Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по дисциплине «Методика преподавания истории»




НазваниеМетодические рекомендации для выполнения контрольной работы по дисциплине «Методика преподавания истории»
страница1/5
Дата24.10.2012
Размер0.6 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5


ГОУ СПО «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова»


Разработка конспекта урока истории


Методические рекомендации для выполнения контрольной работы

по дисциплине «Методика преподавания истории»

для специальности 050709 «Преподавание в начальных

классах» (повышенный уровень) заочной формы обучения

преподавателя социально-гуманитарных дисциплин

Лепаевой Н.Д.


Вольск 2011


Аннотация


Электронное пособие «Разработка конспекта урока истории» преподавателя социально-гуманитарных дисциплин Лепаевой Н. Д. представляет собой методические рекомендации для выполнения контрольной работы по дисциплине «Методика преподавания истории» для специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» заочной формы обучения. Оно составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» (повышенный уровень среднего профессионального образования).

В пособии содержатся следующие структурные части: цель контрольной работы, пошаговая инструкция выполнения работы, оформление, критерии оценивания, информационное обеспечение выполнения работы, список использованной литературы и приложения. Приложения содержат богатый методический материал: характеристика особенностей современных программ для начальной школы «Окружающий мир» (« Мир вокруг нас»), различные модели уроков истории и образцы конспектов уроков, что окажет существенную помощь студентам при выполнении контрольной работы. Электронное пособие разработано с учетом современных достижений методологии и передового педагогического опыта.

В основу пособия положены активные и личностно – ориентированные технологии обучения, основанные на включении учащихся в самостоятельную учебную деятельность. Пособие стимулирует методическое творчество студентов, их стремление к профессиональному совершенствованию, позволяет осуществлять дифференцированный подход, использовать разные уровни углубления в материал в зависимости от потребностей и степени развития учащихся.

Электронное пособие рекомендуется для внедрения в практику преподавания в средних специальных педагогических учебных заведениях.


Оглавление


1. Цель контрольной работы…………………………………………………………………………………4


2. Пошаговая инструкция выполнения контрольной работы……………………………………………...4

2.1. Шаг 1. Выбор образовательной программы, учебника, определение структуры конспекта урока истории…………………………………………………………………………………………...4

2.2. Шаг 2. Изучение структурных частей и элементов конспекта урока истории……………… 5

2.2.1. Оформление титульного листа……………………………………………………………...5

2.2.2. Цели и задачи урока…………………………………………………………………………5

2.2.3.Тип урока……………………………………………………………………………………...5

2.2.4 Список использованной литературы и оборудование……………………………………..5

2.2.5. Ход урока……………………………………………………………………………………..6

2.2.6. Страничка ученика и чертеж доски………………………………………………………...6

2.3. Шаг 3. Составление конспекта урока истории…………………………………………………..6


  1. Оформление контрольной работы………………………………………………………………………7

4. Критерии оценивания контрольной работы……………………………………………………………..7

5. Информационное обеспечение выполнения работы……………………………………………………7


Список использованной литературы………………………………………………………………………10


Приложения:

1. Учебники, реализующие историческое содержание образовательной области «Окружающий

мир»…………………………………………………………………………………………………………..11

2. Пояснительная записка программы курса А. А. Плешакова « Мир вокруг нас»…………………….13

3. Структура традиционного комбинированного урока истории………………………………………..16

4. Основные понятия образовательной системы «Школа 2100»………………………………………...19

5. Модель проблемно – диалогического урока в ОС «Школа 2100»……………………………………20

6. Образец традиционного комбинированного урока истории (ОС «Школа России») по теме «Страна городов: Киев, Новгород» (4 класс)………………………………………………………………………..22

7. Образец проблемно – диалогического урока истории (ОС «Школа 2100») по теме «С чего начинается Родина?» (3 класс)……………………………………………………………………………..31


Педагогический замысел, творческий план, модель урока –

таков путь восхождения к вершинам педагогического мастерства.

И. З. Озерский


  1. Цель контрольной работы


Контрольная работа, выполняемая в форме разработки конспекта урока истории, направлена на определение уровня освоения образовательной программы и сформированности общих и профессиональных компетенций студентов специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» (повышенный уровень) по дисциплине «Методика преподавания истории»:

- осуществление поиска, анализ и оценка информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач;

- использование информационно-коммуникационных технологий для совершенствования профессиональной деятельности;

- определение цели и задач урока, планирование урока с учетом учебного предмета, особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся;

- оформление документации, обеспечивающей образовательный процесс;

- выбор учебно-методического комплекта, разработка методических материалов на основе примерных для обеспечения образовательного процесса;

- систематизация педагогического опыта на основе изучения педагогической литературы.


2. Пошаговая инструкция выполнения контрольной работы


2.1. Шаг 1. Выбор образовательной программы, учебника, определение структуры конспекта урока истории


В обязательном минимуме содержания обучения в начальной школе история представлена интегрированной образовательной областью «Окружающий мир», включающей также элементы обществознания, естествознания, права, экономики, общей безопасности жизни и др.

В настоящее время существует большое количество образовательных программ и учебников (учебных комплектов) в рамках образовательной области «Окружающий мир» (см. прил. 1). В зависимости от выбранной программы и учебника для разработки конспекта урока истории используются различные структурные схемы:

Образовательная программа начальной школы

Название учебника

Автор

№№ приложений

«Гармония»

«Окружающий мир» (1-4 класс)

О. Т. Поглазова

3

Начальная школа «XXI век»

«Окружающий мир» (1-4 класс)

Н. Ф. Виноградова

3

Школа России

«Мир вокруг нас» (1-4 класс)

А. А. Плешаков

2, 3

Развивающая система Л. В. Занкова

«Мы и окружающий мир» (1-4 класс)

Н. Я. Дмитриева

А. Н. Казакова

3

Развивающая система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова

«Окружающий мир» (1-4 класс)

Е. В. Чудинова

Е. Н. Букварева

3

Школа 2100

«Окружающий мир» (1-4 класс)

«Мое Отечество»

«Человек и человечество»

А. А. Вахрушев

Д. Д. Данилов

С. В. Тырин

4.5

Классическая начальная школа

«Мир и человек» (1-4 класс)

«Введение в историю»

А. А. Вахрушев

Е, В. Саплина

А. И. Саплин

3

Например, образовательная система «Школа 2100» предусматривает использование структурной схемы проблемно – диалогического урока (см. прил. 5), остальные программы допускают разработку конспекта по традиционной схеме (см. прил. 3).

Исходя из выбранного вами учебного комплекта, а, соответственно, и программы, определите, по какой структурной схеме вы будете составлять конспект урока истории и изучите её.


2.2. Шаг 2. Изучение структурных частей и элементов конспекта урока истории

2.2.1. Оформление титульного листа

Независимо от выбранной Вами структуры конспекта урока, он должен иметь титульный лист. Вверху листа указывается название учебного заведения, в центре – тема урока и форма работы, класс начальной школы (например, конспект урока истории, 4 класс), ниже темы справа – вид работы, учебная дисциплина (например, контрольная работа по дисциплине «Методика преподавания истории»), группа, ФИО студента, ФИО преподавателя, внизу – город и год написания (см. прил. 6, 7).

2.2.2. Цели и задачи урока

На второй странице еще раз указывается тема урока и проводится целеобразование в зависимости от выбранной образовательной программы.

Традиционные программы предусматривают постановку 1-2 целей и трёх задач урока: образовательной, развивающей и воспитательной (см. прил. 3, 6).

Цель – ожидаемый результат деятельности, достижимый за определенный период времени. Специфика педагогических целей заключается в том, что они лежат в сфере деятельности учащихся. Эти цели прогнозируют изменения в личностных структурах учащихся – в их знаниях, умениях, направленности личности. Обычно цель формулируется в виде обобщающего, возможно проблемного задания, и начинается со слов: объясните, почему; сделайте вывод; выявите характерные черты, определите особенности и т. д.

Педагогические задачи определяют, что надо сделать для достижения цели, указывают на пути реализации цели. Для формулировки педагогических задач урока используйте приведенный ниже текст из нормативно-правовых документов сферы образования.


Изучение истории в начальной школе преследует следующие задачи.

1. Сформировать первичные представления об окружающем мире, стране, малой родине, о взаимосвязи явлений окружающего мира, познакомить школьников с важнейшими фактами из истории Родины, с событиями современности.

2. Развивать у учащихся следующие умения: выделять главную мысль и факты в отрывке учебного исторического текста, сравнивать отдельные исторические события, аргументировать свои знания (приводить примеры, называть существенные признаки), составлять простой план исторического рассказа, составлять рассказ по иллюстрациям, работать с хронологией (соотносить год с веком, устанавливать последовательность событий, работать с понятиями: прошлое, настоящее, будущее), показывать основные объекты на исторической и географической карте, уметь извлекать информацию не только из вербальных и текстовых, но и из невербальных источников (изобразительная и предметная наглядность), объяснять некоторые исторические термины.

3. Воспитывать интерес, толерантное отношение и уважение к истории и культуре народов, формировать ценностные ориентации и убеждения учащихся на основе опыта истории, закладывать первоначальные основы мировоззрения.


Образовательная система «Школа 2100» предусматривает целеобразование по линиям развития личности: 1-2-я ЛР - Картина мира (формулировка в виде умения – чему учить детей на материале урока), 3-я ЛР - Историческое мышление, 4-я ЛР - Нравственное самоопределение, 5-я ЛР - Культурное, гражданское и патриотическое самоопределение. В начальной школе целеобразование проводится по первым трем линиям развития (см. прил. 5, 7).


2.2.3.Тип урока


Далее в конспекте указывается тип урока (урок освоения новых знаний, урок усвоения новых умений и навыков, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции ЗУН, комбинированный). В прил. 3, 6 (ход урока) приводится структура комбинированного урока, Моделирование этапов хода урока позволит Вам создать любой из предложенных типов.


2.2.4 Список использованной литературы и оборудование

Основные требования к списку использованной литературы

Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности. В информации о них необходимо указать: ФИО автора, название источника, место издания, название издательства, год издания, количество страниц (см. прил. 6, 7).

В оборудовании указываются все используемые на уроке изобразительные, картографические, электронные пособия, раздаточный материал, технические средства и т.д. (см. прил. 6, 7)


2.2.5. Ход урока


Ход урока оформляется в таблице. Традиционный комбинированный урок имеет таблицу в три столбца:

Этапы урока (хронометраж)

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

В первом столбце указываются этапы традиционного комбинированного урока и хронометраж (приблизительное время на выполнение каждого этапа):

I. Организация класса (1 мин).

II. Проверка домашнего задания (8-12 мин).

III. Сообщение темы и цели урока, мотивация учебной деятельности учащихся (1 мин).

IV. Изучение нового материала (20-25 мин).

V. Закрепление (7-10 мин).

VI. Домашнее задание (1 мин).

VI. Выставление оценок (1 мин).

VII. Итог урока (1 мин).

Во втором и третьем столбцах описываются непосредственные действия учителя и учащихся . (см. прил. 3, 6).

В таблице проблемно – диалогического урока истории (ОС «Школа 2100») добавляется 4-й столбец Доска, в котором указывается последовательное появление записей и наглядности на доске.

В первом столбце указываются этапы проблемно – диалогического урока. Основные из них:

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы (5-7 мин)

Выдвижение версий (2-3 мин)

Актуализация знаний. Планирование деятельности (5-10 минут)

Поиск решения проблемы (открытие нового знания) (20-25 минут)

Выражение решения, применение нового знания (5 мин)

Домашнее задание (2 мин)

Эти этапы могут дополняться традиционными организационными этапами Организация класса, Выставление оценок, Итог урока и другими (см. прил. 5, 7).

  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по дисциплине «Методика преподавания истории» iconМетодические рекомендации к выполнению контрольной работы по дисциплине «Микробиология»
Методические рекомендации предназначены для выполнения контрольной работы по дисциплине «Микробиология» студентами заочного факультета...
Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по дисциплине «Методика преподавания истории» iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы по предмету
Методические рекомендации предназначены студентам для выполнения контрольной работы по предмету «Безопасность жизнедеятельности»,...
Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по дисциплине «Методика преподавания истории» iconМетодические рекомендации и задания для контрольной работы
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «информатика» 39
Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по дисциплине «Методика преподавания истории» iconМетодические рекомендации к использованию контрольно-измерительных материалов по дисциплине «Музыка и методика преподавания»
Золотуева, Л. В., Асламов, О. Л. Методические рекомендации к использованию контрольно-измерительных материалов по дисциплине «Музыка...
Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по дисциплине «Методика преподавания истории» iconМетодические рекомендации и задания для домашней контрольной работы №1 и №2 по дисциплине «Экономика организации»
В результате изучения дисциплины «Экономика организации» в объеме учебных часов в рамках учебной программы, а также самостоятельного...
Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по дисциплине «Методика преподавания истории» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Высокоуровневые методы информатики и программирования»
Для выполнения контрольной работы необходим персональный компьютер с операционной системой Windows и средой программирования Delphi...
Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по дисциплине «Методика преподавания истории» iconМенеджмент в апк учебно
Методические рекомендации предназначены для преподавания студентам экономических специальностей дисциплины «Менеджмент в апк». Методические...
Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по дисциплине «Методика преподавания истории» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы
В соответствии с учебным планом студенты заочного отделения выполняют по данной дисциплине контрольную работу. В процессе выполнения...
Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по дисциплине «Методика преподавания истории» iconМетодические указания и задания для домашней контрольной работы по дисциплине «Информационные технологии»
Рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Информационные технологии»
Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по дисциплине «Методика преподавания истории» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы с использованием компьютерной
Методика выполнения контрольной работы с использованием компьютерной обучающей программы
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница