Рабочая программа «Организационное поведение» Лист Всего листов Версия 1




Скачать 156.16 Kb.
НазваниеРабочая программа «Организационное поведение» Лист Всего листов Версия 1
Дата21.10.2012
Размер156.16 Kb.
ТипРабочая программа




Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Рабочая программа

«Организационное поведение»

Лист

Всего листов

Версия 1




Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»


Кафедра менеджмента


согласовано: утверждаю:




__________________________ ___________________________

зав.кафедрой декан факультета

"04" сентября 2009 г. "04" сентября 2009 г.


Программа дисциплины


Организационное поведение

«для студентов заочного отделения

специальности 080507 «Менеджмент организации»»




Составитель (-ли):

Мусийчук С.В.., к.ф.н., доцент кафедры менеджмента















Магнитогорск, 2010




Организационно-методический раздел





    1. Цель курса:

Целью изучения дисциплины является приобретение теоретических знаний и практических навыков по современным формам и методам воздействия на поведение личности, группы, для повышения эффективности работы организации.



    1. Задачи курса

Задачами учебного курса являются:

  • раскрытие представлений о современном состоянии и тенденциях развития науки об управлении ОП;

  • рассмотрение схем разработки проектов организационных систем,

  • раскрытие методов описания поведения работников, групп, организаций;

  • изучение способов изменения поведения индивида, группы в соответствии с критериями эффективности работы организации.



1.3. Место курса в системе освоения

профессиональной образовательной программы

Данный курс относится к блоку общепрофессиональных дисциплин, и базируется на курсах «Основы менеджмента», «Теория организации», «Психология и педагогика», «Социология».


    1. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

  • основные теории поведения человека в организации;

  • основные психологические характеристики личности с точки зрения формирования поведения;

  • особенности проявления характеристик личности в организации;

  • механизм мотивационного процесса, и возможности модификации поведения индивида, групп под воздействием организации;

  • современные тенденции в формировании и развитии групп, внедрении новых форм создания групп;

  • функции управления и связанные с ними задачи лидерства по созданию условий эффективного менеджмента.

По окончании обучения студенты должны уметь:

  • уметь различать основные виды рациональных коммуникативных процессов и форм делового общения;

  • применять основные методы преодоления сопротивления нововведениям,

  • применять способы формирования конкретного поведения, использовать приемы преодоления стрессов;

  • основные проблемы адаптации личности, и процесса управления карьерой личности, осуществляемой в организации;

Студенты должны приобрести навыки:

  • использования особенностей поведения сотрудников для повышения эффективности деятельности организации, применения механизмов формирования привлекательного клиентурного поведения;

  • формирования эффективного поведение организации с учетом факторов, влияющих на организационную культуру мультинациональных организаций.



II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2.1. Разделы курса


  • Организационное поведение и теории поведения человека в организации;

  • Коммуникативное поведение в организации;

  • Мотивация и результативность организации;

  • Формирование группового поведения в организации;

  • Управление поведением организации;

  • Лидерство в организации;

  • Изменения в организации и персональное развитие в организации;

  • Поведенческий маркетинг;

  • Организационное поведение в системе международного бизнеса.



2.2. Темы и краткое содержание

Тема 1. Введение в курс «Организационное поведение»

Цель курса. Основные задачи курса ОП. Соотношение курса с другими дисциплинами. Требования к уровню освоения содержания курса. Разделы курса. Определение ОП. История дисциплины ОП.

Тема 2. Теории поведения человека в организации

Понятие поведения. Проблема поведения в научном менеджменте, классической школе, школе человеческих отношений, теории систем, ситуационном подходе, синергетическом подходе, интеракционистском подходе.

Тема 3. Личность и организация

Основа процесса взаимодействия личности и организации. Психологический контракт. Личность. Зависимость личности от обстоятельств. Направленность личности. Способности личности. Темперамент. Характер.

Тема 4. Коммуникативное поведение в организации

Коммуникация. Коммуникационный процесс. Основные функции коммуникации. Направления передачи информации. Этапы процесса коммуникации. Потери информации в процессе передачи сообщения. Коммуникативные помехи. Практические рекомендации менеджеру для улучшения коммуникативного поведения.

Тема 5. Мотивация и результативность организации

Сущность мотивации индивида и группы. Классификация мотивов организационного поведения. Взаимосвязь мотивации и стимулирования индивида и группы в современных организациях. Виды экономических стимулов, применяемых в современных организациях, для повышения мотивации трудовой деятельности.

Тема 6. Формирование группового поведения в организации

Значение группового поведения в деятельности организации. Особенности влияния группы на деятельность индивида. Современный взгляд на формирование групп, групповую сплоченность. Методы управления конфликтным поведением индивида, группы.

Тема 7. Управление поведением организации

Особенности организационного поведения на различных этапах жизненного цикла организации. Организационная культура как важный элемент жизнедеятельности организации. Основные составляющие репутации организации и методы ее формирования.

Тема 8. Лидерство в организации

Лидерство в организации. Теория личностных черт. Поведенческий подход в изучении лидерства. Ситуативные теории лидерства. Власть. Источники власти. Основной постулат власти.

Тема 9. Изменения в организации и персональное развитие в организации

Современные тенденции развития организаций. Природа организационных изменений, причины сопротивления изменениям. Причины стрессов в организации. Способы управления стрессом на уровне личности и на уровне организации. Сущность процесса адаптации. Значение карьеры личности, и управление карьерой в организации. Особенности удовлетворенности трудом на различных этапах развития карьеры.

Тема 10. Поведенческий маркетинг

Понятие «поведенческий маркетинг». Особенности поведения сотрудников с точки зрения их отношения к клиентам для повышения эффективности деятельности организации. Механизм формирования привлекательного клиентурного поведения.

Тема 11. Организационное поведение в системе международного бизнеса

Факторы, влияющие на организационную культуру мультинациональных организаций. Роль и влияние национальных культур на организационное поведение. Пути решения проблемы культурной адаптации.


2.3. Перечень контрольных вопросов

и заданий для самостоятельной работы

  1. Какие знания, навыки из области менеджмента нужны, чтобы помочь организации стать эффективно действующей? Можно ли использовать только одну группу критериев эффективности при оценке деятельности организации? К каким последствиям это может привести?

  2. Охарактеризуйте влияние окружающей среды на поведение организации, существующей в жестких условиях рынка.

  3. Каким образом вид организации (в соответствии с классификацией) предопределяет поведение сотрудников? Приведите пример.

  4. Изучение провалов малого бизнеса показало, что владельцы обычно видели причины в экономическом спаде и жесткой конкуренции, тогда как кредиторы более склонны видеть причину провалов в неэффективном менеджменте. Какие в данном случае проявляются атрибуционные склонности? Почему при этом существует разница в атрибуции?

  5. Опишите какого-нибудь известного вам человека, который, вероятно, имеет высокий показатель макиавеллизма. Какие особенности его поведения заставили вас сделать такой вывод?

  6. Какие группы есть в вашей организации? Приведите пример.

  7. Какие отличительные признаки присущи малым группам?

  8. Каким образом проявляются межличностные отношения в группе?

  9. Охарактеризуйте статус личности в группе, в организации, чем он определяется?

  10. Кто и как формирует групповые нормы поведения? Приведите пример групповых норм в организации, в которой вы проходили практику.

  11. Проанализируйте свои навыки невербального общения. Есть ли среди ваших невербальных сигналов такие, которые могут быть неправильно истолкованы получателями?

  12. Каковы способы развития искусства понимания невербальных символов общения?


2.4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ

Программой не предусмотрено.


2.5. Перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу

  1. Цель курса ОП. Основные задачи курса.

  2. Соотношение курса с другими дисциплинами. История дисциплины ОП.

  3. Понятие поведения. Проблема поведения в теориях менеджмента.

  4. Взаимодействие личности и организации. Психологический контракт.

  5. Личность. Зависимость поведения личности от обстоятельств.

  6. Направленность личности. Способности личности. Темперамент. Характер.

  7. Установки. Стереотипы. Восприятие. Атрибуция, фундаментальная ошибка атрибуции.

  8. Управление восприятием, или самопрезентация. Стратегии управления впечатлением в организации.

  9. Коммуникация. Виды коммуникаций. Вербальные коммуникации. Невербальные коммуникации. Письменные коммуникации.

  10. Основные функции коммуникации.

  11. Направления передачи информации. Этапы процесса коммуникации.

  12. Потери информации в процессе передачи. Коммуникативные помехи.

  13. Мотивация персонала. Три подхода объясняющих природу трудовой мотивации. Мотивация. Четыре основных этапа процесса мотивации.

  14. Потребности. Уровни удовлетворения потребностей.

  15. Стимул. Четыре основных формы стимулов.

  16. Критерии результативности организации индивидуальная и групповая результативность.

  17. Группа. Теории создания групп: теория близости, теория формирования Дж. Хоманса, теория равновесия, теория обмена.

  18. Мотивы объединения людей в группы. Групповые феноменны.

  19. Стадии развития групп. Размер эффективной группы. Групповая сплоченность.

  20. Суть эффективного конструирования организации. Основные характеристики эффективной организационной структуры.

  21. Организационное проектирование. Три этапа процесса организационного проектирования. Организационный проект.

  22. Жизненный цикл организации, стадии.

  23. Корпоративная, организационная культура, основные элементы и свойства. Репутация организации.

  24. Лидерство в организации. Теория личностных черт. Поведенческий подход в изучении лидерства. Ситуативные теории лидерства.

  25. Власть. Источники власти. Основной постулат власти.

  26. Организационное развитие. Переменные организационных процессов: каузальные, промежуточные, результирующие.

  27. Модель развития организации Мак-Кинси «7S». Позитивные результаты и ограничения организационного развития.

  28. Модель управления организационными изменениями Л. Гейнера.

  29. Формы сопротивления работников изменениям. Методы преодоления сопротивления организационным изменениям.

  30. Стресс. Стрессоры. Последствия стрессов. Обнаружение стресса. Приемы нейтрализации стрессов.

  31. Карьера. Основные составляющим карьерного роста работника.

  32. Жизненный цикл работника.

  33. Моделирование оптимального карьерного роста. Цикл управления карьерой.

  34. Карьерный цикл: образование, продвижение, подготовка, стажировка, работа. Оптимальный период работы в должности.

  35. Карьерный цикл: ориентация, расстановка, оценка и отбор.

  36. Поведенческий маркетинг. Несколько направлений поведенческого маркетинга.

  37. Потребительская лояльность. Управление лояльностью клиентов.

  38. Компетенция персонала. Жизненный цикл компетенции персонала.

  39. Управление поведением. Модели поведения персонала. Этапы управления поведением в организации.

  40. Мультинациональная компания. Аспекты: юридические, этические, политические, экономические, национальные. Национальная культура.


III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ



п/п

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ КУРСА И ТЕМ

Всего (ча­сов)



Аудиторные занятия (час) В том числе

в том числе

Самостоя­тельная

работа



Лек­ции


Семи­нары


Раздел I. Организационное поведение работника.

52

4

2

46

1


Введение в курс «Организационное поведение»

16

2

0

14

2


Теории поведения человека в организации.

16

0

0

16

3


Личность и организация.

20

2

2

16

Раздел II. Организационное поведение группы.

58

6

4

48

4


Коммуникативное поведение в организации.

20

2

2

16

5


Мотивация и результативность организации.

20

2

2

16

6


Формирование группового поведения в организации.

18

2

0

16

Раздел III. Управление организационным поведением.

88

4

4

80

7

Управление поведением организации.

20

2

2

16

8

Лидерство в организации.

20

2

2

16

9

Изменения в организации и персональное развитие в организации.

16

0

0

16

10

Поведенческий маркетинг.

16

0

0

16

11

Организационное поведение в системе международного бизнеса.

16

0

0

16




ИТОГО


198

14

10

174



IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Экзамен - 10семестр.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


5.1. Рекомендуемые источники и литература

(основная и дополнительная).

  1. Виханский, О.С. Менеджмент : Учебник для вузов / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 3-е изд. - М. : Гардарики, 2000. - 528с. - Библиогр.: с.527. - Рек.Мин.обр.РФ. - ISBN 5-8297-0005-0. -5 *

  2. Карташова, Л. В. Организационное поведение [Текст] : учебник для вузов / Л. В. Карташова, Т. В. Никонова, Т. О. Соломанидина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 383 с. - (Высшее образование). - Библиогр. в конце глав. - Рек. Мин. обр. РФ. - ISBN 978-5-16-003293-1. 15Резник, С. Д. Организационное поведение [Текст] : учебник для вузов / С. Д. Резник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 429 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 424-429. - Доп. Мин. обр. и науки РФ. - ISBN 978-5-16-002647-3. Кол-во экземпляров: всего - 12

  3. Красовский, Ю. Д. Организационное поведение: учебник для вузов / Ю. Д. Красовский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2007. - 527 с. - Библиогр.: с. 498-499. - Доп. Мин. обр. РФ. - Доп. УМО. - ISBN 978-5-238-01180-6. 30

  4. Кун, Д. Основы психологии. Большая энциклопедия психологии. Все тайны поведения человека [Текст] / Д. Кун. - 10-е междунар. изд. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, [2007]. - 720 с. : ил. - ISBN 978-5-93878-428-4 -1*

  5. Организационное поведение: учебник для вузов / под ред. Г. Р. Латфуллина [и др.]. - СПб. [и др.] : Питер, 2007. - 432 с. - (Учебник для вузов). - Библиогр.: с. 428-432. - Доп. Мин. обр. РФ. - ISBN 978-5-94723-872-3. 20

  6. Резник, С. Д. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации) [Текст] : учеб. пособие для вузов / С. Д. Резник, И. А. Игошина ; под общ. ред. С. Д. Резника. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 256 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с.254-256. - Рек. УМО. - ISBN 978-5-16-002656-5. 5

  7. Резник, С. Д. Организационное поведение : учебник для вузов / С. Д. Резник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 429 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 424-429. - Доп. Мин. обр. и науки РФ. - ISBN 978-5-16-002647-3. 1

  8. Экономика и социология труда [Текст] : учебник для вузов / под. ред. А. Я. Кибанова. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 583 с. - (Высшее образование). - Библиогр. : с. 572-578. - Доп. Мин. обр. - ISBN 978-5-16-003458-4. -20 *


Примечание: Источники и литература, отмеченные « *», являются фа­культативными.


5.2. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных

программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п.

Организационное поведение [Электронный ресурс]: [интерактив. учеб.-метод. комплекс]. Электрон. дан. и прогр. – Магнитогорск: МаГУ, 2007.-1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: ПК Pentium, Windows 2000, Front Page, 2006. – загл. с экрана


VI. Отметка о рассмотрении

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры, протокол № 1 от "04" сентября 2009 г.


Похожие:

Рабочая программа «Организационное поведение» Лист Всего листов Версия 1 iconРабочая программа «Мотивация трудовой деятельности» Лист Всего листов Версия 1
Преподавание курса «Мотивация трудовой деятельности» нацелено на формирование знаний и практических навыков по основам мотивации...
Рабочая программа «Организационное поведение» Лист Всего листов Версия 1 iconПрограмма дисциплины организационное поведение для направления 521500 -менеджмент (вторая ступень высшегопрофессионального образования) Москва 2000 г. Автор д ф. м н., проф. С. Р. Филонович Пояснительная записка Курс «Организационное поведение»
Курс «Организационное поведение» посвящен особенностям индивидуального, группового и общеорганизационного поведения. Он включает...
Рабочая программа «Организационное поведение» Лист Всего листов Версия 1 iconПрограмма дисциплины организационное поведение
Программа дисциплины «Организационное поведение» / авт сост. М. А. Фе­дотова. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 14 с
Рабочая программа «Организационное поведение» Лист Всего листов Версия 1 iconПрограмма дисциплины организационное поведение
Программа дисциплины «Организационное поведение» / авт сост. М. А. Фе­дотова. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 14 с
Рабочая программа «Организационное поведение» Лист Всего листов Версия 1 iconПримерная тематика рефератов по курсу «Организационное поведение»
Сущность и основные направления науки «организационное поведение». Её соотношение с наукой об управлении, психологий социологий и...
Рабочая программа «Организационное поведение» Лист Всего листов Версия 1 iconПрограмма соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта и рекомендациям умо гау в области менеджмента © Игнацкая М. А., 2002 цели и задачи курса курс «Организационное поведение»
Сборник методических материалов курса «Организационное поведение» М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2002. 47 с
Рабочая программа «Организационное поведение» Лист Всего листов Версия 1 iconПрограмма дисциплины «Организационное поведение» для направления 080200. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»...
Рабочая программа «Организационное поведение» Лист Всего листов Версия 1 iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Организационное поведение»
В соответствии с учебным планом подготовки специалистов студенты, обучающиеся по специальности: 080507 «Менеджмент организации»,...
Рабочая программа «Организационное поведение» Лист Всего листов Версия 1 iconПрограмма дисциплины Теория организаций и организационное поведение для направления 080200. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»...
Рабочая программа «Организационное поведение» Лист Всего листов Версия 1 iconМетодические указания по дисциплине "Организационное поведение" для студентов специальностей 060800 "Экономика и управление на предприятии"
Сибирской государственной геодезической академии доцентом, кандидатом технических наук Грицкевич О. В. для студентов, изучающих курс...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница