Программа социально-экономического развития иркутской области на 2011 2015 гг




НазваниеПрограмма социально-экономического развития иркутской области на 2011 2015 гг
страница1/17
Дата03.09.2012
Размер2.92 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 – 2015 ГГ.




ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2011-2015 ГОДЫ


ОГЛАВЛЕНИЕ


ПРЕАМБУЛА К ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ

Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015 годы (далее Программа) направлена на решение проблем, связанных с формированием устойчивого развития экономики и повышения качества и условий жизни населения в среднесрочной перспективе.

Программа в системе документов среднесрочного и долгосрочного планирования является инструментом реализации Концепции социально-экономического развития Иркутской области до 2020 года.

Программа входит в систему документов стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации. Программа сформирована в развитие Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, стратегий развития отраслей Российской Федерации, учитывает положения Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года, проекта стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, Концепция социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 года.

Иркутская область обладает высоким интеллектуальным, промышленным и природно-ресурсным потенциалом, имеет выгодное географическое положение. Область имеет ряд конкурентных преимуществ, среди которых основное место занимают:

  • Невысокая стоимость энергоресурсов. Это обусловлено наличием добывающих и перерабатывающих производств на территории области, а также высоким уровнем развития энергетического комплекса.

  • Крупные запасы доступных полезных ископаемых. Иркутская область является одним из самых богатых минеральными ресурсами регионов России. В балансе полезных ископаемых на территории Иркутской области учтен 71 вид минерального сырья.

  • Высокий промышленный потенциал. Наличие большого комплекса производственных мощностей на территории Иркутской области в секторах машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, горнодобывающей промышленности и других секторов экономики.

  • Уникальные рекреационные ресурсы, богатые лесные и водные ресурсы.

  • Наличие на территории крупных транспортных узлов. Регион находится вблизи государственной границы, а также на стыке Сибирского и Дальневосточного Федеральных Округов.

  • Развитый научно-образовательный комплекс, концентрация квалифицированного трудового потенциала.

Развитие области в Концепции социально-экономического развития Иркутской области формируется в трехсценарной системе координат и зависит от сочетания внешних и внутренних факторов. Сценарии развития следующие:

  1. Инерционный – продолжение сложившихся тенденции социально-экономического развития области.

  2. Энерго-сырьевой (сценарий «новой индустриализации»), при котором акцент развития территории делается на реализацию крупных инвестиционных проектов в сфере энергетики, добычи и первичной переработки природных ресурсов при умеренных темпах развития перерабатывающих отраслей, инновационного сектора и инвестиционных возможностей.

  3. Инновационный (сценарий сбалансированного развития), опирающийся на наиболее полное использование конкурентных преимуществ местной экономики, природно-ресурсного и транзитного потенциала, устойчивое наращивание экспорта конкурентных видов продукции области, модернизацию транспортной инфраструктуры, развитие человеческого потенциала, повышение уровня производства, направленного на удовлетворение внутреннего спроса и импортозамещение.

Инновационный сценарий развития является целевым при определении направлений социально-экономической политики региона.

В среднесрочной перспективе с целью создания оптимальных условий для развития региона и обеспечения экономического роста приоритетными направлениями являются:

  • Разработка и внедрение инновационных технологий для модернизации экономики и социальной сферы.

  • Развитие и повышение качества человеческого капитала.

  • Развитие инфраструктурных возможностей региона.

  • Развитие туристического и рекреационного потенциала.

  • Обеспечение экологической безопасности.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Общая информация

Краткая историческая справка

Освоение Сибири началось в 20-е годы XVII века. К середине XVII века эта территория вошла в состав Русского государства. Закрепление территорий происходило путем строительства острогов. В 1661 году в Восточной Сибири на реке Иркут появился острог, который в 1686 году был преобразован в город и стал центром воеводства. В 1719 в Сибирская губерния с центром в Тобольске была разделена на 5 провинций. Восточная Сибирь вошла в состав Иркутской провинции.

В 1764 году Иркутскую провинцию преобразовали в Иркутскую губернию, которая занимала громадную территорию от бассейна Енисея до Тихого океана.

В 1851 году из Иркутской губернии выделены в качестве самостоятельных Забайкальская и Якутская области. В результате губерния приобрела очертания, примерно соответствующие границам современной Иркутской области.

При всех преобразованиях практически неизменными оставались уезды – Иркутский, Тулунский, Киренский, что свидетельствовало о прочности сложившихся экономических связей, отражающих хозяйственную целостность данной территории. С учетом этих связей в сентябре 1937 года была образована Иркутская область.

Определенные в 1937 году границы Иркутской области с незначительными изменениями на северо-востоке сохранились до нашего времени, хотя внутреннее деление административных районов за этот период менялось неоднократно.

На момент образования Иркутской области в нее входило 27 районов. На современной карте Иркутской области 33 муниципальных района и 9 городских округов. Внутриобластные административно-территориальные преобразования происходили в основном в период широкомасштабной индустриализации и касались прежде всего территорий активного хозяйственного освоения.

Географическое положение, климатические условия и природные ресурсы

Иркутская область расположена в южной части Восточной Сибири в бассейнах верхнего течения рек Нижней Тунгуски, Ангары и Лены. На юго-востоке области - озеро Байкал. Общая площадь области - 775 тыс. км2 (4,6% РФ). Ее протяженность с запада на восток равна - 1,5 тыс. км и с севера на юг - 1,4 тыс. км. Область находится в самом центре материка и граничит с республикой Саха (Якутия) на северо-востоке, с Читинской областью и республикой Бурятия на востоке и юге, с Красноярским краем на западе, с республикой Тува на юго-западе. Иркутская область входит в состав Сибирского федерального округа.

Иркутская область является крупным железнодорожным узлом на Транссибирском железнодорожной магистрали. Имеется развитое транспортное сообщение (автодороги, водный транспорт, авиасообщения) как внутри области, так и с другими частями области и странами Азии.

Разнообразие климатических условий области определяется большой протяженностью территории с севера на юг и с запада на восток и расчлененностью рельефа.

Климат в Иркутской области умеренно-континентальный со среднегодовой температурой от +5°С, на севере области до +6,5°С на юге. На большей части области среднегодовое количество осадков составляет около 500 мм в год.

Иркутская область богата полезными ископаемыми. Здесь расположены крупнейшие в стране Ленская золотоносная, Мамско-Чуйская слюдоносная, Ангарская железорудная и Восточно-Саянская редкометальная провинции, Иркутский угленосный бассейн, крупнейший в мире Восточно-Сибирский соленосный бассейн. Ежегодно на территории области добывается около 11 тонн золота.

Главными минеральными ресурсами являются углеводородное сырьё, золото, слюда, железо, бурый и каменный уголь, поваренная соль. Область богата месторождениями нерудного сырья для черной металлургии.

В Иркутской области расположен крупнейший в мире Ангаро-Ленский артезианский бассейн минеральных вод, представленный тремя сотнями источников (многие из них используются в коммерческих целях в качестве питьевой воды).

Социальное развитие

Демографическое развитие

Численность постоянного населения Иркутской области в 2009 году составила 2 505,6 тыс. человек. Большая часть населения области проживает в городах (79,3%), в сельской местности – 20,7%.

Плотность населения составляет 3,3 чел./км2. Наиболее крупные города: Иркутск - 580,7 тыс. человек, Братск – 249,7 тыс., Ангарск – 240,6 тыс., Усть-Илимск – 96,3 тыс., Усолье-Сибирское – 85,6 тыс. чел.

В Иркутской области имеется ряд проблем демографического развития, которые обусловлены несогласованностью действий ведомств и структурных подразделений областной администрации в рамках различных направлений демографической политики.

Основные проблемы демографического развития:

  1. Сокращение численности населения

За период 1989 – 2009 гг. численность постоянного населения области сократилась на 319,3 тыс. чел. Сокращение численности населения происходит из-за естественной убыли населения, а также отрицательного миграционного потока.

Причинами естественной убыли населения являются высокий уровень смертности населения (несмотря на превышение рождаемостью уровня смертности).

Общая динамика смертности населения области характеризуется ее высоким уровнем среди лиц трудоспособного возраста, из них около 78% – мужчины. Частота случаев смерти мужчин трудоспособного возраста в 3,6 раза выше, чем женщин. Основные причины смертности населения в рабочем возрасте (как мужчин, так и женщин) – несчастные случаи, отравления, травмы.

Другой причиной смертности, характерной для других групп возрастов, являются высокая заболеваемость населения, в том числе болезнями системы кровообращения, новообразованиями и другими. Особенное место в причинах смертности занимают социально значимые болезни, по показателям распространения которых Иркутская область находится на первых позициях в регионе (например, по уровню распространения ВИЧ-инфекции и наркомании). Подробнее см. раздел «Здравоохранение».

Причинами миграционного оттока населения являются проблемы экономического и социального характера. К первым относятся структурные проблемы на рынке труда, возникающие вследствие прохождения технологической модернизации и корпоративной оптимизации рынков, на которых работают предприятия региона. Ко вторым (социальным) относятся проблемы, обусловленные низким качеством условий для жизни населения, в том числе низким качеством предоставляемых услуг жилищно-коммунальной сферы, низким уровнем благоустройства населенных пунктов и неразвитостью городской среды, неразвитым событийным рядом массовых мероприятий и их недостаточно высоким качеством, дефицитом развлечений и рядом других проблем.

  1. Старение населения и ухудшение трудового потенциала региона

Демографические процессы последних лет также повлияли на возрастно-половую структуру населения. Происходит общее старение населения: если в 1989 году средний возраст населения Иркутской области составлял 31,6 года, то к 2009 году он возрос до 35,8 лет.

Старение населения, с одной стороны, ведет к снижению показателя трудового потенциала экономики региона.

С другой стороны, старение населения не сопровождается развитием соответствующих инфраструктур и мероприятий. Отсутствует система создания комфортных условий для жителей старше трудоспособного возраста, способная стимулировать увеличение жизни населения в пенсионном возрасте. К проблемам отсутствия таких условий следует отнести отсутствие системы занятости населения для неработающих пенсионеров, неподготовленность городской уличной инфраструктуры и объектов социального назначения для комфортного проживания стариков и проч.

  1. Отсутствие эффективной оценки и согласованной политики (как следствие, соответствие мероприятий) в сфере демографического развития

В настоящее время в регионе отсутствует единый механизм формирования демографической политики, а также система согласования мероприятий и проектов между различными органами исполнительной власти, влияющих на демографическое развитие в регионе: Министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике, Министерством здравоохранения, Министерством образования, Министерством культуры и архивов, Министерством экономического развития, труда, науки и высшей школы и других.

Это приводит к тому, что зачастую мероприятия по различным отраслевым направлениям ориентированы на достижение одной и той же цели, но желаемый результат не может быть достигнут в виду несогласованности действий.

Цели и задачи сектора

Основная цель – улучшение качества человеческого потенциала региона.

Задачи:

  1. Снижение темпов сокращения численности населения

  1. Выработка единой политики и реализация мероприятий по дальнейшему увеличению рождаемости и снижению смертности населения, а также повышению устойчивости демографической ситуации в Иркутской области, в том числе:

    • снижение заболеваемости социально значимыми болезнями;

    • укрепление института семьи;

    • разработка мер по снижению травмоопасности производств;

    • проч.

  2. Выработка единой политики в части снижения миграционного оттока населения, в том числе путем повышения привлекательности Иркутской области для проживания.

  3. Разработка мер по укреплению института семьи.

  1. Замедление старения населения и повышение вовлеченности людей старше трудоспособного возраста в социальную и экономическую жизнь региона.

  1. Создание условий для занятости населения старше трудоспособного возраста, в том числе условий для самозанятости.

  2. Создание условий для повышения комфортности проживания людей старше трудоспособного возраста на территории Иркутской области, в том числе в части развития физической инфраструктуры и мероприятий.

  1. Выработка единой государственной демографической политики в Иркутской области

  1. Разработка документов демографического развития: Концепции демографической политики, Программы развития Индустрии здоровья и спорта Иркутской области и других. В рамках программы необходимо разработать единые принципы и единую систему оценки реализуемых мероприятий, выбрать приоритеты в сфере здравоохранения, образования, спорта и молодежной политики, способные значительно улучшить демографическую ситуацию в регионе, сформировать перечень мероприятий, финансируемых из бюджетных и частных источников.

Здравоохранение

Населению Иркутской области оказывается медицинская помощь в 192 юридических учреждениях, из них 35% государственных, 65% муниципальных. В структуре учреждений основную долю (48%) занимают учреждения стационарного типа, 20% амбулаторно-поликлинического типа и 9% диспансеры. В системе здравоохранения Иркутской области - работает 56,7 тыс. человек.

В условиях неблагоприятных тенденций демографического развития, в том числе сохранение высокого уровня заболеваемости и низкой продолжительности жизни населения, вопросы повышения качества медицинской помощи и профилактических мероприятий имеют особую важность.

Показатель общей заболеваемости населения Иркутской области в 2009 году составил 164 977,3 случаев на 100 000 населения. В структуре общей заболеваемости первое место занимают болезни органов дыхания, второе – системы кровообращения, третье – костно-мышечной системы.

Для системы здравоохранения Иркутской области характерно наличие ряда проблем, которые могут быть полностью или частично решены в пятилетней перспективе. Препятствием быстрому устранению обнаруженных проблем является отсутствие ранжирования и многонаправленность функционирования системы здравоохранения. В связи с этим, в рамках данной программы предлагается использовать новый стратегический подход, который заключается в концентрации ресурсов на решение на наиболее острых проблемах здравоохранения (при сохранении общего финансирования на текущих мероприятиях), что обеспечит переход здравоохранения на качественно новый уровень развития уже по прошествии пяти лет.

Концентрация ресурсов подразумевает выделение наиболее значимых направлений развития сектора и выделение «защищенных» проектов и мероприятий, секвестирование расходов по которым (в случае возникновения кризисных ситуаций) будет проводиться в последнюю очередь. Кроме того, эти направления будут стимулированы дополнительно в случае появления дополнительных бюджетных возможностей.

Особенная роль в программе отведена проблемам ухудшения здоровья молодежи. В том числе большие риски для ухудшения демографической ситуации в регионе представляет рост наркотизации. Иркутская область входит в двадцатку нарконеблагополучных регионов Российской Федерации. Уровень наркотизации населения Иркутской области последние несколько лет составлял в среднем 490 чел. на 100 тыс. чел. населения, что в 1,5 раза превышает показатель в Сибирском федеральном округе и почти в 2 раза – среднероссийский. Проблемы этой группы могут решены только путем совместной работы нескольких ведомств Правительства Иркутской области: Министерства здравоохранения и Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике.

Ниже представлена инвентаризация основных проблем развития жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области, которая необходима для постановки целей и задач развития сектора и составления перечня мероприятий программы.

Основные проблемы системы здравоохранения

  1. Неудовлетворительное состояние объектов здравоохранения и низкая эффективность управления системой здравоохранения

В настоящее время 228 государственных и муниципальных учреждений здравоохранения находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта. Существует также проблемы дефицита современного высокотехнологичного оборудования и технического оснащения учреждений здравоохранения. Все это оказывает негативное влияние на качество предоставляемых услуг здравоохранения.

Обеспеченность населения Иркутской области врачами составила в 2009 году 41,9 на 10 000 населения (2008 год – 40,8), что ниже, чем по РФ на 4,3%, по СФО на 65,6%.

При наличии в Иркутской области 15098 врачебных ставок, потребность ЛПУ области во врачах составляет 4589 человек. При этом стоит отметить, что возраст 56,7% работающих медицинских работников оказывающих первичную медико-санитарную помощь входит в интервал от 40 до 60 лет. Преклонный возраст является одной из причин отсутствия у врачей и средних медицинских работников квалификационной категории.

Таким образом, дальнейшее развитие здравоохранения в рамках решения обозначенной проблемы должно быть направлено на устранение следующих подпроблем:

    1. Ветхое и аварийное состояние объектов здравоохранения, в том числе потребность реконструкции существующих и строительства новых объектов здравоохранения.

    2. Дефицит современного оборудования в учреждениях здравоохранения.

    3. Недостаток квалифицированных кадров и старение кадрового состава.

  1. Высокий уровень заболеваемости населения

Для реализации приоритетов развития Иркутской области, утвержденных Концепцией социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 года, в том числе в части повышения продолжительности жизни населения, необходимо разрешить проблемы высокого уровня заболеваемости населения. По данным за 2008 год Иркутская область находилась на втором месте после Алтайского края по уровню заболеваемости (852,1 случай на 1000 чел. населения).

Значительные усилия при этом должны быть сделаны на решении проблем высокой заболеваемости сердечно-сосудистыми заболеваниями, поскольку они являются одной из главных причин смертности населения, в том числе на них приходится 27% от всех случаев смертности в трудоспособном возрасте.

Концентрация ресурсов и усилий должна быть также сделана на решении проблем распространения других социально-значимых заболеваний. На протяжении последних 5 лет наблюдается рост заболеваемости, смертности и запущенности онкопатологии. Показатели в Иркутской области превышают аналогичные показатели по РФ И СФО в 1,2 – 1,3 раза. Крайне напряженной является эпидемиологическая ситуация, связанная с распространением туберкулеза на территории Иркутской области. В 2009г. на территории Иркутской области зарегистрировано 881 случай смерти от туберкулеза (в 2008г. – 899 случаев, в 2007г. – 851 случаев). Иркутская область по прежнему относится к регионам с высоким уровнем распространенности ВИЧ-инфекции, превышая российский показатель в 4 раза. За период 2008 г. в Иркутской области зарегистрировано 2551 случай ВИЧ-инфекции.

Кроме того, отмечается высокий уровень заболеваемости болезнями легких и болезнями эндокринной системы. По этим видам болезней Иркутская область имеет более высокий уровень заболеваемости, чем другие регионы СФО.

Таким образом, дальнейшее развитие здравоохранения в рамках решения обозначенной проблемы должно быть направлено на устранение следующих подпроблем:

  1. Высокий уровень заболеваемости болезнями системы кровообращения, онколгическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией, наркоманией. Ухудшение здоровья молодежи.

  2. Высокий уровень заболеваемости другими социально значимыми болезнями: туберкулез, сахарный диабет и другие.

  3. Потребность проведения профилактических мероприятий, препятствующих росту заболеваемости населения.

Цели и задачи сектора

Основная цель – снижение заболеваемости населения, особенно по наиболее значимым направлениям (сердечно-сосудистые заболевания, новообразования, ВИЧ-инфекция, наркомания).

Задачи:

  1. Развитие материально-технической базы и кадровой подготовки системы здравоохранения

  1. Строительство новых и реконструкция существующих объектов здравоохранения.

  2. Оснащение учреждений здравоохранения современным оборудованием.

  3. Решение проблем кадрового дефицита системы здравоохранения.

  1. Снижение уровня заболеваемости населения

  1. Создание условий для принципиального улучшения ситуации по наиболее значимым направлениям развития системы здравоохранения (снижение заболеваниями болезнями системы кровообращения, новообразованиями, ВИЧ-инфекцией, наркоманией), а также по улучшению здоровья молодежи.

  2. Планомерное снижение заболеваемости населения другими социально значимыми болезнями.

  3. Повысить качество проводимых мероприятий по профилактике болезней.

Физическая культура и спорт

В настоящее время Иркутская область располагает 3 305 спортивными сооружениями разных форм собственности, в том числе 1 222 спортивными залами, 69 плавательными бассейнами, 1 658 плоскостными сооружениями. Уровень обеспеченности данными спортивными сооружениями от социального норматива составляет 55,8 %, 7,4 %, 17,8 % соответственно.

Физической культурой и спортом в Иркутской области на регулярной основе занимаются 259,6 тыс. человек, что составляет 10,4 % от общего числа жителей. В среднем по Российской Федерации этот показатель составляет 17,3 %. Охват детей и подростков в возрасте 6-15 лет массовым спортом в Иркутской области – 47,2 %, в том числе занимающихся в детско-юношеских спортивных школах – 14,5 % (46,3 тыс. человек).

Основные проблемы в сфере физической культуры и спорта

  1. Недостаточный уровень доступности занятий физической культурой и спортом.

  1. Дефицит инфраструктуры для занятий массовым спортом и физической культурой в образовательных учреждениях.

  2. Недостаточный уровень развитости системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта.

  1. Низкий уровень вовлеченности людей в регулярные занятия спортом и физической культурой.

Удельный вес численности занимающихся в спортивных секциях и группах физкультурно-оздоровительного направления составил в 2009 году 10,4%.

Охват детей и подростков массовым спортом составил 47,2%.

  1. Потребность увеличения числа и повышения качества проводимых спортивных массовых мероприятий.

  2. Потребность развития общедоступной инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом различных слоев и возрастных категорий населения.

  3. Наличие ограничений для занятий физической культурой и спортом инвалидов, детей с ослабленным здоровьем и людей старшего поколения.

  4. Низкий уровень информированности и знания населения о пользе здорового образа жизни и возможностях регулярных занятий спортом и физической культурой.

  5. Неиспользованный потенциал коммерциализации отдельных направлений физической культуры и спорта и отсутствие скоординированности различных отраслевых программ. В том числе отмечается острый дефицит документов, синхронизирующих мероприятия государственной политики в сфере здравоохранения и спорта.

  1. Недостаточный уровень подготовки в спорте высших достижений.

  1. Кадровый дефицит в секторе.

  2. Недостаток объектов специализированной подготовки по приоритетным олимпийским видам спорта.

  3. Ограниченный инструментарий развития спорта высших достижений, в том числе дефицит современных технологий подготовки и механизмов привлечения дополнительных финансовых средств в сектор.

Цели и задачи сектора

Основная цель – создание благоприятных условий для увеличения охвата населения спортом и физической культурой и улучшение имиджа региона по отдельным видам спорта высших достижений.

Задачи:

  1. Развитие физической культуры и массового спорта в образовательных учреждениях

  1. Развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом и физической культурой в образовательных учреждениях.

  2. Развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, детско-юношеских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов по месту жительства и учебы для детей и подростков.

  1. Развитие физической культуры и спорта для всех возрастных и социальных категорий населения

  1. Совершенствование системы проведения физкультурно-массовых и спортивных мероприятий среди различных возрастных и социальных категорий населения.

  2. Развитие сбалансированной инфраструктуры для занятий оздоровительной физической культурой и спортом по месту жительства.

  3. Создание условий для реабилитации и занятий оздоровительной физической культурой и спортом инвалидов, детей с ослабленным здоровьем и людей старшего поколения.

  4. Разработка межотраслевой программы «Индустрия здоровья и спорта Иркутской области» (см. раздел «Демографическое развитие»).

  1. Развитие спорта в целях достижения высших спортивных результатов

  1. Кадровое обеспечение сферы физической культуры и спорта.

  2. Развитие инфраструктуры региональных центров спортивной подготовки по приоритетным олимпийским видам спорта, обеспечение их деятельности в соответствии с современными требованиями.

  3. Внедрение новых эффективных физкультурно-спортивных технологий, модернизация системы научно-методического и медико-биологического обеспечения сборных команд региона.

  4. Формирование механизмов обеспечения социальных гарантий выдающимся спортсменам и их тренерам.

  5. Пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни. Создание единой региональной системы информационно-образовательного обеспечения в сфере физической культуры и спорта.

Молодежная политика

Общая численность молодежи, т.е. лиц от 14 до 30 лет, в Иркутской области составляет 710,2 тыс. чел. или 28,3% от общей численности населения Иркутской области.

Средний возраст населения Иркутской области составляет 36,4 года, в целом население моложе, чем население Сибирского федерального округа, где средний возраст составляет 37,3 года, и населения Российской Федерации – 38,8 лет.

Одной из значимых проблем социального и экономического развития Иркутской области является миграционный отток молодежи за пределы региона. Анализ миграционных процессов показывает, что в 2008 году доля молодежи в числе прибывших составила 47,4% (17 715 человек). В числе выбывших доля молодежи составила 46,4% (19 337 человек). Таким образом, абсолютные потери молодежи составили 1 622 человека. Отток молодежи фактически означает утрату трудоспособного потенциала области и снижение возможностей для перспективного экономического развития.

Второй по значимости проблемой является снижение качества человеческого потенциала, в том числе ухудшение здоровья молодежи.

Основные проблемы молодежной политики

  1. Миграционный отток молодежи за пределы Иркутской области

Миграционный отток молодежи вызван несколькими причинами, среди них: дефицит рабочих мест и несоответствие подготовки кадров в вузах региона реальным возможностям экономики, низкое качество городской среды и другие.

Безработных молодых людей, обратившихся в органы службы занятости населения Иркутской области в 2008 году – 80,6 тысяч человек, за I полугодие 2009 года – 50,8 тысяч человек. Удельный вес молодых людей среди безработных в Иркутской области составляет 32,5 %.

Помимо структурных диспропорций на рынке труда отмечается фактическое отсутствие институциональных форм работы с молодежью. К таким формам могут быть отнесены специализированные бизнес-инкубаторы и коворкинг-центры, программы развития самозанятости населения, программы развития внешних связей молодежных сообществ, масштабные международные и общероссийские мероприятия и проч.

Таким образом, дальнейшая реализация молодежной политики в рамках решения обозначенной проблемы должно быть направлено на устранение следующих подпроблем:

  1. Дефицит институциональной работы, направленной на создание экономических условий для развития молодежи.

  2. Слабый уровень интеграции молодежного сообщества Иркутской области с сообществами за пределами региона.

  3. Безработица среди молодежи.

  1. Негативные социальные явления в молодежной среде.

К негативным социальным явлениям следует отнести:

  1. Распространение наркомании: в 2009 году в Иркутской области заболеваемость наркоманией составила 25,5 случаев на 100 тыс. чел. населения;

  2. Проявление экстремизма, рост расистского и иного мотивированного межгрупповой ненавистью насилия, повышения агрессивности в проявлениях бытовой ксенофобии: по результатам проведенных исследований на территории региона 27,1% респондентов оценили вероятность возникновения конфликтов на национальной почве между коренными жителями и мигрантами разной национальности как высокую;

  3. Низкая социальная активность и слабая включенность молодежи в общественно-политическую и социально-экономическую деятельность: активно интересуются политическими проблемами, следят за развитием политической ситуации только 15,1% молодых людей в регионе;

  4. Рост преступности: в 2008 году более половины (59 %) граждан, совершивших преступления, имело возраст моложе 30 лет.

Цели и задачи молодежной политики

Основная цель – создание благоприятных условий для жизни и занятости молодежи на территории Иркутской области.

Задачи:

  1. Снижение миграционного оттока молодежи

  1. Формирование благоприятной среды для развития молодежи, в том числе разработка Программы управления талантами в Иркутской области, реализация городских программ развития креативных индустрий и содействия реализации творческого потенциала молодежи.

  2. Увеличение числа международных и общероссийских мероприятий, направленных на расширение сетевых экономических и социальных связей молодежи Иркутской области и повышения качества социального капитала региона. Повышение открытости и международной активности молодежных сообществ региона.

  3. Развитие инфраструктуры поддержки молодежных инициатив, в том числе физической (сети объектов и учреждений по поддержке молодежных бизнес-проектов и содействию молодежной занятости) и организационной (центры консультирования молодежи, виртуальные биржи занятости и проч.).

  1. Уменьшение числа негативных социальных явлений в молодежной среде и формирование условий для духовного, нравственного, патриотического, гражданского воспитания и физического развития молодежи

  1. Формирование негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков, в том числе путем проведения активной антинаркотической пропаганды, повышения уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и об ответственности за участие в их незаконном обороте, проведения грамотной информационной политики в средствах массовой информации по профилактике социально-негативных явлений.

  2. Совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у граждан Иркутской области высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, профилактика экстремизма в молодежной среде.

  3. Подготовка молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности и управлении, активизация участия молодежи в реформировании экономики, социальных отношений, развитии деловой активности и подъеме производства.

Система образования

Система образования является одной из базовых отраслей социального сектора. Поддержка сектора и его дальнейшее развитие (повышение качества и расширение объема предоставляемых услуг, совершенствование системы финансирования и управления) является важным направлением социально-экономического развития Иркутской области.

Система образования Иркутской области представлена учреждениями, реализующими общеобразовательные и профессиональные программы (основные и дополнительные).

В 1 160 общеобразовательных учреждениях обучается 257,773 тыс. обучающихся. В Иркутской области 912 дошкольных образовательных учреждений и 63 учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, их посещает 105 тыс. детей.

Система среднего профессионального образования Иркутской области включает 32 областных государственных образовательных учреждения, из них в ведении министерства образования Иркутской области находятся 16 учреждений. В 2009 году число студентов областных учреждений среднего профессионального образования составило 10 855 человек. Выпуск специалистов в 2009 году - 2 537 человек. Подготовка кадров в областных учреждениях среднего профессионального образования осуществляется по очной, заочной и вечерней формам обучения по 34 специальностям среднего профессионального образования и 29 профессиям начального профессионального образования.

В целом сфера образования, подведомственная министерству образования Иркутской области, включает 144 областных государственных образовательных учреждения, из них 48 учреждений начального профессионального образования, 5 учреждений начального профессионального образования федерального уровня, 16 учреждений среднего профессионального образования, 8 учреждений дополнительного образования, 37 школ-интернатов, 9 специальных коррекционных школ, 21 детский дом.

Основные проблемы системы образования Иркутской области:

  1. Необеспеченность учреждениями образования

Необеспеченность учреждениями образования особо остро стоит в секторе дошкольного образования и общего образования.

В секторе дошкольного образования ежегодно увеличивается спрос населения, что связано с ростом рождаемости в Иркутской области (в 2006 году в области родилось 30,5 тысячи детей, в 2009 – 38,0). Принимаемые меры по открытию дополнительных групп в действующих детских садах, строительству к ним пристроев, реконструкции ранее закрытых детских садов и введению вариативных форм дошкольного образования не решают проблему удовлетворения спроса. Охват детей различными формами дошкольного образования – 59 % – в возрасте от 1 до 7 лет. На учёте по устройству детей в дошкольные образовательные учреждения числится 39 тысяч детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, в том числе 14,5 тысячи детей – в возрасте от 3 до 7 лет.

В секторе общего образования высока доля школ, работающих в две смены от общего числа школ – 33,1%, не смотря на снижение этого показателя в 2009 году, проблема остается актуальной для 20,4% учащихся, обучающихся во вторую смену. Также в связи с существующей демографической ситуацией, в течение двух последних лет растет число первоклассников (2008 г. – на 963, 2009 г. – на 1195 детей), учитывая рост рождаемости можно рассчитывать на их дальнейшее увеличение.

Основные подпроблемы:

  1. Необеспеченность дошкольными образовательными учреждениями;

  2. Необеспеченность учреждениями общего образования.

  1. Устаревание материально-технической базы

Проблема развития материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии с современными потребностями является одной из наиболее значимых для Иркутской области. Так обеспеченность основных и средних школ компьютерными классами нового поколения в 2009 году составила 62,7%. Так в 2009 г. наблюдается некоторое сокращение условного числа обучающихся, приходящихся на 1 компьютер, с 26,97 в 2007 году до 25,64.

В связи с увеличением спроса с целью создания условий получения качественного образования, сохранения и укрепления здоровья школьников в 2009-2010 учебном году 50 % школ осуществляют образовательный процесс в режиме продленного дня. Следует отметить, что в данном случае важную роль играет состояние и укомплектованность медицинских кабинетов и школьных столовых.

Таким образом, для материально-технической базы характерно: неудовлетворительная материально-техническая база образовательных учреждений; недоукомплектованность образовательных учреждений современным учебным оборудованием и пособиями; дефицит транспортных средств для организации ежедневного подвоза школьников в сельских районах области.

  1. Дефицит кадров в секторе

Общая численность педагогических работников в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, детских домах и школах-интернатах составила более 52,8 тыс. человек. Удельный вес учителей в дневных общеобразовательных учреждениях, имеющих высшее образование, в 2009 г. составляет 72,9%

В общеобразовательных школах области работают 23,153 тыс. учителей. Обеспеченность педагогическими кадрами общеобразовательных школ по состоянию на 2010 год составляет – 99,4%. Тем не менее, около 20% педагогического состава являются сотрудниками пенсионного возраста.

  1. Низкий уровень востребованности выпускников вузов и ссузов и отсутствие системы управления талантами

В настоящее время на рынке труда отмечается наличие несоответствия спроса и предложения. Это связано, в том числе, с несоответствием кадровой подготовки в регионе с реальной потребностью предприятий.

Имеется проблема актуализации программ высших и средних специальных учебных заведений, отмечается дефицит позиционирования учреждений науки и образования на федеральном и международном уровнях.

Отсутствует единая системы управления талантами, которая в настоящее время представлена фрагментарно – преимущественно отдельными конкурсами вузов и государственных органов исполнительной власти на инновационные проекты.

Цели и задачи системы образования Иркутской области

Основная цель – создание условий получения доступного и качественного образования.

Задачи:

  1. Обеспечение государственных гарантий доступности образования.

  1. Развитие сети дошкольных образовательных учреждений, возможно за счет реконструкции имеющихся помещений;

  2. Развитие сети учреждений общего образования, возможно за счет реконструкции имеющихся помещений.

  1. Модернизация материально-технической базы учреждений образования.

  1. Развитие современной учебно-материальной базы общеобразовательных учреждений. Развитие современной учебно-материальной базы учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов, интернатов и коррекционных школ;

  2. Создание условий здоровьесберегающего, безопасного образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях;

  3. Реализация областного инвестиционного проекта «Школьный автобус».

  1. Повешение профессионального уровня работников системы образования, а также привлечение молодых кадров.

  1. Привлечение новых кадров (молодых) в систему образования;

  2. Повышение профессионального уровня учителей;

  3. Повышение профессионального уровня педагогов и мастеров производственного обучения.

  1. Приведение объемов и направлений профессиональной подготовки и переподготовки в соответствие с кадровыми потребностями экономики.

  1. Проведение ежегодного мониторинга кадровых потребностей региона.

  2. Формирование списка специальностей профессионального образования на следующий учебный год, согласно проведенному мониторингу.

  3. Внедрение единой системы управления талантами:

    • Разработка и реализация программы управления талантами в Иркутской области, охватывающая областные интеллектуальные и творческие олимпиады, конференции, конкурсы, соревнования; проведение конкурса на получение высшего образования среди одаренных детей и талантливой молодёжи; проведение конкурсов "Студент года", "Лучший по профессии" и другие мероприятия.

    • Создание благоприятной институциональной среды для развития профессионального образования, в том числе организация работы Областного студенческого Совета среднего профессионального образования.

    • Создание инфраструктурных возможностей для внедрения единой системы управления талантами (см. раздел «Молодежная политика»).

Культура и искусство

В Иркутской области функционируют 5 государственных и 801 муниципальная библиотека, 814 культурно-досуговых учреждений, 38 муниципальных и 5 областных музеев, а также парки культуры и отдыха и учреждения кино.

Библиотечная сеть Иркутской области постепенно сокращается: с 2005 г. численность библиотек сократилась на 23 единицы. Книгообеспеченность жителей Иркутской области в 2009 г. составила 20,2 экземпляров на душу населения. Совокупный фонд библиотек области за последние четыре года уменьшился на 588,5 тыс. экз. и в 2009 году составил 13370 тыс. единиц хранения.

В 2009 году в Иркутской области работало 43 музея. На 1 музей в области пришлось около 20,74 тыс. человек посетителей. Было проведено 925 выставок и свыше 14,5 тыс. экскурсий.

В Иркутской области работают пять профессиональных театров: Академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова, Музыкальный театр, Театр юного зрителя, Областной театр кукол и Театр народной драмы. Количество спектаклей в областных и муниципальных театрах Иркутской области за 2009 г. составило 2793 спектакля.

Численность работающих в областных учреждениях культуры с учетом аппарата за 2009 год составила 14 677 человек. В 2009 г. средняя заработная плата одного работника областных учреждений культуры составила 9 025 рублей. В сопоставлении с 2006 годом средняя заработная плата работников областных учреждений культуры увеличилась на 35%.

Целью развития сферы культуры является постепенное преобразование в самодостаточный сектор экономики, предоставляющий широкие возможности для увеличения занятости населения (высвобождающегося в связи с оптимизацией численности предприятий или по причинам кризисных явлений в экономике), формирующей значительный бюджетный и экономический потенциал региона в целом и отдельных его частей, а также формирующей бренд-образ региона на федеральном и международном уровнях.

Основные проблемы сферы культуры и искусства

  1. Неэффективность подведомственных учреждений культуры. Количество учреждений культуры и искусства, находящихся в ведении Иркутской области, в целом соответствует нормативам. При этом требуется повышение эффективности управления данными учреждениями и повышение качества предоставляемых услуг.

Также существует проблема сокращения объемов библиотечных фондов, что обусловлено рядом факторов: превышением выбытия библиотечных экземпляров над их поступлением, недостаточным финансированием процесса их комплектования. Значительная часть фондов государственных и муниципальных библиотек физически изношена и морально устарела. Это напрямую сказывается на качестве оказываемых услуг.

  1. Низкая коммерческая эффективность учреждений культуры. Государственные расходы на деятельность учреждений культуры могут быть оптимизированы за счет эффективного управления и продажи услуг данных учреждений.

Учреждения культуры (театры, музеи) содержат в себе высокий коммерческий потенциал. Извлекаемость данного потенциала затруднена структурными и управленческими ограничениями, которые возможно снять при разработке программы развития сектора.

  1. Недостаточное количество культурно-массовых мероприятий. Развитие культурного потенциала Иркутской области возможно посредством увеличения событийности, увеличении количества фестивалей и мероприятий.

Цели и задачи сферы культуры и искусства

Основная цель – развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом.

Задачи:

  1. Повышение эффективности работы учреждений культуры

  1. Внедрение эффективной системы финансового стимулирования учреждений культуры, в том числе посредством составления рейтинга театров и разработка системы и критериев поощрения лучших учреждений, составления рейтинга музеев и разработка системы и критериев поощрения лучших учреждений.

  2. Развитие информационных ресурсов библиотек и их интеграция на основе внедрения передовых информационно-коммуникационных технологий (электронные библиотеки).

  3. Укрепление материально-технической базы учреждений культуры.

  1. Создание условий для развития сферы культуры как самодостаточного сектора экономики

  1. Развитие культурных индустрий, в том числе создание условий для развития сектора искусства, дизайна и прочих секторов занятости в сфере культуры, но при условии их коммерческой самодостаточности.

  2. Совершенствование нормативно-правовой базы развития коммерческих секторов сферы культуры.

  1. Повышение количества культурно-массовых мероприятий

  1. Разработка событийной карты и стратегии культурно-массовых мероприятий в сфере культуры, включающей крупные международные и межрегиональные имиджевые мероприятия («Звезды Байкала», «Человек и природа» и т.д.), мероприятия коммерческого и социального характера.

  2. Разработка событийной карты мероприятий локального уровня.

Социальная поддержка населения

В целях осуществления социального обслуживания жителей Иркутской области по состоянию на 1 января 2010 года действовало 103 учреждения, подведомственных министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, в том числе оказывающих социальные услуги:

  • гражданам пожилого возраста, инвалидам, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации

  1. 25 центров социального обслуживания, в том числе 18 комплексных;

  2. 2 центра социальной адаптации;

  3. 20 домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

  4. 1 геронтологический центр;

  5. 6 психоневрологических интернатов.

  • семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам.

  1. 1 центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

  2. 22 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних;

  3. 9 социальных приютов для детей и подростков;

  4. 4 детских дома-интерната для умственно отсталых детей;

  5. 5 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями;

  6. 6 центров социальной помощи семье и детям;

  7. 11 отделений различного профиля.

Предоставление социальной поддержки и социальных услуг осуществляется областными государственными учреждениями социального обслуживания в стационарной, полустационарной и нестационарной форме. Ежегодно социальные услуги получают более 85 тыс. человек.

В Иркутской области продолжается рост объема средств, предусмотренных на социальную защиту населения. Объем средств увеличен с 14 % в 2006 году до 20 % в 2009 году от общего объема расходов областного бюджета

На территории Иркутской области остро стоит вопрос по снижению очередности в дома-интернаты для умственно-отсталых детей, психоневрологические интернаты и дома-интернаты общего типа.

Для работы по предоставлению мер социальной поддержки используются программные комплексы социальных выплат и компенсаций, которые включены в «Социальный регистр населения», насчитывающий более 1,1 млн. человек.

Основные проблемы социальной поддержки населения

  1. Неэффективное функционирование сектора социальной поддержки (устаревшая материально-техническая база, невысокий уровень качества услуг, несоответствие бюджетного финансирования потребностям сектора).

  2. Проблемы в области защиты прав несовершеннолетних. В области существует высокая необходимость в эффективной работе с детьми и подростками, важным является вопрос оказания услуг детям-сиротам.

  3. Низкое качество жизни отдельных категорий граждан.

Цели и задачи социальной поддержки населения

Основная цель – улучшение качества жизни социально незащищенных групп населения.

Задачи:

  1. Повышение эффективности работы сектора

  1. Оптимизация бюджетных расходов на содержание учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении Иркутской области;

  2. Координация действий с министерствами образования и здравоохранения в смежных вопросах;

  3. Модернизация системы предоставления социальных услуг;

  4. Развитие доступной среды жизнедеятельности, создание оптимальных условий и возможностей для самообслуживания инвалидов;

  5. Снижение очередности в учреждения социального обслуживания;

  6. Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания.

  1. Повышение уровня социальной стабильности в области защиты прав несовершеннолетних

  1. Снижение уровня социального сиротства и ранняя профилактика семейного неблагополучия;

  2. Развитие форм семейного жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; увеличение численности детей-сирот, устраиваемых на семейные формы воспитания; сокращение числа возврата детей от опекунов/попечителей/усыновителей;

  3. Обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилыми помещениями.

  1. Повышение качества жизни отдельных категорий граждан

  1. Предоставление социальных услуг отдельным категориям гражданам;

  2. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  3. Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей, проживающих на территории Иркутской области.

Рынок труда

Развитие рынка труда формируется под воздействием нарастающего дефицита рабочей силы из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте, а также дисбаланса спроса и предложения рабочей силы в профессиональном и территориальном разрезах.

В профессиональном составе вакантных рабочих мест преобладают рабочие специальности – 85 % от общего числа вакансий. Но лишь 42 % обратившихся в службу занятости Иркутской области ранее имели рабочую профессию.

В целях рационального использования профессионального потенциала трудовых ресурсов организованы профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации (далее – профессиональное обучение) безработных граждан. С 2006 по 2009 годы на профессиональное обучение направлено 44 499 безработных граждан. Из них завершили обучение 44 018 человек. Из всех завершивших обучение получили профессиональную подготовку 18 883 человека, прошли переподготовку 16 763 человека, повысили квалификацию 8 372 человека.

Профессиональное обучение осуществляется более чем по 200 специальностям, востребованным на рынке труда, из них более 72 % составляют рабочие специальности. Профессиональное обучение по рабочим профессиям проходят от 77,3 % до 81,2 % от всех завершающих обучение.

Основные проблемы развития рынка труда

  1. Дисбаланс на рынке труда

В настоящее время количество вакансий не соответствует количеству безработных. Наиболее высокий уровень безработицы в Катангском, Качугском, Нижнеудинском, Тулунском, Усть-Илимском, Чунском районах (более 5%). На 11 территориях области коэффициент напряженности на рынке труда больше 10 (Балаганский район, Зиминский район, Катангский район, Тулун и Тулунский район в целом, Свирск и Черемховский район, Баяндаевский район, Боханский район, Осинский район, Эхирит-Булагатский район).

В условиях происходящей технологизации производств (в том числе и в сельском хозяйстве), занятость в старопромышленных секторах будет снижаться за счет роста удельной производительности труда. Значение данной проблемы будет постепенно возрастать.

  1. Несоответствие потребностей рынка труда и предложения, в частности территориальное несоответствие потребностей рынка труда и соискателей

Следует отметить, что в Иркутске, Иркутском районе, Ангарске, Бодайбо количество заявок от работодателей превышает количество неработающего населения. В частности, в Иркутске требования соискателей к работодателям выше, чем по области.

  1. Несоответствие профессиональной образовательной подготовки (вузы, НПО, СПО) потребностям рынка труда

Обновление программы по переподготовке и повышению квалификации безработных происходит каждый год, часто обучение происходит под конкретные рабочие места. Но в целом ситуацию с трудоустройством выпускников это не решает, на рынок труда выходят люди, имеющие неактуальные для экономики региона специальности.

Цели и задачи развития рынка труда

Основная цель – устранение дисбаланса на рынке труда.

Задачи:

  1. Снижение уровня безработицы в регионе.

  1. Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве, включающие в себя:

  • Осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

  • Оказание государственных услуг в области содействия занятости населения;

  • Формирование предложений по квоте на привлечение иностранных граждан с целью осуществления трудовой деятельности на территории Иркутской области.

  1. Организация профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан;

  2. Развитие самозанятости населения, в том числе реализация мероприятий по повышению предпринимательской активности населения, созданию инфраструктуры для самозанятости (организация центра промышленного дизайна в сфере деревообработки и машиностроения и других) и проч.

  1. Совершенствование системы прогнозирования рынка труда и внедрение мягких инструментов развития рынка труда

  1. Внедрение эффективных инструментов мониторинга и прогнозирования рынка труда, в том числе: составление сводного баланса трудовых ресурсов Иркутской области, предоставление в Службу занятости населения Иркутской области данных о крупных инвестиционных проектах на территории области на будущие 3-5 лет и их корректировок, мониторинг рынка труда региона, выявление секторов перспективного роста и потребностей экономики в специальностях высшего, среднего, начального профессионального образования.

  2. Актуализация образовательных мероприятий вузов, в том числе:

    • развитие программ грантовой поддержки студенческих инициатив в инновационной сфере, имеющих коммерческую и некоммерческую направленность;

    • развитие сетевых профессиональных сообществ вузов и организация физической и виртуальной инфраструктуры для включения студенческих сообществ в глобальную инновационную инфраструктуру и систему занятости (в том числе организация коворкинг-центров, содействие развитию инновационого брокериджа, виртуальной бирже труда и проч. – см. раздел «Молодежная политика»).

  3. Содействие развитию самозанятости населения, включая предоставление консультационных услуг в сфере выбора специализации, создания и развития бизнеса.

Уровень жизни населения

За период 2005 - 2009 гг. в доходах населения Иркутской области в целом наблюдалась положительная динамика.

Среднедушевой денежный доход в 2009 году составил 13 619,2 и увеличился на 5,7% по отношению к уровню 2008 г. В целом за пять лет (2005-2009 гг.) среднедушевые доходы выросли в 1,95 раза. Величина прожиточного минимума в 2009 г. достигла 5163 руб.

Заработная плата является основным источником доходов большинства трудоспособного населения и составляет две трети структуры доходов всего населения. Поэтому ситуация, складывающаяся на рынке труда, оказывает доминирующее влияние на масштабы распространения бедности и социальной напряженности в обществе. Средняя номинальная начисленная заработная плата работающего в Иркутской области в 2009 году составила 18192,9 руб.

Индекс номинальной заработной платы в 2009 году к соответствующему периоду предыдущего года составил 106,5 %.

Наибольший уровень средней заработной платы сохраняется в финансовой деятельности – 36304,7 руб., наименьший - в производстве обуви – 5145,4 руб. Дифференциация в уровнях среднемесячной заработной платы работников различных видов экономической деятельности области составила 7,05 раза.

В структуре потребительских расходов населения в 2009 году преобладали расходы на покупку непродовольственных товаров (39,7%).


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Программа социально-экономического развития иркутской области на 2011 2015 гг iconПрограмма социально-экономического развития
Всебелорусским народным собранием и Программы социально-экономического развития Минской области на 2011 – 2015 годы, утвержденной...
Программа социально-экономического развития иркутской области на 2011 2015 гг iconПрограмма социально-экономического развития страны на 2011 -2015 гг новое лицо белорусского государства
Всебелорусского народного собрания одобрены основные направления Программы социально-экономического развития Республики Беларусь...
Программа социально-экономического развития иркутской области на 2011 2015 гг iconРаспоряжени е
Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы Иркутской области «Использование спутниковых навигационных технологий и других...
Программа социально-экономического развития иркутской области на 2011 2015 гг iconПрограмма социально экономического развития иркутской области до 2005 Г
Статья Утвердить Программу социально экономического развития Иркутской области до 2005 г. (прилагается)
Программа социально-экономического развития иркутской области на 2011 2015 гг iconОб утверждении Программы социально-экономического развития города Каменск-Шахтинского на 2011-2015 годы
На основании решения Правительства Ростовской области от 21. 09. 2011 №1 «О ходе подготовки проекта обновленной Стратегии социально-экономического...
Программа социально-экономического развития иркутской области на 2011 2015 гг iconКурская область закон о программе социально-экономического развития
Утвердить Программу социально-экономического развития Курской области на 2011 2015 годы (прилагается)
Программа социально-экономического развития иркутской области на 2011 2015 гг iconОб утверждении региональной программы "развитие образования в иркутской области" на 2011 2015 годы
В целях создания организационно-управленческих моделей, ориентированных на обеспечение доступности качественного образования, соответствующего...
Программа социально-экономического развития иркутской области на 2011 2015 гг iconО разработке концепций решения комплексных задач социально-экономического развития новосибирской области
В целях реализации Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, в рамках работы по формированию...
Программа социально-экономического развития иркутской области на 2011 2015 гг iconОб утверждении программы социально-экономического развития республики татарстан на 2011 2015 годы
...
Программа социально-экономического развития иркутской области на 2011 2015 гг iconПрограмма «повышение инвестиционной привлекательности иркутской области» на 2011- 2013 годы
Министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница