htm Щедровицкий П.Г. Инновационный сценарий для России // Школа культурной политики. Публикации П. Щедровицкого. – URL: http://www-old.shkp.ru/articles/270502_InnovScenar.htm Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины: Материально-техническое обеспечение включает в себя: литературу по педагогике, научные журналы, материалы научных конференций, компьютер и т. д., ноутбук, принтер, сканер; ксерокс. Учебная аудитория, предназначенная для проведения лекционных занятий. |