Программа вступительных испытаний по литературе для лиц, поступающих на базе среднего (полного)




Скачать 87.87 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний по литературе для лиц, поступающих на базе среднего (полного)
Дата03.09.2012
Размер87.87 Kb.
ТипПрограмма
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»

(ХГУ им. Н.Ф. Катанова)


Институт филологии и журналистики





Программа

вступительных испытаний по литературе

для лиц, поступающих на базе среднего (полного)

общего образования


Абакан 2012

СОДЕРЖАНИЕ


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели вступительного испытания

Требования к профессиональной подготовленности абитуриента.

Порядок проведения вступительных испытаний (вид, формы, время, отводимое на их проведение, критерии и показатели оценки уровня знаний).


II. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

Раздел 1 История литературы 19 века

Раздел 2 История литературы 20 века


III. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели вступительного испытания

Требования к профессиональной подготовленности абитуриента.


Абитуриентам, поступающие на очную форму обучения по направлению подготовки 032700 Филология: Преподавание филологических дисциплин (Русский язык и литература), вступительные испытания проводятся в форме тестирования для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, полученное до 1 января 2009 г. Если среднее (полное) общее образование получено после 01.01.2009 г. - вступительные испытания по общеобразовательным предметам проводятся в форме ЕГЭ

На тестировании по литературе абитуриенты должны показать:

1) знание текста перечисленных ниже художественных произведений;

2) умение анализировать и оценивать произведение как художественное единство, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты:

– тему,

– замысел автора,

– основных героев,

– особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов, сцен в их взаимосвязи, роль портрета, пейзажа,

– род и жанр произведения,

3) выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;

4) выражать свое восприятие и понимание образов и мотивов лирического произведения и давать ему личностную оценку;

5) обнаруживать понимание связи изученного произведения с временем написания.

Абитуриенты должны также иметь представление о литературных направлениях: классицизме, сентиментализме, романтизме, реализме, символизме, акмеизме, футуризме, модернизме; знать роды литературы (эпос, лирику, драму), уметь характеризовать специфику их основных жанров; иметь понятие об основных стихотворных размерах: ямбе, хорее, дактиле, амфибрахии, анапесте, об особенностях художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, ирония, сатира, гротеск, эзопов язык, антитеза).


Порядок проведения вступительных испытаний


Вступительные испытания по Литературе проводятся в форме тестирования. Время, отводимое на их проведение согласно требованиям – … часа. Максимально возможное количество баллов за выполнение теста составляет 100: оценка 3 («удовлетворительно») соответствует 40-50 баллам, оценка 4 («хорошо») – 50-70 баллам, оценка 5 («отлично») – свыше 70 баллам.


II. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

Раздел 1 История русской литературы 19 века


В.А. Жуковский. Романтический характер творчества поэта. Жанр баллады («Светлана» и др.), стихотворения (по выбору). Оригинальность и самобытность поэзии В.А. Жуковского.

А.С. Грибоедов. Проблематика и система образов комедии «Горе от ума». Основные этапы развития сюжета. Основной конфликт времени и его отражение в произведении. Смысл заглавия. Фамусовская Москва: представители, средства создания образов. Централтные образы – Чацкий и Софья (неординарность натуры и трагическое одиночество). Язык и стих комедии Грибоедова.

А.С. Пушкин. Основные этапы творческого пути. Свободолюбивая лирика Пушкина («Вольность», «К Чаадаеву» и др.). Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина («Пророк», «Памятник»). Любовная т дружеская лирика Пушкина («19 октября», «К Чаадаеву», «Зимний вечер», «Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье» и др.). Эстетическое значение лирики А.С. Пушкина. «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни» (В.Г. Белинский): автор и герои. Философские проблемы в романе: смысла жизни, долга и счастья. Трагизм характера Онегина, его эволюция. Татьяна как авторский идеал, национальная самобытность ее характера. Художественные особенности романа. Особенности стиха, «онегинская строфа».

М.Ю. Лермонтов. Общая характеристика лирики Лермонтова: проблема мятежной личности, развитие темы поэта и поэзии («Смерть поэта», «Пророк», «Поэт»), особенности философской лирики («Дума», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Выхожу один я на дорогу», «Парус»), тема Родины («Бородино», «Прощай, немытая Россия…», «Родина»).

«Герой нашего времени» как реалистический социально-психологический роман, особенности его жанра, приёмы и средства социальной и психологической типизации персонажей. Проблема личности и ее предназначения в художественном сознании Лермонтова. Печорин и его окружение.

Н.В. Гоголь. Смысл заглавия и жанровые особенности поэмы «Мертвые души». Особенности композиции. Роль описаний и авторских отступлений в романе. Смысл заглавия. Способы типизации при создании образов помещиков. Образ Чичикова. Изображение народа. Гоголевский «видимый миру смех сквозь незримые, невидимые миру слезы».

А.Н. Островский. «Гроза»: конфликт свободы и традиционного уклада в драме. Самодурство как социально-психологическое явление. Гуманизм пьесы.

И.А. Гончаров. «Обломов»: характер главного героя в романе, его противоречивость. Художественное мастерство писателя-реалиста.

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Отражение в конфликте романа общественно-политической борьбы 60-х гг. XIX века. Дворянство в изображении И.С. Тургенева. Образ разночинца-демократа Базарова. Смысл названия романа. Нравственная проблематика романа, ее общечеловеческое значение. Композиция романа. Особенности психологизма Тургенева.

Ф.И. Тютчев. Философский характер лирики. Основные темы и мотивы: человек и природа («О чем ты воешь, ветр ночной?..», «Не то, что мните вы, природа…», «Весенние воды» и др.), общественно-политическая («Умом Россию не понять…», «Эти бедные селенья…»), любовная («О, как убийственно мы любим…»). Глубокий психологизм, художественное совершенство лирики Ф.И. Тютчева.

Н.А. Некрасов. Идея гражданственности и народности в лирике Н.А. Некрасова («Коробейники», «Родина», «Нравственный человек» и др.). Поэтические декларации Некрасова («Поэт и гражданин», «Элегия», «вчерашний день в часу шестом…»). Формы народного мышления и элементы народно-поэтического стиля в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

М.Е. Салтыков-Щедрин. Гоголевские традиции и сатирические принципы Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы», «Сказки» – по выбору). Изображение народа. Утверждение возможности духовного возрождения героев на пути к Богу. Сюжет, персонажи, словесно-образная ткань произведений.

Ф.М. Достоевский. Нравственно-философская проблематика романа «Преступление и наказание». Социальные и философские корни теории Родиона Раскольникова и ее развенчание в романе. Эволюция Родиона Раскольникова, роль в его судьбе Сони Мармеладовой. Петербург Достоевского. Христианская концепция писателя.

Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Нравственно-философские искания героев романа-эпопеи «Война и мир». Андрей Болконский и Пьер Безухов. Женские образы в романе. Взгляды Толстого на историю. Смысл противопоставления Наполеона и Кутузова. Толстой о роли личности и народных масс в истории.

А.П. Чехов. Особенности нравственной позиции А.П. Чехова. Комическое и трагическое в рассказах Чехова («Унтер Пришибеев», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон». «Маленький человек», «Крыжовник», «Студент», «Палата № 6» – по выбору). Эволюция доктора Старцева в рассказе «Ионыч». Основные признаки художественного мастерства Чехова.


Раздел 2 История русской литературы 20 века


И.А. Бунин. Лирическая проза писателя и ее жанрово-стилевые особенности («Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи»). Трагизм его мироощущения.

Серебряный век русской поэзии. Социальная и духовная атмосфера эпохи. Основные модернистские течения в литературе рубежа веков: символизм, акмеизм, футуризм. Эстетические программы и художественная практика представителей (В.Я.Брюсов, А.А. Блок, Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, В. Маяковский и др. – по выбору).

А.М. Горький. «На дне» как социально-философская драма. Спор о правде в пьесе «На дне». Смысл названия пьесы. Художественное мастерство Горького.

С.А. Есенин. Тематика и проблематика творчества поэта: «Песнь о собаке», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Неуютная жидкая лунность», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Береза», «О красном вечере задумалась дорога…», «Письмо женщине», «Собаке Качалова» и др.

М.А. Шолохов. Жанровые формы, проблематика, художественная структура и поэтика произведений («Судьба человека», «Поднятая целина», «Тихий Дон» – по выбору). Мастерство Шолохова-писателя.

М.А. Булгаков. Проблематика творчества писателя («Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» – по выбору). Гуманистический пафос произведений.

А.Т. Твардовский. Основные темы, проблематика, традиции и новаторство в лирике поэта («Я убит подо Ржевом…», «В тот день, когда окончилась война…», «Спасибо, моя родная…», «Памяти матери», «Не стареет твоя красота…», «Я знаю, никакой моей вины…» и др.). Художественное мастерство поэта.

А.И. Солженицын. Своеобразие художественного мышления: жанры, проблемы, герои («Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» и др.).

В.Г. Распутин. Проблема взаимоотношения поколений, природы и человека. Художественное мастерство писателя: «Живи и помни», «Последний срок», «Прощание с Матерой»

В.М. Шукшин. Нравственная и социальная проблематика: «Чудик», «Срезал», «Жена мужа в Париж провожала», «До третьих петухов» и др.

В.П. Астафьев. Гуманистический пафос произведений писателя: «Царь-рыба», «Звездопад», «Последний поклон» и др.

Русская поэзия XX века. Творческие поиски Е. Евтушенко, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Б. Ахмадулиной т др.

Современная русская литература. Художественные особенности творчества русских постмодернистов (В. Ерофеев, В. Пелевин, Т. Толстая – по выбору абитуриента).


III. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Аз и буки стихотворной науки: Учебное пособие / Грибков А. Г. , Литвинова В. И. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2005. – 88 с.

  2. Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / Сост. С.П. Белокурова. – СПб.: Паритет, 2007. – 320 с.

  3. Богданова О.Ю., Овчинникова Л.В., Романичева Е.С. Экзамен по литературе: от выпускного к выпускному. – М., 1997.

  4. Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе: Рекомендации для поступающих в вузы. – 2-е изд. – М.: Школа-Пресс, 1995.

  5. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

  6. Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века: В 3 ч. – М.: МАРК, 1994.

  7. Русская литература XVIII–XIX веков: Справочные материалы: Кн. для учащихся старших классов /Л.А. Смирнова, Л.В. Соколова, В.И. Федорова и др.; Сост. Л.А. Смирнова. – М.: Просвещение, 1995.

  8. Русская литература: ХХ век: Справочные материалы. Кн. для учащихся старших классов /Л.А. Смирнова, Л.В. Соколова, В.И. Федорова и др.; Сост. Л.А. Смирнова. – М.: Просвещение, 1995.

  9. Русская литература: ХХ век: Справочные материалы. Кн. для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1996.

  10. Русская литература ХХ века, 11 кл.: Практикум для общеобразоват. учреждений / Под ред. Ю.И. Лысого. – М.: Мнемозина, 1998.

  11. Русская литература ХХ в.: 11 кл.: Учебник для общеобразовательных заведений: В 2 ч. /В.В. Агеносов и др.; Под ред. В.В. Агеносова. – М.: Дрофа, 1996.

  12. Смирнов А.А. Пособие по русской литературе. – М.: Издательство МГУ, 1993.

  13. Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1994.

  14. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1997.

Похожие:

Программа вступительных испытаний по литературе для лиц, поступающих на базе среднего (полного) iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку и литературе для лиц, поступающих на базе среднего полного общего образования
...
Программа вступительных испытаний по литературе для лиц, поступающих на базе среднего (полного) iconПрограмма вступительных испытаний по химии для лиц, поступающих на базе среднего (полного) общего образования
Цель вступительного испытания – проверка теоретических знаний и практических умений по химии в пределах школьной программы
Программа вступительных испытаний по литературе для лиц, поступающих на базе среднего (полного) iconПрограмма вступительных испытаний по дисциплине «русский язык» для абитуриентов, поступающих
Для абитуриентов, поступающих на базе основного общего, среднего (полного) образования
Программа вступительных испытаний по литературе для лиц, поступающих на базе среднего (полного) iconПрограмма вступительных испытаний проводимых техникумом самостоятельно по дисциплине «Русский язык» для поступающих на базе основного общего образования
Программа предназначена для проведения вступительных испытаний по русскому языку для лиц, имеющих основное общее образование, поступающих...
Программа вступительных испытаний по литературе для лиц, поступающих на базе среднего (полного) icon«Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» Программа вступительных испытаний по оториноларингологии для лиц, поступающих в интернатуру на базе
В качестве нижней границы сдачи экзамена принимается 70 (начиная с 69% и ниже – отрицательный результат). Вступительные испытания...
Программа вступительных испытаний по литературе для лиц, поступающих на базе среднего (полного) iconПрограмма вступительных испытаний по анестезиологии -реаниматологии для лиц, поступающих в интернатуру на базе высшего медицинского образования
В качестве нижней границы сдачи экзамена принимается 70 (начиная с 69% и ниже – отрицательный результат). Вступительные испытания...
Программа вступительных испытаний по литературе для лиц, поступающих на базе среднего (полного) icon«Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» Программа вступительных испытаний по психиатрии для лиц, поступающих в интернатуру на базе высшего
В качестве нижней границы сдачи экзамена принимается 70 (начиная с 69% и ниже – отрицательный результат). Вступительные испытания...
Программа вступительных испытаний по литературе для лиц, поступающих на базе среднего (полного) icon«Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» Программа вступительных испытаний по онкологии для лиц, поступающих в интернатуру на базе высшего
В качестве нижней границы сдачи экзамена принимается 70 (начиная с 69% и ниже – отрицательный результат). Вступительные испытания...
Программа вступительных испытаний по литературе для лиц, поступающих на базе среднего (полного) icon«Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» Программа вступительных испытаний по рентгенология для лиц, поступающих в интернатуру на базе высшего
В качестве нижней границы сдачи экзамена принимается 70 (начиная с 69% и ниже – отрицательный результат). Вступительные испытания...
Программа вступительных испытаний по литературе для лиц, поступающих на базе среднего (полного) icon«Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» Программа вступительных испытаний по хирургии для лиц, поступающих в интернатуру на базе высшего
В качестве нижней границы сдачи экзамена принимается 70 (начиная с 69% и ниже – отрицательный результат). Вступительные испытания...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница