Скачать 124.72 Kb.
|
Обобщающий урок по теме «Фольклор» 5 класс Игра-путешествие ![]() Разработка учителя русского языка и литературы Филаткиной Л.Т. Цели: расширить представления пятиклассников о жанрах фольклора, развивать творческие способности детей. Оборудование: сборники сказок, пословиц, поговорок и т.д., карточки, пословицы, аудиозаписи народных песен, пазлы, сундук с фантами, призы. Форма проведения: игра-путешествие. - Сегодня у нас необычный урок – мы подводим итоги по теме «УНТ». УНТ – это начало всех начал. Сказки и былины, пословицы и загадки – не просто «преданья старины глубокой». С них начиналась мудрость всей будущей Литературы. Сегодня мы отправимся с вами в необычную сторону - «Русскую народную…», погостим на ее станциях – фольклорных жанрах. А поскольку время путешествия у нас ограничено, отправимся мы в это путешествие на Птицах-тройках 2 командами – вместе с «Коробейниками» и «Петрушками». Почему именно с ними? (представление команд, капитаны - в костюмах) 1. «Эх, полным - полна коробушка…» - с ней обойдут наши коробейнички всю землю русскую, многое и многих повидают. 2. Наряд его пестрый, Колпак его острый, Его шутки и смех Веселят всех. По городам и весям пролегла дорога театра Петрушки. Вот уж кто повидал, так повидал на своем веку! Итак, в добрый путь, скатертью дорога! ![]()
1. Станция «Былинная» - Зрителям: Дайте определение былины? (Вид фольклора, повествовательная песня-поэма о богатырях и народных героях).
(И. Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор, Василий Буслаев, Вольга Святославич, Микула Селянинович, Волх Всеславьевич…) 2. «Собери картину» Богатыри остались в памяти народной, а вам предстоит создать портрет одного из них. (собрать портрет на время) (Зрителям): По началу былины догадайтесь – чей портрет собирают команды?
3. «Богатырское вооружение» Перед вами представлено вооружение русского богатыря Ильи Муромца. Найдите лишний предмет. Объясните. ![]()
-Зрителям: Дайте определение сказке как жанру? (эпический жанр, художественное повествование фантастического характера). 1«Корректор». – Молодому наборщику в типографии поручили оформить оглавление к сборнику русских народных сказок. В детстве ему не читали сказок, и он допустил ошибки всего в одну букву: вместо «Гуси-лебеди» у него получились «Гули-лебеди».
2. Лиса и мак.
8. Полк и семеро козлят. 9. Кожа. 10. Пеший. 11. Кособок. 12. Двери в яме. 13. Чадо лесное. 14. Иван - солдатский сон. 15. Двое из Думы. 16. Кот и киса. 2. Сказочная викторина (шуточная) 1. Кто разрушил теремок? 2. Куда нельзя садиться медведю? 3.На каком транспорте любил ездить Емеля? 4. Из чего сделана Снегурочка? 5. Какого роста мальчик-с-пальчик? 6. Какую должность занимал Иван из сказки «Иван-Царевич и Серый Волк»?
-Зрителям: дайте определение? (вид фольклора, краткое изречение, в котором содержится законченная мысль, в художественной форме передающая оценку определенного явления, события) -Вековая мудрость, жизненный опыт, тонкое наблюдение, насмешка, шутка – все это отражается в короткой фразе. В пословице. В. И. Даль говорил: «Пословица не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа». 1. Аукцион. «Пословицы о пословицах» - Пословица не на ветер молвится. - Песнь не околица, глупая речь не пословица. - Старая пословица вовек не сломится. - От пословицы не уйдешь. - Пословица не даром молвится. - Красна речь пословицей. 2. «Собери пословицы» –Пословиц я рассыпал рой – Их части поменяли пары… Возьмись за дело с головой – Расставь, что – слева, а что – справа… (собрать части пословиц) 3. «Вспомни пословицы» - Глядя на этот рисунок, можно вспомнить не менее 20 пословиц и поговорок. ![]() В своем дому и стены помогают. Без хозяина дом сирота. Гость на порог – счастье в дом. Дом невелик, а лежать не велит. Спасибо вашему дому, пойду к другому. Дома и стены помогают. Один и в доме горюет, а двое и в поле воюют. Готовь телегу зимой, а сани летом. Не гони коня кнутом, а гони овсом. Яблоко от яблони недалеко падает. Капля по капле камень долбит. Собака лает, ветер носит. Как не вертись собака, а хвост позади. Как собака на сене: и сама не ест и другим не дает. С паршивой собаки хоть шерсти клок. Две собаки дерутся, третья не приставай. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. Береги одежду снову, а здоровье смолоду. Богатый бережет рожу, а бедный одежу. По одежке протягивай ножки. По одежке встречают, по уму провожают. Чем дальше в лес, тем больше дров. Ласковый теленок двух маток сосет. Коси коса, пока роса; роса долой, и ты домой. Нашла коса на камень. Что написано пером, того не вырубишь топором. Нашего горя и топоры не секут. На крепкий сук – острый топор. Тонул - топор сулил, а как вытащил – и топорища жаль стало. Молодец на овец, а на молодца и сам овца. Два сапога – пара. Сапожник без сапог. Шила в мешке не утаишь. Запас мешка не трет. Повадился кувшин по воду ходит, тут ему и голову сломить. Посади свинью за стол, она и ноги на стол. Бог не выдаст, свинье не съест. Было бы корыто, а свиньи найдутся. Гусь свинье не товарищ. Свинья грязи найдет. Пуганая ворона и куста боится. Ворон ворону глаз не выклюет. Бей галку и ворону: руку набьешь, сокола убьешь. Метил в ворону, а попал в корову. Прямо только ворона летает. Доброе слово и кошке приятно. Отольются кошке мышкины слезки. Борода в честь, а усы и у кошки есть. Знает кошка, чье мясо съела. Цыплят по осени считают. «Закончи пословицу» (игра для зрителей) - Пока команды выполняют задание, мы с вами поиграем. 1.Судят не по словам, а по делам. 2. Мал золотник, да дорог. 3. Долог день до вечера, коли делать нечего. 4. Сколько волка не корми, а все в лес смотрит. 5. Береги платье снову, а честь смолоду. 6.Назвался груздем – полезай в кузов. 7. Слово не воробей – вылетит не поймаешь. 8. Старый друг лучше новых двух. 9. Встречают по одежке, а провожают по уму. 10.За одного битого двух небитых дают.
-Зрителям: Дайте определение? (Вид фольклора, представляет собой вопрос или задание, требующие разрешения. Часто используются в сказках для проверки смекалки героев). - Сундучок наш непростой, Фанты в нем лежат. Открой! Кто загадку отгадает, Тотчас фант тот получает. (*Фант – от немецкого – вещь, отдаваемая после выполнения задания). 1. На пальце одном ведерко вверх дном. (Наперсток). 2. Черный Ивашка, Деревянная рубашка, Где носом пройдет – Там заметку кладет. (Карандаш) 3. Белый камешек растаял, На доске следы оставил (Мел). 4. Под Новый год пришел он в дом Таким румяным толстяком. Но с каждым днем терял он вес И наконец совсем исчез. (Календарь) 5. Живет в норке, грызет корки. Короткие ножи. Боится кошки. (Мышь). 6. Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса). 7. Он сети, как рыбак, готовит, А рыбы никогда не ловит. (Паук). 8. Не смотрел в окошко – был один Антошка, Посмотрел в окошко – там второй Антошка! Что это за окошко? Куда смотрел Антошка? (Зеркало). 9. Рядом разные подружки, Не похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. (Матрешка). 10. Сегодня все ликует! В руках у детворы От радости танцуют Воздушные … (шары).
–Зрителям: Дайте определение? (Небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения)
(«Валенки», «Барыня», «Калинка», «Во саду ли, в огороде», «Светит месяц», «Во поле береза стояла», «Из-за острова на стрежень», «Ах, вы сени…», «Как на тоненький ледок», «Жили у бабуси», «Во кузнице»...)
6 Станция «Скороговорочная» - Зрителям: Дайте определение? (Фольклорный жанр. Помогает правильно и чисто проговаривть труднопроизносимые стихи и фразы) -Эх, я! Рубаха новая, голова садовая! Надо же соображать: пора конкурс капитанов начинать! Капитанам начинать «Бой скороговорок». Остальных прошу молчать. Кто три раза без запинки Фразу вслух произнесет, Тот и время сэкономит, И очки своей команде Непременно принесет.
1.С неба звездочка упала Зорьку разбудила, А меня ведром воды Мама окатила. 2.С неба звездочка упала След прямой оставила, А меня учить уроки Мамочка заставила. 3.С неба звездочка упала, Я желанье загадала. Но не сбылося оно: Видно, время не пришло! 4.С неба звездочка упала Мы в столовую спешим. Булки, плюшки и сосиски Непременно все съедим. 5.Вова вертится в буфете, Пробирается вперед. Пропустите, Вову, дети, Дайте Вове бутерброд! 6.С неба звездочка упала И послала яркий свет. Все давно уж на уроке, А мы ищем кабинет. 7. С неба звездочка упала Прямо в школьный наш журнал. Удивляется директор: 5б примерным стал. 8.С неба звездочка упала, Нам, ребята, повезло! Ведь наш классный – самый классный! Все мы поняли давно! 9.Как уборка – Стасик болен. Как дежурство – Стасик сник. А когда он на футболе – То здоровый, будто бык! 10.Стасу горько и обидно – Неудачный вышел матч! Как, ребята, вам не стыдно Отбирать у Стаса мяч? 11.Всех Виталик задирает, Получает тумаки. Кто-то марки собирает, А Виталик - синяки! 12.Очень скоро Женя будет Самым сильным в мире, А пока соседей будит Грохотаньем гири! 13.Рисовали наши предки Динозавров на скале. А теперь Илья виньетки Вырезает на столе. 14.Денис мается, вздыхает И бормочет у доски. Засыпают, засыхают Даже мухи от тоски. 15.А Кудрявцев Игорек Не пришел к нам на урок, Потому что на печи Он считает кирпичи. 16.Только начался урок – Толик шлет записку: «Очень вкусный пирожок Меняю на ириску!» 17.Как у наших у девчат Классные прически – Дыбом волосы торчат- Нет у них расчески. 18.Как у наших у девчат Фирменные шмотки: Мини-юбки на ремне, Драные колготки. 19.С неба звездочка упала Прямо на акацию. Подай, мама, одеяло, Купи комбинацию! 20.Как у наших у девчат Розовые щечки. Надоело сочинять! Будем ставить точки. Станция «Призовая» Сказки ложь, намеков много – Впереди у вас дорога В славный город Книгоград! Там вам каждый будет рад! - Много прошло веков с тех пор, как народом были созданы сказки, былины… Но мы с вами имеем прекрасную возможность соприкоснуться с этими прекрасными творениями, и помогают нам в этом книги – наши друзья и помощники. Именно они помогут нам окунуться в океан русской и зарубежной литературы. Нашу птицу тройку вы смените на поезда и пароходы, самолеты и космические корабли, «машины времени». Но пусть всегда с вами будут ваши друзья-книги! А сейчас… Кто трудился, не ленился И активно выступал, Знания свои, смекалку Здесь сегодня показал, Тот достоин поощренья! Призы вручить хочу! Без промедленья! (подведение итогов, награждение) Оценочный лист
|
![]() | Урок истории» номинация «урок истории» Место в учебной теме 10 урок из 12 в теме «Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг» | ![]() | Урок алгебры в 11 классе по теме «Методы решения уравнений» Урок можно проводить при повторении курса алгебры и подготовки к егэ, а также как обобщающий урок по теме «Решений уравнений» |
![]() | Урок по теме «Механические колебания» Место урока в теме урок закрепления и обобщения знаний, экспериментальная работа | ![]() | Урок на тему: «Социально-экономическое развитие Челябинской области в конце 40- начале 60 годов» Место урока в теме: самостоятельный краеведческий урок в теме «ссср в 40-60-е гг.» |
![]() | Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 09 Фольклористика по филологическим наукам Введение Фольклористика изучает комплекс словесных, словесно-музыкальных, музыкально-хореографических, игровых и драматических видов народного... | ![]() | Українська література І фольклор: фольклор робоча навчальна програма Дисципліна “Фольклор” є базовою нормативною дисципліною для спеціальності 030200 – реклама І зв’язки з громадськістю. Читається у... |
![]() | Українська література І фольклор: фольклор робоча навчальна програма Дисципліна “Фольклор” є базовою нормативною дисципліною для спеціальності 030303 – видавнича справа та редагування. Читається у І... | ![]() | Урок “Основные стадии антропогенеза” Урок проводится при изучении темы “Антропогенез”, на которую отводится 6 часов. Это второй урок по теме |
![]() | Урок по теме «Молекулярный уровень: общая характеристика. Белки» Урок по программе авт. Пасечник В. В. (Буп 1 час) предназначен для обучающихся 9 класса. Это пятый урок по теме «Молекулярный уровень:... | ![]() | Урок по теме “Reading Habits” по учебнику Кузовлева В. П Практические задачи: развитие навыков говорения- практиковать учащихся в монологической речи по теме «Чтение», учить вести беседу... |