Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования «инновационные процессы в образовании»




Скачать 201.79 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования «инновационные процессы в образовании»
Дата24.10.2012
Размер201.79 Kb.
ТипРабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации


федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»


Кафедра теории, истории педагогики и образовательной практики



УТВЕРЖДЕНА

Ученым советом ФГБОУ ВПО «АГПА»

протокол № ___ от «___» __________20__ года


Ученый секретарь академии

_________________ М.П. Евдокимова





РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

на заседании кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики

« » ___________ 2012 года

(протокол № ____)

Зав. кафедрой д. педагог. наук проф.

_____________Е.А. Тупичкина




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ»


по научной специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Форма обучения очная (заочная)


Составитель:

Докт.пед.наук, проф. Тупичкина Е.А.


Армавир

2012 г.

АННОТАЦИЯ

рабочей программы учебной дисциплины

«Инновационные процессы в образовании»

Целью учебной дисциплины является формирование у аспирантов профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность к проектированию, организации и рефлексии инновационных процессов в образовании и развитию способности к профессиональному росту.

Место учебной дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к дисциплинам по выбору цикла специальных дисциплин образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов. Изучение дисциплины «Инновационные процессы в образовании» является необходимым содержательным дополнением предметов педагогического цикла.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование и развитие методических и технологических компетенций, связанных с внедрением новационных процессов в процесс преподавания в высшей школе.


В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен:

Знать:

  • базовые методологические понятия, идеи, теории инноватики в области образования;

  • главные элементы инновационных процессов в образовании;

  • социокультурные и психолого-педагогические условия, необходимые для генерирования инновационных идей, типы нововведений, специфику инновационной образовательной деятельности, особенности проектирования, организации и реализации педагогических новшеств на разных уровнях от учебного предмета до модернизации образования в регионе и стране; 

  • основные направления и виды инновационной деятельности педагога, преподавателя;

  • содержание методики экспертизы, проектирования, реализации, распространения инновационного опыта;

Уметь:

  • использовать в педагогической деятельности инновационные подходы, касающиеся содержания учебного материала, технологий обучения;

  • использовать элементы инновационного менеджмента в реализации учебного процесса;

  • проводить экспертизу инноваций в учебном процессе;

  • разрабатывать инновационные проекты, на примерах конкретных педагогических инноваций, анализировать их эффективность и результативность;

  • создавать собственные инновационные проекты;

Владеть:

  • способностью критически мыслить и принимать самостоятельные решения; нестандартно решать проблемы в различных контекстах; творческое применять имеющийся опыт в новых условиях; стремиться генерировать оригинальные идеи, доводить их до технологического уровня, участвовать во внедрении; желание сотрудничать и воспринимать чужой опыт; мыслить и действовать гибко и мобильно;

  • методикой экспертизы, применения чужого инновационного опыта;

  • методикой проектирования и реализации авторских инноваций в учебном процессе;

  • навыками менеджмента в отношении авторского инновационного опыта.


Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 2 зачётных единицы (72 часа).


      1. Основные разделы учебной дисциплины:

1. Теория и инструментарий инновационных процессов в образовании.

  1. Структура и содержание инновационно-педагогической деятельности



Автор программы: Докт.пед.наук, проф. Тупичкина Е.А.

СТРУКТУРА

рабочей программы учебной дисциплины

  1. Цель и задачи освоения учебной дисциплины:

Цель учебной дисциплины: является формирование у аспирантов профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность к проектированию, организации и рефлексии инновационных процессов в образовании и развитию способности к профессиональному росту.

Задачи учебной дисциплины:

  1. Осуществление профессионального образования и личностного роста для проектирования инновационных процессов;

  2. Создание образовательной среды, обеспечивающей работу по новым технологиям;

  3. Организация взаимодействия с другими членами образовательного процесса для реализации инновационных процессов;

  4. Обладание методами получения современного научного и эмпирического знания;

  5. Активизация самостоятельной деятельности, включение в исследовательскую работу.

Место дисциплины в структуре ООП:


Курс «Инновационные процессы в образовании» относится к факультативным дисциплинам образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов. Данная дисциплина имеет большое значение в общей системе профессионально-педагогической подготовки аспирантов к преподавательской деятельности.


  1. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины аспиранты должны:

Знать:

  • базовые методологические понятия, идеи, теории инноватики в области образования;

  • главные элементы инновационных процессов в образовании;

  • социокультурные и психолого-педагогические условия, необходимые для генерирования инновационных идей, типы нововведений, специфику инновационной образовательной деятельности, особенности проектирования, организации и реализации педагогических новшеств на разных уровнях от учебного предмета до модернизации образования в регионе и стране; 

  • основные направления и виды инновационной деятельности педагога, преподавателя;

  • содержание методики экспертизы, проектирования, реализации, распространения инновационного опыта;

Уметь:

  • использовать в педагогической деятельности инновационные подходы, касающиеся содержания учебного материала, технологий обучения;

  • использовать элементы инновационного менеджмента в реализации учебного процесса;

  • проводить экспертизу инноваций в учебном процессе;

  • разрабатывать инновационные проекты, на примерах конкретных педагогических инноваций, анализировать их эффективность и результативность;

  • создавать собственные инновационные проекты;

Владеть:

  • способностью критически мыслить и принимать самостоятельные решения; нестандартно решать проблемы в различных контекстах; творческое применять имеющийся опыт в новых условиях; стремиться генерировать оригинальные идеи, доводить их до технологического уровня, участвовать во внедрении; желание сотрудничать и воспринимать чужой опыт; мыслить и действовать гибко и мобильно;

  • методикой экспертизы, применения чужого инновационного опыта;

  • методикой проектирования и реализации авторских инноваций в учебном процессе;

  • навыками менеджмента в отношении авторского инновационного опыта.




  1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы:


Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 2 зачётные единицы 72 (часа):


Форма обучения

Курс

Семестр

Трудоёмкость дисциплины в часах

Форма итогового контроля

всего часов

ауд.

часов

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

самост. работа

Очная

1




72

18

18




-

54

зачет

Заочная

2




72

4

4

-

-

68

зачет


ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ


  1. Структура и содержание учебной дисциплины:




п/п

Наименование разделов дисциплины

Всего часов

Аудиторные занятия

Самост. работа

Форма итогового контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

1.

Теория и инструментарий инновационных процессов в образовании.


8

2







6

Контрольная работа

2.

Структура и содержание инновационно-педагогической деятельности

64

16







48

Тест




Итого:

72

18

-

-

54






Содержание учебной дисциплины

(Тематической планирование)

п/п

Тема

Виды учебной работы

Форма текущего контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

Самост. работа




Раздел 1. Теория и инструментарий инновационных процессов в образовании

1.

Общее понятие о внедрении новационных процессах в высшее образование

2







2




2.

Характеристика этапов педагогического новационного процесса.

2







2




3.

Виды педагогических инноваций

4







2







Раздел 2. Структура и содержание инновационно-педагогической деятельности

4.

Инновационно-педагогическая деятельность как система

2







8

Терминологический диктант

5.

Особенности личности педагога-новатора

2







8

Опорный конспект

6.

Процессуальный компонент инновационно-педагогической деятельности

2




-

8

Опорный конспект

7.

Особенности управления новационными образовательными процессами вузе.

4




-

8

Опорный конспект. Тест

8.

Система оценочных показателей эффективности инновационных процессов в образовании.

4




-

8

Опорный конспект. Тест.

9.

Личностно-профессиональное саморазвитие преподавателей высшей школы как

условие реализации инноваций

2







8

Опорный конспект. Тест.




Итого:

18

-




54





ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ


  1. Структура и содержание учебной дисциплины:




п/п

Наименование разделов дисциплины

Всего часов

Аудиторные занятия

Самост. работа

Форма итогового контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

1.

Теория и инструментарий инновационных процессов в образовании.


22

2







20

Контрольная работа

2.

Структура и содержание инновационно-педагогической деятельности

50

2







48

Тест




Итого:

72

4

-

-

68





Содержание учебной дисциплины

(Тематическое планирование)


п/п

Тема

Виды учебной работы

Форма текущего контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

Самост. работа




Раздел 1. Теория и инструментарий инновационных процессов в образовании.


1.

Общее понятие о внедрении новационных процессах в высшее образование.

Характеристика этапов педагогического новационного процесса.

Виды педагогических инноваций.

2







20

Терминологический диктант

Опорный конспект

Тест




Раздел 2. Структура и содержание инновационно-педагогической деятельности

2.

Инновационно-педагогическая деятельность как система

Особенности личности педагога-новатора

Процессуальный компонент инновационно-педагогической деятельности

Особенности управления новационными образовательными процессами вузе.

Система оценочных показателей эффективности инновационных процессов в образовании.

Личностно-профессиональное саморазвитие преподавателей высшей школы как

условие реализации инноваций

2





-


48

Опорный конспект

Тест.




Итого:

4

-




68







  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:


Основная литература:

  1. Ангеловский К. Учитель и инновации: Книга для учителя: Пер. с макед. М., 1991.

  2. Герасимов, Г.И. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы [Текст] / Г.И. Герасимов, Л.В. Илюхина. - Ростов-на-Дону: НМД «Логос», 1999.

  3. Загвязинский В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1990.

  4. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособие к спецкурсу. М., 1994.

  5. Маренков, Н.Л. Инноватика: учебное пособие [Текст] / Н.Л. Маренков - М.: КомКнига, 2005.

  6. Петривняя И. В. Инновации в подготовке учителя. Киев, 1990.

  7. Поташник М. М., Лоренсов А. В., Хомерики О. Т. Управление инновационными процессами в образовании. - М., 1994.

  8. Тодосийчук А.В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании.- М., 2005

  9. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. [Текст] / А. В. Хуторской. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.

  10. Хуторской, А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: Международная педагогическая академия, 1998.

  11. Цыркун И. И. Дидактические основы организации научно-технического творчества учащихся. Метод, пособие. Мн., 1987.

  12. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в школе. - М: Педагогика, 1991.

Дополнительная литература:

  1. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. В. И. Журавлева. М., 1988.

  2. Евдокимова, Т.Г. Инновационный менеджмент [Текст] / Т.Г. Евдокимова, Г. А. Маховикова, Н.Ф. Ефимова. - СПб.: «Вектор», 2005.

  3. Инновационные модели школы: учеб.-метод. Пособие: В 3-х кн..- СПб., 2003

  4. Инновационные процессы в образовании: Сб. науч. тр. Тюмень,1990.

  5. Мазур З.Ф. Управление инновациями: социально-образовательный аспект.- М., 2001

  6. Мазур З.Ф. Управление инновациями: социально-образовательный аспект.- М., 2001

  7. Морозов Е. П., Пидкасистый П. И. Подготовка учителей к инновационной деятельности // Советская педагогика. 1991. № 10. С. 88-93.

  8. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью.-М., ИНФРА-М, 2005.

  9. Попова, И.В. Опыт магистерской подготовки в контексте инновационного развития отечественного высшего профессионального образования / И.В. Попова. // Известия Уральского Государственного Университета. - 2007. - №52. - Серия 1.

  10. Пугачёва, Н. Б. Источники инноваций общеобразовательного учреждения/ Н. Б. Пугачёва// Завуч. – 2005. – № 3. – с.29.

  11. Розов Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании Управление развитием инновационных процессов в школе / Науч. ред. Т. И. Шамова, П. И. Третьяков. - М., 1995.

  12. Хомерики О  Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс / Под ред. М. М. Поташника. М.,1994.


Интернет-ресурсы

Афанасьева Е.Д., Борисова Л.Г. Инновационная культура педагогов // Информационно-методический и дидактический журнал [сайт].  – URL: http://www.image.websib.ru/05/text_article.htm?237

Батурин С.О.Современные инновационные технологии в школьном образовании. – URL: www.sch130.nsc.ru/people/staff/sovet/BaturinSO_170308.rtf

Богуславская И.Г. Инновационная деятельность как условие развития личности.  – URL: http://www.rusedu.info/Article752.html

Волов В.Т. Инновационные принципы системы образования. – URL: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1195049350&archive=1195938639&start_from=&ucat=&

Волынкина М.В. О месте инноваций в образовании // Центр развития инноваций: [сайт] / Ин-т гуманитар. образования. – URL: http://www.innovatika.ru/bibl/st2.html

Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы // Рос. Гуманит. Интернет-университет [сайт].  – URL: http://www.vusnet.ru/biblio/archive/gerasimov

Гребенюк О.С. Педагогические технологии и инновации. – URL: http://www.bestreferat.ru/referat-98226.html

Диканская Н.Н., Диканский А.Ю. Информационная поддержка инновационных процессов в образовании. – URL: http://conf.stavsu.ru/_WordDocs/198.doc

Инновации в образовании: Выступления участников VII-й Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции //  Центр дистанционного образования «Эйдос»: [сайт].  – URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-26.htm

Инновации в образовании: специализированный образовательный портал. –  http://sinncom.ru/

Инновации и образование: сб. материалов конф. / ред. Ю.Н. Солонин [и др.]; С.-Петерб. филос. о-во. – СПб., 2003. – 528 с. // web-кафедра филос. антропологии. – URL: http://anthropology.ru/ru/texts/gathered/educinnov

Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия. – URL: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193231110&archive=1195596940&start_from=&ucat=&

 Новикова Т. Условия эффективности инноваций: зарубежный опыт и российская практика // Школа: день за днем: педагогический альманах. – URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=385

НОЦ «Институт инноваций в образовании» // Томский государственный университет [сайт]. – URL:  http://www.tsu.ru/webdesign/tsu/core.nsf/structurl/education_innedu

Окушева Г.А. Управление педагогическими системами: инновации в образовании: понятие, сущность, характеристика и классификация // Томский государственный педагогический университет: [сайт]. – URL: http://www.tspu.ru/students/1/innovac1.htm

Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации / Сост. А.В. Машуков, под ред. А.Г. Обоскалова. – Челябинск, 2007. – URL: www.ipk74.ru/files/raznoe/master-klass.doc

Основы инновационно-технологического менеджмента // Сетевой Ресурсный Центр менеджмента образования, науки и технологий. – URL: http://nrc.edu.ru/index.html

Перекрестова Т.С. Разработка и реализация инновационной методической системы учителя // Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество» [сайт]. – URL: http://journal.sakhgu.ru/work.php?id=25

Петракова Т.И.: Инновационные процессы в педагогике. Православная школа как инновационная модель современного образования. – URL: http://obrazovanie.viperson.ru/wind.php?ID=425435

Погребная Т.В., А.В. Козлов А.В., О.В. Сидоркина.О.В. Новое поколение педагогических инноваций в контексте инновационного пути развития цивилизации // Вопросы интернет-образования. № 29. – URL: http://vio.fio.ru/vio_29/cd_site/Articles/art_1_5.htm

Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. – URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/234

Предложения по улучшению процедуры, организационной и содержательной схемы конкурсного отбора школ и учителей. – URL: www.school-net.ru/res_ru/0_hfile_445_1.doc

Предложения по формированию перечня и примерных программ по дисциплинам, способствующим формированию инновационной культуры выпускников вузов // Федеральный центр образовательного законодательства [сайт]. – URL: http://lexed.ru/pravo/notes/?blinov_march2006.html

Пузыревский В.Ю. Нужны ли образованию инновационные утопии? – URL: http://www.epischool.edu.ru/article07.htm

Рябова О.А., Жигулина Л.А. Приоритетный национальный проект, как условие формирования инновационных подходов в образовании // Вопросы интернет-образования. № 60. – URL: http://vio.fio.ru/vio_60/cd_site/Articles/art_2_7.htm

Сезень Т.А. Методические рекомендации по изучению и обобщению положительного педагогического опыта воспитательной работы в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования // Журнал «Воспитание. Личность. Профессия» [сайт]. – URL: http://ripo.unibel.by/cvr/vlp/03/show.php?art=2&auth=sezen

Семенов П.П. Развитие инновационного образовательного учреждения как открытого социально-воспитательного института (автореферат). – URL: http://www.dissertation1.narod.ru/avtoreferats/avtoref12.htm

Сластенин В., Исаев И. и др. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации учителей / Педагогика: Учебное пособие // Библиотека ГУМЕР [сайт]. – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/25.php

Слободчиков В.И. Инновации в образовании: основания и смысл // Городской экспертный совет по экспериментальной и инновационной деятельности в образовании: [сайт] / Департамент образования г. Москвы. –URL: http://www.experiment-dom.ru/index.php?action=article&id=2

Тодосийчук А. В. Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в образовании. – URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=765&binn_rubrik_pl_articles=172

Торгунская Н. Л. Личностное знание как механизм развития педагогических инноваций // Знание. Понимание. Умение: эл. журнал [сайт]. – URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/1(2)/Torgunskaia/

Файзуллина Г.З. Инновационные процессы в сфере образования (теоретический обзор). – URL: http://2002.pedsovet.alledu.ru/files0/files1/files45/files333/docs/fai.doc

Хван А.А. Психологическое обеспечение инноваций как понятие психологии образования // Психологическая наука и образование. 2008. №1.– URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2008/n1/Khvan.shtml

Хуторской А.В. Педагогическая инноватика //  Центр дистанционного образования «Эйдос»: [сайт].  – URL:  http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-19.htm

Хуторской А.В. Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании //  Центр дистанционного образования «Эйдос»: [сайт].  – URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0326.htm

Щедровицкий П.Г. Инновационный сценарий для России // Школа культурной политики. Публикации П. Щедровицкого. – URL: http://www-old.shkp.ru/articles/270502_InnovScenar.htm

  1. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:

Материально-техническое обеспечение включает в себя: литературу по педагогике, научные журналы, материалы научных конференций, компьютер и т. д., ноутбук, принтер, сканер; ксерокс. Учебная аудитория, предназначенная для проведения лекционных занятий.

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования «инновационные процессы в образовании» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования «инновационные процессы в образовании»
По научной специальности 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование, общее и профессиональное)
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования «инновационные процессы в образовании» iconРабочая программа дисциплины «инновационные процессы в образовании»
Дисциплина «Инновационные процессы в образовании» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования «инновационные процессы в образовании» iconРабочая программа дисциплины «История и философия науки»
Единства образовательного пространства Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования, а также учебным...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования «инновационные процессы в образовании» iconПрограмма послевузовского профессионального образования по специальности 03. 00. 10 Ихтиология
Настоящая основная образовательная программа послевузовского профессионального образования составлена в соответствии с временными...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования «инновационные процессы в образовании» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования «культура повседневности как историческая и историографическая проблема»
...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования «инновационные процессы в образовании» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования «российская историческая система: основные особенности строения и развития»
Цель учебной дисциплины — расширение познавательных средств понимания и объяснения важнейших феноменов российской истории, а следовательно...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования «инновационные процессы в образовании» iconПрограмма послевузовского профессионального образования по специальности 05. 13. 18 «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ»
Настоящая основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования составлена в соответствии...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования «инновационные процессы в образовании» iconРабочая программа учебной дисциплины «вспомогательные процессы»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования «инновационные процессы в образовании» iconОбластная научно-практическая конференция обучающихся и работников учреждений нпо и спо «Инновационные процессы в профессиональном образовании: проблемы и перспективы»
«Инновационные процессы в профессиональном образовании: проблемы и перспективы»
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования «инновационные процессы в образовании» iconРабочая программа учебной дисциплины вычислительная техника название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница