Рабочая программа по дисциплине Почвоведение для специальности 013100 Экология специализация Экологический мониторинг Радиоконструкторский




Скачать 156.7 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине Почвоведение для специальности 013100 Экология специализация Экологический мониторинг Радиоконструкторский
Дата23.10.2012
Размер156.7 Kb.
ТипРабочая программа


Министерство образования РФ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ

УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

__________ М.Т. Решетников

_____ _____________2002 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине Почвоведение

для специальности 013100 – Экология

специализация – Экологический мониторинг

Радиоконструкторский факультет (РКФ)

Профилирующая кафедра – «Радиоэлектронных технологий и

Экологического мониторинга» (РЭТЭМ)

Курс – второй


Семестр – третий.

Учебный план набора 2001 г. и последующих лет


Распределение учебного времени:


Лекции 36 часов (ауд.)

Практические занятия 18 часов (ауд.)

Всего ауд. занятий 54 часа

Самостоятельная работа 46 часов

Общая трудоемкость 100 часов

Экзамен третий семестр


2002 г.


Предисловие


1 Рабочая программа составлена с учетом ГОС ВО для специальности 013100 «Экология», утвержденного 10 03 2000 г., специализация 013100, «Экологический мониторинг» номер государственной регистрации 99/ЕН/СП, РАССМОТРЕНА и УТВЕРЖДЕНА на заседании кафедры, протокол № ________ от _______________________ 2002 г.


2 Разработчик

ассистент кафедры ТРЭА _______________ О.Э. Мерзляков



  1. Зав. обеспечивающей и

профилирующей кафедрой

РЭТЭМ _______________ Г.В. Смирнов


4 Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с факультетом и СООТВЕТСТВУЕТ действующему рабочему плану занятий.


Декан РКФ _________________ О.Е. Троян


1 Цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе


1.1 Цель преподавания дисциплины


Целью курса «Почвоведение» является ознакомление студентов с наукой о почвенном покрове Земли и рассмотрении проблем генезиса и развития почв.


1.2 Задачи изучения дисциплины


В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • понятия о почве и почвенном покрове;

  • основные факторы почвообразования;

  • морфологию почв;

  • генезис и развитие почв;

  • основные физико-химические процессы, протекающие в почве;

  • классификацию основных типов почв.


1.3 В результате изучения дисциплины студент должен знать:


  • представление о почве, ее формировании, свойствах, месте, которое она занимает в природе;

  • хозяйственной деятельности человека;

  • типах почв, их отличиях друг от друга, диагностических признаках, особенностях использования.




  1. Место дисциплины в учебном процессе


Базой для изучения данной дисциплины являются следующие предметы:

  • общая геология;

  • общая химия;

  • общая биология;

  • общая экология.

2 Содержание дисциплины


Распределение часов по видам занятий (лекции, практические занятия) и самостоятельной работе студентов приведено в учебно-методической карте дисциплины (обязательное приложение А).


2.1 Лекции (36 часов, самостоятельная работа – 24 час.)


2.1.1 Тема 1. Понятие о почве, определение почвы. Почвоведение как наука. Место и роль почвы в природе. Место и роль в жизни и деятельности человека. Почва основное средство сельскохозяйственного производства. Почва как очень сложная система, как зеркало ландшафта, как компонент биосферы. Методы почвоведения. Связь почвоведения с другими науками. Основные направления и разделы почвоведения. История почвоведения, роль русских ученых и прежде всего В. В. Докучаева в развитии в развитии современного почвоведении (лекций – 2 часа, самостоятельная работа – 2 часа.).

2.1.2 Тема 2. Факторы почвообразования и природная зональность почв. Учение В.В. Докучаева о факторах почвообразования, его дальнейшее развитие в трудах ученых. Климат как фактор почвообразования. Типы климатов. Организмы как фактор почвообразования; почвообразование на плотных, рыхлых породах. Рельеф как фактор почвообразования. Роль грунтовых вод в почвообразовании. Роль грунтовых вод в почвообразовании. Деятельность человека как фактор почвообразования. Зональность факторов почвообразования. Понятие горизонтальной и вертикальной зональности почв (лекций – 4 часа, самостоятельная работа – 2 часа.)

2.1.3 Тема 3. Почвообразовательный процесс. Общая схема почвообразовательного процесса. Выветривание и почвообразование. Вертикальная и горизонтальная миграция веществ при почвообразовании. Формирование почвенного профиля и его генетических горизонтов. Понятие о типах почвообразования. Понятие о типах почвообразования (лекций – 4 часа, самостоятельная работа – 2 час.).

2.1.4 Тема 4. Морфология почв. Фазовый состав почвы. Морфологическое строение почв. Почвенный профиль. Генетические горизонты почв. Типы строения почвенного профиля. Окраска почв. Структура почв. Плотность и порозность почв. Новообразования в почвах (лекций – 4 часа, самостоятельная работа – 2 часа.).

2.1.5 Тема 5. Химический состав почв. Формирование химического состава почв. Связь химического состава почв с особенностями почвообразования. Содержание и соединения в почвах кремния, алюминия, железа, калия, натрия, азота, фосфора и др. (лекций – 2 часа, самостоятельная работа – 2 часа.).

2.1.6 Тема 6. Роль геологического круговорота веществ. Понятие о большом геологическом обороте веществ. Выветривание пород и минералов. Стадийность выветривания. Формирование кор выветривания. Геохимические ряды миграции. Роль почвообразования и почв в геологическом круговороте веществ (лекций – 2 часа, самостоятельная работа – 2 час.).

2.1.7 Тема 7. Тепловые свойства почв. Роль тепла в почве и его источники. Теплопоглотительная способность, теплоемкость и теплопроводность. Тепловой баланс почв (лекций – 2 часа, самостоятельная работа – 2 час.).

2.1.8 Тема 8. Физико-механические свойства почв. Сжимаемость, связность, твердость и пластичность, вязкость, липкость. Набухание и усадка. Регулирование физико-механических свойств почв (лекций – 2 часа, самостоятельная работа – 2 час.).

2.1.9 Тема 9. Плодородие почв. Понятие почвенного плодородия. Категории почвенного плодородия (естественное, искусственное, потенциальное, эффективное, относительное, экономическое). Факторы, лимитирующие почвенное плодородие, их регулирование (лекций – 2 часа, самостоятельная работа – 2 часа.).

2.1.10 Тема 10. Органическое вещество почвы. Специфические и неспецифические органические вещества почв. Почвенный гумус. Разложение растительных остатков: минерализация, гумификация. Влияние условий почвообразования на характер и скорость гумификации. Географические закономерности гумусообразования. Групповой и фракционный состав гумуса. Свойства гумусовых кислот. Органоминеральные соединения в почвах. Запасы гумуса в почвах. Превращение азотосодержащих органических веществ в почвах: нитрификация, аммонификация, денитрификация (лекций – 4 часа, самостоятельная работа – 2 часа.).

2.1.11 Тема 11. Роль биологического круговорота веществ в почвообразовании круговороте веществ. Биологический круговорот в разных типах экосистем: хвойный лес, широколиственный лес, луговая степь, пустынная степь, культурное поле (лекций – 4 часа, самостоятельная работа – 2 часа.).

2.1.12 Тема 12. Генезис и классификация почв. Русская школа классификации почв (лекций – 4 часа, самостоятельная работа – 2 часа.).


2.2 Практические занятия (18 часов, самостоятельная работа – 18 часов.)


2.2.1 Морфологическое строение почвы (2 час., самостоятельная работа – 2 час.).

2.2.2 Окраска почв (2 час., самостоятельная – 2 час.).

2.2.3 Гранулометрический состав почв (2 часа, самостоятельная работа – 2 час.)

2.2.4 Контрольная работа (2 час.,).

2.2.5. Новообразования в почвах, их символика по форме, составу, расположению, происхождению. Включения в почвах (2 час., самостоятельная работа – 2 час.).

2.2.6 Генетические горизонты почв их диагностика и символика (2 час., самостоятельная работа – 2 час.).

2.2.7 Структура почв. Плотность и пористость почв (2 час., самостоятельная работа – 2 час.).

2.2.8 Типы строения почвенных профилей. Переходы между горизонтами в профиле (2 час., самостоятельная работа – 2час.).

2.2.9 Контрольная работа (2 час.,).


2.3 Самостоятельная работа


Наименование работы

Кол-во часов

Форма контроля

1. Проработка лекционного материала.

24

Экзамен по дисциплине.

2. Подготовка к практическим занятиям. Выполнение домашних заданий.

18

Проверка практических работ. Контрольные работы.

5. Изучение тем (вопросов) теоретической части, отводимых на самостоятельную проработку.

4

Проверка конспектов. Экзамен по дисциплине.

Всего часов самостоятельной работы – 46 час.


3 Учебно-методические материалы по дисциплине


    1. Рекомендуемая литература


а) основная:

  1. Классификация и диагностика почв СССР. М. Колос, 1977. 222 с

  2. Почвоведение ( под. ред. В.А.Ковды, Б.Г.Розанова) В 2-х том. М. Высшая школа, 1989

  3. Почвы СССР. Справочник определитель ( Т.В,Афанасьева, В.И. Василенко, Т.В.Терешина, Б.В.Шеремет), Москва, Колос, 1979, 380 с.

  4. Почвоведение ( под ред. И.С.Кауричева), Москва, ВО Агропромиздат, 1989, 720 с.



б) дополнительная

  1. Розанов Б.Г. Морфология почв. Учебное пособие, М. Изд-во Московского ун-та, 1983, 320 с.

  2. 6.Почвоведение (под. ред. И.С.Кауричева, И.П.Гречина), Москва, Колос, 1969, 543 с.



Приложение А

(обязательное)


Учебно-методическая карта дисциплины «Почвоведение»

для специальности 013100 – Экология

cпециализация «Экологический мониторинг»

Третий четвёртый семестры

Таблица А.1.

Но-мер не-де-ли се-ме-стра



Лекции


Практические занятия,

Семинары


Про-цеду-ры конт-роля (КР, КЛ, ТК)*

Кол-во часов самос-тоятельной работы по всем видам

занятий, заданий в неделю

Номер лекции

и наименование темы


Кол-во часов

Номер занятия и

наименование темы


Кол-во часов

1

2

3

4

5

6

7

1

1 Понятие о почве, определение почвы. Почвоведение как наука. Место и роль почвы в природе. Место и роль в жизни и деятельности человека. Почва основное средство сельскохозяйственного производства. Почва как очень сложная система. Методы почвоведения. Связь почвоведения с другими науками. Основные направления и разделы почвоведения. История почвоведения.

2

1. Морфологическое строение почвы

2




2

2

2 Факторы почвообразования и природная зональность почв. Учение В.В. Докучаева о факторах почвообразования, его дальнейшее развитие в трудах ученых. Климат как фактор почвообразования. Типы климатов. Организмы как фактор почвообразования; почвообразование на плотных, рыхлых породах.


2










2

Продолжение таблицы А.1.

1

2

3

4

5

6

7

3

3 Рельеф как фактор почвообразования. Роль грунтовых вод в почвообразовании. Роль грунтовых вод в почвообразовании. Деятельность человека как фактор почвообразования. Зональность факторов почвообразования. Понятие горизонтальной и вертикальной зональности почв.

2

2. Контрольная работа

2

КР

4

4

4 Почвообразовательный процесс.Общая схема почвообразовательного процесса. Выветривание и почвообразование. Вертикальная и горизонтальная миграция веществ.

2










2

5

5 Формирование почвенного профиля и его генетических горизонтов. Понятие о типах почвообразования. Понятие о типах почвообразования.

2

3 Генетические горизонты почв их диагностика и символика.

2




4

6

6 Морфология почв. Фазовый состав почвы. Морфологическое строение почв. Почвенный профиль. Генетические горизонты почв.

2










2

7

7 Типы строения почвенного профиля. Окраска почв. Структура почв. Плотность и порозность почв. Новообразования в почвах

2

4. Окраска почв.

2




2

8

8 Химический состав почв. Формирование химического состава почв. Связь химического состава почв с особенностями почвообразования. Содержание и соединения в почвах кремния, алюминия, железа, калия, натрия, азота, фосфора и др.

2










2

9

9 Роль геологического круговорота веществ. Понятие о большом геологическом обороте веществ. Выветривание пород и минералов. Стадийность выветривания. Формирование кор выветривания. Геохимические ряды миграции. Роль почвообразования и почв в геологическом круговороте веществ

2

5. Новообразования в почвах, их символика по форме, составу, расположению, происхождению. Включения в почвах

2




4



Продолжение таблицы А.1.

1

2

3

4

5

6

7

10

10 Тепловые свойства почв. Роль тепла в почве и его источники. Теплоемкость и теплопроводность. Тепловой баланс почв.

2










2

11

11 Физико-механические свойства почв. Сжимаемость, связность, твердость и пластичность, вязкость, липкость. Набухание и усадка. Регулирование физико-механических свойств почв.

2

6. Гранулометрический состав почв

2




2

12

12 Плодородие почв. Понятие почвенного плодородия. Категории почвенного плодородия (естественное, искусственное, потенциальное, эффективное, относительное, экономическое). Факторы, лимитирующие почвенное плодородие, их регулирование.

2










2

13

13 Органическое вещество почвы. Специфические и неспецифические органические вещества почв. Почвенный гумус. Разложение растительных остатков: минерализация, гумификация.


2

7. Контрольная работа

2

КР

4

14

14. Влияние условий почвообразования на характер и скорость гумификации. Географические закономерности гумусообразования. Групповой и фракционный состав гумуса. Свойства гумусовых кислот.


2










2

15

15 Органоминеральные соединения в почвах. Запасы гумуса в почвах. Нитрификация, аммонификация, денитрификация.

2

8. Типы строения почвенных профилей. Переходы между горизонтами в профиле.

2




4

16

16 Роль биологического круговорота веществ в почвообразовании круговороте веществ.

2










2


Окончание таблицы А.1.

1

2

3

4

5

6

7

17

17 Биологический круговорот в разных типах экосистем: хвойный лес, широколиственный лес, луговая степь, пустынная степь, культурное поле.


2










2

18

18 Генезис и классификация почв.

2

9. Структура почв. Плотность и пористость почв

2




2

ИТОГО

36




18

2

46


Общая трудоемкость: 100 часов

9 практических занятий; 2 контрольные работы.

*) КР – контрольная работа




Разработчик

ассистент кафедры РЭТЭМ _______________ О.Э. Мерзляков


Похожие:

Рабочая программа по дисциплине Почвоведение для специальности 013100 Экология специализация Экологический мониторинг Радиоконструкторский iconРабочая программа по дисциплине Электромагнитная экология для специальности 013100 -экология Радиоконструкторский
Рабочая программа составлена с учетом гос во для специальности 013100 «Экология» утвержденного 10. 03. 2000 (рег. №29 тех/дс)
Рабочая программа по дисциплине Почвоведение для специальности 013100 Экология специализация Экологический мониторинг Радиоконструкторский iconРабочая программа по дисциплине Радиационная экология для специальности 013100 -экология Радиоконструкторский
Рабочая программа составлена с учетом гос во для специальности 013100 «Экология» утвержденного 10. 03. 2000 (рег. №29 тех/дс)
Рабочая программа по дисциплине Почвоведение для специальности 013100 Экология специализация Экологический мониторинг Радиоконструкторский iconРабочая программа по дисциплине Учение об атмосфере для специальности 013100 Экология Радиоконструкторский
Рабочая программа составлена с учетом гос во для специальности 013100 «Экология» утвержденного 10. 03. 2000 (рег. №29 тех/дс)
Рабочая программа по дисциплине Почвоведение для специальности 013100 Экология специализация Экологический мониторинг Радиоконструкторский iconРабочая программа по дисциплине Глобальные методы наблюдения и экологическое прогнозирование для специальности 013100 Экология Радиоконструкторский
...
Рабочая программа по дисциплине Почвоведение для специальности 013100 Экология специализация Экологический мониторинг Радиоконструкторский iconРабочая программа по дисциплине Химические методы контроля окружающей среды для специальности 013100 «Экология»
Рабочая программа составлена с учетом гос во для специальности 013100 «Экология» утвержденного 10. 03. 2000 (рег. №29 тех/дс)
Рабочая программа по дисциплине Почвоведение для специальности 013100 Экология специализация Экологический мониторинг Радиоконструкторский iconРабочая программа по дисциплине Основы природопользования для специальности 020801 -экология Методы экологического мониторинга Радиоконструкторский
Рабочая программа составлена на основании гос во для специальности 020801 «Экология» утвержденного 10. 03. 2000 г., ( № гос. Регистрации...
Рабочая программа по дисциплине Почвоведение для специальности 013100 Экология специализация Экологический мониторинг Радиоконструкторский iconРабочая программа по дисциплине Техногенные системы и экологический риск для специальности 020801 Экология Радиоконструкторский
Целью курса является изучение современных концептуальных основ и методологических подходов к обеспечению устойчивого взаимодействия...
Рабочая программа по дисциплине Почвоведение для специальности 013100 Экология специализация Экологический мониторинг Радиоконструкторский iconПрограмма дисциплины для специальности 013100 «Экология»
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности...
Рабочая программа по дисциплине Почвоведение для специальности 013100 Экология специализация Экологический мониторинг Радиоконструкторский iconПрограмма дисциплины для специальности 013100 «Экология»
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности...
Рабочая программа по дисциплине Почвоведение для специальности 013100 Экология специализация Экологический мониторинг Радиоконструкторский iconРабочая программа по дисциплине Экологический мониторинг для специальности 020801 -экология
Целью является обучение студентов основам экологического мониторинга и методам, использующихся при его проведении и осуществлении...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница