Скачать 164.43 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Экономики Программа дисциплины: Стратегический анализ деятельности предприятия для направления 080100.68 «Экономика» магистерская программа «Финансы» специализация «Финансовые рынки и банковская деятельность» подготовки магистра Автор программы: Журавлева Н.Ю, доцент, nzhuravleva@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Информационных систем и технологий «___»____________ 2012г. Зав. кафедрой Бабкин Э.А. Рекомендована секцией УМС «Информатика» «___»____________ 2012г. Председатель А.Н. Визгунов Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012г. Председатель Н.С. Петрухин Нижний Новгород, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.68 «Экономика», обучающихся по магистерской программе «Финансы» (сп. «Финансовые рынки и банковская деятельность»). Программа разработана в соответствии с:
2Цели освоения дисциплиныЦель освоения дисциплины «Стратегический анализ деятельности предприятия» - сформировать у студентов представление об особенностях стратегического анализа деятельности предприятия, изучить технику анализа внешней среды и строить на этой основе стратегию организации. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин (дисциплины по выбору), обеспечивающих подготовку магистра Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыковОценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Во время семинарских занятий проводятся консультации по выполнению контрольной работы. Например: При выполнении письменных контрольных работ, а также зачетной работы студент должен продемонстрировать знание теоретического материала полученного на лекциях и изученного самостоятельное, уметь правильно применять его к решению конкретных задач, соблюдать логику решения задачи и грамотно формулировать ответ. Во время семинарских занятий проводятся консультации по выполнению домашнего задания и написанию отчета 7Содержание дисциплиныРаздел 1. Основные концепции стратегического анализа. Тема 1.1. Предмет и метод стратегического анализа
Тема 1.2. Создание стратегического видения и миссии компании
Тема 1.3 Определение целей организации
Основная литература 1.Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. Пер.с англ. М: Вильямс, 2007 2. П.Дойль Маркетинг-менеджмент и стратегии, СПБ, 2007 3. Велесько Е.И., Неправский А.А. Стратегический менеджмент, Минск: БГЭУ, 2009 4. Дафт Л. Менеджмент, СПБ, 2007 Дополнительная литература: 1.Рингланд Д. Сценарное планирование для разработки бизнес-стратегии. 2-е издание.– Москва: Диалектика, 2008 2.Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. 3 издание.- М: Альпина, 2008 3.И.Н.Иванов Менеджмент организации. Учебник. М., Инфра-М. 2004 4.Друкер П.Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ. Учебное пособие. М.2008 5.Семь нот менеджмента: Настольная книга руководителя / Под ред. В.Красновой, А.Привалова. М.:Эксмо, 2008 6.Kaplan, R.S. The Balanced Scorecard: Translating Strategy into Action / R.S.Kaplan, D.P.Norton. - Boston: HARVARD BUSINESS SCHOOL PRESS, 1996. - 322 p. - ISBN 0-87584- 651-3. (1 экз.) 7.Lambert, D.M. Strategic Logistics Management / D.M.Lambert, J.R.Stock. - 3d ed. - Chicago: The McGraw-Hill Companies, Inc., 1993. - 862 p. - ISBN 0-256-08838-1. (1 экз.) Раздел 2. Инструменты стратегического управления Тема 2.1. Бостонская матрица, SWOT-анализ Тема 2.2. Разработка моделей дискретно-непрерывных систем Основная литература: 1. Р.Кох Стратегия. Как создавать и использовать эффективную стратегию, Спб, 2003 2. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. - М, 2003 3.Хорват Петер Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием. – М., 2004. 4. В.Д.Шкардун Маркетинговые основы стратегического планирования, М: Дело, 2005 Дополнительная литература: 1.Альтшулер И.Г., Городнов А.Г. Диалектика бизнеса. Ситуации, суждения, парадоксы. – Н.Новгород: ДЕКОМ, 2002. 2.Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. 3 издание.- М: Альпина, 2008 3.Дафт Р.Л. Менеджмент: Пер. с англ.: Учебник. – СПб:Питер, 2008 4.Уолкер О. Маркетинговая стратегия. М.: Издательство деловой книги «Вершина», 2006 5.Rugman, A.M. Analysis of Multinational Strategic Management: the Selected Scientific Papers / A.M.Rugman, A.Verbeke. - Cheltenham, UK; Northampton, MA, USA: Edward Elgar, 2005. - 461 p. - ISBN 1-84542-300-3. (1 экз.) 6.Thompson, A.A. STRATEGIC MANAGEMENT: Concepts and Cases / A.A.Thompson, A.J.Strickland. - 9th ed. - Boston: Irwin / McGraw-Hill, 1996. - 1035 p. - ISBN 0-256-16205-0. 7.Wheelen, T.L. Strategic Management and Business Policy: entering 21st century global society / T.L.Wheelen, J.D.Hunger. - 7th ed. - New Jersey: Prentice Hall, 2000. - 344 p. - ISBN 0-201-61543-6. (1 экз.) Раздел 3. Анализ деятельности предприятия Тема 3.1 Сущность анализа, системный анализ Тема 3.2 Анализ конкурентов, анализ отрасли Основная литература: 1. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. Пер.с англ. М:ИНФРА-М, 2007 2.Белошапка В. На пути к эффективному менеджменту: живая модель управленческой результативности. М; Изд-во А.Капусты, 2005 3.Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации. М.:Дело, 2006 Дополнительная литература: 1.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., Дело, 2008 2.Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. 3 издание.- М: Альпина, 2008 3.И.Н.Иванов Менеджмент организации. Учебник. М., Инфра-М. 2006 4.Друкер П.Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ. Учебное пособие. М.2008 5.Семь нот менеджмента: Настольная книга руководителя / Под ред. В.Красновой,А.Привалова. М.:Эксмо, 2008 6.Rughase, O.G. Identity and Strategy: how individual visions ehable the design of a market strategy that works / O.G.Rughase. - Сheltenham, UK; Northampton, MA, USA: Edward Elgar, 2006. - 232 p. - ISBN 978-1-84542-310-0. (1 экз.) 7.Rugman, A.M. Analysis of Multinational Strategic Management: the Selected Scientific Papers / A.M.Rugman, A.Verbeke. - Cheltenham, UK; Northampton, MA, USA: Edward Elgar, 2005. - 461 p. - ISBN 1-84542-300-3. (1 экз.) 8.Thompson, A.A. STRATEGIC MANAGEMENT: Concepts and Cases / A.A.Thompson, A.J.Strickland. - 9th ed. - Boston: Irwin / McGraw-Hill, 1996. - 1035 p. - ISBN 0-256-16205-0. Раздел 4. Разработка стратегии и ее реализация Тема 4.1 Этапы разработки и внедрения стратегии Тема 4.2 Конкурентные стратегии Тема 4.3 Глобальные стратегии Основная литература 1. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. М Изд.дом.»Вильямс», 2008 2. И.Адизез Управление жизненным циклом корпорации, СПБ: Питер, 2007 3. Гвардин С., Чекун И. Слияния и поглощения: эффективная стратегия для России, СПБ: Питер, 2007 Дополнительная литература 2.Уолкер О. Маркетинговая стратегия. М.: Издательство деловой книги «Вершина», 2006 3.Холланд Г. Директ-маркетинг.: пер. с нем. М.: Издтельство деловой книги «Вершина», 2006 5.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., Дело, 2008 6.И.Н.Иванов Стратегический менеджмент. Учебник. М., Инфра-М. 2008 7.Rughase, O.G. Identity and Strategy: how individual visions ehable the design of a market strategy that works / O.G.Rughase. - Сheltenham, UK; Northampton, MA, USA: Edward Elgar, 2006. - 232 p. - ISBN 978-1-84542-310-0. (1 экз.) 8.Rugman, A.M. Analysis of Multinational Strategic Management: the Selected Scientific Papers / A.M.Rugman, A.Verbeke. - Cheltenham, UK; Northampton, MA, USA: Edward Elgar, 2005. - 461 p. - ISBN 1-84542-300-3. (1 экз.) 9.Thompson, A.A. STRATEGIC MANAGEMENT: Concepts and Cases / A.A.Thompson, A.J.Strickland. - 9th ed. - Boston: Irwin / McGraw-Hill, 1996. - 1035 p. - ISBN 0-256-16205-0. 8Образовательные технологии
9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Тематика заданий текущего контроляПримерные вопросы/ задания для домашнего задания: Создать отчет по использованию матрицы «продукт-рынок» и пяти сил Портера для анализа предприятия. Требования к отчету: Отчет должен содержать следующие разделы:
9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины1. Пять задач стратегического менеджмента 2. Структура внешней среды организации и значение ее рассмотрения в рыночной экономике. 3. Сущность, процесс, особенности стратегического управления.
6. Методы разработки стратегий (матрица БКГ, SWOT-анализ и другие). 7. Характеристики механистических и органических организационных систем и сферы их эффективного применения. 8. Базовые стратегии по Портеру
10. Процесс принятия стратегических решений. 11. Ключевые факторы стратегического потенциала организации 12. Анализ дальнего окружения (экологическая среда организации). 13. Анализ ближнего окружения (рабочая среда организации). 14. Методы оценки стратегического выбора. 15. Модели управления изменениями. Методы преодоления сопротивления изменениям. 16. Разработка стратегии 17. Стратегии низких издержек 18. Стратегии дифференциации 19. Сфокусированные стратегии 20. Стратегии слияния и поглощения 21. Стратегии вертикальной интеграции 22. Корпоративная стратегия 23. Бизнес-стратегия 24. Функциональная стратегия 25. Операционная стратегия 10Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность студентов, правильность решения задач на семинарах, сдача работ в срок и в полном объеме. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: правильность выполнения задания, соответствие результата заданию. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. По дисциплине предусмотрен текущий контроль в виде одной контрольной работы и домашнего задания. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента следующим образом: Онакопленная = 0,3·Ок/р + 0,2·Од/з + 0,2·Осам. работа + 0,3·Оаудиторная Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене: Оитоговый = 0,5·Оэкзамен + 0,5.·Онакопленная Способ округления оценок – арифметический В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. 11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины11.1Основная литература
11.2Дополнительная литература
12Материально-техническое обеспечение дисциплиныПеречень необходимых технических средств обучения, используемых в курсе и способы их применения:
Автор программы Н.Ю. Журавлева |
![]() | Программа дисциплины Математический анализ для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»... | ![]() | Программа дисциплины Стратегический менеджмент для направления 080100. 68 «Экономика» Курс "Стратегический менеджмент" тесно взаимосвязан и основывается на знании следующих дисциплин: "Общая экономическая теория", "Статистика",... |
![]() | Программа дисциплины Анализ и моделирование демографических процессов для направления 080100. 68 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | ![]() | Программа дисциплины Анализ и прогноз смертности для направления 080100. 62 Экономика, специализации «Демография» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... |
![]() | Программа дисциплины Государственное регулирование рынка труда для направления 080100. 68 «Экономика» подготовки магистра магистерская программа «Прикладная экономика» «Институциональная экономика», «Социоэкономический анализ хозяйственных систем», «Эволюционный анализ в экономике инноваций и экономической... | ![]() | Программа дисциплины «Экономика миграций» для направления/ специальности 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... |
![]() | Программа дисциплины «Международная система экономического регулирования» для направления 080100. 68 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 68 «Экономика»... | ![]() | Программа дисциплины Английский язык, 4 курс, экономика, 080100, бакалавр [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... |
![]() | Программа дисциплины "Демография" для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»,... | ![]() | Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» «Менеджмент», «Экономика предприятия», «Планирование на предприятии», «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности... |