Учебно-методический комплекс учебная дисциплина: Макроэкономика Специальность: 080100. 62 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»




НазваниеУчебно-методический комплекс учебная дисциплина: Макроэкономика Специальность: 080100. 62 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
страница1/21
Дата22.10.2012
Размер2.95 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный социально-экономический университет»

Кафедра общих гуманитарных дисциплин

ОБСУЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол заседания кафедры Директор Марксовского

№_____от_________________ филиала ФГБОУ ВПО "СГСЭУ»

И.О.зав. кафедрой Е.В.Обручева _____________А.В. Козельский


МАКРОЭКОНОМИКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Учебная дисциплина: Макроэкономика

Специальность: 080100.62 – «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Экономика предприятий и организаций»


МАРКС 2012 г.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный социально-экономический университет»


УТВЕРЖДАЮ

Директор Марксовского филиала ФГБОУ ВПО "СГСЭУ»

___________________А.В.Козельский


"_____"________________ 20__ г.


Рабочая программа дисциплины

Макроэкономика


Направление подготовки

Экономика 080100.62


Профиль подготовки


Экономика предприятий и организаций

Бухгалтерский учет, анализ и аудит


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная


Маркс

2011


1 Цели и задачи дисциплины

Целями освоения дисциплины «Макроэкономика» являются овладение студентами основ концептуальных положений макроэкономической теории, формирование базового уровня экономической грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации к происходящим изменениям в экономике, привитие культуры самостоятельного экономического мышления.

Задачами дисциплины «Макроэкономика» являются:

- изучение основных концепций и теорий макроэкономики;

- раскрытие сущности экономических законов, явлений и процессов на макроуровне;

- развитие способности самостоятельного анализа тех или иных экономических ситуаций и принятия решений;

- формирование умения применять на практике полученные теоретические знания, выявлять основные тенденции экономического развития и выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного познания;


2 Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Макроэкономика» относится к профессиональному циклу базовой части (код Б3.) подготовки по профессиональной образовательной программе бакалавриата.

Изучение дисциплины «Макроэкономика» предполагает предварительное изучение дисциплины «Микроэкономика». В свою очередь знания, полученные при изучении макроэкономики, является необходимым условием для успешного освоения теоретических и прикладных экономических дисциплин.

Дисциплина «Макроэкономика» является базовой по отношению к другим экономическим дисциплинам, она формирует экономическое мировоззрение и мышление, создающее основу экономических знаний.

«Макроэкономика» является основой для последующего изучения таких дисциплин, как «Бухгалтерский учет и анализ», «Статистика», «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Деньги, кредит, банки», «Корпоративные финансы», «Институциональная экономика» и др.


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Макроэкономика»

В результате освоения дисциплины «Макроэкономика» формируются следующие профессиональные компетенции:

- способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

-способность преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14).


В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать: систему экономических категорий и законов; методы познания экономических процессов и явлений; основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки; закономерности функционирования современной экономики на макроуровне; современную систему национального счетоводства и основные макроэкономические показатели; формы проявления макроэкономической нестабильности и основные направления стабилизационной политики государства.

Уметь: анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне; выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий; свободно ориентироваться и самостоятельно исследовать экономическую и социально-политическую литературу.

Владеть: методами построения экономических моделей, изображения графиков и исчисления показателей на макроуровне.


4 Структура и содержание дисциплины «Макроэкономика»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц 252 академических часов.


4.1 Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

Аудиторные занятия
(всего)

102







102




в том числе
















Лекции

42







42




Практические занятия
















Семинары

60







60




Лабораторные работы
















Самостоятельная работа (всего)

150







150




В том числе
















Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

Другие виды самостоятельной работы


































Вид итоговой промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен













Общая трудоемкость

252







252




- часы
















- зачетные единицы

7







7





4.2.1 Содержание тем дисциплины «Макроэкономика»


Тема 1. Введение в макроэкономику. Общественное воспроизводство.


Макроэкономика как раздел экономической теории. Объект, предмет и методы исследования. Значение макроэкономической теории для экономической стратегии и экономической политики.

Национальная экономика и общественное воспроизводство. Условия и особенности функционирования национальной экономики. Макроэкономические взаимосвязи. Кругооборот как система связей макроэкономических субъектов в рыночной экономике. Открытая и закрытая экономика. Роль государства и иностранного сектора в кругообороте на макроуровне.

Общественное воспроизводство. Резидентные и нерезидентные институциональные единицы. Типы и модели воспроизводства. Балансовые модели воспроизводства. Межотраслевой баланс, метод «затраты – выпуск». Эффективность национальной экономики. Формирование эффективной структуры производства на основе научно-технического прогресса.


Тема 2. Основные макроэкономические показатели и их измерение.


Характеристика макроэкономических показателей. Общественный продукт. Система национального счетоводства (СНС). Различия между СНС и балансом народного хозяйства. Национальные счета как макроэкономическая информация. Валовой внутренний продукт (ВВП) и методы его подсчета. Валовой национальный продукт (ВНП). Чистый национальный продукт (ЧНП). Национальный доход (НД). Личный доход (ЛД). Располагаемый личный доход (РЛД). Конечное потребление. Национальное богатство: содержание и структура.


Тема 3. Общее макроэкономическое равновесие.



Понятие общего макроэкономического равновесия, его характерные черты. Частичное и общее равновесие.

Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения: горизонтальный, промежуточный, вертикальный отрезки. Факторы совокупного предложения.

Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения (AD – AS) . Переход от краткосрочного к долгосрочному равновесию.

Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Модель доходов и расходов. Общая характеристика потребления, сбережения дохода, инвестиции. Модели потребления, сбережения, инвестиции (валовые и чистые). Предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению. Равенство инвестиций и сбережений и механизм его установления. Мультипликатор автономных расходов.

Возникновение, сущность и функции денег. Основные теории денег. Спрос на деньги и количественная теория. Спрос на деньги в кейнсианской модели. Модель денежного рынка. Реакция денежного рынка на изменение процентной ставки и изменение денежного предложения. Равновесие на денежном рынке.

Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS – LM). Понятие совместного равновесия. Теоретические предпосылки и методы построения кривой IS. Условия и методы построения кривой LM. Зависимость кривой IS от функции инвестиционного спроса. Графическая интерпретация совместного равновесия на рынках благ и денег. Модель IS – LM с гибкими ценами. Воздействие изменения цен на кривые IS и LM. Условия совместного равновесия в долгосрочном периоде.


Тема 4. Экономический рост.


Сущность экономического роста. Цели, эффективность и качество экономического роста. Прямые и косвенные факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. Типы научно-технического прогресса.

Теории экономического роста: неокейнсианские модели динамического равновесия (Е. Домара, Р. Харрода); неоклассическая модель роста Р. Солоу. «Золотое правило накопления».

Понятие структурных изменений в экономике. Экономическая структура и структурный эффект. Отраслевая, секториальная и воспроизводственная структура экономики.


Тема 5. Цикличность развития экономики. Безработица и инфляция.


Понятие экономического цикла. Фазы промышленного цикла. Причины цикличности в экономике. Теории циклов. Типология циклов. Измерение параметров экономического цикла. Классификация экономических индикаторов цикла: опережающие, совпадающие, запаздывающие. Роль опережающих индикаторов для антициклического регулирования экономики.

Технологические уклады. Большие циклы конъюнктуры Н.Д. Кондратьева. Современные подходы к исследованию длинноволновых колебаний (И. Шумпетер, Г. Менш, Ю. Яковец, С. Глазьев).

Моделирование циклического развития экономики. Модели Самульэльсона-Хикса, Т. Тевеса, Н. Калдора. Модель реального делового цикла.

Воздействие государства на экономический цикл и набор антициклических мероприятий.

Сущность безработицы и ее причины. Типология безработицы: добровольная и вынужденная безработица, фрикционная, структурная и циклическая безработица. Формы проявления безработицы: явная и скрытая. Измерение безработицы: норма безработицы и продолжительность безработицы. Понятие естественного уровня безработицы. Социально-экономические последствия безработицы. Закон Оукена. Особенности безработицы в России.

Сущность и причины инфляции. Инфляция как стимул и тормоз экономического развития. Измерение инфляции. Индексы цен. Виды bнфляции: открытая и подавленная, сбалансированная и несбалансированная, ожидаемая и неожидаемая. Инфляция спроса и инфляция издержек. Стагфляция. Социально-экономические последствия инфляции.

Взаимосвязь инфляции и безработицы. Неокейнсианство как концепция и краткосрочная кривая Филлипса. Концепция адаптивных ожиданий. Концепция рациональных ожиданий, гистерезис и вертикальная кривая Филлипса. Антиинфляционная политика государства. Государственное регулирование занятости. Концепция совместного регулирования уровня занятости и инфляции.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебная дисциплина: Макроэкономика Специальность: 080100. 62 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс по специальности: 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Деловое общение: учебно-методический комплекс по специальности: 060500 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / авт сост. О. Н. Ордина....
Учебно-методический комплекс учебная дисциплина: Макроэкономика Специальность: 080100. 62 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине ен. Р. 06. 1 «Природопользование» для специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Нальчик, 2010 г
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Природопользование» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс учебная дисциплина: Макроэкономика Специальность: 080100. 62 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» iconДисциплина "Банковские электронные услуги"
Бухгалтерский учет, анализ и аудит, специализация Бухгалтерский учет, анализ и аудит в банках
Учебно-методический комплекс учебная дисциплина: Макроэкономика Специальность: 080100. 62 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «статистика»
Учебная программа дисциплины «Статистика» разработана для студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Учебно-методический комплекс учебная дисциплина: Макроэкономика Специальность: 080100. 62 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» iconФинансово-экономический институт аудит Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности Библиографический
...
Учебно-методический комплекс учебная дисциплина: Макроэкономика Специальность: 080100. 62 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» iconБюллетень новых поступлений учебно-методической литературы
Анализ и оптимизация налогооблагаемой базы: Рабочая учебная программа для студентов, обучающихся по специальности "Бухгалтерский...
Учебно-методический комплекс учебная дисциплина: Макроэкономика Специальность: 080100. 62 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Культурология»
Финансы и кредит, (080109) Бухгалтерский учет, анализ и аудит, (080507) Менеджмент организации
Учебно-методический комплекс учебная дисциплина: Макроэкономика Специальность: 080100. 62 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Гоу впо государственное образова ельное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс учебная дисциплина: Макроэкономика Специальность: 080100. 62 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» icon«компьютерные информационные системы бухгалтерского учета»
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит», специализация «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях»
Учебно-методический комплекс учебная дисциплина: Макроэкономика Специальность: 080100. 62 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс «Контроль и ревизия» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница