Модульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №1




Скачать 248.4 Kb.
НазваниеМодульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №1
Дата22.10.2012
Размер248.4 Kb.
ТипСамостоятельная работа



Битянова М.Р.

Модульный курс I

«Служба психологического сопровождения
как система профессиональной деятельности педагога-психолога»



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Особенности организации и содержательного наполнения профессиональной деятельности психолога в модели «психолог-консультант»

План изучения:

  1. Различия в деятельности психолога-консультанта специализированного Центра и психолога, реализующего модель «консультант» в ОУ.

  2. Проблема получения запроса на собственную деятельность в работе психолога-консультанта ОУ.

  3. Требования к психологическим рекомендациям, которые психолог-консультант адресует различным субъектам образовательного процесса.

  4. Основные организационные схемы деятельности психолога в рамках данной модели, содержание работы на каждом из этапов.

  5. Требования к квалификации специалиста, реализующего в ОУ модель «психолог-консультант».

  6. Требования к методической и управленческой поддержке его деятельности.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Опишите, каким образом сегодня в вашей деятельности организован процесс получения запроса на собственную профессиональную деятельность. Насколько эффективна существующая система? Как она может быть усовершенствована? (текст до 2000 знаков)

  2. Апробируйте в собственной работе технологию обмена профессиональными запросами, оцените ее целесообразность и эффективность. Обоснуйте свою оценку. (текст до 2000 знаков).

  3. На основе вашей реальной практической деятельности сформулируйте 1-2 психологические рекомендации педагогам и администрации на основе предложенной в материале системы требований к такого рода документам. (текст до 5000 знаков).

  4. Оцените, в какой мере в вашей реальной практике реализуются различные аспекты методической и управленческой поддержки вашей деятельности.



Материалы для самостоятельной работы

    1. Битянова М.Р., Беглова Т.В. «Модель деятельности ″психолог-консультант″: общая характеристика».


Основная задача профессиональной деятельности психолога-консультанта – помощь в решении психологических проблем развития, возникающих у учащихся в различных ситуациях их жизнедеятельности в образовательной среде. Собственно клиентами для психолога-консультанта в образовательном учреждении выступают только дети, учащиеся. Остальные – родители учащихся, педагоги, другие взрослые - клиентами не являются. Они помогают увидеть проблему, участвуют в ее решении. Если ребенку психолог-консультант оказывает помощь в решении его проблем, то взрослым он дает профессиональные рекомендации по работе с данным ребенком и оказывает профессиональную поддержку в процессе их внедрения.

Для психолога-консультанта образовательного учреждения одинаково важными являются ситуации как профессионально-грамотного ответа на запрос, так и формирования самих запросов. Кроме того, и в этом его отличие от психолога-консультанта, работающего в специализированном учреждении (центре), он проводит собственную диагностику, чаще всего скрининговую, для выявления учащихся, нуждающихся в психологической помощи. Подробнее о сути психологического скрининга мы поговорим чуть ниже. Профессиональное взаимодействие психолога-консультанта с педагогами и родителями осуществляется в форме передачи психологических рекомендаций и проведения просветительских мероприятий. Отслеживание процесса развития позволяет психологу выявлять различные тенденции, типичные проблемы и прогнозировать риски развития, то есть собирать информацию, важную для принятия управленческих решений. Соответственно, еще одно направление деятельности такого специалиста – консультирование и информирование администрации школы по результатам своей аналитической деятельности. Однако важно отметить, что информация для управления – это, так сказать, побочный эффект скрининговой диагностики, которую проводит психолог-консультант. Собственно мониторингами в ОУ он не занимается.

Таким образом, можно выделить ряд особенностей, характеризующих деятельность психолога-консультанта ОУ и отличающих его от психолога, консультирующего в специализированном Центре:



Общая характеристика деятельности психолога-методиста

Общая характеристика деятельности психолога-консультанта представлена ниже в табл.№1.

Таблица № 1.

Цель

Помощь в решении проблем развития учащихся посредством создания системы их выявления и своевременной коррекции

Ключевое профессиональное действие

Психологическая помощь

Виды деятельности

Диагностика

Коррекционно-развивающая работа

Психологическое консультирование

Методическая работа (разработка программ и рекомендаций)

Психологическое просвещение

Аналитическая работа

Формы

Индивидуальные и групповые диагностические встречи Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия

Индивидуальные и семейные консультации

Написание и передача психологических рекомендаций

Семинары, лекции, родительские клубы

Выступления на педсоветах, семинары для педагогов

Деятельность психолога-консультанта разворачивается в следующих направлениях (см. рис. №1):

Рисунок №1.



Ключевыми словами, содержательно описывающими деятельность психолога-консультанта в образовательном учреждении, являются: проблема, запрос, диагностика, помощь, рекомендации. Остановимся на этом подробнее.

«Проблемное поле» деятельности психолога-консультанта

Очертить спектр психологических проблем, с которыми работает психолог-консультант, чрезвычайно не просто. Прежде всего, это проблемы, проявляющиеся в трудностях решения основной задачи, ради которой ребенок посещает образовательное учреждение: задачи собственного образования. Но так как ребенок не просто посещает школу или детский сад, а проживает определенный отрезок своей жизни в содержательной и организационной рамке данного учреждения, практически все, что происходит в его жизни, сказывается на качестве решения образовательной задачи. Например, развод родителей или потеря близкого человека, влюбленность или отверженность референтной группой, не соответствующие требованиям данного учреждения когнитивные способности или способности к саморегуляции, ценностный конфликт с кем-то из взрослых в школе и т.д. И все-таки, в ведении психолога-консультанта прежде всего те психологические проблемы, которые проявляются в различных видах деятельности и общения в рамках данного образовательного учреждения. Это первый важный момент. Клиентом психолога является ребенок, а предметом помогающей деятельности – психологические проблемы ребенка в образовательных ситуациях. Конечно, психолог не откажет в помощи ребенку, страдающему в ситуации развода родителей и потери близкого, но это будет работа по ситуации, а не основное направление его деятельности. Планируя работу, определяя содержание скрининговой диагностики и коррекционных групп, психолог-консультант исходит из тех проблем, которые, как уже было сказано выше, проявляются в различных видах деятельности и общения учащихся в данном образовательном учреждении.

Психолог работает как с теми ситуациями, когда с ребенком трудно окружающим его людям (он им «мешает» учиться, учить, чувствовать себя уверенно и защищенно, уважать себя), так и с теми ситуациями, когда ребенку трудно (он не может учиться, вести себя естественно, чувствовать себя уверенно, уважать себя и т.д.). Причем неважно, замечают ли это окружающие. «Работает с ситуацией» – не означает автоматически «работает с ребенком». Не всегда. Все зависит от того, почему возникла проблема. Во многих случаях важнее работать с социальной ситуацией развития, окружением ребенка.

Психолог-консультант работает с проблемами когнитивного, эмоционально-регулятивного, поведенческого, ценностно-смыслового характера… То есть, если некая психологическая проблема мешает ребенку успешно решать свои образовательные задачи в данной ситуации развития, с этим нужно постараться что-то сделать, но и здесь необходимо ставить определенный ограничитель. Он определяется сложностью проблемы и квалификационными возможностями самого психолога. Есть целый ряд проблем развития, которые психолог-консультант решает посредством диспетчерской работы, переадресуя запрос на работу с ребенком и его семьей в специализированный центр, специалисту определенного профиля и т.д.

Психолог-консультант работает с проблемами… А что вообще может считаться проблемой? Психолог в своей практике чаще все сталкивается с проблемными ситуациями развития, имеющими следующий источник:

  1. Непреодолимое препятствие, трудность в осуществлении деятельности. Например, уровень развития у ребенка тех или иных процессов, способностей не позволяет осуществлять учебную или коммуникативную деятельность. Или внутриличностный конфликт не позволяет ребенку преодолевать страх, гнев, другие чувства, разрушающие его общение с другими людьми.

  2. Объективное противоречие между требуемым и возможным или желаемым. В эту группу попадают проблемы, связанные с характером учебной мотивации ребенка и ее несоответствием требованиям образовательного учреждения. Противоречия между возрастными потребностями и возможностями ребенка и тем, что запрашивает, требует от него школа или детский сад.

  3. Прогнозирование опасных последствий развития ситуации. Анализ ситуации может привести психолога к пониманию того, что ситуация чревата последствиями, если в ней грамотно педагогически и психологически не работать. Например, риски, связанные с межличностными конфликтами в детской группе или отвержением группой одного из учеников.

  4. Теоретическая модель «идеального конечного результата». Образовательное учреждение ориентировано на получение определенного образовательного результата, развитие у ребенка тех или иных социально-коммуникативных, личностных компетенций, а диагностика выявляет низкий уровень развития этих способностей.

Каждая из этих проблемных ситуаций требует определенного профессионального ответа.

Очень серьезным и всегда актуальным для психолога-консультанта является вопрос определения нормы развития учащихся для данного образовательного учреждения. Пока развитие ребенка укладывается в пространство этой нормы, не выходит за ее границы, можно искать возможности приспособления образовательной среды учреждения к ребенку и его к ней. Если выходит, нужны кардинальные решения. При этом, далеко не всегда достаточно обращения к понятию «норма психического развития», которое проводит границу по линии социальной и поведенческой адаптации, когнитивных способностей к обучению. Необходимо учитывать конкретные социально-педагогические требования данного образовательного учреждения, определяя содержание требований к развитию, и свою, частную, границу нормы. Эта граница может пролегать достаточно далеко от нормы психического развития. То есть в целом, с точки зрения общих представлений о норме развития, ребенок может учиться и быть адаптирован к социальной ситуации, а в данном конкретном учреждении ему программу или требования к саморегуляции не потянуть. Разработка представлений о рабочей норме развития для того или иного образовательного учреждения (какие показатели в нее внести? что будет свидетельствовать о достаточном уровне развития тех или иных процессов или способностей ребенка?) – актуальный вопрос. Если психолог-консультант не видит актуальности этой задачи и не решает ее совместно с администрацией школы, ему очень трудно определить причину возникших психологических проблем, разработать стратегию и тактику ее решения.

Работа с запросами

Запрос – первичная формулировка проблемы, ее отражение в сознании человека. Формулируя запрос, его автор тем самым как бы говорит: «В моей деятельности (общении, психическом состоянии) есть некоторое затруднение. Я его осознаю. И я понимаю, что мне нужна профессиональная помощь для того, чтобы его разрешить». Запрос часто формулируется как некоторая жалоба.

Запрос – это стартовое условие деятельности психолога-консультанта. А если запросов нет? Значит, все хорошо и нет объективной необходимости в его работе? Увы, это далеко не всегда так. Психолог образовательного учреждения часто сталкивается с ситуацией, когда психологические трудности, имеющиеся у педагогов, учащихся и их родителей, либо не осознаются как проблемы, либо не превращаются в запрос к психологу (человек пытается справиться с ними иными средствами, смысл которых понимает). То есть, перед специалистом встает особая задача – формирование запроса на собственную деятельность.

Формирование запросов – специфическая задача именно психолога образовательного учреждения, практически незнакомая его коллегам из специализированных центров, работающих с мотивированными клиентами. Эта деятельность частично мотивационно-просветительская, частично организационная. С одной стороны, специалистов школы, родителей и самих учащихся нужно заинтересовать сотрудничеством, создать атмосферу доверия, принятия, а также сформировать у них представление о тех ситуациях, которые могут запрашивать участие психолога-консультанта. В определенном смысле психолог выступает промоутером собственных услуг. С другой стороны, и это уже организационный аспект работы с запросами, нужно сделать ситуацию обращения к психологу максимально простой, понятной, воспроизводимой по одной и той же схеме. Технологичной и безопасной. Вариант «Я сижу в своем кабинете, а вы приходите… если что» - самый плохой, самый непрофессиональный.

Во взаимодействии с педагогами ситуация обмена запросами может приводить к разработке различных удобных протоколов, позволяющих быстро и без информационных потерь организовывать работу вокруг актуальных проблем. Пример такого протокола приведен в приложении № 1.

Еще один важный аспект в работе с запросами – их переформулирование в проблему и проверка на обоснованность. Запрос может начинаться словами: «У меня проблема». Но чаще звучит как «У него проблема». Например, формулировка запроса педагогом по первому варианту: «У меня проблема с Сашей Ивановым. Я не могу сделать так, чтобы он сосредоточился на выполнении учебных заданий». По второму варианту: «У Саши Иванова проблема – он совершенно не может сосредоточиться». Кажется, первый вариант формулировки более перспективный. Однако следующая же фраза может все изменить. Начнем еще раз сначала: «У меня проблема с Сашей Ивановым. Я не могу сделать так, чтобы он сосредоточился на выполнении учебных заданий. Ему нужно развивать внимание». «Я-проблема» переросла в «Ты- проблему». В процессе уточнения запроса психолог должен понять, чья же это все-таки проблема: взрослого, ее заявившего, или собственно ученика. Это определит стратегию его работы: с ребенком и его социальной ситуацией развития или с автором запроса.

Психологическая диагностика в работе психолога-консультанта

Диагностика в работе психолога-консультанта – это, прежде всего, способ постановки задач своей деятельности в качестве помогающего специалиста. Диагностика позволяет выявить проблемы развития, поставить психологический диагноз и разработать программу решения выявленных проблем. Кроме того, диагностика позволяет отследить эффективность собственной работы.

В деятельности психолога-консультанта присутствуют и скрининг, и углубленная диагностика. Скрининг – вид психологического мониторинга, результаты которого направлены на управление деятельностью самого психолога, определение содержания и направлений его работы. Скрининг позволяет в системе отслеживать процесс развития учащихся по определенным показателям и своевременно выявлять группы детей, испытывающих психологические трудности в развитии, деятельности, социальном взаимодействии и т.д. Скрининг – очень четкая и высоко формализованная процедура. Одни и те же показатели развития из года в год отслеживаются сходными по методологии процедурами и оцениваются в сравнимых единицах. На определенных этапах развития могут добавляться новые показатели, а иные – переставать измеряться как потерявшие значимость для оценки актуального состояния и прогноза развития. Но большинство показателей воспроизводится в обследовании на протяжении всех лет обучения ребенка в данном ОУ, что и позволяет считать скрининг серьезной мониторинговой процедурой.

Кроме того, скрининг – плановое мероприятие, время на его проведение зафиксировано в плане работы школы. Частота проведения скрининговой диагностики – не чаще 1 раза в год.

Разработка программы скрининга невозможна без представлений о норме развития и ее содержательных составляющих для данного образовательного учреждения. Иначе как мы определим для себя, по каким именно показателям из великого множества возможных нам отслеживать развитие учащихся, в каких случаях беспокоиться, глядя на результаты обследования, а в каких – радоваться за детей и себя?

В модели психолого-педагогического сопровождения для решения этой задачи разработано специальное понятие – психолого-педагогический статус учащихся. О нем мы поговорим в соответствующих разделах книги, сейчас хотелось бы отметить следующее: отбор показателей для проведения психологического скрининга и формулирование критериев их оценки (рабочего определения нормы развития) всегда будет творческой ‒ с одной стороны и очень ответственной ‒ с другой задачей психолога конкретного образовательного учреждения. Даже если на высоких этажах управления его деятельностью будут разработаны определенные стандарты, их адаптация к образовательным задачам и условиям их решения определенного ОУ останется.

Учащиеся, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят еще один этап диагностической работы. Углубленная диагностика позволяет определить причину возникших трудностей, сформулировать эти причины на языке психологического диагноза и тем самым определить стратегию оказания помощи: с кем работать? как работать? что будет показателями эффективности проведенной работы? Углубленная диагностика будет следующим шагом и в работе с запросом после его проверки на обоснованность. В любом случае, стратегия работы и тактика действий определяются психологическим диагнозом.

Психологическая помощь

Адресат психологической помощи в контексте данной модели – ребенок, учащийся. Психологическая помощь организуется по запросу (после его проверки) или на основании психологического диагноза, поставленного в процессе проведения плановых диагностических мероприятий. Основные формы оказания психологической помощи в работе психолога-консультанта – индивидуальные или групповые коррекционно-развивающие занятия и индивидуальные или семейные консультации (см. рис. №2).

Рисунок № 2.





Коррекционные занятия и консультации планируются и сценируются не как единичные самостоятельные встречи, а исходя из общей программы. Именно программа содержит в себе потенциал психологической помощи, а каждое конкретное занятие или консультация реализует его в определенной мере. Программа психологической помощи – это краткое изложение содержания целостной профессиональной деятельности, отвечающее на вопросы:

Кому помогать? – адресат помощи.

Зачем помогать? ‒ цель помощи.

Чему учить? – содержание помощи.

Как помогать? – выбранная форма работы, ее длительность, ритм и т.д.

С кем сотрудничать?- субъекты помогающей деятельности, требования к ним, их действиям, их умениям.

Программы могут быть типовыми, разработанными для решения определенных, часто встречающихся проблем. А могут разрабатываться специально для данного конкретного случая.

Психологические рекомендации

Психологическая рекомендация – основной инструмент взаимодействия психолога-консультанта и других взрослых – субъектов образовательного процесса. Рекомендация – это совет, который в технологичной и понятной его адресату форме содержит описание практических и коммуникативных действий, реальных и воображаемых (совершаемых во внутреннем плане), выполнение которых должно привести к решению заранее известной проблемы (уменьшению ее интенсивности). Рекомендация является результатом запроса и содержит описание определенного способа действия, который ее адресат может реально применить в своей деятельности.

Еще раз подчеркнем, что рекомендации даются не в ответ на соответствующую жалобу клиента, а только после того, как консультант убедится (с помощью наблюдений, обследования и т.п.) в том, что данная психологическая проблема действительно существует. Сам человек, формулирующий первичный запрос, далеко не всегда правильно осознает подлинные причины тех или иных трудностей. Например, жалоба на плохую память ребенка в действительности может объясняться не нарушениями памяти, а снижением учебно-познавательной мотивации или же завышенными ожиданиями родителей.

Рекомендации, которые разрабатывает и передает психолог-консультант образовательного учреждения, разнообразны по своему содержанию и могут быть классифицированы по разным основаниям. В целом, полезные с нашей точки зрения, подходы к классификации психологических рекомендаций представлены в табл. № 2.

Таблица № 2.

Виды рекомендаций по своему содержанию

«Клиентские»

Методические

Управленческие

Виды рекомендаций с т.зр. адресата

Общие

Персональные

Виды рекомендаций по степени обобщенности

Обобщенные (про группу)

Конкретные (конкретное лицо)

Виды рекомендаций по форме

Устные

Письменные

Очные

Виртуальные

Краткие (тезисные)

Развернутые (описательные)

Прежде всего, рекомендации можно разделить на «клиентские», методические и управленческие. «Клиентские» рекомендации адресованы преимущественно учащимся, частично – их родителям и педагогам. Они направлены на решение тех проблем, которые возникают у ребенка в процессе его жизнедеятельности в образовательном учреждении, решении задач образования. «Как преодолевать страх перед контрольной работой», «Как справляться со своим гневом», «Как показать другому человеку, что ты не хочешь его обидеть», «Как справиться с раздражением на ученика, который…» и т.д. - это примеры рекомендаций такого типа.

Методические рекомендации направлены на то, чтобы помочь другим взрослым – родителям, школьным специалистам – организовать деятельность по решению психологических проблем, которые есть у ребенка: «Как помочь ребенку справиться с волнением при публичном ответе», «Как помочь учащимся настроиться на кропотливую работу, требующую внимания» и т.д.

Управленческие рекомендации адресованы руководителю школы, управленческой команде. Они являются следствием той аналитической работы, которую осуществил психолог, и направлены на принятие управленческих решений. Например: «Шаги, которые можно предпринять для повышения учебной мотивации школьников», «Какие психологические особенности сегодняшнего контингента учащихся необходимо учесть при постановке задач и разработке плана воспитательной работы учреждения» и т.д.

Рекомендации могут быть общими и персональными. Первые адресованы определенной группе «потребителей» психологической информации. Например, всем педагогам, работающим с учащимися, перешедшими в 5 класс. Они содержат советы, предложения по организации деятельности, которые могут быть модифицированы и использованы в деятельности всех специалистов. Персональные содержат более специфические предложения, «настроенные» на особенности деятельности конкретного специалиста, или его личностные особенности, или его частную проблему деятельности.

Обобщенные рекомендации касаются группы учащихся. Конкретные – организации работы с тем или иным учеником. А.Л.Венгер обозначает их как «симптоматические» и индивидуализированные: «″Симптоматические" рекомендации требуются в тех случаях, когда у ребенка имеется какая-либо локальная проблема. Она может относиться к когнитивной или эмоционально-личностной сфере, к поведению, к сфере общения… В подавляющем большинстве случаев "симптоматические" рекомендации должны быть дополнены индивидуализированными, направленными не на отдельные частные проявления, а на стоящие за ними более общие причины. Это соответствует и системе применения симптоматических средств в медицине. Так, давая больному лекарство для облегчения кашля, врач, вероятно, назначит и общее лечение для преодоления заболевания, вызвавшего этот симптом» 1.

Различаются рекомендации и по форме их представления. Они могут даваться письменно и устно, в очном контакте или виртуальном (телефонное и интернет-консультирование). Рекомендации могут быть краткими, тезисными и очень подробными. Выбор формы определяется конкретным запросом и условиями деятельности специалиста.

Типовые организационные схемы

Деятельность психолога-консультанта с трудом поддается структурному описанию на содержательном уровне, так как проблемы и запросы могут быть очень разными, но при этом она достаточно структурна с точки зрения своей организации. В общем виде она может быть описана через 2 типовые организационные схемы.

Схема 1: «Скрининг». В данном случае деятельность «запускается» плановой скрининговой диагностикой. В целом работа разворачивается следующим образом:

Рис. №3.



Схема достаточно проста и не требует развернутых комментариев. Скрининг позволяет отследить ход развития всех учащихся той или иной возрастной группы по определенным показателям и выявить группу детей, результаты диагностики которых говорят о наличии трудностей, психологических проблем. Углубленная диагностика проводится в индивидуальном порядке, с учетом предполагаемой зоны локализации психологической проблемы: когнитивная сфера, сфера эмоциональной саморегуляции поведения, внутриличностный конфликт и т.д. Основной результат углубленной диагностики – психологический диагноз. Однако это только в том случае, если психолог данного образовательного учреждения смог его поставить. Другим результатом может быть понимание психологом своего непонимания, своей профессиональной некомпетентности в имеющихся у ребенка проблемах развития. В этом случае психолог составляет заключение, в котором описывает все профессиональные действия, осуществленные им в отношении данной ситуации, и направляет семью учащегося к соответствующему специалисту. Если же психолог-консультант считает, что данный случай находится в «его юрисдикции», он переходит к следующим этапам работы в данной организационной схеме: разработке стратегии и тактики работы, обсуждению их с педагогами или родителями учащихся, проведению конкретных помогающих мероприятий. Обязательной составляющей работы психолога-консультанта именно ОУ будет тесное сотрудничество с педагогами в оказании им помощи, передаче необходимых методических рекомендаций. В ряде случаев ход и результаты работы будут обсуждаться и с администрацией учреждения.


Схема 2: «Запрос». Деятельность психолога начинается с получения запроса от самого учащегося, его родителей или педагогов (администрации). Дальнейшая работа предполагает сначала шаги по уточнению и, возможно, переформулированию запроса и проверке его на обоснованность. Затем она осуществляется аналогично первой организационной схеме (см. рис. № 4).


Рисунок № 4.

Эффективность деятельности психолога-консультанта

Данная модель – самая распространенная в настоящий момент в практике работы психологов образовательных учреждений нашей страны. К ее реализации психолог больше всего готов по содержанию своей вузовской подготовки. Она лучше всего укладывается в существующие сегодня представления о психологе как помогающем специалисте, как о практике, работающем не с задачами, а с проблемами развития и адаптации человека. Достаточно часто модель деятельности психолога-консультанта, работающего в специализированном учреждении по законам психологической практики, некритично накладывается на модель деятельности специалиста прикладного характера, психолога образовательного учреждения. Этот перенос неправомерен. Деятельность психолога-консультанта образовательного учреждения «вписана» в контекст задач образования ребенка и социальной ситуации, в которой они решаются. Психолог должен учитывать приоритет этих задач, режим и форматы жизни ребенка в учреждении, свои возможности формирования мотивации на получение психологической помощи у самих детей, возможности привлечения родителей. Отдельная задача – сотрудничество с педагогическим коллективом, получение от него запросов на собственную деятельность и влияние на общую ситуацию в учреждении через взаимодействие с администрацией и управленческой командой.

В целом, можно говорить о трех факторах («трех китах»), определяющих эффективность работы психолога-консультанта образовательного учреждения (см. рис. №5).

Рисунок № 5.



Поговорим подробнее о каждом факторе.

Возможность получения адекватной психологической информации о развитии ребенка зависит от следующих моментов, как-то:

  • Профессиональная компетентность психолога в диагностических процедурах, мониторинговой и аналитической деятельности. Психолог должен уметь организовывать такие ситуации в рамках своей профессиональной компетенции и этики, которые позволяли бы ему собирать необходимую диагностическую информацию, а затем грамотно ее интерпретировать: укладывать в известные ему диагностические схемы, а в некоторых особых случаях – отказываться от этих схем и мыслить нестандартно.

  • Наличие у психолога организационных возможностей для сбора достоверной информации о развитии учащихся, что предполагает предоставление ему удобного и достаточного времени и места для проведения диагностических мероприятий. Плановая диагностика потому и называется таковой, что стоит в плане. Причем не только в плане собственно психолога, но и планах других специалистов. Завуч место и время выделяет, а педагоги относятся к данным планам с уважением, не пытаясь использовать отведенное время в своих целях, составлять «конкуренцию» делам психолога.

  • Наличие у психолога права на получение информации о развитии. Данное право должно быть получено от родителей или законных представителей ребенка. Как правило, оно либо фиксируется на этапе договора школы с родителями учащихся, либо оформляется отдельным заявлением родителей (законных представителей). В подобных документах фиксируется содержание информации, которое психолог имеет право получать о ребенке и его семье, а также содержание развивающей работы, которую психолог может проводить с ребенком без отдельного согласования с семьей.

Чем обеспечивается эффективная передача информации и ответственности за ее применение от психолога к педагогам? Вот только основные условия:

  • Закрепление профессиональных обязанностей, связанных с конфиденциальным хранением и использованием на благо ребенка психологической информации о нем, функциональных обязанностей педагога и других специалистов школы (педагогов дополнительного образования, воспитателей ГПД и второй половины дня, социальных педагогов и др.). Принятие психологических рекомендаций – не только личное дело и добрая человеческая воля педагога (хотя очень хочется, чтобы и это тоже), но и его профессиональная обязанность. Если это так, использование психологических рекомендаций перестает быть произвольным процессом, становится частью работы школы по решению образовательных задач каждого ребенка.

  • Систематическое проведение специальных мероприятий, позволяющих педагогу познакомиться с психологической информацией, понять ее суть и возможности применения в своей деятельности: психолого-педагогические советы, консилиумы, тематические совещания и конференции.

  • Наличие постоянного управленческого контроля за применением педагогом психологических рекомендаций в рамках своей профессиональной деятельности.

  • Система повышения квалификации и психологической компетентности педагогов, умения использовать психологическую информацию о развитии учащихся в своей педагогической деятельности. Это тоже очень важно, так как далеко не всегда педагог готов к тому, чтобы правильно услышать то, что ему говорит психолог, и грамотно применить в своей деятельности.

Наконец, что определяет возможности организации системы психологической помощи в образовательном учреждении?

  • Психологическая компетентность психолога в таких видах помогающей деятельности, как консультирование, коррекционно-развивающая работа. Хотя именно к такой работе психолога больше всего и готовят, его представления о консультировании и психологической коррекции часто носят теоретический и весьма общий характер.

  • Психолого-педагогическая компетентность психолога еще в одном важном виде профессиональных действий – умении давать рекомендации на языке, понятном педагогам и адекватном содержанию и формам их деятельности, то есть методические и управленческие рекомендации в полном смысле этого слова.

  • Готовность педагогов и родителей выступать в качестве авторов запросов на психологическую помощь учащимся, мотивационно, эмоционально и организационно поддерживать контакты ребенка и психолога. Формировать и повышать такую готовность – дело самого психолога и администрации учреждения.

  • Наличие условий для проведения психологической работы: удобного кабинета (мини-зала для групповой работы), времени (у ребенка), места для хранения конфиденциальной информации, необходимого оборудования и расходных материалов для работы.

  • Возможность сотрудничества психолога образовательного учреждения с другими психологами, центрами, учреждениями для оказания ребенку или семье специализированной медико-психологической и социально-педагогической помощи.

Несомненно, вышесказанное задает конкретные требования к уровню квалификации психолога-консультанта и содержанию управленческой поддержки его деятельности.

Приложение № 1.

Протокол взаимодействия специалистов

Дата

1. Автор запроса:

Классный руководитель

Психолог

Воспитатель

Логопед

Педагог

_____________________


3. Адресат запроса:

Классный руководитель

Психолог

Воспитатель

Логопед

Педагог

_____________________


2. Описание проблемы:

Класс ____________

Ученик _____________________________

Проблема:


4. Формулировка задачи:

Основание: диагностика, наблюдение, интервью с _______________________, беседа с ребенком, ___________________

Задачи:

1.

2.

3.

5. Описание ожидаемого результата:

1.

2.

3.


Срок:


Рекомендации даны:

Кл.руководителю

Воспитателю

Психологу

Педагогам

Логопеду



___________

Подпись:


















Дата:

















Оценка эффективности

Автор запроса:

Адресат запроса:

Высокая Средняя Низкая


Высокая Средняя Низкая

Причины низкой эффективности:



Причины низкой эффективности:

Заключение руководителя:


Дата: Подпись:



1 Венгер А.Л. «Психологическое консультирование и диагностика». М.: Генезис, 2007.

Похожие:

Модульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №1 iconМодульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №3
Понятие и содержание психолого-педагогического статуса учащегося на разных этапах обучения
Модульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №1 iconМодульный курс IV «Психотерапевтические методы помощи детям в работе педагога-психолога» самостоятельная работа №1
Опишите преимущества и недостатки медицинской и психологической моделей психотерапии в применении к работе психолога интернатного...
Модульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №1 iconМодульный курс IV «Психотерапевтические методы помощи детям в работе педагога-психолога» лекция №8
Эти особенности проявляются в виде чрезвычайной подвижности, импульсивности, быстрой утомляемости, невнимательности. Этот феномен...
Модульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №1 iconМодульный курс III «Психологический тренинг как способ развития индивида и группы» самостоятельная работа №1
На основе изучения рекомендованной литературы изложите материал по следующему плану
Модульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №1 iconМетодические рекомендации к составлению самоанализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников
Представлять в качестве приложения к заявлению на аттестацию. Самоанализ – самостоятельная, творческая работа педагога, основанная...
Модульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №1 iconРабота психолога с детьми-инвалидами
Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т д рассматривают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы,...
Модульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №1 iconОтчет о работе педагога психолога Ю. А. Осиповой за 2010-2011 учебный год
Работа школьного педагога-психолога в 2010-2011 учебном году велась по следующим направлениям
Модульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №1 iconОб отделе психологического сопровождения
...
Модульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №1 iconМоу «сош №6 г. Вольска Саратовской области» Цель психологического сопровождения
Цель психологического сопровождения оказание помощи учащимся в выборе профиля обучения и направления дальнейшего образования
Модульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №1 iconI семестр Аппаратное и программное обеспечение современных информационных технологий в профессиональной деятельности психолога
Предмет информатики иее роль в научной деятельности и практической работе психолога
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница