Пояснительная записка Урок по теме




Скачать 252.21 Kb.
НазваниеПояснительная записка Урок по теме
Дата03.09.2012
Размер252.21 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка


Урок по теме

«Миграционные процессы. Украинская диаспора и ее география»


Я провожу в форме интегрированного урока-конференции вместе со своими коллегами учителями-предметниками. На уроке применяем интерактивные формы обучения, добиваемся, чтобы в учебный процесс были активно вовлечены все учащиеся, где ученик и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения, чтобы была создана атмосфера сотрудничества.

Эта форма учебного занятия предусматривает самостоятельное добывание знаний учащимися с использованием разнообразных источников с последующим коллективным обсуждением, способствует развитию творческой активности, интеллекта.

Коллеги и я построили так урок-конференцию, чтобы расширить и углубить материал темы, побудить интерес к диалогу и дискуссии.

Подготовку к конференции начали за месяц до ее проведения. Провели организационное занятие и выработали вместе «правила работы в классе».

С коллегами создали несколько гетерогенных групп по пять учащихся, чтобы стимулировать творческое мышление и интенсивный обмен идеями.

Предлагаю план проведения урока-конференции, даю учащимся темы для докладов, списки литературы, особое внимание обращаю на наглядные пособия. Учителя-предметники контролируют работу творческих групп по подготовке к уроку, оценивают работу в баллах. Я считаю, что для укрепления контроля за ходом урока при использовании интерактивных форм обучения учитель должен глубоко продумать материал, документы, примеры, ситуации, задачи для групп учащихся, определить хронометраж, подготовить участников, подготовить вопросы и возможные ответы.

В группах работают «специалисты», гости из Австралии и Канады, эксперты. Эксперты рецензируют ответы, дополняют, контролируют время.

На уроке применена такая технология как метод проектов. Учащиеся провели социологический опрос населения по теме. Суть исследовательской деятельности в том, что учащиеся занимались групповым поиском решения проблемы и пришли к общему мнению, имели возможность сотрудничать, развивать умения и навыки: думать, понимать суть вещей, осмысливать, использовать в конкретных условиях через межпредметные связи.

На уроке используется поисковый тип деятельности, задаются проблемные вопросы, применяется такой тип деятельности как коммуникативный: дискуссия, диалог, беседа.

Особое внимание обращаем на чувственно-эстетический настрой на уроке. Это вышитые украинские полотенца, сорочки, поминальная свеча, стихи.

Считаю, что урок-конференция по данной теме дает возможность развивать социальную и гражданскую компетентность по всем предметам, расширить познавательные возможности учащихся, возможность переноса полученных умений, навыков и способов деятельности на разные предметы, межпредметные связи и внеклассную жизнь учащихся.

Тема: «Миграционные процессы. Украинская диаспора и ее география»


Интегрированный урок-конференция


Девиз: «Мы есть. И будем мы!

И Отчизна наша с нами!»

Иван Багряный


Цель урока:

Расширить и углубить знания учащихся о современных миграционных процессах, раскрыть причины возникновения украинской диаспоры, ее географию; ознакомить с жизнью украинских эмигрантов и примерами расширения связей с украинцами зарубежья;

развивать познавательный интерес к самостоятельному поиску знаний, закреплять умение работать с дополнительной литературой, формировать умение выступать с устными сообщениями;

воспитывать чувства национального достоинства, патриотизма, формировать демократическое мышление.


Оборудование: настенные карты: политическая карта мира с обозначениями (в виде листочков) расселения украинцев.

Государственные символы Украины – флаг, герб, вышитые полотенца, сорочки.


Тип урока: интегрированный урок-конференция.


Методы работы: выступления учителей, учащихся, дискуссия, анализ социологического опроса, рецензирование ответов.


Оборудование кабинета:

Передняя стенка класса:

Карта – доска – таблицы, диаграмма


Девиз Тема


Государственные символы Украины – флаг, герб


Боковая стенка:

Выставка украинских вышивок.


Ход урока.

I. Организационный момент:

Проверяю готовность к року, отмечаю отсутствующих.

II. Мотивация учебной деятельности.

Сообщаю тему и цели урока.


Вступительное слово учителя географии.


Основа каждого государства – это население, люди, которые являются его гражданами, носителями государственного суверенитета. Нормальное развитие государства невозможно без достаточного количества населения, его трудоресурсного и интеллектуального потенциала, производственной и духовной культуры. Поэтому мы собрались на конференцию, чтобы обсудить некоторые вопросы современных миграционных процессов, а также украинской диаспоры и ее географии.

Я представляю «специалистов» из разных областей наук: историков, географов, литературоведов, гостей из «дальнего зарубежья», специалистов по вопросам миграционных процессов.

Они помогут нам узнать о причинах возникновения внешних миграций, об истории возникновения Украинской диаспоры, об особенностях ее современной географии, ознакомимся с удивительными судьбами украинцев за границей. Наши уважаемые гости из Австралии и Канады расскажут вам о реалиях жизни украинцев за границей.

Диаспора (в переводе с греческого - рассеяние) – нахождение части народа вне пределов страны его происхождения в результате геноцида, действия экономических и стихийных причин.

Еще совсем недавно слово «диаспора» было мало не бранным. Считалось – и эта мысль насаждалась официальной пропагандой, - что за границей живут большей частью те украинцы, которые против советской власти, что расценивалось как предательство, их называли «предателями Родины», «космополитами безродными», «отщепенцами». С этим можно не согласиться. Оказалось, что живут там украинцы, которым так же, как и нам, дорога Украина, которые так же, как и мы, хотят лучшей судьбы.

В условиях украинской государственности стало возможным изучить реалии жизни украинцев за границей.

Каковы же причины миграционных процессов в Украине?

Дайте характеристику внешним и внутренним миграциям. Сделайте выводы.


Представляем слово историкам.

Миграция – это переселение людей либо из страны в страну (их называют внешние миграции), либо из района в район (внутренние). Выезд людей из своей страны на постоянное жительство называют эмиграцией, въезд в другую страну – иммиграцией.

Миграции значительно выросли после открытия европейцами Америки и Австралии.

Только за столетие (1815 – 1915) из Европы переселилось в другие части света более 40 млн. человек. К середине 90-х годов ХХ века число мигрантов в мире составило почти 130 млн. человек.

Миграционные процессы всегда были характерны и для Украины.

Еще в княжеское время междоусобные войны приводили к перемещению людей к изменению мест постоянного и временного их проживания. Перемещения племен и народов способствовало формированию диаспоры. Сохранились сведения о том, что Дмитрий Вишневецкий в 1557 г. перешел с частью в несколько сотен казаков к Московии. Вообще же, рейды украинских казаков в Московию были постоянными, что приводило к ухудшению межгосударственных отношений. Наиболее известным был поход 20-титысячного отряда П. Сагайдачного в 1619 г. на Москву. Определенная часть запорожцев тогда осталась в Московии.

За время гетманства Б. Хмельницкого много украинцев оказывается в Московии не по собственной воле, большей частью в кандалах. Так прибыли туда Петр Дорошенко, Демьян Многогрешный, Иван Самойловия и другие.

Серьезное влияние на возникновение массовых – постоянных и сезонных – миграций украинского населения имела Полтавская битва, после победы в которой Петр I начал массовые жестокие репрессивные акции против своих политических противников. В то время происходила большая эмиграция казаков, известная в истории как мазепинская.

После Полтавской битвы началась интенсивная насильническая эмиграция большого количества населения Восточной Украины на тяжелые работы в северные районы для сооружения Санкт-Петербурга и приведения в порядок близлежащих к нему районов, строительства хозяйственных объектов в других регионах Русской империи. С того времени Гетманщина стала одним из главных районов принудительного снабжения рабочей силы для строительства новой столицы, Ладожского обводного канала, практически целиком построенного 20-титысячным отрядом украинских казаков под руководством черниговского полковника Павла Полуботка. Тысячи мужчин, направленных в северные районы, возвратились домой калеками, обмороженными (на Ладожском канале погибло около 4 тыс. лиц). Украинских казаков часто использовали и для ведения воинских действий. В 1721 г. Петр I начал войну с Персией. На фронт под Дербент был отправлен 10-титысячный отряд казаков. Из них от болезней и в боях погибло 5 200, а около одной тысячи возвратились домой инвалидами.

С XVIII ст. началось массовое переселение украинцев на Поволжье, на Урал. Со второй половины ХIХ в. – в Сибирь, Казахстан, на Дальний Восток. Эмиграционные потоки на восток формировались в основном за счет сельских жителей.

Резко выросла численность украинской диаспоры в годы Второй мировой войны. Количество населения Поволжья, Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии выросло за счет эвакуированных из Украины на 3,5 млн. человек.

На протяжении ХХ в. миллионы украинцев покинули свои дома в поисках лучшей жизни на западе.

Что же заставило их в разные времена оставить родную землю?

Главные причины – социально-экономические и политические.

Первая волна: эмиграция до 1914 года.

Украинцы, которые эмигрировали перед Первой мировой войной, старались улучшить свое неудовлетворительное материальное положение. Эти эмигранты – преимущественно молодые юноши. Они планировали заработать денег и возвратиться домой. Но с течением времени жизнь на чужбине (в основном в США) казалась долее привлекательной, и они оставались.

Другую группу составляли те переселенцы, которые бросили дом, надеясь заняться сельским хозяйством. Они выезжали целыми семьями, селились в нетронутых краях Канады, Бразилии, США.

Вторая волна: эмиграция в межвоенный период.

Эмиграция на запад в межвоенный период была значительно меньшей, выезжали в основном в США и Канаду. Ярчайшей чертой этого периода было появление нового типа украинских переселенцев – политического.

Третья волна: Вторая мировая война и «перемещенные лица».

После Второй мировой войны на территории Германии и Австралии находилось свыше 16 млн. иностранцев-узников, рабочих, беженцев. Из них 2,3 млн. украинцев.

После прекращения военных действий в Германию из СССР были направлены репатриационные группы, которые должны были убедить советских граждан возвратиться домой. Часть возвратилась, но много осталось. В 1945 г. при ООН было создано агентство помощи а реабилитации, которое занималось судьбой этих людей. Эту категорию людей называли «перемещенными лицами». На протяжеиии 1945 – 1947 гг. было осуществлено переселение перемещенных лиц на места постоянного проживания в США, Канаду, Австралию, Бельгию, Латинскую Америку и др.

Вышеуказанные факты еще раз подтверждают трагическую историю украинской эмиграции.


Географы.

«Нашого цвіту – по всьому світу». Волнительную глубину этого крылатого выражения можно ощутить тогда, когда знакомишься с расселением украинцев в мире. За пределами Украины живут свыше 15 млн. украинцев. Большинство из них живут в странах, которые были когда-то республиками СССР. Эту диаспору принято называть восточной. Украинскую диаспору во всех других странах мира называют западной. С цифровыми данными, которые характеризуют расселение украинцев, вы можете ознакомиться, анализируя приложения 11 и 12 в конце учебника (Масляк П., География Украины: Подробный учебник для 8 – 9 кл. средн. шк. – К. Зодиак-еко, 1996. – 432 с.: ил., карты). И помогут вам в этом мои коллеги – специалисты по вопросам западной и восточной диаспоры (опережающая задача).


Литераторы.

Как видите, разные причины заставляли наших людей бросать обжитые места и милые сердцу дома, могилы своих предков и, неся свой «кам’яний хрест», направляться в далекие заокеанские миры искать лучшей судьбы.

Пройдет время, и братья Лепки расскажут всему миру об этом в своем стихотворении, которое станет любимой песней украинской диаспоры:

Чуєш, брате мій,

Товаришу мій, відлітають сірім шнуром

Журавлі в вірій.

Кличуть кру, кру, в чужині умру,

Доки море перелечу, крилонька зітру…


И отлетали журавли в вирий… Отлетали, чтобы больше не возвратиться. Безмерная тоска и печаль разносились по всему миру от того журавлиного плача. И вот уже столетие тому, кажется, бесконечному, вечному полету, а сердце раненное щемит, тоскует; скатывается жгучая слеза скорби в растравленное сердце матери – Украины.

Украинцы в диаспоре сохранили язык, традиции, обычаи, искусство, а и в лице талантливых своих представителей развили украинскую литературу, культуру, науку.

Украинцы в диаспоре сделали весомый вклад в культуру, искусство, литературу мира. Они продолжают творить.

Ви розбрелись, друзяки, по планеті,

Мов журавлів стривожені ключі,

Що курс до гнізд утратили в польоті;

Так спраглі йдуть в піщаному заметі,

До вод оази втому несучи…

І хоч один родився у Карпатах,

З Волині другий, третій із Черкас,

Йдучи у рейс, повинні пам’ятати:

В нас дім один, одна у ньому мати,

Одна мета єднати мусить нас.

(Микола Верес, «Братам-емігрантам»)


Так помните же о тех, кто сейчас далеко от нас, но всегда был и есть сейчас рядом с нами. В слове, в песне, в молитве. Цените их, как комочек родной земли, которая никогда не ляжет легким пером птицы на могиле украинца, который пошел в небытие из далекой чужбины. (поминальная свеча)

Шануймося. Бо роду ми ж одного.

Роде мій красний! Роде мій прекрасний!

Не цураймося, признаваймося!

Небагато нас є.

(Народна пісня)


Гость из Австралии.

Уважаемые юные друзья! Я приехал к вам из далекой Австралии, где проживаю с 1949 г. Первая группа украинцев прибыла в Австралию в 1910-е годы. Это были переселенцы из Дальнего Востока Зеленого Клина, их было немного (до 5 тыс.). основная часть украинских переселенцев в Австралии появилась на протяжении очень короткого отрезка времени (1948 – 1952 гг.). это были преимущественно люди из лагерей перемещенных лиц из Центральной Европы. В годы Второй мировой войны их было вывезено еще подростками из сел Украины на работу в Германию. В Австралии они пополнили ряды рабочих городской промышленности. Не считаясь со значительными трудностями жизни в чужой стране, языковые проблемы, украинцы, как правило, достигали материальной зажиточности. Новая же генерация украинцев, что выросла в Австралии, получив образование, почти сплошь вошла в средний класс австралийского общества. Впрочем, больших предпринимателей среди украинцев немного.

Украинцы в Австралии почти сразу же создали условия для национально-сознательной общественной, религиозной и культурной жизни. Уже в 1949 г. возникли украинские общины-организации, которые стали ячейками культурной жизни украинцев, а также предоставляли элементарную социальную помощь соотечественникам и налаживали связи между общиной и австралийскими правительственными кругами. С помощью общины возникли украинские хоры, танцевальные кружки, театральные группы.

Украинская община в Австралии имеет ощутимые успехи на ниве народного образования. Частные школы считаются ключевым фактором для формирования украинского сознания среди второго и третьего поколения переселенцев. В 1970-е годы украинцы добились введения в трех штатах украинского языка как предмета. Со временем, в 1983 – 1984 годах, украинцы за собственные средства создали учебные программы по украинистике в двух университетах Австралии – в Мельбурне и Сиднее.


Гость из Канады.

Первые украинцы на канадской земле зарегистрированы в сентябре 1881 года. Эта дата и считается началом эмиграции украинцев, хотя, как свидетельствуют украинские источники, украинцы в Канаде появились значительно раньше. Ныне в Канаде живет свыше 1 млн. украинцев и их потомков, что составляет почти 3,3 % всего населения этой страны.

В начале переселения украинские иммигранты стремились сохранить свою национальную своеобразность, культурные и бытовые особенности. Это, прежде всего, отразилось в топонимике Канады, географических названиях населенных пунктов и местностях массового расселения украинцев. Ныне в Канаде насчитывается 180 поселений, почтовых отделений, железнодорожных станций, которые имеют украинские названия: Украина, Киев, Полтава, Тернополь, Коломыя, Карпаты, Днепр, Днестр, Збруч, Прут и т. п. Отображения в географических названиях Канады и история Украины: Сечь, Казак, Хмельницкий, Сирко, Гонта… центром украинской миграции стал город Виннипег – своеобразные «ворота в прерии». На площади города возле провинциального парламента установлены памятники Тарасу Шевченко и Ивану Франко.

Канадцы украинского происхождения сумели добиться больших успехов. Украинская этническая группа имеет в своей среде много специалистов с университетским образованием. Они закончили колледжи и работают в областях, которые требуют высокой квалификации и специальных знаний. Так, например, генерал-губернатор Канады Р. Гнатишин – украинского происхождения. Высокий социально-экономический и интеллектуальный статус украинцев, их трудолюбие подтверждает уровень их прибыли. В начале 90-х годов лица украинского происхождения имели уровень прибыли более высокий, чем в среднем по стране.

Но не всегда материальное благосостояние делают человека счастливым. Все, кто родился в Украине, но живет вне ее границ, не могут выбросить из сердца боль разлуки с родным краем.


Учитель географии.

В последнее время к многочисленным рядам «украинского зарубежья» неустанно прибавляются свежие кадры работников. Явление внешней трудовой миграции приобрело таких больших масштабов, что уже получило официальное название четвертой волны эмиграции. Но наиболее неутешительным есть не тот факт, что украинцы вынуждены зарабатывать деньги за границей, а тот, что они не всегда стремятся возвратиться на родную землю.

К такому выводу пришли участники «круглого стола» «Четвертая волна эмиграции: региональные особенности», организованного Институтом исследования диаспоры во главе с Игорем Винниченко.

Прогнозы исследователей трудовой эмиграции на близкое будущее не ободряют.

Так ли это на самом деле?

Мы провели социологический опрос жителей п. Донской и п. Цветочный Буденновского района г. Донецка. Нас интересовали вопросы миграционных процессов именно в районе нашего проживания. Было опрошено 540 семей. Если учесть, что в среднем каждая семья состоит из трех человек, то количество участвовавших в этом опросе составило 1620 лиц.

Мы составили таблицу «Миграции населения микрорайона Донской и микрорайона Цветочный Буденновского района г. Донецка за 1996 – 2011 годы».


Миграции населения микрорайона Донской и микрорайона Цветочный Буденновского района г. Донецка за 1996 – 2011 годы согласно социологического опроса учащихся ДПЛ № 135



страна

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Работ. (чел)

Не раб. (чел)

Всего

(чел)

США

1

-

-

-

7

2

3

1

3

3

1

1

-

-

1

-

20

3

23

Франция

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

-

-

-

-

-

-

2

-

2

Италия

1

-

-

-

-

-

-

-

-

2

1

-

7

-

-

-

11

-

11

Канада

1

2

-

-

-

-

-

1

-

4

2

1

2

-

4

2

18

1

19

Велико

британия

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

-

-

1

-

1

Германия

1

-

1

-

-

-

1

-

3

1

6

-

6

1

-

-

19

1

20

Израиль

5

2

-

-

-

3

-

-

-

5

6

1

3

-

-

3

28

-

28

Австра

лия

5

-

-

-

-

5

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

11

-

11

Португа

лия

1

-

1

3

-

2

-

-

-

1

-

1

-

-

-

-

9

-

9

Россия

13

4

1

13

-

2

1

4

1

1

3

1

-

-

5

-

44

5

49

Узбеки

стан

5

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

5

-

5

Всего

















































150

10

160



Из таблицы следует, что за этот период выехало за границу 160 человек, из них 150 человек трудоспособных в возрасте от 22 до 40 лет, пенсионеров выехало 10 человек.

Значит, четвертая трудовая эмиграция характерна и для нашего района.

Интересен тот факт, что выезжают люди достаточно высокого образовательного уровня, в основном молодые мужчины. В какие же страны уезжают жители нашего района? Мы проследили динамику эмиграционных процессов, которая отчетливо видна на диаграмме.


Динамика эмиграционных процессов

Буденновского района г. Донецка

согласно социологического опроса учащимися ДПЛ № 135 за 1996 – 2011 годы (микрорайон Донской и микрорайон Цветочный)


Это такие страны: Россия, Израиль, США, Германия, Канада, Италия, Австралия.

При определении качества жизни стран принимается во внимание основной показатель – это ВВП на душу населения (как олицетворение богатства и благосостояния). В этих странах, куда движутся потоки эмигрантов из Украины и нашего района ВВП на душу населения в долларах высок.

Например: США – 22 000 дол., Германия – 20 500 дол., другие капиталистические страны в среднем – 19 000 дол., а в Украине низкий уровень ВВП. Следовательно, существует большое различие в качестве жизни. Это и заставляет людей искать лучшей жизни, хотя их квалификация зачастую не востребована в странах, куда они мигрируют.

Сделали вывод, что причин, приводящих к эмиграциям населения как в Буденновском районе, так и в Украине, много. Основной причиной является невысокий материальный уровень жизни большинства ее граждан, желание соединиться семьями, переезд на родину мужа или жены и т. п. Самое страшное то, что 60 % жителей уехавших улучшить свое материальное положение, твердо решили остаться за рубежом.

С расширением Европейского Союза восточнее и внедрением жесткого контроля за получением виз со странами – соседями, возможности периодического выезда за границу для украинцев будут ограничиваться. Итак, больше людей будут ориентироваться на продолжительное или даже постоянное пребывание за границей. Все это вместе приведет к необратимой потере населения. А учитывая неопровержимую депопуляцию – этот факт уже есть довольно опасным для государства.

Сбудутся ли прогнозы социологов, покажет несколько следующих лет. В любом случае зарубежные исследователи миграционных процессов уже давно доказали, что 25 % любого потока трудовой эмиграции превращается в необратимую. Итак, каждый четвертый украинец, найдя временную работу за границей, возможно, домой уже не возвратится.

Остается отдать должное дальновидному гению Тараса Шевченко, который предусмотрел настоящее, обращаясь и к мертвым, и к живым, и к неродившимся землякам в своем «… дружеском послании»:

У чужому краю

Не шукайте, не питайте

Того, що немає

І на небі, а не тільки

На чужому полі.

В своїй хаті своя правда,

І сила, і воля.


ІІІ. Обобщение знаний и умений учащихся


  1. Что называется диаспорой?

  2. Назовите причины формирования украинской диаспоры?

  3. Назовите страны с наибольшей численностью украинской диаспоры?

(работа со схемой)


Украинская диаспора





Восточная

Западная

Причины формирования

Добровольное переселение на свободные земли

Принудительное выселение (коллективизация, депортация)

Тяжелые экономические и социальные условия

Принудительное выселение




  1. Россия – 4,4 млн. человек

  2. Беларусь – 295 тыс. человек

  3. Молдова – 600 тыс. человек

  4. Казахстан – 400 тыс. человек

  5. Узбекистан – 155 тыс. человек

  6. Киргизия – 110 тыс. человек

  7. Грузия – 53 тыс. человек

  8. Таджикистан и

Туркмения – 35 тыс. человек

  1. Армения – 3,5 тыс. человек

  2. Литва – 45 тыс. человек

  3. Латвия – 95 тыс. человек

  4. Эстония – 44 тыс. человек

  1. США – 1,2 млн. человек

  2. Канада – 1,0 млн. человек

  3. Австралия – 35 тыс. человек

  4. Аргентина – 250 тыс. человек

  5. Бразилия – 18 тыс. человек

  6. Парагвай – 12 тыс. человек

  7. Польша – 600 тыс. человек

  8. Румыния – 300 тыс. человек

  9. Словакия – 150 тыс. человек

  10. Чехия – 50 тыс. человек

  11. Хорватия – 50 тыс. человек

  12. Великобритания – 35 тыс. человек

  13. Франция – 35 тыс. человек

  14. Германия – 22 тыс. человек




  1. Что бы вы предложили для решения проблем миграционных процессов в Украине?


IV. Итоги урока.

Выставление баллов. Благодарность за подготовку и работу учащихся и внимание гостей.

V. Домашнее задание.

Повторить § 7, стр. 32 – 38, проработать вопросы и задания.


Заключительное слово учителя географии.

Общая работа учителей разных предметов и учеников дала возможность всесторонне рассмотреть вопрос миграционных процессов в прошлой и современной жизни и еще раз убедиться что

Ми є. І будемо Ми!

Й Вітчизна наша з нами!


Литература


  1. Брук С.И. Население мира: Этнографический справочник М., 1986

  2. Брук С.И., Кабузан В.М. Динамика численности украинского населения в мире Сов. Этнография, 1981, № 5.

  3. Бугай Ф.М. Демографія населення України (30 – 35-ті роки) Укр. іст. журн., 1990, № 10

  4. Демографічний енциклопедичний словник М., 1986

  5. Йосип Гілецький. Економічна і соціальна географія України. Т., «Підручники і посібники», 2009

  6. Заставний Ф.Д. Экономическая и социальная георгафия Украины. К., «Блиц», 2004

  7. Кабузан В.М., Чорна Н.В. Заокеанська міграція слов’ян ХІХ – початку ХХ ст., Нар. творчість та етнографія, 1989, № 6

  8. Масляк П.О., Шищенко П.Г. География Украины . – К., Зодіак ЕКО, 1996

  9. Масляк П.О., Шищенко П.Г. Хрестоматія з географії України. – К., Генеза, 1994

  10. Перковський Л.П., Пирожков С.І. Демографічні витрати Української РСР у 30-ті роки, укр. ін.-т. журн., 1989, № 9

  11. Пирожков С.І. Які наші людські витрати. Вісн. Академії наук УРСР, 1991, № 1

  12. Пестушко В.Ю., Уварова Г.Ш. Географія 10, К. Генеза, 2010

  13. Сироженко Л.И., Чернов Б.А., Плакута В.Я. География Украины. – К. Освіта, 1996

Похожие:

Пояснительная записка Урок по теме iconПояснительная записка Посылаем материал на конкурс "Дистанционный урок"
...
Пояснительная записка Урок по теме iconПояснительная записка Урок литературного чтения по теме «Авторская сказка в гаршина «Лягушка путешественница»
Урок литературного чтения по теме «Авторская сказка в гаршина «Лягушка путешественница»
Пояснительная записка Урок по теме iconУрок истории» номинация «урок истории»
Место в учебной теме 10 урок из 12 в теме «Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг»
Пояснительная записка Урок по теме iconУрок алгебры в 11 классе по теме «Методы решения уравнений»
Урок можно проводить при повторении курса алгебры и подготовки к егэ, а также как обобщающий урок по теме «Решений уравнений»
Пояснительная записка Урок по теме iconУрок по теме «Механические колебания»
Место урока в теме урок закрепления и обобщения знаний, экспериментальная работа
Пояснительная записка Урок по теме iconУрок на тему: «Социально-экономическое развитие Челябинской области в конце 40- начале 60 годов»
Место урока в теме: самостоятельный краеведческий урок в теме «ссср в 40-60-е гг.»
Пояснительная записка Урок по теме iconПояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Электротехника и электроника»
Пояснительная записка 19 с., 9 рис., 2 табл., 6 источников, 2 л графического материала
Пояснительная записка Урок по теме iconПояснительная записка к Комплексной (Сводной) программе повышения безопасности энергоблоков
Пояснительная записка …
Пояснительная записка Урок по теме iconУрок “Основные стадии антропогенеза”
Урок проводится при изучении темы “Антропогенез”, на которую отводится 6 часов. Это второй урок по теме
Пояснительная записка Урок по теме iconПояснительная записка 3 пояснительная записка
Охватывает: требования, предъявляемые к персоналу
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница