Современный урок географии




Скачать 315.47 Kb.
НазваниеСовременный урок географии
Дата03.09.2012
Размер315.47 Kb.
ТипУрок


МОУ «Кардымовская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза С. Н. Решетова»


Современный урок географии


на основе технологии проектного обучения


8 класс


Тема: « ЗАПАДНО – СИБИРСКАЯ РАВНИНА. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ»


Учитель географии:

Полуэктова Елена Анатольевна


Кардымово

2011 год

Тема урока:

«ЗАПАДНО – СИБИРСКАЯ РАВНИНА. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ»

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями природы региона.

Задачи урока:

I. Дидактические: Учащиеся должны

Знать:

Уметь:

  • особенности географического положения Западной Сибири;

  • влияние географического положения на формирование природных условий Западной Сибири;

  • уникальные черты рельефа, климата, внутренних вод, природных зон Западной Сибири, выделяющие её среди других регионов России;

  • географическую номенклатуру.

  • составлять характеристику географического положения Западной Сибири на основе карт;

  • объяснять влияние географического положения на формирование природных условий;

  • объяснять уникальность черт рельефа, климата, внутренних вод, природных зон Западной Сибири;

  • показывать на карте географические объекты.



II. Развивающие:

  • Продолжить развитие умений работать с картографическим материалом, сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, умение анализировать полученную информацию и делать выводы.

  • Развитие проектировочных способностей.

  • Развитие эмоциональной сферы личности.

III. Воспитательные: формировать ценностное отношения к региону - Западная Сибирь. Осуществлять экологическое воспитание.

Тип урока: изучение нового материала (формирование новых знаний и совершенствование умений).

Технология: проектное обучение.

Методы и приёмы обучения: беседа, работа в группе, дискуссия, самостоятельная работа.

Учебно-наглядный комплекс:

  • Мультимедиапроектор, компьютер, экран .

  • Карты России: физическая, тектоническая, климатическая; природных зон.

  • Физическая карта Западной Сибири.

  • Учебник: География: учебник для 8 класса общеобразоват. учреждений/ Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. - М. : «Русское Слово», 2010 г.

  • Справочники школьника. География/ Сост. Т. С. Майорова. - М.:Филолог. Об-во «Слово». 2004 год.

  • Атлас: География 8 класс — М.: Дрофа: Издательство ДИК, 2010.

  • Презентация «По Западной Сибири» (Приложение 1).

План урока







Этап урока

Содержание
(цель) этапа


Время

1

Организационный этап

Активизация внимания

1 мин

2

Постановка темы, цели и задач урока

(целеполагание)

Постановка темы, цели и задач урока. Мотивация (подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала)

4 мин

3

Изучение нового материала (игра - путешествие)

Изучение нового материала, формирование компетенций

33 мин

4

Закрепление и обобщение новых знаний.

Оценивание знаний учащихся, оценка работы групп

3 мин

5

Домашнее задание.

Развитие умений работать с тематическими картами, закрепление знаний по теме

2 мин

6

Подведение итогов урока. Рефлексия

Самооценка эмоционального состояния

2 мин


Ход урока

16 этапы урока представлены в таблице 1.

Таблица 1. Основные этапы проектной деятельности на уроке

Этапы урока

Этапы

проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный




Приветствует и проверяет готовность учащихся к уроку

Проверяют свою готовность

к уроку

Этапы урока

Этапы

проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Целеполагание

1. Ценностно-ориентиро-

ванный

(подготовительный)

Мотивация проектной деятельности.

2. Постановка темы, цели и задач урока. - Ребята, мы с вами уже изучили природу регионов Европейской части России и Урала, и теперь нам предстоит начать изучение её Азиатской части.

- В поэме А.Твардовского «За далью - даль» говорится:

Урал! Невольною печалью
Я отдаю прощанью дань...
А за Уралом - Зауралье,
А там своя, иная даль.

- Как называется эта «даль», расположенная к востоку от Урала? (Ответы учащихся). - Сегодня на уроке мы будем изучать Западную Сибирь, тема нашего урока: «Западно - Сибирская равнина. Особенности природы». (Слайд1)

- Откройте в атласе «Физическую карту» стр. 14. - А как вы думаете, почему именно этот регион мы начнём изучать первым? 1) согласно последовательности изучения крупных районов России, 2) данная равнина является одной из крупнейших и важных в жизни нашей страны. - Мы проведём с вами не совсем обычный урок. Предлагаю вам попробовать себя в роли молодых учёных, а я буду вашим научным руководителем. Мы отправимся в деловое турне по Западно-Сибирской равнине, по речной системе Оби и Иртыша. - Итак, я приглашаю вас в путь. - Каковы же будут цель и задачи нашего путешествия? (дети вместе с учителем формулируют цель урока) ЦЕЛЬ: 1. Продолжить формирование знаний об особенностях крупных природных регионов на примере Западно- Сибирской равнины.

ЗАДАЧИ:

1) Создать условия для применения ранее полученных знаний и умений в оценивании особенностей природы Западно- Сибирской равнины, как географического объекта.

2)Развивать умение выделять главное, анализировать, делать выводы, совершенствовать навыки работы с источниками географической информации.

3) Воспитывать любовь к красоте родной природы, гордость за наши природные богатства.

4) Развивать пространственное мышление, внимание, память.

- Ребята, а давайте попробуем забыть, что Западно- Сибирская равнина уже давно изучена. И мы с вами будем первопроходцами, а наши исследования будут положены в основу нового учебника по географии. Как вы думаете, это возможно?

- Но, прежде, чем отправиться в путешествие, нужно знать его точный адрес, т.е. географическое положение. (Слайд2).

Границы равнины – это отчётливо выраженные естественные рубежи:

- на западе – восточнее предгорий Урала,

- на востоке – долина р. Енисей,

- на севере – береговая линия Карского моря,

- на юге – до подножия гор Южной Сибири (Казахского мелкосопочника, Алтая, Салаира и Кузнецкого Алатау.)

Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей работы:

отвечают на вопросы учителя, стремятся к самостоятельному формулированию цели и задач урока.

Изучение нового материала

2. Основной:

а) конструк-

торский


б) технологический

Учитель перед исследованием раздаёт группам задания, проводит вводный инструктаж.

Приложение 2вопросы, которые помогут детям выявить особенности природы равнины, далееработа с учебником, атласом, дополнительной литературой, словарём.

3. Изучение нового материала:

(Класс делится на группы по 4 — 5 человек, учитель раздаёт подготовленные памятки и алгоритмы по организации самостоятельной работы).

  • Мы работаем в группах исследователей:

1 группа«Геоморфологи» - будет исследовать рельеф Западно- Сибирской равнины и ответит на вопрос: «Какие формы рельефа наиболее характерны для Западно- Сибирской равнины?»

2 группа«Климатологи» - исследует климат Западно- Сибирской равнины и ответит на вопрос: «Чем характеризуется климат Западно- Сибирской равнины?»

3 группа«Гидрологи» - будет исследовать внутренние воды Западно- Сибирской равнины и даст ответ на вопрос: «Каковы главные особенности внутренних вод Западно- Сибирской равнины?»

4 группа «Ландшафтоведы» - исследует ландшафт Западно- Сибирской равнины и приготовит отчёт по теме «Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов Западно- Сибирской равнины?»

(на работу отводится 10 минут, у каждой группы есть необходимый материал для исследования:

- учебник географии,

- атласы,

- дополнительная литература - энциклопедии, хрестоматии,

- словари).

а) Включение в проектную деятельность в группе: сбор, поиск материала.

б) Исследова-

тельская работасоставление описания природных особенностей Западно - Сибирской равнины.




3.

Защита проекта

а) защита проекта

б) оценка результатов



Организация дискуссии. ( Отчёт по группам).

(Приложение 3)

Подведение итогов дискуссии.

- (Учитель) мы рассмотрели основные особенности природы Западной Сибири. (Слайд17)

- Западная Сибирь - её необъятные просторы, её бескрайняя тайга, её топкие болота, её богатые природные ресурсы, её плодородные земли степей – всё это наша Родина. Её нельзя не любить! С нею неразрывно связано самое лучшее и светлое в нашей жизни, с нею наши помыслы и надежды, ей - наш повседневный труд. Хороша она, велика, и вся она наша – твоя и моя!

Удивительная и неповторимая по своей красоте природа, давно воспета на полотнах художников, она живёт в волшебных словах наших писателей, поэтов. Вот, например,

поэт И. Фролов написал о ней такие строки:

Равнина. Равнина.

Ни яра, ни пади.

Равнина - на север,

Равнина - на юг.

Как будто гористую

Землю разгладил

Какой – то гигантский утюг!

а) Включение учащихся в дискуссию, представление результатов деятельности.

( Отчёт по группам).

(Приложение 3)

б) Участие в коллективном обсуждении результатов проекта.

Закрепление и обобщение новых знаний

4. Оценочно-рефлексив-

ный



4. Закрепление и обобщение новых знаний.

- Для обобщения и закрепления изученного материала предлагаю дополнить логико – смысловую схему по теме «Западная Сибирь».

Формулировка общего вывода (вместе с учащимися) (Слайд18):

1) Западная Сибирь - одна из крупнейших ___________ равнин земного шара.

2) Богата разнообразными ______________ ресурсами.

3) Климат _________________, достаточно суровый.

4) Богата реками, ________, болотами.

5) Заболоченность территории ________.

6) Отчётливо выражена зональность её природы от тундры до _________.

  • Ребята, как вы думаете, совпали ли наши исследования с авторскими Оценка работы групп учителем._____

5. Домашнее задание.

- Для того чтобы ещё раз убедиться, что наши выводы правильные, мы применим полученные знания на практике, выполняя в качестве домашнего задания самостоятельную работу по теме: «Сравнение особенностей природы Восточно- Европейской и Западно- Сибирской равнины».

КАРТОЧКА

Географическое положение и особенности природы

Восточно- Европейская равнина

Западная Сибирь

В каком полушарии находится







В какой части материка







Омывается водами океанов







Примерные широты







В основании равнин лежат







Тип поверхности







Преобладающие высоты







Климатообразующие факторы







Тип климата







Средняя температура января и июля







Среднегодовое количество осадков







Внутренние воды, их особенности







Природные зоны







Вывод:

(Учитель раздаёт карточки всем учащимся). Параграф № 40, 41, выполнить самостоятельную работу в тетради.

Самооценка своей деятельности

Домашнее задание









Подведение итогов урока. Рефлексия




6. Рефлексия.

- Как вы оцените свою работу на уроке? - Чему научились на уроке? - О чём бы вы хотели узнать больше?






Литература:

  1. Безрукова В. С. Всё о современном уроке: проблемы и решения. – М.: «Сентябрь», 2004. – 160 с.

  2. География: учебник для 8 класса общеобразоват. учреждений/ Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. - М. : «Русское Слово», 2010 г.

  3. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть II: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов –н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. – 288 с.

  4. Сборник нормативных документов. География / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. -100 с.

  5. Справочники школьника. География/ Сост. Т. С. Майорова. - М.:Филолог. Об-во «Слово». 2004 год

  6. Тарасов А. К. География. Книга для учащихся и учителей. – Смоленск: Русич, 1999. – 256с.



Приложение № 2.


«ЗАПАДНОСИБИРСКАЯ РАВНИНА. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ»

карточка-задание

Задания группе № 1

ГЕОМОРФОЛОГИ – учёные, изучающие рельеф земной поверхности.


1. Что лежит в основе Западно - Сибирской равнины? (см. «Тектоническая карта» - стр. 16).ирской равнины? равнины.

2. Каков соответственно рельеф? (см. «Физическая карта»- стр.14-15).

3. Преобладающие высоты.

4. Какое влияние на рельеф оказал ледник?

5. Что такое Северные Увалы?

6.Перечислить полезные ископаемые, встречающиеся на равнине

(см «Тектоническая карта» - стр. 16).

ирской равнины? равнины.

ВЫВОД: Какие формы рельефа наиболее характерны для Западной Сибири?

ГП равнины:

- на западе – ____________,

- на востоке – долина р. Енисей,

- на севере – ____________,

- на юге – до границы с Казахстаном.

Рельеф:

- в основании Западно- Сибирской низменности лежит ___________, перекрытая мощным слоем (3-4 км)_________________,

-рельеф _____________,

  • повлиял на рельеф Западно – Сибирской равнины____________ , отступая он оставил _____________.


Задания группе № 2

КЛИМАТОЛОГИ - учёные, изучающие климат.

1. Работа по «Климатической карте» - стр. 17, и по «Физической карте» - стр. 15.

2. В пределах каких климатических поясов, расположена территория равнины?

3. Какие факторы сформировали континентальный и суровый климат?

- широта,

- рельеф,

- океаны,

- атмосферные фронты, циклоны,

- горы на периферии.

ВЫВОД: Чем характеризуется климат Западной Сибири?

Климат:

- климат Западной Сибири _____________.

Причины сурового климата Западной Сибири:

- положение в основном в _________ климатическом поясе,

- удаленность от __________ и Тихого океана,

- равнинность территории,

  • горы по периферии.


Задания группе3

ГИДРОЛОГИучёные, изучающие природные воды гидросферы.

1. Работа по «Физической карте» - стр. 15.

2. Какими видами представлены внутренние воды равнины?

3. Привести пример. Показать на карте

4. К бассейну какого океана относятся реки и почему?

5. Почему реки Западной Сибири имеют медленное течение?

6.Почему весной река Обь разливается на десятки км.?


Дополнительный материал - (Обская губа, р. Иртыш).

ВЫВОД: Каковы особенности речной системы Западной Сибири?

Внутренние воды:

- территория равнины богата ________,_________,__________,___________,

- наиболее крупные водные объекты ______, __________,

- крупнейшее из озёр ______,

Причины заболоченности равнины:

- плоский рельеф,

- многолетняя _______,

- избыточное увлажнение,

- бич болот ____, _______, _______,_________,__________.


Задания группе № 4

ЛАНДШАФТОВЕДЫучёные, изучающие ПТК, в том числе и природные зоны.

1.Работа по карте Природные зоны стр. 25.

2.Какие природные зоны находятся на Западно – Сибирской равнине?

3.Какая природная зона занимает большую площадь?

4.Какие виды хвойных пород преобладают?

5.В чём особенность лесостепи и степи, их хозяйственное использование?

6.Новые понятия: КОЛКИ, ГРИВЫ, УРМАНЫ.


ВЫВОД: Каковы наиболее характерные черты ландшафтов Западной - Сибири?

Природные зоны:

- от тундры до _____________,

- таёжная лесоболотная зона – это царство - ели, пихты, _____,______,_____________,

- самая большая по площади,

- южная часть тайги - берёзово – осиновые мелколиственные леса,

- отсутствует зона широколиственных лесов.

Лесостепь:

- её ширина небольшая,

- много озёр,

- почвы________ ,

- пашни.

Степи:

- занимают небольшие площади на юге Западной Сибири,

- осадков здесь выпадает мало от 300-350 мм.,

- с плодородными ________ и каштановыми почвами,


Приложение № 3.

( Примерные отчёты по группам).


I ГРУППА исследовала рельеф Западно- Сибирской равнины и отвечает на вопрос: «Какие формы рельефа наиболее характерны для Западно- Сибирской равнины?»

группа – «Геоморфологов». (Слайд № 3)

Нигде в мире не найти такого огромного пространства со столь плоским рельефом, как бы понижающимся к его центру, а в целом - на север.

В основании Западно- Сибирской низменности лежит молодая плита палеозойского возраста, перекрытая горизонтальным наслоением осадочных пластов (3-4 км).

1. - именно эта особенность тектонического строения территории равнины обусловила равнинность рельефа. Рельеф плоский.

2. - повлияло на рельеф Западно – Сибирской равнины и оледенение. Но ледник здесь не пересекал 60 с.ш., но отступая оставил небольшие моренные гряды –Сибирские Увалы.

3.- Местами рельеф междуречий имеет характер волнистой или холмистой равнины.

В Западной Сибири отсутствуют возвышенности. Преобладающие высоты равнины от 0 до 200м. (общее понижение к северу). А что об этом говорит? Реки текут на север.

Работая с «Тектонической картой», выяснили, что Западная Сибирь (Слайд4) уникально богатая нефтегазоносная провинция Земли (крупнейшие месторождения нефти и газа),

- на юге – богатейшие месторождения соли (поваренная и глауберова соль), сода,

- на её территории – 60 % общих запасов торфа России,

- залежи бурого угля в Тюменской области,

- на юго-востоке найдены железные руды, содержание железа в них – до 36 - 45%.


II ГРУППА исследовала климат и отвечает на вопрос: «Чем характеризуется климат Западно - Сибирской равнины?»

группа«Климатологов». (Слайд5)

В каких климатических поясах находится территория Западной Сибири?

Климат Западной Сибири – континентальный и довольно суровый.

Причины сурового климата Западной Сибири:

1) положение в умеренных широтах, а северная часть равнины заходит за Северный Полярный круг. (Мало солнечной радиации).

На севере – климат субарктический с холодной, ветреной зимой и прохладным летом.

За полярным кругом мало солнечного тепла и света (несколько недель полярная ночь).

2) удаленность от Атлантического океана, который снабжает влагой (м.у.в. приносит циклоны), и Тихого океана, что обусловливает континентальность климата).

На пути морского воздуха и циклонов находятся Уральские горы. Благодаря небольшой высоте горы не задерживают всю влагу с Атлантики. В Западной Сибири осадков выпадает меньше, чем на русской равнине, 400 - 500мм - на севере, на юге равнины – менее 400мм.

3) равнинность территории, позволяющая холодным массам арктического воздуха с Северного Ледовитого океана, проникать далеко на юг, вызывая летом понижение воздуха до заморозков, а также легко продвигается на север сухой и тёплый воздух Казахстана и Средней Азии. 4) горы по периферии, отгородившие равнину от атлантических в. м. с запада

- и центрально-азиатских – с юго-востока.

В целом: Зима холоднее, чем зима на Русской равнине (почему?)

- Зимой (над Монголией) формируется мощный Сибирский антициклон. Его влияние на погоду Западной Сибири зима ясная, морозная, холодная, сухая, без оттепелей.

Но случаются на равнине и зимние ураганы, которые местные жители называют пурга.

Лето - тёплое, на юге (в степях) – стоит ясная солнечная погода,

- ср. температура июля + 21-23 градуса.

Снега в Сибири выпадает за зиму меньше, чем на Русской равнине, а толщина снежного покрова даже больше. Почему?

- В Западной Сибири зимой не бывает оттепелей, снег выпадает осенью и не тает до весны, так как Атлантика не согревает зимой Сибирь, снег как бы накапливается.

Континентальность климата на равнине возрастает с севера на юг.(больше амплитуда температур, меньше осадков).


III ГРУППА исследовала внутренние воды Западно- Сибирской равнины и сообщит нам «Каковы главные особенности внутренних вод Западно- Сибирской равнины?»

группа – «Гидрологов».

- Чем представлены внутренние воды? (Слайд № 6)

Территория равнины богата реками, озёрами, болотами, подземными водами.

  • Наиболее крупные водные объекты:

р. Обь с притоком Иртыш. Она образуется от слияния рек Бии и Катуни. Это одна из величайших рек мира, в России она занимает 1 место по длине и площади бассейна.

Их питание - талые снеговые воды и летне – осенние дожди. (Слайд7)

ОБЬ - типичная равнинная река, её ширина 3 - 4 км, а в устье – доходит и до 10 км ,

- глубина реки – до 40 м.

- одна из самых многоводных рек Сибири.

ИРТЫШ (Слайд8)- Могучая река, река сибирской истории и чудесных свершений. Горный и тихий, грозный и ласковый, но неизменно щедро отдающий свои воды земле, людям. Есть такая старинная народная сказка о том, как богатырь Иртыш вырвался из каменного плена, бежал из отцовских хором на волю, в степи, чтобы отдать свою силу людям, земле, чтобы соединиться с красавицей Обью.

Кроме Оби и Иртыша среди крупных рек региона можно назвать судоходные Надым, Пур,

Таз, Тобол.

- Почему реки Западной Сибири имеют медленное течение?

- Равнина плоская, уклон маленький.

- Почему весной Обь разливается на десятки км.?

- маленький уклон,

- сток замедлен,

- реки текут на север,

- берега низкие.

Крупнейшее из озёр – Чаны.


По количеству болот у Западно- Сибирской равнинытоже мировой рекорд: нигде в мире нет больше такой заболоченной территории S=800кв.км.,

как здесь. Классический пример заболоченности может служить ВАСЮГАНЬЕ (Слайд9), - географическая область, лежащая в междуречье Оби и Иртыша.

- Объясните причины заболоченности равнины. См. схему:

Плоский рельеф.

Многолетняя мерзлота.

Низкие температуры.

Избыточное увлажнение.

Половодье на реках.

Торф (удерживает влагу, во много раз превышающую вес торфяной массы).

БИЧ болот - Гнус (Слайд10) - это всё, что жалит и сосёт кровь! Мошка, мокрецы, комары, слепни, оводы. Без них тайгу трудно представить! (Слайд11).

КОМАРЫ:

- их укус жжёт (протыкает кожу, сосёт кровь, вводит в место укуса особое вещество, которое не даёт свернуться крови. Иначе закупорится его хоботок – жало. Вещество это жгучее, поэтому и укусы болезненны.

- Колются комары не от голода. Кровь им нужна для продолжения рода.

- Колющий хоботок только у самок, пьют кровь только они.

- Во время размножения у них наступает постоянный белковый голод.

- Их организм получает белок, перерабатывая кровь.

- Нектар, который комары пьют из цветов, даёт им энергию для полёта.

- Могут улетать за 20-30 км.

СЛЕПНИ:

- самки слепней тоже сосут кровь.

- аппетит у них больше - за 1 раз высасывает крови, что и 70 комаров,

- вещества против свёртывания крови вводят больше, потому и укусы слепней жгучи.

ОВОДЫ:

- животные больше всего боятся оводов,

- они откладывают свои яйца прямо под кожу,

- укусы безболезненны, но последствия опасны,

- боязнь их укусов передаётся по наследству,

- животные готовы убежать от них «хоть на край света»,

- единственно, кому оводы приносят хотя бы небольшую пользу, - это науке.

МОШКИ:

- не только жалят, но и назойливо лезут в глаза, в рот, в нос, в уши.

  • их 40 видов в Сибири.

- яйца откладывают на дно реки, там они и зимуют,

- а весной они буквально выпрыгивают их воды в пузырьке газа и сразу стремительно взлетают.

- мошка может улетать за 200 км от места выплода.

- уколы мошки – ядовиты,

- веки от укусов распухают, появляется общая слабость,

- бывало мошки столько, что за 1 час в специальные ловушки попадало до 13

тысяч!

МОКРЕЦЫ (Слайд12).

- в 2 раза меньше мошек,

- их иногда и не видно,

- проведёшь рукой по щеке, она становится мокрой.


IY ГРУППА исследовала ландшафт Западно- Сибирской равнины и готова дать отчёт по теме «Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов Западно- Сибирской равнины?»

группа – «Ландшафтоведов»..

Большая протяжённость с севера на юг (огромные размеры и плоский рельеф) позволяет уместиться нескольким природным зонам –

- от тундры на севере,

- до степей на юге.

ТУНДРА (Слайд13)

- Суровость климата:

- Зима долгая, холодная, ветреная.

- Лето прохладное, ср температура июля + 5 - 10 градусов.

- Осадков выпадает 200-300 мм в год.

- Мало тепла, испарение невелико,

- Увлажнение избыточное,

  • Распространена вечная мерзлота.

РАСТЕНИЯ: Мхи, лишайники, карликовые берёзы, ивы, много ягод: морошка, клюква, брусника, много грибов.

Приспособления растений:

- с осени подготавливают зимующие почки,

- короткий вегетационный период.

ЖИВОТНЫЕ: олени, песцы, лемминги.

Гнездится много растительноядных птиц.

ТАЁЖНАЯ ЛЕСОБОЛОТНАЯ зона (Слайд14)

- самая большая по площади, царство ели, пихты, кедра, лиственницы, сосны (елово - пихтовых, лиственично – кедрово - сосновых лесов, с лишайниками и кустарничками). 15

Южная часть тайгиберёзово – осиновые мелколиственные леса.

(Норка, куница, соболь, бурундук, белка, барсук, медведь, волк, лиса, крот, заяц-беляк.

Глухарь, рябчик, горлица, дятел, кулик, серый журавль, бекас, дупель.)

- Отсутствует зона широколиственных лесов.

УРМАНЫ – это заболоченные участки тайги ( в междуречье Оби и Иртыша).

ЛЕСОСТЕПЬ - (КУЛУНДА) (Слайд15)

- её ширина небольшая,

- сосновые боры со степными видами животных: овсянкой, полевым коньком, тушканчиком,

- таёжные виды: белка, глухарь,

- много озёр,

- плодородные почвы ,

- пашни.

- РЕКРЕАЦИОННЫЕ ресурсы – юг равнины:

Колки – это рощицы берёз и осин.

Гривы – это песчаные гряды высотой до 10 м .

Встречаются солонцы и солончаки - в условиях недостаточного увлажнения.

СТЕПИ (Слайд16)

- занимают небольшие площади на юге Западной Сибири,

- осадков здесь выпадает мало от 300-350 мм

- травянистые, с плодородными чернозёмными и каштановыми почвами,

- может давать высокие урожаи пшеницы, кукурузы, подсолнечника, овощей (но часто мешает недостаток влаги и пыльные бури в начале лета).


Похожие:

Современный урок географии iconЛекция А. С. Пушкин " И. И. Пущину посвящается " // Современный урок. Москва 2008г. №1 с. 89
Клуб интеллектуальных игр // Современный урок. Москва 2007г. №3 с. 33, №4 с. 33, №5-6 с. 62
Современный урок географии iconУ. Каков он, современный урок истории?
Смекалкина, У. Каков он, современный урок истории? /Смекалкина, У.// Учитель. 2007. №3. С. 51-53
Современный урок географии iconУрок является элементарной структурообразующей единицей учебно-воспитательного процесса, на базе которой раскрывается и реализуется известная часть учебной программы и отражается конкретный этап ее усвоения.
Дидактическая теория основа профессионально грамотной работы учителя. Основные дидактические категории: урок, современный урок, цель...
Современный урок географии iconУрок математики
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественнонаучного...
Современный урок географии iconУрок: естествознание и история по теме «Чудо планета Земля»
Интегрированный урок по экологии и географии «Влияние окружающей среды Томской области на здоровье населения»
Современный урок географии iconОкружной Дистанционный конкурс «Современный урок (учебный модуль) с поддержкой икт» Пояснительная записка
Окружной Дистанционный конкурс «Современный урок (учебный модуль) с поддержкой икт»
Современный урок географии iconУчителя математики моу «Средняя школа №1»
Современный урок – это урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста,...
Современный урок географии iconУрок географии в 10 классе: «Зарубежная Азия регион контрастов. Политическая карта» на конкурсе «Учитель года 2007»
Урок географии в 10 классе: «Зарубежная Азия – регион контрастов. Политическая карта»
Современный урок географии iconУрок географии в 8 классе Подготовила Назарова Н. А., учитель географии моу русской сош
Образовательная. Раскрыть уникальность природы озера Байкал; познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал; сформировать...
Современный урок географии iconВсероссийский конкурс "Современный урок"
Малочуева И. С. "Использование интерактивной доски при обучении английскому языку"
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница