Республики Беларусь Учреждение образования “белорусский государственный экономический университет”




Скачать 364.55 Kb.
НазваниеРеспублики Беларусь Учреждение образования “белорусский государственный экономический университет”
страница1/2
Дата23.10.2012
Размер364.55 Kb.
ТипСамостоятельная работа
  1   2
Министерство образования Республики Беларусь


Учреждение образования

“БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”




Зацвярджаю”

Проректор по учебной работе БГЭУ


________________

“____“_____________2011 г.


Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А


по дисциплине “Методология экономических исследований”


для направления специальности

“Государственное управление”


Факультет менеджмента_____________

Кафедра национальной экономики и государственного управления




Курс

Семестр


Практические занятия – часа Зачет – семестр

Самостоятельная работа – час

Всего часов по дисциплине – часов




2012 г.

1. ВВЕДЕНИЕ


    1. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины


Дисциплина «Методология экономических исследований» является важной для формирования исследовательских компетенций дисциплиной.

Цель дисциплины – развитие у студентов практических навыков проведения исследовательской работы.

Исследовательский характер практических занятий обеспечивается использованием в качестве предмета исследования конкретных проблем экономики страны, регионов, отдельных отраслей и комплексов, предприятий.

Научно-исследовательская работа выполняется студентом по индивидуальному заданию, заканчивается написанием отчета по теме и защитой работы с получением зачета. Полученные навыки и результаты научно-исследовательской работы используются при выполнении исследовательской части курсовых работ и дипломного проекта, при написании магистерских диссертаций.

В ходе работы на практических занятиях студенты знакомятся с общими принципами и методическими основами научного поиска, организации исследований, с методикой постановки гипотез и проведения исследования, описания результатов эмпирического анализа. В процессе самостоятельной работы студент готовит аналитический обзор литературы по теме научно-исследовательской работы.

Обязательным при проведении научно-исследовательской работы является:

– составление индивидуального задания;

– составление программы и методики исследований;

– сбор данных по объекту исследований;

– проведение расчетов (моделирования);

– описание результатов расчетов (моделирования) и их обсуждение;

– оформление отчета.

Отчет включает реферат, содержание, введение и следующие основные разделы:

  1. Аналитический обзор литературы.

  2. Выбор и обоснование выбранного направления исследований.

  3. Методическая часть.

  4. Эмпирическая (расчетная) часть.

  5. Обсуждение результатов исследований и рекомендации по их применению.

  6. Заключение.

  7. Список использованных источников


При подготовке отчета является обязательным использование действующей нормативно-правовой базы, статистической информации и отраслевых баз данных, современных результатов научных исследований.

Приведенное в рабочей программе содержание практических занятий – примерное. Оно может уточняться индивидуально для каждого студента (в зависимости от направления и тем исследований).



    1. Перечень дисциплин (с указанием разделов), усвоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины




№№

п/п

Название дисциплины

Раздел (тема)

1.

Экономическая теория

Школы экономической мысли

2.

Микроэкономика

Теория факторов производства, понятие альтернативных издержек, понятие трансакционных издержек

3.

Макроэкономика

Основные макроэкономические закономерности, инструмента макроэкономического регулирования, теории экономического роста, теория международной торговли

4.

Национальная экономика Беларуси

Экономический потенциал Беларуси, отраслевая структура экономики Беларуси, особенности экономического роста в Беларуси, особенности белорусской модели экономического развития

5.

Эконометрический анализ

Методы эконометрического моделирования, типы моделей. Постановка и проверка гипотез. Тестирование параметров модели

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


1. Общие основы методологии проведения исследований.


Понятие исследования. Понятие науки и ученого. Назначение исследований.

Основные принципы любого научного познания. Основные термины методологии познания: методология, методика, объект, предмет, тезисы, модель, теория, гипотеза, проблема, аргументы, аргументация, категория, понятие, принцип, факт, парадокс, закон, суждение, эксперимент.

Нормы научной деятельности. Особенности экономических исследований: случаи и причины субъективизма и предвзятости исследователей. Этика и нейтральность ученого по отношению к объекту исследования. Позитивная и нормативная экономическая теория.

Логические и предметные ошибки в научных исследованиях.

Типы памяти. Техника усвоения больших объемов информации. Формы отношения исследователя к внешней объективной реальности и к уже существующим знаниям (философские концепции поведения исследователя): конформизм, мракобесие, ретроградство, популизм, софизм, филистерство, нарциссизм, маргинализм, нигилизм, романтизм, реализм, историцизм. Феномен психологического дискомфорта от когнитивного дисбаланса.

Виды исследований. Бизнес-исследования (маркетинговые исследования, исследования рынка, исследование продукта, исследование рекламы). Социологические исследования. Научные экономические исследования. Строительно-экономическое исследование зданий и сооружений. Фундаментальные и прикладные исследования. Поисковое исследование. Описательное исследование. Виды исследователей: ученые-экономисты (эксперты), аналитики, лекторы, менеджеры, любители (дилетанты).

Классификация направлений исследований в экономической науке. Классификация Journal of Economic Literature и классификация УДК: сравнительный анализ. История развития экономической науки в Беларуси. Экономика строительства и недвижимости как отраслевая наука. Роль, место и вклад белорусских ученых-экономистов в мировую экономическую науку.


2. Организация научно-исследовательской деятельности в учреждениях Беларуси. Организация труда исследователя.


Особенности труда исследователя. График и режим работы исследователя. Организация рабочего места исследователя. Уровень оплаты труда исследователей в Республике Беларусь и за рубежом.

Органы государственного управления, ответственные за организацию научной деятельности в Республике Беларусь. Организационная структура управления Государственного комитета по науке и технологиям. Роль Белорусского института системного анализа, Национальной академии наук Беларуси, Национального патентного комитета Республики Беларусь, Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь, частных исследовательских центров в развитии экономических исследований в Беларуси.

Защита интеллектуальной собственности и авторского права в Республике Беларусь.

Организация научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в высших учебных заведениях Республики Беларусь. Система организации НИРС в БГЭУ. Отбор способных к исследованиям студентов на основе анкетирования.

Опыт организации в зарубежных и белорусских университетах научно-производственных центров, научных лабораторий, «бизнес-инкубаторов», технопарков. Создание электронных сервисов «студенты-бизнесу» и «студенты-госуправлению» на образовательных и научно-популярных экономических порталах.

Подготовка научных кадров в Республике Беларусь. Магистратура и аспирантура. Участие белорусских исследователей в международных исследовательских проектах. Схемы и источники финансирования реализации исследовательских проектов в зарубежных странах и в Республике Беларусь.


3. Эволюция предмета мировой и белорусской экономической науки. Общие направления исследований и организация НИРС на кафедре НЭиГУ


Фундаментальные основы экономической науки. Первоисточники мировой экономической науки (труды А. Смита, Д. Рикардо, Дж.Ст. Милля, К. Маркса, А. Маршалла, Дж. М. Кейнса, С. Кузнеца, М. Фридмана, П. Самуэльсона, Дж. Стиглера, Р. Коуза, и др.). Первоисточники белорусской экономической науки (труды Г. Стройновского, Я. Вашкевича, Я. Ястржембского, Ю. Янсона, А. Людоговского, А. Смолича, А. Бильдюкевича, и других современных белорусских экономистов).

Основные научные школы и направления в современной экономической теории: неокейнсианство, монетаризм, новая институциональная экономическая теория, австрийская школа, поведенческая экономическая теория, и др.

Фундаментальные основы по отраслевой науке – региональная экономика. Ознакомление с трудами классиков в этой отрасли знаний. Характеристика развития региональной экономики как отраслевой экономической науки в Беларуси. Основные направления исследований в этой области и основные исследовательские центры.

Общие направления исследований на кафедре НЭиГУ.

История исследований на кафедре НЭиГУ в предыдущие годы. Материалы международных научных конференций.


4. Формулировка и детализация темы исследования. Составление плана и программы исследований.


Этапы исследования: выделение объекта и предмета, постановка проблемы (темы), развитие гипотезы, построение новой или дополнение существующей теории. Этапы познания: изучение объекта исследования, уточнение проблемы (темы) исследования, выдвижение гипотезы, построение модели для проверки гипотезы.

Выбор общего направления исследования (просмотр тем проектов прошлых лет, обсуждение с преподавателями, мониторинг литературы, ведение тетради «идей», и др.). Детализация общего направления исследования. Формулировка темы исследования. Признаки хорошей темы исследования. Формулировка контрольных вопросов. Формулировка цели и задач исследования. Составление плана (программы) проведения исследований (заглавие, введение, контрольные вопросы, цель и задачи исследования, методы, график выполнения исследовательского проекта, список использованной литературы).


5. Сбор данных для проведения исследований.


Ознакомление с литературой и написание обзора литературных источников.

Типы источников литературы (первичные, вторичные и третичные). Преимущества и недостатки использования вторичных данных. Оценка качества источников вторичных данных. Третичная литература.

Получение доступа к данным. Сбор данных одним или несколькими методами. Основные инструменты и приемы для сбора данных. Сбор первичных данных различными методами (анкетирования, наблюдения, интервьюирования, опроса). Исследование действием. Исследование методом когорт (сбор данных путем «фотографирования» ситуации в развитии). Виды данных (количественные и качественные).

Планирование поиска литературы. Выбор ключевых слов. Поиск литературы с использованием третичных источников (словари, энциклопедии, каталоги, базы данных) на разных носителях (печатные издания, интернет, CD-ROM).

Использование возможностей поисковых систем интернета для поиска нужной информации. Наиболее популярные инструменты поиска в интернете (поисковые системы, тематические справочники, информационные порталы).

Сбор литературы и ее оценка. Определение ценности отобранной литературы. Оценка достаточности литературы. Ведение записей для составления в последующем библиографии исследования.


6. Выбор метода проведения исследования.


Понятие метода. Количественные и качественные методы исследования.

Методы проведения исследования: анализ, аналогия, моделирование.

Понятие анализа. Виды анализа. Регрессионный и корреляционный анализ.

Метод сравнения и аналогий. Поиск идеала. Бенчмаркинг.

Метод моделирования. Понятие модели. Адекватность модели. Построение модели: субъект, объект и цели моделирования. Виды моделей. Дескриптивные и прескриптивные модели. Экономико-математическое моделирование. Принцип гомоморфизма.

Прикладные и теоретические модели. Балансовые, эконометрические, оптимизационные и имитационные модели. Статические и динамические модели. Макроэкономические, микроэкономические и микромикроэкономические модели. Стохастические и детерминированные модели.

Классификация экономико-математических моделей. Методы теории систем: системный анализ, синтетический метод. Методы математической статистики: дисперсионный анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ, кластерный анализ, теория индексов. Методы исследования операций: математическое программирование (линейное, в т.ч. сепарабельное, целочисленное, дробно-линейное; нелинейное; динамическое; параметрическое; стохастическое), методы теории игр, методы теории расписаний, методы теории массового обслуживания, методы управления запасами.


7. Построение экономических моделей с использованием программных пакетов.


Этапы экономико-математического моделирования. Постановка экономической проблемы. Построение математической модели. Математический анализ модели. Эмпирическая спецификация модели. Подготовка исходных данных. Численное решение модели (отыскание оптимального решения; параметрическая идентификация (оценивание); вычислительный эксперимент). Анализ полученных результатов. Подготовка и принятие управленческих решений.

Прикладные компьютерные программы и пакеты для обработки и анализа данных и их возможности. Пакет STATA, EViews, Mathematica, Mathlab.


8. Подготовка отчета и презентации о проведенном исследовании.


Графики, таблицы, формулы как инструмент формализации данных. Техника построения графиков, таблиц, формул. История появления графиков, таблиц и формул в научных публикациях. Виды диаграмм, выбор диаграммы.

Процесс написания отчета. Структура отчета о проведенном исследовании. Содержание введения и заключения отчета. Подготовка приложений отчета (выяснение того, что необходимо выносить в приложения к отчету). Составление библиографии исследования.

Виды и формы письменных представлений научной информации. Написание статьи в научный журнал, тезисов доклада на конференцию, статьи в аналитический еженедельник, статьи в газету, новость для СМИ, новость для пресс-релиза. Написание и издание книги (научной монографии, учебного пособия или учебника, научно-популярного издания). Написание реферата, курсовой работы и дипломного проекта. Написание кандидатской и докторской диссертаций. Отличие стилей изложения результатов исследования. Соразмерность источников информации. Соразмерность ссылок. Оформление ссылок. Понятие плагиата.

Подготовка презентации в Power Point, и других программных приложениях. Размер шрифта. Выбор основных результатов исследования для вынесения в презентацию. Формы представления результатов исследования в презентации.

Виды и формы устных представлений научной информации (конференции, семинары, форумы, симпозиумы, съезды, конгрессы, коллоквиумы, дискуссионные клубы, совещания). Подготовка к выступлению. Доказательные рассуждения: структура и основные правила доказательств. Формы подачи материала во время выступления. Участие в спорах и в дискуссиях. Процесс аргументации. Психология спора.

  1   2

Похожие:

Республики Беларусь Учреждение образования “белорусский государственный экономический университет” iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный университет транспорта»
А 224 асу сортировочными станциями (на примере асу сс нпо «Агат») / Белорусский государственный университет транспорта. – Гомель,...
Республики Беларусь Учреждение образования “белорусский государственный экономический университет” iconРеспублики Беларусь Учреждение образования белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники
Оргкомитет 44-й научной конференции аспирантов, магистрантов и студентов Учреждения образования «Белорусский государственный университет...
Республики Беларусь Учреждение образования “белорусский государственный экономический университет” iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» план выпуска

Республики Беларусь Учреждение образования “белорусский государственный экономический университет” iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» план выпуска

Республики Беларусь Учреждение образования “белорусский государственный экономический университет” iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» план выпуска

Республики Беларусь Учреждение образования “белорусский государственный экономический университет” iconРеспублики Беларусь Белорусский государственный экономический университет
Вы являетесь участниками II международной научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых
Республики Беларусь Учреждение образования “белорусский государственный экономический университет” iconПрограмма и пригласительный билет Минск 2012 Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»
Оргкомитет 48-й научной конференции аспирантов, магистрантов и студентов Учреждения образования «Белорусский государственный университет...
Республики Беларусь Учреждение образования “белорусский государственный экономический университет” iconПрограмма и пригласительный билет Минск 2010 Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»
Оргкомитет 46-й научной конференции аспирантов, магистрантов и студентов Учреждения образования «Белорусский государственный университет...
Республики Беларусь Учреждение образования “белорусский государственный экономический университет” iconПрограмма и пригласительный билет Минск 2009 Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»
Оргкомитет 45-й научной конференции аспирантов, магистрантов и студентов Учреждения образования «Белорусский государственный университет...
Республики Беларусь Учреждение образования “белорусский государственный экономический университет” iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»
Учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница