Период: с 11. 01. 2011 по 31. 05. 2012 г г. Заместитель директора по увр




Скачать 255.5 Kb.
НазваниеПериод: с 11. 01. 2011 по 31. 05. 2012 г г. Заместитель директора по увр
Дата21.10.2012
Размер255.5 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
Анализ введения ФГОС второго поколения
на ступени начального общего образования


МБОУ «Лицей № 6»

(период: с 11.01.2011 по 31.05.2012 г.г.)


Заместитель директора по УВР

Шаталова И.Н.


Истинная цель просвещения – не в том,

чтобы сообщить людям определённую сумму сведений

по различным наукам, а в том,

чтобы пробудить в каждом человеке творца,

духовно активную личность – и в этом счастье.

М. В. Ломоносов

МБОУ «Лицей № 6» с 2011 года участвует в введении Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Педагогический коллектив с августа 2009 года активно включился в изучение, а затем в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

С принятием документа «Наша новая школа» наступил новый этап модернизации образования, который повлек за собой изучении и введение ФГОС 2-го поколения.

Наш педагогический коллектив в особенности начальная школа претворяла в жизнь

ПРОГРАММУ ИЗУЧЕНИЯ И ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ МО УЧИТЕЛЕЙ 1 СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ

2009-2010 учебный год

Август Образовательный стандарт - это инструмент обеспечения качества образования подрастающего поколения.

Ноябрь Структура и содержание ФГОС второго поколения.

Февраль Отличия образовательных стандартов первого и второго поколения (работа в группах)

Апрель Внедрение ФГОС второго поколения в начальной школе.

2010 – 2011 учебный год

Сентябрь Круглый стол «Пути обновления методической деятельности учителя начальных классов, осваивающего ФГОС 2-го поколения»

Ноябрь Требование к результатам освоения основных образовательных программ - системообразующее требование в стандартах.

Январь Использование новых технологий учебно-воспитательной деятельности, обеспечивающей результаты, обозначенные в Стандартах второго поколения.

Март Организация проектной и исследовательской деятельности с обучающимися.

Май Обеспечений взаимодействия с родителями. Разработать сценарий родительского собрания о введении ФГОС, обозначив их актуальность.

2011 – 2012 учебный год

Август Форум «Стандарты начального образования приняты и реализуются. Что дальше?»

Для выполнения данных задач каждый учитель выбрал методическую тему по самообразованию, интересующую его на данном этапе педагогической работы, учитывая общешкольную методическую тему. Со своими наработками по теме учителя знакомили своих коллег на практике во время открытых уроков, при взаимопосещении уроков, на заседаниях МО (каждый педагог выступал с теоретической частью своей методической темы), педагогических советах.

На заседаниях МО учителя не только заслушивали доклады своих коллег, но и делились личным опытом, творческим поиском, методическими наработками по данной теме, также учителя разработали серию уроков, затем реализовывали проекты на практике, анализировали и корректировали деятельность.

В результате работы были получены положительные результаты:

- разработаны кейсы (методические материалы соответствующих тематик);

- создание школьной медиатеки (электронные учебные материалы);

- все члены МО были активными участниками решения обозначенных проблем.

Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала школы. Возможность апробации условий введения ФГОС второго поколения на базе МБОУ «Лицей № 6» была рассмотрена на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, методическом и педагогических советах. Проведен анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного обеспечения используемого для организации системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе – внеучебной деятельности учащихся.

При планировании методической работы школы педколлектив стремился отобрать те действенные формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой, и учителями начальных классов:

  1. Тематические педагогические советы.

  2. Методические советы (сентябрь-май).

  3. Работа предметных кафедр, методического объединения и творческих групп.

  4. Работа учителей над темами самообразования.

  5. Открытые уроки, их анализ.

  6. Взаимопосещение и анализ уроков.

  7. Предметные и методические недели.

  8. Круглые столы и семинары.

  9. Индивидуальные беседы по организации и проведению урока.

  10. Организация и контроль курсовой подготовки учителей.

  11. Аттестация.

В целях повышения профессиональной компетенции педагогические работники нашего лицея прошли обучение на курсах в Кинпо ФПК.

Курсовая подготовка учителей

Внедрение стандартов нового поколения предполагает развитие учительского потенциала, уровень их квалификации, непрерывность профессионального развития.

            Особую значимость приобретают курсы для учителей, принимающих детей в 1 класс в новом учебном году, с целью обучения способам организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества на основе системно - деятельностного подхода.

Для введения ФГОС педагогами были выбраны учебно-методические комплексы, утверждены учебные планы для 1 х классов куда вошли 10 часов внеурочной деятельности.


МБОУ «Лицей № 6» с 2011-2012 учебного года стала областной стажировочной площадкой по теме «Развитие универсальных учебных действий у обучающихся начального общего образования»

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения задают новые ориентиры развития системы образования. С помощью специальных анкет в школе была проведена оценка условий обучения учащихся в школе, включающая характеристику: участка и здания школы, оборудования, воздушно-теплового режима, естественного и искусственного освещения, организации учебного процесса, школьного питания учащихся, а также оснащение медицинского кабинета оборудованием и инструментарием.

На сегодняшний день начальная школа оснащена техническими средствами обучения: телевизорами, DVD плеерами, 7 компьютерами, 1 интерактивная доска, мультимедиа проекторами – 5 шт., принтерами – 6 шт., имеются печатные и электронные носители образовательной информации, аудио и видеоматериалы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные средства обучения. В результате всех проведенных исследований условия были признаны удовлетворительными.

Педагогическим коллективом школы была проделана огромная работа в рамках введения ФГОС второго поколения и работы стажировочной площадки. Проведена экспертиза базисного учебного плана, его соотношения с учебно-методическими комплектами; требований к структуре основной общеобразовательной программы начального общего образования, её ресурсному обеспечению и результатам освоения.

В школе была собрана вся нормативно-правовая база Федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующая деятельность по внедрения ФГОС. Для классов, участвующих в введении и в работе стажировочной площадки, разработана образовательная программа, определяющая максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеучебной деятельности.

Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта: оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации., 1 – а (учитель Чупахина Т.А.) – обучается по УМК «Перспектива», 1 – б (учитель Хорошанская В.П.), 1 – г (учитель Бажина В.В.) – обучается по УМК «Начальная школа 21 века», 1- в класс (учитель Ирхина И.В.) – УМК «Школа России». Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.

Разработаны рабочие программы по всем образовательным областям представленных УМК. Составлены календарно-тематическое планирования с указанием формируемых универсальных учебных действий (личностных, метапредметных, предметных).

К квалификации педагогов, работающих по новым ФГОС, были выдвинуты следующие требования:

не менее 5 лет педагогического стажа;

не менее одного выпуска;

имеют опыт организации учебного процесса на деятельностной основе;

владеют ИКТ- технологиями и используют их в обучении.

К участию в работе стажировочной площадки были привлечены учителя начальных классов лицея: Чупахина Т.А. и Бажина В.В., а также Хорошанская В.П. и Ирхина И.В.

В течение всего учебного года педагоги нашего лицея отслеживали и внедряли в своей деятельности технологии достижения планируемых результатов освоения программ начального образования. С первых дней педагогами школы ведется образовательный мониторинг. Условием изучения результатов усвоения обязательного программного материала является поэтапность:

I этап - изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению в данном классе;

II этап - анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики;

III этап - итоговая диагностика, ставящая целью определение уровня готовности учащихся к обучению на следующей ступени.

Диагностический анализ даёт возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала:

• выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого ученика, класса;

• определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;

• выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;

• дифференцировать учащихся по успешности обучения.

В начале сентября в классах был проведен мониторинг готовности первоклассников к обучению. Его целью являлась оценка адаптационного потенциала первоклассников в начальный период обучения. Оценка процесса адаптации проводилась через:

-анализ собственной продуктивной деятельности ребенка и результатов его психологического тестирования;

-восприятие учителя (который взаимодействует с ребенком в школе);

-восприятие родителя (который видит проявление реакций адаптации ребенка в домашней обстановке).

Входные диагностики были направлены для выявления состояния зрительного восприятия, мелкой моторики руки, пространственного восприятия, умения ориентироваться на плоскости, фонематического слуха и фонематического восприятия. Результаты входной диагностики показали, что 35% учащихся имеют высокий уровень, 52%- средний уровень и 17% -низкий уровень. Полученные данные использованы для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку при обучении в 1 классе.





Для совершенствования навыков чтения на каждого учащегося заведены «Лесенки достижений». Ожидаемые результаты: беглое, безошибочное, выразительное чтение. В течение года учителями и самими учащимися вносились данные об успехах и продвижении по лесенке успешности. К концу года большинство детей читали текст целыми словами, а скорость чтения была такова от 21 до 134 слова в минуту.




Достижения младших школьников в освоении приобретённых умений и навыков по основным предметам, записывались учителем, а чаще самими учениками в именованный «Лист индивидуальных достижений». По мере изучения учебного материала, ребёнок, закрашивая очередной квадратик «достижений», отмечал уровень развития своих универсальных учебных действий. Таким образом, учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки самоконтроля и умения сравнивать свои достижения с эталоном. Навыкам самостоятельно принятого решения в организации дифференцированного контроля результатов обучения, способствовали и контрольные работы разноуровнего характера. Эти тестовые работы позволили оперативно отслеживать и регулировать качество усвоения обучающимися учебного материала, совершенствовать контрольно-аналитические умения школьников, обеспечивать условия для их дальнейшего развития.


Творческой группой разработаны диагностические карты (приложение 2), материалы мониторинга сформированности универсальных учебных действий. Для заполнения этих карт привлекаются классные руководители и психологи ОУ.

В течение учебного года педагоги школы вели творческие рабочие группы по реализации ФГОС НОО «Формирование УУД на уроках математики, русского языка в начальной школе в рамках введения ФГОС» и «Разработка ОП, сопровождение, оценивание личностных результатов учащихся 1 класса в рамках введения ФГОС, участниками которых стали учителя начальных классов школ района, методисты УО, руководители школьных МО учителей начальных классов. Были проведены семинары на базе школы по проблемам ФГОС. Тематика семинаров была различной, например: «Формирование универсальных учебных действий», «Организация внеурочной деятельности в начальной школе».

В соответствии с планом ВШК и МО Лицея в сентябре была проведена входная диагностика сформированности универсальных учебных действий (УУД) у учащихся 1-х классов. А затем в декабре. Данная диагностика не преследовала цели сравнения классов между собой, а проводилась для установления фактического уровня сформированности УУД на начало года обучения, конец 1-го полугодия, конец учебного года.

По итогам диагностики была спланирована работа по повышению психолого-педагогической компетентности учителей по вопросам формирования УУД, привлечению педагогов-психологов учреждений.













В конце учебного года была проведена интегрированная проверочная работа за 1 класс (по контрольно-измерительным материалам ФГОС второго поколения).

Работу выполняли учащиеся первых классов. Ими была выполнена как основная работа, так и задания дополнительной части. По результатам проверочной работы учащиеся были распределены на 3 группы:

По русскому языку:

Группа детей, достигших высокого уровня – 34%

Группа детей, достигших средний уровень – 47%

Группа детей, достигших ниже среднего уровня – 7 %

Группа риска составила – 0 %


Процент обученности детей в 1 классах составил – 100 %.


% качества образования по русскому языку по классам составил:




По математике:

Группа детей, достигших высокого уровня – 56%

Группа детей, достигших средний уровень – 27%

Группа детей, достигших ниже среднего уровня – 17 %

Группа риска составила – 0 %


Процент обученности детей в 1 классах составил – 100 %.


% качества образования по математике по классам составил:





Некоторое общее затруднение вызвали задания, связанные с недостаточной сформированностью логических отношений «больше–меньше», с умением правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв списать текст, знанием способов обозначения мягкости согласных при письме.

Материалы, процедура, итоги контрольной комплексной итоговой работы были проанализированы и доведены до сведения родителей.

Всеми учителями экспериментальных классов заведены «Портфолио». Его составляющими компонентами являются:

-лучшие творческие работы ученика,

- листы индивидуальных достижений.

- лесенки достижений,

- стартовая диагностика,

- итоговые контрольные,

- читательские дневники,

- грамоты, благодарственные письма, дипломы,

- фотографии и др.


Учебный процесс в лицее ведётся с учётом здоровьесберегающих технологий. В течение года проводились исследования работоспособности учащихся в течение недели, составлена шкала для оценки уровня здоровья учащихся в зависимости от степени адаптации, проведены исследования общего физического развития обучающихся.

Выводом из всего сказанного выше является то, что в целом подходы стандарта предопределяют аналогичный тип отношений между учителем и учащимся – на основе принятия взаимных обязательств (договоренностей) в отношении изучаемого содержания образования и уровня его освоения, составляющих основной предмет их взаимодействия. Тем самым закладываются основы для реализации педагогики сотрудничества. Практическая значимость диагностических исследований заключается в том, что систематизированные качественные характеристики и показатели образовательного мониторинга позволяют определить фактический уровень успешности обучения и развития учащихся.

На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведется работа по профилактике переутомления учащихся. Не только педагогами, ведущими уроки и внеурочные занятия, но и психологом, логопедом, медсестрой осуществляется контроль и корректирование функционального состояния ребенка. Организовано двухразовое горячее питание: дети своевременно завтракают и обедают. После уроков обучающиеся ежедневно при любой погоде, совершают прогулки на свежем воздухе, в парке. Каждая минута, проведенная в школе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет его представления об окружающем мире. В классах у детей сложились доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. В школе созданы все условия для  обеспечения учащихся горячим питанием (100% охвата), что дает возможность избежать и снизить заболевания желудочно-кишечного тракта.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения, проводятся физминутки после каждой фазы умственного утомления, наступающей через каждые 10-15 минут у значительной части учащихся класса.

Кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, проводится эмоциональная разгрузка, ведется строгий контроль за соблюдением учащимися правильной осанки и чередованием работы в течение урока. Физкультминутки проводятся, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами двигательной активности и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

Базисный учебный план стандарта второго поколения отводит 10 часов на внеучебную деятельность. Родителям первоклассников было предложено поучаствовать в анкетировании по пребыванию ребёнка в школе во второй половине дня, с целью получения дополнительного образования, результатом стало, что большинство родителей имеют положительный отклик на данное предложение: 87 % родителей готовы делегировать школе организацию досуга своих детей, 8% затруднились ответить, 5 % родителей предпочитают организовать вторую половину дня ребенка сами или в учреждениях дополнительного образования.




Внеучебная деятельность представлена следующими направлениями:




При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта:

  • Картинной галереи имени А.А.Дейнеки ;

  • Курского краеведческого музея;

  • Художественной школы № 1 им. Н.Я. Пекарского;

  • Центр технического творчества;

  • Музея «Юные защитники Родины».


Итогом работы кружков стали следующие мероприятия:

  • «Хочу всё знать», «Занимательная математика», конкурс «Эрудит»

  • «Я – ученик» - посвящение в лицеисты

  • «Доктор Здоровей-ка», «Здоровей-ка», ОФП - соревнования между классами

  • «Ритмика», «я», «Флористика», «Изостудия», - выставка работ

  • «Учусь создавать проект», «Земля – наш дом»; - демонстрация работ, выполненных на компьютере.

1.7 Неаудиторная занятость (внеурочная деятельность) реализуется по направлениям развития личности и представлена следующими программами:«Доктор Здоровей-ка» - курс включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

  • «Юный краевед» - Важной задачей курса является включение ребенка в исследовательскую деятельность, т.е. в процесс познания мира, своего «я» и себя в меняющемся мире. Основой включения в такую деятельность выступает развитие исследовательских умений учащихся. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.

  • «Земля - наш дом» - Цели и задачи курса: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­ образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

  • «Риторика», - Назначение программ – способствовать воспитанию у детей интереса и внимания к слову, развитию их лингвистического мышления, языковой интуиции, творческих способностей и практических умений, дальнейшее воспитание у детей интереса к раздумьям о языке, развитие их лингвистического мышления, накопление опыта практической работы с языковым материалом – со словами, предложениями, текстами. Через игру, конструирование, редактирование, различные виды творческой деятельности младшие школьники будут обогащать свои представления о языке и совершенствовать умение им пользоваться в процессе общения.


«Флористика» - Цель программы: формирование творческой личности средствами театральной педагогики, эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества, сотрудничества. Задачи программы:

раскрытие индивидуальных способностей детей через упражнения, этюды с куклами, театральные игры, сочинения историй, сказок;

развитие речевого аппарата и пластической выразительности движений при работе с театральной куклой, упражнения на развитие речи и на дыхание;

развитие основных психических процессов и качеств: восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, воображения, фантазии, коммуникабельности, смелости публичного выступления, чувства ритма, через театрализованные игры, упражнения и этюды с куклами;

обогащение духовного мира через знакомство с музыкой, литературой, изобразительным искусством, изготовление масок, декораций, костюмов, участие в подготовке и проведении театрализованных представлений;

воспитание уважения и любви к русской народной сказке.

  • «Мой двор» - Формирование личностных качеств воспитанников как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.

Задачи курса:

1. Формировать у детей представления о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения. 

2. Знакомить воспитанников с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.

3. Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.

4. Развивать внутреннюю убежденность в востребовании воспитанника обществом.

5. Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.

6. Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других


«Учусь создавать проект», «Юные защитники Родины» - Курс адресован ученикам 1–4-х классов. Его целью является формирование у детей интереса к проектной деятельности, повышение ее эффективности и развитие творческих способностей личности на основе художественно-конструкторских видов деятельности. В содержание работы детей входит выполнение творческих заданий, решение задач изобретательского и рационализаторского характера, выполнение комплексных проектов, их презентация и защита.


Внеучебная деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; формирует у ребенка готовность и привычку к творческой деятельности; повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Нетрадиционная форма проведения занятий позволяет интересно организовать досуг детей.

Важный аспект апробации ФГОС второго поколения – активная работа с родительской общественностью. Мы обсуждали проект стандартов с родителями, они считают важным результатом образования считается формирование личности и гражданской позиции школьников.

С родителями будущих первоклассников интенсивно проводится информационная работа по вопросам обучения и воспитания детей. В сотрудничестве с родителями был проведен социологический мониторинг с целью выявления объективной социально-педагогической ситуации в 1 классах. Опыт первого года введения ФГОС второго поколения позволил сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения давно назрело. Активно привлекаются к организации внеурочной деятельности родители обучающихся. Так за 2011-2012 год совместно с ними были проведены такие мероприятия как: «Осенняя ярмарка», «День матери», «Веселый Новый год» и др.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения устанавливают не только требования к качеству подготовки учащегося, но и требования к кадровым условиям реализации образовательной программы, которые включают:

  • укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками;

  • высокий уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;

  • непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения.

Роль методической работы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приёмы и формы обучения и воспитания.

Но и новый учитель должен обладать следующими профессиональными и личностными качествами.

Работа МО начальной школы в нашем лицее – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а, в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования.

Работа методического объединения учителей начальных классов планируется и осуществляется с учетом современных требований к образованию и преподавателю и включает поиск оптимального содержания образования.

Задача нашего методического объединения учителей начальной школы состоит в совместных усилиях педагогов при создании благоприятной атмосферы, удовлетворяющей желание каждого учителя участвовать в процессе обновления, атмосферы взаимопонимания, доверия и творчества.

Одной из продуктивных форм работы с целью взаимообогащения знаниями, развития инициативы и творческого роста профессионального мастерства педагогов является работа педагогического коллектива и каждого учителя в отдельности над методической темой, выбор которой зависел от определенных сложностей в воспитании и обучении учащихся данного учреждения.

Чтобы этого достичь мы проводим подготовку педагогических и руководящих кадров к введению ФГОС. Она включает в себя три основных компонента: 

  • педагогическое сопровождение (курсовая подготовка);

  • научно-методическое сопровождение (сопровождение разработки основных образовательных программ и их экспертиза, анкетирование учителей на предмет выявления трудностей, круглые столы и педагогические мастерские по обмену опытом, проблемные семинары и т. д.);

  • организационно-нормативное сопровождение (разработка алгоритмов введения ФГОС на разных уровнях, участие в экспертизе готовности школ к введению стандарта, осуществление мониторинга введения ФГОС в школах).

Учителя следует ориентировать на такие виды профессиональной деятельности, которые позволяют:

  • выстраивать образовательный процесс, направленный на достижение учащимися новых образовательных результатов в соответствии с их возрастными особенностями;

  • осуществлять подбор содержания, методов и технологий обучения на основе деятельностного подхода;

  • использовать разнообразные формы организации учебной деятельности учащиxся;

  • разрабатывать планы уроков, позволяющие строить индивидуальные маршруты учащихся, в том числе через организацию групповой работы;

  • использовать стратегии проектного, модульного обучения, методически обусловленные возрастными и личностными особенностями школьников;

  • разрабатывать формы оценки новых образовательных результатов (как предметных, так личностных и метапредметных);

  • проектировать и осуществлять профессиональное самообразование;

  • использовать средства ИКТ для организации собственной профессиональной педагогической и исследовательской деятельности.

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами как умение читать и писать.
Требования ФГОС к метапредметным  результатам освоения основной программы для начальной школы: 
1) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 
2) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Новые квалификационные характеристики должностей работников образования требуют от учителя владения наравне с профессиональными и правовыми компетентностями, владение и информационными и коммуникативными компетентностями. . В свете этих требований в лицее ведется большая работа по обучению педагогов использованию ИКТ в образовательной деятельности.
Обучение учителей проходит как внутри, так и вне учреждения по следующим темам: «Использование социальных сервисов web 2.0 в учебном процессе», «Введение в информационные образовательные технологии 21 века Intel «Обучение для будущего», «Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», «Информационные и коммуникационные технологии в начальной школе», «Внедрение свободного программного обеспечения в образовательный процесс» и др.

Также оказывалась помощь в виде обучающих семинаров, которые проводили собственными силами и методическая поддержка учителям, активно использующим новые информационные технологии в учебном процессе. Активно используются устные консультационные услуги  учителям и администрации по практическому использованию аппаратных и программных средств.

В течение года ведется административный контроль по использованию ИКТ на уроках по темам: «Применение информационных технологий в работе с одаренными детьми», «Использование Интернет-ресурсов», «Использование информационных технологий в начальных классах», «Интерактивные доски в образовательном процессе».

Следует отметить, что, помимо обозначенных выше задач, существует ещё ряд направлений, заслуживающих особого внимания:

  • подготовка кадров региональных стажёрских площадок, на которых будет происходить распространение опыта школ-лидеров по введению ФГОС;

  • активный переход на новые формы повышения квалификации работников образования в условиях введения ФГОС: тренинги, мастер-классы, стажировки, корпоративные формы повышения квалификации, обмен накопленным опытом, конкретными примерами реализации;

  • разработка и реализация системы нормативно-методического сопровождения введения ФГОС и др.

Проведены классные и общешкольные родительские собрания, где родителям была дана информация о переходе школы на новые ФГОС, представлена программа действий по реализации стандартов (в рамках пилотной школы).

Составлен план совместной деятельности по преемственности с дошкольными образовательными учреждениями по введению ФГОС.

1. Организовано информирование участников образовательного процесса и изучение общественного мнения родителей (законных представителей обучающихся) по вопросам введения ФГОС НОО

2. В публичном докладе общеобразовательного учреждения за 2010-2011 учебный год имеется раздел, содержащий информацию о ходе введения ФГОС НОО.

3. Размещена информация о ходе введения ФГОС НОО на сайте лицея.

Педагогический коллектив лицея считает, что успех реализации стандартов второго поколения в большей степени зависит от учителя. На протяжении учебного года шло активное освещение и разъяснение концепции государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения среди педагогических работников школы, организованное в ходе повышения ими квалификации

Результаты психолого-педагогического мониторинга, проводимого в 2011-12 учебном году в 1 классах, позволяют сделать вывод, что включение в контрольно-оценочную систему школы заданий УУД показало интерес учащихся к обучению, а также их творческую самостоятельность; создает благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов; помогло

оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных областей знаний.

Первый год введения ФГОС НОО показал как свои положительные стороны, так и выявил ряд проблем, с которыми столкнутся в следующем году многие ОУ города:

- отсутствие свободных помещений для занятий внеурочной деятельностью;

- необходимость привлечения специалистов дополнительного образования для организации занятий внеурочной деятельностью.

- необходимость введения ставок воспитателей ГПД или освобожденных классных руководителей для проведения занятий и контроля во второй половине дня. Отсутствие данной ставки перекладывает обязанности воспитателей ГПД на учителей, участвующих в апробации, это приведет к их значительной переработке, что является нарушением трудового законодательства;

- недостаточность оснащения современными техническими средствами в каждом отдельном классе;

- отсутствие комнат релаксации для детей с ослабленным здоровьем, которым необходим дневной сон и дополнительный отдых.


Май 2012 года





Похожие:

Период: с 11. 01. 2011 по 31. 05. 2012 г г. Заместитель директора по увр iconУчебный курс по теме Взаимодействие пед
Согласовано: Заместители директора: Зам директора по увр пасечникова Н. В. Зам директора по увр попова Н. В. Зам директора по увр...
Период: с 11. 01. 2011 по 31. 05. 2012 г г. Заместитель директора по увр iconПрограмма информатизации
Ребенок А. А., учитель информатики, Тарасова Т. Н., директор школы, Панфилова Т. А., заместитель директора по увр, Микрун Е. В.,...
Период: с 11. 01. 2011 по 31. 05. 2012 г г. Заместитель директора по увр iconСоставитель Л. М. Рыбченкова
Руководительш мо заместитель директора по мнр заместитель директора по увр директор
Период: с 11. 01. 2011 по 31. 05. 2012 г г. Заместитель директора по увр iconПубличный отчет директора муниципального общеобразовательного учреждения
Казанцева М. В., заместитель директора по увр моисейкина О. В., Аржанова О. Г., заместитель директора по вр крылова С. Г., социальный...
Период: с 11. 01. 2011 по 31. 05. 2012 г г. Заместитель директора по увр iconУвр (безопасность) Тураносов Э. Д. Зам директора по увр (КТ) Петренко М. И. Зам директора по ахр якубец Т. О
Утверждаю: Заместители директора: Директор школы-интернатаЗам директора по увр пасечникова Н. В. Тураносова В. Н. Зам директора по...
Период: с 11. 01. 2011 по 31. 05. 2012 г г. Заместитель директора по увр iconУвр (безопасность) Тураносов Э. Д. Зам директора по увр (КТ) Петренко М. И. Зам директора по ахр якубец Т. О
Утверждаю: Заместители директора: Директор школы-интернатаЗам директора по увр пасечникова Н. В. Тураносова В. Н. Зам директора по...
Период: с 11. 01. 2011 по 31. 05. 2012 г г. Заместитель директора по увр iconОрдина Светлана Ивановна Заместитель директора по увр – Глебова Татьяна Николаевна Заместитель директора по увр – Кузнецова Елена Валентиновна Организационная структура управления образовательным учреждением
Муниципальное образовательное учреждение Нижнеенангская средняя общеобразовательная школа было открыто в 1872 году. Школа расположена...
Период: с 11. 01. 2011 по 31. 05. 2012 г г. Заместитель директора по увр iconОтчет директора муниципального
Ванюхина С. А заместители директора по увр ковалева Н. В., Ермакова Т. Н. Филиппова Н. М., Елистратова Е. Л., Бельченко В. А.; заместители...
Период: с 11. 01. 2011 по 31. 05. 2012 г г. Заместитель директора по увр iconСправка по итогам самообследования учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Иркутска средней общеобразовательной школы №21 за 2009-2011 г г
Куликовой Е. Н., заместителем директора по увр, Минкиной Л. А., заместителем директора по увр, Камшило Т. А заместителем директора...
Период: с 11. 01. 2011 по 31. 05. 2012 г г. Заместитель директора по увр iconСогласовано: Заместители директора: Зам директора по увр пасечникова Н. В. Зам директора по увр попова Н. В. Зам директора по увр (безопасность) Тураносов Э. Д. Зам
Согласовано: Заместители директора: Зам директора по увр пасечникова Н. В. Зам директора по увр попова Н. В. Зам директора по увр...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница