Скачать 186.51 Kb.
|
![]() Программа дисциплины Стратегический менеджмент для направления 080100.68 «Экономика» магистерская программа «Финансы»
Пермь 2010
СД. 01 Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности; стратегия предприятия, стратегическое управление; стратегический маркетинг; ситуационный анализ; формирование стратегических целей и стратегии предприятия; стратегия и техническая политика предприятия; стратегия внешнеэкономической деятельности; стратегия и организационная структура; стратегический потенциал организации; проектирование систем управления.
Курс "Стратегический менеджмент" тесно взаимосвязан и основывается на знании следующих дисциплин: "Общая экономическая теория", "Статистика", "Экономическое моделирование", "Менеджмент".
Стратегический менеджмент является относительно новой дисциплиной, зародившейся в начале 1970-х и окончательно сформировавшаяся в ее современном виде лишь к середине 80-х годов. Как и во всякой научной дисциплине, в стратегическом менеджменте существуют различные направления, которые хотя и разделяют общие базисные принципы дисциплины, но, тем не менее, по-разному расставляют исследовательские акценты, выделяя те или иные методологические приоритеты. Такие направления называются научными школами, в случае теории стратегического управления – школами стратегического менеджмента. Изучение данной дисциплины поможет выпускнику магистерской программы «Финансы» обрести необходимые навыки управления. Дисциплина является дисциплиной по выбору второго года подготовки магистра. Учебная цель курса - развитие и совершенствование у студентов навыков стратегического управления на основе ситуативного анализа и оценки стратегических перспектив. Курс представляет собой систематизированное изложение теоретических и методологических вопросов, связанных с разработкой, внедрением и реализацией стратегического плана компании в целях повышения ее эффективности. Дисциплина предназначена для студентов 2 курса магистратуры направления 080100.68 «Экономика», магистерская программа «Финансы».
В результате изучения курса студент должен:
Раздел 1. Общие подходы к стратегическому управлению на предприятии Тема 1: Школы стратегий
Тема 2. Методы стратегического анализа 1. Анализ производства и конкуренции. Роль стратегического анализа в процессе разработки стратегии. Структура анализа (определение главных экономических характеристик промышленного развития; определение и оценка движущих сил; оценка силы конкуренции; оценка конкурентной позиции компании в отрасли; выявление ключевых факторов успеха). STEEP-анализ. Анализ посредников. 2. Ситуационный анализ организации. Оценка адекватности текущей стратегии. SWOT анализ. Стратегический стоимостной анализ. Оценка силы конкурентной позиции предприятия. Обобщение результатов анализа. Анализ слепых зон. Раздел 2. Формирование стратегического плана Тема 3. Процесс разработки стратегического плана 1. Формирование стратегического видения и миссии. Особенности формирования. Заинтересованные стороны. Этапы формирования. 2. Установление целей. Дерево целей. Этапы формулирования целей. 3. Пирамида разработки стратегического плана. Взаимосвязь результатов стратегического анализа, миссии, целей и план мероприятий. 4. Стратегические альтернативы. Идентификация и разработка. 4. Стратегия бизнес-единицы. Стадии разработки стратегии. 5. Стратегия корпорации. Бизнес стратегии. Функциональные стратегии. Особенности разработки и взаимоувязки.
Тема 4. Модели стратегического планирования 1. Концепция Boston Consulting Group. Структура модели. Характеристика областей. Сильные и слабые стороны модели. 2. Концепция General Electric/McKinsey. Структура модели. Характеристика областей. Сильные и слабые стороны модели. 3. Концепция Arthur D. Little. Структура модели. Характеристика областей. Сильные и слабые стороны модели. Раздел 3. Разработка и реализация стратегии Тема 5. Особенности разработки стратегии 1. Выбор модели ведения бизнеса. 2. Cинергизм и деловые способности компании. Концепция синергизма. Начальный и операционный синергизм. Симметрия и совме6стные эффекты. 2. Создание ключевых компетенций. Тема 6. Осуществление стратегии
1. Литература Базовый учебник Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа – М.: Вильямс, 2006 Основная:
Дополнительная:
2. Тематика заданий по различным формам текущего контроля Приложение 2. Темы домашних заданий. Приложение 3. Примерные варианты контрольных работ. Приложение 4. Вопросы для самоконтроля. 3. Методические рекомендации (материалы) преподавателю: Структура курса «Стратегический менеджмент» включает лекции, самостоятельную работу и семинары. Лекции читаются в потоке, сопровождаются наглядными примерами из российской действительности. Семинары проводятся регулярно по учебным группам и заключаются в подробном рассмотрении одной или двух тем в форме с обязательными конкретными примерами. 4. Методические указания студентам: Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке домашних заданий в форме эссе и тезисов устных выступлений по темам, выбираемым из предложенного преподавателем списка с помощью рекомендуемой литературы и других источников. Студент может сам предложить тему самостоятельной работы по интересующей его проблеме, но должен согласовать ее с преподавателем. Обращается внимание на методологические различия между устной и письменной речью, в связи с чем в качестве выступлений на семинаре не принимаются прямые зачитывания заранее подготовленных текстов. Поощряются все формы обсуждения и оппонирования выступлений. Рекомендуется завершать обсуждение каждой темы подведением итогов или формулировкой выводов, с которыми согласно большинство участников семинара. Студент должен уметь определить, расшифровать или объяснить любые использованные им новые термины, аббревиатуры или понятия. Студенты, не посещающие семинары, не выступающие на них и не представившие никаких самостоятельно выполненных ими домашних заданий считаются неуспевающими. 5. Рекомендации по использованию информационных технологий. В рамках изучения дисциплины необходимо использовать передовые информационные технологии – компьютеры, электронные базы данных, Интернет – для подготовки лекционных и семинарских занятий. Автор программы Гергерт Д.В.
Автор программы ____________________________ Гергерт Д.В. Приложение 1 Планы семинарских занятий Семинар 1. Методы анализа общей ситуации в отрасли и конкуренции в нейЗанятие 1.
Рекомендуемая литература: Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа – М.: Вильямс, 2006. Занятие 2.
Рекомендуемая литература: Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа – М.: Вильямс, 2006 Семинар 2. Тема "Анализ состояния компании"Занятие 1.
Рекомендуемая литература: Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа – М.: Вильямс, 2006 Занятие 2.
Рекомендуемая литература: Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа – М.: Вильямс, 2006 Семинар 3. Приведение маркетинговой стратегии в соответствие со сложившейся ситуациейЗанятие 1.
Рекомендуемая литература: Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа – М.: Вильямс, 2006 Занятие 2.
Рекомендуемая литература: Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа – М.: Вильямс, 2006 Занятие 3.
Рекомендуемая литература: Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа – М.: Вильямс, 2006 Занятие 4.
Рекомендуемая литература: Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа – М.: Вильямс, 2006 Занятие 5.
Рекомендуемая литература: Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа – М.: Вильямс, 2006 Занятие 6.
Рекомендуемая литература: Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа – М.: Вильямс, 2006 Семинар 4. Определение новой стратегии развития.1. Слабые стороны организации 2. Мероприятия по преодолению сложившейся ситуации 3. Особенности стратегического планирования в российских условиях. 4. Методы контроллинга 5. Функции контроллинга 6. Контроллинг при реализации стратегии Рекомендуемая литература:
Приложение 2 Темы домашних заданий
Приложение 3 Варианты контрольных работ Контрольная работа 1 Вариант 1 Ф.И.О. __________________________________
а) процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфики стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение с целью эффективной работы организации в будущем; б) обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей организации путем координации и распределения ресурсов в долгосрочной перспективе; в) процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии, включающей в себя постановку целей, выработку стратегии и определение необходимых ресурсов.
![]()
а) высокими темпами роста рынка (привлекательностью рынка) и низкой относительной долей рынка (конкурентными преимуществами) б) низкими темпами роста рынка (привлекательностью рынка) и низкой относительной долей рынка (конкурентными преимуществами) в) высокими темпами роста рынка (привлекательностью рынка) и высокой относительной долей рынка (конкурентными преимуществами) г) низкими темпами роста рынка (привлекательностью рынка) и высокой относительной долей рынка (конкурентными преимуществами)
Контрольная работа 2 Вариант 1
а) процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфики стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение с целью эффективной работы организации в будущем; б) обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей организации путем координации и распределения ресурсов в долгосрочной перспективе; в) процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии, включающей в себя постановку целей, выработку стратегии и определение необходимых ресурсов.
а) наступательная и оборонительная б) низких издержек, дифференциации и фокусировки в) отраслевая, конкурентная и локальная г) корпоративная, бизнес, функциональная.
а) привлекательность отрасли б) интенсивность соперничества в) темп роста спроса г) доля рынка д) благоприятные возможности для бизнеса.
а) компетентность в научных исследованиях б) способность получить в результате разработки новые продукты и быстро вывести их на рынок; в) способность к инновациям в производственных процессах; г) способность к инновациям в технологии
а) "партизанские" действия; б) наступление за пределами существующего рынка в) снижение стимула получения прибыли г) упреждающие действия
Вариант 2
а) программа достижения конкурентного преимущества на целевых рынках б) комплекс принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия и достижению конкурентных преимуществ на целевых рынках в) определение основных заинтересованных групп, потребности которых стремиться удовлетворить предприятие
а) лояльность покупателей к торговой марке б) экономия масштаба в) доступ к распределительным каналам г) все варианты верны
а) способность предоставить клиентам то, что отвечает их вкусам и потребностям б) более низкие по сравнению с конкурентами издержки производства в) более низкие затраты по обслуживанию рынка г) варианты а и в
а) Из верхнего уровня управления (топ-менеджмент, генеральный директор) б) Любую должность в рамках подразделения стратегического развития в) Любую должность в рамках организации г) Должностные позиции, требующие принятия стратегических решений
а) 1. Внутренний анализ. 2. Формирование набора стратегических альтернатив.3. Анализ внешней среды. 4. Конкретный выбор стратегии с оценкой рисков. б) 1. Формирование набора стратегических альтернатив.2. Конкретный выбор стратегии с оценкой рисков. 3. Анализ внешней среды. 4. Внутренний анализ. в) 1. Анализ внешней среды. 2. Внутренний анализ. 3. Формирование набора стратегических альтернатив. 4. Конкретный выбор стратегии с оценкой.
Приложение 4 Вопросы для самоконтроля 1. Установка долгосрочных и краткосрочных целей, значение целевых установок для деятельности организации, напряженные, но достижимые показатели, установка целей по всем уровням организационной иерархии. 2. Анализ величины сил конкуренции. 3. Факторы, определяющие стратегию. 4. Подходы к разработке стратегии. 5. Анализ конкурентов. 6. Методы анализа производства и конкуренции. 7. Концепция движущих сил. 8. Оценка текущей стратегии. 9. Проведение SWOT - анализа. 10. Оценка позиции компании по уровню издержек производства относительно конкурентов. 11. Стратегии вертикальной интеграции. 12. Оценка конкурентного статуса компании и ее конкурентоспособности. 13. Использование стратегий защиты и сохранение конкурентного преимущества. 14. Определение круга стратегических вопросов и проблем, встающих перед компанией. 15. Использование наступательных стратегий для закрепления конкурентного преимущества. 16. Три основных типа стратегии конкуренции. 17. Стратегия ниши. 18. Стратегия низких издержек производства. 19. Стратегия дифференциации. 20. Кто управляет стратегией. 21. Преимущества "стратегического подхода" к правлению. 22. Определение миссии, определение сферы предпринимательской деятельности, сфера предпринимательской деятельности в широком и узком смысле слова, развитие предпринимательской деятельности, представление миссии. |
![]() | Программа дисциплины Стратегический анализ деятельности предприятия для направления 080100. 68 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | ![]() | Программа дисциплины «Экономика миграций» для направления/ специальности 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... |
![]() | Программа дисциплины «Международная система экономического регулирования» для направления 080100. 68 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 68 «Экономика»... | ![]() | Программа дисциплины Английский язык, 4 курс, экономика, 080100, бакалавр [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... |
![]() | Программа дисциплины иностранный язык (английский) для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ![]() | Программа дисциплины английский язык для направления 080100. 62 Экономика ... |
![]() | Программа дисциплины «Методы оптимальных решений» для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»... | ![]() | Программа дисциплины «Экономика труда» для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»... |
![]() | Программа дисциплины «Управленческий учет» для направления: 080100. 62 «экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «экономика»... | ![]() | Программа дисциплины «Актуарная математика и оценка рисков» для направления 080100. 68 "Экономика" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 2 курса направления 080100.... |