Урок № Жанр. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве»




Скачать 73.85 Kb.
НазваниеУрок № Жанр. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве»
Дата23.10.2012
Размер73.85 Kb.
ТипУрок
Урок № 2.

Жанр. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве».

Образ князя Игоря.


Даньшина Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы

высшей кв.категории МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа

Оренбургского района» Оренбургской области

Адрес: ст.Донгузская, ул. 9 Пятилетки, д.15, кв.26; тел.39-63-17, моб.89225490522

manofvalor@mail.ru


Предмет: литература.

Класс: 9

Тип урока: интегрированный, по технологии РКМЧП.

Цели: 1.Дать понятие о жанре, сюжете и композиции «Слова», проанализировать образ князя Игоря, сравнить собственные представления о князе Игоре с представлениями художников и композитора, попробовать дать оценку действиям князя Игоря.

2.Развивать навыки работы с художественным текстом, навыки выразительного чтения, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, вырабатывать свою точку зрения, рефлексировать собственную деятельность.

3.Воспитывать интерес и уважение к истории страны, чувство патриотизма, ответственности за свои поступки.

Оборудование, наглядность: текст «Слова о полку Игореве» в переводе Д.С.Лихачева или Н.Заболоцкого, слайдовая презентация, ария князя Игоря из оперы А.Бородина «Князь Игорь», репродукции картин И.Глазунова, Н.Рериха, В.Фаворского.

Используемые Интернет-ресурсы:

http://feb-web.ru/feben/slovenc/es/es2/es2-2361.htm?cmd=0&hash=Игорь_2-об

http://www.pereplet.ru/XPOHOC/slovo/-

http://www.lfond.spb.ru/~vvz/test/likhachev/Articles/vn6.htm-сайт

http://www.glazunov.ru/RU/Obrazy_Ros.htm

http://tmn.fio.ru/works/96x/304/music-1.htm

http://enc.mail.ru/article/51067200-энциклопедия

http://www.hronos.km.ru/dokum/slovo.html-о

http://gallery.facets.ru/catalog.php?page=2&sort=-2-эскизы

http://moya-muzyka.nnm.ru/borodin_aleksandr_knyaz_igor

http://glazunov.pereplet.ru/scena/index.html


Ход урока:

I.ВЫЗОВ

1) Слайд №2. Прием «Верные – неверные утверждения»: какие из предложенных утверждений являются, на ваш взгляд, верными?

• Жанр «Слова» - житие.

• Сюжетом «Слова» является неудачный поход князя Игоря в 1185 году против половцев.

• События в «Слове» расположены не в хронологической последовательности.

• Князь Игорь был потомком Ярослава Мудрого.

• Князь Игорь правил в Киеве.

• Цель похода – завоевание новых земель.

• Перед походом князь Игорь увидел вещий сон с дурным предзнаменованием.

• Войско князя Игоря было разгромлено на реке Каяле.

• Князь Игорь был ранен в ногу.

• Бежать из плена Игорю помог половец Овлур.

2) Слайд №3. Прослушивание арии князя Игоря из оперы «Князь Игорь».

Эссе «Каким я представляю себе князя Игоря» (можно устно).

Учитель. Под впечатлением от «Слова» Александром Порфирьевичем Бородиным была написана опера «Князь Игорь». А.П.Бородин – профессор химии, академик военно-медицинской академии, доктор медицины и композитор – работал над оперой 18 лет (1869 – 1886), но так и не закончил ее. После смерти композитора опера была закончена Н.Римским-Корсаковым и А.Глазуновым и впервые поставлена в Петербурге в 1890 году. Слайд №4,5,6.


Задание: прослушайте арию князя Игоря и

напишите небольшое эссе «Каким я представляю себе князя Игоря».

Отрывки из оперы можно найти:

http://tmn.fio.ru/works/96x/304/music-1.htm

http://enc.mail.ru/article/51067200-энциклопедия

http://www.belcanto.ru


Дети слушают отрывок из оперы, затем пишут эссе, после этого несколько вариантов зачитывается вслух.


II.РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА.

1)Проверка домашнего задания. Слайд №7.

1.составить план событий «Слова»;

2.перечитать фрагменты о походе князя Игоря;

3.пользуясь ресурсами Интернета, найти дополнительный материал о князе Игоре (инд.задание).


Дополнительный материал о князе Игоре (примерно).

ИГОРЬ (в крещении Георгий) СВЯТОСЛАВИЧ (03.04.1151-29.12.1202), великий черниговский князь. Сын великого черниговского князя Святослава Ольговича. Главный герой “Слова о полку Игореве”.

В 1180-98 княжил в Новгороде-Северском, в 1198-1202 владел Черниговским княжеством. Игорь был участником многих усобиц, воевал с половцами. В 1185 он вместе с тремя другими князьями совершил поход в глубь степей, намереваясь разгромить половецкие орды, обитавшие в Северном Причерноморье и Подонье, и вернуть утраченный город Тмутаракань на Таманском полуострове. Но войско Игоря потерпело поражение, а сам он попал в плен к половцам. Вернувшись на Русь, он с помощью великого киевского князя Святослава Всеволодовича пытался организовать отпор кочевникам.

Игорь сознавал гибельность для Руси феодальных усобиц. Находясь в плену, он с болью вспоминал, как сам разорял русские земли: “...много убийств и кровопролития совершил я в земле христианской... взял на щит город Глебов у Переяславля. Тогда немало зла приняли безвинные христиане, разлучаемые отец с детьми своими, брат с братом, друг с другом своим, жены с мужьями своими и дочери с матерями своими, а подруга с подругой своей. И все было сметено пленом и бывшей тогда скорбью. Живые мертвым завидовали, а мертвые радовались, ибо, как мученики, святым огнем от жизни этой приняли испытание. Старцы умерщвлялись, юноши же лютые и тяжелые раны принимали, мужей же отделяли одного от другого и рассекали на части. И то все сотворил я”.

Некоторые исследователи высказывали предположение, что Игорь является автором “Слова о полку Игореве”.

О. М. Рапов

План событий «Слова».

Один из вариантов – Слайд №8.

-Вступление (зачин). Боян.

-Сборы Игоря в поход. Затмение солнца.

-Диалог на расстоянии между Игорем и Всеволодом Буй Туром

-Выезд Игоря. Зловещие знамения.

-Отрывочные сведения о походе и битве, перемежающиеся с воспоминаниями об Олеге Гориславовиче и судьбе его гнезда.

-Поражение князя Игоря. Сон Святослава.

-Обращение к князьям. Золотое слово Святослава.

-Плач Ярославны.

-Побег Игоря из плена.

-Возвращение на Русь. Боян. Слава князьям!


2)Беседа по вопросам.

▪ В чем особенности композиции «Слова»? Хронологически ли расположены события? Почему автор не придает значения хронологии? Что для него важнее: хронологическая, документальная точность или чувства, эмоции?

Слайд №9. Найдите композиционные части. Какое событие является кульминацией «Слова»? Катарсисом? (плач Ярославны) Какие этапы отсутствуют? Какие фрагменты «Слова» нельзя отнести ни к какому этапу?

Вывод о композиции: композиция. «Слова» подчинена эмоционально-лирическим требованиям и не имеет отношения к исторической или иной повествовательности, в которой соблюдалась именно хронологическая последовательность описываемых событий.

▪ Какие жанры древнерусской литературы вы знаете? Какие жанры устного народного творчества? Слайд №10.

▪ Каким жанрам близко «Слово»? Слайд №11.

Вывод о жанре: «Слово» сочетает разные жанры древнерусской литературы и УНТ, это эпические и лирические жанры, преобладает лирическое начало.

Обратимся к тексту.

▪ Чтение вступления. Слайд №12.

Не пристало ли нам, братья,
начать старыми словами
печальные повести о походе Игоревом,
Игоря Святославича?
Пусть начнется же песнь эта
по былинам нашего времени,
а не по замышлению Бояна.
Боян же вещий,
если хотел кому песнь воспеть,
то растекался мыслию по древу,
серым волком по земле,
сизым орлом под облаками.
Вспоминал он, как говорил,
первых времен усобицы.
Тогда напускал десять соколов на стадо лебедей:
какую лебедь настигали,
та первой и пела песнь -
старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
что зарезал Редедю пред полками касожскими,
красному Роману Святославичу.
Боян же, братья, не десять соколов
на стадо лебедей напускал,
но свои вещие персты
на живые струны воскладал;
они же сами князьям славу рокотали.

Начнем же, братья, повесть эту
от старого Владимира до нынешнего Игоря,
который скрепил ум силою своею
и поострил сердце свое мужеством;
исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки
на землю Половецкую
за землю Русскую.

▪ Как автор характеризует манеру повествования Бояна? Слайд №13.

▪ Какая из предложенных репродукций соответствует вступлению?

▪ Какова цель похода князя Игоря?

▪ Как природа откликается на поход Игоря? Какие зловещие предзнаменования, предостережения дает она Игорю? Слайд №14 (чтение отрывков)

▪ Как отображено на картинах Рериха и Глазунова действие сил природы?

▪ Какая репродукция точнее передает впечатление от затмения?

▪ Как ведет себя Игорь во время затмения? Как характеризует его такое поведение (не забывайте, что он человек языческой эпохи)?

▪ Какие еще зловещие предзнаменования посылает природа?

Слайд №15. Какую роль играет размышление об Олеге Гориславовиче и судьбе «Олегова гнезда»?

Слайд №16. О походе князя Игоря современники и исследователи «Слова» отзывались по-разному:

«Игорь - сын эпохи. Это князь своего времени: храбрый, мужественный, в известной степени любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины» (Д.С.Лихачев).

«Высокое чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике, преданность новой — общерусской, ненависть к своим бывшим союзникам — свидетелям его позора, муки страдающего самолюбия — все это двигало им в походе» (Д.С.Лихачев).

«Образ солнечного затмения — поэтический прием автора «Слова», с помощью которого он стремится оправдать Игоря и его поход. Игорь идет навстречу гибели, чтобы отвести беду от родной земли... Как считает автор «Слова», поход Игоря был предпринят в целях обороны, «за землю Русскую» (Б.И.Яценко. Солнечное затмение в «Слове о полку Игореве»).

«Когда русские воины увидели себя со всех сторон окруженными половцами, князь Игорь, посоветовавшись с князьями, сказал: «Если поскачем, спасемся сами, а простых людей оставим, а это будет нам перед Богом грех: предав их, уйдем. Но либо умрем, либо вместе живы останемся» (Ипатьевская летопись).

▪ Какое из высказываний, на ваш взгляд, точнее передает образ князя Игоря?

▪ Соответствует ли ваше представление о князе Игоре художественному образу Игоря И.Глазунова? Репродукции, казалось бы, похожи, но какая из них ближе вам? Чем отличаются?


III.РЕФЛЕКСИЯ


1)Прием «Телеграмма»: составьте текст телеграммы, которую мог бы отправить из плена князь Игорь.


2)Прием «Верные – неверные утверждения» (обсуждение ответов). Слайд №17.

• Жанр «Слова» - житие. НЕТ

• Сюжетом «Слова» является неудачный поход князя Игоря в 1185 году против половцев. ДА

• События в «Слове» расположены не в хронологической последовательности. ДА

• Князь Игорь был потомком Ярослава Мудрого. ДА

• Князь Игорь правил в Киеве. НЕТ

• Цель похода – завоевание новых земель. НЕТ

• Перед походом князь Игорь увидел вещий сон с дурным предзнаменованием. НЕТ

• Войско князя Игоря было разгромлено на реке Каяле. ДА

• Князь Игорь был ранен в ногу. НЕТ

• Бежать из плена Игорю помог половец Овлур. ДА


3)Слайд №18. Домашнее задание: 1)выразительное чтение «Плач Ярославны» и «Золотое слово Святослава»; 2)ответить на вопрос: кто мог быть автором «Слова», подобрать аргументы (использование ресурсов Интернета).






Похожие:

Урок № Жанр. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве» iconПлан: История находки «Слова о полку Игореве». Сюжет «Слова…»
Это “золотое слово” учит нас любить свою родину Россию и хранить ее единство, вот почему я выбрала темой своего реферата это бессмертное...
Урок № Жанр. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве» icon«Слово о полку Игореве» в русском искусстве» (9 класс)
И не столь много в ней произведений, которые принадлежали бы гениальным писателям. Одно из таких великих произведений памятник древнерусской...
Урок № Жанр. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве» iconЛитература Билет №1 «Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы
С какой целью автор поэмы «Василий Теркин» постоянно подчеркивает «обыкновенность» своего героя?
Урок № Жанр. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве» iconАнжела Олеговна Мельник
Методика организации диалогического изучения «слова о полку игореве» в школьном курсе «литература»
Урок № Жанр. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве» iconТематическое планирование по литературе в 9в классе
«Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы(обобщающий урок)
Урок № Жанр. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве» iconУрок внеклассного чтения на тему: «Нераскрытые тайны «Слова…» (9 класс)
Цель: показать «Слово о полку Игореве» как предтечу великой русской литературы, как произведение, в котором ярко раскрыт менталитет...
Урок № Жанр. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве» iconВопросы по литературе предназначены для абитуриентов, поступающих по специальности 050148 Педагогика дополнительного образования
Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошел в галерею классических образов русской литературы?
Урок № Жанр. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве» iconЛитература ХI хiх веков курсовая работа
Проблема жанра «Слова о полку Игореве» как раз относится к таким вопросам, так как самым теснейшим образом связана с вопросом об...
Урок № Жанр. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве» iconЛитература до XVIII века почти неизвестна. Не считая нескольких произведений, таких как «Слово о полку Игореве»
Русская литература до XVIII века почти неизвестна. Не считая нескольких произведений, таких как «Слово о полку Игореве» и «Житие»...
Урок № Жанр. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве» iconЛитература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека
Самобытный характер древнерусской литературы. Р. К.:»Повесть об азовском осадном сидении донских казаков» «Слово о полку Игореве»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница