Использование результатов национальных мониторингов на уровне страны. Кейс Кыргызстана




Скачать 162.78 Kb.
НазваниеИспользование результатов национальных мониторингов на уровне страны. Кейс Кыргызстана
Дата21.10.2012
Размер162.78 Kb.
ТипДокументы
И.П. Валькова, к.п.н., директор центра оценивания в образовании и методов обучения

Использование результатов национальных мониторингов на уровне страны. Кейс Кыргызстана.

В Кыргызстане осуществляются различные виды оцениваний. Среди них - Национальное оценивание образовательных достижений учащихся, Общереспубликанское тестирование для поступления в вузы, Исследование критического мышления учащихся 9 классов, Международное сравнительное исследование функциональной грамотности 15-летних учащихся PISA и др. В данной презентации освещаются два из них. -Общереспубликанское тестирование (ОРТ), и Национальное оценивание образовательных достижений учащихся(НООДУ). Они являются примером оценки, проводимой на национальном уровне, имеющим регулярный характер и дающим ценный материал органам управления образованием для принятия тактических и стратегических решений в области образования.

Инициатива проведения Общереспубликанского тестирования (ОРТ) в Кыргызской Республике была предложена в январе 2002 года Министерством образования и культуры, разработавшим план реформ в сфере образования. Одной из важных задач реформирования было создание независимой тестовой организации (НТО), способной на профессиональном уровне проводить оценивание в области образования. Важнейшей целью НТО являлось проведение объективного, прозрачного тестирования выпускников, претендующих на получение государственных грантов. Такая организация была официально учреждена и зарегистрирована. Ею явился Центр оценки в образовании и методов обучения (ЦООМО)- негосударственное некоммерческое учреждение. ОРТ же стал инструментом, помогающим изжить негативные явления, сопровождающие вступительную кампанию, и обеспечить прозрачный, справедливый процесс поступления в высшие учебные заведения республики действительно талантливой молодежи.

ОРТ имеет одну цель – определить наиболее способных к дальнейшему обучению в вузах страны абитуриентов.

За десять лет проведения тестирования через Общереспубликанское тестирование прошли 326 134 человек, желающих поступить в высшие учебные заведения страны. Из общего числа зачисленных на грантовую форму обучения - 67,12 % составляют абитуриенты из сельских школ, 32,88% - абитуриенты из г. Бишкек и из малых городов и областных центров.

При создании и дальнейшем совершенствовании ОРТ в первую очередь учитывались нужды государства. Так, не случайно основной тест, являющийся обязательным для всех поступающих, является тестом способностей. Выбор именно такого теста обусловлен противоречием, существующим и сегодня в кыргызстанском образовании. Оно заключается в том, что, с одной стороны, необходимо измерить всех абитуриентов одним измерительным инструментом, одной «линейкой», - с другой, совершенно очевидно, что уровень преподавания в разных уголках страны остается более, чем неоднородным. Это обстоятельство объясняется нехваткой высококвалифицированных учителей в основном в сельской местности; отсутствием или нехваткой во многих школах учебной литературы и материалов; неравным доступом учащихся к техническим средствам и средствам массовой информации и др. Очевидно, что в этом случае, абитуриенты, претендующие на дальнейшее обучение в вузе, находятся в разных стартовых условиях, если говорить о знаниях и умениях, полученных в результате обучения школьным предметам в различных регионах страны. При неравных исходных условиях жизни и обучения стояла задача обеспечить равный доступ к высшему образованию городских и сельских детей. Это и было серьезным аргументов в пользу избранной формы основного теста. Другой немаловажной задачей было по возможности наибольшее исключение субъективного компонента. Таким образом кыргызстанский Общереспубликанский тест выполнен в формате вопросов со множественными вариантами ответов, один из которых является верным. Основной тест состоит из трех частей: математической, вербальной и практической грамматики родного языка. Основой теста является школьная программа. При этом тесты предлагаются абитуриентам на трех языках по выбору: кыргызском, русском и узбекском в зависимости от того, на каком языке тестируемый может наиболее успешно проявить себя, и проводятся в 90 тестовых центрах по всей республике, обеспечивая таким образом участие абитуриентов из малоимущих семей, не имеющих средств на переезды и проживание вне дома.

Дальнейшее развитие ОРТ связано с введением предметных тестов. Уже на второй год существования по запросу университетов и заданию Министерств Образования были введены предметные тесты по химии, биологии, английскому и немецкому языкам. В 2010 году предметные тесты пополнились историей и физикой, а сдача профильного теста стала обязательной для всех поступающих. В 2012 году введен также тест по математике для профильных специальностей.

Несмотря на доверие общества к ОРТ, он проводился только как экзамен на грантовые места вузов, большинство же мест в университетах страны приходится на контрактную форму обучения.

В связи с этим в вузах стали происходить такие негативные явления, как неравное отношение преподавателей и администрации вузов к студентам «бюджетникам», многие из которых являлись выходцами из сельской местности, небогатых семей, и студентам «контрактникам». Другим минусом стало стремление университетов набрать как можно большее число контрактников вне зависимости от материальных и академических возможностей университетов. Особенно сильно это проявлялось на востребованных специальностях (юриспруденция, экономика и др.). При этом при зачислении основное значение имела возможность студента оплачивать свое обучение в вузе, а не его способности или приобретенные знания и умения. Результаты абитуриенты получают в виде именных сертификатов с указанием набранных на тестировании баллов по основному и предметным тестам отдельно. В сертификате имеется 5 талонов, которые абитуриенты могут опустить в опечатанную урну того или иного факультета выбранного им университета. Три талона абитуриент может использовать для участия в конкурсе на грантовые места и два – на контрактные. Сертификаты высылаются по месту регистрации абитуриента.

Исходя из результатов внедрения ОРТ, на основе ежегодных отчетов ЦООМО, исследований, проводимых не тольуо ЦООМО, но и другими исследователями в стране и за рубежом, стало очевидно, что ОРТ обеспечивает возможность поступления в вуз на грантовые места действительно сильных абитуриентов, независимо от их материального, социального состояния, а также от места их проживания в республике. Кроме того,

  • мотивацию к преподаванию учителям и к учению учащимся, так как по результатам опроса директоров школ, реальная возможность получения бесплатного высшего образования явилась лучшим стимулом для приложения усилий и учителей, и учащихся;

  • увеличение количества школ, выпускники которых поступили в вузы;

  • увеличение числа студентов из отдаленных районов;

  • четкое и прозрачное зачисление абитуриентов в вузы;

  • доверие общества, надежду на возможность позитивных изменений в жизни;

  • акцентирование важности чтения, как основного инструмента обучения, так как в тесте имеется раздел, направленный на проверку понимания учащимся прочитанного текста;

  • акцентирование важности применения знаний, полученных на уроках математики, родного языка, химии, биологии, физики, истории и иностранных языков, так как в тесте акцент делается не на припоминание фактов, а на применение знаний;

  • акцентирование важности математических умений как основного, наряду с чтением и письмом, инструмента современного образованного человека и др.

Проведенные ЦООМО исследования (успешность студентов, поступивших по ОРТ, анкетирование администрации школ), а также доверие общества стали основой для принятия правительством в лице Министерства образования и науки чрезвычайно важного для страны решения – поступления в вузы на основе результатов ОРТ на грантовые и контрактные места, независимо от формы собственности. В 2012 году это распространилось и на заочную/ вечернюю формы обучения. Сегодня Закон об образовании (статья 40), где говорится, что прием в вузы осуществляется на основе результатов ОРТ, выполняется полностью.

Был, однако, особенно на первых порах, и негативный опыт использования результатов ОРТ. В первую очередь он связан с тем, что результаты были использованы для наказания тех директоров школ, абитуриенты которых получили низкие баллы по ОРТ. Директора в свою очередь, наказали учителей, у которых учились выпускники. Ряд директоров, особенно в регионах, был уволен. Это привело к тому, что, боясь негативной реакции, в школах стали ограничивать регистрацию учащихся, которые плохо зарекомендовали себя на уроках. После этого было принято решение, закрепленное специальным Положением правительства, запрещающее разглашать индивидуальные данные абитуриентов. Другая ошибка использования результатов ОРТ – стремление сделать на его основании выводы о состоянии образования в стране в целом. Однако ОРТ – тест прогностический и ориентирован на конкретную цель - отбор абитуриентов, способных стать успешными студентами. Основной тест оценивает индивидуальные когнитивные способности каждого отдельного абитуриента, а не академические знания, что касается предметных тестов, то отбор материала, умений и навыков, подлежащих оцениванию производится также исходя из цели теста, то есть отбирается то, что будет востребовано при дальнейшем обучении в вузе определенного профиля. Кроме того, в вуз поступают не все выпускники страны, а та часть, которая намеревается получить высшее образование и имеет для этого возможности. Обычно это примерно половина всех учащихся, заканчивающих школу. В науке тестирования существует несколько методов подсчета баллов и подведения итогов теста; выбор определенного метода зависит от цели и типа самого теста. Во избежание ошибок очень важно понимать, что именно представляют собой баллы ОРТ. В тестах такого типа, как Общереспубликанский тест, используется так называемое нормативное начисление баллов. Это означает, что баллы каждого участника теста при подсчете соотносятся с баллами всех остальных участников, а не с каким-то установленным критерием. При таком методе подсчета, если тест составлен хорошо, результаты его в графическом отображении представляют собой колоколообразную кривую, подобную той, которая изображена на сертификате, полученном каждым из участников теста. Эта кривая показывает распределение участников теста в зависимости от количества набранных ими на тесте баллов. Научно доказано, что, если тест на проверку академических способностей составлен хорошо, то его результаты в графическом виде всегда будут представлять собой такой «колокольчик», так как в любой стране и при любой системе образования, независимо от качества образования, основная масса учащихся обладает средними академическими способностями; меньшее количество демонстрирует или более высокий, или более низкий уровень способностей. Сколько бы раз ни проводился тест, результаты его образуют именно такую колоколообразную кривую. Однако этот график не имеет ничего общего с качеством образования в стране, где проводится тест. Целью тестирования является выявление тех студентов, которые находятся на «высоком», правом конце кривой. По шкале Общереспубликанского теста это те абитуриенты, которые набрали примерно 130 баллов и выше. Следует отметить, что большинство представителей вузов, включая преподавателей технических специальностей, отмечают заметное повышение общего уровня успеваемости и «качества» студентов бюджетных отделений после введения Общереспубликанского тестирования. Даже открытые оппоненты тестирования признают, что студенты, набравшие высокие баллы на тесте, успешны и в последующей учебе в вузе.

Сами образовательные учреждения постоянно отслеживают результаты ОРТ и используют их в качестве стимула к повышению своего качества образования. Учителя используют результаты ОРТ в качестве обратной связи. Материалы ОРТ часто служат ориентиром для определения задач обучения (развитие умений работы с письменными текстами, применения знаний в новых ситуациях…). Данные ежегодных отчетов ОРТ служат также ориентиром при принятии решения о поступлении в вуз абитуриентом и его семьей.

Как еще используются результаты ОРТ в Кыргызстане? Прежде всего, из ежегодных отчетов можно увидеть в самых разных разрезах – в целом по стране, по категориям (город, село, Бишкек), по языкам обучения, по половой принадлежности и др, сколько человек, с какими баллами и по каким предметам сдало ОРТ. Откуда, с какими баллами и в какие вузы они поступили. Какие специальности являются востребованными. Какие вузы пользуются наибольшей популярностью (на бюджете, на контракте). Из каких областей, районов страны и с какими баллами зачислены учащиеся? Каков средний балл сдававших ( зачисленных) в самых разных разрезах. Эти сведения являются очень ценными при анализе ситуации в вузах станы. Самим вузам также важно увидеть результаты зачисления, востребованность той или иной специальности внутри вуза и в сравнении с другими университетами. Это помогает им обоснованно строить стратегию развития вуза.

Второе исследование, о котором идет речь в презентации, – Национальное оценивание образовательных достижений учащихся – оно было проведено в 2007 и 2009 году в рамках проекта Сельское образование при Министерстве образования и науки на средства гранта Всемирного банка.

Цель данного исследования - получить объективное и научно-обоснованное представление о том, что знают и умеют делать учащиеся по действующим в стране стандартам образования.

Полученные в результате исследования результаты адресованы Министерству образования и науки, а также всем другим заинтересованным работникам образования, родителям и широкой общественности. Результаты исследования призваны помочь определить сильные и слабые точки современного школьного образования. Подобные исследования используются для принятия решений в области образования, для приложения обоснованных, и организованных усилий по улучшению школьной образовательной системы, а также для стратегического планирования в данной области. Кроме того, результаты исследования необходимы учителям, родителям и общественности, заинтересованной в получении информации о состоянии дел в школьном образовании. Данное исследование предполагается проводить на регулярной основе, что даст возможность отслеживать реальные изменения и сдвиги в результатах обучения школьников. Результаты предоставляются в виде отчета. Исследование проведено на трех языках обучения (кыргызском, русском, узбекском) по всей территории Кыргызской Республики с опорой на существующие административные области. Для оценивания определены 3 предметные области: математика, грамотность чтения и естественные науки (химия, физика, биология, физическая география).

Инструментами национального оценивания образовательных достижений учащихся (НООДУ) являются тесты, а также анкеты для учащихся, администрации и для преподавателей.

В НООДУ участвовало: в 2007 г.4 класс – 3412 учащихся, 101 школа; 8 класс – 3553 учащихся, 101 школа. В 2009 г.: 4 класс – 3527 учащихся, 102 школы; 8 класс – 3685 учащихся, 102 школы. Были определены следующие страты: административные области Кыргызстана; категории школ (г. Бишкек, малый город, село);язык обучения (кыргызский, русский, узбекский).

На основе действующих в стране стандартов и программ были разработаны стандарты оценивания по каждому из предметов, в избранных для оценивания разрезах. Так, например, по чтению были выделены задачи чтения (чтение для литературного образования, чтение для получения информации, чтение для решения практической задачи) и аспекты чтения (общее понимание текста, интерпретацию текста, умение установить связь между собой как читателем и текстом; умение осмысливать содержательность формы текста). Внутри этой структуры оцениваются соответствующие умения.

В НООДУ определено 4 уровня образовательных достижений: уровень ниже базового, базовый уровень, уровень выше базового и высокий уровень достижений учащихся. Вышеназванные уровни были в 2007 году определены для каждого класса и для каждой предметной области с учетом того, что требуется знать и уметь ученику в рамках работающих в стране стандартов и программ.

Результаты, полученные по НООДУ в 2007 году, явились для страны шоковыми. Они свидетельствовали о том, что уже в 4 классе на уровне ниже базового по математике, находятся 62% учащихся; по чтению – 64.4%, и 64.8% - по родиноведению (природоведению). В 8 классе ситуация значительно ухудшается: здесь по математике не дотягивают до базового уровня уже 84.3% учащихся, по чтению 73.5%, и по естественным наукам – 81.8%. При этом обнаружилось значительная разница между результатами учащихся школ Бишкека и результатами сельских школ и школ малых городов. Результаты по языкам обучения также показали большую разницу. Результаты учащихся кыргызских и узбекских школ были значительно ниже результатов школ с русским языком обучения. Так как отчет по НООДУ вышел раньше, чем отчет по PISA, обществу трудно было поверить в достоверность полученных результатов. Вышедшие вскоре результаты международного исследования, где Кыргызстан занял последнее место, подтвердили результаты НООДУ. Миф о том, что наше образование – одно из лучших в мире, если и не был полностью разрушен, был серьезно поколеблен. Первой реакцией общественности, в том числе и педагогической, было недоверие и поиск виноватых. Назывались самые разные внешние по отношению к состоянию образования причины, которые могли отрицательно повлиять на результаты: неправильные вопросы, неправильно проведенное тестирование, неверная обработка данных, психологическая неготовность учащихся и др. Нужно было время для того, чтобы осознать, что внешними причинами результаты не объясняются. Полученные в 2009 году результаты НООДУ, а затем и появившийся отчет по PISA 2009 г. вновь подтвердили крайне низкие результаты учащихся и по местным, и по международным стандартам. И хотя по обоим исследованиям отмечался небольшой положительный сдвиг, он мало сказывался на тяжелом в целом положении в образовании страны. Уже после 2007 года произошли некоторые подвижки в отношении к образованию. После результатов 2009 года появилась необходимость принятия немедленных и серьезных мер.

В презентации приведен пример результатов тестирования учащихся по чтению и пониманию в 8 классе в целом по стране. Диаграммы демонстрируют, некоторый позитивный сдвиг результатов 2009 года по сравнению с 2007 годом: процент учащихся на уровне ниже базового в 2009 году сократился на 6.7%, а на уровне выше базового и высоком вместе взятых учащихся стало больше на 9.3%. Приведенные далее примеры таблиц показывают, в каких разрезах представлены данные в отчетах, и кому они адресованы. Примеры таблиц демонстрируют представление результатов по стратам, а также по структурным элементам оценивания навыков чтения. Приведенные примеры демонстрируют проблемные зоны, существующие в области чтения. Так самым очевидным выводом является вывод об очень большом неравенстве в образовании столичных школьников по сравнению со школьниками села и малых городов, а также между обучением на кыргызском и узбекском языках и обучением на русском языке. Другой вывод НООДУ говорит о слабом развитии навыков чтения и работы с информацией, что является серьезной проблемой в овладении всеми предметами школьной программы.

Для более глубокого понимания причин полученных результатов предназначен другой инструмент оценивания – анкеты. В НООДУ были использованы анкеты для учащихся, для администрации школ и для учителей.

Результаты анкетирования показали, что невозможно выявить одну или несколько причин, воздействовав на которые можно исправить ситуацию в образовании. Необходимо комплексное и долговременное воздействие. Наиболее остро стоит вопрос с наличием в школах достаточного количества квалифицированных учителей. Это касается и начальной и средней школы. Особенно негативно это сказывается на предметах естественно-научного цикла, где наблюдается самый большой дефицит учителей. В целом отсутствие квалифицированных учителей, отсутствие методической помощи, а также учебной базы (достаточного количества учебников, лабораторий, дополнительной литературы и проч.) делают невозможным качественное обучение в школе. В презентации предлагаются примеры результатов анкетирования. Так, исходя из полученных данных анкеты, среди опрошенных учителей начальной школы 81.3% имеет педагогический стаж более 15 лет, что примерно на 4% больше, чем в 2007 году. От 4 до 15 лет проработали 16.8% учителей и всего 1.9% - менее 4 лет. Это означает, что за последние 15 лет все меньше и меньше молодых кадров выбирают профессию учителя. В старшей школе картина несколько иная, но и здесь большинство учителей (67%) пришли работать в школу более 15 лет назад. В 2007 году этот процент составлял 57.1%. Всего 6.3% начали свою педагогическую деятельность в течение последних 3 лет и 6.3% проработали от 4 до 6 лет. От 7 до 15 лет проработали 20.3% учителей.

Примеры представления данных, демонстрирующие влияние на результаты оценивания использования тех или иных стратегий обучения показывают, что использование в работе с учащимися эффективных стратегий, то есть. требующих некоторой самостоятельной продуктивной работы, существенно влияет на повышение тестовых баллов.

В результате проведенного исследования были сделаны выводы. Часть из них представлена в данной презентации:

  • У учащихся существуют серьезные проблемы с пониманием письменного текста, что отрицательно сказывается на освоении всех предметов школьного цикла.

  • Наблюдается дефицит учителей, особенно учителей, имеющих необходимую для преподавания своих предметов квалификацию. У учителей отсутствует материальная

  • Учебный материал, изучаемый по разношерстным учебникам и программам, не связан едиными стандартами и требованиями.

  • Основным методом работы в классе и дома является заучивание, чтение и пересказ учебного материала.

  • Большой процент учащихся не имеет доступа к источникам информации.

  • Прослеживается недостаток внимания родителей к проблемам образования своих детей.

  • Учителя имеют слабую методическую подготовку (некачественная подготовка в вузах), неэффективная система повышения квалификации. Отсутствие методической литературы.

  • Дошкольная подготовка не является доступной, особенно в сельской местности.

  • Повсеместно отмечается недостаток образовательных ресурсов, особенно с сельских школах и школах малых городов, является влияющим фактором.

Были предложены рекомендации, некоторые из которых также представлены в презентации:

  • Необходимо срочное и существенное инвестирование в образование.

  • Воздействие на образование должно носить системный и долговременный характер.

  • Повышение качества педагогических кадров требует пересмотра программ обучения учителей и всей системы повышения их квалификации.

  • Необходимо определить обязательный минимум качественных ресурсов образования и обеспечить им каждую школу.

  • Проводить целевую работу с учащимися и школами, имеющими наиболее неблагоприятный социально-экономическим статус.

  • Увеличить количество детских садов, продумать доступ к дошкольному образованию в сельских регионах.

  • Включить в школьную программу такие материалы для чтения, которые наиболее интересны учащимся, соответствуют их возрасту

  • Продолжить работу по введению современных стандартов образования

  • Обеспечить новые стандарты, разработанные в соответствии с ними учебными программами, учебными комплексами.

  • Возродить в вузах кафедры методики преподавания школьных предметов.

  • Направить усилия на реальное повышение престижа учителя, используя экономические рычаги (ликвидировать перегруженность учителя, стимулировать повышение учителем своей квалификации, предусмотреть систему поощрения, предоставления возможности школьной администрации поощрять учителей).

  • Изменить систему формирующего и итогового оценивания…

Использование результатов НООДУ – дело не одного дня. Трудно себе представить, что накопившиеся за долгий период глубокие проблемы могут быть исправлены за год или два. Более того, осознание реального положения дел, роли мониторинговых исследований (национальных и международных) в принятии различного уровня решений и даже сама необходимость проведения диагностических исследований на постоянной основе приходят постепенно, не вдруг. Необходимы также знания того, каким образом использовать результаты таких исследований для реформирования образования и опыт (который также не страхует от ошибок). Сегодня мы можем сказать, что в Кыргызстане уже такой опыт уже существует. Возможно, что предпринимаемым усилиям не хватает скоординированности, не всегда полученный результат отвечает ожиданиям, тем не менее происходит нелегкий поворот от малоконтролируемых, разрозненных, разнонаправленных и кратковременных воздействий на образование к системе мер, основанных на результатах страновых и международных мониторингов. В презентации показаны примеры таких мер:

  • Повышена зарплата учителям, изменена структура оплаты труда.

  • Разработан и в 2009 году принят новый рамочный курикулум, где акцент обучения переносится с процесса на результат.

  • Разработаны предметные курикулумы для начальной школы. Новые курикулумы, обеспеченные учебниками и методическими пособиями для учителей ввели с первого класса.

  • Дорабатываются курикулумы для средней (5-9 классы) школы.

  • Разрабатываются курикулумы для старшей школы и для профильных классов.

  • Определены компетенции, которыми должны обладать учащиеся не только на выходе, но и на промежуточных этапах (4 класс, 9класс).

  • Меняются подходы к оцениванию индивидуальных успехов учащихся (внедряется формирующее оценивание, проводятся курсы для учителей по оцениванию успехов учащихся в классе).

  • Ведется работа по изменению формы итогового оценивания в 9 и 11 классах и др.

  • Разрабатываются подходы к уменьшению нагрузки учащихся (3 варианта сокращения часов).

  • Решается проблема дошкольного образования (общинные и сезонные детсады, дошкольная подготовка – 240 годовых часов).

  • Работает программа разработки и оснащения школ учебниками.

  • Вводится подушевое финансирование в школах.



Похожие:

Использование результатов национальных мониторингов на уровне страны. Кейс Кыргызстана iconОценки и развития потенциала управленцев
«знаниевый» компонент компетенции, «опытный» компонент ком­петенции, трансформационное лидерство, кейс-тест, диагностическая функция...
Использование результатов национальных мониторингов на уровне страны. Кейс Кыргызстана iconНовая методика оценки и развития потенциала управленцев
«знаниевый» компонент компетенции, «опытный» компонент ком­петенции, трансформационное лидерство, кейс-тест, диагностическая функция...
Использование результатов национальных мониторингов на уровне страны. Кейс Кыргызстана iconОсновы кейс-метода когда возник кейс-метод и как развивался
Как специфический метод обучения, применяется для решения свойственных ему образовательных задач. Основными проблемами кейс-метода...
Использование результатов национальных мониторингов на уровне страны. Кейс Кыргызстана icon«Конкурс кейс стади среди преподавателей вузов Кыргызстана»
Госдепартамента США. Вы получаете данное сообщение либо потому, что Вы являетесь выпускником программы обмена, спонсируемой правительством...
Использование результатов национальных мониторингов на уровне страны. Кейс Кыргызстана icon«Конкурс кейс стади среди преподавателей вузов Кыргызстана»
Госдепартамента США. Вы получаете данное сообщение либо потому, что Вы являетесь выпускником программы обмена, спонсируемой правительством...
Использование результатов национальных мониторингов на уровне страны. Кейс Кыргызстана iconЛитература общие вопросы медицины 61(075. 5)
К 33 Кейс С. М. Создание письменных тестовых вопросов по базисным и клиническим дисциплинам/ С. М. Кейс, Д. Б. Свэнсон. Филадельфия,б/г....
Использование результатов национальных мониторингов на уровне страны. Кейс Кыргызстана iconИтоговый отчет по проекту
...
Использование результатов национальных мониторингов на уровне страны. Кейс Кыргызстана iconКейс-метод в обучении персонала в арсенале менеджера по персоналу есть множество методик. Все они, как правило, направлены на
Сегодня же речь пойдет о методе, который по праву можно считать уникальным, а именно о кейс-методе. Его уникальность заключается,...
Использование результатов национальных мониторингов на уровне страны. Кейс Кыргызстана iconРабочая программа педагога
«Информатика и икт» на базовом уровне. Преподавание обновленного курса «Информатика и икт» в старшей школе на базовом уровне ориентировано...
Использование результатов национальных мониторингов на уровне страны. Кейс Кыргызстана iconРабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки
Целью дисциплины является изучение основных теоретических положений, раскрывающих сущность экономических явлений и процессов, которые...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница