Художник обложки Корректор Верстка Е. Строганова А. Зайцев И. Карпова А. Борин Е. Дандарова К. Радзевич Н. Устинова И. Смарышева ббк 88. 53




НазваниеХудожник обложки Корректор Верстка Е. Строганова А. Зайцев И. Карпова А. Борин Е. Дандарова К. Радзевич Н. Устинова И. Смарышева ббк 88. 53
страница1/22
Дата23.10.2012
Размер2.6 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22








Morry van Ments


The Effective use

of Role-play


Kogan Page Ltd

Морри ван Менте


Эффективный тренинг с помощью

ролевых игр

3-е международное издание



Менте Морри ван




Главный редактор

Заведующий психологической редакцией Зам. зав. психологической редакцией Ведущий редактор Редактор

Художник обложки

Корректор

Верстка

Е. Строганова А. Зайцев И. Карпова А. Борин

Е. Дандарова К. Радзевич Н. Устинова

И. Смарышева

ББК 88.53 УДК 159.9.018

В17 Менте М. ван

Эффективное использование ролевых игр в тренинге. — СПб: Питер, 2001. — 208 е.: ил. — (Серия «Эффективный тренинг»).

ISBN 5-318-00083-5

Данная книга является классическим руководством для тех, кто хочет развить или улучшить навыки проведения ролевых игр, своего рода квинтэссенцией лучших практиче­ских методов для всех сфер обучающей деятельности. В ней раскрываются особенности ро­левой игры как обучающей технологии, методы написания, организации и проведения ро­левых игр в тренинге, рассмотрены возможности использования компьютера и Интернета как инструментов, способных расширить поле применения ролевых игр. Живая манера из­ложения, советы, памятки и справочный материал создают дополнительные благоприятные условия для знакомства и работы с книгой. Она адресована практическим психологам, ме­неджерам, преподавателям высшей и средней школы — всем, кто сталкивается с необходи­мостью обучения других людей.

© Morry van Ments, 1999

© Перевод на русский язык. А. К: Смирнов, 2001 © Издательский дом «Питер», 2001

Права на издание получены по соглашению с Kogan Page Ltd.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-318-00083-5 ISBN 0 7494 2799 X (англ)

ЗАО «Питер Бук», 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67. Лицензия ИД № 01940 от 05.06.2000. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2: 95 3000 — книги и брошюры. Подписано к печати 24.07.01. Формат 60 х 90/16. Усл. п. л. 13. Тираж 5000 экз. Заказ 2060. Отпечатано с готовых диапозитивов в АООТ «Типография „Правда"». 191119, С.-Петербург, Социалистическая ул., 14.

СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие 7

Предисловие ко второму изданию 10

1. РОЛИ И РОЛЕВАЯ ИГРА 11

Введение 11

Моделирование и игра 13

Ролевая игра 15

Понятие роли 17

Принятие роли 18

Разыгрывание роли 19

2. МЕСТО РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ И ТРЕНИНГЕ 23

Зачем нужна ролевая игра? 23

Преимущества ролевой игры 25

Недостатки ролевой игры 28

Сферы применения 31

Возрастные группы 33

Подготовка и усовершенствование наставников 36

Методология 37

Резюме 41

3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД 42

Включение ролевой игры в учебный план 44

Задачи 48

Внешние ограничения 49

Ключевые факторы 51

Выбор или написание ролевой игры 52

Проведение ролевой игры 53

Дебрифинг 54

Последующие мероприятия 55

4. ТИПЫ РОЛЕВЫХ ИГР 56

Основные категории ролевой игры 56

Резюме 69

Два основных подхода 70

Структурные ограничения 72

Характеристики 75

Метод 76

Использование классификаций 76

Задачи 77

Интеграция 77

Проблемы, связанные с исправлением ошибок 78

Выбор ролевой игры 79

5. ПОДГОТОВКА К РОЛЕВОЙ ИГРЕ 80

Представление ролевой игры участникам 80

Постепенный ввод в ситуацию ролевой игры 81

Другие подготовительные мероприятия 84

Игры-разминки 85

Написание сценария 88

Творчество игроков 98

Инструктаж зрителей 101

Другие приготовления 104

6. СКРЫТЫЙ СЦЕНАРИЙ 108

Вступительное испытание 108

Стереотипы в рекламе 109

Стереотипы в ролевых играх 110

Скрытый сценарий 113

Авторитет ИЗ

Резюме 119

7. ПРОВЕДЕНИЕ СЕССИИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ 121

Основные техники 121

Как начать ролевую игру 124

Специальные техники 128

Расстановка и переигровка 137

Роль наставника 140

Факторы, препятствующие ролевой игре 143

8. ДЕБРИФИНГ 149

Значение дебрифинга 149

Функция 151

Когда, где и как долго 153

Логика дебрифинга 154

Последовательность дебрифинга 156

Три фазы опроса 158

Техники 163

Использование видео 167

9. ДРУГИЕ АСПЕКТЫ РОЛЕВЫХ ИГР 176

Другие способы применения ролевых игр 176

Другие экспериментальные методы 185

10. КОМПЬЮТЕРЫ И ИНТЕРНЕТ 194

Компьютерная связь (CMC) 194

Интернет 195

Возможное использование CMC и Интернета в ролевых играх ... 200

Структура работы в киберпространстве 201

Взгляд в будущее; примеры возможных киберпространственных

ролевых игр 202

Заключение 207

Журналы 209

ПРЕДИСЛОВИЕ


Одним из самых плодотворных способов создать нечто новое являет­ся взаимное обогащение предметных областей знания. Эта книга по­явилась в результате осознания того факта, что ролевая игра много и по-разному используется, но специалистам редко удается поделить­ся друг с другом приобретенным опытом. Было ясно, что несмотря на то, что специалисты по производственному тренингу, школьные учи­теля, преподаватели вузов и молодежные вожатые имели дело с очень разными учениками и руководствовались различными причинами, в их техниках было чрезвычайно много общего, и каждый мог бы из­влечь выгоду от квинтэссенции лучших практических методов всех сфер деятельности.

Задача этой книги состоит в освещении существующих методов организации ролевых игр с одновременным указанием на присущие этим методам преимущества и ограничения. Слишком часто прихо­дится видеть приверженность проверенным, надежным и потому удобным техникам без понимания того, что существуют и другие, за­частую лучшие, методы, которые больше подходят для выполнения учебной задачи в данной конкретной ситуации.

Обучение — процесс, в котором все взаимосвязано, и предполагае­мый конец урока в той же степени определяет его начало, в какой на­чало определяет конец. Курс, когда речь не идет о строго контроли­руемой среде программированного обучения, в каждой своей части возвращается к уже пройденному и забегает вперед, соприкасаясь с другими разделами. Поэтому естественным является то, что процесс разыгрывания ролевых игр не носит линейный характер. Однако для удобства изложения материала в данной книге мы придерживались определенного порядка, который желателен, хотя и не всегда возмо­жен. В главах 1 и 2 обсуждаются понятие роли и общие особенности ролевой игры как обучающей технологии, используемой в широком образовательном контексте, в главе 3 рассматривается необходимость системного подхода. В следующей главе подчеркивается важность

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ


За время, прошедшее с момента первого издания этой книги, она ста­ла классическим руководством для тех, кто хочет развить или усовер­шенствовать свои навыки проведения ролевых игр. Поэтому в новом издании сохранено основное содержание первого, однако в него вне­сен ряд исправлений и дополнений, придающих ему более практиче­ский характер.

Главы, изначально значившиеся под номерами 9 и 10, были сжаты и сведены в одну главу, в которой рассматривается практика ролевых игр вне традиционного образования и тренинга. Глава 11, где речь шла о многоэтапной — ролевой игре, была опущена в связи с ее несоответ­ствием практическим потребностям сегодняшнего дня. Эти измене­ния освободили место для новой главы 10, в которой рассмотрены воз­можности использования компьютеров и Интернета как инструмен­тов, способных расширить поле применения ролевых игр.

Чтобы помочь читателю, текст был дополнен Подсказками, Памят­ками и Предупреждениями. В одних случаях они несут в себе допол­нительные практические рекомендации, в других — выделяют ключе­вые моменты, содержащиеся в тексте. Однако основная часть книги представляет по-прежнему ценность для учителей начальных школ, преподавателей университетов и специалистов по производственно­му тренингу.

Использование ролевой игры требует качественной подготовки, и я надеюсь, что данная книга будет содействовать выполнению этой задачи.

Морри ван Менте, 1999

1. РОЛИ И РОЛЕВАЯ ИГРА


Введение

В сравнении с тем количеством книг, которые написаны на другие темы, литературы по специальным образовательным технологиям немного. Так происходит, возможно, потому, что сама идея препода­вания, передачи знаний, взглядов, навыков и правил поведения пред­ставляется чрезвычайно естественной. Мы с удовольствием демонст­рируем кому-либо, как сделать то-то и то-то. Каждому из нас прихо­дилось когда-либо отвечать на чей-то вопрос или делиться идеей или навыком. Поэтому учителем является, в сущности, любой человек.

Передача знаний — часть повседневной жизни; по всей вероятно­сти, она мало изменилась за века, и это свидетельствует о том, что не­формальное обучение проводилось еще на заре цивилизации. Однако система официального обучения и тренинга не только охватила боль­шее количество людей (на это, в частности, указывает резкий рост конкурса при поступлении в британские университеты), но вместе с тем неуклонно возрастала и стоимость образования. Неудивительно, что это сопровождалось повышением требований к эффективности процесса передачи знаний, навыков и взглядов.

На протяжении многих лет образование ассоциировалось с учеб­никами, лекциями, доской и мелом. Таким же образом тренинг отож­дествлялся с наглядной демонстрацией, практическими упражнени­ями, наборами процедур и руководствами по семинарским занятиям. Специалисты по тренингу знали, как выполнить ту или иную опера­цию; специалистам по тренингу были известны ответы. Поскольку они знали логику преподаваемого процесса или системы, естествен­ным казалось предположить, что тот же логический принцип должен быть положен в основу преподавания предмета. В то время как рабо­той такого специалиста было представить ряд фактов, методов и идей,

выстроенных в «наилучшем» логическом порядке, работа учеников заключалась в приобретении знаний посредством повторения и запо­минания.

Однако объединение ряда факторов привело к внешнему измене­нию образования и тренинга и проложило дорогу новым идеям и тех­нологиям. Техническое оснащение учебного процесса усложнилось, к услугам учащихся были предложены фильмы, телевидение, компь­ютеры, аудиокассеты, телетекст, микрофиши, видеодиски, CD-Roms и Интернет. Многие из этих новшеств стимулировали рост интереса к открытому обучению и соответствующим изменениям в системе об­разования.

Наряду с этим тщательному анализу подверглась роль препо­давателя и начались поиски ответов на следующие вопросы.

  • Должна ли каждая учебная сессия быть строго структурирован­ной?

  • Кто должен стоять в центре процесса обучения: учитель или уче­ник?

  • В какой мере обучение сопряжено с изложением фактов? взгля­дов? применением навыков?

  • Как можно сделать обучение не пассивным, а активным?

  • Как можно соотнести обучение в классе с реальной жизнью?

  • Можно ли включить в процесс обучения самомотивирующие эле­менты?

Другим постоянно менявшимся аспектом обучения является кон­цепция группового обучения, взятого как противоположность инди­видуальному. Различные специалисты признали, что внутренняя ди­намика команды или группы создает возможность ее членам учиться друг у друга. Работа в группе может повысить понимание предмета от­дельным индивидом и облегчить переход от теоретических вопросов к практике.

Вне области всех этих пересекающихся вопросов нарастало ощу­щение того, что во многих, если не во всех, сферах образования най­дется место для техник, которые фокусируются на учащемся и его по­нимании предмета, вовлекают его в деятельность внутри группы, со­относят учебу с практикой и практику — с реальной жизнью. Развитие в Соединенном Королевстве GNVQ{GeneralNational Vocational Quali­fications) привело к тому, что в разных сферах обучение стало больше основываться на практических занятиях и увязываться с конкретной деятельностью. Еще одной новой разработкой, акцент в которой де­лается на опыте, была APEL (the Accreditation of Prior Experiential Lear­ning). Общим в этих инициативах является отход от дидактических форм преподавания в сторону техник, которые обеспечивают практи­ческий опыт. Моделирование и игры в некоторой степени приближа­ют создание этих технологий. Они являются одним из способов сле­довать принципу: «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю».


Моделирование и игра

Использование ролевой игры как образовательной и тренинговой тех­нологии является частью более широкого набора техник, изЁестных под общим названием «моделирование и игра». Это техники, цель ко­торых снабдить учащегося упрощенной репродукцией реального или воображаемого мира (моделирование) либо структурированной сис­темой соревновательной игры, которая включает в себя изучаемый материал (игра).

В их использовании нет ничего нового. Идею обращения к игре как отражению проблем реального мира можно обнаружить еще в III ты­сячелетии до н. э., в китайской игре «Вей-Хай», известной в настоя­щее время под японским названием «Го», а также в других, более позд­них играх — таких как шахматы, которые представляют собой прооб­раз военных игр. В девятнадцатом веке военные игры приобрели весьма изощренную форму Kriegspiel («игра в войну» — нем. — Прим. перев.), в ней были сотни правил и тысячи фигур, и ее использовали при подготовке прусских военных. В наши дни такие военные игры стали компьютерными, и в них играют повсеместно. Подобным обра­зом в начале 1960-х возникли и деловые игры. Они получили широ­кое распространение как эффективный метод преподавания ряда дис­циплин в школах менеджмента.

К настоящему времени моделирование и игры распространились на школьное образование и работу с молодежью. Возникнув в Амери­ке, а ныне все шире и шире используемые в Великобритании, они практикуются в преподавании географии, истории, химии, математи­ки, общественных наук, религии, политики, а также при изучении стран Третьего Мира — практически везде. Их можно обнаружить

14 • Эффективный тренинг с помощью ролевых игр

в начальных школах и университетах, в молодежных клубах и проф­союзных аудиториях. Эти игры и моделирования проводятся в самых разнообразных формах. Они могут напоминать карточные игры вро­де «Снапа» или «пьяницы», могут походить на «Бинго» или домино или разыгрываться на доске наподобие «Монополии» или «Змеек и Лесенок». В моделировании можно использовать картонные макеты, послания, переданные по телефону, письма или памятки; оперировать случайными событиями посредством игральных кубиков или компь­ютера или можно сделать так, что большая группа игроков изобразит жителей маленького городка и чиновников, с которыми они вступают в контакт.

Многие виды моделирования включают в себя процесс принятия решений учащимися, вовлекают их в общение и переговоры друг с другом. Эти ученики привносят в изучаемую систему человеческий фактор, и от них требуется отреагировать на ситуацию способом, ко­торый будет определяться тем, как понимают они и другие участники свои позиции, мотивы и установки — иными словами, их видением своей роли внутри системы. Ролевая игра — это особенный вид моде­лирования, который фокусирует внимание на процесс межличностно­го взаимодействия людей. Она придает особое значение функциям, исполняемым людьми при различных обстоятельствах.

Отдельные новшества в образовании и тренинге — такие как ка­бельное телевидение, программированное обучение и, позднее, компь­ютеры — широко приветствовались как образовательной прессой, так и в средствах массовой информации вообще. Повышенное внимание и реклама сопутствовали нововведениям не только при их появлении, но и значительно дольше.

Еженедельно звучат новые высказывания и комментарии, касаю­щиеся развития этих и смежных с ними областей. Самой последней новинкой является CD-ROM. Однако аналогичная революция про­изошла и в применении моделирования и игр как образовательных технологий; особенно же быстро распространялись ролевые игры как гибкий, простой и дешевый прием обучения.

Проникновение ролевых игр в различные сферы — школы, коллед­жи, производственное обучение, молодежные клубы, медицинское и социальное образование — большей частью освещалось скупо и полу­чило скромную рекламу. Можно заподозрить, что сложность и доро­говизна привлекают больше внимания, нежели простота. Какой бы ни была причина, недостаточное освещение и критика привели к двум не­гативным следствиям различного происхождения. В первом случае речь идет о многих преподавателях, уже готовых использовать в сво­ей работе ролевые игры, но нуждающихся в гиде, который укажет им направление и поможет отличить кратчайшие пути от тупиков. Во втором случае существуют люди, которые уже идут по этой дороге, но хотели бы знать больше о возможностях использования ролевых игр в других контекстах, более эффективных и без тех проблем, что воз­никают, если проводить упражнения без четкого понимания их осо­бенностей.

Задача последующих глав — дать некоторые рекомендации и со­веты представителям обеих категорий и этим сделать учителей и спе­циалистов по тренингу способными к эффективному использованию ролевых игр и достижению поставленных целей с минимальным стрессом и максимальным удовольствием.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Художник обложки Корректор Верстка Е. Строганова А. Зайцев И. Карпова А. Борин Е. Дандарова К. Радзевич Н. Устинова И. Смарышева ббк 88. 53 iconХудожник обложки Корректоры Верстка Е. Строганова Л. Винокуров Е. Цветкова А. Борин С. Маликова Т. Брылёва, М. Одинокова А. Борин ббк 88. 43
Главный редактор Заведующий редакцией Руководитель проекта Ведущий редактор Художник обложки Корректоры Верстка
Художник обложки Корректор Верстка Е. Строганова А. Зайцев И. Карпова А. Борин Е. Дандарова К. Радзевич Н. Устинова И. Смарышева ббк 88. 53 iconА. Зайцев Зам зав психологической редакцией Н. Мигаловская Ведущий редактор А. Борин Художник обложки С. Маликова Корректор М. Рошаль Верстка А. Борин ббк 88. 3я7
...
Художник обложки Корректор Верстка Е. Строганова А. Зайцев И. Карпова А. Борин Е. Дандарова К. Радзевич Н. Устинова И. Смарышева ббк 88. 53 iconИ. Карпова Художественный редактор В. Шимкевич Художник обложки К. Радзевич Корректоры М. Рошаль, Т. Брыхева Верстка Е. Кузьменок ббк 88. 59
Б19 Теория и практика тренинга. — Спб: Питер, 2002; — 352 с. — (Серия «Эффектив­ный тренинг»)
Художник обложки Корректор Верстка Е. Строганова А. Зайцев И. Карпова А. Борин Е. Дандарова К. Радзевич Н. Устинова И. Смарышева ббк 88. 53 iconБорин Редактор О. Пузырева Художник обложки В. Шимкевич Подготовка иллюстраций И. Резников Корректор М. Рошаль Оригинал-макет подготовил А. Борин ббк 88. 5
Центр гипноза и самосовершенствования Другая реальность. Обучение скрытому гипнозу и внушению
Художник обложки Корректор Верстка Е. Строганова А. Зайцев И. Карпова А. Борин Е. Дандарова К. Радзевич Н. Устинова И. Смарышева ббк 88. 53 iconБорин Редактор О. Пузырева Художник обложки В. Шимкевич Подготовка иллюстраций И. Резников Корректор М. Рошаль Оригинал-макет подготовил А. Борин ббк 88. 5
Серия «Мастера психологии» Перевели с английского Е. Волков, И. Волкова, О. Пузырева
Художник обложки Корректор Верстка Е. Строганова А. Зайцев И. Карпова А. Борин Е. Дандарова К. Радзевич Н. Устинова И. Смарышева ббк 88. 53 iconВ. Попов Ведущий редактор А. Борин Редактор О. Пузырева Художник обложки В. Шимкевич Подготовка иллюстраций И. Резников Корректор М. Рошаль Оригинал-макет подготовил А. Борин ббк 88. 5
Серия «Мастера психологии» Перевели с английского Е. Волков, И. Волкова, О. Пузырева
Художник обложки Корректор Верстка Е. Строганова А. Зайцев И. Карпова А. Борин Е. Дандарова К. Радзевич Н. Устинова И. Смарышева ббк 88. 53 iconВ попов Ведущий редактор а борин Научный редактор э эидеиилпер Редамор в попов Художник обложки в шимкевич Корректор 1 Бршева Верстка н марчеикова ббк53 57
Теориям практика семейной психотерапии —СПб Питер, 2001 —352 с ил—(Серия «Золотой фонд психотерапии»)
Художник обложки Корректор Верстка Е. Строганова А. Зайцев И. Карпова А. Борин Е. Дандарова К. Радзевич Н. Устинова И. Смарышева ббк 88. 53 iconАнглийский для наших
Издатель С. Леднев Главный редактор А. Голунов Художник С. Борин Корректор Н. Либерман Вёрстка М. Мышкина
Художник обложки Корректор Верстка Е. Строганова А. Зайцев И. Карпова А. Борин Е. Дандарова К. Радзевич Н. Устинова И. Смарышева ббк 88. 53 iconГлавный редактор Зав психологической редакцией Зам зав психологической редакцией Ведущий редактор Редактор Художник обложки Корректор Верстка ббк 88. 35я7
Учебное пособие предназначено для психологов, психофизиологов, педагогов, а также для студентов и аспирантов психологических и педагогических...
Художник обложки Корректор Верстка Е. Строганова А. Зайцев И. Карпова А. Борин Е. Дандарова К. Радзевич Н. Устинова И. Смарышева ббк 88. 53 iconНаучный консультант Художник Корректоры М. Дизайн Верстка > В. Усманов М. Чураков А. Зайцев В. Попов В. Лоскутов В. Королева Рошаль, Е. Шнитникова Н. Мигаловская А. Рапопорт ббк 88. 352. 1
Главный редактор Зав гуманитарной редакцией Зав психологической редакцией Ведущий редактор Научный консультант Художник
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница